24307

Защита репутации юридическими средствами

Доклад

Маркетинг и реклама

Защита репутации юридическими средствами Защита чести достоинства и деловой репутации Гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь достоинство или деловую репутацию сведений если распространивший такие сведения не докажет что они соответствуют действительности. Правила настоящей статьи о защите деловой репутации гражданина соответственно применяются к защите деловой репутации юридического лица. Защита репутации: право и PR Репутация – это информационное по сути явление которое отчасти пытаются описать и защитить с...

Русский

2013-08-09

87.5 KB

2 чел.

44. Защита репутации юридическими средствами

Защита чести, достоинства и деловой репутации

  1.  Гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности. По требованию заинтересованных лиц допускается защита чести и достоинства гражданина и после его смерти. 2. Если сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, распространены в средствах массовой информации, они должны быть опровергнуты в тех же средствах массовой информации. Если указанные сведения содержатся в документе, исходящем от организации, такой документ подлежит замене или отзыву. Порядок опровержения в иных случаях устанавливается судом. 3. Гражданин, в отношении которого средствами массовой информации опубликованы сведения, ущемляющие его права или охраняемые законом интересы, имеет право на опубликование своего ответа в тех же средствах массовой информации. 4. Если решение суда не выполнено, суд вправе наложить на нарушителя штраф, взыскиваемый в размере и в порядке, предусмотренных процессуальным законодательством, в доход Российской Федерации. Уплата штрафа не освобождает нарушителя от обязанности выполнить предусмотренное решением суда действие. 5. Гражданин, в отношении которого распространены сведения, порочащие его честь, достоинство или деловую репутацию, вправе наряду с опровержением таких сведений требовать возмещения убытков и морального вреда, причиненных их распространением. 6. Если установить лицо, распространившее сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, невозможно, лицо, в отношении которого такие сведения распространены, вправе обратиться в суд с заявлением о признании распространенных сведений не соответствующими действительности. 7. Правила настоящей статьи о защите деловой репутации гражданина соответственно применяются к защите деловой репутации юридического лица.

Защита репутации: право и PR

Репутация – это информационное по сути явление, которое отчасти пытаются описать и защитить с помощью права. Информационная природа репутации обуславливает необходимость взаимодействия методов права и PR при ее защите.

Информационная природа репутации обуславливает необходимость взаимодействия методов права и PR при ее защите. Рассмотрим возможности такой комплексной обороны этого нематериального актива компании с учетом следующих целей:

  1.  Описание взаимосвязи юридических и PR-аспектов в деятельности по защите репутации;
  2.  Ориентация в предусмотренных законодательством возможностях защиты репутации;
  3.  Представление основных схем эффективного PR-сопровождения судебных процессов, связанных с защитой репутации;
  4.  Разбор типичных ошибок и удачных решений при юридической защите репутации.

Юридический аспект защиты репутации проявляется в обращении в суд и другие правоохранительные органа. В рамках этой деятельности можно выделить два аспекта:

  •  юридический, который связан с привлечение нарушителя к какой-либо ответственности ответственности, положительным решением суда;
  •  информационный (PR), проявляющийся в работе с оценкой действий по защите репутации общественностью.

Информационный (PR) аспект в некоторых случаях важнее юридического, т.к. можно выиграть битву, но проиграть войну, т.е. решение суда будет в Вашу пользу, а репутация все равно пострадает. В целом защита репутации – это область, в который использование только юридических методов часто бывает не эффективно, т.к. сама репутация и воздействия на нее носят информационный характер, а значит подвержены искажениям, интерпретациям и т.д.

Варианты взаимодействия права и PR:

  1.  PR-освещение юридических процессов (одностороннее информирование или коммуникация с обратной связью). PR-деятельность не влияет на юридическую деятельность;
  2.  PR-освещение юридических процессов для достижения благоприятных для развития юридической деятельности условий. Право влияет на PR-деятельность, формируя ее цели;
  3.  PR-стратегия в рамках которой используются правовые способы воздействия. Юридическая деятельность подчинена PR-стратегии (т.е. возможна инициация обращений в суд заведомо проигрышных с юридической точки зрения, но успешных с точки зрения PR).

