24342

Развитие научного знания как смена типов научной рациональности доклассическая, классическая и неклассическая

Доклад

Логика и философия

В философии науки сложилась традиция выделения следующих типов научной рациональности и соответствующих научных картин мира: классической неклассической постнекдассической.из чего устроен мир как он движется Появляются также онтологические модели устройства мира в целом. Так в модели мира Анаксимандра в центре мира была Земля в форме цилиндра покрытая водой затем воздух и небесная сфера в форме трех вращающихся огненных колец: солнечного лунного звездного. У Гераклита центр мира тоже Земля а от нее к светилам распространялись...

Русский

2013-08-09

207.5 KB

7 чел.

ВОПРОС №36

Развитие научного знания как смена типов научной рациональности доклассическая,  классическая и неклассическая

По Тарасову (стр. 115-142)

Как мы уже отметили, развитие науки можно рассматривать и через призму вопроса смены типов научной рациональности, где под типом рациональности  понимается «система замкнутых и самодостаточных правил, норм и эталонов, принятых и общезначимых в рамках данного социума для достижения социально осмысленных целей» (69. С. 69). Применительно к науке одной из важнейших социально значимых целей является рост знания. Рассмотрим, как это происходило и как вопросы традиций и новаций в науке, взаимодействия эволюционной и революционной (мини и макси) форм научного развития, социокультурной детерминации научного знания, перестройки оснований науки представлены в реальном содержательном контексте исторической эволюции науки.

В философии науки сложилась традиция выделения следующих типов научной рациональности и соответствующих научных картин мира: классической, неклассической, постнекдассической. В связи с этим хотелось бы обратить внимание на следующее обстоятельство: практически общепринятой точкой зрения среди экспертов по философии и методологии науки является факт возникновения науки, научной рациональности в эпоху Античности. Однако отсчет периодизации типов рациональности и НКМ во многих работах по философии науки начинается с Нового времени (классическая наука, классическая рациональность, классическая НКМ).

Естественно, возникает вопрос: как характеризовать науку (рациональность) начиная с Античности до эпохи Возрождения включительно? На этот счет никаких терминов, категорий не существует (кроме выражений наука античности, средневековья, Возрождения). Автор предлагает данный период развития науки назвать доклассической рациональностью (вопрос же существования доклассической НКМ требует специального обоснования). И соответствующий анализ эволюции науки проводить с учетом этого этапа.

Как было показано в теме № 3, становление первого типа рациональности имело место в VII - VI вв. до н.э. в древней Греции. Этому предшествовали свои внешние (социокультурные С. 37-38) и внутренние (внутримифологические предначала С. 35-37) обстоятельства. При этом само появление логоса из   мифа  можно  рассматривать  как  разновидность  новационной  мини-революции в зарождающейся европейской культуре, традицией же в данном случае будет факт постепенного развития рационального пласта внутри мифологического знания (подробнее на С. 35-36).

Как же в дальнейшем развивалась доклассическая рациональность? В теме №3 на примере эпохи Античности, средневековья, Нового времени было отслежено развитие таких важнейших компонентов доклассической рациональности, как математика, логика, опытная наука. Однако этот разговор хотелось бы достроить размышлениями о других составляющих доклассической рациональности, тенденциях, логике и факторах ее развития в целом. При этом данный анализ будет построен на положении, что доклассическая рациональность прошла в своем развитии три подэтапа: рациональность Античности, средневековья, Возрождения.

Европейская рациональность берет начало в Античности. Ее первые представители и разработчики - Фалес, Анаксимен, Анаксимандр, Гераклит, Пифагор и др. - при становлении естественно-научного знания привлекают аналогии, почерпнутые из политической жизни (природа - мир - космос соответствовали городу-полису), из области искусства (идея гармонии и согласованности частей), фрагменты мифологических воззрений (в частности, представлений о богах).

Помимо разработки конкретных форм рациональности: доказательства  равенства углов треугольника Фалесом, систематизации геометрического знания Анаксимандром - появляются обобщенные формулы типа: "Мудрее всех  время, потому что оно все открывает", "Больше всего пространство, потому  что оно все в себе содержит", "Быстрее всех ум, потому что он все обегает", вопросы: .из чего устроен мир, как он движется?

Появляются также онтологические модели устройства мира в целом. Так, в модели мира Анаксимандра в центре мира была Земля в форме цилиндра, покрытая водой, затем воздух и небесная сфера в форме трех вращающихся огненных колец: солнечного, лунного, звездного. У Анаксимена имела место другая онтологическая модель: Земля (центр), затем следовали Луна,  Солнце, другие планеты и неподвижные звезды, которые были прикреплены к небесной тверди и вращались вместе с ней. У Гераклита центр мира тоже  Земля, а от нее к светилам распространялись испарения.

В целом обобщенная раннегреческая онтологическая модель мира выглядела следующим образом: мир есть большой, конечных размеров шар с Землей посередине и небесным куполом сверху, состоящим из правильно расположенных и точно движущихся светил. Тут же в процессе формирования традиционной античной рациональности высказываются новационные идеи не вписывающиеся в ее нормы: Анаксимандр высказывает мысль о существовании бесконечных миров, а следовательно, возможности существования бесконечности. Однако эта идея не получает развитая в данное время.

Рациональные поиски раннегреческих ученых ознаменованы зарождением и развитием биологических знаний, представлений о человеке, этики, эстетики, политических взглядов. Так, Анаксимандр дает объяснение происхождению живого и человека из неживой материи. У Гераклита из существования огня и логоса как основ мира выводились вопросы устройства человека и общества, «нужно, чтобы говорящие разумно опирались на всеобщее».

Понятие логос применительно к человеку означал у Гераклита, в том числе и членораздельную,  четко артикулированную и отчетливо выраженную вовне мысль". Поэтому всех людей Гераклит разделил на три типа: 1) знающие, что такое логос; 2) слышавшие о нем; 3) не имеющие представления о логосе.

В рамках античной рациональности возникают зачатки знаний, касающихся методов и идеалов познания. Так Гераклит считает, что чувственная информация формирует лишь мнение, поскольку глаза и уши - "плохие свидетели", а истинное знание есть порождение только разума. Он первым из европейских мыслителей противопоставил чувственный мир и мир идей.

Зарождающиеся политологические и эстетические знания получают рационалистическое обоснование. Так, в вопросе, какими качествами должен обладать правитель - Гераклит предлагает такое решение: "Лучший - это тот, кто разумнее  других", "Более сильному от природы надлежит властвовать", "Воле одного повиноваться - закон". Одним из воплощений рациональности в общественной жизни  древнего грека был закон, являющийся настолько важным в жизни каждого государства, что за него "народ должен бороться так же, как за стены города".

В эстетике красота выражается в ритмичном, мерном протекании вселенских, природных, социальных процессов у Гераклита, а у пифагорейцев она есть восприятие структурности и гармонии вещи.

Важным завоеванием античной рациональности была попытка Эмпедокла (490 - 430 до н.э.) объяснить существование качественно различных тел разным пропорциональным составом субстанций: земли, воды, огня, воздуха.

В творчестве Эмпедокла имела место исторически первая попытка формулировки закона сохранения, объяснение весьма широкого класса явлений с помощью представлений о внутренней структуре предметов. Так, применительно к зарождающейся в то время науке биологии им высказана мысль о появлении живой материи из разного количественного смешения неживой материи: нерв животного и человека состоит из одной части огня, земли и двух частей воды.

В лоне зачатков психологического, знания связью и подвижностью четырех элементов Эмпедокл объяснял уровень умственных способностей людей и их темперамент (впервые дал классификацию темпераментов). В эстетике красота есть гармония в форме симметрии элементов в телах.

Новые грани проявления античной рациональности можно встретить и в творчестве Анаксагора (500 - 428 до н.э.): мир состоит из организованного, бесконечно большого количества частиц (гомеомерий) - семян делимых до бесконечности, но сохраняющих при этом свои качества («гомеомерия» - в «переводе «похожая часть»). Организуются частицы в единую, правильно построенную структуру - целое - с помощью "ума" - силы, с одной стороны, духовной, с другой - материально-механической (больше второе).

Так из неорганизованных частиц - материи - образуется упорядоченный мир - космос, причем чем больше организации в теле, тем больше в нем ума. Существованием упорядоченных материальных частиц Анаксагор объясняет многие природные явления: высказывает мнение, что планеты - это оторвавшиеся от земли глыбы, предсказывает падение большого метеорита, высказывает предположение, что небесные светила имеют не божественную природу, а материальную. Дает материалистическое объяснение раскаленности звезд, солнечному и лунному затмению.

Жизнь у Анаксагора произошла из особого рода живых "семян", упавших на землю с неба, душа человека и животных произошла от "ума". В области гносеологии - разнородные элементы, воздействуя друг на друга, отталкиваются.

Итак, уже на раннем (досократическом) этапе развития европейской рациональности имеет место попытка описать природу исходя из нее самой, объективно, с элементами точного расчета и обоснованно по трем направлениям: 1) изучение природы космоса в целом; 2) изучение природы в смысле внутренней основы вещей; 3) изучение природы живого, прежде всего человека.

