24291

Особенности и основные этапы развития журналистики в ХХ веке

Доклад

Маркетинг и реклама

С гласностью стали возникать политические партии из подполья вышли социалдемократические эсеровские газеты были созданы вновь газеты и журналы партий народных социалистов народной свободы 17 октября трудовиков промышленников кадетов и т. Это были новые типы изданий: газетыманифесты газетыпризывы дискуссионные листки. В стране действовала Конституция работал парламент права цензуры ограничивались законом Оппозиционные правительству партии имели право на издание легальных газет: большевистская фракция РСДРП в Госдуме издавала...

Русский

2013-08-09

54.5 KB

41 чел.

26. Особенности и основные этапы развития журналистики в ХХ веке

(по Ворошилову)

Россия.

Буржуазно-демократическая революция 1905 г. вызвала острый интерес населения к политическим темам и существенно изменила систему СМИ. Царским Манифестом от 17 октября 1905 г. было объявлено о свободе слова, разрешена политическая полемика в газетах (конечно, при этом запрещены были призывы к ниспровержению государственного строя насильственным путем, а также разжигание религиозной, национальной вражды). С гласностью стали возникать политические партии, из подполья вышли социал-демократические, эсеровские газеты, были созданы вновь газеты и журналы партий народных социалистов, «народной свободы», «17 октября», трудовиков, промышленников, кадетов и т.д. Это были новые типы изданий: газеты-манифесты, газеты-призывы, дискуссионные листки. Благодаря партийным, профсоюзным, молодежным, сатирическим газетам число периодических изданий с 1900 по 1906 год возросло с 1002 до 1797.

 В 1907 г. количество изданий было сокращено до 1542 – сказались меры правительства по стабилизации общества, введение судебной ответственности за подстрекание к разрушению государственности. Экстремистские партийные издания были запрещены. В прессе начался разбор ошибок поведения во время революции: ряд интеллигентов Бердяев, Франк, Булгаков, Струев и др. выпустили сборник «покаянных» трудов «Вехи».

1909-1913 годы были периодом цивилизованной гласности и расцвета российской прессы. В стране действовала Конституция, работал парламент, права цензуры ограничивались законом, Оппозиционные правительству партии имели право на издание легальных газет: большевистская фракция РСДРП в Госдуме издавала газеты «Звезда», «Невская звезда», «Рабочий», «Правда»; правое крыло кадетской партии – газету «Речь», партия народных социалистов – журнал «Русское богатство» и т.д. К 1913 году система российской прессы рассчитывала почти 3 тысячи названий, а к 1918 – свыше 4 тысяч.

Рост числа изданий объясняется во многом стремлением получить приличные доходы. Действительно, издание газеты в дореволюционной России приносили быстрые результаты. И. Д. Сытин по совету А. П. Чехова организовал издание газеты «Русское слово»: ее тираж в начале ХХ века составлял 13 200 экземпляров, а в 1916 г. уже 739 000. главными авторами «Русского слова», ставшего общероссийской «фабрикой новостей», были репортер Владимир Гиляровский, фельетонист Влас Дорошевич, чьи зарисовки быта и нравов московской жизни увлекали публику динамизмом и остротой мысли. Военный публицист В. Немирович-Данченко стал основным информатором с театров русско-японского, русско-германского фронтов. Газета избегала политических оценок общественной жизни, предпочитая писать о частной жизни конкретных людей, преимущественно малоимущих.

К 1917 г. Россия обладала мощной для своего времени прессой. Различные периодические издания выходили более чем в 180 городах. Годовой тираж московских газет превышал 450 миллионов экземпляров, в Петербурге выпускалось полторы сотни газет и более 400 журналов. По числу газет и журналов, по их тиражу, а также по структуре и организации печатного дела Россия не уступала старым газетным державам – Англии, Франции, Германии.

Февральская революция внесла коррективы в расстановку сил на информационном рынке. Откровенно черносотенные издания вроде «Земщины» были закрыты. Господствующее положение в буржуазной прессе получила кадетская печать. Более 150газет издавали мелкобуржуазные партии: меньшевики, эсеры, трудовики, анархисты в то время, как большевики внутри страны в феврале 1917 г. не издавали ни одной газеты.