К сожалению, на практике чаще всего встречается первый вариант, который не является оптимальным. Хотя есть сферы, где право и PR уже давно и тесно комплексно используется, в том числе и при защите репутации – это политическая борьба и рейдерская деятельность.

Соответственно в настоящее время актуально осмысление накопленного опыта совместного использования права и PR, создание гуманитарно-правовых технологий (PRава) и адаптация их для применения в различных сферах общественной жизни. Также стоит вспомнить слова Курцио Малапарте: "Искусство защиты современного государства основано на тех же принципах, что и искусство его захвата". Эта идея важна для тех случаев, когда угроза репутации, сформулированная в рамках закона и подкрепленная PR-ресурсами, может использоваться для защиты своих интересов, например взыскания задолженности и т.д.

Что мы защищаем с точки зрения законодательства? Собственно, деловая репутация, как закреплено в Гражданском кодексе РФ, есть и у физических лиц, и у юридических лиц. Кроме того физические лица также имеют право на честь и достоинство. Эти понятия определяются следующим образом. 

Достоинство - это совокупность каких-то качеств, а также уважение этих качеств в самом себе, то есть самооценка индивидом собственных способностей, достоинств и недостатков, своего общественного значения (внутренняя оценка).

Честь - это достойные уважения качества личности, социальная оценка индивида обществом, окружающими людьми (внешняя оценка).

Деловая репутация – это сложившееся в обществе, социуме мнение о деловых качествах (достоинствах и недостатках) конкретного физического или юридического лица в сфере делового оборота.

Наиболее типичная ситуация для успешного обращения в суд за защитой чести, достоинства и деловой репутации – распространении в СМИ утверждения о фактах, не соответствующих действительности и позорящих гражданина или организацию, т.е. описывающих их поведение в виде, которые общественностью считается негативным.

Варианты юридической защиты репутации, чести и достоинства:

  •  Возбуждение уголовного дела по статьям УК РФ: 129 "Клевета", 130 "Оскорбление", а также редко применяемой ст. 137 "Нарушение неприкосновенности частной жизни"; - подача гражданско-правового иска для привлечения к ответственности за причинение вреда чести, достоинству и деловой репутации (ст. 152 ГК РФ "Защита чести, достоинства и деловой репутации");
  •  Обращения в государственные органы (Федеральную антимонопольную службу и т.д.), в связи с нарушениями требований закона о рекламе, проявлениями недобросовестной конкуренции.

Также могут применяться редко используемые методы: обращение в Конституционный суд РФ, международные судебные инстанции, а также альтернативные методы разрешения споров по репутационным вопросам:

  •  Обращение в третейские суды;
  •  Медиация (посредничество).

Альтернативные методы во многих случаях предпочтительнее, если необходимо сохранить отношения между спорящими организациями и избежать огласки.

Основные проблемы юридической защиты репутации:

  •  Оценочный характер используемых понятий "позорящие сведения" (сложно определить какие именно сведениями являются позорящими в конкретном контексте);
  •  Сложность различения утверждения о фактах и мнения (высказывание мнения – клеветой, как правило, не является);
  •  Проблемы фиксации распространения (особенно в сети Интернет) и поиска стоящих за анонимным распространением информации лиц.

Схема PR-сопровождения защиты или разрушения репутации:

1.1. Запуск и юридическое обеспечение правоприменительного процесса (обращение в милицию, суд и т.д.).

1.2. Информационное сопровождение юридического процесса (выполняет функции привлечения внимания и угрозы при незаконных действиях).

2.1. Массовое информационное освещение (пресс-релизы, статьи, комментарии в СМИ).

2.2. Точечное информационное освещение (письма конкретным лицам: руководителям правоохранительным органов, контрагентам и партнерам оппонента и т.д.).

3. Научно-консультационное сопровождение правоприменительной деятельности: заключения ученых, комментарии специалистов, обучение сотрудников и т.д.

