24352

Теория и практика. Критерии истинности познания. Научная истина

Доклад

Логика и философия

Мы исходим из установки что наши знания это не абсолютные истины но рабочие гипотезы которые мы готовы сменить отбросить если они противоречат новым фактам. б Понятие истины. Объективность истины. Диалектика абсолютной и относительной истины Важную роль в обосновании принципа доверия к субъекту имеет обоснование возможности достижения объективной истины.

Русский

2013-08-09

98.5 KB

16 чел.

ВОПРОС №46

Теория и практика. Критерии истинности познания. Научная истина

По Радугину (стр. 79)  

  1.  Проблема надежности знания. Принцип доверия субъекту

Разделяя позицию видных представителей философии науки относительно содержания понятия  «философские основания науки», мы хотели бы отметить также важную роль мировоззренческой позиции ученых, связанную с решением ими проблем познания. В трудах М.Планка Э.Эйнштейна, М.Борна, В.Гейзенберга и других видных ученых значительное место занимает проблема онтологического статуса понятий и представлений науки. Так, М.Планк, выступая с позиций стихийного материализма, настаивал на том, что идеалом естествознания является построение объективной картины мира. Что картина мира, создаваемая наукой, отражает реальные, совершенно не зависимые от нее явления природы.

Онтологизация картины мира, согласно Планку, имеет большое значение в процессе научного творчества. Он отмечал, что выдающиеся исследователи (Коперник, Кеплер, Ньютон, Гюйгенс, Фарадей) сделали свои открытия только благодаря тому, что «опорой всей их деятельности была незыблемая уверенность в реальности их картины мира».

Мировоззренческую позицию М.Планка разделял и А.Эйнштейн. «Вера в существование внешнего мира, — отмечал Эйнштейн, — независимого от воспринимающего субъекта, лежит в основе всего естествознания». Однако то, как мы воспринимаем изучаемый мир, какой нам видится структура этого мира, зависит от уровня развития познания и практики, от системы концептуальных средств, применяемых при описании мира.

Революция в науке Х1Х – ХХ веков обнаружила проблемы в соотношении фундаментальных понятий с изучаемой реальностью и потребовала перестройки мировоззренческих оснований науки.Создатели квантово-релятивистской физики много внимания уделяли анализу тех предпосылок, которые обеспечили такую перестройку. В этом анализе они выделяли чрезвычайно важное обстоятельство, а именно, что переход к новому видению физического мира потребовал изменения мировоззренческой ориентации физического исследования. В трудах А.Эйнштейна, М.Борна, В.Гейзенберга и особенно Н.Бора отчетливо выражено понимание зависимости наших представлений о физическом мире от положения познающего субъекта во Вселенной и от специфики его познавательных средств, благодаря которым он выделяет в природе те или иные ее объекты и связи. Этот новый способ мышления выступал как условие для построения новой, адекватной природе картины физической реальности. «Наука, отмечал А.Эйнштейн, без теории познания насколько это вообще мыслимо, становится примитивной и путанной».

Принципиальное значение для науки в этом аспекте имеет отношение знания к реальности, условия его достоверности и истинности, в конечном счете, надежности знания.

       Один из самых важных вопросов в научном познании – это вопрос о доверии субъекту: можно ли доверять возможностям познающего человека? Отрицательный ответ на этот вопрос дают скептицизм и релятивизм. Скептицизм отрицает возможность достижения объективно-истинного знания. Всякое знание, с точки зрения скептицизма, носит вероятностный характер. Скептицизм нередко базируется на установках релятивизма об относительной истинности всякого, в том числе и научного знания. Предпосылками релятивизма в познании являются такие объективные свойства действительности как изменчивость развития, объективная неопределенность явлений и процессов, развитие и изменение самого человека, общества и человечества в целом.

