24265

Общие особенности типов образовательных технологий (классификация В.Г.Гульчевской)

Лекция

Педагогика и дидактика

Однако ни одна из указанных попыток усовершенствования технологий формирующего обучения не привела к изменению характера самого процесса обучения, которое по-прежнему оставалось иллюстративно-репродуктивным. Не менялись соответственно и характерные признаки технологий технократического типа.

Русский

2014-12-19

52 KB

7 чел.

Лекции по курсу «Системы и технологии начального образования»

Тема 2. Общие особенности типов образовательных технологий

(классификация В.Г.Гульчевской)

Вопросы для рассмотрения:

  1.  Признаки технологий технократического типа (формирующего обучения).
  2.  Признаки технологий развивающего обучения.
  3.  Черты проблемно-поисковых технологий обучения.
  4.  Структура технологий моделирующего обучения (учебных игр).
  5.  Общность процедур коммуникативно-диалоговых технологий.
  6.  Признаки технологий личностно ориентированного обучения.

Вопрос 1. Признаки технологий технократического типа (формирующего обучения).

Само понятие формирующего обучения требует таких технологий, которые формируют в сознании учащихся сумму знаний, умений и навыков, определенных государственным стандартом образования.

Поэтому основными признаками технологий формирующего обучения являются:

  •  Знаниевая целевая ориентация
  •  Сообщение знаний и способов деятельности в готовом виде
  •  Многократное воспроизведение знаний
  •  Исполнительская позиция ученика в учебном процессе (объектная)
  •  Позиция педагога – информатор, управленец, контролер (субъектная).

Модель учебного взаимодействия: S       O

Технологии подобного типа называют еще технологиями традиционного обучения. В истории развития образования делались многократные попытки совершенствовать данные технологии, среди направлений совершенствования были:

- активизация деятельности учащихся путем сообщения целей обучения, использования игровых и занимательных форм и методов обучения;

  •  убеждение учащихся в личностной значимости знаний;
  •  использование более современных средств наглядности и др.

Однако ни одна из указанных попыток усовершенствования технологий формирующего обучения не привела к изменению характера самого процесса обучения, которое по-прежнему оставалось иллюстративно-репродуктивным. Не менялись соответственно и характерные признаки технологий технократического типа.

Вопрос 2. Признаки технологий развивающего обучения.

Технологии развивающего обучения могут использоваться лишь в условиях гуманистической образовательной парадигмы, реализующей идеалы развития творческого потенциала человека в ходе обучения, ориентации учащихся на самостоятельное освоение нового опыта, становления познавательных и личностных возможностей личности. Поэтому основными признаками технологий развивающего обучения являются:

  •  процессуальная целевая ориентация;
  •  процесс обучения представляет собой творческий поиск решения познавательных задач;
  •  познавательная рефлексия учащихся над результатом и процессом познания;
  •  преобладание активной позиции ученика  в учебном процессе (ученик не перестает быть объектом учебного взаимодействия, но чаще выступает субъектом);

Модель учебного взаимодействия: S         O

                                            S         S       

  •  позиция педагога – партнер по учебному исследованию.

Вопрос 3. Черты проблемно-поисковых технологий обучения.

Идеи обучения на проблемной основе впервые были высказаны американским психологом и педагогом-гуманистом Дж.Дьюи. В отечественной педагогике теория и практика проблемно-поискового обучения разрабатывалась в трудах Л.С.Выготского, С.Л.Рубинштейна, М.Н.Скаткина, И.Я.Лернера, М.И.Махмутова и др.

Общими чертами проблемно-поисковых технологий являются:

  •  Направленность на обучение мышлению и процедурам поисковой деятельности;
  •  Постановка учащихся в позицию исследователей, первооткрывателей;
  •  Столкновение учащихся с противоречиями между имеющимися у них знаниями и способами деятельности и подлежащими усвоению;
  •  Рефлексивная деятельность учащихся как в интеллектуальном, так и в эмоционально-личностном плане;
  •  Последовательность в технологии процедур, которые моделируют этапы мышления, решающего проблему: выделение и постановка проблемы; сбор данных; выдвижение гипотез; анализ данных; проверка гипотез; формулирование выводов; применение полученных знаний и способов деятельности как в типичной, так и в нетипичной ситуации.

Вопрос 4. Структура технологий моделирующего обучения (учебных игр).

