24347

Роль науки в преодолении современных глобальных кризисов (экологический, энергетический, демографический, угроза локальных и ядерных воин)

Доклад

Логика и философия

Она представляет собой не просто окружающую среду которую можно рассматривать как поле для преобразующей деятельности человека а выступает единым целостным организмом в который включено человечество в качестве специфической подсистемы. Деятельность человека вносит постоянные изменения в динамику биосферы и на современном этапе развития техногенной цивилизации масштабы человеческой экспансии в природу таковы что они начинают разрушать биосферу как целостную экосистему. Третья проблема – это проблема сохранения человеческой личности...

Русский

2013-08-09

141 KB

112 чел.

ВОПРОС №41

Роль науки в преодолении современных глобальных кризисов (экологический, энергетический, демографический, угроза локальных и ядерных воин)

По Радугину (стр. 170)  

Кризис современной техногенной цивилизации и пути выхода из него

Развитие техногенной цивилизации базировалось на ценностях научной рациональности, рассматривающих знание как мощную преобразующую силу.

Долгое время лозунг Бэкона «Знание – сила» звучал с надеждой и уверенностью. ХХ век раскрыл иной зловещий оттенок его смысла. Наука дает знание, знание дает силу: но для каких целей? Служит ли оно освобождению от власти стихий, голода, болезней, укреплению безопасности человечества? Исправляет ли пороки людей и общества? Или эта сила на службе у низменных страстей, орудие утонченного рабства, унижения свободы и даже уничтожения миллионов людей? Возвышается ли жизнь от накопленных и производимых в массовых количествах продуктов научной работы? Или они вовлекаются в процесс измельчания и опошления человеческой жизни, низведенной до вынужденного участия в бессмысленных круговоротах производства и потребления?

Острота этих риторических вопросов в практической плоскости человеческого существования подкрепляется осознанием глобальных проблем современности, угрожающих самому существованию цивилизации и даже самой жизни на нашей планете.

Среди многочисленных глобальных проблем, порожденных техногенной цивилизацией и поставившие под угрозу само существование человечества специалисты выделяют три главных. Первая из них – это проблема выживания в условиях непрерывного совершенствования оружия массового уничтожения. Научно-технический прогресс, помимо различных позитивных направлений, создает предпосылки и открывает все новые возможности развития военной техники. И эта техника при определенных условиях может серьезно угрожать самому существованию человечества.

Вторая, и, пожалуй, самая острая проблема современности это экологическая проблема, развитие которой приводит к нарастанию экологического кризиса в глобальных масштабах. Сущность экологической проблемы состоит в отчетливо обнаружившемся и углубляющемся противоречии между производительной деятельностью человечества и стабильностью среды его обитания. Как отмечает основатель международного исследовательского центра «Римского клуба», изучающего перспективы человечества перед лицом современных глобальных проблем А.Печчеи, «истинная проблема человеческого вида на данной ступени его эволюции состоит в том, что он оказался полностью неспособным в культурном отношении идти в ногу и полностью приспособиться к тем изменениям, которые сам внес в этот мир». Эти изменения являются плодом всей культурно-преобразовательной деятельности. Возросшая производящая мощь человечества позволила ему освободиться от непосредственной зависимости от природной среды и начать такое стремительное преобразование биосферы, которое грозит превратиться в экологическую катастрофу.

Дело в том, что с позиций биологии, всякий биологический вид способен выжить в пределах достаточно узкой экологической ниши, то есть совокупности различных условий и факторов окружающей среды. Человечество – это биологический вид, хотя и более универсальный, чем любой другой. Его биологическая организация позволяет приспособиться к весьма широкому кругу условий, за пределами которых биологическая организация не выдерживает и человечеству угрожает гибель. В условиях современной техногенной цивилизации возможности приспособления человеческого организма к условиям жизни в окружающей среде близки к исчерпывающимся.

С другой стороны, человек сформировался в рамках биосферы - особой системы, возникшей в ходе космической эволюции. Она представляет собой не просто окружающую среду, которую можно рассматривать как поле для преобразующей деятельности человека, а выступает единым целостным организмом, в который включено человечество в качестве специфической подсистемы. Деятельность человека вносит постоянные изменения в динамику биосферы, и на современном этапе развития техногенной цивилизации масштабы человеческой экспансии в природу таковы, что они начинают разрушать биосферу как целостную экосистему.

Третья проблема – это проблема сохранения человеческой личности, человека как биосоциальной структуры в условиях растущих и всесторонних процессов отчуждения. Эту глобальную проблему иногда обозначают как современный антропологический кризис. Человек, усложняя свой мир, все чаще вызывает к жизни такие силы, которые он уже не контролирует и которые становятся чуждыми его природе. Чем больше он преобразует мир, тем в большей мере он порождает непредвиденные социальные факторы, которые начинают формировать структуры, радикально меняющие человеческую жизнь и, очевидно, ухудшающие ее. Еще в 60-е годы философ Г. Маркузе констатировал в качестве одного из последствий современного техногенного развития появление "одномерного человека" как продукта массовой культуры. Современная индустриальная культура действительно создает широкие возможности для манипуляций сознанием, при которых человек теряет способность рационально осмысливать бытие. При этом и манипулируемые и сами манипуляторы становятся заложниками массовой культуры, превращаясь в персонажи гигантского кукольного театра, спектакли которого разыгрывают с человеком им же порожденные фантомы.

Ускоренное развитие техногенной цивилизации делает весьма сложной проблему социализации и формирования личности. Постоянно меняющийся мир обрывает многие корни, традиции, заставляя человека одновременно жить в разных традициях, в разных культурах, приспосабливаться к разным, постоянно обновляющимся обстоятельствам. Связи человека делаются спорадическими, они, с одной стороны, стягивают всех индивидов в единое человечество, а с другой, изолируют, атомизируют людей.

