24343

Признаки постнеклассического этапа развития науки (системные и информационный подход, приципы самоорганизации и универсального эволюционизма)

Доклад

Логика и философия

В основе системного подхода как методологии научного познания лежит исследование объекта как системы.Иванов писал что соответственно образуется ветвь онтологических определений системы которые трактуют её как объект реальности наделённый определёнными системными свойствами как целостность обладающую некоторой организующей общностью этого целого. Итак в процессе человеческой деятельности реализация принципа системности может идти по следующим направлениям: Исследуются реально существующие объекты рассматриваемые как системы на...

Русский

2013-08-09

200.5 KB

8 чел.

PAGE  14

ВОПРОС №37

Признаки постнеклассического этапа развития науки (системные и информационный подход, приципы самоорганизации и универсального эволюционизма)  

1.Главные характеристики современной, постнеклассичекой науки

     Существенные перемены, происходящие в современной науке, характеризуются учеными и философами как радикальные изменения видения природы, парадигмальный сдвиг, эпистемологический переворот, смена вектора движения научной мысли в связи с синергетической парадигмой. Наблюдаемые перемены затрагивают и структурные, и содержательные стороны научного знания.

     В структуре науки выделился самостоятельные слой – междисциплинарное знание. Это обусловлено тем, что выявились такие проблемы, которые могут быть решены только комплексно, например, экологическая проблема. Согласно старой парадигме науки, динамика целого может быть понята из частей, а в новой парадигме – свойства частей могут быть поняты из динамики целого. Содержательные характеристики оснований науки, выявляемые и анализируемые в философии науки, также весьма трансформировались.

    В.П. Кохановский выделяет следующие характеристики современной науки:

  1.  Широкое распространение идей и методов синергетики – теории самоорганизации и развития сложных систем любой природы.

   Если реальностью классической науки была так называемая вещная реальность т.е., определенным образом организованное вещество, то реальность постнеклассической науки – сеть взаимосвязей, в которые включен человек. Изучение такого рода реальности невозможно в рамках дисциплинарно организованного знания. Наиболее характерной особенностью постнеклассической науки является синергетика – междисциплинарное знание, предмет которого – явление самоорганизации.

   Синергетика (лат. Sinergeia – сотрудничество, кооперация, содружество) -   системное видение мира, которое поднимает науку на новый уровень – уровень динамического подхода к структурированным целостностям. Синергетические процессы – это процессы, детерминированные целостностью, конфигурацией взаимодействий, местом в структуре.

    Важным аспектом самоорганизации является то, что части ведут себя согласованным образом. Синергетика отказывается от так называемого объективного описания мира и переходит к описанию проективному, она как бы предлагает проект действий, поскольку в рамках синергетического видения не может быть одной абсолютной истины.

В синергетике показано, что современная наука имеет дело с очень сложными системами разных уровней организации, связь между которыми осуществляется через хаос. Каждая такая система предстает как «эволюционное целое». При этом она исходит из того, что объединение структур не сводится к их простому сложению, а имеет место перекрытие областей их локализации: целое уже не равно сумме частей, оно не больше и не меньше суммы частей, оно качественно иное.

     Отличие синергетического взгляда от традиционного, по мнению Хакена, состоит в переходе от исследования простых систем к сложным, от закрытых к открытым, от линейности к нелинейности, от рассмотрения равновесия процессов вблизи равновесия к делокализации и нестабильности, к изучению того, что происходит вдали от равновесия. 

При этом понимание целостности невозможно достичь без раскрытия сущности системного подхода в науке и в философии.

В основе системного подхода, как методологии научного познания, лежит исследование объекта как системы. Системный подход способствует адекватному и эффективному развитию сущности проблем и успешному их решению в различных областях науки и техники.

Системный подход используется практически во всех областях науки и техники: кибернетике, для анализа различных биологических систем организации и управления производством, теории построения информационных систем, в психологии и т. д.

К системному подходу исследователь прибегает тогда, когда стандартные методы исследования и анализа не способствуют охвату такого объёма информации.

В настоящее время наблюдается поворот к рассмотрению объекту во всей сложности, множественности свойств, качеств и их взаимосвязей. И.И.Иванов писал, что соответственно образуется ветвь онтологических определений системы, которые трактуют её  как объект реальности, наделённый определёнными системными свойствами, как целостность, обладающую некоторой организующей общностью этого целого.

Итак, в процессе человеческой деятельности реализация принципа системности может идти по следующим направлениям:

  1.  Исследуются реально существующие объекты, рассматриваемые как системы, на основе системного подхода, путём выделения в этих объектах системных свойств и закономерностей, которые в дальнейшем могут быть изучены частными методами конкретных наук.
  2.  На основе системного подхода строится системная модель реального объекта, заменяющая его в процессе исследования.
  3.  Совокупность системных моделей сама может представлять собой объект научного исследования.

Составляющие систему объекты могут быть материальными и идеальными.

По замечанию И.И.Иванова, познание того или иного объекта должно включать в себя следующие основные компоненты:

  1.  Определение структуры и организации системы.
  2.  Определение собственных интегральных свойств и функций системы.
  3.  Определение функций системы как реакции на воздействие.
  4.  Определение генезиса системы.

    Системное осмысление реальности ― является одним из принципов диалектики. Это связано с тем, что движение науки происходит неравномерно, поэтому выдвижение и усиленная разработка отдельных моментов диалектического метода, способствующих более глубокому проникновению в объективную реальность ― явление вполне закономерное.

    В настоящее время принцип системности в науке ― необходимое условие, требование любого исследования и практики.

    Наибольший вклад в зарождение и развитие системного анализа внесли: Р.Декарт, И.Кант, Л.Берталанфи, Ч.Дарвин, И.Пригожин, И.Блауберг, В.Завадский, В.Лефевр, Г.Щедровитский и другие.

Идея системности и развития присутствовала в концепции «большого взрыва Вселенной», возникшей в физике в середине 20 века, в  идеях Н.Фёдорова о взаимосвязи человека и природы, во взглядах К.Э.Циолковского на Вселенную, в учении В.И.Вернадского о неосфере и т.д.

   Также важнейшей составляющей содержательной сущности современной картины мира является понятие “информация” и наука о развитии живых, неживых и социальных систем по принципу повышения или понижения ими уровня своей организации.

    Сторонники этой позиции считают, что история развития физических, биологических и социальных процессов ― это, прежде всего развитие информационных систем.

Так, живой организм с точки зрения теории информации есть сложная, информационная, самоорганизующаяся система с обратными связями. Необходимым условием её существования, как пишет Ю. Тарасов, является непрерывное получение информации, обеспечивающее процесс саморегулирования.

Даже в неживой природе процесс накопления структурной информации способствовал повышению уровня её организации.

Теория информации оказалась эффективна при расшифровке генетического кода, и в психологии, для обеспечения процессов восприятия, обработки и запоминания информации человеком в нейрофизиологии ― для понимания механизмов функционирования мозга, в лингвистике ― для построения моделей искусственного языка программирования и т.п.

