24355

Три аспекта бытия науки: как познавательная деятельность, как социальный институт, как особая сфера культуры

Доклад

Логика и философия

Такая переформулировка имеет логическое оправдание: вопервых значение науки как элемента культуры в современных условиях выросло настолько что требует специального рассмотрения см вопрос 7 вовторых научные знания являются наиважнейшей компонентой культуры и одновременно присутствуют в двух других составляющих науки поэтому без обсуждения вопроса о сущности и роли научных знаний в жизни общества не обойтись. Знакомство с деятельной стороной науки позволяет понять не только что происходило и почему происходило но и как происходило то...

Русский

2013-08-09

83 KB

94 чел.

ВОПРОС №1

Три аспекта бытия науки: как познавательная деятельность, как социальный институт, как особая сфера культуры.

Наука – важнейшая составляющая часть общества, «сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности». Наука – это также деятельность, направленная на получение новых знания, преобразующего мир, обобщающего духовный мир человека, общества, цивилизации.

Было принято выделять в науке три составляющие:

а) наука как деятельность;

б) система научных знаний;

в) социальный институт.

Сегодня вторая составляющая выглядит следующим образом: наука как  особая сфера культуры. Такая переформулировка имеет логическое оправдание: во-первых, значение науки как элемента культуры в современных условиях выросло настолько, что требует специального рассмотрения (см вопрос 7), во-вторых, научные знания являются наиважнейшей компонентой культуры и одновременно присутствуют в двух других составляющих науки, поэтому без обсуждения вопроса о сущности и роли научных знаний в жизни общества не обойтись.

Рассматривая науку как деятельность, необходимо подчеркнуть ее особенный характер, сформировавшийся в процессе разделения труда, сочетающий и объединяющий индивидуальное и коллективное творчество. Получение нового знания является главной целью научной деятельности. Изучать науку – это значит изучать деятельность ученого, технологию его действий по производству знаний. Знакомство с деятельной стороной науки позволяет «понять не только что происходило и почему происходило, но и как происходило» то или иное событие в науке.

Как и в любой деятельности в научной принято выделять субъект, объект деятельности и саму активность, выражающуюся в способах овладения субъектом объекта познания. Особенность научной деятельности является также и то, что познавательная деятельность субъекта не затрагивает реального бытия объекта: не разрушает и не реконструирует его. Но характер познавательной деятельности зависит от специфики объекта познания, каковыми являются природа, общество сам человек.

Субъектом научной деятельности являются не только ученые одиночки, но и группы ученых, научные сообщества, даже общество в целом, имея ввиду случаи, когда общество делает ученому социальный заказ на изучение той или иной научной проблемы.

Как и любая деятельность научная имеет свою типологию. Помимо уже выделенной индивидуальной и коллективной научной деятельности можно отметить эмпирическую и теоретическую, продуктивную (производящую новые знания) и репродуктивную (потребляющую, повторяющую, тиражирующую научные знания).

Научная деятельность – это не только чисто интеллектуальные действия в рамках чистой мысли, но и умение работать руками в цепочке ученый - научные приборы и инструменты. В связи с этим научная деятельность требует знания определенных приемов, навыком, средств исследования, теорий. Наконец научная деятельность включает в себя не только логико-рациональную, но и психологическую, социальную составляющую, имея в виду то, что ученый является личностью, гражданином, атомом общества. Синтезируя все эти аспекты научной деятельности, известный психолог М. Г. Ярошевский выделяет в ней три аспекта: логико-научный, личностно-психологический, социально-психологический.

Необходимо заметить также и то, что научная деятельность полностью не сводима к каким-то строго фиксированным правилам, в ней всегда есть место импровизации, случайной эвристике. И этим то она и интересна.

Наука - это социальный институт, организация со специфическим разделением труда, специализацией, наличием средств регулирования и контроля и др. Науке как социальному институту будет посвящена отдельная тема (вопрос 42), здесь лишь отмстим, что сегодня наука представляет собой сложную, мощную систему научных учреждений (образовательных, академических, прикладных), а также научных отраслей, объединяющих пятимиллионную армию международного научного сообщества (для сравнения заметим, что в начале XVIII в. во всем мире насчитывалось не более 15 тыс. человек, чью деятельность можно было бы отнести к научной)..