Проблема сохранения личности приобретает в современном мире еще одно, совершенно новое измерение. Впервые в истории человечества возникает реальная опасность разрушения той биогенетической основы, которая является предпосылкой индивидуального бытия человека и формирования его как личности, основы, с которой в процессе социализации соединяются разнообразные программы социального поведения и ценностные ориентации, хранящиеся и вырабатываемые в культуре.

Речь идет об угрозе существования человеческой телесности, которая является результатом миллионов лет биоэволюции и которую начинает активно деформировать современный техногенный мир. Этот мир требует включения человека во все возрастающее многообразие социальных структур, что сопряжено с гигантскими нагрузками на психику, стрессами, разрушающими его здоровье. Обвал информации, стрессовые нагрузки, канцерогены, засорение окружающей среды, накопление вредных мутаций – все это проблемы сегодняшней действительности, ее повседневные реалии.

Усиливающиеся психические нагрузки, с которыми все больше сталкивается человек в современном техногенном мире, вызывают накопление отрицательных эмоций и часто стимулируют применение искусственных средств снятия напряжения. В этих условиях возникают опасности распространения как традиционных (транквилизаторы, наркотики), так и новых средств манипуляции психикой. Вообще вмешательство в человеческую телесность и особенно попытки целенаправленного изменения сферы эмоций и генетических оснований человека, даже при самом жестком контроле и слабых изменениях, могут привести к непредсказуемым последствиям. Нельзя упускать из виду, что человеческая культура глубинно связана с человеческой телесностью и первичным эмоциональным строем, который ею продиктован. Биологические предпосылки – это не просто нейтральный фон социального бытия, это почва, на которой вырастала человеческая культура и вне которой невозможны были бы состояния человеческой духовности.

В условиях обострившихся глобальных проблем естественно возникают вопросы: кто виноват в их происхождении и каковы принципиальные пути их решения? Нередко ответ на первый вопрос звучит так: во многих бедах, постигших сегодня человечество, виновата наука. И этот ответ порождает новый вопрос: зачем людям нужна наука такая, как она есть? Иначе говоря, действительно ли культура современного человечества неразрывно связана с наукой и не кроется ли в этой мнимой или реальной – связи некая угроза самой сущности культуры и самому существованию человечества?

В том, что современные ценности научной рациональности угрожают развитию культуры и самому существованию человечества согласны многие философы и ученые. Как отмечает В.Н.Порус, наука теряет органическую связь с главными культурообразующими смыслами, подменяя "безграничность познания" всеохватностью  (для чего имеется и удобное оправдание, стократ, казалось бы, подтвержденное практикой: никогда нельзя заранее знать, к каким практическим пользам может вести даже самое отвлеченное исследование) и охраняя пространство своей работы от некомпетентного и агрессивного вмешательства прочными стенами почти уже эзотерической рациональности и постулатами о величайшей ценности "свободного и суверенного" научно-исследовательского труда, об органическом единстве всех и всяческих частей и элементов своей грандиозной системы. Потеря этой связи ощущается как тревожный симптом, как сигнал неблагополучия «аварийности» культуры.

Раскрывая тайны природы, наука не приближает к ней человека в его обыденной жизни, с ее надеждами и разочарованиями, радостями и горем, успехами и неудачами. Но не только «маленький человек», все человечество уходит от единства с природой в мир «артефактов», искусственных созданий ума и рук, мир чуждой человеку рациональности. Чтобы жить в этом мире, людям требуется система ориентиров, и они получают ее через каналы образования и воспитания, находящиеся  под контролем науки. Но конвейер образования производит огромное количество современных невежд, «образованщину», по выражению А.И.Солженицына. Десять-двадцать лет жизни, отданных образованию, в большинстве случаев дают сумму сведений бесполезных и чуждых «среднему человеку». Специальное образование уводит в туннели частных научных и технических дисциплин, усваиваемых без видимой связи с другими науками и системами знания. Ценность образования, как правило, измеряется прагматическими мерками, соображениями престижа, карьеры, «материальных перспектив».

Научно-техническое развитие подсовывает свои плоды, не требуя даже минимального  понимания   их  природы. Телевидение и  компьютеры стали обыденностью, но лишь немногие знакомы  с принципами устройства этих приборов. Специалист по электронике может быть абсолютным неучем в экономике или психологии. Предметы из синтетических материалов ничем не напоминают о формулах высокомолекулярной химии, а квантовая физика вряд ли интересует большинство из тех, кто садится в кресло перед лазерным микрохирургическим аппаратом.

Поэтому понятно то, о чем в свое время писал К.Ясперс: «Наука доступна лишь немногим. Будучи основной характерной чертой нашего времени, она в своей подлинной сущности тем не менее духовно бессильна, так как люди в своей массе, усваивая технические возможности или догматически воспринимая ходульные истины, остаются вне ее... Как только это суеверное преклонение перед наукой сменяется разочарованием, мгновенно следует реакция - презрение к науке, обращение к чувству, инстинкту, влечениям. Тогда разочарование неизбежно при суеверном ожидании невозможного: наилучшим образом продуманные теории не реализуются, самые прекрасные планы разрушаются, происходят катастрофы в сфере человеческих отношений, тем более непереносимые, чем сильнее была надежда на безусловный прогресс».

На фоне кризисных проблем техногенной цивилизации масштабы научно-технических достижений не выглядят более внушительными, чем масштабы угроз, заключенных в выходящих из-под контроля научно-технических системах. И те, и другие неизмеримо выросли по сравнению с эпохой папирусных судов и примитивного земледелия. Но самая большая опасность - потенциальный разлад между "внутренними" интересами науки и всеобщим интересом человечества. Когда-то такой разлад был немыслим, сегодня уже нельзя не мыслить о нем.