Факт социокультурной детерминации научного знания очень явственно  прослеживается на примере развития рационального социального знания в эпоху Античности. V - IV вв. до н.э. - время рассвета и падения греческого полиса, греческой демократии, время высшего взлета древнегреческой культуры, и в частности философии. Расцвет полисной демократии означал для простого (свободного) грека, что его жизненный успех зависел от способности отстоять свои права в соперничестве, где главным оружием было умение вести диалог, спорить, задавать вопросы, слушать, аргументировать. Появляется необходимость в новых методах обоснования знаний. Античная научно-философская мысль от объективного изучения природы переходит к рассмотрению субъекта, сознания. Появляются теории, пытающиеся науки о человеке представить в качестве общих вопросов мироздания.

Прежде всего, софисты (Протагор, Горгий, Гиппий, Продик и др.) совершают радикальный поворот в оси научно-философских поисков с проблематики физиса (природы, космоса) на проблему человека и его жизни как члена общества. Главные темы софистики – этика, политика, риторика, искусство, язык, религия. Для софистов исследование истины было равнозначно распространению знания, при этом они отталкивались от положения элеатов о стимулирующей роли противоречий в поисках истины.

Поскольку, по мнению Протагора, чувства и разум непостоянны и зависят от сиюминутного состояния человека, поэтому «человек - мера всех вещей», «какие люди - такие и вещи» (Продик).

В поисках доказательности, убедительности аргументов спорящих и попыток выдвижения контраргументов софисты использовали силлогизмы (форму мышления, когда из двух высказываний выводится новое высказывание), шлифовали риторические процедуры: были введены и канонизированы некоторые приемы словесного искусства строгий, гладкий, средний стиль (за что софистов называют родоначальниками науки лингвистики). Стараниями софистов были предложены логически связанные объяснения таким важным аспектам общественной жизни, как возникновение государства, намечены основы теории естественного права.

Софисты стремились сделать научно-философские знания всеобщим достоянием. Однако, уповая на искусственность и эфемерность человеческих установлений, довели до крайности идею относительности (непостоянства) человеческих знаний: «Все на свете истинно», «О всяком предмете можно сказать двояко и противоположным образом» и т.д.

В результате в их приемах появляется субъективизм, изощренность (подмена понятий, использование логических ошибок, неверных форм вывода, многозначность понятий, словесные уловки и ухищрения), использование формально-риторических способов, не соответствующих этическим нормам: говорили то медленно, то быстро, то тихо, то громко, расслабляли смехом и внезапно переходили на серьезный лад, строили свои рассуждения на ложных посылках и доводах, в частности: «То, что ты не потерял, ты имеешь» и др. Фактически софисты являли собой один из первых в истории научной мысли образцов квази- (псевдо) научного знания.

В связи с этим уже внутри самой софистики в лице Сократа (470 - 399 до н.э.). Такая рациональность была подвергнута критике по многим положениям: спор нужен не ради спора, а ради достижения истины; понятия, являющиеся главными компонентами знания, не должны быть противоречивыми и т.д. Сократовская рациональность - это жизненная рациональность, т. е. прежде всего знание жизни. Но во всей пестроте жизни есть некий общий смысл, который
может быть выражен единой идеей, понятием, знаниями. То есть рациональное
знание у него - это, прежде всего отыскание общего в единичном ряде явлений, в
основном социального порядка (тема человека, красоты, проблема жизни и
смерти, добра и зла, права и долга, свободы и ответственности, общества).

Сократ окончательно свел пестроту жизненных впечатлений к логическим научно-философским понятиям, в связи с чем существует мнение, что Сократ стоит у истоков рационалистических, просветительских традиций европейской мысли (о его методе см. С. 42).

Его рационалистический метод исследования социальных явлений, распространившийся и на сферу политических взглядов позволяет дать следующую классификацию форм политической власти - монархия, тирания, аристократия, плутократия, демократия. Аристократию, определяемую Сократом как власть немногих знающих и нравственных людей, он предпочитал всем другим  государственным формам, в особенности критиковал демократию как неприемлемую форму власти.

Во взглядах на человека рациональность, разумность, по мнению Сократа, проявляется прежде всего в формуле «познай самого себя». Однако только «благородные люди» могут претендовать на знание о себе, «земледельцы и другие рабочие очень далеки от того, чтобы узнать самих себя…они знают только то, что имеет отношение к телу...». Рационалистические размышления о сущности человеческой морали привели Сократа к выводу, что тремя основными добродетелями являются: 1) умеренность - знание того, как обуздывать страсти; 2) храбрость - знание того, как преодолевать опасности; 3) справедливость - знание того, как соблюдать законы божественные и человеческие.

Элементы рационалистического осмысления социальных явлений и человека достаточно отчетливо просматриваются и в творчестве Платона (427 - 347 до н.э.): не случайно его называют одним из первых европейских социальных философов. Общество, по Платону, изменчиво и несовершенно. Поэтому в первую очередь необходимо построить теоретическую модель «наилучшего государства», близкого к идеальному.

В своем конструировании такого идеального государства Платон опирается на идею взаимосвязи общества и индивида: общество строится и  развивается в соответствии с «человеческой природой». А природа человека рассматривается Платоном состоящей из трех составляющих: 1) идеально-чувственной части, расположенная в голове; 2) аффективной - в груди; 3) чувственной - в брюшной полости.

В связи с этим в обществе имеет место следующая иерархия типов людей, соответствующая иерархии частей души: первый, высший тип - философы, богоподобные люди (как это было в древней Спарте), обладающие мудростью и умеющие созерцать истину; второй тип - мужественные воины-стражи; третий тип - сословие земледельцев и ремесленников. Причем из второго типа с помощью определенной системы воспитания выходят философы-правители, из третьей - нет.

Затем Платон выделяет четыре этапа в истории политического развития (причем развитие у него идет в сторону деградации), являющиеся одновременно «важнейшими разновидностями существующих государств»: тимократию, олигархию, демократии, тиранию.

Идеалом государства, по Платону, является такая власть, которая сохраняет целостность государства, способствует единству всех классов общества. А это возможно там, где каждый занимается своим делом: философ управляет, стражи охраняют, а земледельцы и ремесленники создают материальные ценности, и это справедливо. Идеальное государство может быть устроено либо монархически, либо аристократически, но не демократически.

Интересны рационалистические основания отличия человека от животного, предложенные Аристотелем, а также его научные представления об  обществе и человеке. Главное отличие человека от животного - способность к интеллектуальной жизни. Тем не менее человек у Аристотеля - политическое животное, он родился политическим существом и носит в себе инстинктивное стремление к «совместному сожительству». Наиболее совершенной формой общения людей является у Аристотеля государство. Будучи естественным образованием, государство по своей структуре состоит из трех частей: 1) законодательной; 2) административной - исполнительной; 3) судебной.

В человеке заложено стремление к благой цели - высшему благу, счастью. Счастье - в совершенствовании себя как человека посредством активности разума и души, отличающей человека от всех прочих существ. Разумная деятельность - это чувство меры, середины, теоретическое созерцание истины - высшая добродетель (но нужен и ряд частных благ - телесное здоровье, богатство, пища и др.). Сниматься всем этим должна этика и высшая практическая наука - политика.

В целом в творчестве Аристотеля имело место, с одной стороны, стремление к научно-целостному осмыслению мира, с другой - посредством обобщения огромного количества эмпирического материала, всевозможных классификаций укрепилась тенденция развития отдельно-конкретных научим направлений, получившая затем продолжение.

В эллинистический период смена социокультурных норм общественного развития оказала влияние и на ценностные основания науки. В III в. до н.э. в результате завоевательных походов А. Македонского в Персию, Палестину, Грецию, Египет образуется греко-македоно-персидская держава.

С одной стороны, объединение больших территорий благоприятствовало сближению греческой и восточных культур, их взаимообогащению: военные походы стимулировали рост конкретных знаний и развитие производительных сил. С другой стороны, имело место усиление эксплуатации, обострение социальной борьбы. Положение человека в этом изменчивом мире становится неопределенным, шатким, что порождает индивидуализм, агностицизм и скептицизм. В духовной жизни начинается застой: падает интерес к политической жизни, познавательным задачам, теории, рассмотрению мира в целом.

Кризис полисной идеологии, ослабление религиозных верований привело к тому, что неустойчивость и текучесть мира вещей, ненадежность человеческого счастья, благополучия, познания становятся главными темами научно-философских размышлений. Наука и философия от вопросов «Как устроен мир», «Что такое жизнь» переходит к вопросу "Как надо жить", сузив свои интересы преимущественно до сферы этики. Происходит замена созерцательного теоретизирования выводами, основанными на личном жизненном опыте. В античной рациональности появляются настроения скептицизма.

Скептицизм в эпоху эллинизма, а в последующем и в Римской империи становится, едва ли не господствующим мироощущением. Отталкиваясь от демокритовского учения о недостоверности знаний, основанных на чувствах, скептики вообще отрицали возможность получения достоверного знания, познания мира, отвергали причинность, движение, существование добра и зла.

Стоики считали, что искусство правильной жизни - это прежде всего самосохранение, согласованность мыслей друг с другом, избегание излишеств.

Сходные культурологические ценности определяли развитие античной науки в римский период. Главным своим призванием Рим считал власть над миром. Наблюдается резкий упадок развития науки и философии в смысле получения нового знания. Появляется ряд обобщающе-энциклопедических работ и попыток изложения научно-философских вопросов в литературно-популярной форме: поэма "О природе вещей" Лукреция, "Естественная история" Плиния - старшего, географические поэмы Авицена. Клавдий Птоломей создает геоцентрическую модель мира. Римский врач Клавдий Гален создает первую в истории науки концепцию о движения крови.