Однако, по нашему мнению, необходимо различать релятивность, относительный характер самого знания, отражающего изменчивость объекта, обстоятельства его существования, способов его интерпретации, и релятивизм как тенденцию абсолютизации релятивности знания. Мы исходим из установки, что наши знания - это не абсолютные истины, но рабочие гипотезы, которые мы готовы сменить, отбросить, если они противоречат новым фактам. И, тем не менее, человек в процессе познания каждый раз продвигается вперед, углубляя и уточняя свое знание о реальном мире. Поэтому мы считаем, что на вопрос о доверии познающему субъекту может быть дан положительный ответ. Этот положительный ответ может быть сформулирован в виде принципа доверия субъекту: оценка возможностей познания должна опираться на возможности исторически конкретного субъекта и должна строиться на доверии к нему как ответственно поступающему в получении истинного знания и в преодолении заблуждений.

На чем же строится принцип доверия субъекту? В эпистемологии и философии науки выработаны различные аргументы в пользу доверия познающему человеку. Один из них говорит о том, что познавательные способности человека – продукт эволюции, они являются врожденными и наследственными, независимыми от индивидуального опыта (Г.Фоммер). При этом формы созерцания соответствуют миру как субъективные, внедренные в нас задатки и их использование точно согласуется с законами действительности просто потому, что они сформировались эволюционно в ходе приспособления к этому миру и его законам. Субъективные познавательные структуры, хотя и не в полной мере, но согласуются с объективной реальностью, что и делает возможным выживание человека. Таким образом, этот аргумент говорит о том, что доверие познающему субъекту подкрепляется существованием эволюционно сформированных познавательных органов и способностей человека, ориентирующихся на объективные свойства, структуры и закономерности действительности. Человек хорошо оснащен для познания, большинство программ уже встроено с рождения, например, пространственное видение – способность интерпретировать изображение двухмерной сетчаткой структуры трехмерным образом; или чувство постоянства, которое позволяет распознавать уже знакомые объекты, а тем самым «объективировать» мир, абстрагировать, строить классы и понятия. Все это говорит об объективной соотнесенности с реальным миром познавательных способностей и познавательных практик человека, хотя и не дает полную гарантию успеха познавательной деятельности. В эволюционной эпистемологии осознается ограниченность органов чувств, а также исходных образцов восприятия и повседневного опыта.

Другим аргументом в пользу доверия является признание роли культурного фактора в формировании субъекта познания. С точки зрения этого подхода, развитие познавательных способностей человека – это коэволюционный процесс, в котором культура с момента ее возникновения играет не менее фундаментальную, чем природа, роль в развитии человеческой способности адекватно воспринимать мир. Познание носит кооперативный характер и базируется на интер-субъективной, коллективной деятельности. С этой точки зрения, коллективные конструкты науки намного ближе к действительности, чем индивидуальный опыт как приблизительное, «грубое знание».

  1.  б) Понятие истины. Объективность истины. Диалектика абсолютной и относительной истины

Важную роль в обосновании принципа доверия к субъекту имеет обоснование возможности достижения объективной истины. Истина в классической гносеологии определяется как соответствие мысли, наших знаний о мире самому миру, объективной действительности. С точки зрения этого подхода, чтобы отличить истину от лжи или заблуждения, необходимо выяснить, насколько наше знание, выраженное в тех или иных представления, теориях, соответствует действительности.

Классическая гносеология утверждает, что истина объективна. Но что значит объективность истины? Ведь термин «объективность» означает независимость от сознания субъекта. А таким свойством обладают лишь вещи, предметы, процессы, но истинным или ложным могут быть только знания о вещах, а не сами вещи. Объективность истины, с точки зрения классической гносеологии, означает, что содержание знания совпадает с объективной действительностью, и в этом смысле не зависит от сознания субъекта, «ни от человека, ни от человечества». Но в то же время истина субъективна по форме выражения. Ее оформление, то есть способ объективации во внешнем мире, в сфере науки, зависит от особенностей тех людей, которые формулируют данную теорию, а также от языка науки и других факторов. Таким образом, значение объективной истины имеет все достоверные знания людей, все положения науки, в которых отражается объективная действительность.