Ряд философов и футурологов в качестве выхода из сложившейся ситуации считают, что необходима коренная трансформация ранее принятых стратегий человеческой жизнедеятельности. Техногенная цивилизация исчерпала свои ресурсы и необходимо осуществить переход к новому типу цивилизационного развития. Любой новый тип цивилизационного развития требует переориентации смыслов культуры, выработки новых ценностей, новых мировоззренческих ориентиров. Необходим пересмотр прежнего отношения к природе, идеалов господства, ориентированных на силовое преобразование природного и социального мира, необходима выработка новых идеалов человеческой деятельности, нового понимания перспектив человека.

В чем же видится смысл этого пересмотра? Большинство мыслителей, придерживающихся различных мировоззренческих ориентаций, сходятся на том, что глобальные проблемы современности – это не чисто экономические, политические или научные, а, прежде всего, проблемы духовно-нравственные. И их решение возможно лишь на пути внутреннего преображения человечества, переориентации людей с мирских ценностей на ценности духовные. Речь идет об изменениях социальных и нравственных установок личности и общества.

Духовно-нравственной основой появления глобальных проблем современности, с точки зрения этого подхода, является широкое распространение идеологии потребительства. Современное производство создало материальные предпосылки для удовлетворения потребностей населения и в определенной степени освободило его от тирании плотского начала, зависимости от тех или иных вещей. Однако, по мере того, как постепенно исчезала рабская зависимость от необходимости тратить основное время на добывание «хлеба насущного», современный человек во все возрастающей степени попадает в зависимость от многообразия вещей. Каждое удовлетворение определенной потребности рождает у человека новую потребность. Таким образом, человек попадает в бесконечный, неисчерпаемый круг. Распространение идеологии потребительства наносит огромный ущерб духовному развитию личности. Оно способствует некритическому отношению к окружающей действительности, развитию конформизма. Как отмечает французский философ-персоналист Ж.-М. Доменак: «Потребление, простой индивидуальный акт становится общественным достоянием. Каждый потребитель, благодаря своим покупкам вступает в тесный контакт со всей экономической системой. Экономика и создает единообразие в поведении всех индивидов и социальных групп. Таким образом, внешне свободное общество преобразуется в квазитоталитарную систему, которая превращает индивида в дисциплинированного производителя-потребителя».

В результате широкого распространения идеологии потребительства в сознании человека укрепляется опасное заблуждение, что целью и смыслом его жизнедеятельности является производство вещей и их потребление. И это, бесспорно, наносит огромный урон духовному миру личности, ограничивает возможности ее всестороннего развития. Выход из этой ситуации многими мыслителями проставляется в самоограничении производства и потребления, принятии идеологии «нового аскетизма». В религиозной философии основой принятия такой идеологии должна послужить переориентация людей с мирских ценностей на ценности духовные, доминирующее положение среди которых занимает идея необходимости восстановления связи человека с Богом. «Если мы будем обладать всеми вещами и потеряем Бога, то мы потеряем все, но если мы потеряем все, кроме Бога, то мы не теряем ничего», - утверждают религиозные мыслители XX века. Развернутое изложение такого подхода к решению глобальных проблем мы можем найти у многих, в том числе и русских, религиозных философов, например у Н. А. Бердяева, С.Н. Булгакова и др.

С близких позиций выступают и светские мыслители. Так, уже упоминавшийся известный мыслитель-гуманист А. Печчеи считает, что поскольку проблема, возникшая на критической стадии развития человечества, находится внутри, а не вне человеческого существа, взятого как на индивидуальном, так и на коллективном уровне, то и ее решение должно исходить изнутри самого человека. Следовательно, если мы хотим обуздать техническую революцию и направить человечество к достойному его будущему, то нам необходимо, прежде всего, подумать об изменении самого человека, о революции в самом человеке. А. Печчеи имеет в виду, изменение социальных установок личности и общества, переориентацию человечества с идеологии поступательного роста производства и потребительства материальных ценностей на духовное самоусовеошенствование.

Решение глобальных проблем современности - это общее дело всего человечества. Человечество должно выработать эффективные формы сотрудничества, которые позволяли бы всем странам действовать сообща, несмотря на различия социально-политических, религиозных, этнических и иных мировоззренческих ориентации. А для этого оно должно опираться на определенные базисные ценностные ориентации. Многие современные философы справедливо считают, что такими базисными ориентациями могут быть ценности гуманизма.

В философской литературе существуют различные интерпретации понятия «гуманизма». Исторически под гуманизмом чаще всего понимали систему ценностных установок, направленных на удовлетворение потребностей человека. В этом смысле понятие «гуманизм» совпадало по своему значению с понятием «человечности», «человеколюбия».

Гуманизм как определенная система ценностных ориентациий и установок, доведенная до логического конца, получает значение общественного идеала. При таком подходе человек рассматривается как высшая цель общественного развития, в процессе которого обеспечивается создание необходимых условий для полной реализации всех потенций, достижения гармонии в социально-экономической и духовной сфере жизни, наивысшего расцвета конкретной человеческой личности. Другими словами, высшая цель человечества заключается, очевидно, в достижении полного осуществления принципов гуманизма как торжества человеческого начала. Гуманизм в этом смысле не следует понимать односторонне, только как полную реализацию человеческого начала в духовной сфере, морально-нравственных отношениях. Гуманистическое начало неразрывно связано со всеми сферами жизни людей, в том числе и с общественным производством, и с системой производственных отношений, поскольку без удовлетворения материальных потребностей общества и человека, ни о каком нравственном развитии личности не может быть и речи.

Реализация гуманистической смысловой парадигмы, по мнению многих философов и футурологов, возможна на пути коэволюции – совместного развития биосферы и человеческого общества. Согласно принципу коэволюции, человечество, для того, чтобы обеспечить свое будущее, должно не только изменять биосферу, приспосабливать ее к своим потребностям, но и изменяться само, приспосабливаться к объективным требованиям природы. В результате система «человек – биосфера» должна прийти к состоянию динамической устойчивости, полного симбиоза человека и природы.