Подводя итог развитию науки античного периода, рациональности того периода, отметим самые общие, характерные для них черты: 1) установка на изучение природы исходя из нее самой, уверенность, что человек с помощью чувства и разума может познать мир, стремление связать, упорядочить разные знания о действительности в определенную концептуальную целостность (понятие "космос" было концентрированным выражением данного поиска); 2) выработка и развитие теоретических форм представления знаний, разработка сети категорий и принципов познания мира (наблюдение, описание, систематизация); 3) возникновение поползновений на точное познание мира - пифагорейское число, математические теоремы; 4) выработка идеала  научного обоснования - логическое обоснование в форме отработки интеллектуально-рассудочного механизма аналитического мышления; 5) возникновение необходимости, наряду с развитием обобщенного мышления, в исследовании отдельных сторон мира (физика Аристотеля, математика Пифагора и т.д.) и начавшийся в связи с этим процесс дифференциации наук.

С другой стороны, недостаточная глубина существующих знаний, присутствие мистики и идеализма привели к тому, что античной научно-философской картине мира были присущи: 1) слитность научного, художественного и мифо-поэтического взглядов на мир - в виде следующей мировоззренчески-картинной цепочки (судьба - боги - космос - природа - человек - философия, наука, искусство); 2) приспособительное, основывающееся на интуитивных очевидностях неактивное, а следовательно, частичное познание законов природы, выражаемое в основном в языковой форме; 3) отсутствие установки на экспериментальную проверяемость знаний, на создание искусственных условий для проведения научного исследования в силу ориентации на теоретическое созерцание, "видение мыслью"; 4) обоснование знания путем апелляции к сфере обыденного опыта, отсюда нерасчлененность наглядных образов и отвлеченных понятий с доминированием наглядности; 5) установка на отыскание в большей степени общего, а не особенного; 6) наличие отождествления природы (космоса) с человеком, законами общества: стремление к этико-антропологическому осмыслению полученного знания. В связи с чем античная этика была не только сводом моральных принципов, но и своеобразным этико-антропологическим натурфилософствованием: для грека вещь (предмет) не самоценна, если не проникнута человеческой деятельностью; 7) наличие преимущественно созерцательно-качественного взгляда на мир и отсутствие количественных измерений.

В эпоху Средневековья основания науки вновь претерпевают изменения. Как было отмечено в теме 3, христианские догматы становятся определяющими в культуре этого периода и наука начинает выполнять обслуживающую функцию, с потерей ценности познания природы и ее законов.

В указанный период многие рационалистические наработки античной эпохи предаются забвению, однако доклассический рационализм получает определенный импульс развития в данное время: разрабатываются новые взгляды на методы научного познания, возникает понятие равноускоренного движения, интроспекция (метод самонаблюдения), впоследствии широко применяемая в психологии.

Социокультурные детерминанты развития науки эпохи Возрождения были связаны с перестройкой феодальных общественно-экономических и идеологических структур вследствие развития простого товарного производства.

Появление зачатков рыночного хозяйства, зарождение капиталистических отношений привели к изменениям в промышленности, сельском хозяйстве, торговле, финансах, политике, а в дальнейшем и в науке. Денежная форма экономических отношений, постепенно вытеснявшая натурально-хозяйственную деятельность, вносит ощутимый динамизм во все сферы жизни общества.

Все это усиливало роль и значение вещественных отношений и потребность в договорно-правовых формах их регулирования. Возникает потребность в появлении новых людей, способных духовно осваивать современный культурный материал с обращением к наследию Античности и средневековья (эта эпоха нуждалась в титанах и их породила).

Такими людьми были гуманисты (гуманизм - образ мышления, система воззрений, направленных на человека, описывающих человека, признающих его высшей ценностью). В данную эпоху это были люди свободных профессий: художники, поэты, музыканты, естествоиспытатели, бюргеры, дворяне и т.д., главным свойством которых являлась античная образованность.

Вклад гуманистов не свелся только к копированию античных и средневековых достижений культуры, им удались новации в разных сферах познавательной и материальной деятельности: открытие новых стилей и техник и искусстве (первые картины маслом, первая резьба по дереву, чеканка по меди, портретная и пейзажная живопись), новые открытия в науке.

Этому способствовали в первую очередь достижения в материально-технической сфере деятельности: совершенствование морских корабельных приборов (вследствие открытия новых морских путей - географические открытия Магеллана и Колумба способствовали этому), техники горнодобывающей и обрабатывающих ремесел, открытие книгопечатания.

В результате Возрождение стало эпохой больших перемен: открытия новых стран и цивилизаций, появления культурных, научных и технических новаций, не предусматривающихся Библией.

В данный период происходит реабилитация человека: бесконечно -божественному вечному миру была противопоставлена неповторимая личность, становящаяся центром мироздания. Так, один из родоначальников гуманизма поэт и философ Ф. Петрарка (1304 - 1374) в трактате «О  невежестве собственном и многих других» решительно отвергает схоластическую ученость, призывая во взглядах на человека не только подняться до высот античной культуры, но и переосмыслить, превзойти ее.

У гуманистов человеческому оку, а значит, и уму открывается мир. Такая установка находит выражение прежде всего в искусстве. Здесь человек реализует себя как творец, мастер, создающий произведения искусства, он становится центральной фигурой общества.

Возрождение человека начинается в искусстве через категории добра и зла, через учение о красоте, привлечение внимания к земной жизни. Строгой системе схоластических, логических понятий была противопоставлена система взглядов, основанная на чувственности, пластичности, образности, интуиции, индивидуальности.

Так, У Леонардо да Винчи (1452 - 1519) красота есть истина, наука начинается у него в искусстве: динамизм жизни выражается динамизмом образа в рисунке, цвете, техническом конструировании, здесь создается эффект совпадения того, что изображено на картине, с предметом изображения. Л Б. Альберты (1404 - 1472) утверждает, что красота возникает лишь тогда, когда имеет место согласованность (ограничение и размещение) частей целого, определяемая строгим числом.

Таким образом, литературно-художественная деятельность гуманистов пробудила в обществе чувства и мысли, несовместимые с церковными авторитетами, расчистив тем самым дорогу науке: уже на первой стадии формирования ренессансной картины мира происходит переход от старых статических основ мира к динамическим, признание универсальной пропорциональности природных процессов означало признание универсальности математических методов, тем самым создавались предпосылки для механико-математического метода познания природы.

Постепенно понятие мира у гуманистов расширяется, выходит за рамки человека и человеческого общества и начинает включать в себя весь внешний мир - мир природы. Происходит переход от представлений о значении человека и его жизни в мироздании к представлениям об устройстве и структуре природы и мироздания в целом. В науке Возрождения имеет место возвращение ко многим идеям античной науки и философии, но через призму неведомых античности проблем, в частности проблемы бесконечности, ставшей особо притягательным своего рода методом познания у Н. Кузанского, Д. Бруно, Б. Кавальеры и др.

В творчестве Я Кузанского (1401 -1464) вместо бесконечности как синонима неподвижности и внесенсуальности возникает понятие бесконечности как чувственно постижимого движения материи от точки к точке. Если для древнегреческого философа предел выше бесконечного, завершенное и целое прекраснее незавершенного, то для ученого эпохи Возрождения возможность богаче актуальности, движение и становление предпочтительнее неподвижно-неизменного бытия.

Деление пространства на конечное и бесконечное пропадает, пространство становится однородным, понятым, измеренным, расчлененным, выстроенным и соответствии с глазом человека, но строгого логико-математического, экспериментального обоснования пространства в эпоху Возрождения еще не было.

Николай Кузанский рассматривает мир как космическую машину, не имеющую центра. Между земным и небесным у него нет никакой разницы: мир не изолированный шар в лоне абсолюта, он бесконечен, и у него нет Земли - центра. Мир имеет центр везде и нигде, в мире нет ничего устойчивого и абсолютного, абсолютной является лишь бесконечность.

Земля находится в движении, но мы этого не замечаем. Тем самым Кузанский впервые робко высказывает кинематический принцип относительности. Материя у Кузанского бесконечна, поэтому существует качественное единство земного и небесного мира, а следовательно, и тождество законов земных и небесных.

В результате у Кузанского возникает видение мира, в котором природа есть всеобъемлющее гармоническое целое со связанными друг с другом в единую цепь взаимодействия элементами («все во всем»). В его учении, противоположности сходятся: природа, универсум, Вселенная сходятся, свертываются в Боге, а Бог развертывается в природу и присутствует везде, в каждом предмете.

С помощью ума человек способен подняться к бесконечному постижению мира. Однако подобно тому, как многоугольник никогда не станет кругом, разум никогда не сможет постичь истину до конца, хотя бесконечно будет к ней приближаться, используя математику и эксперимент.

В познании неполному и недостоверному чувственному и рассудочному знанию Кузанский противопоставляет не веру, а высшее интеллектуальное созерцание – интеллектуальную интуицию. Он также говорит о недостаточности схоластической логики при познании мира.

В ренессансной рациональности была радикально переосмыслена и категория времени. Вместо абстрактного понятия времени возникло представление о конкретном, текущем его моменте. Изменчивость и динамизм вторгаются не только во взгляды на природу, но и на человека, его места в обществе. Поскольку жизнь столь коротка, то необходимо с максимальной выгодой использовать время для мирских дел - "используя время как можно лучше". Время становится для нолей Возрождения "шпорой", источником индивидуальности.