Итак, информация ― это единая мера упорядоченности движения, пригодная для оценки любых явлений. Понятие “информация” ― объективная характеристика материальных систем. Ю. Тарасов пишет, что информация, как и материя, существовала, и будет существовать всегда, ибо она характеризует меру происходящих в материальных системах изменений. Рост информации приводит к росту уровня организации разных систем в направлении от высшего к низшему.

      Итак, принимая синергетический подход, некоторые современные исследователи стремятся осуществить комплексное, системное рассмотрение всей совокупности факторов, определяющих изменение роли науки в процессах постиндустриальной трансформации. Так, Л. B. Лесков к числу таких фактoров относит: модернизацию научной методологии; роль фундаментaльного теоретического знания; модернизацию общенаучной парадигмы; достаточно широкий спектр анализируемых научных направлений; перспективы снятия барьeра между естественнонаучным и гуманитарным научным знанием; уточнение роли и местa науки в культуре, а теоретического знaния - в социокультурной динамике.

2. Укрепление парадигмы целостности, т. e. осознание необходимости глобального, всестороннего взгляда на мир.

B чем проявляется парадигма целостности?

a) B целостности общества, биосферы, ноосферы, мироздания и т. п. Одно из проявлений целостности состоит в том, что человек находится не вне изучаемого объекта, a внутри его. Он всегда лишь часть, познающая целое.

6) Для конца ХХ в. характерной является закономерность, состоящая в том, что естественные науки объединяются, и усиливается сближение естественных и гуманитарных наук, науки и искусства. Естествознание длительное время ориентировалось на постижение «природы самой по себе», безотносительно к субъекту деятельности. Гуманитарные науки – на постижение человека, человеческого духа, культуры. Для них приоритетное значение приобрело раскрытие смысла, не столько объяснение, сколько понимание, связь социального знания с ценностно-целевыми структурами.

Идеи и принципы, получающие развитие в современном естествознании (особенно в синергетике), все шире внедряются в гуманитарные науки, но имеет место и обратный процесс. Освоение наукой саморазвивающихся «человекоразмерных» систем стирает прежние непроходимые границы между методологией естествознания и социального познания. B связи c этим наблюдается тенденция к конвергенции двух культур - научно-технической и гуманитарно-художественной, науки и искусства. Причем именно человек оказывается центром этого процесса. .

в) B выходе частных наук за пределы, поставленные классической культурой Запада. Все более часто ученые обращаются к традициям восточного мышления и его мeтодам. Тема «Восток-Запад» сегодня активно обсуждается в литературе. Разительное несходство двух типов культур пронизывает всю жизнь современной цивилизaции, оказывает огромное влияние на происхoдящие процессы во всех сферах общественной жизни и на пути осмысления возможных перспектив развития человека.

Сегодня как никогда нужен целостный, трансдисциплинарный взгляд на мир, причем на уровне сознания большинства граждан, иначе в обществе не возникнет адекватного понимания глобальных проблем и способов их решения.

3. Укрепление u все более широкое применение идеи (принципа) коэволюции, т. e. сопряженного, взаимообусловленного изменения систем или частей внутри целого.

Будучи биологическим, по происхождению, связанным c изучением совместной эволюции различныx биологических объектов и уровней их организации, понятие коэволюции охватывает сегодня обобщенную картину всех мыслимых эволюционных процессов, - это и есть глобальный эволюционизм.

Данное понятие характеризует как материальные, так и идеальные (духовные) системы, т. е. является универсальным. Оно тесно связано c понятием «самоорганизация». Если самоорганизация имеет дело со структурами, состояниями системы, то коэволюция - c отношениями между развивающимися системами, с корреляцией эволюционных изменений, отношения между которыми сопряжены, взаимоадаптированы. Полярные уровни коэволюции - молекулярно-генетический и биосферный.

Коэволюция остро ставит вопрос o синтезе знаний, o необходимости совмещения различных уровней эволюции, различных представлений o коэволюционных процессах, выраженных не только в науке, но и в искусстве, религии, философии и т. п. Коэволюция совершается в единстве природных и социальных процессов. Поэтому на современном этапе развития науки нужно тесное единство и постоянное взаимодействие естественнонаучного и гуманитарного знания c целью более глубокого исследования механизма коэволюционного процесса.

Принцип коэволюции являeтся углублением и расширением на современном научном материaле принципа эволюции (развития), который, как известно, был основaтельно разработан в истории философии (y Гегеля), a затем - в материaлистической диaлектике. Идеи развития и полярности, особенно остро и глубоко «выстраданные» в немецкой классической и материалистической диалектике, сегодня являются ключевыми для современной науки.

4. Изменение характера объекта исследования и усиление роли междисциплинарных комплексных подходов в его изучении.

В современной методологической литературе все более склоняются к выводу о том, что если объектом классической науки были простые системы, а объектом неклассической науки - сложные системы, то в настоящее время внимание ученых все больше привлекают исторически развивающиеся системы, которые с течением времени формируют все новые уровни своей организации. Причем возникновение каждого нового уровня оказывает воздействие на ранее сформировавшиеся  связи и композицию их элементов.

Системы, характеризующиеся открытостью и саморазвитием, постепенно начинают определять облик современной постнеклассической науки. A это требует новой методологии их познания. B литературе определяют такие признаки самоорганизующихся систем, как:

1. открытость - для вещества, энергии, информации;

2. нелинейность - множество путей эволюции системы и возможность выбора из данных альтернатив;

3. когерентность (сцепление, связь) - согласованное протекание во времени процессов в данной системе;

4. хаотический характер переходных состояний в них;

5. непредсказуемость их поведения;

6. способность активно взаимодействовать со средой, изменять ее в направлении, обеспечивающем наиболее успешное функционирование системы;

7. гибкость структуры;

8. способность учитывать прошлый опыт.

Объектом современной науки становятся так называемые «человекоразмерные» системы: медикобиологические объекты, объекты экологии, включая биосферу в целом (глобальная экология), объекты биотехнологии, системы «человек-машина» и т. д.

Изменение характера объекта исследовaния в постнеклассической науке ведет к изменению подходов и методов исследования. Если на предшествующих этaпах наука была ориентирована преимущественно на постижение все более сужающегося, изолированного фрагмента действительности, выступавшего в качестве предмета той или иной научной дисциплины, то специфику современной науки все более определяют комплексные исследовательские программы (в которых принимают участие специалисты различных областей знания), междисциплинарные исследования. Реализация комплексных научных программ порождает особую ситуацию сращивания в единой системе деятельности теоретических и экспериментальных исследований, прикладных и фундаментальных знаний, интенсификации прямых и обратных связей между ними.

  1.  Еще более широкое применение философии, и ее методов во всех науках.

6. Методологический плюрализм, осознание ограниченности, односторонности любой методологии.