В отличие от традиционного обучения, где дидактические игры выполняют вспомогательную роль (иллюстрации, стимулирования интереса, создания эмоционально-привлекательного фона урока) в развивающем обучении учебная игра моделирует процесс исследования реальной или имитационной проблемной ситуации, самостоятельного принятия решений в соответствии с правилами игры.

Возникнув в 70-80-е г.г. прошлого столетия как технология обучения в бизнес-школах и системе профессионального образования за рубежом, учебная игра быстро проникла во все сферы и системы образования.

Особенность технологий данной группы в том, что применимо к ним ко всем возможно говорить не об общих признаках, а о наличии у них инвариантных элементов структуры (М.В. Кларин называет их еще «этапами» технологии):

  1.  Ориентация. На данном этапе учитель представляет изучаемую тему, создавая проблемную ситуацию, подлежащую решению. Делает обзор общего хода игры и дает характеристику игровых правил.
  2.  Подготовка к проведению. На данном этапе учитель излагает сценарий (или составляет его вместе с учениками), распределяет роли, обсуждает или придумывает с детьми правила подсчета очков. На этом же этапе готовится игровая атрибутика. Эффективность игры повышается, если каждому ученику вручается описание его роли и игровых задач.
  3.  Проведение игры. Выполняя свои роли, ученики занимаются поиском способов решения учебной проблемы с соблюдением правил игры. Учитель направляет ход игры, также выполняя одну из ролей: судьи, ведущего, тренера и т.п.
  4.  Подведение итогов игры. Ученики под руководством учителя делают вывод о том, решена учебная проблема в ходе игры или нет. Если вывод положителен, то систематизируются полученные знания и способы деятельности. Если же проблема оказывается не решенной, то продумывается дальнейший ход игры.

Вопрос 5. Общность процедур коммуникативно-диалоговых технологий.

Методологической основой коммуникативно-диалоговых технологий является положение о том, что развивающим обучение может быть, если взаимодействие его субъектов будет строиться в формах учебного сотрудничества и общения учащихся с учителем и учащихся друг с другом. (А.Б.Воронцов, В.Т.Кудрявцев, В.В.Репкин, Г.А.Цукерман, Д.Б.Эльконин). Для всех технологий коммуникативно-диалогового обучения характерно наличие следующих процедур:

  1.  Постановка проблемы в виде такого вопроса, который вызывает потребность диалогового обсуждения (какой это может быть вопрос? – одинаково интересный и непонятный для всех).
  2.  Введение исходной информации, с использованием которой ведется диалоговое обсуждение (т.е. актуализируются имеющиеся у учеников знания и опыт).
  3.  Организация целенаправленного и упорядоченного хода обсуждения (поощряется высказывание собственной позиции, разных точек зрения, возможность критиковать высказываемые мнения, приводить собственную аргументацию. При этом обсуждение ведется с соблюдением придуманных вместе или предложенных учителем правил ведения дискуссии (в виде памяток, алгоритмов).
  4.  Анализ и оценка дискуссии. Данная процедура предполагает обсуждение с учениками как результата дискуссии (какие из предложенных точек зрения были интересны, какие не имеют отношения к решаемой проблеме), так и ее хода (соблюдались ли правила дискуссии).
  5.  Подведение итогов. Суммируются предложенные решения, делается вывод о способах решения учебной проблемы и о новом знании, полученном путем дискуссии.

Отличаются технологии данной группы друг от друга различной целевой направленностью, уровнями коммуникативной самостоятельности участников дискуссии, уровнями проблемности обсуждаемых вопросов и др. особенностями.

Вопрос 6. Признаки технологий личностно ориентированного обучения.

? Упор на развитие какой сферы личности обучаемых делают технологии технократического типа и развивающего обучения? О каком перекосе в обучении это говорит?

Особенностями личностно ориентированного обучения, принципиально отличающими его от обучения технократического типа и от развивающего обучения, является его направленность на:

  •  развитие личности в целом (не только познавательных возможностей, но и мотивационно-потребностной, и эмоционально-чувственной сфер);
  •  развитие индивидуальности (неповторимости) каждого обучаемого.