4. Общественная поддержка с помощью:

4.1. Информирования соответствующих общественных организаций о совершенных действиях с предложением присоединиться к информационной кампании при совпадении интересов.

4.2. Создания реальных и виртуальных организаций, объединений для поддержки проекта защиты репутации (вариант создание подразделений, отделов в постоянных объединениях);

5. Сбор и обработка обратной связи: реакции оппонентов, общественности, правоохранительных органов. Информирование об этой реакции общественности, а также изменение юридической деятельности, если оно оказывается необходимым.

Типичные ошибки:

  •  жалобы в различные органы без информационного сопровождения и юридической основы;
  •  попытка сохранить в тайне ход судебного процесса, если существует вероятность, что оппонент будет его широко освещать;
  •  освещение судебного процесса без консультации с юристами о правильности формулировок.

Основные факторы успешной защиты репутации:

  •  совместная работа PR-специалиста и юриста;
  •  максимальная оперативность в освещении юридической деятельности по защите репутации;
  •  готовность предложить свою интерпретацию любым заявлениям оппонентов и решениям судебных органов.

Таким образом, часто только совместное использование права и PR дает возможность эффективно защитить репутацию. Соответственно становится актуальной задачей организация взаимодействия между юристами и специалистами в области связей с общественностью.


Правовая защита репутации юридического лица

Возможность успешной коммерческой деятельности юридического лица, в наше время, зависит от определенных представлений о ней, как других организаций так и рядовых граждан, т.е. поддержание на должном уровне деловой репутации организации приобретает особое значение в условиях рыночной экономики. Возможность защиты деловой репутации является теперь неотъемлемой частью правовой системы Российской Федерации.

Деловая репутация как нематериальное благо, прежде всего, позволяет расширять коммерческие возможности юридического лица. Создание хорошей деловой репутации целенаправленно. Юридическое лицо планирует и осуществляет свои действия с учетом того, как они отразятся на деловой репутации.

Защита чести, достоинства и деловой репутации имеет свою определенную специфику. Согласно действующему гражданскому законодательству рассматриваемые нематериальные блага охраняются от любого неправомерного посягательства со стороны третьих лиц. Таким образом, нарушителями прав в данном случае могут выступать как физические, так и юридические лица.

В соответствии со ст. 150 ГК РФ достоинство личности, честь и доброе имя, деловая репутация, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, не отчуждаемы и не передаваемы иным способом.
Нематериальные блага защищаются в соответствии с ГК РФ и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и тех пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав вытекает из существа нарушенного нематериального права и характера последствий этого нарушения (ст. 12 ГК РФ).

В ст. 152 ГК РФ определено, что правила настоящей статьи о защите деловой репутации гражданина соответственно применяются и к защите деловой репутации юридического лица. Граждане вправе требовать по суду опровержения порочащих их честь, достоинство и деловую репутацию сведений, если распространившее такие сведения лицо не докажет, что они соответствуют действительности. Юридическое лицо аналогичным образом может требовать опровержения сведений, порочащих его деловую репутацию.

В соответствии с п. п. 1 и 7 ст. 152 ГК РФ гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией (далее — предприниматели), вправе требовать по суду опровержения порочащих их деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности. В указанной статье описан и раскрыт порядок применения таких способов защиты, как опровержение порочащих сведений; опубликование ответа в средствах массовой информации; возмещение убытков; компенсация морального вреда; признание распространенных сведений не соответствующими действительности.

Особым способом защиты является опровержение порочащих сведений, которое направлено на восстановление положения, существовавшего до нарушения права.
Пункт 1 ст. 152 ГК РФ определяет условия удовлетворения требования об опровержении порочащих сведений: 1) порочащий характер сведений; 2) несоответствие порочащих сведений действительности; 3) распространение указанных сведений.

Согласно Постановлению Пленума ВС РФ от 18.08.1992 N 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц» для удовлетворения иска о защите чести, достоинства, деловой репутации необходимо констатировать, что порочащие сведения не соответствуют действительности. Обязанность доказывать соответствие распространенных сведений действительности, лежит на ответчике (распространителе).

