24350

Наука и экономика (сущность научно-технического прогресса экономика как наука, экономика науки)

Доклад

Логика и философия

Инновационная экономика Одной из важных сфер функционирования науки как социального института является экономика. Термин экономика многозначен и включает в себя по крайней мере два класса явлений: а экономику как отрасль науки изучающую экономические отношения и народное хозяйство; б экономику как различные виды и отрасли производства народное хозяйство страны мирового сообщества отношения в этих сферах по поводу производства распределения и обмена. Непосредственная связь науки и экономики проявляется в экономике как научной...

Русский

2013-08-09

87 KB

35 чел.

ВОПРОС №44

Наука и экономика (сущность научно-технического прогресса экономика как наука, экономика науки)

По Радугину (стр. 189)  

Наука и экономика. Инновационная экономика

Одной из важных сфер функционирования науки как социального института является экономика. Термин «экономика» многозначен и включает в себя, по крайней мере, два класса явлений: а) экономику как отрасль науки, изучающую экономические отношения и народное хозяйство; б) экономику как различные виды и отрасли производства, народное хозяйство страны, мирового сообщества, отношения в этих сферах по поводу производства, распределения и обмена.

Непосредственная связь науки и экономики проявляется в экономике как научной дисциплине. Экономика как научная дисциплина изучает закономерности развития  экономических процессов на различных уровнях (макроэкономика и микроэкономика). Экономика как научная дисциплина представляет собой комплекс научных дисциплин. В этом комплексе, как и в каждой другой научной дисциплине, можно выделить фундаментальные и прикладные исследования. К первой относятся экономическая теория, теория управления, экономика, статистика, демография, анализ хозяйственной деятельности. Цель фундаментальных экономических наук – познание объективных законов экономического развития.

Прикладная экономическая наука ориентирована на использование в практике экономической деятельности результатов и достижений в области фундаментальных наук, а также разработку экономических механизмов в применении к конкретным сферам экономической деятельности. В систему прикладных экономических наук входят отраслевые экономики: экономика строительства, экономика металлургии и т.п., экономика труда, бухгалтерский учет и кредит, материально-техническое снабжение и т.д.

Отличительной чертой современного этапа развития экономических наук является их тесное сотрудничество с другими отраслями знания: математикой, информатикой, социологией, психологией. На стыке этих наук возникают специальные отрасли научного знания. Например, взаимодействие экономики и информатики породили экономическую кибернетику, которая исследует информационные потоки, протекающие в экономической сфере, вырабатывает формализованные методы управления экономикой и т.д.

Экономическая наука оказывает огромное влияние на развитие всей экономической сферы жизнедеятельности общества. Однако свое влияние на эти сферы оказывает не только экономическая наука, а вся наука как форма деятельности человека, как социальный институт и способ бытия человека в культуре. Каково же взаимодействие науки и экономики? Какую роль играет наука в развитии экономических процессов?

Известно, что наука вплоть до XVIII века была оторвана от экономики, задач непосредственного производства. Связь науки с производством носила случайный эпизодический характер. В полной мере взаимодействие науки и экономики начало развиваться с середины XIX века, когда наука начала превращаться в производительную силу общества. Наиболее тесный контакт науки и экономики специалисты связывают с периодом «большой науки». На базе взаимодействия науки и производства происходят коренные изменения в экономике, осуществляется научно-технический прогресс и развитие всех отраслей экономической сферы. Наука в этой ситуации играет роль генератора идей, выступает как инновационная система общества, указывая пути дальнейшего развития производства и других сфер экономической жизни общества. На основе научных исследований осуществляется комплексный процесс создания, распространения и использования нового практического средства для удовлетворения многообразных потребностей человека и общества. Пределы распространения результатов научно-технического творчества в экономике зависят от состояния самой экономической сферы, от того, насколько она восприимчива к достижениям в области научно-технической мысли. Печальный опыт нашей страны говорит о том, что в эпоху социализма, располагая самым мощным в мире научным потенциалом, она существенным образом отставала от развитых стран капитализма США, Японии, Германии и др. по развитию передового производства и экономики, поскольку не имела продуктивного механизма внедрения достижений науки в производство. В современной науке признано, что ведущим критерием жизнеспособности экономической системы является показатель эффективности использования знания и информации возрастающим количеством индивидов и предприятий.

