24265

Общие особенности типов образовательных технологий (классификация В.Г.Гульчевской)

Лекция

Педагогика и дидактика

Однако ни одна из указанных попыток усовершенствования технологий формирующего обучения не привела к изменению характера самого процесса обучения, которое по-прежнему оставалось иллюстративно-репродуктивным. Не менялись соответственно и характерные признаки технологий технократического типа.

Русский

2014-12-19

52 KB

14 чел.

Лекции по курсу «Системы и технологии начального образования»

Тема 2. Общие особенности типов образовательных технологий

(классификация В.Г.Гульчевской)

Вопросы для рассмотрения:

  1.  Признаки технологий технократического типа (формирующего обучения).
  2.  Признаки технологий развивающего обучения.
  3.  Черты проблемно-поисковых технологий обучения.
  4.  Структура технологий моделирующего обучения (учебных игр).
  5.  Общность процедур коммуникативно-диалоговых технологий.
  6.  Признаки технологий личностно ориентированного обучения.

Вопрос 1. Признаки технологий технократического типа (формирующего обучения).

Само понятие формирующего обучения требует таких технологий, которые формируют в сознании учащихся сумму знаний, умений и навыков, определенных государственным стандартом образования.

Поэтому основными признаками технологий формирующего обучения являются:

  •  Знаниевая целевая ориентация
  •  Сообщение знаний и способов деятельности в готовом виде
  •  Многократное воспроизведение знаний
  •  Исполнительская позиция ученика в учебном процессе (объектная)
  •  Позиция педагога – информатор, управленец, контролер (субъектная).

Модель учебного взаимодействия: S       O

Технологии подобного типа называют еще технологиями традиционного обучения. В истории развития образования делались многократные попытки совершенствовать данные технологии, среди направлений совершенствования были:

- активизация деятельности учащихся путем сообщения целей обучения, использования игровых и занимательных форм и методов обучения;

  •  убеждение учащихся в личностной значимости знаний;
  •  использование более современных средств наглядности и др.

Однако ни одна из указанных попыток усовершенствования технологий формирующего обучения не привела к изменению характера самого процесса обучения, которое по-прежнему оставалось иллюстративно-репродуктивным. Не менялись соответственно и характерные признаки технологий технократического типа.

Вопрос 2. Признаки технологий развивающего обучения.

Технологии развивающего обучения могут использоваться лишь в условиях гуманистической образовательной парадигмы, реализующей идеалы развития творческого потенциала человека в ходе обучения, ориентации учащихся на самостоятельное освоение нового опыта, становления познавательных и личностных возможностей личности. Поэтому основными признаками технологий развивающего обучения являются:

  •  процессуальная целевая ориентация;
  •  процесс обучения представляет собой творческий поиск решения познавательных задач;
  •  познавательная рефлексия учащихся над результатом и процессом познания;
  •  преобладание активной позиции ученика  в учебном процессе (ученик не перестает быть объектом учебного взаимодействия, но чаще выступает субъектом);

Модель учебного взаимодействия: S         O

                                            S         S       

  •  позиция педагога – партнер по учебному исследованию.

Вопрос 3. Черты проблемно-поисковых технологий обучения.

Идеи обучения на проблемной основе впервые были высказаны американским психологом и педагогом-гуманистом Дж.Дьюи. В отечественной педагогике теория и практика проблемно-поискового обучения разрабатывалась в трудах Л.С.Выготского, С.Л.Рубинштейна, М.Н.Скаткина, И.Я.Лернера, М.И.Махмутова и др.

Общими чертами проблемно-поисковых технологий являются:

  •  Направленность на обучение мышлению и процедурам поисковой деятельности;
  •  Постановка учащихся в позицию исследователей, первооткрывателей;
  •  Столкновение учащихся с противоречиями между имеющимися у них знаниями и способами деятельности и подлежащими усвоению;
  •  Рефлексивная деятельность учащихся как в интеллектуальном, так и в эмоционально-личностном плане;
  •  Последовательность в технологии процедур, которые моделируют этапы мышления, решающего проблему: выделение и постановка проблемы; сбор данных; выдвижение гипотез; анализ данных; проверка гипотез; формулирование выводов; применение полученных знаний и способов деятельности как в типичной, так и в нетипичной ситуации.

Вопрос 4. Структура технологий моделирующего обучения (учебных игр).

В отличие от традиционного обучения, где дидактические игры выполняют вспомогательную роль (иллюстрации, стимулирования интереса, создания эмоционально-привлекательного фона урока) в развивающем обучении учебная игра моделирует процесс исследования реальной или имитационной проблемной ситуации, самостоятельного принятия решений в соответствии с правилами игры.