Однако закономерно возникает вопрос: может ли объективная истина быть выражена в человеческих знаниях сразу, целиком, полностью? Или иначе говоря, может ли бесконечный мир быть замкнут в конечные формы знания? Этот вопрос на философском языке формулируется как вопрос о достижимости абсолютной истины. Ответ на этот вопрос может быть очень прост: абсолютная истина недостижима, поскольку мир бесконечен и неисчерпаем. Если под абсолютной истиной понимать полное и исчерпывающее знание о мире в целом, которым человек может располагать в какой-то конечный момент времени, то, бесспорно, такая абсолютная истина недостижима. Но из утверждения о недостижимости абсолютной истины может следовать вывод о невозможности для человечества получения полного и достоверного знания о мире. Следовательно, в каких-то пределах познание мира невозможно. В этих пределах разум наталкивается на непреодолимые препятствия и вступает в противоречия (вспомните антиномии разума Канта). Это позиция агностицизма.

В классической гносеологии преодоление агностицизма связано с установкой, что соответствие знания действительности не устанавливается сразу, одномоментно. Установление этого соответствия есть процесс, который описывается с помощью диалектики абсолютной и относительной истины. В этом случае термин «абсолютная истина» употребляется в значении, близком значению «объективная истина». Поскольку в каждой научной теории имеется момент объективного содержания, совпадения мыслей с действительностью, постольку в нем имеется момент абсолютной истины. Но сами теории или другие формы знания носят, относительный характер. Они формулируют истину в каких-то исторически конкретных, преходящих формулах, высказываниях, теориях. Относительность истины – это момент неполноты, незавершенности человеческого знания, его неточный, лишь приблизительно верный, исторически ограниченный характер. Однако понятие относительной истины как истины подчеркивает момент соответствия знания действительности. Тот факт, что при всей незавершенности и относительности  это истинное знание отличается и от лжи, как преднамеренного выдавания неправильных представлений, высказываний за истину, так и от заблуждений – непреднамеренного принятия ошибочных представлений, высказываний за истину.

Развитие познания, с этих позиций, можно представить как длительный, непрекращающийся процесс движения относительных истин, который приводит к накоплению и обогащению человеческого знания. Абсолютная истина предстает в таком случае как бесконечная сумма относительных истин, которые вырабатывает человечество на протяжении всей истории своего развития. Этот процесс никогда не может завершиться. Таким образом, объективная истина в реальном процессе познания существует как  относительное знание о действительности. В нем есть всегда момент объективного, непреходящего, связанного с совпадением с действительностью. А также момент субъективного, временного преходящего, связанного с познавательными возможностями субъекта и характером объективации знания. В связи с этим, важнейшим методологическим принципом классической гносеологии является положение о том, что абстрактной истины нет, истина всегда конкретна. Этот принцип требует полноты анализа, учета существенных связей и отношений объектов с окружающим миром, включение его в исторические рамки и социально-культурную практику.

  1.  в) Практика как критерий истины

Следующий важный вопрос теории познания: а как же мы можем узнать, что в наших знаниях, теориях содержится момент совпадения с объективной действительностью? Ответом  классической концепции истины стало обоснование практики как главного, определяющего критерия истины. Только те результаты познания, которые прошли проверку практикой, могут претендовать на роль истины. Практика соединяет и соотносит объект и действие, производимое в соответствии с мыслью о нем. Именно в таком действии и проявляется истинность мысли. Именно практика, обладающая такими чертами, как материальность (предметность), объективность, социально-историческая обусловленность, позволяет проверить идеальные знания и представления, воплотив их в материальную действительность, и в объекты, подчиняющиеся объективным законам природы и общества.

Практическая проверка истинности знаний, теории может носить многообразные формы в соответствие с особенностями тех сфер знания, которые требуют данной проверки. Такой формой может быть непосредственная реализации замысла в природной и социальной реальности. В науке формой практической проверки  часто является эксперимент. Для сложных, абстрактных областей познания объективной формой проверки может служить построение модели, моделирование.

В самой возможности практической проверки знаний заключен абсолютный характер критерия практики. Относительность же такого критерия проявляется в том, что практика ограничена уровнем развития производственно-технических и экспериментальных средств и не всегда возможным завершением процесса проверки. Это означает, что как критерий истины, материальная практика должна рассматриваться в процессе движения и развития.