Поступательное развитие прессы было остановлено Октябрем 1917 года. На третий день после переворота – 27 октября 1917 г. – Совнарком принял Декрет о печати, которым немедленному закрытию подлежали газеты и журналы, призывающие к открытому сопротивлению или неповинному правительству; сеющие смуту путем клеветнического извращения факторов; призывающие к деяниям уголовно наказуемого характера. Так как под эти формулировки можно было подвести любое неугодное власти резкое высказывание, любую критику действий правительства, то практически все издания были закрыты. В стране осталась лишь партийно-большевистская печать.

 В условиях авторитаризма и однопартийности были установлены жесткий контроль над печатным словом, журналистскими кадрами и непререкаемая иерархия: подчиненность редактора СМИ партийному комитету, отделу пропаганды обкома или ЦК компании. Особое внимание обращалось на низовую печать: так, в Ленинграде выходили 90 фабрично-заводских и 22 вузовские многотиражки. В то же время пятимиллионный город издавал лишь три ежедневные газеты – «Ленинградскую правду», молодежную «Смену» и «Вечерний Ленинград», а также «Ленинские искры» (для пионеров, трижды в неделю). В шестидесятые годы к ним добавился еженедельник «Строительный рабочий». ХХ век – век электронной прессы. Но в городе многие годы работала лишь одна телестудия и одна радиостанция – Ленинградское радио. Правда, в отличие от телевидения широкое распространение получило местное радио – редакции радиовещания были организованны в каждом сельском районе, на каждом крупном предприятии.

Жизнь советских (российских) СМИ стала меняться с началом политической гласности. На первом этапе ее развития (1985-1987гг.) идейная или программная линия много изданий была скорректирована, возросло значение внутриполитических тем, что привело к росту политизированных публикаций. Появился особый тип журналистики, который отличался нетерпимостью к существующим порядкам и активной поддержкой новой политических и экономических движений. В то же время организационные основы и структуры собственности средств массовой информации еще не были затронуты.

На втором этапе изменений (1988-1989гг.) на улицах стали продаваться многочисленные полуофициальные газеты «Народный фронт», «Набат», «Позиция», «Демократическая Россия» и др. Как правило, подобные издания существовали недолго, но их возникновение позволило множеству запретных тем выйти из подполья. Этот относительно недолгий период стал своего рода «звездным часом» самиздатовской прессы. Изменившиеся общественные условия и внедрение частных форм собственности в экономике вызвали к жизни новые периодические издания. В Ленинграде начали выпускаться газеты «Невское время» и «Час пик». Газеты одни из первых получили свободу в ценообразовании, возможность распоряжаться большей частью прибыли, пользоваться альтернативными методами сбыта газетной продукции.

В 1990-1991 гг. (третий этап) появились первые арендные, совместные предприятия и акционерные общества. Одновременно и СМИ стали юридическими лицами и начали вести хоз. деятельность; в штатах многих возникли должности коммерческого директора, рекламного агента, маркетолога.

Но правовую основу издания газет, журналов, радиостанций, независимых телекомпаний, информационных агентств заложил закон Российской Федерации «О средствах массовой информации», принятый 27 декабря 1991 г., законодательно закрепивший недопустимость цензуры и установивший регистрационный (а не разрешительный) принцип организации СМИ.

Основные этапы истории российско – советской  журналистики ХХ века:

  1.  1900-1910.: В стране в 1900 г. выходит 1002 издания (70 ежедневных газет, 226 коммерческих), в 1908-2028, в 1909 г. – 2543 издания. Первые журналы для женщин – «Женский вестник» (1904, М. И. Покровская); «Дамский мир» (1906-1917, графиня А. З. Муравьева), «Женщина» (1908, С. З. Богельман).
  2.  1911-1920гг.: В 1913 г. в Петербурге выходит 628 изданий. В 1917 г. система российской прессы насчитывала 4700 названий. Выход в 1914 г. журнала «Работница».
  3.  1921-1930 гг.: В 1922 первый радиоконцерт. В 1929 г. в СССР выходит 955 газет.
  4.  1931-1940 гг.: Социально-классовый принцип печати меняется на территориально-отраслевой. Развитие многотиражек.
  5.  1941-1950 гг.: Преобладание военной тематики, фронтовыми журналистами становятся писатели. Начало работы телевидения в Москве (1946) и Ленинграде (1948).
  6.  1951-1960 гг.: Начало работы телевидения в Киеве (1951).
  7.  1961-1970 гг.: Политическая «оттепель», но журналистов называют «подручными партии».
  8.  1971-1981 гг.: Выход еженедельных газет производственных объединений.
  9.  1981-1990.: Появились первые частные издания. Выход из подполья самиздатовских изданий.
  10.  1991-1999 гг.: Отмена предварительной цензуры. С января 1991 г. по сентябрь 1992 г. число газет и журналов, выходящих Петербурге и Ленинградской области, возросло с 240 до 805.

Из истории зарубежной журналистики

А тем временем бурно развивалась и зарубежная журналистика. Покажем на примере периодической печати отдельных стран.

США. Первые газеты в истории Северной Америки возникли в Бостоне еще в колониальную эпоху: «Паблик оккарансиз» («Общественные события»), 1960 и «Бостон ньюслеттер» («Бостонский вестник»), 1704. В том же городе в 1748-1750 гг. выходила газета «Индепендент Адвертайзер» («Независимая газета с объявлениями»), основатель которой Сэмюэл Адамс вошел в историю как «агитатор Первой Американской революции». Ведущую роль в революции сыграли также издания Б. Франклина и Т. Пейна. Первые ежедневные газеты стали издаваться в Филадельфии в 1783 г.

В журналистику США 1830-х – 1840-х гг. вторгается коммерция: основным типом ежедневного издания становятся пенсовые и центовые газеты. Когда началась Вторая Американская революция (1861-1865), пресса сыграла важную роль в борьбе за ликвидацию рабства. В то же время в сфере СМИ происходят существенные инновации, вызванные техническим прогрессом – изобретением ротационной печатной машины (1847), линотипа (1886), телеграфа (1837), телефона (1886). В 1921 г. русский инженер Владимир Зворыкин проводит в  США первые телевизионные опыты, через 10 лет появляются первые экспериментальные телестанции, а в 1939 г. началось регулярное телевизионное вещание.

История журналистики США богата талантливыми репортерами, редакторами, издателями.

Джеймс Гордон Беннет (1795-1872) – один из отцов массовой печати, дал толчок развитию бульварной прессы. Издатель газеты «Нью-Йорк геральд» («Вестник Нью-Йорка»), он требовал от своих сотрудников писать об «истории человеческого интереса и эмоций» (преступления, происшествия, скандалы в высшем свете, семейные драмы). Бывший сотрудник «Нью-Йорк геральд» Гераций Грили отвергал журнализм Беннта. Основав в 1841 г. газету «Нью-Йорк трибюн», он поставил на первый план просвещение, нравственность, религию.

Джозеф Пулитцер (1847-1931). В 1883г. приобрел газету «Нью-Йорк уорлд» («Мир Нью-Йорка»), которую сделал моделью «нового журнализма», основанного на «человеческих репортажах» и освещении происшествий. Упрощенный английский язык, рисунки и комиксы, газетные сенсации – все было направлено на то, чтобы расширить аудиторию читателей, привлекая прежде всего иммигрантов, слабо знающих английский. За один год новый издатель поднял тираж газеты с 15 до 100 тыс. экземпляров, а за три года – до четверти миллиона. Он особое внимание уделял «динамичному репортажу», смело разоблачал коррупцию на строительстве Панамского канала, искусно использовал на страницах драматизацию новостей, иллюстрации, аршинные необычные заголовки, первым в стране стал применять цветные приложения и комиксы в цвете. Начиная с 1889 г., на «странице развлечений» «Нью-Йорк уорлд» печатались серийные картинки о приключениях комического персонажа по прозвищу Желтый парень (Еллоу кид), который забавлял читателей своим смешным видом, глупой улыбкой, комическими рассуждениями на различные темы и эксцентрическими поступками. Это введенное Пулитцером новшество привело к возникновению термина «желтая пресса». Второй крупнейшей фигурой американской журналистики на стыке двух столетий стал Уильям Рендольф Херст (1863-1951), карьера которого началась с приобретением в 1896 г. газеты «Нью-Йорк джорнел энд Адвертайзер» («Нью-Йоркская газета и издание с объявлениями»). Имя Херста символизирует во многом отрицательные стороны американской капиталистической прессы, ибо для него не существовала барьера благопристойности. Доход Херста за 1923 г. составил 12 млн. долларов, через два года вырос до 19 млн., а в 1930г. Херст создал с целью эксплуатации шести своих газет акционерное общество с основным капиталом 150 млн. долларов.