Важнейшей составной частью доклассической рациональности была натурфилософия Возрождения. В ней был провозглашен естественный подход к познанию природы, принцип всеобщей связи распространялся на человеческие органы, растения, минералы, небесные светила. Магия и медицина, алхимия и естественные науки тесно взаимодействовали в натурфилософии друг с другом.

В частности, известный алхимик Возрождения Парацелъс (1493 - 1541), трактовал природу, космос по аналогии с человеком и социумом: сердце - Солнце, мозг - Луна, почки - Юпитер и т.д. Поэтому, воздействуя на одно, можно повлиять на другое, в частности, против любого заболевания можно найти лекарство в природе. В связи с этим главной универсальной наукой у Парацельса была медицина, опирающаяся на теологию, философию, астрономию, алхимию.

Проявляя интерес к натуральной магии, Парацельс провел реконструкцию в медицине. Он отверг теорию, согласно которой здоровье или болезнь являются производными от степени сбалансированности четырех основных «жидкостей». У него человеческое тело - это химическая система, в которой основную роль играют два традиционных элемента: сера и ртуть.

Болезни возникают из-за нарушения баланса между этими химическими элементами. По мнению Парацельса, здоровье может быть восстановлено с помощью медикаментов минерального, а не органического происхождения. В рамках алхимии и астрологии накапливается лабораторный опыт, создается новая концепция ученого-мага, управляющего стихиями.

В результате в эпоху Возрождения было сложно отделить одну научную дисциплину от другой, не было четкой грани между комплексом научных дисциплин и магико-астрологическими рассуждениями

В рамках ренессансной натурфилософии предпринимаются поиски новых форм открытия и утверждения истины, нашедших яркое воплощение в развитии естественно-научных и социальных знаний данной эпохи.

В эпоху Возрождения прежде всего астрономические знания получают бурное развитие. С одной стороны, это объяснялось спецификой натурфилософских установок (связь макро- и микрокосмоса), с другой - ощутимые успехи развития мореплавания стимулировали развитие этой сферы естествознания. Царящая в мире природная закономерность находила воплощение прежде всего в движении небесных светил. Именно вечные, нетленные небесные законы оказывали влияние на земной мир.

В космологической системе Аристотеля - Птоломея существовавшее описание движения планет носило сложный, запутанный характер. Тем не менее, система Аристотеля рассматривалась как достоверное описание мирового устройства мира, а система Птоломея - как расчетный инструмент объяснения и предвидения движения небесных тел.

Н. Коперник (1473 - 1543) после бесчисленных наблюдений за траекториями планет, а также после проведения многочисленных математических вычислений, опираясь на ценностную норму «Математическая простота - в гармонии и симметрии», выдвигает гипотезу о существовании более простой, фундаментальной и объективно истинной модели космоса.

Но прежде он пытается разобраться с проблемой восприятия движения и вводит принцип относительности восприятия: движение наблюдается в двух случаях - когда предмет движется относительно наблюдателя либо наоборот. В связи с этим Коперник центр мироздания переносит на Солнце, а псе планеты, и Земля в том числе, вращаются вокруг него. Его теория указывала на связь между планетами и Солнцем и ставила проблему нахождения икона этой связи, физических причин движения вообще.

Делая Землю рядовым членом семейства планет, Коперник тем самым окончательно порывает с аристотелевскими и церковными взглядами о противоположности земного (тленного) и вечного, неподвижного, небесного (нетленного). Но, поскольку система Птоломея была освящена церковью, Коперник, будучи реалистом и в то же время неоплатоником, понимал, что могут возникнуть противоречия между содержанием определенных мест в Библии и его гелиоцентрической теорией. Поэтому свою концепцию представляет лишь как гипотезу, в которой, тем не менее, имело место признание того, что все то, во что верили с давних времен, может быть ложным.

В теории Коперника Земля вращалась не только вокруг неподвижного Солнца по совершенным, сферическим, круговым орбитам, но и вокруг собственной оси. Этим он объяснял смену дня и ночи, а также видимое движение звезд. Он первым установил, что Луна вращается вокруг Земли. Движение планет у Коперника осуществлялось на основе принципа самодвижения (сферическая шарообразность тел и есть причина движения), опирающегося на идею совершенства небесных тел и их движений, идущих от Пифагора и Аристотеля. Следовательно, надобность во внешних двигателях отпадала. Поэтому именно отсюда, как отмечает Энгельс "начинает свое летоисчисление освобождение естествознания от теологии". Хотя сам Коперник хотел лишь объяснить "ход мировой машины, созданной лучшим и любящим порядок Зодчим" (богом - Ю.Т.).

Несмотря на то, что Коперник построил лишь кинематическую модель Солнечной системы, причем Вселенная у него оставалась конечной, но большой по размеру, можно говорить, что начиная с Коперника, формируется механистическое мировоззрение. Он впервые вводит новый метод построение и проверку гипотез.

Наконец, теория Коперника поставила проблему экспериментальной ее проверки, стимулируя развитие счетной техники и техники наблюдения (подзорные трубы), а также необходимость проверки научных истин с помощью сбора фактов и выдвижения гипотез.

Устранив Землю из центра Вселенной, Коперник изменил также и место человека в космосе. Революция в астрономии повлекла за собой революцию в общем философском видении  мира. Изменив представление о положении Земли, Коперник удалил человека из центра Вселенной. Дж. Бруно развил и популяризировал идеи Коперника: Солнце вовсе не является центром мира, таких центров в космосе много, Вселенная бесконечна и вбирает в себя бесчисленное множество миров.

Предметы у него движутся вместе с Землей не потому, что имеют земную природу (как утверждал Коперник), а потому, что относятся к одной и той же системе. Благодаря Бруно астрономическое открытие Коперника оказало огромное влияние на всю науку XVI - XVII вв.

Отталкиваясь от достижений Коперника и Бруно, И. Кеплер (1571 - 1630) рассматривает небесную машину как большой часовой механизм и пытается найти математическое выражение связей между планетами. Идея строгой, математически достижимой универсальной гармонии мира была для него основополагающей, поскольку Бог у Кеплера - математик, а смысл своего творчества он видел в разгадке геометрической и математической гармонии мира.

Обобщая данные наблюдений за траекториями движения планет своего учителя Т. Браге, Кеплер приходит к выводу, что планеты движутся вокруг Солнца с ускорением по эллиптическим орбитам. Переменная скорость определенным образом связана с положением планеты на орбите, в частности зависит от расстояния до Солнца. Кеплер устанавливает точную математическую зависимость между временем обращения планет вокруг Солнца и их расстоянием от него.

Высказав идею, что Земля обладает притягательной силой и что существует взаимное притяжение между планетами, Кеплер выстраивает магнетическую теорию планетарной системы. Он делает первый шаг в сторону создания закона всемирного тяготения, ставит проблему: почему Вселенная такая, а не иная? Несмотря на то, что в творчестве Кеплера математика, астрономия, физика были тесно связаны с мистицизмом, в целом его законы явились дальнейшей существенной предпосылкой создания механистической картины мира.

Помимо исследования механических законов, в эпоху Возрождения большое значение придавалось исследованию земных физических свойств предметов. Здесь также формируется количественный и новый качественный подход к предметам и ко всей природе в целом.

Большая роль в разработке этого направления принадлежала Леонардо да Винчи, его искания были «обращены на более точное понимание явлений, в сторону математико-экспериментального натурализма..». Леонардо резко выступал против умозрительно-схоластических схем в науке и считал, что научное познание должно начинаться с ощущения, опыта, затем - рассуждение, проверка опытом и формирование теории. "Наука - полководец, практика - солдаты". При этом под наукой подразумевалась теория, содержащаяся в математике и механике. Леонардо считал, что цель науки - в выявлении с помощью опыта причинных связей, приводящих к созданию законов.

Многие работы Леонардо имели непосредственное отношение к технике: изобретение роликовых опор, стальных цепей, автоматической самопрялки, парашюта, шлюза, изучение анатомического строения глаза и постройка его модели и др. Он также достиг новых результатов в геологии (в частности, объяснил происхождение ископаемых), в анатомии и физиологии.

Кроме того, Леонардо первым исследует трение-скольжение между твердыми телами, разрабатывает теорию равновесия, решает задачу сложения и разложения сил, подтверждает идею Аристотеля, что скорость падения равна весу. Он вводит понятия "сила" и "тяжесть" для объяснения движения, приближается к пониманию принципа инерции и доказывает общность их природы.

В то же время существует мнение, что опыт и математика не столь легко соединялись в творчестве Леонардо, как представлялось первоначально, поскольку его блистательные догадки и гениальные прозрения никогда не выходили за пределы «занимательных опытов» и не достигали необходимой для науки систематичности. Во взглядах на сущность движения он не вышел за рамки аристотелевской физики, его физика была качественной, применяя эксперимент, он, тем не менее, не был теоретиком экспериментального метода.

Натурфилософия Возрождения, будучи высшим этапом развития доклассической рациональности, отвернувшись от схоластики и мистики, изменила само понятие "познание". Оно стало познанием уже не вечных идей и всемирного "перводвигателя", а пространственно-временного опытного постижимого мира.