Данная концепция истины пользуется широкой поддержкой ученых, представление о познании которых сложилось на основе принципов классической рациональности. Однако в постклассической науке эти представления о соотнесенности знаний и реальности в значительной мере поставлены под сомнение. Прежде всего, в результате исторического подхода к анализу научного знания выяснилось, что положение «абсолютная истина есть сумма относительных истин» ошибочно, поскольку наука не развивается просто путем накопления, суммирования истинных знаний. В ней наряду с накоплением идет непрерывный процесс переоценки, переосмысливания этих знаний, особенно с появлением принципиально новых концепций и открытий, как это было, например, после создания А.Эйнштейном теории относительности и в результате разработки квантовой механики.

Далее, положение о практике как универсальном критерии истины, также требует уточнения в современной науке. Очевидно, что практика в ее материально-предметной форме не может быть применена ко всем областям научного знания. Например, в таких сферах, как логико-математическое, гуманитарное знание, применяются другие способы оценки – логические, семиотические, семантические, системные и культурно-исторические.

Возражение вызывает также традиционное понимание истины как воспроизведение объекта таким, как он существует сам по себе, вне и независимо от человека и его сознания. Условием объективности истины при таком подходе является исключение субъекта, его деятельности из результатов познания. В современной науке стало ясным, что само влияние на познание человеческого существования необходимо рассматривать как постоянный фактор природы познания. Человек не пассивно отражает мир, а в активной деятельности, на основе преобразования объектов этого мира. В познавательном процессе существенная роль принадлежит интерпретирующей деятельности субъекта, его конвенциям и репрезентациям, содержащим не только объективно-сущностное, но и релятивные моменты социально культурного опыта.

  1.  Постклассическая наука связана с осознанием принципиальной релятивности знания. Фундаментальная особенность постклассической науки– плюрализм. На этой стадии развития науки субъект осознает мир как множество реальностей. Познаваемые объекты представлены сознанию в составляющих их элементах как разные сферы реальности. Возникает задача интерпретаций сосуществования этих реальностей, получения о них знания, которое с необходимостью будет релятивным. Поэтому в постклассической науке предполагается равноправие и конкурирующее сосуществование различных научных парадигм, научно-исследовательских программ и теорий, возникающих и развивающихся на различных логических основаниях.

ДРУГОЙ ИСТОЧНИК

Концепции истины:

  1.  Корреспондентная теория – соответствие знания действительности. (Декарт, Тарский)
  2.  Когерентная теория – знания, которые согласованы внутри теоретического контекста и могут пройти проверку на непротиворечивость, связность, обоснованность – истина.
  3.  Элиминационный (Бастнаи ван Фрасен) – цель науки не достижения некой предельной истины, а создание эмпирически адекватных теоретических конструкций.

Конвенционалистская концепция в рамках элиминационного подхода

А. Критерии когерентного понимания истины:

1. Логическая непротиворечивость

2. Существование математического свойства

3. Логическая возможность:

- Внутренняя согласованность

- Связность теории

- Согласование с фактами

Б. Критерии, связанные с расширенным контекстом научной деятельности:

- Интуиция

- Эстетические соображения

- Религиозные критерии

В. Внетеоретический критерии: оценочным критерием стала практическая сфера. Эффективность теории проявляется в действии.

Г. Конвенционалистские факторы.

Универсальная истина:

  1.  прагматизм – польза
  2.  марксимзм - практика (логичность доказательств, интуитивная очевидность, согласие с опытом, согласованность предложений между собой, практическая полезность)
  3.  конвенциональные концепции - согласие между чинами общества
  4.  концепции, критикующие наличие универсального критерия (Поппер)


Проблема истины в философии и науке. Критерий истины

Как в прошлом, так и в современных условиях три великих ценности остаются высоким мерилом деяний и самой жизни человека - его служение истине, добру и красоте. Первая олицетворяет ценность знания, вторая - нравственные устои жизни и третья - служение ценностям искусства. При этом истина, если хотите, есть тот фокус, в котором соединяются добро и красота.