В соответствии с мерой и характером участия в развитии экономики научные исследования обычно делятся на фундаментальные и прикладные. Фундаментальные исследования - это такие исследования, которые открывают новые явления и закономерности. Это исследования того, что лежит в природе вещей, явлений, событий. Эти исследования, прежде всего, ориентированы на увеличение объема наших знаний, призваны удовлетворить потребности человечества в целом и, прежде всего, конкретного человека – исследователя - во все более глубоком познании объективного мира. Прикладные же исследования ставят перед собой задачу решения конкретной научно- технической проблемы.

Однако данное разграничение не является общепринятым. Очень часто науковеды пользуются трехступенчатой моделью исследований: фундаментальные исследования, прикладные и разработка. Под фундаментальными понимают теоретические и экспериментальные исследования, не связанные с внешней целью и направленные на открытие законов и свойств внешнего мира. Разработки, напротив, имеют четко выраженную прагматическую направленность; они ориентированы на заранее планируемый и предвидимый результат: получение новой технологии, технического образца, нового прибора, лекарственного препарата и т. п. Между разработками и фундаментальными исследованиями стоят прикладные исследования; они как раз и выполняют роль опосредствующего звена, связывающего какую-либо научно-техническую идею с ее воплощением в конечном продукте. Но на практике ученые сталкиваются с целым набором градаций исследований различной степени общности и ориентированности на практические результаты. Не случайно Дж. Бернал отмечал, что «теоретические и прикладные исследования представляют собой два края непрерывного спектра».

Известный ученый, нобелевский лауреат П. Л. Капица предлагал различать три типа исследований: базисные, поисковые и прикладные. Базисные исследования направлены на изучение законов природы и не преследуют никаких практических задач. Поиск может носить различный характер, но он всегда спроецирован на решение научной задачи, вызванной запросами практики. И, наконец, прикладные исследования связаны с задачами промышленного внедрения научных открытий.

Большая наука отдает явное предпочтение прикладным исследованиям и разработкам и недооценивает фундаментальные (базисные) исследования. И правительственные органы, и частные фирмы с большим перевесом финансируют прикладные исследования и разработки. Научная общественность видит в такой диспропорции планирования угрозу самому существованию науки. «Мне кажется, — предупреждал Бернал, — что мы в настоящее время недооцениваем возможности чистой науки. Более глубокое понимание природы есть самый быстрый и вместе с тем надежный способ получить прибыль». П.Л.Капица с сожалением писал о недооценке фундаментальных исследований в нашей стране. «Главным образом вследствие этой узкопрактической оценки научных достижений «базисные науки» находятся не на должной высоте». Он подчеркивал, что «только тогда, когда базисная наука в стране находится на высоком уровне, могут успешно и самостоятельно развиваться поисковые и прикладные научные работы».

Инновационная экономика. Специалисты отмечают, что анализ современной научно-технической политики наиболее развитых в экономическом отношении стран (США, страны ЕС, Япония) убедительно свидетельствуют, что одной из главных задач их государственной политики является всемерное укрепление взаимосвязи между наукой, производством и социальной жизнью и формирование на этой основе инновационной экономики. Инновационная экономика это не просто экономика, использующая достижения науки в своем развитии, а такая экономика, в которой интеллектуальный капитал составляет основную долю стоимости фирм, подавляющего большинства отраслей и подсистем национальных экономик. В инновационной экономике именно научные знания обеспечивают основной прирост национального валового продукта.

Структура интеллектуального потенциала фирм включает в себя следующие основные компоненты: 1) вложения в НИОКР; 2) вложения в человеческие ресурсы (качество персонала); 3) торговая марка, лицензии, патенты, ноу-хау; 4) квалификация менеджмента; 5) корпоративная культура (отношения с финансовыми институтами, поставщиками, потребителями); 6) корпоративная архитектура (минимизация иерархических отношений в фирме, адаптивность, способность к сетевым взаимоотношениям); 7) корпоративная этика (социальная ответственность фирмы, взаимодействие с обществом и властями, экологичность продукции и производства).

