24267

Взаимодействие PR-служб с органами государственной власти. Лоббирование

Доклад

Маркетинг и реклама

Взаимодействие PRслужб с органами государственной власти.ru изучение взаимодействия бизнеса и власти. власти на всех основных этапах формирования – от планирования и организации товародвижения до окончательной реализации товаров и услуг как внутри страны так и за ее пределами. Помимо финансовой и законодательной поддержки тесное взаимодействие представителей бизнеса с органами власти их социальные инвестиции способствуют улучшению имиджа и укреплению репутации как организации так и ее руководителя.

Русский

2013-08-09

68.5 KB

25 чел.

9. Взаимодействие PR-служб с органами государственной власти. Лоббирование.

http://gr.ru/  -  изучение  взаимодействия  бизнеса и власти.

В контексте своей деятельности PR-отдел любой организации взаимодействует с рядом внешних аудиторий. Одной из главных задач службы по связям с общественностью является своевременное установление эффективных коммуникаций с представителями властных структур.

Коммерческие организации связаны с органами гос. власти на всех основных этапах формирования – от планирования и организации товародвижения до окончательной реализации товаров и услуг как внутри страны, так и за ее пределами. Это в первую очередь касается оформления лицензий, акцизов, сертификатов соответствия, растаможивания грузов, получения дотаций и льготных кредитов. Помимо финансовой и законодательной поддержки, тесное взаимодействие представителей бизнеса с органами власти, их социальные инвестиции способствуют улучшению имиджа и укреплению репутации как организации, так и ее руководителя.

Отношения коммерческих организаций с органами власти строятся как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях, причем местные органы власти более тесно и плодотворно взаимодействуют с компаниями своих регионов. Взаимодействие PR-служб коммерческих организаций с гос. органами носят различный характер, но конечной целью, как правило, является лоббирование интересов организации.

  •  Вообще в российской PR-литературе этому вопросу уделяется немного внимания. Если соответствующая глава и существует, то зачастую она представляет собой анализ зарубежного опыта. Одной из причин может стать тот факт, что в западных странах под процесс лоббирования подведена развитая законодательная база, отечественные же связи с органами власти носят несколько коррумпированный характер (причем даже если не в действительности, то в сознании избирателей/потребителей точно). Этот факт отмечают многие российские авторы (Чумиков, Синяева)

Увеличение количества фирм и компаний, формирование класса предпринимателей естественным образом создали группы давления и соответственно механизмы реализации интересов на уровнях исполнительной и законодательной власти. Лоббирование – это механизм воздействия социальных институтов на процесс принятия решений законодательными органами власти. Иными словами, лоббирование представляет собой процесс влияния заинтересованных групп на принятие решений властными структурами. Однако оно мало изучено как процесс защиты интересов граждан, и многими в обществе воспринимается как отрицательное явление (Синяева). В идеале же процесс лоббирования сдерживает деятельность властных структур, помогает выявить действительные потребности в поддержке отдельных производств, сфер общественной жизни, социальных групп населения.

Синяева выделяет три пути влияния на правительственные круги:

  1.  криминальный, связанный с коррупцией и в последнее время нередко приводящий к печальным последствиям для вовлеченных в этот процесс
  2.  лидеры коммерческих структур сами идут в политику. Этот путь популярен, но не всегда оправдан и эффективен. Не каждый руководитель предприятия реально сможет совмещать две весьма ответственные должности.
  3.  влияние на политические решения с соблюдением закона, которое обеспечивается продолжительной и кропотливой работой с властными структурами. Это включает подготовку кампаний в СМИ, участие в семинарах и конференциях, организацию встреч, спонсорство, поддержку определенных кандидатов, участие в различных проектах, участие в подготовке законодательных проектов.