Для обеспечения этого процесса человечество должно следовать, прежде всего, экономическому и нравственному императивам. Первый императив означает совокупность запретов на те виды деятельности (особенно производственной), которые чреваты необратимыми изменениями в биосфере, несовместимыми с самим существованием человечества. Второй императив требует изменения ценностных ориентаций людей, их поворот к общечеловеческим ценностям, предполагающий переоценку традиционных потребительских идеалов, способность ставить превыше всего не частные, а общие интересы и т.д.

В этом контексте возникает вопрос о роли науки и ее ценностях в условиях формирования нового типа цивилизации. Ни у кого не вызывает сомнения мысль о том, что решать эти проблемы человечество может не путем отказа от науки (в реальности это просто невозможно), но с помощью науки. Наука способствует разрешению глобальных проблем современности, превращая их в предмет своего исследования и вырабатывая практические рекомендации. И это очень важный вклад науки в дело обеспечения безопасности человека. Однако кардинальное решение проблем современной техногенной цивилизации состоит в изменении ценностных основ  типа научной рациональности. Это новая научная рациональность, по мнению философов и футурологов, должна приобрести гуманистическое измерение, включать в содержание научной рациональности гуманистические ориентиры и ценности. Осуществить это включение в научное познание внешних на сегодняшний день для него ценностных ориентаций и идеалов представляется весьма сложной проблемой. Не ясны механизмы этого включения, следует определиться, на какие внутренние, содержащиеся в самой науке предпосылки следует опереться. Однако у человечества нет иного выбора, как искать пути кардинального решения этих проблем, и оно должно найти эти решения.

Роль науки в преодолении, современных глобальных кризисов (Другой источник)

Наука стала одним из источников глобальных кризисов современной

цивилизации, она же взяла на себя ответственность за их преодоление. Антагонистический характер приобрели не только противоречия техногенной деятельности человека и адаптивных возможностей природных циклов, - направленныx на утилизацию отходов производственного процесса. Антагонизм характерен для роста материально-энергетических потребностей человечества и ограниченных ресурсов природных экосистем. Ученые указывают на конечный характер минеральных ресурсов и ограниченные возможности природных комплексов поглощать и нейтрализовывать отходы человеческой жизнедеятельности. Создавая мир искусственного, человек активно вмешивается и перестраивает естественные биогеохимические циклы.

Ученые во всеуслышание заявляют о глобальных проблемах современности, к которым относят проблемы, охватывающие систему «мир-человек» в целом и которые отражают жизненно важные факторы человеческого существования. Глобальные проблемы имеют не локальный, а всеохватывающий планетарный характер. От их решения зависят предотвращение глобального кризнса современной цивилизации, жизнедеятельность общества, судьба человечества, состояние природной среды, социальный прогресс. Глобальньй кризис свидетельствует о саморазрушении мира, созданного человеком, он деструктивно сказывается на жизни, здоровье и психике, составляющих общество индивидов. Глобальный кризис охватывает как экологические, экономические, технические области, так и сферу социального, политики, демографии..

К глобaльным проблемам современности относят экологические, демографические, проблемы кризиса культуры, проблемы войны и мира. С недавнего времени в статус глобальных возведена проблема терроризма. К причинам возникновения глобальных проблем относят: усиленный рост потребностей человечества, возросшие масштабы технических средств воздействия общества на природу, истощение природных ресурсов. Особенностью глобальных проблем является их тесная взаимосвязь и взаимообусловленность, так, что обострение одной из них влечет за собой и обострение всей их цепочки. В силу этого глобальные проблемы должны решаться комплексно, координированно, усилиями всего мирового сообщества.

Ученые бьют тревогу в связи с обострившейся демографической проблемой, которая обусловлена не только спадом рождаемости, но и новыми тенденциями развития семьи и семейных отношений. Это, во-первых, появление неполных семей, во-вторых, распадающихся и непрочных семей, в-третьих, возникновение семей нетрадиционного типа, в принципе неспособных к продолжению рода.

Особыми проблемами являются проблемы социального расслоения, наличие экономического неравенства, «социальнoго дна» и маргиналов. Три четверти населения развивающихся стран живут в антисанитарных условиях, а почти одна треть в условиях абсолютной нищеты.

В условиях бурного научно-технического прогресса сохранена ситуация фактического неравенства возможностей и различные схемы рационального контроля по отношению к мужчинам и женщинам, постоянный дефицит востребованности интеллекта и организаторских возможностей женщин.

Наука отреагировала на глобальную экологическую проблему созданием новой отрасли - социальной экологии. Ее задачами являются: изучение экстремальных ситуаций, возникающих вследствие нарушения равновесия во взаимодействии общества и природы, выяснение антропогенных, технологических, социальных факторов, обусловливающих экологический кризис и поиск оптимальных путей выхода из него, выявление средств минимизации негативных разрушающих последствий экологических катастроф, создание программ решения экологических проблем, рассмотрение способов экологической переориентации экономики, текнологии, образования и общественного сознания в целом.

Глобальная компьютерная революция и интенсивность процессов информатизации, стимулируя лавинообразный рост научно-технического развития, чревата обострением всего комплекса коммуникативнo-психологических проблем. Обилие обрушившейся на человека негативной информации ведет к возникновению синдрома информационной усталости, а также к различного рода психическим расстройствам и массовой агрессии.   

    Проблемы обострения гонки вооружения и опасности ядерной угрозы тесно связаны с проблемами радиоактивного загрязнения. Новые виды вооружения предлагают все более изощренные способы поражения человечества, которое балансирует на грани выживания. Предложенная учеными коэволюционная стратегия принята как новая парадигма развития цивилизации XXI в. Она нацелена на утверждение в сознании людей новой экологической нравственности.

В осмыслении кризисныx аспектов складывающейся в мире ситуации огромную роль сыграл Римский клуб. Начиная с 1968 г. его участники под руководством итальянского экономиста Аурелио Печчеи посвящали свои доклады изучению «затруднений человечества», связанныx с ограниченностью ресурсов Земли и бурным ростом производства и потребления. Их интересовали тенденции развития глобальных, социоприродных процессов.