Под распространением порочащих сведений следует понимать опубликование таких сведений в печати, трансляцию по радио- и телепрограммам, демонстрацию в кинохроникальных программах и других СМИ, изложение в служебной характеристике, публичных выступлениях, заявлениях, адресованных должностным лицам, или сообщение в иной, в том числе устной, форме нескольким лицам или хотя бы одному лицу. Сообщение таких сведений лицу, которого они касаются, не может признаваться распространением (п. 2 Постановления N 11).

Законом Российской Федерации от 27.12.1991 N 2124-1 «О средствах массовой информации» конкретизируется порядок опровержения порочащих не соответствующих действительности сведений, если они были распространены в СМИ. Опровержение должно быть опубликовано в том же СМИ. Опровержение в периодическом печатном издании должно быть набрано тем же шрифтом и помещено под заголовком «опровержение». По радио и телевидению опровержение должно быть передано в то же время суток. При этом объем опровержения не может более чем вдвое превышать объем опровергаемого фрагмента распространенного сообщения или материала.

Если порочащие сведения содержатся в документе, исходящем от организации, то п. 2 указанной статьи установлен такой порядок опровержения, как замена или отзыв документа. К числу таких документов относится, например, деловое письмо.

Если порочащие сведения были распространены не в СМИ и не в документе, исходящем от организации, то при удовлетворении иска суд обязан в резолютивной части решения указать способ опровержения порочащих сведений, признанных не соответствующими действительности. При необходимости суд излагает в своем решении текст опровержения.

Ответчиками в делах о защите чести, достоинства и деловой репутации являются лица, распространившие порочащие сведения. По искам, содержащим требования об опровержении сведений, распространенных в СМИ, возникает обязательное соучастие: в роли ответчиков привлекаются автор и редакция соответствующего СМИ. Если при рассмотрении таких сведений имя автора не обозначено либо он воспользовался псевдонимом, то по иску отвечает одна редакция.

Согласно п. 10 Информационного письма ВАС РФ от 23.09.1999 N 46 «Обзор практики разрешения арбитражными судами споров, связанных с защитой деловой репутации» исковые требования не подлежат рассмотрению в арбитражном суде, если опубликованные сведения имеют автора.

Закон N 2124-1 закрепляет принцип независимости СМИ. В соответствии со ст. 18 этого Закона по общему правилу учредитель не вправе вмешиваться в деятельность СМИ. Поэтому решение суда, обязывающее опубликовать (зачесть по радио и телевидению) опровержение, должно быть адресовано непосредственно редакции СМИ, участвующей в деле в качестве соответчика. В противном случае решение не будет реально выполнено. На учредителя же в случае удовлетворения иска может быть возложена ответственность в виде возмещения убытков и морального вреда.

Опровержение — специальный способ защиты, применяемый в случае нарушения чести, достоинства и деловой репутации. Обязанность опровержения возлагается на распространителя порочащих и не соответствующих действительности сведений, независимо от его вины. Так, ст. 57 Закона N 2124-1 устанавливает основания освобождения от ответственности редакции, главного редактора, журналиста за распространение порочащих честь и достоинство и не соответствующих действительности сведений. Но обязанность опровержения (в форме сообщения о решении суда) возлагается судом на редакцию СМИ и в этих случаях, поскольку основанием мер специальной защиты служит сам факт нарушения права. Иск в порядке ст. 152 ГК РФ может быть предъявлен к нескольким СМИ, распространившим одни и те же порочащие сведения. Все ответчики будут обязаны опровергнуть эти сведения, а ответственность будет возложена на редакцию СМИ, в котором такие сведения были распространены первоначально, либо граждан и организации, от которых они поступили.
Порядок опровержения в СМИ детально регламентирован ст. ст. 43, 44 Закона N 2124-1: опровержение должно быть набрано тем же шрифтом и помещено под заголовком «Опровержение» на том же месте полосы, что и опровергаемое сообщение.