Эти многообразные составляющие интеллектуального потенциала получают соответствующие рыночное признание и оценку. Об этом убедительно свидетельствует изменение структуры биржевого индекса Доу-Джонса. Начиная с 80-х гг. XX в., при оценке фондового капитала стал резко увеличиваться разрыв между стоимостью материальных активов фирмы и стоимостью ее интеллектуального капитала, причем резко в сторону увеличения веса последнего в общей рыночной капитализации. В экономическую теорию и практику был введен даже специальный новый коэффициент (коэффициент Тобина) — соотношение рыночной цены компании к цене замещения ее реальных (или физических) активов. Для практики и теории менеджмента возникла совершенно новая область — управление интеллектуальными активами, или управление знанием. В 1991 г, крупнейшая шведская страховая и финансовая компания «Skandia AFS» впервые ввела новую должность — «корпоративный директор по интеллектуальному капиталу», а, начиная с 1995 г. она стала предоставлять своим акционерам официальную оценку своего интеллектуального капитала.

Факт, что развитие всех основных сфер жизнедеятельности общества, в том числе и экономика, напрямую зависит от инновационных технологий, в настоящее время является общепризнанными.

Существенным для взаимоотношения науки и экономики является также вопрос о стоимости научно-технического прогресса, о затратах общества на науку. В наше время наука превратилась в крупную отрасль национального хозяйства развитых стран. Более 80% ученых, когда-либо существовавших во всем мире, являются нашими современниками. Правда, со временем выяснилось, что если ориентироваться не на публикуемую в журналах массовую рутинную продукцию, а только на крупные открытия, являющиеся своего рода вехами в истории той или иной научной дисциплины, то их число увеличивается со временем не по экспоненте, а линейно. В итоге наиболее точно отражающий ход научно-технического прогресса закон предложил в 1978 г. английский физик и философ Н. Решер. «Производственная функция науки» определяется, по Решеру, соотношением

F(t) = K lg R(t)

где F(t) — мера суммарного числа первоклассных научных результатов, а R(t)суммарный объем ресурсов, затрачиваемых на научно-техническую деятельность, а К — коэффициент, величина которого зависит от конкретного содержания переменной R (вид ресурсов, характер научных исследований и т.п.).

Это соотношение называется «законом логарифмической отдачи» и означает, что просто, для того чтобы поддерживать постоянной скорость увеличения F необходимо наращивать R так, чтобы R(t) = 10Kt, то есть по экспоненте. Наблюдаемое в последние десятилетия значительное увеличение параметров, характеризующих усилия по развитию науки (людских и материальных ресурсов), является не чем иным, как следствием стремления поддержать исторически сложившийся темп научного прогресса приблизительно на том же уровне. С каждым годом это требует от общества все возрастающего объема затрат на науку.

Как справедливо отмечает А.Н.Авдулов, в современную эпоху глобализации, резкого усиления всех интеграционных процессов на планете, прежде всего в сфере экономики, вопрос о наличии в той ли иной стране инновационного или неинновационного типа экономики является даже более важным для нее, чем выбор между рыночной и государственно-плановой моделями экономики. Дело в том, что у государственно-плановой, но при этом инновационной экономики, все-таки имеется конкурентная перспектива, тогда как у неинновационной (в частности, сырьевой) экономики, даже и основанной на частной собственности, такой перспективы нет. Поэтому вопросы об отношении к науке, ее месте в системе национальной экономики и государственного управления имеют сегодня не просто теоретическое или даже экономическое, но и первостепенное политическое значение. То или иное решение именно этих вопросов должно быть сегодня главным критерием при оценке правильности или неправильности, перспективности или бесперспективности деятельности того или иного правительства, государства, различных экономических учений и политических программ. В современном мире вопрос о наличии или отсутствии в той или иной стране инновационной экономики, эффективном или неэффективном ее функционировании — это уже даже не только проблема лидерства этой страны, но и проблема ее выживания и существования в качестве самостоятельного экономического и политического субъекта в настоящем и особенно будущем геопространстве.

