24290

Состояние и перспективы развития рынка PR-услуг в России

Доклад

Маркетинг и реклама

Российский рынок PRуслуг формировался весьма активно. Только с развитием демократии становлением рыночных отношений и появлением соответствующих потребностей в области экономики и политики сфера PRуслуг стала быстро развиваться. PRагентства существенно расширяют перечень оказываемых услуг предлагая разработку концепции общественно полезной значимости предприятия создание имиджа товаров соответствующий тренинг высшего руководства подготовку взаимодействия со СМИ исследование социальнопсихологич.

Русский

2013-08-09

46.5 KB

42 чел.

Состояние и перспективы развития рынка PR-услуг в России.

За последние 5-10 лет самыми заметными пременами в сфере PR оказались:

  •  «повышение уровня осознания необходимости и значения PR-индустрии как среди заказчиков, так и в обществе в целом»,
  •   «рост профессионализма PR-деятельности»,
  •   «появление дипломированных PR-специалистов»,
  •  «PR стал восприниматься как профессия, появились профессиональные ассоциации, издания, публикации, сформировалось профессиональное сообщество».

Российский рынок PR-услуг формировался весьма активно. Только с развитием демократии, становлением рыночных отношений и появлением соответствующих потребностей в области экономики и политики сфера PR-услуг стала быстро развиваться. История развития СО в совр. России насчитывает чуть более 10 лет. Он вбирал в себя, с одн.стр., особенности агитации и пропаганды советского периода, с др.- зарубежные методики PR-технологий.

С нач.90-х 20 века в России появляется ряд PR спец-ов, а затем и PR-агентств профес. уровня. Изучив механизмы работы PR за рубежом, спец-ты поняли, что использовать PR без учета рос.специфики нецелесообразно. В связи с этим с сер.90-х начинается разработка теоретич.и практич. базы для создания действенных для России PR-моделей.

В 1991 г. образована РАСО (ч/з 10 лет она насчитывала ок.100 организаций).

1992 – в МГИМО появилась специализация СО.

1996 – начинает выходить первый период.проф.PR-журнал «Советник».

В 2002 – ок. 10 специализ.рос. PR-изданий.

С 1997 – учреждается Национальная премия «Серебрян.лучник».

2000- Всероссийская премия студенческих работ в области СО.

С 1999 проводятся ежегод.выставки «PR, консалтинг, выборные технологии».

2001 – создается общественный Комитет по сертификации.

PR в России перестали быть только московскими, что было характерной чертой для первой пол.90-х: выделился целый ряд центров региональной PR-активности ( Питер, Ниж.Новгород, Екатер., Новосиб.)

PR-агентства существенно расширяют перечень оказываемых услуг, предлагая разработку концепции общественно полезной значимости предприятия, создание имиджа товаров, соответствующий тренинг высшего руководства, подготовку взаимодействия со СМИ, исследование социально-психологич.климата в коллективе, управление кризисными сит.и т.д.

В Москве использов.PR получило широкое распространение, в то время как в др.городах их роль существенно недооценивается. Большинство бизнесменов и лидеров некоммерческих организаций воспринимают PR исключительно как работу с прессой или скрытую рекламу. Недооценка роли отношений с общ-ю вызвана неспособностью большинства PR-специалистов обеспечить обратную связь и корректировку деятельности клиента, недостаточной информационной поддержкой и слабой стратегич.разработкой деятельности. Важный шаг в этом направлении позволит сделать использование современных информационных технологий, особенно сети Интернет, содержащей сайты ряда PR-агентств с перечнем услуг и расценками.

Высшее место в иерархии отечественных рекламных и PR-агентств занимают так называемые «сетевые» агентства. Они являются российскими подразделениями крупнейших мировых рекламных сетей и обеспечивают рекламную поддержку таких же крупных мировых производителей товаров и услуг.

Однако все более серьезную конкуренцию составляют крупные рос.агентства, коммуникационные группы. Они представляют собой холдинги, в состав кот.входят рекл., PR-агентства, дизайн-студии, полиграфич.компании и т.д.

Эти две группы агентств обеспечивают весь технологич.рекламный процесс: от разработки креатива до размещения рекламн.и PR-материалов. Они занимают доминирующие позиции на рынке,диктуют свои правила.

Многочисленные средние агентства работают преумущественно по заказам среднего и малого бизнеса, а также муниципальных и региональных органов власти.

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

19-20 мая 2008 года в Москве, в отеле «Марриотт Роял Аврора», состоялась VI международная конференция "Стратегические коммуникации. Управление репутацией компании". В рамках мероприятия были подняты вопросы о том, что такое PR сегодня, какие существуют вызовы для PR-специалиста в современной компании. Так, Юлиана Драчева, президент агентства "Михайлов и Партнеры. Управление стратегическими коммуникациями", подчеркнула четыре основных тенденций развития рынка PR услуг в России: управление репутацией, специализация, использование новых PR-технологий, международное развитие и экспансия.