Однако стремление дать цельную и универсальную научную картину мира, основываясь на рационалистических установках, наталкивалось у мыслителей Возрождения на недостаток реальных знаний, и, как следствие, налицо антропоморфические, мистические образы, появлявшиеся в их творчестве: у Леонардо природа божественна, у Коперника бог - Зодчий, у Кеплера Вселенная - образец всеобщего теологического порядка. Функционирование Вселенной и природной среды все еще  описывалось в терминах "любовь", "ненависть" и др.: магнит горячо любим железом, "любовь" движет Солнцем и другими планетами, холод "ненавидит" горячее и т.д. То есть символизм еще оставался языком познания мира в доклассическом рационализме, а мир еще был наполнен непонятными мистическими процессами.

Общемировоззренческим установкам на познавательный процесс были присущи качества: аморфность (отсутствие четко выраженной направленности па эксперимент и прикладное применение результатов), индивидуализм (отсутствие коллективных форм добывания знаний), а также отсутствие предметной  специализации. Основным методом познания оставалась созерцательность.

Переходу от доклассической к классической рациональности способствовали социально-экономические изменения, произошедшие в культуре Западной Европы на рубеже XVI - XVII вв. Они были подробно рассмотрены нами на С. 54-55

Наука становится основной движущей силой общества. Механистическое мировоззрение, становящееся основой науки XVII в., развивается усилиями, прежде всего Галилея, Декарта и окончательное выражение получает в работах И. Ньютона. Цель науки, по мнению Ньютона, - в изучении движения и открытии его законов для создания "учения о строении системы мира". Для обоснования своего учения Ньютон привлек весь современный ему механический опыт (в определенном смысле он завершает научную революцию, начатую Коперником).

При этом если декартовская механическая модель мира была кинематической, то Ньютон вводит и использует понятие “сила” как причину всех движений, т.е. создает динамическую модель, позволившую дать количественный анализ механическим движениям. Но прежде Ньютон в полемике с Декартом, в своем главном труде "Математические начала натуральной философии", формулирует методологию, названную им "экспериментальной (натуральной) философией", в форме четырех правил «философского рассуждения» основанных на принципе «Природа проста и единообразна»: 1) не следует допускать причин больше, чем достаточно для объяснения.. .природных явлений; 2) одни и те же явления мы должны…объяснять теми же причинами; 3) свойства тел, не допускающие ни постепенного увеличения, ни постепенного уменьшения и проявляющиеся во всех телах…должны рассматриваться как универсальные; 4) в экспериментальной философии суждения, выведенные путем общей индукции, следует рассматривать как истинные или очень близкие к истине...

Итак, суть  метода Ньютона в том, чтобы "вывести два или три общих начала движения из явлений... после ... изложить... каким образом свойства... всех телесных вещей вытекают из этих... начал". А также в его знаменитой формуле-афоризме: "Гипотез я не измышляю" (данное высказывание было своего рода негативной реакцией на вольногипотетические построения Декарта).

Движение в творчестве Ньютона описывалось тремя законами механики и законом тяготения. Основным в системе механических законов был второй, позволявший точно прогнозировать изменения механического движения тела в зависимости от величины и направления силы, массы, скорости.

Тело обозначалось точкой, и образ перемещающейся точки в пространстве и во времени был моделью общих механических представлений о материи и движении. При этом материя была пассивной, ее свойства при движении не менялись, взаимодействие между телами осуществлялось мгновенно и на расстоянии (принцип дальнодействия).

Рассмотрение системы мира как большого часового механизма, допущение абсолютного пространства и гравитационных сил, действующих на расстоянии через пустоту, породили философские споры - что такое тяготение? С помощью чего происходит передача центральных сил, действующих на расстоянии?

Сначала тяготение рассматривалось им не как свойство тел, а как свойство эфира - эфирно-кинетические представления. Впоследствии в трактовке тяготения Ньютон допускает действие через пустоту, а также участие божественного: «Мудрейшая и наилучшая структура вещей и конечная цель приводит нас к признанию существования Бога-устроителя». Вот почему на первых порах его механистическая модель уступала "безбожественной" модели Декарта, хотя и была более строгой в смысле математического обеспечения.

XVII в. - это век больших научных, философских систем (картин мира), претендовавших на общее и полное описание мира, где доминирующее значение принадлежало механистическому мировоззрению, ставшему основой классической рациональности.

Каковы ее основные признаки и постулаты?

1. Природа и общество имеют свои внутренние, объективные, универсальные, единственные и окончательные принципы, начала и законы, постигаемые наукой, опирающейся на факты и разум.

2. Мир состоит из дискретных частиц эфира, находящегося в абсолютном покое (абсолютное пространство), и предметов.

3. Предметы движутся относительно эфира равномерно, прямолинейно или кругообразно.

4. Если известна скорость тела, его масса или сила, на него действующая в определенный момент времени, то можно точно определить, где будет это тело в любой другой момент времени. В широком контексте: предшествующее состояние предмета описывает его будущее положение (лапласовский детерминизм).

5. Причина движения тела одна, она имеет непосредственный, жесткий (каузальный) характер, исключающий случайность и многозначность.

6. В результате движения и перемещения тел они остаются себе тождественными, т.е. не изменяют своего качества, или не развиваются. Отсюда движение и перемещение тел носит обратимый характер.

7. Взаимодействие между предметами осуществляется через среду (эфир), имеет характер дальнодействия и осуществляется мгновенно. Отсюда имеет место одновременность событий и существует единое (абсолютное) время, охватывающее весь мир.

8. Движение и взаимодействие предметов носит наглядный характер.

9. Полученное знание обладает качеством внутренней самоочевидности и неопровержимости и является зеркально-непосредственным отражением действительности.

10. Познание предметов осуществляется на основе разложения их на простые элементы при игнорировании комплексных функционально-генетических связей внутри этих предметов.

11. Познающий субъект рассматривается как усредненный, внеисторичный, внесоциальный исследователь, который с помощью разума и опыта изучает мир со стороны.

12. Природа и мир однородны в смысле всеобщего распространения механических принципов и законов.

На основе этих принципов формируется и классическая научная картина мира, онтологическая часть которой выглядела следующим образом: относительно неподвижного эфира (вместилища мира) равномерно, прямолинейно, кругообразно движутся все предметы. Предшествующее состояние предмета точно описывает его будущее положение. Качество предметов не меняется, изменения обратимы, причина одна, случайности исключены. Взаимодействия имеют характер дальнодействия, существует единое (абсолютное) время. Природные процессы, существующие сами по себе, познаются среднестатистическим субъектом, наделенным в основном разумом по принципу зеркального отражения.

Общенаучными, философскими категориями, описывающими данную онтологию, являются: простота, неизменность, стабильность, точность, линейность, равновесность, обратимость, наглядность. В процедурах познания доминируют эмпирические методы, идеалом познания является принцип элементаризма - разложения предметов на простые составляющие при непонимании и игнорировании функционально-генетических связей и отношений.

Сформировавшись к концу XVIII столетия, классическая НКМ была, с одной стороны, результатом научно-философского осмысления мира, с другой стороны, фактором, обусловливающим дальнейшее развитие научной мысли.   

Общекультурный смысл возникших научно-классических представлений! состоял в том, что механистическое видение мира распространилось и на исследование человека и общества. Возникает понятие "социальная физика", смыслу которого - в попытке создать теорию человеческого поведения, "науку о человеческой природе", в целом теорию нравственно-политических отношений на прочной основе научного познания по образцу экспериментальной физики.

Сущность человека - в нем самом, и познать его можно путем перенесения механических закономерностей, прежде всего, на движение тела человека (затем рассмотрение страстей как производных от тела), а также с помощью самонаблюдения за мышлением и вообще душевными  движениями человека: "смотри внутрь себя и соображай".   Живое тело рассматривалось как механическая система, общество также есть машина, части ее - люди, сила - их отталкивательные и притягивательные страсти.

Декарт, опираясь на анатомо-физиологические труды X. Гарвея (1578 , 1657), создателя теории кровообращения, а также на другие анатомические, зиологические, медицинские данные о человеке, открыл механизм рефлекса.

Согласно закону рефлекса взаимодействие человеческого тела с окружающими телами осуществляется посредством нервных "трубок", расходящихся радиусом от центра (мозга). Нервный импульс в виде возбуждения мыслился как нечто напоминающее процесс перемещения крови по сосудам. Дойдя до мозг этот импульс "отражался" и приводил к двигательному акту.

Декарт своими поисками в области физиологии закладывает основы естественно-научного исследования человека. С помощью рефлекторного принципа он пытается объяснить даже такие социальные явления, как обучаемость и др.

Спиноза формулирует закон ассоциации, согласно которому не душа формирует мысленные образы, а они по общим законам механики складываются в ряды телесных явлений, т. е. ассоциация есть телесный процесс - результат воздействия одного тела (предметов внешней среды) на другое (те человека), осознаваемое как душевное явление.

Таким образом, концепции рефлекторных и ассоциативных действий организма полностью вписывались, а вернее, вытекали из механистической картин мира: принципы организации - расположение органов, взаимодействие между частями организма; рассмотрение организма как машины было здесь главным.

В системе знаний о человеке появляются такие понятия, как «страсти  души» - аффекты,  появляются первые классификации аффектов. Возникают попытки целостного понимания человека как природного, общественного и познающего существа.

В XVII столетии была продолжена традиция создания моделей оптимального государственного устройства. При этом разумное устройство общества, согласно механическому толкованию социальных процессов, есть конгломерат индивидов, согласившихся добровольно отказаться от некоторых прав и свобод во имя функционирования общественного целого.