Исследования показывают, что Россия существенно снизила по сравнению с периодом СССР, свой инновационный потенциал и находится очень далеко от создания инновационной экономики.

Так, если доля науки в валовом национальном продукте СССР составляла более 2% в год, то в рыночной экономике России за последнее десятилетие она колеблется в пределах только 0,3 — 04 %. Это является прямым следствием курса политического руководства России 1990-х гг. и ее новой экономической элиты на сырьевую экономику, на добычу и продажу природных ресурсов страны. Одним из ярких, но, безусловно, негативных последствий такой экономической политики стало то, что доля России на современном мировом рынке наукоемкой продукции составляет только 0,3%, тогда как развитые страны Запада занимают на нем от 40% (США), до 8 — 10% (Германия, Франция, Англия и др.).

Специалисты на основании анализа основных параметров инновационной политики приходят к выводу о катастрофическом отставании России от ведущих стран мира, который несет угрозу национальной безопасности России, ее настоящему, но особенно будущему.

По Тарасову (стр. 187-192)

Для выяснения сущности взаимосвязи науки и экономики отметим, что термин «экономика» включает в себя: а) народное хозяйство страны, мирового сообщества, включающее разные виды и отрасли производства (в этом случае речь идет о связке наука - производство); б) отрасль науки, изучающая народное хозяйство и экономические отношения, складывающиеся там (в данном случае речь идет о связке: «наука экономика - другие науки»). Остановимся на каждом варианте подробнее.

Возникнув в эпоху античности в V1I-VI в до н. э., наука долгое время, вплоть до XVIII в.5 была оторвана от экономики, производства. Начиная с конца ХУШ века, благодаря научным открытиям в промышленности, имели место три важнейшие радикальные преобразования: 1) широкое использование силы пара в связи с изобретением в 1784 г. парового двигателя; 2) начавшееся в конце XLX столетия применение в промышленности электричества и химии, использование таких средств связи, как телеграф, телефон, радио, создание синтетических материалов; 3) внедрение в промышленность XX столетия таких революционных технологий, как атомные электростанции, лазерные установки, биотехнологии, информационные сети и др., в результате чего научное знание в форме информации становится главной, в том числе и экономической, ценностью.

Но существует и другая точка зрения, другая периодизация научно-технического прогресса, другой взгляд на этапность влияния науки на экономику (производство).

Согласно этой другой точке зрения в истории цивилизации принято выделять также три научно-технические революции, но с другой датировкой:

  •  первая протекала в течение нескольких десятков веков (с периода речных цивилизаций до XVI в. н.э.), дала людям искусственные материалы - металлические сплавы, ткани, орудия труда, машины;
  •  вторая (эпоха индустриальной революции): ХУШ - XIX вв. - обеспечила людей невиданными ранее источниками энергии с помощью машин, генерирующих разогретый пар, электричество. Произошла механизация и электрификация сфер производства, транспорта, быта;
  •  третья (постиндустриальная эпоха) - резко расширила информационно-логические возможности общества в XX столетии. Это произошло в результате открытия новых средств воспроизводства и передачи информации, широкого использования атомной энергии, возникновения биотехнологий и генной инженерии, получения новых материалов с заранее заданными свойствами и т.д. Произошло насыщение инженерно-конструкторской деятельности средствами технической информации. Началась и достигла стадии зрелости компьютеризация производства.

Но и в том и в другом случае авторы исходят из того, что научно-технический прогресс влечет за собой коренные изменения в экономике в форме внедрения результатов научных открытий. Наука в этой ситуации играет роль генератор идей, указывает пути дальнейшего развития материального производства.

Пределы распространения результатов научно-технического творчества в экономике зависят от состояния самой экономической сферы, от того, насколько она восприимчива к достижениям в области научной и инженерно-технической мысли. В период социализма эти пределы задавались планово государством. Такая модель взаимоотношения науки и производства на практике выказала свою неэффективность.

Сегодня ведущим критерием жизнеспособности экономической (и не только) системы является показатель эффективности использования знания и информации возрастающим количеством индивидов и предприятий. По этому критерию можно отличать экономику одной страны от другой.