Истина - это цель, к которой устремлено познание, ибо, как справедливо писал Ф. Бекон, знание - сила, но лишь при том непременном условии, что оно истинно. Истина есть знание. Но всякое ли знание есть истина? Знание о мире и даже об отдельных его фрагментах в силу ряда причин может включать в себя заблуждения,, а порой и сознательное искажение истины, хотя ядро знаний и составляет, как уже отмечалось выше, адекватное отражение действительности в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий.

Но что такое истина, истинное знание? На протяжении всего развития философии предлагается целый ряд вариантов ответа на этот важнейший вопрос теории познания. Еще Аристотель предложил его решение, в основе которого лежит принцип корреспонденции: истина - это соответствие знания объекту, действительности.

Р. Декарт предложил свое решение: важнейший признак истинного знания - ясность. Для Платона и Гегеля истина выступает как согласие разума с самим собой, поскольку познание является с их точки зрения раскрытием духовной, разумной первоосновы мира.

Д. Беркли, а позднее Мах и Авенариус рассматривали истину как результат совпадения восприятий большинства. Конвенциональная концепция истины считает истинное знание (или его логические основания) результатом конвенции, соглашения. Наконец, отдельными гносеологами как истинное рассматривается знание, которое вписывается в ту или иную систему знаний. Иными словами, в основу этой концепции положен принцип когерентности, т.е. сводимости положений либо к определенным логическим установкам, либо к данным опыта.

Наконец, позиция прагматизма сводится к тому, что истина состоит в полезности знания, его эффективности. Разброс мнений достаточно велик, однако наибольшим авторитетом и самым широким распространением пользовалась и пользуется классическая концепция истины, берущая свое начало от Аристотеля и сводящаяся к корреспонденции, соответствию знания объекту.

Что касается других позиций, то при наличии и в них определенных положительных моментов они содержат в себе коренные слабости, позволяющие не согласиться с ними и в лучшем случае признать их применимость лишь в ограниченных масштабах. Что же касается этих слабостей, то их влияние - задача, которую предлагается решить самим студентам. Классическая концепция истины хорошо согласуется с исходным гносеологическим тезисом диалектико-материалистической философии о том, что познание есть отражение действительности в сознании человека. Истина с этих позиций есть адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизведение его таким, каким он существует сам по себе, вне и независимо от человека, его сознания.

Существует ряд форм истины: обыденная или житейская, научная истина, художественная истина и истина нравственная. В целом же форм истины почти столько, сколько    видов    занятий.    Особое    место    среди    них    занимает    научная    истина, характеризующаяся рядом специфических признаков. Прежде всего это направленность на раскрытие сущности в отличие от обыденной истины. Кроме того, научную истину отличает системность, упорядоченность знания в ее рамках и обоснованность, доказательность знания. Наконец, научную истину отличает повторяемость и общезначимость, интерсубъективность.

А теперь обратимся к главным характеристикам истинного знания. Ключевой характеристикой истины, ее главным признаком является ее объективность. Объективная истина - это такое содержание наших знаний, которое не зависит ни от человека, ни от человечества. Если наше знание - это субъективный образ объективного мира, то объективное в этом образе и есть объективная истина.

Вопрос о соотношении истины абсолютной и относительной выражает диалектику познания в его движении к истине, о чем уже шла речь выше, в движении от незнания к знанию, от знания менее полного к знанию более полному. Постижение истины, - а объясняется это бесконечной сложностью мира, его неисчерпаемостью и в большом, и в малом, - не может быть достигнуто в одном акте познания, оно есть процесс. Этот процесс идет через относительные истины, относительно верные отражения независимого от человека объекта, к истине абсолютной, точному и полному, исчерпывающему отражению этого же объекта.

Можно сказать, что относительная истина - это ступень на пути к истине абсолютной. Относительная истина содержит в себе зерна истины абсолютной, и каждый шаг познания вперед добавляет в знание об объекте новые зерна истины абсолютной, приближая к полному овладению ею.