Возмещение вреда, причиненного распространением сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию, осуществляется по нормам, содержащимся в гл. 59 ГК РФ. Имущественный вред (убытки) возмещается при наличии вины (ст. 1064 ГК РФ), моральный вред компенсируется независимо от вины (ст. 1100 ГК РФ).

В делах по искам к СМИ размеры компенсации зависят главным образом от характера и содержания порочащих сведений, масштабов их распространения. В ст. 57 Закона N 2124-1 дается перечень обстоятельств, освобождающих редакцию и журналиста от обязанности проверять достоверность сообщаемой ими информации и, следовательно, исключающих их ответственность за распространение порочащих и недостоверных сведений.

Требование о компенсации морального вреда может быть заявлено самостоятельно, если редакция СМИ добровольно дала опровержение, удовлетворяющее истца. Преобразование иска о защите чести, достоинства и деловой репутации в иск о компенсации морального вреда, однако, недопустимо при несогласии с опровержением автора опубликованного материала.
В силу п. 7 ст. 152 ГК РФ деловая репутация юридического лица защищается по тем же правилам, что и деловая репутация гражданина. Юридическое лицо вправе требовать по суду опровержения, имеет право на опубликование своего ответа в СМИ и т.д. По требованию заинтересованных лиц (например, правопреемников) допускается защита деловой репутации юридического лица после его ликвидации.

При этом следует учитывать, что в отличие от чести и достоинства (доброго имени) упоминание о деловой репутации в Конституции Российской Федерации отсутствует и фигурирует исключительно как категория гражданского права. В гражданско-правовом смысле это понятие применимо только к юридическим лицам, участвующим в предпринимательской деятельности, деловом обороте.

Ущерб, причиненный деловой репутации, возникает в результате распространения сведений, порочащих деловую репутацию субъекта. Очевидно, можно предположить ситуацию, когда деловой репутации причиняется ущерб в результате других действий, например в результате незаконного использования товарного знака субъекта. Однако если в отношении гражданина закон дает возможность построения правовой конструкции, позволяющей в рассматриваемом случае в полном объеме защитить деловую репутацию, в том числе взыскать моральный вред (ст. ст. 12 и 150 ГК РФ), то для юридического лица эти возможности ограничены положениями ст. 152 ГК РФ, регулирующей защиту чести, достоинства и деловой репутации, которые опорочены в результате распространения не соответствующих действительности сведений.

К сведениям, порочащим деловую репутацию, можно отнести сведения о несоответствии деловых качеств субъекта, необходимым для осуществления предпринимательской деятельности качествам; о низком качестве работы, производимой продукции или оказываемых услуг, их несоответствии установленным стандартам; о нечестном, недобросовестном поведении субъекта по отношению к клиентам и контрагентам и т.д.

Право на защиту деловой репутации возникает при соблюдении следующих условий:
- если указанные сведения были распространены, т.е. с этими сведениями ознакомились иные (не считая самого распространившего эти сведения) лица;
- если эти сведения не соответствуют действительности.

Рассмотрим вопрос о возмещении убытков и морального вреда, поскольку деловая репутация имеет в этом отношении некоторые особенности по сравнению с честью и достоинством.
Заметим, что на требование опровержения сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию, исковая давность не распространяется. Требование возмещения убытков и компенсации морального вреда, причиненных распространением порочащих и не соответствующих действительности сведений, подпадает под общий срок исковой давности в 3 года.

Для защиты чести, достоинства, деловой репутации гражданина предусмотрен специальный способ: опровержение распространенных порочащих сведений. Этот способ может быть использован, если выполнены следующие три условия.

Во-первых, сведения должны быть порочащими. В основу оценки сведений как порочащих положен не субъективный, а объективный признак. Порочащими являются не соответствующие действительности сведения, содержащие утверждения о нарушении гражданином или организацией действующего законодательства или моральных принципов (о совершении нечестного поступка, неправильном поведении в трудовом коллективе, быту и другие сведения, порочащие производственно-хозяйственную и общественную деятельность, деловую репутацию и т.п.), которые умаляют честь и достоинство.