Наука многоаспектна и многогранна. И прежде всего - это производство знаний. Изучение различных сторон и науки в целом ведется целым рядом ее специализированных направлений: история и философия науки, социология науки, психология науки, экономика науки, культурологический подход к изучению науки, науковедение как синтез всех многочисленных аспектов проявления науки: «изучение научного потенциала и разработка научной политики, отработка оптимальных форм организации научных исследований, экономика, планирование, прогнозирование, финансирование науки...» и др., вот неполный перечень вопросов, являющихся предметом науковедения.

История и философия науки изучает вопросы исторического развития научного знания, его структуру и особенности, общие закономерности научного познания и эволюции научного знания. При этом взаимосвязь, взаимообусловленности истории и философии (методологии) науки очень хорошо подмечена в формуле известного методолога И. Лакатоса «История науки без философии пауки слепа, а философия науки без истории науки пуста».

Не менее известный методолог науки Т. Кун добавляет, что единственным способом приблизить философию науки к самой науке является обращение к изучению истории развития науки (правда есть и лучший способ - занятие самой наукой, но современная организация науки этого не позволяет; наверное он имел в виду, что ученый должен заниматься своими конкретными задачами).

Значение истории науки для методологии (философии науки) Кун рассматривает по трем направлениям: а) история дает материал для методологических обобщений; б) история помогает сблизить методологию с наукой; в) история корректирует и исправляет построения методологов.

Социология науки изучает такие социальные аспекты научной деятельности, как: состав научных и образовательных учреждений, исследование типов познавательной и образовательной активности (в частности, исследуются ценностные профессиональные (и не только) ориентации работников науки и образования, планы родителей и детей в отношении образования и др., взаимодействие науки с практикой, управлением, политическими институтами и др.

Психология науки исходит из установки, что неповторимая, талантливая личность в науке - ее движитель, поэтому такие вопросы, как одаренность (прирожденное и приобретенное), особенности творческого мышления, мотивация научного творчества, и др. являются предметом данной отрасли научного поиска. Бурный рост развития науки, возросшая роль коллективного начала в науке ставят перед психологией науки еще и такие проблемы, как изучение значения и типов научных лидеров, распределение ролей в научном коллективе, характер межличностных отношений в нем, воздействие организационных форм на реализацию интеллектуальной активности ученого, формирование комплексных коллективов (логическая и психологическая совместимость ученых различных специальностей, работающих над решением сложных, комплексных проблем) и др.

Наконец культурологический подход к изучению науки предполагает выяснение таких вопросов, как особенности развития науки в тех или иных культурах, исторических эпохах.

Остановимся подробнее на специфике философского подхода к науке.

Предметом философии науки являются общие закономерности и тенденции научного познания. Такие вопросы, как: в чем специфика научного знания, как оно организуется и функционирует, какова его структура, что в целом представляет собой наука как составная часть общества по производству знания, как возникают и развиваются отдельные научные дисциплины являются здесь главными.

Зачем нужна философия науки? Любой человек, вступающий в науку, работающий в ней, интересующийся наукой, нуждается в понимании механизмов функционирования науки, ее движущих причин и закономерностей развития. Это позволяет эффективнее, продуктивнее работать в сфере науки. Хотя существует и другая установка, что можно хорошо петь, не зная законов пения, можно хорошо рисовать, не зная эстетических канонов, и т.д.

В науке тоже «на уровне рутинной работы.... да, творчески - нет. Поэтому философия науки не нужна ремесленнику, не нужна при решении типовых и традиционных задач, но подлинная творческая работа, как правило, выводит ученого на проблемы философии и методологии».

Каждый ученый, проработавший на ниве науки изрядное количество лет, на каком-то этапе своего творчества нуждается в расширении своего профессионального кругозора, испытывает потребность в рефлексии над наукой: «нуждается в том, чтобы посмотреть на свою область со стороны, осознать закономерности ее развития, осмыслить ее в контексте науки как целого». И философия науки предоставляет ему такую возможность. Это в равной мере важно и для молодых людей, вступающих в науку.

