24265

Общие особенности типов образовательных технологий (классификация В.Г.Гульчевской)

Лекция

Педагогика и дидактика

Однако ни одна из указанных попыток усовершенствования технологий формирующего обучения не привела к изменению характера самого процесса обучения, которое по-прежнему оставалось иллюстративно-репродуктивным. Не менялись соответственно и характерные признаки технологий технократического типа.

Русский

2014-12-19

52 KB

11 чел.

Лекции по курсу «Системы и технологии начального образования»

Тема 2. Общие особенности типов образовательных технологий

(классификация В.Г.Гульчевской)

Вопросы для рассмотрения:

  1.  Признаки технологий технократического типа (формирующего обучения).
  2.  Признаки технологий развивающего обучения.
  3.  Черты проблемно-поисковых технологий обучения.
  4.  Структура технологий моделирующего обучения (учебных игр).
  5.  Общность процедур коммуникативно-диалоговых технологий.
  6.  Признаки технологий личностно ориентированного обучения.

Вопрос 1. Признаки технологий технократического типа (формирующего обучения).

Само понятие формирующего обучения требует таких технологий, которые формируют в сознании учащихся сумму знаний, умений и навыков, определенных государственным стандартом образования.

Поэтому основными признаками технологий формирующего обучения являются:

  •  Знаниевая целевая ориентация
  •  Сообщение знаний и способов деятельности в готовом виде
  •  Многократное воспроизведение знаний
  •  Исполнительская позиция ученика в учебном процессе (объектная)
  •  Позиция педагога – информатор, управленец, контролер (субъектная).

Модель учебного взаимодействия: S       O

Технологии подобного типа называют еще технологиями традиционного обучения. В истории развития образования делались многократные попытки совершенствовать данные технологии, среди направлений совершенствования были:

- активизация деятельности учащихся путем сообщения целей обучения, использования игровых и занимательных форм и методов обучения;

  •  убеждение учащихся в личностной значимости знаний;
  •  использование более современных средств наглядности и др.

Однако ни одна из указанных попыток усовершенствования технологий формирующего обучения не привела к изменению характера самого процесса обучения, которое по-прежнему оставалось иллюстративно-репродуктивным. Не менялись соответственно и характерные признаки технологий технократического типа.

Вопрос 2. Признаки технологий развивающего обучения.

Технологии развивающего обучения могут использоваться лишь в условиях гуманистической образовательной парадигмы, реализующей идеалы развития творческого потенциала человека в ходе обучения, ориентации учащихся на самостоятельное освоение нового опыта, становления познавательных и личностных возможностей личности. Поэтому основными признаками технологий развивающего обучения являются:

  •  процессуальная целевая ориентация;
  •  процесс обучения представляет собой творческий поиск решения познавательных задач;
  •  познавательная рефлексия учащихся над результатом и процессом познания;
  •  преобладание активной позиции ученика  в учебном процессе (ученик не перестает быть объектом учебного взаимодействия, но чаще выступает субъектом);

Модель учебного взаимодействия: S         O

                                            S         S       

  •  позиция педагога – партнер по учебному исследованию.

Вопрос 3. Черты проблемно-поисковых технологий обучения.

Идеи обучения на проблемной основе впервые были высказаны американским психологом и педагогом-гуманистом Дж.Дьюи. В отечественной педагогике теория и практика проблемно-поискового обучения разрабатывалась в трудах Л.С.Выготского, С.Л.Рубинштейна, М.Н.Скаткина, И.Я.Лернера, М.И.Махмутова и др.

Общими чертами проблемно-поисковых технологий являются:

  •  Направленность на обучение мышлению и процедурам поисковой деятельности;
  •  Постановка учащихся в позицию исследователей, первооткрывателей;
  •  Столкновение учащихся с противоречиями между имеющимися у них знаниями и способами деятельности и подлежащими усвоению;
  •  Рефлексивная деятельность учащихся как в интеллектуальном, так и в эмоционально-личностном плане;
  •  Последовательность в технологии процедур, которые моделируют этапы мышления, решающего проблему: выделение и постановка проблемы; сбор данных; выдвижение гипотез; анализ данных; проверка гипотез; формулирование выводов; применение полученных знаний и способов деятельности как в типичной, так и в нетипичной ситуации.