Во-вторых, сведения должны быть распространены. В Постановлении N 11 дано разъяснение и по поводу того, что следует понимать под распространением сведений. Это опубликование таких сведений в печати, трансляция по радио- и телевидеопрограммам, демонстрация в кинохроникальных программах и других СМИ или сообщение в иной, в том числе и устной, форме нескольким или хотя бы одному лицу.

В-третьих, сведения не должны соответствовать действительности. При этом действует присущий гражданскому законодательству принцип презумпции невиновности потерпевшего: сведения считаются не соответствующими действительности до тех пор, пока распространивший их не докажет обратное.

Российское законодательство признает порочащими не соответствующие действительности сведения, которые содержат утверждение о нарушении лицом действующего законодательства (например, что лицо не имеет необходимых лицензий) либо о нарушении моральных принципов (совершение нечестного поступка, занятие деятельностью по оказанию услуг интимного характера и т.д.).

Вследствие чего, заявляя требование о защите деловой репутации, истец должен доказать всего лишь, что ответчик является лицом, распространившим порочащие сведения.
Данное утверждение вытекает также из разъяснения высшей судебной инстанции. Так, согласно п. 7 Постановления N 11 в силу ст. 152 ГК РФ обязанность доказывать соответствие действительности распространенных сведений лежит на ответчике независимо от того, предъявлен ли иск о защите чести, достоинства, деловой репутации либо о возложении на СМИ обязанности опубликовать ответ истца на публикацию. Истец обязан доказать лишь сам факт распространения сведений лицом, к которому предъявлен иск.

Что касается сведений, распространенных традиционными средствами (печать, телевидение или радио), то исполнение указанной процессуальной обязанности, как правило, не встречает каких-либо серьезных преград. В подобных случаях истец представляет в суд соответственно оригинал или заверенную копию экземпляра того или иного издания, записи теле- или радиопередачи, а привлечению к участию в деле в качестве ответчика подлежит автор публикации (выступления) или в случае анонимных сообщений юридическое лицо — учредитель того или иного СМИ.

Изначально при реализации на практике норм о судебной защите чести и достоинства возникал вопрос о том, что должно пониматься под распространением сведений, не соответствующих действительности. И практика, и научная литература единодушно признали за этим какое-либо сообщение таковых сведений о конкретном лице другим, одному или нескольким лицам. Для гражданско-правовой защиты чести и достоинства имеет значение лишь сам факт распространения не соответствующих действительности сведений независимо от формы и способа передачи ложной информации, количества лиц, ставших ее обладателями, и условий ознакомления с ней потерпевшего. При этом последний может узнать о касающихся его сведениях как лично, присутствуя во время, например, их публичного распространения, так и из рассказов о них других лиц.

Таким образом, юридическому лицу, обратившемуся в суд с иском о защите деловой репутации, необходимо доказать следующие обстоятельства, что:
- сведения должны быть распространены, не соответствовать действительности и быть порочными;
- сведения должны быть известны третьему лицу (неопределенному кругу лиц), не считая самого распространившего эти сведения.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий иск в гражданско-правовом порядке удовлетворению не подлежит.
Ответчиками по делам о защите чести, достоинства, деловой репутации являются граждане и юридические лица, которые распространили порочащие сведения, не соответствующие действительности. Истец же обязан доказать лишь сам факт распространения сведений лицом, к которому предъявлен иск.

Необходимым условием удовлетворения иска о защите чести, достоинства, деловой репутации является несоответствие распространенных сведений действительности. Обязанность доказывания соответствия действительности распространенных порочащих истца сведений возлагается на ответчика. Таким образом, в п. 1 ст. 152 ГК РФ установлена презумпция несоответствия действительности распространенных сведений.

Порочащими называются также не соответствующие действительности сведения, содержащие утверждения о нарушении юридическим лицом действующего законодательства (порочащие как основной, так и неосновные виды деятельности, связанные с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств), которые умаляют репутацию юридического лица.

Статья подготовлена Информационным отделом юридической фирмы «КМ Консалтинг» при содействии И. Ивачева.