Возникшая социaльная экология в качестве своей теоретической основы опиралась на учение В. Вернадского о биосфере и ноосфере, в котором показывалось, что человечество становится основным преобразующим фактором активной оболочки Земли. Людям необходимо осознать свою планетарную роль как трансформаторов знергии и перераспределителей вещества по земной поверхности.

Важным в социоэкологии было признано техниковедение, в котором рассматривались многообразные функции техники, структуры технических систем и технологий в аспекте их воздействия на окружающую среду. Ученые настаивали на многоаспектном изучении отношений между человеческими сообществами и окружающей географической, пространственной, социальной и культурной средой, обращали внимание на вопросы управления и рационализации взаимоотношений «человек-природа».

Тревогу вызывает общее потепление климата. Согласно мнению одних ученых, оно связано со сжиганием огромной массы органического топлива и вьделения в атмосферу большого количества углекислого газа, который является парниковым, т. е. заrрудняет отдачу тепла с поверхности Земли. Другие ученые связывают потепление климата с усилением солнечной активности.

Большую опасность для всего живого представляет истощение озонового слоя, который не допускает опасное, разрушающее все живое космическое излучение до поверхности Земли.

Вместе с тем научно-технический прогресс создает условия для снятия каких бы то ни было ограничений в использовании природных ресурсов. В результате этого чрезвычайно обостряются противоречия между конечными ресурсами природы и бесконечным ростом потребностей и возможностей роста производства. Возрастает необходимость регуляции этих взаимодействий, растет общественное движение за снижение темпов роста человеческих потребностей, побуждающее людей при помощи средств массовой информации изменить способы потребления.

Роль науки в преодолении глобальных кризисов связана не

толькo с осознанием причин экологического коллапса, сущности многообразия рисков и негативов для развития человечества,  но она предлагает реальные меры по технологии очистки отходов, возможности перехода производства на замкнутые циклы, природосберегающие технологии, перехода к безмашинному и безотходному производству, эффективному использованию энергии Солнца.

Экологически беззаботный режим в настоящее время мыслится недопустимым. Первостепенную важность приобретают принципы природопользования, которые выдвигают в качестве приоритетной проблему новых технологий. Принципиальньпм требованием новой текнологической парадигмы будет не просто защита природы от деструктивного техногенного воздействия, но и необходимость совмещения техники с законами саморегулируемых систем. Это порождает новое направление, называемое экотехнологией, которое свидетельствует о перестройке технологий на экологической основе. Стремление к использованию естественноемких альтернативных источников энергии (энергии ветра и солнца) - будущее технических инноваций.

По Тарасову (стр. 166-173)

Роль науки в решении глобальных проблем. Начиная с 70-х гг. XX в. со      всей      очевидностью      обнаружил      себя      всеобщий кризис цивилизационного развития, проявившийся не только в катаклизмах XX в. (две мировые войны, ряд революций, разрушение общечеловеческих ценностей, социально-нравственный и экономический хаос, различного рода геноцид в отношении целого ряда народов и др.), но и в возникновении глобальных проблем человечества.

Перед всем мировым сообществом, отдельными странами и индивидами впервые в истории остро встала проблема выживания, определяемая наличием экологического, сырьевого, демографического, продовольственного и других видов кризиса (в последнее время прибавился СПИД и наркомания).

Современные глобальные проблемы ставят под сомнение тип прогресса, реализованный в предшествующем техногенном развитии. Мировая и локальная .нерешенность глобальных проблем представляет угрозу всему человечеству, его будущему. Остановимся подробнее на каждой из них.

Суть экологической проблемы - накоплении загрязнений в воде, воздухе, земле, космосе, учудшающих условия жизни людей и создающих реальную угрозу их существованию. Согласно современным биологическим представлениям в природе действует «правило 10 %» в экстремальных условиях земная природа способна, выдержать 10-кратную нагрузку по сравнению с обычной ситуацией. Хозяйственная и бытовая деятельность современного человека нарушает это правило - планетарные ресурсы жизнеобеспечения (воздушная среда, почвы, речные системы, грунтовые воды, мировой океан) не выдерживают сверхпредедьных нагрузок, происходит их деградация.

В атмосферу ежегодно выбрасывается более 200 млн. т окислов серы и азота, а доля углекислого газа выросла по сравнению с 1900 г. на 25 %. Вокруг Земли образуется .слой углекислого газа, покрывающий ее, подобно стеклянному колпаку, и создающий парниковый эффект. В результате за последние сто лет температура поверхности Земли выросла на 0,5-0,6°. Если человечество будет и.дальше развиваться на основе "грязных" технологий, природа и человек не выдержат потока загрязнений.

Какие шаги необходимо предпринять в создавшейся ситуации? Существует позиция так называемого крайнего антисциентизма с его требованием ограничить и даже затормозить научно-технический прогресс. Но этот путь тупиковый: он не позволяет решать проблему обеспечения постоянно растущих потребностей населения в элементарных жизненных благах.

Поэтому существует противоположный подход: придание научно-техническому прогрессу большего динамизма, но в гуманистическом измерении. В этом случае выход из положения видится в принципиально новых технологиях, научных идеях, в их расширенном воспроизводстве и использовании.

Спасение также и в том, что известный зарубежный специалист в области экологической этики О. Леопольд назвал нравственным долгом сохранения экосистем в их лучших качествах. В своей работе «Этика земли» он призывает выйти за рамки чисто экономического, целесообразного подхода к природе безразличного к экологическим требованиям.

Такой новой этики, по мнению О. Леопольда, как раз не хватает Западу. Его новая этика вовсе не предполагает позицию консервации взаимодействия общества и природы: можно и нужно изменять биосистемы, но в рамках разумного природопользования с помощью экологического анализа.

Другой видный зарубежный специалист в области экологической этики Б. Калликот также утверждает, что нынешняя экологическая ситуация нуждается не столько в практическом экспериментировании, сколько в радикальном пересмотре существующих морально-философских парадигм.