В современной науке нельзя ограничиваться лишь логикой, диалектикой и эпистемологией (хотя их значение очень велико), а еще более чем раньше, нужны интуиция, фантазия, воображение и другие подобные факторы, средства постижения действительности.

Характерная особенность постнеклассической науки - ее диалектизация - широкое применение диалектического метода в разньых отраслях научного познания. Объективная основа этого процесса - сам предмет исследования (его целостность, саморазвитие, противоречивость и др.), а также диалектический характер самого процесса познания.

7. Постепенное и неуклонное ослабление требований к жестким нормативам научного дискурса - логического, понятийного компонента и усиление роли внерационального компонента, но не за счет принижения, а тем более игнорирования роли разума.

Эту важную особенность, ярко проявившуюся в науке ХХ в., подчеркивaл В. И. Вернадский, который писал, что научная творческая мысль выходит за пределы логики (включая в логику и диалектику в разных ее пониманиях). Личность опирается в своих научных достижениях на явления, логикой (как бы расширенно мы ее ни понимали) не охватываемые.

Во второй половине ХХ в. стало очевидным, что рациональные правила метода никогда в полной мере не соблюдались. Все чаще в строгих естественнонаучных концепциях применяются «туманные» общефилософские и общемировоззренческие соображения (в том числе понятия древневосточных философских систем), интуитивные подходы и другие человеческие компоненты.

8. Соединение объективного мира и мира человека, преодоление разрыва обьекта и субьекта.

Соединение объективного мира и мира человека в современных науках - как естественных, так и гуманитарных - неизбежно ведет к трансформации идеала «ценностно-нейтрального исследования». Объективно-истинное объяснение и описание применительно к «человекоразмерным» объектам не только не допускает, но и предполагает включение аксиологических (ценностных) факторов в состав объясняющих положений.

В естествознании ХХ в. сформировался и получает все более широкое распространение (хотя и является предметом дискуссии) так называемый «антропный принцип» - один из фундаментальных принципов современной космологии. Антропный принцип устанавливает связь существования человека (как наблюдателя) с физическими параметрами Вселенной.

Согласно антропному принципу, Вселенная должна рассматриваться как сложная самоорганизующаяся система, включенность в нее человека не может быть отброшена как некое проявление «научного экстремизма». Суть антропного принципа заключается в том, что наличие наблюдателя не только меняет картину наблюдения, но и в целом является необходимым условием для существования материальных основ этой картины.

Существует две разновидности антропного принципа.

Слабый вариант: наше положение во Вселенной с необходимостью является привилегированным в том смысле, что оно должно быть совместимо с нашим существованием как наблюдателей. Поэтому возникновение человека в расширяющейся Вселенной должно быть связано с определенной эпохой эволюции. Сильный вариант. Вселенная (и, следовательно, фундаментальные параметры, от которых она зависит), должна быть такой, чтобы в ней на некотором этапе эволюции допускалось существование наблюдателей. Иначе говоря, человек мог появиться лишь во Вселенной с определенными свойствами, т. е. наша Вселенная выделена фактом нашего существования среди других Вселенных.

В настоящее время  многие исследователи считают, что сегодня наблюдается смыкание проблем, касающихся неживой природы, с вопросами, поднимаемыми в области социологии, психологии, этики.

Учет включенности человека и его действий в функционирование подавляющего большинства исторически развивающихся систем, освоенных в человеческий деятельности, привносит в научное знание новый гуманистический смысл.

9. Внедрение времени во все науки, все более широкое распространение идеи развития («историзация», «диалектизация» науки).

Время и изменение первично повсюду, начиная с уровня элементарных частиц и до космологических моделей.

Понятие «история» применяется ко все более широкому кpyry природных

 объектов и вводится даже в квантово-механическую интерпретацию, где его раньше не было. Причем историзм определяется тремя минимальньпми условиями, которым отвечает любая история: необратимость, вероятность, возможность появления новых связей.

10. Усиливающяяся математизация научных теорий и увеличиваюиtийся уровень их абстрактности и сложности.

     Речь идет о том, что появляются все чаще сложные, дорогостоящие приборные комплексы, которые обслуживают исследовательские коллективы и функционируют аналогично средствам промышленного производства.

В науке резко возросло значение вычислительной математики (ставшей самостоятельной ветвью математики), так как ответ на поставленную задачу часто требуется дать в числовой форме. В настоящее время важнейшим инструментом научно-технического прогресса становится математическое моделирование. Его сущность - замена исходного объекта соответствующей математической моделью и в дальнейшем ее изучение, экспериментирование с нею на ЭВМ и с помощью вычислительно-лоrических алгоритмов. В современной науке математическое моделирование приобретает новую форму осуществления, связанную с успехами синергетики.

Потребности развития самой математики, активная математизация различных областей науки, проникновение математических методов во многие сферы практической деятельности и быстрый прогресс вычислительной техники привели к появлению целого ряда новых математических дисциплин. Таковы, например, теория игр, теория информации, тесрия графов, дискретная математика, теория оптимального управления и др.

11. Стремление nостроить общенаучную картину мира на основе

принципов универсального (глобального) эволюционизма, объединяющих в единое целое идеи системного и эволюционного подходов.

Становление эволюционных идей имеет достаточно длительную историю. Уже в XIX в. они нашли применение в геологии, биологии и других областях знания, но воспринимались скорее как исключение по отношению к миру в целом. Однако вплоть до ваших дней принцип эволюции не был доминирующим в естествознании. Во многом это было связано с тем, что длительное время лидирующей научной дисциплиной была физика, которая нa протяжении большей части своей истории в явном виде не включала в число своих фундаментальньх постулатов принцип развития.

Представления об универсальности процессов эволюции во Вселенной реализуется

в современной науке в концепции глобального эволюционизма. Последний и обеспечивает экстраполяцию эвоалюционных идей, получивших обоснование

в биологии, астроиомии и геологии, на все сферы действительности и рассмотрение неживой, живой и социальной материи как единого универсального эволюционного процесса. Идея глобального эволюциoнизма демонстрирует процесс перехода естествоиспытателей периода постнеклассической науки к диaлектическому способу мышления, где ключевым принципом  является принцип историзма.

В обоснование универсального эволюционизма внесли свою лепту многие естественнонаучные дисциплины. Но определяющее значение в его утверждении сыгрaли три важнейших концептуальных направления в науке ХХ в.:

вo-первых, теория нестационарной Вселенной;

во-вторых, синергетика;

в-третьих, теория биологической эволюции и развитая на ее основе концепция биосферы и ноосферы.

Таким образом, глобальный эволюционизм:

-характеризует взаимосвязь самоорганизующихся систем разной степени сложности и объясняет генезис новых структур;

- рассматривает в диалектической взаимосвязи социальную, живую и неживую материю;

- создает основу для рассмотрения человека как объекта космической эволюции, закономерного и естественного этапа в развитии нашей Вселенной, ответственного за состояние мира, в который он «погружен»;

-является основой синтеза знаний в современной, постнеклассической науке;

-служит важнейшим принципом исследования новых типов объектов - саморазвивающихся, целостных систем, становящихся все более «человекоразмерными».