В связи с этим существует предложение оценивать экономический и вообще общественный прогресс не стоимостью производимого национального валового продукта (НВП), а степенью способности в кратчайший срок разрабатывать и создавать любой продукт. А это в свою очередь определяется накопленным знанием и возможностью его концентрации в нужное время и в нужном месте.

По мнению лауреата Нобелевской премии Ф. Хайека, это можно достичь в первую очередь посредством предельной децентрализации совокупности знаний и информации в рамках рыночной экономики с присущими только ей конкуренцией и свободным ценообразованием.

Важным в вопросе влияния науки на экономику является также и то, чтобы экономика испытывала мощное влияние науки на себе: научные разработки должны быть эффективными, отвечать требованиям производства, на деле повышать производительность труда. То есть связка «наука-техника-производство» должна работать надежно и слаженно.

Что касается влияния экономики на науку, то здесь остается главенствующей гениальная формула классика (Ф.Энгельса), который отмечал, что если у человечества возникает какая-либо потребность в принципиально новых научных открытиях, то эта потребность будет двигать эти открытия во много раз быстрее, чем десятки университетов.

Мы уже говорили о громадной роли социального заказа как базы в постановке научной проблемы. И такие заказы при развитой экономической сфере будут и идут в науку потоком, естественно стимулируя ее развитие.

Экономика как научная дисциплина. Знание законов экономики в форме развитости экономических наук также является одним из важнейших факторов развития экономического и научного потенциала любой страны.

Формирование экономических наук - продукт длительного исторического развития. В системе экономических наук, как и в любой сфере научного знания, выделяют фундаментальные и прикладные научные исследования. К первым относятся экономическая теория, теория управления экономикой, статистика, бухгалтерский учет, анализ хозяйственной деятельности и др. Цель фундаментальных экономических наук - познание объективных законов экономического развития.

Существуют и прикладные экономические науки, цель которых в использовании в практике экономической деятельности результатов достижений в области фундаментальных наук. Это - экономика труда, ценообразование, финансы и кредит, демография, материально-техническое снабжение и другие науки.

Отличительной чертой современного этапа развития экономических наук является их тесное сотрудничество с другими отраслями научного знания: математикой, информатикой, социологией, психологией, философией и др. Например, важнейшей отраслью экономических наук является экономическая кибернетика, где решаются следующие задачи: исследование информационных потоков, протекающих в экономической сфере; экономические измерения; разработка экономических показателей; совершенствование   системы   управления   экономикой;    создание   экономико-математических моделей и т.д.

Не менее плодотворным является сотрудничество, взаимодействие экономики с гуманитарными дисциплинами. Здесь имеет место такой же феномен, который возник в начале XX в., в результате становления кибернетики как науки. Понятия и законы этой науки позволили гуманитарным дисциплинам (в частности психологии, социологии) по-новому взглянуть на работу человеческого сознания, поведение человека.

Прежде всего ученые экономисты попытались дать свое понимание рационального человека, действующего в экономике. Данное понимание закладывалось ими в исследовательские программы в области экономики.

Первая модель экономического человека была предложена А. Смитом и Д. Риккардо. В ней собственный интерес играл решающую роль. В дальнейших моделях экономического человека количество основополагающих качеств росло. Сегодня эта модель (в смысле человеческих качеств) выглядит следующим образом:

  •  выбор: экономический человек находится в ситуации, когда количество доступных ему ресурсов является ограниченным. Он не может одновременно удовлетворить все свои потребности и поэтому вынужден делать выбор;
  •  предпочтения и ограничения: факторы, обусловливающие выбор человека, делятся на две строго различающиеся группы: предпочтения и ограничения. Предпочтения характеризуют субъективные потребности и желания индивида, ограничения - его объективные возможности (главными ограничениями экономического человека являются величина его дохода и цены отдельных благ и услуг);
  •  оценивание: экономический человек наделен способностью оценивать возможные для него варианты выбора с точки зрения того, насколько их результаты соответствуют предпочтениям. Это качество не обязательно сводится к полезности или приросту своего личного благосостояния (но чаще всего подразумевается именно такая целевая функция);
  •  принятие решения на основе собственных предпочтений. Данное качество означает, что решения индивида определяются его собственными предпочтениями. При этом человек не следует автоматически принятым в обществе нормам, традициям и не имеет того, что принято называть совестью или нравственностью. Но из этого не следует, что экономический человек обычно ведет себя аморально;
  •  ограниченность информации и рациональность. Варианты и способы рационального выбора каждого человека находятся в прямой зависимости от имеющейся у него информации. Находящаяся в распоряжении человека информация, как правило, является ограниченной.