Он считает, что круг людей, ратующих за новее отношение к природе, новую этику становится все больше и больше. Калликот даже пытается дать четкое определение экологической этике, которая должна преподаваться везде. Все шире круг ученых, посвятивших себя этой проблеме. Смысл этой науки «в конструировании системы нормативных установок, определяющих отношение, поведение, действия человека, направленное на его естественное окружение».

Любая экологическая этика, по мнению Калликота, должна ответить на три вопроса: 1) Какова природа природы? 2) Какова природа человека? 3) Каким образом человек должен относиться к природе? Калликот предлагает распространить этическую теорию на природу и на все живые существа (моральные понятия могут быть применимы к камням, рыбам, животным, деревьям, водоемам и т.д.).

Он пытается разобраться в исторически-гносеологических причинах современного западного мышления, приведшего к глобальным кризисам, в том числе и экологическому. По его мнению, несмотря на то, что в ранней греческой философии присутствуют экологические позитивные идеи (гилозоизм - обожествление природы, пифагорейская идея родства человека с животными), в целом превалировали атомистические взгляды на природу, согласно которым природа пассивна, является нецелостным, структурированным образованием.

В то же время на Востоке, отмечает эколог, доминировало холистское (целостное в отношении природы и человека) мышление. Здесь проповедовалось сострадание к любым формам проявления жизни, имело место уважение и даже любовь к природе. Человек являлся частью природы.

В качестве примера он приводит ведическую идею всеединой жизни. В конфуцианской этике - это взаимосвязанность благополучия природы и благополучия человечества, богатства природы и богатства человечества. По мнению ученого, восточная традиция может и должна внести важный вклад в решение задачи утверждения экологической этики.

Наконец важны в этом отношении идеи еще одного представителя западной экологической мысли Р. Атфилда, который пытается разобраться насколько верным является утверждение, что источником экологических проблем являются иудейско-христианские идеи: согласно христианскому догмату человек и человечество были созданы для господства над природой, отсюда вера в то, что человек может обращаться с природой как угодно.

Однако эта идея, по мнению Р. Атфилда, не является решающей в появлении глобальных проблем. Во-первых, потому, что в Библии встречается множество свидетельств бережного отношения к животным, растениям, вообще к природе. Во-вторых, более существенной по влиянию оказалась вера в прогресс, появившаяся в эпоху Просвещения и способствовавшая без(жалостной эксплуатации природных ресурсов.

Автор провозглашает принцип заботы о потомках: сегодняшнее поколение должно оставлять после себя нехудшие возможности жить для тех, кто придет после всего. В связи с этим должен существовать моральный запрет на растранжиривание ресурсов. Этот долг тесно связан с ветхозаветной традицией заботы человека о земле, на которой он живет.

Энергетика. Все источники энергии делятся на возобновляемые (энергия ветра, моря, солнца, термоядерного синтеза, геотермальных источников и т. д.) и невозобновляемые (уголь, нефть, газ, лес). Суть проблемы в том, что невозобновляемые источники не. вечны, рано или поздно исчерпают себя. На этот счет существует несколько сценариев развития: пессимистический — традиционные источники исчезнут через 50 - 60 лет и оптимистический — 75 лет и выше. Тем не менее человечество обязано в короткий срок решить, эту проблему, ибо времени для ее решения не так уж много. Роль науки и здесь огромна, тем более что известно направление решения — удешевление энергии, получаемой на станциях, работающих от солнца, ветра, моря, термоядерного синтеза, обеспечение надежной, работы атомных станций опять же за счет новых технических идей, схем, принципов, проектов, концепций.

Демографическая проблема. С начала XX в. население Земли выросло втрое, а объем хозяйственной деятельности — в 20 раз. За время нашей жизни численность населения удвоится, а производство увеличится еще в пять раз. Необходимо еще раз отметить, что идет рост в основном ''грязного" производства и численности людей, его обслуживающих.

Для производства и эксплуатации высоких, технологий нужны люди качественно... новой квалификации, образования, культуры. Поэтому демографическая проблема - это прежде всего проблема качества людей, живущих сейчас и будущих поколений. А проблема качества людей не может быть решена вне проблемы формирования научного мировоззрения, по возможности у максимально большого количества людей.

Данная проблема рельефно просматривается через призму деления стран на развитые и развивающиеся: на развивающиеся страны приходится 2/3 населения Земли и 91 % занятых в сельском хозяйстве, а производят они только 44 % мирового продовольствия и 7 % промышленных товаров. Развитые страны производят соответственно 56 % остальной с/х продукции при 9 % занятости населения в этой сфере и 93 % промышленной продукции. Если учесть, что в перспективе количество населения, проживающего в развивающихся странах, будет увеличиваться, а в развитых — падать, проблема качества людей стоит очень остро и злободневно. Если у неомальтузианцев (последователей теории Мальтуса) метод решения этого вопроса — войны, болезни и голод, то с позиций гуманистической идеологии существует только один вариант решения — повышение качества людей посредством современной системы образования и воспитания, создание цивилизованных условий жизнедеятельности.

С проблемой качества людей тесно связаны тревоги мировой общественности по поводу усиливающегося роста отчуждения, появления      «одномерных      людей»,      сохранения      неповторимости человеческой личности. Обвал информации, стрессовые нагрузки, расширившиеся в связи с НТР возможности манипуляции сознанием делают эту проблему также очень актуальной.

Ни одно общество не может не использовать пропаганду и агитацию. Но вся проблема в чувстве меры, в тех границах, за пределами которых пропаганда и агитация превращается в механизм манипулирования общественным мнением, способом контроля, за сознанием широких масс населения.

Негативный оттенок термина «политическое манипулирование» задай его сущностью, заключающейся в попытках такого воздействия на индивида, группу, общество, при котором игнорируется воля и желание отдельного человека или группы людей, они рассматриваются только как средства, орудия исполнения чуждых им интересов и целей, которые тщательно от них скрываются. То есть их поведение искусственно программируется заранее (философы франкфуртской школы считают, что тенденция полного контроля над поведением со стороны власти ведет к новому варварству).