Право на защиту деловой репутации принадлежит организации на основании ст. 152 ГК в случае распространения о ней не соответствующих действительности порочащих измышлений. При этом заинтересованное лицо имеет право требовать по суду опровержения ложных сообщений, а также право на опубликование своего ответа в средствах массовой информации, опубликовавших сведения, порочащие его деловую репутацию. Аналогичное право организациям предоставлено и ст. ст. 43 - 46 Закона "О средствах массовой информации".
Указанное право юридических лиц может быть реализовано только в гражданском порядке. Уголовно - правовой ответственности за посягательства на описываемое благо юридических лиц у нас нет, поскольку потерпевшими, как, впрочем, и подсудимыми, в уголовном деле о клевете или оскорблении могут быть только граждане. По этому поводу в литературе высказана заслуживающая внимания точка зрения, что оскорбление юридического лица может быть оскорблением определенных физических лиц, представляющих данное юридическое лицо.
Процедура обращения за судебной защитой или иной реализацией своего права на защиту деловой репутации юридического лица ничем не отличается от реализации таких же прав гражданами в случаях посягательств на их честь, достоинство или деловую репутацию, если не считать, что при определенных законом условиях судебная защита нарушенного блага организации может иметь место путем обращения как в суд общей юрисдикции, так и в арбитражный суд. Юридическое лицо вправе само определять необходимость обращения за судебной защитой своего нарушенного права, не прибегая к внесудебным процедурам защиты своей деловой репутации.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

83025. Розробка конструкції моделі жіночого демісезонного пальто та її модифікай 459 KB
  Визначення вихідних для проектування нової моделі одягу. Огляд тенденцій моди по заданому асортименту одягу. Найбільшої сили естетичне виховання досягає лише тоді коли увесь предметний світ оточуючий людину буде пронизаний красою гармонією коли культура в поведінці і одягу стане нормою.
83026. РОЗРОБКА ОПТИМАЛЬНОГО СТРАТЕГІЧНОГО ВИКОРИСТАННЯ ЛЮДСЬКОГО ПЕРСОНАЛУ 458 KB
  Провідна роль високоякісної робочої сили у забезпеченні перспектив розвитку вітчизняних підприємств обумовлює об’єктивну необхідність постійного зростання кваліфікаційного рівня персоналу що відбувається шляхом безперервного розвитку працівників.
83027. Аналізом собівартості продукції 364.5 KB
  Добре відомо що покупця в першу чергу цікавить якість продукції і її ціна. Резерви поліпшення цих показників якраз і поміщені в собівартості продукції. В узагальненому вигляді собівартість продукції відображає всі сторони господарської діяльності підприємств їх досягнення і недоліки.
83028. Динаміка метеорологічних величин на прикладі метеостанції міста Бережани з 1991 по 2013 роки 1.64 MB
  Поставлена мета обумовила необхідність розв’язання наступних завдань дослідження: зібрати метеорологічні дані із фондових матеріалів метеостанції у місті Бережани за період від січня 1991 по грудень 2013 років; із отриманих даних створити бази даних у програмі Microsoft Аccess...
83029. Аудит виробничих запасів підприємства ТОВ «Комсомольськхліб плюс» 160.87 KB
  Мета курсової роботи полягає в дослідженні методології аудиту виробничих запасів та контролю за їх рухом і наявністю. Для досягнення поставленої мети аудиту а також задоволення потреб користувачів в отриманні нової правдивої та неупередженої інформації щодо запасів аудитору потрібно...
83030. Формування рекламного бюджету підприємства 1.57 MB
  Метою даної курсової роботи є закріплення і поглиблення знань, отриманих в процесі вивчення дисципліни «Маркетингова політика комунікацій», надбання навичок складання медіа-плану підприємства на прикладі ТОВ «Подільська незалежна оцінка» та оцінка його ефективності.
83032. The headline features of the translation of newspaper «Day» and information materials 177 KB
  Objective on the characteristics newspaper and information transfer is to investigate lexical and grammatical aspects of translation, transmit extra translation problems, show the features category abbreviations in the newspaper and informational text and reveal stylistic means that the most used in newspaper and information texts.