12. Формирование нового - «организмического» видения (понимания природы).

При этом природа рассматривается не как механическая система, но как целостный живой организм, изменения которого могут происхoдить в определенных границах. Нарушение этих границ приводит к изменению системы, к ее переходу в качественно иное состояние, которое может вызывать необратимое разрушение целостности системы.

Все более укрепляется идея взаимосвязи и гармонического отношения между людьми, человеком и природой, составляющими единое целое. В рамках такого подхода складывается новое видение человека как органической части природы, а не как ее властителя. Получает развитие так называемая биосферная этика, которая включает не только взаимоотношения между людьми, но и взаимоотношения между человеком и природой.

Справедливости ради надо сказать, что «организмический подход» к природе не является таким уж совсем новым, ибо по существу своему он был достаточно четко сформулирован уже Шеллингом в его афоризме о том, что природа есть «всевеликий великий организм». Рассматривал Шеллинг (а за ним и Гегель) и восходящую иерархию эмпиричесхих форм, наблюдаемых в природё, - от неорганической природы к органической и далее к человеку. Принцип целесообразности, лежащий в основе живого организма, стал у Шеллинга общим принципом объяснения природы в целом.

13. Понимание мира не только как саморазвивающейся целостности, но и как нестабильного, неустойчивого, неравновесного, хаосогенного, неопределенностного.

 Эти фундаментальные характеристики мироздания сегодня выступают на первый план, что, конечно, не исключает «присутствия» в универсуме противоположныx характеристик.

Введение нестабильности, неустойчивости, открытие неравновесных структур - важная особенность постнеклассической науки. А это значит, что признание неустойчивости и нестабильности в качестве фундаментальных характеристик мироздания требует соответствующих методов и приемов исследования, которые не могут не быrь по своей сущности диалектическими.

Таким обраsом, современная наука даже в малом не может обойтись без

вероятностей, нестабильностей и неопределенностей. Они «пронизывают» все мироздание - от свойств элементарных частиц до поведения человека, общества и Универсума в целом. Поэтому в наши дни все чаще говорят о неопределенности как об атрибутивной, интегральной характеристике бытия, объективной во всех ее сферах.

По Тарасову (стр. 143-154)

Дальнейшее развитие в рамках неклассической рациональности таких наук,    как теория организации,    кибернетика,    общая теория систем, информатика, возникших в начале XX столетия, было связано, прежде всего, с их взаимопроникновением, взаимоувязкой и распространением принципов этих наук на все более глубокое понимание механизма эволюции неживой, живой и социальной материи. Эти науки оказали основополагающее влияние на формирование современной (постнеклассической) научной картины мира.

В частности, основные позиции общей теории систем являются базисными в постнеклассической рациональности. Данные идеи были высказаны А.А. Богдановым (в работе «Тектология. Всеобщая организационная наука», вышедшей в 1913 г.) и Л. Берталанфи (в 1937 г. опубликовал работу «Общая теория систем» и считается родоначальником системного подхода) в начале XX столетия, хотя сама идея системности родилась еще в античной филдсофии.

Главный объект системных исследований составляет многообразие связей в живой и неживой природе, обществе, их разнокачественность и соподчинение. Одной из первых наук, в которой глобально объекты исследования начали рассматриваться как системы, явилась биология. Было осознано, что эволюция живых организмов не может быть понята вне развернутых представлений об организованости. Поиски путей решения этой задачи привели к формированию системного подхода в биологии, получившего развитие в трудах А. А. Богданова, В. И. Вернадского, Л. фон Берталанфи, У. Росс Эшби, Н. А. Бернштейнаи др.

Эволюционная теория, которая была основополагающей в науке о живых организмах, постулировала идею появления в мире живой материи все более сложно организованных систем. Проникновение в биологию идей кибернетики позволило выявить такие, свойства живых организмов, как    саморегуляция,    регенерация,    генетический    и    физиологический гомеостазис,   которые   группировались   вокруг   понятия      "система"   - совокупность элементов, организованных определенным образом в целое.

Идеи   системности   и   развития   присутствовали   и   в   концепции «большого взрыва Вселенной», возникшей в физике (астрофизике) в середине XX столетия. Согласно этой концепции Вселенная появилась в огненной вспышке из «ничего» при наличии закона сохранения энергии: 15-20 млрд лет назад космическая материя была сконцентрирована в необычайно малом объеме (10-33 см) с огромной плотностью (1093 г /см3) и температурой (1031 К) в точке -сингулярности (физическое состояние, физический вакуум, «ничто», не подчиняющиеся обычным законам физики).

В данном физическом вакууме под воздействием полей (гравитационных сил, ядерных полей, сил инерции) возникла сила отталкивания такой величины, что она вызвала расширение Вселенной со скоростью, когда занимаемый ею объем пространства удваивался каждые 10-34 с. Затем этот процесс удвоения продолжился в геометрической прогрессии. В итоге все части Вселенной разлетелись, как при взрыве.

В последующем рост упорядоченности в движении космических объектов и частиц компенсировался увеличением энтропии (рассеивание тепловой космической энергии), вселенная пришла в состояние гомеостазиса.

Впоследствии возникает теория раздувающейся Вселенной, позволившая «рассматривать наблюдаемую Вселенную лишь в качестве малой части вселенной как целого, а это значит, что вполне правомочно предположить существование достаточно большого числа эволюционирующих вселенных».

Концепция раздувающейся Вселенной включает в себя и идею нессиметричности Вселенной, в смысле преобладания в космосе вещества над антивеществом.

Концепции «большого взрыва» и «раздувающейся Вселенной» позволили пересмотреть взгляды «на Вселенную как на нечто однородное и изотропное, сформировалось новое видение Вселенной как состоящей из многих мини-вселенных..».

Интересные    идеи    возникают    при    попытках    распространения системного подхода на проблему взаимосвязи природы и человека. Еще в начале XX в. русские космисты продолжили развитие идеи, появившейся в лоне неклассической рациональности о неотделимости человека от природы, расширив понятие «природа» до космических масштабов.

Так, по мнению русского философа Н. Федорова (1829 - 1903), разделение мира на человека и природу обусловливало зависимость жизни человечества от природы, подчиненность законам конечности и смерти, приводящие к самоизолированности человека и человечества, зависимости нравственного начала в человеке от материально-природного порядка. Выход - в регуляции природы (управление космическими процессами) средствами науки и техники, превращение природы (космоса) в антиэнтропийный мир. Пик всех действий — победа над смертью, воскрешение предков из мертвых (философия общего дела).