С этой целью применяются и соответствующие методы: дезинформация, отрывочное и выборочное информирование, «игра цифрами», «наклеивание ярлыков», использование стереотипов (в духе «черно-белого» мышления), не требующих понимания и рассчитанных на однозначную, запрограммированную реакцию. В целом для данных методов характерна замена аргументации, анализа техникой психологического внушения. Есть также опасность сочетания вышеперечисленных методик с возможностью манипуляций над психикой человека путем воздействия на его мозг.

Альтернативой агитации и пропаганды является так называемая маркетинговая стратегия, или технология паблик рилейшнз (связь с общественностью), предполагающая принципиальный отказ от обмана и фальсификации политической информации, информационное воздействие как ответ на запрос, удовлетворение возникших потребностей в политической информации, в политическом взаимодействии.

То есть в данном типе политической коммуникации важна обратная связь между передающим и получающим информацию. В результате на политическом пространстве возникает диалоговая форма взаимодействия. Здесь практикуется создание положительного образа (имиджа) личности политика, благоприятной политической атмосферы вокруг тех или иных политических событий, обращение к получателю информации не как к роботообразному существу, а как к личности со своими собственными ценностями и потребностями.

Наконец, угроза термоядерной и локальных войн также остается важной глобальной проблемой. В ядерный век человечество оказалось на пороге возможного самоуничтожения, и это есть печальный итог развития военной науки, опирающейся на результаты научно-технического прогресса.

Однако активные действия по предотвращению гонки вооружения, предпринятые в мире, привели к значительному снижению опасности ядерной войны.   Однако   угроза   локальных   войн,   их   негативное   воздействие   на экономику, технику, социальную жизнь как воюющих, так и любых стран остаются и даже возрастают в сегодняшнем мире. Для все большего числа людей во всем мире становится .очевидной бесперспективность и опасность политики "с позиции силы”. Зреет и ширится новое политическое мышление, направленное на построение мира без насилия.

Итак, возникшие глобальные проблемы показывают, что общее состояние мира становится все хуже именно из-за человеческой неизменности, его слабой способности вырабатывать и согласовывать "стратегию развития природы" и "стратегию развития общества".

Становится до остроты явной проблема исторической ответственности человека, столкнувшегося с выбором путей развития. Возникает потребность в новом виде общественно-исторической деятельности, которая может перейти от эпохи «человечества в себе» к «человечеству для себя», где ответственность получает приоритет перед свободой, солидарность коллективов — перед индивидуальностью, появляется также необходимость в опережающих действиях — предсказании состояний объектов.

Появляется понимание того, что "коридор" тех параметров биосферы, в которых возможно существование человека, очень узок и легко нарушаем. Причем попытка компенсировать ухудшение природных условий традиционными способами приводит к еще большей нагрузке на биосферу.

В связи с этим возникает потребность в формировании и развитии коллективного разума, способного во все большей степени оказывать влияние на эволюцию природных и социальных процессов. Нужны некоторые общие., законы поведения, обязательные для всех граждан планеты, единые стандарты во взаимоотношениях человека и природы, необходимо создание иерархии допустимого.

В первую очередь естественные науки должны сказать о допустимых уровнях производства традиционных видов энергии, допустимых нагрузках на биосферу, уровнях наследственных изменений. Все это вместе и определит вышеназванную запретную черту, переступать которую совершенно невозможно.

В основу стратегии развития природы должно быть положено понимание особенностей сложных нелинейных процессов в биосфере и во всей Вселенной, рассмотрение их как целостных единых организмов, имеющих собственную историю. Необходима выработка навыков сопоставления, выбора возможных локальных и глобальных действий с реакцией на них биосферы с целью установления жестких рамок своей деятельности.

По этой же причине появляется необходимость исследования перспектив развития цивилизации, опирающихся опять же на знание особенностей взаимодействия природных и общественных процессов. Однако, по мнению ученых, невозможно говорить о точном знании данных закономерностей, необходимо ориентироваться на знание лишь ожидаемых изменений организационных структур, изучение общих тенденций.

Все становится еще сложнее и неопределеннее, когда речь заходит о возможности управления природными и социальными процессами. Ведь, включаясь во взаимодействие с этими системами, человек имеет дело не с жесткими предметами и свойствами, а со своеобразными "созвездиями возможностей". Перед ним каждый раз возникает проблема выбора некоторой линии развития из множества возможных путей эволюции системы. Причем сам выбор необратим и однозначно не просчитывается.

Поэтому пока человеческий интеллект не в состоянии сделать мировой процесс полностью управляемым, но в состоянии понять направленность естественных процессов самоорганизации и сконструировать систему воздействий на природу и общество таким образом, чтобы увеличить вероятность появления желаемых тенденций развития, а следовательно, Увеличить вероятность, предвидения и преодоления возможных катаклизмов. Человек может и должен жить в сконструированном им мире.

С этой целью необходимо спроектировать и организовать систему восстановления испорченных природных процессов, для чего требуется создание стройной теории описывающей взаимоотношения общества и природы, предполагающей новые формы поведения людей, их отношений к природе и друг к другу.

В свою очередь, возникает потребность в знании, от чего зависит понимание и усвоение новых нравственных и правовых норм, механизма способностей человека следовать этим нормам. Актуализируются вопросы: каким должно быть общество, способное реализовать данные нормы, как должна сочетаться свобода рыночных отношений и направляющее воздействие общества, как установить оптимум государственного вмешательства в эти процессы, как в короткие сроки организовать систему воспроизводства технических ноу-хау в области высоких технологий.