Возникнув в 70-80-е г.г. прошлого столетия как технология обучения в бизнес-школах и системе профессионального образования за рубежом, учебная игра быстро проникла во все сферы и системы образования.

Особенность технологий данной группы в том, что применимо к ним ко всем возможно говорить не об общих признаках, а о наличии у них инвариантных элементов структуры (М.В. Кларин называет их еще «этапами» технологии):

  1.  Ориентация. На данном этапе учитель представляет изучаемую тему, создавая проблемную ситуацию, подлежащую решению. Делает обзор общего хода игры и дает характеристику игровых правил.
  2.  Подготовка к проведению. На данном этапе учитель излагает сценарий (или составляет его вместе с учениками), распределяет роли, обсуждает или придумывает с детьми правила подсчета очков. На этом же этапе готовится игровая атрибутика. Эффективность игры повышается, если каждому ученику вручается описание его роли и игровых задач.
  3.  Проведение игры. Выполняя свои роли, ученики занимаются поиском способов решения учебной проблемы с соблюдением правил игры. Учитель направляет ход игры, также выполняя одну из ролей: судьи, ведущего, тренера и т.п.
  4.  Подведение итогов игры. Ученики под руководством учителя делают вывод о том, решена учебная проблема в ходе игры или нет. Если вывод положителен, то систематизируются полученные знания и способы деятельности. Если же проблема оказывается не решенной, то продумывается дальнейший ход игры.

Вопрос 5. Общность процедур коммуникативно-диалоговых технологий.

Методологической основой коммуникативно-диалоговых технологий является положение о том, что развивающим обучение может быть, если взаимодействие его субъектов будет строиться в формах учебного сотрудничества и общения учащихся с учителем и учащихся друг с другом. (А.Б.Воронцов, В.Т.Кудрявцев, В.В.Репкин, Г.А.Цукерман, Д.Б.Эльконин). Для всех технологий коммуникативно-диалогового обучения характерно наличие следующих процедур:

  1.  Постановка проблемы в виде такого вопроса, который вызывает потребность диалогового обсуждения (какой это может быть вопрос? – одинаково интересный и непонятный для всех).
  2.  Введение исходной информации, с использованием которой ведется диалоговое обсуждение (т.е. актуализируются имеющиеся у учеников знания и опыт).
  3.  Организация целенаправленного и упорядоченного хода обсуждения (поощряется высказывание собственной позиции, разных точек зрения, возможность критиковать высказываемые мнения, приводить собственную аргументацию. При этом обсуждение ведется с соблюдением придуманных вместе или предложенных учителем правил ведения дискуссии (в виде памяток, алгоритмов).
  4.  Анализ и оценка дискуссии. Данная процедура предполагает обсуждение с учениками как результата дискуссии (какие из предложенных точек зрения были интересны, какие не имеют отношения к решаемой проблеме), так и ее хода (соблюдались ли правила дискуссии).
  5.  Подведение итогов. Суммируются предложенные решения, делается вывод о способах решения учебной проблемы и о новом знании, полученном путем дискуссии.

Отличаются технологии данной группы друг от друга различной целевой направленностью, уровнями коммуникативной самостоятельности участников дискуссии, уровнями проблемности обсуждаемых вопросов и др. особенностями.

Вопрос 6. Признаки технологий личностно ориентированного обучения.

? Упор на развитие какой сферы личности обучаемых делают технологии технократического типа и развивающего обучения? О каком перекосе в обучении это говорит?

Особенностями личностно ориентированного обучения, принципиально отличающими его от обучения технократического типа и от развивающего обучения, является его направленность на:

  •  развитие личности в целом (не только познавательных возможностей, но и мотивационно-потребностной, и эмоционально-чувственной сфер);
  •  развитие индивидуальности (неповторимости) каждого обучаемого.

В силу этого, основными признаками технологий личностно ориентированного обучения являются:

  1.  Смещение акцента в обучении с преподавания на учение, что выражается:
  •  не только в активной самостоятельной познавательной деятельности учащихся, но прежде всего в создании условий для осознания каждым учеником своих индивидуальных особенностей, возможностей и потребностей;
  •  в превращении ученика в подлинного субъекта познавательной деятельности, который сам определяет цели своего учения, его уровень, содержание, темп; ответственность за результаты учения берет на себя.
  1.  Существенное изменение роли учителя в учебном процессе. Главной задачей учителя становится обеспечение  условий для максимального удовлетворения запросов учащихся, оказание им помощи в становлении собственной личности.