Системный взгляд на мир, рассматривавший живое как составную часть   Вселенной, присуща и К. Э. Циолковскому (1857 - 1935), утверждавшему, что жизнь на Земле и, возможно, на других планетах - это "младенческое состояние", которое должно быть продолжено и развито в высокое всекосмическое существование. Он решительно выступал против идеи возрастания энтропии как основы вселенских процессов,  ведущих к ее деградации. По его мнению, в космосе существуют и обратные процессы - возрастания порядка: «Все живо во Вселенной».

По мнению М. А. Умова (1846 - 1915), появление жизни на Земле - событие в высшей степени маловероятное, но, возникнув, она развивается в сторону все более и более совершенных форм, где наивысшей точкой является научное знание - "последняя ставка живого".

Выдающийся русский ученый В. И. Вернадский (1863 - 1945) впервые в истории естественных наук на глобальном, планетарно-космическом уровне осуществил синтез геологических, биологических и социокультурных (гуманитарных) знаний в единую науку о гео-, био-, ноосфере. Он показал сложность, системность строения мира, где жизнь представляет собой целостный эволюционный процесс, обусловленный физическими, геохимическими, биологическими, социокультурными факторами.

Эволюция биосферы по Вернадскому определяется как земными (в том числе антропогенными, человеческими), так и космическими условиями. Как целостная система биосфера обладает высокой степенью самоорганизации, находится в состоянии динамического равновесия, то есть имеет место ее эволюция через нарушение равновесия и возвращение к нему.

Под воздействием человеческого фактора биосфера перерождается в ноосферу. Ноосфера («царство разума») - это биосфера, переработанная научной мыслью, подготовленная всем прошлым планеты, «новое геологическое явление на нашей планете». Научная мысль, в свою очередь, такое же закономерно неизбежное, естественное явление, возникшее в ходе эволюции живого вещества, как и человеческий разум, и она не может, по глубочайшему убеждению Вернадского, ни повернуть вспять, ни остановиться, ибо может развиваться до бесконечности.

«Одновременно сила разума позволит человеку выйти за пределы своей планеты, тем более, что биосфера....планетное явление космического характера». Сила разума позволит человеку организовать согласованное развитие общества и природы.

Научно-философские теории В.И.Вернадского явились, по существу, прочным фундаментом, без которого идеи и проекты космистов могли бы обернуться прекрасными, но всего лишь воздушными замками. Поскольку научное творчество у Вернадского - сила, изменяющая биосферу, то особую роль, он отводил миссии ученого, сообществу ученых. Прежде всего, в сфере научных работников, считает Вернадский, "происходит психологический перелом величайшей важности - растет неудовлетворение узкими размерами Земли, искание мировой космической связи".

Идея тесной взаимосвязи биосферы и Солнца, Земли и космоса пронизывает творчество А. Л. Чижевского (1897 - 1964): «человек не только земное существо, но и космическое, связанное всей биологией, всеми молекулами, частцами своих тел с космосом, с его лучами, потоками и полями».

Наиболее крупные работы ученого посвящены исследованию влияния солнечной активности на земные процессы: изменение ритмов активности Солнца и их влияние на уровень эпидемиологических и других заболеваний, урожайность растений, уровень размножения и миграции животных, режим гидрометеорологических процессов и др.

Значение созданной им науки гелиобиологии (сегодня раздел биофизики, изучающий влияние изменений активности Солнца на земные организмы) - в том, что здесь выдвигаются важнейшие методологические стратегемы и идеи о космосе как системном целом, его ритмичности и гармоничности, проявляющиеся, в частности, в синхронизации ритмов всех составляющих системы биосфера - космос.

Русский космизм - широкое явление, объединяющее людей различных политических и философских убеждений от естествоиспытателей до идеологов православия. В нем выражалось, прежде всего, интуитивное понимание вселенской взаимосвязи. Русские космисты показали, что появление человеческой цивилизации было результатом закономерной природной логики развития Вселенной; в человеке заложена некая космическая миссия управления эволюцией Вселенной, реализовать которую он сможет, предварительно преодолев различного рода земные социальные антагонизмы.

По существу, их интересовали следующие проблемы: 1) сохранение природной среды; 2) человеческое братство; 3) выход в космос. Антропокосмизм русских ученых противопоставлял себя антропоцентризму европейской классики: человек был сведен с его трона исключительности. Будучи одной из органичных составных частей и этапов развития космического целого, человек везде демонстрирует свое родство с другими живыми формами и силами, что налагает на него огромную ответственность. По существу русские космисты вплотную подошли к осознанию проблем, получивших впоследствии название глобальных, опередив тем самым свое время.

В конце XX столетия системный подход получает институциональное оформление: в разных странах мира, в том числе и СССР - России, возникают научные институты системных исследований системного анализа, системного подхода.

В результате можно констатировать, что усилия системщиков найти общие законы поведения систем (ведь все вокруг нас есть системы: атом, человек, общество, природа, космос, компьютер и т.д.) увенчались успехом. Сегодня принципы системного взгляда на мир являются фундаментальными, основополагающими составляющими современной (постнеклассической) научной картины мира.

Другой важнейшей составляющей современной (постнеклассической) рациональности является открытый закон самоорганизации как главный механизм развития (саморазвития) систем, основное свойство движущейся материи. Данные поиски происходили и происходят в русле синергетики науке, возникшей в 70-е г. XX столетия (одни авторы основателем данной науки называют Г. Хакена, другие И. Пригожина), изучающей условия возникновения и развития структурной организации динамичных, нелинейных процессов, обусловленных процессами самоорганизации.

Идеи синергетики совершили переворот в системе наших представлений о природе. Именно в этой науке исследуется взаимосвязь самоорганизующихся систем разной степени сложности и раскрывается механизм возникновения новых структур в процессе развития, переход от одного типа самоорганизующихся систем к другой. Синергетика изучает согласованное (когерентное) образование процессов самоорганизации в сложных системах (открытых, нелинейных, состоящих из множества элементов и подсистем) различной природы (однако законы синергетики распространяются только на макропроцессы, они «не работают» при изучении уникальных свойств человека, а также при протекании процессов, детерминируемых множеством факторов.

Несмотря на то, что основные идеи синергетики возникли и развивались в ходе развития естественных наук, сегодня они имеют общекультурное значение и созвучны многим идеям и концепциям гуманитарных наук.

Механизм самоорганизации, саморазвития на первый взгляд прост: все неживые, живые и социальные образования находятся в состоянии равновесия. Но имеет место его постоянное нарушение, отклонение от устойчивого состояния. Одновременно внутри системы возникают механизмы самоорганизации, заставляющие систему вновь и вновь возвращаться в исходное стабильное состояние.

Если в классической и неклассической науке неравновесие рассматривается как явление, препятствующее становлению структуры, как отклонение, от которого нужно избавиться, то в синергетике неравновесность трактуется как источник упорядоченности, как отклонение, ведущее к развитию. При этом очень важным является знание механизма нарушения прежней устойчивости и перехода в новое структурное состояние.