Вопрос 4. Структура технологий моделирующего обучения (учебных игр).

В отличие от традиционного обучения, где дидактические игры выполняют вспомогательную роль (иллюстрации, стимулирования интереса, создания эмоционально-привлекательного фона урока) в развивающем обучении учебная игра моделирует процесс исследования реальной или имитационной проблемной ситуации, самостоятельного принятия решений в соответствии с правилами игры.

Возникнув в 70-80-е г.г. прошлого столетия как технология обучения в бизнес-школах и системе профессионального образования за рубежом, учебная игра быстро проникла во все сферы и системы образования.

Особенность технологий данной группы в том, что применимо к ним ко всем возможно говорить не об общих признаках, а о наличии у них инвариантных элементов структуры (М.В. Кларин называет их еще «этапами» технологии):

  1.  Ориентация. На данном этапе учитель представляет изучаемую тему, создавая проблемную ситуацию, подлежащую решению. Делает обзор общего хода игры и дает характеристику игровых правил.
  2.  Подготовка к проведению. На данном этапе учитель излагает сценарий (или составляет его вместе с учениками), распределяет роли, обсуждает или придумывает с детьми правила подсчета очков. На этом же этапе готовится игровая атрибутика. Эффективность игры повышается, если каждому ученику вручается описание его роли и игровых задач.
  3.  Проведение игры. Выполняя свои роли, ученики занимаются поиском способов решения учебной проблемы с соблюдением правил игры. Учитель направляет ход игры, также выполняя одну из ролей: судьи, ведущего, тренера и т.п.
  4.  Подведение итогов игры. Ученики под руководством учителя делают вывод о том, решена учебная проблема в ходе игры или нет. Если вывод положителен, то систематизируются полученные знания и способы деятельности. Если же проблема оказывается не решенной, то продумывается дальнейший ход игры.

Вопрос 5. Общность процедур коммуникативно-диалоговых технологий.

Методологической основой коммуникативно-диалоговых технологий является положение о том, что развивающим обучение может быть, если взаимодействие его субъектов будет строиться в формах учебного сотрудничества и общения учащихся с учителем и учащихся друг с другом. (А.Б.Воронцов, В.Т.Кудрявцев, В.В.Репкин, Г.А.Цукерман, Д.Б.Эльконин). Для всех технологий коммуникативно-диалогового обучения характерно наличие следующих процедур:

  1.  Постановка проблемы в виде такого вопроса, который вызывает потребность диалогового обсуждения (какой это может быть вопрос? – одинаково интересный и непонятный для всех).
  2.  Введение исходной информации, с использованием которой ведется диалоговое обсуждение (т.е. актуализируются имеющиеся у учеников знания и опыт).
  3.  Организация целенаправленного и упорядоченного хода обсуждения (поощряется высказывание собственной позиции, разных точек зрения, возможность критиковать высказываемые мнения, приводить собственную аргументацию. При этом обсуждение ведется с соблюдением придуманных вместе или предложенных учителем правил ведения дискуссии (в виде памяток, алгоритмов).
  4.  Анализ и оценка дискуссии. Данная процедура предполагает обсуждение с учениками как результата дискуссии (какие из предложенных точек зрения были интересны, какие не имеют отношения к решаемой проблеме), так и ее хода (соблюдались ли правила дискуссии).
  5.  Подведение итогов. Суммируются предложенные решения, делается вывод о способах решения учебной проблемы и о новом знании, полученном путем дискуссии.

Отличаются технологии данной группы друг от друга различной целевой направленностью, уровнями коммуникативной самостоятельности участников дискуссии, уровнями проблемности обсуждаемых вопросов и др. особенностями.

Вопрос 6. Признаки технологий личностно ориентированного обучения.

? Упор на развитие какой сферы личности обучаемых делают технологии технократического типа и развивающего обучения? О каком перекосе в обучении это говорит?

Особенностями личностно ориентированного обучения, принципиально отличающими его от обучения технократического типа и от развивающего обучения, является его направленность на:

  •  развитие личности в целом (не только познавательных возможностей, но и мотивационно-потребностной, и эмоционально-чувственной сфер);
  •  развитие индивидуальности (неповторимости) каждого обучаемого.