Характерные для 90-х годов прошлого века способы продвижения интересов, отличающиеся чрезмерной непрозрачностью, а зачастую и откровенно криминальными и коррупционными связями между представителями власти и бизнеса, уступают место новым технологиям лоббизма. Среди отличительных черт последних можно отметить большую открытость при ведении диалога между властью и бизнесом, снижение роли прямых контактов (так называемый «коридорный лоббизм»), широкое привлечение бизнеса и общественных некоммерческих структур к выработке государственной политики в различных сферах экономики, использование косвенных технологий влияния (работа с общественным мнением, grass-roots lobbying, связи с медиасообществом и др.) и т.д. Все эти изменения часто приводят к необходимости институционального выделения новой категории управленца – менеджера по связям с органами государственной власти или GR-менеджера.

В западной научной литературе наряду с понятием «лоббизм» существуют термины Government Relations, Public Affairs, Advocacy и Government and Public Affairs.  Все они, по большому счету, являются составными частями общей предпринимательской коммуникационной стратегии, которая направлена, в первую очередь, на максимизацию прибыли при минимизации издержек. В первую очередь отметим, что использование термина Government Relations (GR) в некоторой степени продиктовано необходимостью замены понятия лоббирование, которое зачастую перегружено отрицательными характеристиками. Однако это не означает, что лоббизм и GR – это одно и то же. Лоббизм выступает как одна из технологий продвижения интересов в органах власти. GR же относится к общему менеджменту, поэтому в задачи специалиста по связям с органами власти входит не только взаимодействие с властью как таковой. Он должен отвечать за налаживание коммуникации внутри компании между ее подразделениями и внешними сотрудниками, осуществлять взаимодействие с профильными отраслевыми ассоциациями, проводить мониторинг деятельность органов власти и СМИ, участвовать в организации мероприятий и работе консультативных советов при органах власти, предоставлять (по требованию) экспертную информацию и т.д.

Ключевыми субъектами, использующими GR-технологии и имеющие соответствующие подразделения в своей структуре, являются деловые союзы и ассоциации, крупные финансово-промышленные группы, транснациональные корпорации, иностранные государства или их отдельные территориальные единицы.

Большинство существующих в России бизнес-объединений ставит перед собой задачу донесения позиции представляемой ею группы предпринимателей до органов государственной власти. Поэтому в ряде бизнес-ассоциаций существуют специализированные департаменты по работе с органами власти (РСПП, Ассоциация менеджеров России (АМР) и др.), к основным задачам которых относится координация деятельности и обмен информацией между органами исполнительной власти, влияние на законотворческую деятельность представительских органов власти, решение судебных вопросов, взаимодействие с ведущими политическими партиями, некоммерческими организациями и другими бизнес-объединениями, формирование позитивного отношения к отечественному бизнесу в обществе и за рубежом и т.д.

В настоящее время во всех крупных компаниях существуют структурные подразделения по работе с органами государственной власти (GR-департамент). В России большего всего подобных отделов образовано в компаниях нефтяного, телекоммуникационного и металлургического профиля. Например, в головном офисе компании ТНК-BP за GR отвечают сразу три управления: по работе с регионами, по законотворческой работе и по связям с органами государственной власти. Кроме того, на уровне субъектов РФ, в которых расположены основные производственные активы компании, существуют местные подразделения по GR. Они были преобразованы из бывших благотворительных фондов компании СИДАНКО, которая была практически полностью поглощена ТНК в 2001 году.

Кроме взаимодействия с федеральными, региональными и местными органами власти, GR-департаменты способствуют выходу компании на новые рынки, налаживанию контактов с местным истеблишментом, общественными организациями и СМИ.