Однако, как справедливо отмечают эксперты, в философии науки нет универсальных алгоритмов, методов решения проблем (хотя на заре становления философии науки имели место иллюзии по поводу создания универсального метода познания, однако по мере глубинного проникновения в сущность законов развития науки эта иллюзия быстро испарилась). В результате: «философия науки объясняет, описывает, но не предписывает. Хотя в любом объективном описании всегда заложена формула «делай так же»».

Как происходило становление философии науки, какие этапы прошла она в своем развитии?

По Радугину (стр. 33-37)

1. Наука как познавательная деятельность. Понятие научной рациональности

Поскольку объектом философии науки является наука во всем ее многообразии проявлений, постольку необходимо, прежде всего, уяснить, что такое наука, каковы формы ее существования, чем отличается научное познание от вненаучных форм познания, каковы критерии научности знания?

Существенным аспектом анализа бытия науки является рассмотрение ее как специфического вида деятельности. Первым признаком науки, как следует из вышеизложенного, является то, что наука – это разновидность познавательной деятельности, которая отличается от других видов познавательной деятельности, хотя и тесно взаимодействует с ними.

Любая форма деятельности представляет собой целенаправленную, процессуальную, структурированную активность. А это значит, что структура любой деятельности включает в себя следующие элементы: субъект, цель, объект, средства деятельности. Субъект науки – ключевой ее элемент. В научной познавательной деятельности в качестве субъекта выступает индивид (ученый), научный коллектив и научное сообщество. Цель научной деятельности – получение нового научного знания об объекте исследования. Конечная цель научного познания – выявление законов, в соответствии с которыми объекты могут быть преобразованы в человеческой деятельности в необходимый для общества продукт.

Объект (предмет, предметная область) - это то, что именно изучает данная наука или научная дисциплина. Иначе говоря, это все то, на что направлена мысль исследователя, все, что может быть описано, воспринято, названо, выражено в мышлении и т. п. В широком смысле понятие «предмет», во-первых, обозначает некоторую ограниченную целостность, выделенную из мира объектов в процессе человеческой деятельности и познания: во-вторых, объект (вещь) в совокупности своих сторон, свойств и отношений, противостоящий субъекту познания.

По мере развития знаний об объекте открываются новые его стороны и связи, которые становятся предметом познания. Различные науки об одном и том же объекте имеют различные предметы познания (например, анатомия изучает строение организма, физиология — функции его органов, медицина — болезни и т. п.). Предмет познания может быть материальным (атом, живые организмы, электромагнитное поле, галактика и др.) или идеальным (сам познавательный процесс, концепции, теории, понятия и т. п.). Тем самым в гносеологическом плане различие предмета и объекта относительно и состоит в том, что в предмет входят лишь главные, наиболее существенные (с точки зрения данного исследования) свойства и признаки объекта. Поскольку в деятельности могут преобразовываться любые объекты – фрагменты природы, социальные подсистемы и общество в целом, состояния человеческого сознания и т.п., постольку все они могут стать предметами научного исследования.

Наука изучает их как объекты, функционирующие и развивающиеся по своим естественным законам. Отличительной особенностью научного познания является объективный способ рассмотрения мира. Наука изучает мир таким как он существует реально, вне зависимости от человеческого сознания.

Ориентация науки на изучение объектов, которые могут быть включены в деятельность (либо актуально, либо потенциально как возможные объекты ее будущего преобразования) и их исследование,  как подчиняющихся объективным законам функционирования и развития, составляет первую главную особенность научного познания. Таким образом, наука ориентирована на предметное и объективное исследование действительности.

Сказанное, конечно, не означает, что личностные моменты и ценностные ориентации ученого не играют роли в научном творчестве и не влияют на его результаты. Процесс научного познания обусловлен не только особенностями изучаемого объекта, но и многочисленными факторами социокультурного характера. Рассматривая науку в ее историческом развитии, можно обнаружить, что по мере изменения типа культуры меняются стандарты изложения научного знания, способы видения реальности в науке, стили мышления, которые формируются в контексте культуры и испытывают воздействие самых различных ее феноменов. Это воздействие может быть представлено как включение различных социокультурных факторов в процесс порождения собственно научного знания.