Генеральный директор агентства «Сокур и партнеры» Дмитрий Сокур полагает, что причина увеличения вложений в нерекламные коммуникации кроется в медиаинфляции, которая достигла 50—55%, а также в значительном увеличении PR-бюджетов компаний, работающих в секторе В2В. «Для многих из них PR является основным средством продвижения, — объясняет г-н Сокур. — Давать массовую прямую рекламу в этой сфере все равно что выбрасывать деньги на ветер. Цена рекламного контакта слишком высока, и результат не оправдывает вложенные средства». По оценке эксперта, рост рынка PR-услуг будет увеличиваться и впредь.1

В 2009 году рынок PR продолжит наметившуюся тенденцию и будет характеризоваться следующими особенностями:

  1.  Тесная связь онлайн- и офлайн-СМИ. Информационные сообщения активно распространяются через Интернет, дублируются и перепечатываются офлайн-прессой.
  2.  Повышение качества информационных поводов. Для привлечения внимания СМИ, качество информационных поводов придется постоянно повышать.
  3.  Усиление роли Event-составляющей. Появление новых event-агентств, также как и формирование event-отделов у крупных сетевых игроков, является реакцией на спрос в области событийного маркетинга.
  4.  Развитие персональной журналистики блоггеров. Популярные блоги с высоким уровнем посещаемости способствуют быстрому распространению информации.
  5.  Развитие Интернет-PR. Социальные сети становятся эффективным PR-инструментом

Доминирующие тенденции на PR-рынке в России определяют процессы концентрации и объединения разрозненных агентств. Во многом это вызвано переориентацией крупных клиентов на комплексные заказы, включающие рекламу, PR-услуги, маркетинговое сопровождение и консалтинг. Заключив стратегический контракт с агентством, клиенты стремятся получить от него весь пакет услуг. Сами же операторы убеждены в том, что создание консорциумов облегчает им задачу освоения новых сегментов рынка. Повышающийся спрос на комплексные PR-услуги, однако, не означает, что агентства, сохраняющие узкую специализацию на рынке, оказались в проигрыше.

Следует обратить внимание и на такую важную тенденцию развития отрасли, как повышение мастерства пиарщиков корпоративного сектора. Важно отметить также и рост профессионального самосознания корпоративных PR-менеджеров: если раньше обмен опытом осуществлялся лишь в среде специалистов агентств, а руководители PR-служб различных бизнес-структур варились «в собственном соку», то сегодня и они начинают находить продуктивные формы общения.2

Наиболее популярные направления деятельности в области связей с общественностью – организация публикаций в СМИ, мониторинг СМИ, подготовка рекламных брошюр, обновление сайтов. Такие Pr-инструменты, как поиск объекта спонсоринга, кризисный PR, создание специализированных баз данных, налаживание связей с государственными организациями, применяются редко. В большинстве компаний бюджет PR-подразделений формируется под отдельные проекты, мероприятия, реже определяется при формировании готового бизнес-плана компании.

Показателями эффективности PR-деятельности является узнаваемый брэнд, положительное отношение среди целевых групп, а также кол-во публикаций с упоминанием компании.

Среди основных тенденций развития российского PR, можно было бы выделить главное – идет процесс переосмысления самой миссии российского PR-сообщества. Если раньше внутри индустрии мы говорили о необходимости формировать у представителей политической и бизнес-элит всего лишь понимание необходимости связей с общественностью, то сейчас речь идет о том, как этот уже успешно встроенный механизм управления и регулирования общественных отношений отлаживать и совершенствовать в современных реалиях российской действительности. Важно, что такой диалог идет, причем наиболее продуктивно это происходит в рамках Российской ассоциации по связям с общественностью – своеобразного профсоюза отечественных пиарщиков.

Мы перешли на более высокий уровень продуктивного общения представителей PR-индустрии с теми, кто использует паблик рилейшенз как инструмент в политике, бизнесе, установлении современных корпоративных отношений.

Важной тенденцией современного развития отечественного рынка связей с общественностью является то, что с российскими PR-агентствами стали считаться не только внутри страны, но и за рубежом. В последнее время все больше западных компаний и фирм обращается к российским агентствам за PR-услугами. Наша PR-индустрия, как и в целом экономика страны, трудно, но уверенно интегрируется в мировую экономику, активно взаимодействует с международными организациями.

Одновременно с развитием международных связей происходит активный рост регионального рынка PR-услуг. Практически во всех крупных российских промышленно-финансовых центрах появились серьезные, высокопрофессиональные и весьма креативные PR-агентства, которые максимально используют знания специфики своего региона и успешно конкурируют со своими столичными коллегами. Хотя справедливости ради следует уточнить, что пока большинство PR-агентств сосредоточено в европейской части России.