Крупные транснациональные компании, продолжительное время работающие в иностранном государстве, для уменьшения существующих рисков и смягчения инвестиционного климата для зарубежных компаний, так же организуют GR-департаменты в своем филиале. Зачастую GR-специалисты привлекает к продвижению частных интересов посла своей страны

Дэвид Врэгг, глава корпоративной службы коммуникаций «Royal Bank of Scotland», рекомендует при осуществлении PR-взаимодействия с органами власти и лоббировании (GR)  придерживаться следующих правил:

  •  Насколько возможно, действуйте не как индивидуальная компания, а как часть крупного объединения, ассоциации (в России существуют федеральные и региональные отраслевые ассоциации, профессиональные союзы и пр; на федеральном уровне наибольшим влиянием пользуются Российский союз промышленников и предпринимателей, Общественная палата РФ; наиболее организованно свои интересы представляют нефтегазовая, аграрная и оборонная отрасли).
    •  Ищите тех, кто может быть заинтересован в вашем бизнесе. Члены парламента могут представлять округа, чьи жители заняты в вашей компании.
    •  Установите хорошие контакты с гос ведомствами в соответствующей сфере, разработайте эффективную систему коммуникаций, сделайте руководителя и топ-менеджмент доступными для них.
    •  Делайте материалы для политиков максимально короткими, так как у них всегда не хватает времени. Соблюдайте при этом фактичность и точность – если ваши материалы дезориентируют, вам больше не поверят.
    •  Приглашайте политиков и должностных лиц на мероприятия, действительно заслуживающие внимания – открытие фабрики, презентация уникального товара, презентацию новой социальной программы. Эти мероприятия должны позволить политикам укрепит свою репутацию среди избирателей.
    •  Осуществляйте мониторинг материалов парламента. Вы не только сможете быть в курсе всех дел, но и заранее узнаете и приближающихся дебатах по интересующим вопросам.
    •  Будьте упорны, практичны и честны. Практические рекомендации, которые можно представить и защитить перед избирателями, очень ценятся политиками. Политики и пресса всегда сумеют распознать «липу».

В процесс взаимодействия PR-служб с органами власти включен не один инструмент PR. Особое место в нем занимают социальная ответственность бизнеса в целом и спонсорство в частности. Помимо этого, как и в работе с любой другой группой общественности, PR призван формировать эффективную систему коммуникаций между руководством организации и органами власти. Этому служит с одной стороны обеспечение участия руководства в дебатах/конференциях/круглых столах по интересующим вопросам, вступление в комиссии, организованные властью, вступление в профессиональные и отраслевые ассоциации, с другой – приглашение политиков и должностных лиц на особо важные мероприятия. Для любого политика спокойствие и доверие электората значат очень многое, и помощь организации в этом вопросе будет оценена по достоинству.

Однако есть один весьма любопытный аспект, который отмечает, например, А.Н. Чумиков: что делать, когда гос учреждения запрашивают спонсорские деньги в добровольно-принудительном порядке. Начиная помогать государству, компания может наладить хорошие контакты с местной администрацией, но одновременно попасть в ситуацию, когда от нее будут ждать «вливаний» ко всем знаменательным датам, на все массовые мероприятия. Понятно, что крупные фирмы любого региона не могут избежать фандрайзеров в лице администрации региона. Чумиков дает несколько советов, которые могут помочь управлять этим процессом:

  •  по возможности изначально выделяйте деньги только на проекты, которые соответствуют основной деятельности компании и корпоративной концепции;
  •  цель пожертвования гос учреждению должна документально оговариваться, и деньги должны идти на счет самого учреждения (гос учреждения – организации в конечном итоге подневольные, и если были сделаны пожертвования на закупку лекарственных средств в больницы, местный орган власти вправе пустить их на выплату зарплат сотрудникам, что не соответствует цели организации-спонсора);
  •  уделяйте особое внимание вопросу согласования спонсорских приоритетов (так, администрацию детских домов может волновать внешний вид воспитанников, а спонсора, исходя из его деятельности, больше волнует их образование и устремления в жизни).

GR-менеджеры в России

В последнее время все большей популярностью пользуются профессии, так или иначе связанные с отношениями — relations. Кроме популярного PR — public relations, на рынке труда стали появляться и такие вакансии как HR менеджер — специалист по «человеческим ресурсам», GR — менеджер по связям с государственными структурами, и FR — менеджер, занимающийся систематическим поиском спонсорских средств для осуществления социальных проектов. На западе существует довольно много профессионалов, занимающихся в сфере relations, однако в России такие специалисты только начали появляться.