Однако достижения гуманитарных наук в области изучения человека и сама практика экономической деятельности сплошь и рядом показывают недостаточность и этой модели человека, закладываемой в экономические законы. Есть понятие «социальный человек» - человек, подчиненный общественным нормам, часто ведущий себя иррационально (под влиянием эмоции, интуиции и др) порой слабо информирован и т.д. Такое понимание человека как субъектной базы для построения экономических теорий более соответствует реалиям экономической жизни.

В результате возникают пограничные науки, в частности экономическая социология, где предпринимаются попытки многомерного понимания человека в процессе трудовой деятельности, человека, обладающего помимо чисто материальных и физиологических потребностей (например, потребность в продолжении рода и самовоспроизводстве посредством ориентации на материальное благополучие семьи и близких) еще и такими потребностями, как потребность в самоуважении с помощью добросовестной трудовой деятельности, потребность в признании через утверждение своей профессиональной и личностной пригодности, потребность в самовыражении через высокие профессиональные показатели в труде, потребность в активности посредством трудовой деятельности, потребное в досуге и свободном времени посредством достижения высоких заработков через высокие успехи в труде, потребность в самосохранении (желание работать пусть за меньшую плату, но в хороших условиях труда), потребность в стабильности (неприятие рискованных способов получения высоких заработков), потребность в общении (рассмотрение работы, прежде всего, как возможности знакомств и человеческих контактов), потребность в социальном статусе, социальном росте (карьера как главный мотив поведения, стремление к должностному продвижению и к социальному авторитету в связи с этим), потребность в социальной солидарности (желание «быть как все», работая «как все»).

В экономической социологии принято весь комплекс только экономических факторов, влияющих на экономические отношения, связывать с термином «трудовые», «экономические» отношения. Там же, где принимаются в расчет социокультурные, социологические факторы трудовых действий с недавних пор стали пользоваться термином «хозяйственная деятельность» Причем с середины XX в. в социально-гуманитарном знании осознается недостаточность объяснения экономических явлений, исходя только из модели «экономического человека». Заметно вырос интерес к проблемам внеэкономической обусловленности хозяйственного развития.

Итак, на примере становления новой науки экономическая социология мы показали плодотворность взаимодействия экономической и социальных наук (шире философии). Очень интересным на этот счет является высказывание известного экономиста и социолога Ф. Хайека, в своей Нобелевской лекции он в частности сказал: «Все же никто не может считаться великим экономистом, если он остается только экономистом; я даже склонен утверждать, что экономист, который является всего лишь экономистом, рискует стать неким надоедливым человеком. А то и носителем явной опасности. Философия же помогает ему избавиться от, можно сказать, индивидуализированный «пагубной самонадеянности» и ограничить недолжные претензии знания».

Существует еще одно важное пограничное направление в науке - экономика науки, область экономических исследований, цель которой определение экономических показателей работы ученых и научно-исследовательских институтов, формы и особенности их финансирования, экономия рабочего времени, повышение производительности труда научных сотрудников, сближение науки и производства, то есть в целом повышение экономического уровня всей научной работы.

Любой ученый должен представлять, во что обходится обществу работа его коллектива, какова отдача его коллектива, каковы затраты и каков экономический эффект от внедрения научных разработок. Какова вообще экономическая ценность научного труда?

Однако здесь возможны и сложности, противоречия: если рассматривать экономический фактор как один из базовых для решения программ научно-исследовательской деятельности в рамках, например, страны или мирового хозяйства, то целесообразнее заниматься той или иной исследовательской деятельностью в одном-единственном месте в масштабах мирового сотрудничества. Однако такая интеграция и разделение научно-исследовательского труда нивелируют такой очень важный творческий стимул, как конкуренция в подходах решения той или иной задачи, что, в конце концов, уменьшает вероятность появления фундаментальных, выдающихся результатов.