 Великобритания. Предшественниками газет в Англии в XVI веке были рукописные листки «Ньюс», извещающие о прибытии торговых судов; а появление периодической печати с 23 июня 1588 г., когда вышел номер «Инглиш меркьюри» («Английского вестника»). После английской буржуазной революции 1640 г. возникает множество изданий, а в 1642 г. в английском языке появляется слово «газета». В 1702 г. стала издаваться первая в Англии ежедневная газета «Дейли курант».

Потребность в рекламе в 1785 г. вызвала в жизни газету «Таймс». На рубеже XIX-XX веков, когда в Англии началось разделение прессы на качественную и массовую, «Таймс» становится ведущим качественным изданием. Сегодня она распространяется по всей стране, как и некоторые другие газеты.

Качественная пресса (кроме «Таймс» к ней можно, к примеру, отнести еженедневные газеты «Дейли телеграф», «Манчестер гардиан», «Гардиан», «Файнэншл таймс» содержательная и информативная, имеет сравнительно невеликий тираж (исключением, пожалуй, является тираж «Дейли телеграф» - 1,3 млн. экз.).

Массовая (таблоидная) печать ориентируется на широкий круг читателей, публикует гораздо меньше аналитических материалов, тираж каждого издания колеблется от двух до пяти миллионов экземпляров («Сан», «Миррор», «Дейли мейл», «Экспресс», «Дейли экспресс»...).

Германия. Если первые еженедельники «Реляцион» («Сообщение») и «Авизо» («Объявление») были отпечатаны в 1609 г., то первая ежедневная газета «Ляйпцигер цайтунг» («Лейпцигская газета») вышла в 1661 г.

В прессе современной Германии преобладают утренние газеты, другая особенность – ярко выраженный региональный характер: 95% периодических изданий относятся к местным, что связано с многовековой феодальной раздробленности страны, объединившейся лишь к концу XIX века. В стране – десять крупнейших газетных концернов, лидирует на рынке прессы акционерное общество А. Шпрингера, которое выпускает 15 ежедневных газет общим тиражом шесть миллионов экземпляров.

 Франция. Основанная в 1631 г. Теофрастом Ренодо еженедельная «Газетт» отличалась высоким литературным уровнем; многотемностью сообщений, регулярностью и длительностью выхода. В 1777 г. возникла первая французская ежедневная газета «Журналь де Пари» («Парижская газета»). Великая французская революция (1789-1799) привела к возникновению политической и революционно-демократической журналистики. Если перед революцией в столице страны издавалось 27 газет, то во второй половине 1789 г. их стало 250, а в 1790 г. – 350. печать сыграла важную роль в подготовке июльской революции 1830 г., февральской и июньской революции 1848 г. Период 1870-1914 годов отмечен бурным развитием капиталистической печати, когда газеты и журналы становятся торгово-промышленными предприятиями. Сегодня во Франции выходят газеты общего типа «Фигаро», «Монд», «Либерасьон» и др.); специализированные (молодежные, женские, научные, эротические и т.д.); экономические («Эхо», «Трибюн», «Нувель экономист» и т.д.); развлекательные (преобладают иллюстрированные еженедельники типа «Пари матч»).

Италия. Как единое национальное государство Италия сложилась к 1870 г. (до этого была раздроблена на 9 отдельных государств) и оставалась монархией до 1946 г. Тип современной итальянской газеты формировался под влиянием французского и английского примеров.