Еще одной тенденцией современного этапа развития российского PR является осознание руководителями средних, а в последнее время и мелких компаний необходимости устанавливать гармоничные отношения с обществом и заботиться о своей репутации и имидже. Именно поэтому наряду с крупными агентствами полного цикла, ориентированными на обслуживание крупных корпораций, в российском PR-сообществе успешно трудятся небольшие, но профессионально хорошо подготовленные компании, которые активно работают на своем уровне. В этом случае мы говорим о PR как особой функции управления, важной составляющей современного менеджмента компании.

Это можно с полным основанием расценивать как показатель того, что российская PR-индустрия сегодня способна на равных конкурировать со своими западными коллегами в привычных для них сегментах, на их традиционных площадках. По сути, произошла профессионализация российского рынка PR во всех направлениях деятельности. Именно это можно рассматривать в качестве основной тенденции современного этапа его развития, что не может не внушать оптимизм.

1

2


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

29634. Квотная выборка в социологическом исследовании 24 KB
  Способы построения выборки делятся на 2 крупных класса: Случайные вероятностные – это такие способы отбора когда каждый элемент генеральной совокупности имеет известную чаще всего равную вероятность быть выбранным. Неслучайные – все остальные способы отбора. Для реализации случайного отбора необходимо иметь основу выборки списки элементов генеральной совокупности. К вероятностным способам отбора относят: Простой случайный отбор в рамках которого элементы отбираются либо с помощью таблицы случайных чисел либо с помощью...
29635. Стратифицированный отбор единиц наблюдения в социологическом исследовании 27 KB
  Способы построения выборки делятся на 2 крупных класса: Случайные вероятностные – это такие способы отбора когда каждый элемент генеральной совокупности имеет известную чаще всего равную вероятность быть выбранным. Неслучайные – все остальные способы отбора. Для реализации случайного отбора необходимо иметь основу выборки списки элементов генеральной совокупности.
29636. Многоступенчатый способ формирования выборочной совокупности 25 KB
  Этапы построения выборки. 1один алгоритм выборки зависит от сложности объекта об общих теоретических построения выборки. В случае если полная основа выборки недоступна т.е случайный отбор невозможен значимыевыбор задачи исследования с точки зрения критерия для построения и стратифицированной или квотной выборки чаще всего выступают со.
29637. Опросные методы в социологическом исследовании. Назначение, классификация видов 25 KB
  Опросы можно классифицировать по разным основаниям: По форме контакта. Спрашиваются и отвечающего опросы делятся на: интервью и анкетирования Интервью непосредственный контакт. По характеру респондентов опросы делятся на:1Массовые респондентом выступают представители объекта исследования. б выборочные 4 по процедуре опросы бывают: групповые и индивидуальные.
29638. Опрос как процесс, фазы опроса. Способы создания мотивации к участию в опросе 30 KB
  Метод опроса применяется когда необходимо получить информацию о явлениях и процессах которые недоступны прямому наблюдению и недостаточно полно отражены в анализируемых документах. Достоинства метода опроса. С помощью метода опроса мы можем за относительно короткий период опросить большое число респондентов и достаточно быстро получить большие объемы информации.
29639. Анкета как документ анкетного опроса. Классификация вопросов анкеты 31 KB
  Классификация вопросов анкеты. Анкета – инструмент опроса структурно организованный набор вопросов выраженных на языке респондента каждый из которых логически связан с центральной проблемой исследования. В ней предполагается жестко фиксированный порядок содержание и форма вопросов ясное указание способов ответа. Вопрос анкеты – это письменное обращение к респонденту с целью выявления информации относящейся к предметному содержанию исследования.
29640. Язык и композиция вопросов анкеты 36.5 KB
  Виды вопросов по форме: Закрытый вопрос – вопрос с фиксированными и изначально заданными вариантами ответов. Открытый вопрос – вопрос ответ на который дается в свободной форме отсутствуют изначально заданные варианты ответов. Открытый вопрос используется: для проверки знаний для исследования новых тем и индивидуального многообразия для выявления аргументов по некоторым вопросам.
29641. Интервью в социологическом исследовании. Классификация видов интервью 28 KB
  Классификация видов интервью. Интервью – проводимая по определенному плану беседа целенаправленное общение предполагающая прямой контакт интервьюера с опрашиваемым. Интервьюер лицо ведущее непосредственное общение с респондентом при помощи вопросника с целью сбора информации обеспечивающее правильное и надежное использование инструмента исследования.
29642. Эффект интервьюера в классическом социологическом исследовании 24 KB
  Эффект интервьюера в классическом социологическом исследовании. Задача интервьюера – максимально снизить эффект интервьюера собственным поведением внешним видом и т. Эффект интервьюера: понятие и основные формы. В современной социологии эффект интервьюера обычно определяется как тенденция полученных в исследовании ответов варьировать в зависимости от закрепленных за респондентами интервьюеров .