В связи с этим вопрос о том, возможна ли совместная жизнь людей в обществе, возможно ли разумное общество и государство, решался мыслителями XVII столетия утвердительно. Именно разум выводил человека на новые уровни жизни и поведения, позволяя действовать, по Спинозе, по принципу "Никому не делать того, чего не желаешь себе, и, наконец, защищать право другого как свое".

В целом во взглядах на государство все-таки ощущалось присутствие механицизма: оно сравнивалось с устройством живого организма - машины - "политического автомата". Правитель - душа, чиновники - нервы, суставы - исполнительные и судебные органы, деньги - кровь, гражданский мир - здоровье государства. При этом дальше рассмотрения роли и формы государства в общественной жизни социальная мысль XVII в. не уходила.

Понимание сложности мира социальных (и вообще) явлений в форме скептицизма, получившее хождение еще в эпоху Античности и продолженное Монтенем в эпоху Возрождения, в XVII в. было развито Паскалем дальше. В противоположность рационалистам и натуралистам, стремящимся к рационализации всего человека, Паскаль считал такую позицию неверной. Он первый со всей остротой поставил вопрос о границах «научности», ссылаясь при этом на «доводы сердца» в отличие от «доводов разума».

В целом в рамках выдвинутой формирующимся классическим мировидением программы построения точной науки о человеческой природе и обществе была поставлена и по-своему решена проблема взаимодействия коллективного,  общественно-государственного  и индивидуально-личностного начала. Были сделаны мощные шаги на пути понимания устройства человека и общества. Тем не менее, основными признаками классического идеала науки в социальном знании, сложившихся к концу XVII в., являлись:

1. Поиск все новых и новых отдельных элементов - качеств человека – преимущественно в сфере эмоционально-чувственной (удивление, желание, отвращение и др.) и некоторых свойств мышления (ассоциативизм, интуитивизм). Отсутствие целостного видения человека, непонимание связей между элементами его структуры.

2. Упрощенные представления о человеке в смысле его среднестатистического омассовления,  акцентировка на разуме как главной составляющей структуры человека и непонимание зависимости результата познания от субъективности взглядов познающего. Отсюда рассмотрение человека только как средства познания.

3. Понимание акта познания как простого зеркального отражения действительности, подчеркивание неспособности субъекта внутри себя конструировать модель действительности, а, следовательно, отсутствие творчества в добывании знаний.

4. Отсутствие любой структурной характеристики общества, за исключением выделения отдельного ее элемента - политики в виде попыток отыскания оптимальной формы государственного устройства.

5. Отсутствие понимания качественного развития общества и его диалектической взаимосвязи с качественным развитием структуры личности.

В XVIII столетии механистическое мировоззрение как основа классической рациональности получает распространение вширь и вглубь. Усилиями I Эйлера, Даламбера и Лагранжа была создана аналитическая механика, позволившая сделать законы Ньютона пригодными для практических расчетов. Возникают всевозможные феноменологические теории (теплоты, флогистона, магнетизма, электричества), рассматривающие соответствующие физические процессы как присутствие в них особого рода веществ, которые были ответственными и являлись носителями данных процессов.

Эти теории вполне соответствовали механистическому взгляду на мир. Их возникновение в определенном смысле стимулировало научную мысль: развивался эксперимент, имело место отыскание количественных закономерностей методом раздельного изучения физических процессов и др.

В области биологии поиск причинных связей через классификацию и систематизацию был продолжением ньютоновского механистического метода. Линней произвел систематизацию растений и животного мира, опираясь на данные микроскопических наблюдений Гука, Ливенгука, Сваммердама. Для него классификация, т. е. деление с последующим наименованием, и было познанием.

По вопросу происхождения жизни теория преформизма в духе механицизма рассматривала жизнь как простое развитие организма из зародыша, уже существующего в половых клетках.

В .геологии теория нептунизма, опять же следуя механистическим идеям, объясняла возникновение земной коры как постепенное и последовательное осаждение взвесей, находящихся в воде, покрывавшей Землю.

Однако в том же XVIII столетии появляется ряд идей, концепций, не вписывающихся в механистическое мировидение. В частности, одно из основных положений классического рационализма о невозможности качественных изменений подвергалось сплошь и рядом опровержению.

И. Кант в своей космогонической теории показал, что из бесформенной неорганизованной материи (космических частиц, движущихся хаотически) в результате качественного скачка (взрыва) происходит переход к организованной материи - планетам, движущимся по определенным, строгим законам.

В биологии теория эпигенеза, в отличие от теории преформизма, объясняла происхождение жизни как появление новообразований из неорганики в так называемых вегетационных точках (находящихся, в частности, в стебле растений).

В геологии в теории вулканизма образование земной коры рассматривалось как следствие извержения вулканов. А причиной вулканической деятельности, по мнению Ломоносова, было самовозгорание серы в результате смешения в ней атомов (по существу, процесс качественного перехода).

Не вписывалась в рамки классической рациональности и теория катастроф Кювье: на поверхности Земли совершались периодические катастрофы, резко преображающие лик планеты (сколько существует геологических эпох, столько и катастроф). Его теория показывала возможность скачкообразного развития в природе.

В конце XVIII в. еще одно положение классической рациональности о невозможности случайности и существовании жесткой, линейной взаимообусловленности природных и социальных явлений было подвергнуто сомнению. Лаплас, подытоживая поиски Паскаля, Ферма, Бернулли в области построения теории вероятности, нашел менее громоздкую математическую формулу, приведшую все наработанное в систему.

Изучив вероятностное распределение отклонений частоты появления событий при независимых испытаниях, он нашел способ нахождения наивероятнейшего значения измеренных величин, показав тем самым возможность существования новых статистических закономерностей, основанных на существовании случайных величин в природе.

Классическая картина мира предполагала существование мира, находящегося в абсолютном равновесии. Любые сложности, противоречия не должны здесь иметь место. Но и это положение было подвергнуто опровержению в указанное столетие. И. Кант в своей философии в идеалистической форме высказывает идею антиномичности мира: а) мир имеет начало и не имеет начал (мир конечен и не имеет пределов); б) состоит из простых элементов (существуют неделимые частицы-атомы) и не состоит из них (частицы бесконечно делимы); в) есть единственная причинность и свободная причинность (все процессы протекают как причиннобусловленные, но существуют и процессы, совершающиеся свободно).

XVIII столетие вошло в историю науки как время демонстрации правильности и мощи классической рациональности. Появление отдельных трудностей не вызывало пока особых тревог и волнений, и не ставило вопрос о необходимости пересмотра сложившейся классической научной картины мира, но заставляло задумываться над вопросом: а так ли устроен мир?

В XIX в. количество идей и фактов, не вписывающихся в принципы классической рациональности, резко увеличилось. В начале века классические положения об абсолютности и неподвижности эфира, абсолютности пространства и времени, себетождественности тел были подвергнуты сомнению.

Эксперименты Физо, Майкельсона и Морли показали, что эфир движется (увлекается движущейся Землей). Причем эксперименты показали частичное увлечение эфира, заполняющего промежутки между молекулами жидкости. Указанное противоречие объяснили независимо друг от друга Фитцжеральд в Англии и Лоренц в Голландии: любое тело при движении в эфире уменьшает свои размеры потому, что молекулярные силы изменяются, испытывая влияние среды.

Таким образом, получалось, что размеры тела непостоянны и зависят в данном случае от скорости перемещения данного тела в эфире. Это было нарушением классического представления о неизменности вещей.

Классическое положение об абсолютности и независимости времени было нарушено экспериментами Доплера, показавшими, что период колебания света может быть разным в зависимости от того, движется источник или покоится по отношению к наблюдателю. Т. е. время зависит от скорости.

Лобачевский и Риман в своих геометриях высказывают предположение, что не только время, но и свойства пространства зависят от происходящих в нем физических процессов, т. е. зависят от свойств материи и движения.

Во второй половине XIX в. вопрос об абсолютности пространства и времени стал подвергаться активному обсуждению. С появлением электронной теории выяснилось, что определить движение электромагнитных волн и заряженных частиц относительно эфира невозможно. В связи с этим было высказано предположение, что не существует абсолютной системы отсчета, а определять движение можно по отношению к системам, движущимся равномерно и прямолинейно и являющимся равноправными. Такие системы назвали инерциальными. А. Пуанкаре высказал предположение, что все инерциальные системы (а шире - принцип относительности) должны распространяться не только на электромагнитные явления, но и на все процессы природы.

Всевозможные вещественные теории, возникшие на основе механистического мировоззрения в XVIII столетии, к началу XIX в. «погибают». Мысль о том, что принципы механицизма ограничены, укрепляется все больше и больше. Открытый в первой половине XIX в. фундаментальный закон энергетической эквивалентности и взаимопревращаемости всех видов движения и взаимодействия показал, что в развитии природы возможны качественные изменения.

К открытиям XIX в. нарушавшим классическое мировидение следует отнести и диалектические законы, и категории Г. Гегеля. Будучи выраженными в идеалистической форме, они не были непосредственно восприняты естествоиспытателями и социальным философами, поэтому оказали лишь косвенное влияние на развитие науки.

Опыт объяснения процессов, происходящих в паровых двигателях, ставших главным техническим достижением первой половины XIX в. и получивших широкое распространение в промышленности, привел к появлению новой физической теории - термодинамики. Были открыты первый и второй ее законы.