Итак, истина одна - она объективна, поскольку содержит знание, не зависящее ни от человека, ни от человечества, но она в то же время и относительна, т.к. не дает исчерпывающего знания об объекте. Больше того, будучи истиной объективной, она содержит в себе и частицы, зерна истины абсолютной, является ступенью на пути к ней.

И в то же время истина конкретна, поскольку сохраняет свое значение лишь для определенных условий времени и места, а с их изменением может превратиться в свою противоположность. Благотворен ли дождь? Однозначного ответа быть не может, он зависит от условий. Истина конкретна. Та истина, что вода кипит при 100 5о 0 С, сохраняет свое значение лишь при строго определенных условиях. Но путь к истине отнюдь не усеян розами, познание постоянно развивается в противоречиях и через противоречия между истиной и заблуждением.

Заблуждение, - это такое содержание сознания, которое не соответствует реальности, но принимается за истинное. Взять хотя бы идею самозарождения жизни, которая лишь в результате работ Пастера была похоронена. Или положение о неделимости атома, надежды алхимиков на открытие философского камня, с помощью которого все легко может превращаться в золото. Заблуждение - результат односторонности в отражении мира, ограниченности знаний в определенное время, а также сложности решаемых проблем.

Ложь - намеренное искажение действительного положения дел с целью обмануть кого-либо. Ложь нередко принимает облик дезинформации - подмены из корыстных целей достоверного недостоверным, истинного ложным. Вместе с тем сам факт возможности для познания впадать в заблуждение в процессе поиска истины требует отыскания инстанции, которая могла бы помочь определить, истинен некоторый результат познания или ложен. Иными словами: что является критерием истины?

Поиск такого надежного критерия идет в философии издавна. Рационалисты Декарт и Спиноза считали таким критерием ясность. Вообще говоря, ясность годится как критерий истины в простых случаях, но критерий этот субъективен, а потому и ненадежен: ясным может представляться и заблуждение, особенно потому, что это мое заблуждение. Другой критерий: истинно то, что признается таковым большинством. Этот подход кажется привлекательным. Разве не пытаемся мы решать многие вопросы по большинству голосов, прибегая к голосованию?

Тем не менее и этот критерий абсолютно ненадежен, ибо исходный пункт, а в данном случае - субъект. В науке вообще проблемы истины не могут решаться большинством голосов.

Наконец, прагматический подход. Истинно то, что полезно. В принципе истина всегда полезна, даже тогда, когда она неприятна. Но обратное заключение: полезное всегда есть истина - несостоятельно. При подобном подходе любая ложь, если она полезна субъекту, так сказать, во спасение ему, может считаться истиной. Порок критерия истины, предлагаемого прагматизмом, также в его субъективной основе. Ведь в центре здесь стоит польза субъекта.

В практической деятельности мы соизмеряем, сопоставляем знание с объектом, опредмечиваем его и тем самым устанавливаем, насколько оно соответствует объекту. Практика выше теории, поскольку она обладает достоинством не только всеобщности, но и непосредственной действительности, так как в практике воплощено знание, а вместе с тем она предметна.

Конечно, далеко не все положения науки нуждаются в практическом подтверждении. Если эти положения выведены из достоверных исходных положений по законам логики, то они также достоверны, т.к. законы и правила логики тысячи раз проверялись на практике.

Практика как критерий истины и абсолютна и относительна. Абсолютна, так как иного критерия в нашем распоряжении нет. Но этот критерий и относителен в силу ограниченности практики в каждый исторический период. Так, практика на протяжении столетий не могла опровергнуть тезис о неделимости атома. Но с развитием практики и познания этот тезис был опровергнут.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