Модель учебного взаимодействия:    S         S

? Могут использоваться технологии ЛОО в современной отечественной школе? Обоснуйте свою точку зрения.

В реальном учебном процессе в российской школе невозможно в полной мере применять технологии ЛОО, т.к. обучение такого типа максимально индивидуализировано, что невозможно сделать в условиях массового обучения, реализуемого в классно-урочной форме. ЛОО – затратное обучение, т.к. требует значительного увеличения количества школьных педагогов (учителей, воспитателей, тьюторов), что невозможно в условиях сравнительно невысоких затрат на систему школьного образования в России.

Однако вполне реально усилить личностную направленность технологий развивающего обучения. Так, развивающие технологии проблемно-поискового обучения станут одновременно личностно ориентированными, если учебные проблемы будут выдвигаться самими учениками, исходя из их интересов, имеющегося опыта. Технологии моделирующего обучения обретут личностную направленность, если ход и правила учебных игр будут строиться на основе самоорганизации и самоуправления.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

31538. Б. Рассел о материи и идеализме. Ф. Энгельс об основном вопросе философии и этапах развития материализма 184.5 KB
  Существует ли в мире знание столь достоверное, что никакой разумный человек не мог бы подвергнуть его сомнению? Поначалу этот вопрос может показаться весьма легким, но на самом деле это один из самых трудных вопросов, которые только можно вообразить. Когда мы осознаем трудности, которые встают на пути прямого и убедительного ответа на этот вопрос
31539. Исследование тригеров их типы и свойства в системе элементов 3.08 MB
  Триггеры как цифровые автоматы. Триггером называют логическую схему с положительной обратной связью, имеющую два устойчивых состояния. Триггер содержит элемент памяти (собственно триггер) и схему управления, выполненную, как правило, с помощью КС.
31540. Разработка тематического мероприятия «Праздник белорусской кухни» 2.35 MB
  Многовековую, очень богатую и интересную историю имеет белорусская кухня. Она оказала влияние на кухни соседних народов – русских, украинцев, поляков, литовцев, латышей. В свою очередь кухни этих народов в значительной мере воздействовали на белорусскую,
31541. Виробництво кисломолочної продукції з молока незбираного з масовою часткою жиру 3,4% масою 27т 785 KB
  Кисломолочний продукт — молочний продукт, який виробляють ферментацією молока або маслянки, вершків, сироватки, знежиреного молока спеціальними мікроорганізмами. Готовий продукт в кінці терміну придатності повинен містити життєздатних клітини мікроорганізмів в кількості не менше колонієутворювальних одиниць в 1 г продукт...
31542. Технологический расчет для производства ряженки 6 тонн в смену 368.5 KB
  Ряженка — кисломолочный напиток, получаемый из коровьего топлёного молока молочнокислым брожением. Заквашивание производится термофильными молочнокислыми стрептококками и чистыми культурами болгарской палочки, сквашивается в течение 3—6 часов. Имеет желтовато-буроватый оттенок и традиционный кисломолочный вкус
31543. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ И ПРИНЦИПЫ СУЩЕСТВОВАНИЯ ЕВРОСОЮЗА 82 KB
  Совет Министров, состоящий из пятнадцати глав государств и правительств стран-членов ЕС является основным органом принятия решений. Он выдвигает широкие политические инициативы и определяет основные направления политики. В зависимости от обсуждаемых вопросов, Совет состоит из тех министров стран-членов, которые отвечают за данную область.
31544. Розробка проекту винагороди персоналу підприємства АЗОВСТАЛЬ 889 KB
  За економічного підходу людину розглядають як об\'єкт управління, причому головний інтерес представляє її функція – праця, вимірювана витратами робочого часу і заробітною платою. Організація є набором механічних відносин, що повинна діяти подібно до механізму
31545. МОСКОВСКОЕ БИЕННАЛЕ И ФЕСТИВАЛИ КАК ФОРМА АКТУАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА 1.54 MB
  Работа посвящена исследованию Биеннале и фестивалей современного искусства как особой, актуальной формы презентации, а также выявлению их значения и места в мировой художественной культуре Москвы.
31546. Обучение учащихся 6 классов основам пейзажной живописи 1.16 MB
  Пейзаж (от французского paysagе - местность, страна) - один из самых эмоциональных, самых лирических жанров изобразительного искусства, предметом которого является изображение первозданной или измененной человеком природы. Пейзажем называется также сам объект такого изображения.