Внедрение GR в Российские компании

Российские бизнесмены постепенно стали осознавать, что каждой компании необходима должность GR-менеджера. Человека, который организовывал бы успешное взаимодействие с представителями государственной власти и адаптировал бы компанию к действиям государства. В наше время доля успеха любой компании зависит от того, насколько удачно она преподнесет себя власти и как хорошо наладит отношения с ее представителями. Именно поэтому в современных компаниях этими вопросами занимаются профессиональные GR-менеджеры.

Тем не менее, до настоящего времени ни в одном вузе страны не было специальности GR, хотя потребность в специалистах росла с каждым днем. И только недавно в Высшей школе экономики открылась кафедра «Теория и практика взаимодействия бизнеса и власти». И нет сомнения, что выпускники без работы не останутся.

Что касается современных «джиарщиков», уже работающих в этой сфере, то это, чаще всего выходцы из органов исполнительной и законодательной власти, политики. Одним словом люди, умеющие разговаривать с клиентами на их языке и имеющие связи в государственных органах.

Кто такой GR?

Менеджер по взаимодействию с органами власти — это ответственное лицо, осуществляющее управление отношениями компании с органами власти. Специалист по GR должен уметь строить доверительные и позитивные отношения между своим работодателем и властью не путем подкупа, а с помощью установления неформального диалога в целях устойчивого развития компании.

Таким образом, «джиарщик» должен быть человеком, похожим на чиновников по ряду критерий, чтобы ему было проще налаживать с ними отношения.

Что касается требований, предъявляемых к кандидату на должность GR-менеджера, то их можно свести до трех определяющих показателей: опыт, образование, знания и умения.

Образование обязательно должно быть высшее, приоритетными считаются сферы государственного управления, юриспруденции и экономики. Приветствуется также образование в сфере деятельности компании, будь то химия, журналистика или коммерция.

Обязателен и опыт работы, например, на аналогичной должности в бизнес-компаниях, общественных организациях, государственной администрации.

Среди качеств, которыми должен обладать «джиарщик», можно отметить высокие коммуникативные способности, так как без умения правильно организовать диалог с представителем государственного органа цель GR-менеджера может быть не достигнута. К качествам, предъявляемым кандидатам, относятся также навыки эффективного межличностного общения, стратегическое мышление, умение формулировать проблемы и задачи и лидерские качества. Ко всем перечисленным требованиям можно добавить глубинное понимание особенностей функционирования законодательной и исполнительной власти, специфики межведомственных отношений и навыки лоббирования, а также креативность, то есть способность к нестандартному мышлению. Дополнительным плюсом будет наличие персональных связей в государственных органах власти, опыт участия с предвыборных компаниях и знание иностранных языков. Клиентами также высоко ценится наличие научной степени или прочих званий, так как это вызывает уважение.

Основой деятельности «джиарщика» является наличие серьезных навыков межличностного общения и коммуникационных способностей. Опытный GR-менеджер должен уметь выстроить и поддерживать связь не только с органами государственной власти, СМИ, но и с самой компанией — ее высшим руководством, руководителями функциональных подразделений, сотрудниками. GR-менеджер должен обладать организаторскими способностями, так как реализация крупных проектов требует сложной системы мероприятий: конференций, кампаний в СМИ, реализации социальных проектов компании.