Любая система рассматривается в современной науке как открытое образование, взаимодействующее с внешней средой в виде обмена энергией, информацией. Отклонение системы от устойчивого состояния происходит в результате мощного воздействия на систему со стороны внешней среды. При этом, как отмечал еще А. А. Богданов, система реализует имманентную тенденцию сохранения устойчивости.

Поэтому отклонение параметров от нормы является источником активности функциональной системы, источником ее саморегуляции. Это наглядно видно на примере механизма естественного отбора в живой природе: в результате отклонений в структуре организма под воздействием внешней среды устойчивые (приспособленные) виды выживают, а неустойчивые - нет.

Однако отклонения не должны быть большими, существует диапазон («гомеостатический диапазон»), в котором отклонения являются стимулом движения системы к динамическому равновесию с окружающей средой. Выход за пределы этой границы может вызвать разрушение системы с переходом ее в новое качество.

Состояние системы, когда она теряет свою стабильность и возможен переход в новое качество, называется точкой бифуркации (сами системы, находящиеся в неравновесном самоорганизующемся состоянии, получили название диссипативных). Чем многообразнее и сложнее система и чем больше в ней связей, тем большее число возможных вариантов переходов (бифуркаций) существует.

В момент перехода на будущее состояние предмета оказывает влияние не только его внутреннее предшествующее состояние, но и случайные, зачастую неконтролируемые факторы. И при наличии у неконтролируемых параметров значительных величин именно они могут определить ход дальнейшего развития явления.

В результате уменьшается возможность предсказывать развитие событий: «оказывается принципиально невозможным предсказать, в каком направлении будет происходить дальнейшее развитие, станет ли система хаотической или перейдет на более высокий уровень упорядоченности», «после выбора пути вновь в силу вступает детерминизм, и так до следующей бифуркации».

Возникновение и утверждение новых материальных и социальных структур - это и есть проявление бифуркационных процессов. Среди непрерывно происходящих качественных переходов, наличия всевозможных бифуркаций в реальном мире две имели особо важное значение: возникновение жизни и разума, способного к познанию реального мира. Это также мезолитическая, неолитическая, ренессансная и другие революции в истории развития культуры человечества.

Общий процесс развития как процесс самоорганизации, несмотря на наличие элементов стихийности, обладает определенной направленностью - стремлением, к гомеосгазису: с одной стороны, случайные флуктуации подталкивают систему к нестабильности, с другой стороны, в силу наличия внутреннего механизма возвращения системы в стабильное состояние сами траектории развития систем тяготеют к определенным устойчивым структурам - аттракторам, представляющим собой новое стабильное состояние. Поэтому поиск законов гомеостазиса является, важнейшей задачей современной науки.

Было выяснено, что для достижения гомеостазиса важно наличие обратной связи, сигнализирующей о полезности или вредности произошедшего сиюминутного изменения на основе его сравнения с плановым (должным). В результате вырабатывается сигнал, корректирующий действие и приводящий к ослаблению (отрицательная обратная связь) или усилению (положительная обратная связь) внешнего воздействия с целью сохранения устойчивости системы.

Если по каким-то причинам обратные связи нарушаются, и нарастающие отклонения не контролируются и не управляются оперативными командами исполнительными органами с целью уменьшения возникших отклонений, то отклонения, достигнув критического значения, «переводят» систему на низший уровень организации. То есть возникает новое качество меньшего совершенства. Пример - межнациональные конфликты и распри, достигающие недопустимо больших размеров (властности, события в бывшей Югославии).

В   сложных   системах   в   процессе   самоорганизации   участвует  так называемый второй контур, обратной связи, где происходит регистрация,   отбор,   кодирование,   хранение   информации   о   результатах прошлых реакций организма на различные воздействия: в живых организмах - это органы чувств, центральная нервная система; в социальных системах (обществе) - это искусственно-технические устройства - чувствительные датчики, ЭВМ, устройства восприятий, оценки, обработки и быстрой передачи информации, каналы связи, исполнительные органы и т.д.

Причем по мере эволюции живых организмов, развития общества явно или неявно происходит осознание того, что именно целенаправленный отбор и накопление полезной информации является первым условием появления новой организации. В результате роль информационных процессов возрастает, повышается эффективность ее использования в жизнедеятельности систем.

Причем усилия по повышению эффективности передачи, хранения, производства информации привели к необходимости создания искусственного интеллекта (сегодня на реализацию этой программы тратятся десятки миллиардов долларов). И хотя искусственный интеллект еще не создан, по ходу осуществления этого проекта достигнуты впечатляющие результаты: созданы высокоэффективные экспертные диалоговые системы, создаются искусственные нейронные сети (а на их базе - нейрокомпьютеры), появляются роботы, умеющие слышать, видеть, осязать и т.д.

Вышеописанные механизмы самоорганизации и саморазвития присущи не только живым и социальным системам, но и некоторым сложным системам неживой природы. Так, звездным, галактическим процессам присуща бесконечная память в условиях неограниченного времени, влияющая на протекание вселенских процессов.

В социальной сфере механизм самоорганизации и саморазвития приобретает значительно больший простор благодаря целенаправленной, осознанной деятельности, позволяющей быстрее налаживать процесс добывания, хранения, передачи и внедрения новой информации. Возникает возможность упреждать управляющее воздействие с учетом характера внешнего воздействия, опять же с целью не допустить роста излишних отклонений. В результате появляется способность предвидения событий.

Итак, в синергетике нетривиальным образом совмещаются представления о внешних, воздействующих на открытую систему источниках энергии, с представлениями о собственных активных силах системы. При этом у природных и социальных объектов и явлений обнаруживаются свойства, несводимые к свойствам взаимодействующих частей данных объектов. Так ведут себя неживые, живые и социальные процессы (экономические, демографические, экологические и др.).

При этом поддерживаемое равновесие - обязательное условие
существования неживых, живых и социальных систем - достигается в
результате конкурентного взаимодействия элементов системы, в процессе
которого часть элементов гибнет и на смену приходят новые. Непрерывное
разрушение старых организационных форм и зарождение новых является
одним из важнейших принципов самоорганизации.

В результате развитие объективного мира (природы и общества) в современной науке рассматривается как единый закономерный процесс постоянного круговорота всевозможных уровней организации, где важнейшими были зарождение и расцвет жизни и разума.

Наконец, третьей важнейшей составляющей содержательной сущности
современной (постнеклассической) научной картины мира является понятие
 «информация» (в самом широком смысле под «информацией» понимается мера упорядоченности, организованности предмета, системы) и наука синформология, рассматривающая развитие неживых, живых и социальных систем как постоянное повышение или понижение ими своего уровня организации.

В синформологии действия неживых систем и живых организмов определяются уже не столько законами физики и биологии, сколько полученной информацией, поэтому история развития физических, биологических и социальных процессов - это прежде всего развитие информационных систем.