Поэтому оптимальная организация научного исследования должна, учитывая в совокупности данные таких наук, как психология, социология, экономика науки, стремиться к максимально полному соединению экономических эффектов интеграции с интенсивной борьбой мнений, познавательными преимуществами свободного творческого труда, децентрализации в одном аспекте и интеграции в другом коллективных усилий, исследующих одни и те же, параллельные и разные научные темы.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52727. Досвід роботи з упровадження інтерактивних і мультимедійних технологій на уроках української літератури як засобу формування компетентної особистості 76 KB
  Моя система роботи будується на сучасних педагогічних технологіях головна мета яких зробити процес навчання творчим особистісно зорієнтованим. Під час етапу цілеутворення та планування роботи учні спільно працюють на уроці з учителем. Продумуючи кожен свій крок надаю перевагу таким формам роботи котрі сприяли б виробленню в учнів психологічних установок на самовдосконалення націлювали б їх на високі моральні цінностівідповідальне ставлення до життя.
52728. Реалізація соціальної, мотиваційної, функціональної компетенцій на уроках української мови та літератури 60 KB
  Насамперед учні мають засвоїти поняття мови і мовлення; стилі мовлення; монологічне і діалогічне мовлення;текст його ознаки; тему та основну думку тексту; типи мовлення. Хто є адресантом а хто – адресатом мовлення У чому полягає діяльність адресанта і діяльність адресата Які умови потрібні щоб відбулося спілкування Від чого залежить успішність спілкування 2. Чи добре ви засвоїли зміст слів мова і мовлення Поширте поданий текст вибравши зі слів у дужках ті які підходять за змістом і поставивши їх у потрібному відмінку. Діти засвоюють...
52729. Формування життєвих компетентностей через проектну діяльність 346.5 KB
  Світові тенденції розвитку середньої загальної освіти характеризуються переходом від традиційної репродуктивної моделі школи до розвиваючої конструктивної моделі, орієнтованої на результат. Обновилася функція школи: не тільки навчання і виховання, але і соціалізація школяра, формування життєвої компетентності, розвиток соціально - значимих якостей особистості.
52733. Створення виховної системи навчального закладу 784.5 KB
  Коменський На першому етапі створення та впровадження виховної системи була проведена робота щодо вивчення стану виховної роботи у школі зроблено аналіз досягнень та недоліків творчою групою опрацьовано літературу з питань педагогіки та психології виховного процесу на педрадах та засіданнях методоб’єднань класних керівників обґрунтовано актуальність та необхідність системного підходу до питань виховання та навчання учнів. Досить неординарним є контингент учнів нашої школи додаток 2: майже 50 учнів належать до соціально незахищених...
52734. Робота з обдарованими дітьми в умовах сільської малокомплектної школи 171.5 KB
  Науково обґрунтований підхід до процесу побудови педагогічної технології виховання інтересу в учнів до занять фізичною культурою та спортом дає змогу вчителям фізичної культури тренерам класним керівникам шкільним психологам батькам всебічно зрозуміти суть і причини явищ і процесів у розвитку масового охоплення школярів оздоровчою і фізкультурноспортивною діяльністю через самостійні заняття відвідування спортивних секцій груп ЗФП участі в спортивних змаганнях. У період навчання у школі в учнів розкриваються творчі здібності та...
52735. ІНТЕГРОВАНІ ЗАНЯТТЯ У КОНТЕКСТІ ПРОЕКТНОЇ ТЕХНОЛОГІЇ 1.22 MB
  Існують три рівні інтеграції змісту навчального матеріалу: Отже одним із шляхів підвищення якості освіти є впровадження у практику викладання бінарних та інтегрованих занять особливо з дисципліни Іноземна мова за професійним спрямування які є складовою нормативної частини типових навчальних планів підготовки молодших спеціалістів у вищих навчальних закладах І ІІ рівнів акредитації усіх спеціальностей і можлива інтеграція англійської мови із дисциплінами професійноорієнтованого спрямування. Але такий шлях використання міждисциплінарних...