В силу этого, основными признаками технологий личностно ориентированного обучения являются:

  1.  Смещение акцента в обучении с преподавания на учение, что выражается:
  •  не только в активной самостоятельной познавательной деятельности учащихся, но прежде всего в создании условий для осознания каждым учеником своих индивидуальных особенностей, возможностей и потребностей;
  •  в превращении ученика в подлинного субъекта познавательной деятельности, который сам определяет цели своего учения, его уровень, содержание, темп; ответственность за результаты учения берет на себя.
  1.  Существенное изменение роли учителя в учебном процессе. Главной задачей учителя становится обеспечение  условий для максимального удовлетворения запросов учащихся, оказание им помощи в становлении собственной личности.

Модель учебного взаимодействия:    S         S

? Могут использоваться технологии ЛОО в современной отечественной школе? Обоснуйте свою точку зрения.

В реальном учебном процессе в российской школе невозможно в полной мере применять технологии ЛОО, т.к. обучение такого типа максимально индивидуализировано, что невозможно сделать в условиях массового обучения, реализуемого в классно-урочной форме. ЛОО – затратное обучение, т.к. требует значительного увеличения количества школьных педагогов (учителей, воспитателей, тьюторов), что невозможно в условиях сравнительно невысоких затрат на систему школьного образования в России.

Однако вполне реально усилить личностную направленность технологий развивающего обучения. Так, развивающие технологии проблемно-поискового обучения станут одновременно личностно ориентированными, если учебные проблемы будут выдвигаться самими учениками, исходя из их интересов, имеющегося опыта. Технологии моделирующего обучения обретут личностную направленность, если ход и правила учебных игр будут строиться на основе самоорганизации и самоуправления.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

8054. Основы дидактики 29.08 KB
  Основы дидактики Проблемы обучения и образования исследует часть педагогики, которая называется дидактикой. Термин дидактика греческого происхождения и в переводе означает поучающий. Основными категориями дидактики являются: преподавание, учение...
8055. Тенденции развития современного образования 24.92 KB
  Тенденции развития современного образования Системы образования призваны способствовать реализации основных задач социально - экономического и культурного развития общества, ибо именно школа, вуз готовят человека к активной деятельности в разных сфе...
8056. Национальная система образования РБ 23.12 KB
  Национальная система образования РБ В соответствии с действующим законодательством руководство образованием в Республике Беларусь осуществляют органы государственного управления (законодательство - Верховный Совет республики, исполнение законов...
8057. Процесс обучения, его сущность, структурные компоненты, их характеристика 23.21 KB
  Процесс обучения, его сущность, структурные компоненты, их характеристика. Обучение - это целенаправленный процесс, направленный на формирование личности посредством передачи научных знаний и усвоение культурного опыта общества. Уже в древности...
8058. Закономерности и функции процесса обучения 23.44 KB
  Закономерности и функции процесса обучения Процесс обучения может быть представлен следующими основными функциями: образовательная, воспитательная и развивающая. К функции образования относится овладение учащимися научными знаниями и умениями, а так...
8059. Принципы обучения. Характеристика принципа обучения 25.22 KB
  Принципы обучения. Характеристика принципа обучения Для организации учебного процесса необходимы конкретные указания, которые не содержаться в закономерностях обучения. Практические указания содержатся в принципах и правилах обучения. Дидактические ...
8060. Понятие метод обучения. Различные подходы к классификации 24.46 KB
  Понятие метод обучения. Различные подходы к классификации Сущность обучения состоит во взаимодействии учителя и учащихся с целью усвоения, учениками содержания социального опыта, их воспитания, формирования научного мировоззрения. Успех воспитания и...
8061. Истории возникновения и развития форм обучения 29.59 KB
  Истории возникновения и развития форм обучения Формы организации обучения имеют долгую историю. На заре человечества опыт и знания передавали детям в процессе разнообразной трудовой деятельности. Трудовая деятельность выступала универсальной формой ...
8062. Формы организации обучения и их характеристика 25.25 KB
  Формы организации обучения и их характеристика Форма организации обучения - это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учеников, упаковка для содержания обучения. Они возникают и совершенствуются в связи с развитием дидактичес...