Если первый закон еще можно было объяснить с помощью законов механики, то второй закон такой интерпретации не поддавался. Он утверждал неизвестную классическому рационализму односторонность, а следовательно, и необратимость теплообменных процессов и вообще любых физических явлений, протекающих в изолированных системах.

Принцип необратимости, вытекающий из кинетической картины беспорядочно двигающихся молекул, был перенесен Клаузиусом из области проблем, касающихся работы паровых двигателей на космогонические процессы. В результате возникла теория тепловой смерти Вселенной, что противоречило только что открытому закону сохранения и превращения энергии.

Данное противоречие способствовало возникновению острой научной и философской полемики вокруг данного открытия. Больцман и Максвелл высказывают предположение, что газ, первоначально находящийся в нестационарном состоянии (нагретый), с течением времени переходит в стационарное состояние (холодное). Энергия молекул из менее вероятной формы (нагретые частицы) переходит в более вероятную (состояние хаотического движения частиц). Наступает динамическое равновесие, которое реализуется через непрекращающиеся отклонения от некоторого среднего значения. Причем любое отклонение системы от устойчивого состояния вызывает процесс, порождающий обратное воздействие.

Чуть раньше эта неклассическая идея была сформулирована в принципе Ле Шателье-Брауна: в каждой материальной системе имеет место феномен саморегуляции. Смысл его в том, что при любом воздействии на систему, изменяющем ее относительное равновесие, в ней разворачиваются процессы, направленные на сохранение этого равновесия.

Со структурно-функциональной точки зрения это означало, что при любом внутреннем или внешнем воздействии на систему некоторые ее элементы приобретают дисфункционные свойства, и в целях сохранения целостности система стремится нейтрализовать эти дисфункции.

Больцман и Максвелл разрабатывают кинетическую теорию газов, превратившуюся впоследствии в новую науку. Данные открытия продемонстрировали новый вариант поведения макроскопических массовых явлений - их вероятностный, статистический характер, а также статистический, вероятностный тип причинности, несводимый только к одному из важных принципов классической рациональности - лапласовскому детерминизму.

Лапласовский принцип жесткой детерминации уже не работал, и было положено начало новой, вероятностной, картине мира, где системы образовывали порядок из хаоса вследствие коллективных эффектов согласования множества подсистем на основе нелинейных, неравновесных упорядочивающих процессов.

На смену движущимся материальным точкам классической рациональности пришло понимание многомерной, поливариантной действительности с элементами самоиндукции, самодействия, где целое было не агрегатом разрозненных частей, а обладало собственными законами (при этом часть тоже обладала самостоятельной суверенностью).

Указанные неклассические закономерности проявили себя не только в термодинамике, но и в теории электромагнетизма. Она полностью разрушила механистическую картину мира, в которой силы действовали по прямой, мгновенно, и на расстоянии и сосредотачивались в определенных центрах.

Законы электромагнетизма продемонстрировали не центральный характер сил и не мгновенное распределение импульсов через промежуточную среду. Напряженность поля (сила) зависела не от точечных зарядов, а от состояния среды, существовавшей в данной точке пространства. Отрицался вездесущий, всеопределяющий центр, вместо него вводилось понятие кооперативной, самоизменчивой структурной, многомерной среды, которая и была носителем энергии.

При этом имел место кризис наглядности: трудно представить поле как совокупность взаимодействующих и движущихся материальных точек. Вопрос наглядности решается в неклассической рациональности через введение абстракций, концептуальных моделей реальности, не являющихся непосредственно воспринимаемыми.

Формирование неклассических принципов науки было продолжено А. Эйнштейном. Вместо движущейся материальной точки он вводит фундаментальный для неклассической рациональности образ - физическое событие, описывающееся четырьмя координатами (х, у, z, t) с использованием сложного математического аппарата для описания четырехмерного пространства.

В специальной и общей теории относительности описывалось уже на полое и не точка, а отношение (взаимное расположение, порядок следования, взаимодействие) между взаимосвязанными событиями, происходящими с телами и полем. Причем если данные отношения были абсолютными и инвариантными, то объективные характеристики отдельных предметов (величины свойств) имели естественный предел и зависели от условий (конкретных свойств пространства и времени, в которых они протекали).

Эфир, как абсолютно покоящееся тело, исчезает из новой картины мира, исчезает также понятие абсолютного времени: уже нельзя было говорить об абсолютной одновременности событий, время, прошедшее между двумя событиями в неодинаковых системах, было разным и не должно было быть больше времени, необходимого свету, чтобы пройти это расстояние.

В результате формировался образ изменчивого, полифундаментального многослойного, плюрального мира, где вариабельны свойства предметов, условия их существования и даже причинно-следственные связи. Любая данная система отсчета, пригодная для описания конкретных параметров, оказывалась непригодной для описания других параметров иной системы.

Перенос акцента с вещей на процессы, опора на вероятностное видение мира, его качественную изменчивость были присущи и квантовой теории, возникшей в начале XX в. Согласно этой теории переход из одного стационарного состояния в другое происходит скачком и связан с качественными изменениями предмета.

Гейзенберг вводит принцип неопределенности, согласно которому прошлое состояние частицы не дает абсолютного определения ее будущего состояния, ибо элементарная частица (тело), сочетающее корпускулярные свойства с волновыми, взаимодействует с другими телами (частицами) таким образом, что при этом изменяются ее координаты и скорость. То есть невозможно точно определить скорость и положение любой материальной точки - частицы, а можно говорить лишь о совокупности потенциально возможных статистических распределений величин, каждая из которых вступает в силу лишь с момента ее измерения. В результате лапласовский детерминизм был повержен окончательно.

Если в классической картине мира происходила абсолютизация природного процесса в плане нацеливания познания на освоение предметов и явлений без субъекта, то в неоклассике, в частности в квантовой механике, познающий субъект-наблюдатель оказывался связанным с познаваемым объектом, поскольку сам факт наблюдения частицы приводил к ее перемещению из того места, которое она занимала, если бы оставалась незамеченной.

В связи с этим понятие физической реальности приобрело «человеческий» оттенок: познающий субъект оказался не отдаленным от предметного мира, а находился внутри него - только тогда можно познать предметы, когда они включены в человеческую деятельность. Это порождало образ полнокровного субъекта, идеологию активного, самодостаточного познавателя, имевшие большое общекультурное значение.

Во второй половине XIX в. в области биологии Ч Дарвин показал, что эволюция организмов и видов описывается не динамическими, а статистическими законами: при существовании случайностей в развитии отдельного организма, на уровне вида, уже имеет место общая макроскопическая, среднестатистическая закономерность (с флуктуациями по отношению к ней).

Теория эволюции, подчеркнув сложный, опосредованный, вероятностный характер взаимодействий, существующих в природе, указывала, что на изменчивость организмов влияют не только неопределенности наследственных отклонений, но и эволюция среды обитания (геологические изменения, изменения климата Земли и др.). В результате и здесь был пересмотрен взгляд на природу как картину простых каузальных причинно-слелственных связей.

Став одной из составляющих неклассической рациональности в области взглядов на живую материю, теория эволюции рассмотрела лишь форму сложных эволюционных процессов в природе. На вопрос, почему так происходит, она ответить не смогла, поставив тем самым ряд проблем, решение которых значительно продвинуло новое мировидение: как структурирован организм, какие существуют связи между его элементами и др.

В конце ХIХ начале XX столетия с помощью возникшей генетики наука начинает решать поставленные проблемы. Г. Мендель ответил на вопрос, как происходя отклонения в организме: в результате расхождения и комбинирования наследственных факторов (генов). Он открыл дискретную, корпускулярную природу наследственности, показав, что наследственные элементы (гены) в результате скрещивания и сливаются, а какой-то один доминирует и ответственен за изменение вида.

По существу, вместо поиска одной причинно-следственной связи (классический элементаризм) в генетике возникает структурно-функциональный подход, отслеживающий всю гамму разнообразных взаимосвязей в живом организме, в механизме клеточного порождения, построенных на избирательности, адаптации и имеющих нелинейный характер.

Переход к сложному функционально-структурному видению живой природы имел место не только в генетике, но и во всем цикле биолого-экологических наук, в которых произошло расширение сферы исследования за пределы организма (учение и биоценозах, биогеоценозах Вернадского, Шмальгаузена). В этих теориях внимание исследователей перемещается от отдельный процессов к их взаимодействию (отношения между растениями, животным, микроорганизмами, населяющими отдельные регионы и всю биосферу в целом).

Если в классическом природовидении имела место установка на независимость свойств системы (организм, вид) от протекающих в ней процессов, то новые теории исходили не только из процессов регуляции и саморегуляции, но и из осуществления обратных связей между биологической системой и окружающей средой: в основе всех экологических объектов лежат круговороты веществ и энергии. Эти круговороты сильно разветвлены, в них существуют цепи организмов, энергий и обратных связей, регуляции и саморегуляции.

Неклассическое природовидение отказалось от установки моноцентризма (видоцентризма), присущего эволюционной теории и стало опираться на идею полицентризма: все составляющие элементы живой природы - клетка, организм, виды организмов, сообщества, экосистемы - считались здесь равноважными.

В новом, более сложном природовидении произошел переход от представлений о морфологическом однообразии организмов (в эволюционной теории организм рассматривался как механическое соединение дискретных элементов - по Дарвину, крупные изменения морфологи суммируются естественным образом из очень небольших, еле заметных сдвигов) к представлениям о генетическом разнообразии особей вида.