В силу этого, основными признаками технологий личностно ориентированного обучения являются:

  1.  Смещение акцента в обучении с преподавания на учение, что выражается:
  •  не только в активной самостоятельной познавательной деятельности учащихся, но прежде всего в создании условий для осознания каждым учеником своих индивидуальных особенностей, возможностей и потребностей;
  •  в превращении ученика в подлинного субъекта познавательной деятельности, который сам определяет цели своего учения, его уровень, содержание, темп; ответственность за результаты учения берет на себя.
  1.  Существенное изменение роли учителя в учебном процессе. Главной задачей учителя становится обеспечение  условий для максимального удовлетворения запросов учащихся, оказание им помощи в становлении собственной личности.

Модель учебного взаимодействия:    S         S

? Могут использоваться технологии ЛОО в современной отечественной школе? Обоснуйте свою точку зрения.

В реальном учебном процессе в российской школе невозможно в полной мере применять технологии ЛОО, т.к. обучение такого типа максимально индивидуализировано, что невозможно сделать в условиях массового обучения, реализуемого в классно-урочной форме. ЛОО – затратное обучение, т.к. требует значительного увеличения количества школьных педагогов (учителей, воспитателей, тьюторов), что невозможно в условиях сравнительно невысоких затрат на систему школьного образования в России.

Однако вполне реально усилить личностную направленность технологий развивающего обучения. Так, развивающие технологии проблемно-поискового обучения станут одновременно личностно ориентированными, если учебные проблемы будут выдвигаться самими учениками, исходя из их интересов, имеющегося опыта. Технологии моделирующего обучения обретут личностную направленность, если ход и правила учебных игр будут строиться на основе самоорганизации и самоуправления.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

75105. История военной авиации в марках 637.5 KB
  Несколько лет назад я увидел у дедушки в шкафу несколько альбомов. Я подумал, что там хранятся фотографии и хотел их посмотреть. Но, дедушка засмеялся и открыл альбом. Там лежали маленькие кусочки бумаги. И я спросил, что это? И дедушка Слава начал рассказ.
75106. Мое родословие. История пяти поколений моей семьи в фотографиях, воспоминаниях и семейных преданиях 551 KB
  У них одна дочь - Светлана - моя мама. Шевчук Ананина Светлана Борисовна - моя мама. Моя мама - Шевчук Светлана Борисовна родилась 12 января 1971 года в г. И это правда бабушка работала до позднего вечера в дежурном магазине поэтому мама выросла в школе.
75108. История названия улицы Каюкова 117 KB
  Многим жителям посёлка Фабрика №2 известна улица Каюкова но мало кто знает что названа она в честь Каюкова Владимира Александровича. Каюкова Евдокия Петровна и Каюков Александр Андреевич Родился Каюков в Сухом Логу его родители вскоре переехали в село Курьи на улицу Путилова в домишко деда...
75109. Functional Stylistics 238 KB
  The subject of stylistics has so far not been definitely outlined. This is due to a number of reasons. First of all there is confusion between the terms style and stylistics. The first concept is so broad that it is hardly possible to regard it as a term.
75110. Лидерство и власть. Управление поведением: подкрепление, наказание, гашение 19.12 KB
  Лидерство и власть. Власть означает способность возможность влиять на поведение других людей людей с целью подчинить их своей воле. Власть позволяет руководителю распоряжаться действиями подчиненных направлять их в русло интересов организации побуждать сотрудников и более эффективной работе предотвращать возникающие в коллективе конфликты. Определение власти как организационного процесса подразумевает следующее: Власть существует у того кто может ее использовать потенциально т.
75111. Цели и миссии организации 14.55 KB
  В условиях административного управления цели организации во многом задавались вышестоящими уровнями управления например по управлению объёмами производства затратами: в виде заданий по снижению себестоимости товарной продукции и др. Цели это: желаемый будущий результат будущее состояние объекта модель желаемого будущего которые стремится достичь организация и на достижение которых направлена её деятельность в ближайшей перспективе; некоторая область значений отдельных характеристик организации в пространстве возможных состояний...
75112. Конкурентная стратегия 15.62 KB
  Конкурентная стратегия организации нацелена на достижение конкурентных преимуществ рис. Стратегия лидерства по издержкам низких издержек производство продукции сравнимого товара с минимальными издержками с затратами меньшими чем у конкурентов при осуществлении ценовой конкуренции. Конкурентные базовые стратегии Стратегия наиболее успешна если: на рынке доминирует ценовая конкуренция покупателей много конкурентная борьба на рынке идет в основном вокруг цены; производимый товар стандартен недифференцирован его использование...