Возникнув в сфере техники связи, теория информации стала находить применение в биологии, физике, психологии, лингвистике, углубив и расширив возможности научно-рационального познания мира.

Благодаря теории информации удалось по-новому взглянуть на характер соотношения энтропийных и негоэнтропийных (процессы обратные энтропийным, т. е. процессы, повышающие порядок, организацию системы) процессов в космических процессах. Так ученые пришли к выводу, что источником информации, вносящим упорядоченность в движение хаотически распыленных космических частиц, является воздействие на них всевозможных полей. В результате возникает сгусток материи, который превращается в центр гравитационного притяжения. Этот центр вносит упорядоченность в движение всех расположенных в этой области частиц.

Связь эволюции материальных систем с увеличением степени упорядоченности движения можно наблюдать и в живой природе. Как мы уже показали выше, живой организм с точки зрения теории информации есть сложная, информационная, самоорганизующаяся система с обратными связями. Необходимым условием существования такой системы является непрерывное получение информации, обеспечивающее процесс саморегулирования.

Сама жизнь возникла не случайно, а в результате закономерного увеличения в ходе эволюции степени упорядоченности движения молекул и атомов неорганической материи. Накопление структурной информации способствовало повышению организации неживой материи. И в результате миллионы раз повторяющейся цикличности таких процессов, как смена времен года, суток, т. е. смены тепла, света происходило многократное отклонение и возврат в исходное состояние структуры неорганического вещества. При определенных благоприятных условиях произошел переход механических и физических процессов в химические, а от них - к структурам функциональным (живым), для которых свойственно активное отражение в виде возникновения зачатков биологической самоорганизации и самоуправления.

Жизнь возникает благодаря синтезу особого вида молекул, способных запоминать и использовать первоначально самую простую информацию о внешней среде и внутренней структуре, которую они используют для самосохранения, для развития и, следовательно для получения еще большего количества информации.

Расшифровка наследственного генетического кода стала возможной в результате использования теории информации. Оказалось, что для передачи наследственной информации организм использует четвертичный трехзначный код, позволяющий половой клетке сохранять "модель развития" будущего организма. Причем генная структура защищена от случайных информационных изменений в нем. Программа организации генной структуры в какой-то мере независима от сигналов внешней среды, за исключением сильных энергетических воздействий: жестких рентгеновских, радиационных излучений, которые приводят к случайному смешиванию нуклеотидов в молекуле ДНК. В результате в организме возникают мутационные свойства, которые затем в процессе естественного отбора или закрепляются, или отбраковываются.

Весьма эффективным оказалось применение теории информации в психологии. Удалось выяснить особенности восприятия, обработки и запоминания информации человеком. Выяснилось, что пропускная способность органов зрения около 106 бит/с, слуха - 104 бит/с. Количество осознанно воспринимаемой человеком информации составляет невыше 50 бит/с. А в целом информационная емкость мозга человека составляет 1020 бит.

Выяснилось также, что длительность психологической реакции на внешние сигналы пропорциональна количеству информации, содержащейся в этих сигналах, и зависит от смысла и ценности информации.

Функционирование мозга есть не что иное, как формирование информационных связей между нейронами в виде циркуляции сигналов. В каждом нейроне головного мозга одновременно обрабатываются возбуждения (сигналы) трех видов: внутренние - связанные с целеполаганием, внешние - текущая информация о познаваемом объекте и сигналы, идущие из памяти. Синтез всей этой информации приводит к созданию образа предмета и является основой принятия решений.

Выяснилось также, что для работы мозгу необходим минимум
энергетических затрат: столько, сколько потребляет двадцатипятиваттная электрическая лампочка. Такая закономерность (незначительность требуемой энергии) характерна для информационного функционирования любой сложной системы.

Информационный подход позволил выяснить существенное отличие между принципами обработки информации в головном мозге и ЭВМ.   Электронный  логический  элемент  имеет  всего   два  устойчивых состояния   (0   и   1).   Сигналы   же,   вырабатываемые   и   обрабатываемые нейроном мозга, "работают" согласно многозначной вероятностной логике.

Информационные представления оказали существенное влияние на развитие лингвистики (науки о языке). Оказалось, что в разных языках помимо различий грамматических и фонетических (микроструктуры языка), существует нечто общее более высокого порядка, касающееся связи между мышлением, речедвигательным аппаратом и языком, и эти общие правила не зависят от национальных особенностей конкретного языка. На основании этого были построены модели языков по определенным формализованным правилам (алгоритмические языки), которые помогли в создании искусственных языков программирования.

На основании результатов анализа ритмов поэтических текстов известный культуролог Ю. М. Лотман пришел к заключению, что стихосложение есть не что иное, как поиск упорядоченности и его нарушение, причем этот поиск-игра осуществляется в пределах дозволенных правил, не нарушающих гармоническую структуру стиха. Такая же диалектика случайного и упорядоченного существует и в музыкальном произведении.

Таким образом, информация есть единая мера упорядоченности движения, пригодная для оценки любых явлений. Поэтому информационный подход позволил установить единую сущность и взаимосвязь различных видов и форм материально-информационных процессов: от неживой до социальной материи.

Теория информации позволила установить во всем многообразии эволюции видов материи их энтропийно-информационную сущность. Поэтому понятие "информация" стало объективной характеристикой материальных систем. Информация, как и материя, существовала и будет существовать всегда, ибо она характеризует меру происходящих в материальных системах изменений. Поэтому, по мнению экспертов, "по своему онтологическому статусу информация не отличается от пространства, времени, энергии, массы и т. п.".

Информация является одной из важнейших категорий современной научной картины мира. В естественно-научном ее аспекте с помощью данного понятия массоэнергетическая основа Вселенной заменена или дополнена более общим фактором - уровнем организации. Именно рост информации приводит к росту уровня организации разных систем в направлении от низшего к высшему.

Итак, если классическая и неклассическая науки основывались на физикалистских, массоэнергетических, биоорганизмических идеях, то современная (постнеклассическая) наука строит свои конструкции исходя из еще более общих представлениях о мире - системных, синергетических, информационных.

Наконец, важнейшей составной частью постнеклассической науки является принцип универсального эволюционизма, синтезирующий многие из вышеназванных черт постнеклассического рационализма. Как отмечают эксперты, «идея принципа универсального эволюционизма основана на трех важнейших концептуальных направлениях в науке конца XX в.: 1) теории нестационарной Вселенной; 2) синергетике; 3) теории биологической эволюции… концепции биосферы и ноосферы» (29. С. 144).

Данный принцип подчеркивает такую важную составляющую изучаемых объектов, как их историческое развитие в форме знания основных этапов их эволюции: в физике, астрономии, науках о Земле, биологии, социальных науках - везде приходится учитывать эту особенность развивающихся объектов. Современная наука имеет большое количество образцов такого рода исторических реконструкций. И, по существу, принцип глобального эволюционизма объединяет естественные и гуманитарные дисциплины.