В связи с этим открылись такие свойства живых организмов, как способность к адаптивным реакциям, сохранение устойчивости в определенных пределах, целесообразное поведение и др.

Если в механистической картине мира атом рассматривался как неделимая частица и о его свойствах и свойствах молекул мало что было известно, то в XIX в. положение резко изменилось. В 1806 г. Гротгус высказал идею о заряженных частицах вещества, переносимых в электрическом токе. X. Дэви предположил, что нейтральная молекула в растворе разрывается электрическим полем. Берцелиус выдвинул идею, согласно которой в каждом атоме существует ассиметричное распределение электричества. Согласно М.  Фарадею, электрические токи имеют внутриатомный характер и располагаются вокруг частиц вещества.

Все эти предположения показали сложность строения атома и, как следствие, отрицание существования особого рода электрических и магнитных жидкостей. Согласно возникшей идее структурности атома эти явления имели одинаковую сущностную природу и были лишь по-разному количественно представлены.

Периодический закон Д. И. Менделеева подвел итог поискам атомистического строения вещества и, в свою очередь, поставил такие вопросы, ответ на которые открывал новые неклассические горизонты исследования структуры атома: почему свойства элементов периодически повторяются, если элементы располагаются в порядке возрастания их атомного веса?

В 1898 Дж. Дж. Томсон (1856 - 1940) открыл электрон и окончательно разрушил механистическое представление об атоме как неделимой частице.

В унисон с формированием неклассических представлений о мире в естественных науках подобное происходило и в научных взглядах на социальную реальность. Здесь на смену простым (однофакторным, линейным, элементаристским) взглядам на социальный мир приходят сложные (многофакторные, системные, структурно-функциональные, нелинейные) взгляды на общество.

На сложный нелинейный характер общественного развития указывал О. Конт. Попытку сочетания историко-эволюционного подхода со структурно-функциональным при описании общественных явлений предпринимает Г. Спенсер (1820 - 1903).

Э. Кассирер (1874 - 1945) указывает на возможные функциональные взаимосвязи между символическими понятиями в культуре. Огромную роль нелинейности (случайности) в социальных процессах подчеркивают неокантианцы Баденской школы (В. Виндельбандт и Г. Риккерт). Вместо усредненного наблюдателя классической рациональности неокантианцы предлагают другого познающего субъекта - изменчивого и творящего мир (пусть только в мышлении).

Н. Я. Данилевский (1822 - 1885) вместо однолинейной эволюционной трехфазной схемы Древний мир - Средние века - Новое время разрабатывает теорию многовариантного исторического развития. Мировую культуру он рассматривает как систему, расчлененную на горизонтальную и вертикальную составляющие: по вертикали - это отчетливые культурно-исторические типы, по горизонтали - взаимодействие антропологических, социальных, этнографических, территориальных признаков, определяющих специфику деятельности, видения мира, формирующих комплекс психических особенностей национального характера.

О. Шпенглер (1880 - 1936) однолинейным монотонным моделям социально-исторического развития противопоставляет идею одновременного существования множества мощных непохожих друг на друга культур.

Новое видение психической реальности предлагает 3. Фрейд (1856 – 1939), он строит единую, внутренне взаимосвязанную картину ментального мира.

Неклассические (сложные) представления о социальном мире присутствуют и в творчестве М. Вебера (1864 - 1948). Он пытался понять общество как систему по его организации (анализировал принципы функционирования современного ему капиталистического общества на основе принципа рационализации), целям (в производстве, в частности, выделял следующие целевые ценности - эффективность, рентабельность, производительность), мотивам (традиционные, ценностно-рациональные, целерациональные), движущим силам.

А. Тойнби (1889 - 1975) механизм становления и развития общественных отношений рассматривает как взаимодействие вызова и ответа, как сложное динамическое воздействие внешних и внутренних факторов, приводящих к гомеостазису. Вызов - есть проблема, с которой сталкивается общество. Ответ контрдействия со стороны общества по решению данной проблемы.

У П. А. Сорокина (1889 - 1968) в обществе как системе постоянно ведется поиск ее устойчивого состояния (оптимума-гомеостаза), через непрерывное циклическое, маятникообразное нарушение этой устойчивости. Устойчивость Сорокин понимает как гармонию идеального (умозрительного рационального, духовного) и материального (чувственного, сенситивного).

Итак, в конце XIX начале XX столетия происходит формирование принципов неклассической рациональности, неклассической научной картины мира. Онтологическая часть данного мировидения выразилась в том, что возникает образ многоуровневой, неоднородной, с элементами самоорганизации реальности.

Операциональная часть неклассической картины мира включает в себя отказ от установки на получение абсолютно точного знания. Акцент переносится на поиск методов, дающих возможность комплексно, системно исследовать процессы природного и социального мира.

Общенаучными, философскими понятиями, адекватно описывающими такую реальность были: неустойчивость, неравновесность, сложность, нелинейность, необратимость, абстрактность, свобода поиска, новаторство, нестандартность и др.

Проведя краткий экскурс в историю науки через призму смены типов рациональности и научных картин мира, отметим, что, несмотря на возникающие каждый раз при такой смене новые научные основания, появление каждого нового типа рациональности не отбрасывает предшествующий вариант, а только ограничивает сферу его действия. В результате между указанными типами рациональности существует не только расхождение, но и преемственность, сходство.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

47842. Лекции по электробезопасности 247.5 KB
  Длительность протекания тока (ожоги тканей тела, нагрев внутренних органов, изменение состава крови, нарушение функций центральной нервной системы, вероятность совпадения времени протекания электрического тока с фазой Т кардиоцикла)
47843. Философия. Основы философского учения 948.5 KB
  Мировоззрение его структура и основные типы Мировоззрение это система обобщенных взглядов на мир на место в нем человека и его отношение к этому миру а также основанные на этих взглядах убеждения чувства и идеалы определяющие жизненную позицию человека принципы его поведения и ценностные ориентации. Убеждения не особый вид знаний а их состояние качественная характеристика Мировоззрение включает настроения чувства переживиния составляющие его эмоциональнопсихологическую сторону и оказывающие существенное влияние на...
47844. Финансы. Учебное пособие 519 KB
  В учебном пособии представлен первый раздел Финансы где рассматриваются основные вопросы сущность и функции финансов финансовая политика финансовая система и ее звенья управление финансами организация финансового контроля. Особое внимание уделяется изучению государственных и местных финансов: бюджетное устройство РФ государственный кредит и внебюджетные фонды. Финансы выступают неотъемлемой частью рыночных отношений и одновременно важным инструментом реализации финансовой политики государства. Целью учебного...
47845. Финансы железнодорожного транспорта 95 KB
  Сущность финансов железнодорожного транспорта Централизация управления финансами на железнодорожном транспорте ВВЕДЕНИЕ Транспортный комплекс состоит из большого количества взаимосвязанных отраслей и представляет собой особую транспортную отрасль производства обладающую общностью законов развития однородностью производственных процессов и назначением создаваемой продукции. Поэтому стратегия развития транспорта должна строиться с учетом неразрывности двух его функций: как поставщика услуг необходимых для развития экономики так и...
47846. ЗАКОН ХАРДИ-ВАЙНБЕРГА 622 KB
  ЧАСТОТА ГЕНА А и а рассматриваемые аллели N количество диплоидных особей 2N – количество генов D – количество особей с доминантными аллелями АА Н количество гетерозиготных особей Аа R – количество рецессивных особей аа D H R = N D H R структура популяции D H R доля или частота гена доля или частота гена а СЛУЧАЙНОЕ СКРЕЩИВАНИЕ структура популяции частота скрещиваний УСТАНОВЛЕНИЕ РАВНОВЕСИЯ формула теоретической популяции ; экспериментальная популяция
47847. Аспекты информатизации в цивилизации 817.5 KB
  Дробные числа переводятся аналогично но деление на группы проводится двигаясь вправо от десятичной точки и записывая недостающие нули являющиеся значащими. На каждом шаге деления получают цифры числа в системе S начиная с младшей. Отдельно для целой и дробной части числа в произвольной системе счисления.
47848. ПРИКЛАДНІ АСПЕКТИ ЗДІЙСНЕННЯ ІНВЕСТУВАННЯ В ЛЮДСЬКИЙ ПОТЕНЦІАЛ ТОВ «КРИЖАНА ФУДС» 413.77 KB
  Метою випускної кваліфікаційної роботи є розкриття теоретичних та практичних аспектів формування та функціонування ефективного інвестиційного поля для матеріальних та психологічних вкладень в людський капітал, а також визначення напрямів покращення його функціонування у ТОВ »Крижана Фудс».
47849. Модусы иронии в творчестве Евгения Замятина и пародия как средство выражения авторской позиции 159.5 KB
  Дать определение понятий «ирония» и «пародия» с точки зрения Ю.Н. Тынянова; привести классификацию иронико-комических модусов, выделенных в творчестве Е.И. Замятина; интерпретировать авторскую позицию через анализ приёмов иронически-пародийного модуса в книге «Нечестивые рассказы»; рассмотреть особенности комически-пародийного модуса в цикле «Чудеса».
47850. Элементарная логика 244.5 KB
  Логические операции можно объединить с помощью одного понятия – умозаключения или рассуждения. Форма понятия: Т. Форма понятия: круг символизирует любую совокупность предмета а каждая точка внутри символизирует отдельно взятые предметы. 1 суждение – 2 понятия.