65601. ВПЛИВ РІЗНИХ ГУМОРАЛЬНИХ ІМУННИХ ФАКТОРІВ НА СТРУКТУРНО-ФУНКЦІОНАЛЬНІ ПОКАЗНИКИ МІОКАРДУ У ХВОРИХ НА РЕВМАТОЇДНИЙ АРТРИТ 222.5 KB
  Ревматоїдний артрит РА є поширеним хронічним захворюванням що характеризується прогресуючим перебігом ерозивного запального процесу в суглобах який призводить до ранньої інвалідизації багатьох хворих Коваленко В. Якщо клінічні особливості і патогенез кардіоваскулярної патології...
65602. ТЕХНОЛОГІЧНИЙ ПРОЦЕС ОТРИМАННЯ ЦИНКОВОГО КУПОРОСУ ІЗ ЦИНКОВМІСНИХ ШЛАМІВ СТІЧНИХ ВОД 2.47 MB
  Відповідно до державних програм України що стосуються охорони навколишнього середовища за напрямком Новітні технології та ресурсозберігаючі технології в енергетиці промисловості та агропромисловому комплексі робота виконана в рамках...
65603. Стан регуляторних та захистно-пристосувальних механізмів плода при загрозі недоношування 272.5 KB
  Актуальність дослідження обумовлена тим фактом, що в перiод демографiчної кризи, яка вiдмiчається сьогоднi в Українi, проблема невиношування вагiтностi є не тiльки медичною, але i соцiальною, так як це - один з резервiв пiдвищення народжуваностi...
65604. ПРАВЛІННЯ ВИТРАТАМИ МАШИНОБУДІВНОГО ПІДПРИЄМСТВА НА ОСНОВІ ФУНКЦІОНАЛЬНО- ПРОЦЕСНОГО ПІДХОДУ 274.5 KB
  У системі виробничо-господарської діяльності машинобудівного підприємства важливе місце має інтеграція функціонального та процесного підходів до управління витратами, яка забезпечує організацію контролю за ефективним використанням матеріальних, трудових і фінансових ресурсів.
65605. ПАРТІЙНО-ДЕРЖАВНА ПОЛІТИКА В ГАЛУЗІ ОХОРОНИ ЗДОРОВ’Я В УКРАЇНСЬКІЙ СРР (1919 – 1929 рр.) 157 KB
  Актуальність теми посилюється тим що сучасна Україна проголошена соціальною державою де охорона життя та здоров'я населення визначена одним з пріоритетних напрямків діяльності країни та суспільства.
65606. ФОРМУВАННЯ У МАЙБУТНІХ ЕКОНОМІСТІВ ПРОФЕСІЙНИХ УМІНЬ РОЗВ’ЯЗУВАТИ СИТУАТИВНІ ЗАВДАННЯ 189 KB
  Реформування освітньої галузі у тому числі вищої економічної освіти зумовлене суттєвою трансформацією соціальноекономічної сфери та інноваційними процесами що відбуваються в європейському й світовому освітньому просторі.
65607. ФІЛОСОФСЬКО – ОСВІТНІЙ ВИМІР РАЦІОНАЛЬНОГО ПІЗНАННЯ 274 KB
  Перевизначення статусу раціонального пізнання в системі пізнавальної діяльності людини у зв’язку з розгортанням інформаційної революції та відповідною кризою класичної концепції раціональності разом із виявленням буттєвої небезпечності гіпертрофованої експансії...
65608. Закономірності впливу складу та способу отримання вибухової композиції і полімерного носія на властивості детонуючого хвилеводу 597.41 KB
  Таким чином задачею роботи є виявлення закономірностей що пов’язують склад та будову полімерної оболонки хвилеводу технологічні параметри її одержання та особливості порошків вибухових речовин з функціональними характеристиками ДХ.
65609. ТЕХНОЛОГІЧНЕ ЗАБЕЗПЕЧЕННЯ ТОЧНОСТІ ТА ЯКОСТІ ПОВЕРХНЕВОГО ШАРУ ОТВОРІВ ДЕТАЛЕЙ МАШИН З НАПЛАВЛЕННЯМ ВИСОКОВУГЛЕЦЕВИХ ПОКРИТТІВ 9.13 MB
  В багатьох деталях сучасних машин і апаратів отвори складають до 70% оброблюваних поверхонь. Від їх властивостей та точності в значній мірі залежить якісне виконання службового призначення та надійність всього механізму.