Оплата труда «ДЖИАРЩИКА»

Что касается заработной платы, то она зависит от ряда факторов. На минимальную зарплату от кандидата требуется высшее образование и опыт работы по специальности, имеющей отношение к GR. Таким образом, на зарплату от $1000 как предлагаемую работодателями, так и ожидаемую соискателями, претендуют выпускники вузов, имеющих небольшой опыт работы. Чем больше профессиональных навыков окажется у кандидата, тем выше будет его зарплата. На максимальную московскую зарплату в $25000 может претендовать только опытный «джиарщик» с хорошей репутацией, нужными связями и рекомендациями, так называемый профессионал, акула GR-бизнеса. Безусловно, он должен знать иностранные языки, уметь обращаться с компьютером, обладать необходимыми навыками одним словом, соответствовать всем требованиям, предъявляемыми не только работодателями, но и самими государственными структурами.

Москва

Санкт-Петербург

Работодатели

От $1000 до $25000

От $1000 до $15000

Соискатели

От $1000 до $9000

От $1000 до $8000

Как отмечают специалисты, главное для «джиарщика» — правильный настрой на длительную и кропотливую работу. Каждому GR-менеджеру важно научиться слушать и понимать людей, взаимодействуя не с абстрактным понятием власти, а с ее конкретными представителями. Соответственно, среди личных качеств «джиарщика» должна присутствовать настойчивость, терпение, умение не только правильно говорить, но и слушать собеседника. Но без оптимизма и чувства юмора GR-менеджеру тоже нельзя обойтись.

По данным агентства по подбору персонала «Виват Персонал».


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

69506. Страхование 276.5 KB
  Страхователь это юридическое дееспособное физическое лицо заключившее со страховщиком договор страхования и обязующееся уплачивать страховщику страховые взносы при наступлении страхового случая страхователь может требовать от страховщика уплату страхового возмещения.
69507. Страховые услуги 350 KB
  Зарождение страховых услуг в Украине. Экономические отношения в чумацких братствах можно считать прообразами страхования. Первая страховая компания на территории Украины Общество взаимного страхования от огня была создана в 1863 году в Полтаве.
69508. Учет и аудит в банках 818.5 KB
  Бухгалтерский учет в банке можно определить как систему регистрации и подсчета итогов операций, выполняемых в банковском бизнесе, с последующим анализом и проверкой результатов и составлением соответствующих отчетов.
69509. Финансовая деятельность субъектов хозяйствования 623.5 KB
  В соответствии с действующим законодательством Украины под хозяйственными обществами подразумеваются предприятия учреждения организации образованные на основе соглашения между юридическими лицами и гражданами путем объединения их собственности и предпринимательской...
69510. Ценные бумаги 387.5 KB
  Рынок ценных бумаг — часть рынка ссудных капиталов, где осуществляются эмиссия и купля-продажа ценных бумаг. Через рынок ценных бумаг (банки, специальные кредитно-финансовые институты и фондовую биржу) аккумулируются денежные накопления предприятий, банков, государства и частных лиц...
69511. История экономических учений, конспект лекций 490.5 KB
  Экономическая мысль человечества прошла длинный путь от появления определенных представлений о явлениях хозяйственной жизни отдельных идей высказываний взглядов экономического характера к формированию экономической теории учений. Именно эти теории их возникновение развитие...
69512. Инвестирование Конспект лекций 303 KB
  Но предметом инвестирования здесь являются только те предприятия которые целиком продаются на аукционах либо полностью выкупаются трудовыми коллективами. Рынок объектов предприятия Является самостоятельным элементом ИР. Рынок объектов финансового инвестирования включает: Финансовый рынок...
69513. Основы внешнеэкономической деятельности, курс лекций 582 KB
  Основные задачи внешнеэкономической деятельности государства такие как: таможенный контроль товаров перемещаемых через государственную границу; нетарифное регулирование экспорта и импорта отдельных товаров общегосударственного значения лицензирование и квотирование...
69514. ПРОЕКТНЫЙ АНАЛИЗ 1.02 MB
  Добыть знания о самых важных факторах и критериях которые учитываются на различных стадиях жизненного цикла проекта. Если в бизнес планировании проект рассматривается только с точки зрения инвесторов то в проектном анализе с точки зрения всех участников проекта...