Когда становится понятным, что человек должен в первую очередь измениться себя, а потом уже мир, возникает необходимость изучения механизмов, разъединяющих и объединяющих людей, способов воздействия на эти механизмы. Ведь постоянно меняющийся сложный мир обрывает многие традиции, привычки, ценностные корни, внедряя новые и заставляя человека жить в разных культурных традициях, .приспосабливаться к постоянно изменяющимся обстоятельствам. Возникающие в связи с этим отношения, с однрй стороны, объединяют людей, с другой — разъединяют, атомизируют их.

Цивилизации необходимо, научиться понимать, описывать конфликты между странами, отдельными людьми и влиять на эти конфликты, а также находить разумную, согласованность разнообразных интересов различных общественных институтов и групп, находить способы...соподчинения "локальных эгоизмов" общественной необходимости.

Вопросы эти не просты: «сколько ни бьются социологи и политологи» психологи   и   конфликтологи   над   выработкой   научного    подхода   к разрешению конфликтов, воз и ныне там конкурентность, враждебность, этноцентризм и эгоцентризм... пока не  поддаются научно-рациональной коррекции».

В то же время без решения таких важнейших вопросов: Как обеспечить модель баланса интересов, способствующую установлению равновесия интересов государств, рациональную организацию общества в условиях расчлененности планеты на множество суверенных государств с их мозаической картиной национальных культур, вероисповеданий, экономических укладов, политических воззрений?, Что в этих культурах является врожденным, а что приобретенным?, Как объяснить взлеты и падения отдельных цивилизаций, вытеснение одних этносов и культур другими, исчезновение одних и рождение других?, Как совместить национальные традиции и новации, тенденцию человека к кооперативности, социальной интеграции и развитие индивидуальности, свободы?, Как описать ограничения, накладываемые требованиями глобальной выживаемости, и способность людей принять эти ограничения, сознательно подчинить им свою деятельность?, Как обеспечить раскрытие потенциала волевых, интеллектуально-творческих способностей человека? - человечество не может развиваться дальше.

Вышеперечисленные вопросы автоматически влекут за собой такие проблемы: «каково будущее науки? в каком направлении будут развиваться формы и способы научно-исследовательской деятельности? Возможны ли новые исторические формы рациональности? неизбежны ли научные революции? не будет ли наука будущего противоречить человеческим идеалам, интересам, целям?».

Постановка и попытка решения этих важнейших, проблем приводит к выводу, что потенциал рациональности не исчерпан, что возможны новые векторы в его развитии. Будущее науки связано с дальнейшими революционными открытиями, продолжающими радикальные изменения наших представлений о действительности. Большие силы будут сосредоточены на стремлении получить и использовать новые источники энергии, большое внимание будет уделено проблемам рационального использования природных ресурсов, эффективного управления биосферными процессами и др.

Но в любом случае все эти направления будут связаны с проблемой значимости человека в происходящих фундаментальных изменениях, ибо его деятельность оказывает самое значительнее воздействие на развитие человечества. За научно-техническим прогрессом впервые закрепляется
статус средства наряду с другими факторами преобразования действительности. В связи с этим существует мнение, что XXI в. будет веком гуманитарного знания подобно тому, как XVII-XIX вв. были веками естественных наук и промышленных революций.

PAGE  9


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

55772. Системи лінійних рівнянь 1.77 MB
  При вивченні цієї теми учні отримують новий потужний апарат розв’язання задач який буде використовуватись і далі. Використання цієї програми дає змогу вчителю значно...
55774. Внеклассное мероприятие по французскому языку 64.5 KB
  Bonjour mesdmes et messieurs Dns un instnt on v commencer Instllezvous dns votre futeil bien gentiment Доброго дня пані та панове За мить ми розпочнемо Розташовуйтесь зручніше ujourd’hui nous nous sommes reunit pour jouer un peu et bien sûr pour svoir qui est plus intelligent prmi les onzièmes clsses. Permettezmoi de vous présenter des équipes : Дозвольте вам представити команди: L’équipe de 11 clsse ___________________ le chef est _______ Команда 11а класу Кістка вишні командир Тімченко Поліна L’équipe de 11B clsse...
55775. Пізнаємо себе 37 KB
  Слайд 1 Ми з вами будемо розмовляти про емоції почуття риси характеру навчимося керувати своїми емоціями. Слайд 2 Зверніть увагу зараз ми з вами знаходимося у дружньому колі ми всі рівні.
55776. Стиснення, архівування та розархівування даних. Програми-архіватори 48 KB
  Мета: Навчальна: сформувати вміння учнів використовувати програми-архіватори для стиснення архівації та розархівації файлів; Розвивальна: розвивати логічне мислення формувати алгоритмічний стиль думки поглибити знання учнів про впорядкування інформації в комп’ютері...
55777. ЕТНОГРАФІЧНА ПОДОРОЖ УКРАЇНОЮ 64 KB
  До розповсюджених на Україні художніх промислів відносяться вишивка виробництво художніх тканин килимарство різьбярство взагалі художня обробка дерева гончарство гутне скло художнє ковальство обробка металів і ювелірних виробів розпис тканин...
55778. Зародження дисидентського руху в Україні та його особливості. Активізація опозиційного руху в 60-80-х роках XX ст. Василь Стус. Сходження на Голгофу слави. Життєвий і творчий шлях 387.5 KB
  Метою розробки є розкриття процесу зародження дисидентського руху з’ясування мети та основних цілей дисидентів ознайомлення студентів із провідними учасниками дисидентського руху визначення...
55779. Розробка «робочих матеріалів» як ефективний засіб навчання учнів при написанні творів за картиною 552 KB
  При складанні робочих матеріалів учитель має нагоду попередити виникнення певних помилок наприклад неправильне використання прийменників порушений граматичний зв’язок слів у словосполученні реченні уникати тавтології русизмів тощо.
55780. Розв’язування комбінаторних задач 532.5 KB
  Мета дидактична (навчальна): формування умінь і навичок розв’язування різних видів комбінаторних задач, застосовування основних теорем комбінаторики – правил суми та добутку, закріплення відомих методів і способів на практиці, вміння застосовувати знання в комплексі;