Другим важнейшим принципом универсального эволюционизма является идея коэволюции - взаимообусловленного изменения частей системы в ходе ее эволюции. Особую роль в современном мире приобрела идея коэволюции общества и природы как элементов системы под названием земная цивилизация (подробнее об этом на С. 171-173).

Итак, постнеклассическая рациональность опирается на новую систему идеалов и норм научного познания. Историчность, системность изучаемых объектов, вариабельность их поведения предполагает в постнеклассике применение построения моделей возможных линий развития объектов в точках бифуркации, метод замены одних символических обозначений изучаемого объекта другими, создание теоретических схем, использование компьютерных программ, методов вычислительных экспериментов на ЭВМ и т.д.

Все это и определяет методологические установки постнеклассического мировидения, для которых характерен принцип важности создания в целом условии для стимулирования новации в науке. Поэтому в постнеклассике имеет место стремление к плюральности при выборе методов познания, отказ от установки на существование какого-то одного, самого важного, самого достоверного метода; постоянные усилия по изменению стиля мышления, правил применения интеллектуальных норм при объяснении и интерпретации полученных результатов; внедрение нового категориального языка и др.

Посхнеклассическая наука,       будучи      результатом      развития неклассической науки, открыла новые грани, черты и закономерности познаваемой реальности. Онтологическая модель постнеклассической научной картины мира в самом общем виде выглядит следующим образом: мир состоит из неживых, живых и социальных самоорганизующихся систем, связанных между собой и стремящихся к гомеостазису.

Базовыми понятиями современной постнеклассической науки являются: «нелинейность», «самоорганизация», «бифуркационность», «диссипативность», «одна и двухконтурная форма саморегуляции» и др.

Главной отличительной чертой операциональной составляющей постнеклассической НКМ является принципиальная плюралистичность познавательных подходов и методов, открытость их (а также результатов и стратегий познания) для критики и самокритики.

Сегодня постнеклассическая наука часто работает с неопределенными,
непредсказуемыми, неточными, сложными, открытыми и самоорганизующимися объектами природного и социального характера, требующими комплексного, междисциплинарного подхода при их изучении. Экология, разработка нетрадиционных видов энергии, биотехнологии, биомедицинские исследования, системы искусственного интеллекта, процессы генной инженерии, образование спонтанных, самоорганизующихся структур в жидкостях, химических, лазерных пучках, неустойчивых плазмах, системы «человек - машина» - примеры таких объектов.

При работе с подобного рода объектами приходится учитывать их уникальность (существование в одном единственном образце), необратимость протекающих в них процессов. Все это требует знания степени возможного воздействия на изучаемый объект, создания тонких, несиловых стратегий, исключающих или предельно минимизирующих воздействие на такие объекты (эксперименты с природой: животными, растениями, так называемыми «человекоразмерными» объектами) в процессе их исследования (в частности, широкое использование вычислительных экспериментов).

В результате создаются комплексные исследовательские программы, в которых принимают участие специалисты различных областей знания. Часто в них «помимо чисто научных целей присутствуют и цели социально-политического и экономического характера» (72. С. 627). Поэтому здесь, как нигде, нужны гуманистические ценности, которые должны определять стратегию научного поиска и применение результатов этого поиска. В частности сегодня уже существует ориентация не на преобразование природы, а на восстановление баланса и гармонии между разными составляющими природных систем, между природой и обществом (коэволюция природы и общества).

В ходе научного исследования вышеописанных сложных объектов возникает не только возможность существования веера всевозможных результатов исследований, но и потребность в достаточно простой, обобщенной схеме; теории, объединяющей все эти результаты. Причем, как отмечают эксперты, это будет простота «особого рода, не поверхностная, а глубинная, направленная против тотального и бессмысленного усложнения всего и вся, знакового хаоса, включающая в себя результаты многих достижений». Очевидно, усилия по пониманию и описанию основных составляющих постнеклассическои науки уже есть попытка создания такой обобщенной схемы.

PAGE  

PAGE  14


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

84358. Деление двузначного числа на однозначное 25.31 KB
  Цели урока: содействовать закреплению знаний по теме Деление суммы на число, развивать умение применять эти знания при решении примеров и задач; совершенствовать вычислительные навыки; умение осуществлять перенос ранее усвоенных знаний в новые условия...
84359. Глобальная компьютерная сеть Интернет 746.5 KB
  Цели и задачи: Общеобразовательные учащиеся должны освоить основные базовые понятия информатики: Интернет, браузер, поисковые системы, общение в сети Интернет, усвоить виды браузеров и их назначение, усвоить примеры поисковых систем и их назначение.
84360. Осевая симметрия 39.94 KB
  Цели: Образовательные Закрепить понятия о симметричных предметах и геометрических фигурах. Дать понятие о предметах и геометрических фигурах, симметрично расположенных относительно оси симметрии. Коррекционные Развивать предметно – практическую деятельность.
84361. Здоровье всему голова 23.25 KB
  Цель мероприятия: ознакомить детей с новыми понятиями качество товара потребитель срок годности товара; учить детей правильно совершать покупки; способствовать воспитанию в детях чувства гордости за кубанскую продукцию.
84362. Страна изучаемого языка и моя страна 54 KB
  Цель урока: Формирование навыков устно-речевого общения речевой деятельности через речевые ситуации связанные со страной изучаемого языка и родной страной. Цель которую ставит учитель: ориентировать учащихся на речевую деятельность создать атмосферу иноязычного общения через речевую ситуацию знакомство...
84363. Материк Австралия, урок 34.42 KB
  Коррекционно образовательные Закрепить понятия: о географическом положении материка Австралии океанах и морях омывающих данный материк. Покажите на карте материк Австралии. Назовите какими океанами омывается Австралия Скажите какие материки расположены ближе к Австралии. Определите где шаблон Австралии.
84364. Текст-повествование. Изложение по рассказу В. Бианки «Купание медвежат» 41 KB
  Цели урока: познакомить со структурой повествовательного текста; обучать учащихся письменной передаче текста; развивать устную и письменную речь учащихся; использовать в речи точный образный язык; развивать эмоциональную сферу детей их чувства эстетический вкус; воспитывать любовь к природе.
84365. Расстояние между двумя точками. Масштаб 26.71 KB
  Цель урока: формирование понятий расстояния между точками масштаб. Метапредметные: а познавательные сформированность познавательных интересов умение работать с различными источниками информации б регулятивные понимание смысла поставленной задачи умение выполнять учебные действия...
84366. Произведения зарубежных писателей о детях. Марк Твен «Приключения Тома Сойера» (отрывки) 75.5 KB
  Цель: продолжить знакомство с отрывками из произведения Марка Твена «Приключения Тома Сойера». Задачи: Познакомить с отрывком из 16 главы романа Марка Твена « Приключения Тома Сойера». Формировать умение читать выборочно и про себя. Формировать умение высказывать собственные суждения и давать им обоснование.