Изучая объекты, преобразуемые в деятельности, наука не ограничивается познанием только тех предметных связей, которые могут быть освоены в рамках наличных, исторически сложившихся на данном этапе развития общества, типов его деятельности. Цель науки заключается в том, чтобы предвидеть возможные будущие изменения объектов, в том числе и те, которые соответствовали бы будущим типам практического изменения мира. Как выражение этих целей, в науке складываются не только исследования, обслуживающие сегодняшнюю практику, но и слои исследования, результаты которых могут найти применение только в практике будущего.

Нацеленность науки на изучение не только объектов, преобразуемых в сегодняшней практике, но и тех объектов, которые могут стать предметом массового практического освоения в будущем, является второй отличительной чертой научного познания.

Предвидение будущего предполагает любые способы получения и использования информации о будущем, в отличие от прошлого и настоящего, и которое конкретизируется в понятиях «прогноз», «план», «программа», «проект» и др. Под будущим понимается главным образом то, что должно еще произойти, появиться, а не только то, что уже реально существует, но еще не открыто, не стало известным.

Предвидение будущего — третье звено в цепи логической операции, два предшествующих звена которой составляют анализ настоящего и исследование прошлого. Точность и достоверность предвидения и определяются, прежде всего, тем, насколько глубоко и всесторонне изучены как предшествующее и современное состояния предмета исследования, так и закономерности его изменения. Без знания этих двух важнейших моментов в их единстве невозможно и само научное предвидение как таковое.

Теоретический, строго научный анализ действительности исходит из того, что в процессе развития одна конкретно-историческая система взаимодействия — настоящее — превращается в другую систему исторической конкретности — в будущее и те элементы, которые в первой системе были единичными, подчиненными, но соответствовали общей основной тенденции развития, во второй системе становятся всеобщими, определяющими «лицо» данной системы.

Таким образом, научное предвидение в своей сущности сводится к  тому, чтобы мысленно, в самом общем виде, в соответствии с выявленными законами, сконструировать «модель» будущего по тем его единичным фрагментам («кусочкам», предпосылкам и т. п.), которые существуют сегодня. А для этого нужно уметь найти эти фрагменты и выделить их из огромного числа других единичностей, затемняющих, скрывающих те «ростки», которые станут впоследствии элементами будущей конкретно-исторической целостности.

Когда осуществляется предвидение событий, еще не имеющих места в действительности, то на основе уже известных законов и теорий происходит экстраполяция в будущее процессов настоящего и прошлого. Однако это не означает фатальной предопределенности, ибо при данной экстраполяции учитываются допустимые пределы, в рамках которых можно проецировать в будущее закономерности, выявленные в настоящем, возможность изменения данных пределов и данных тенденций и т. д.

Любое научное предвидение, каким бы точным оно ни было, всегда неизбежно ограничено, имеет свои пределы, за которыми превращается в утопию, в пустую беспочвенную фантазию. В науке очень важно знать также и то, чего принципиально быть (появиться в будущем) не может никогда, ни при каких условиях. По мере развития практики и самого познания предвидение становится все более точным и достоверным: одни его элементы не подтверждаются и отбрасываются, другие — находят свою реализацию, - предвидение в целом развивается, конкретизируется, наполняется новым, более глубоким содержанием.

Поскольку наука постоянно стремится выходить за рамки данной исторической практики, она лишь частично может опереться на наличные формы массового практического освоения объектов. Ей нужна особая практика, с помощью которой добывается научное знание и проверяется его истинность. Такой практикой становится научный эксперимент.

Для осуществления научной деятельности необходимы особые средства. В процессе научного познания применяются такие специфические материальные средства, как приборы, инструменты, другое так называемое «научное оборудование», зачастую очень сложное и дорогостоящее (синхрофазотроны, радиотелескопы, ракетно-космическая техника и т. д.). Кроме того, для науки в большей мере, чем для других форм познания, характерно использование для исследования своих объектов и самой себя таких идеальных (духовных) средств и методов, как современная логика, математические методы, диалектика, системный, кибернетический, синергетический и другие приемы и методы.

Часть знания непосредственно проверяется в эксперименте. Остальные связываются между собой логическими связями, что обеспечивает перенос истинности с одного высказывания на другое. В итоге возникает такая присущая научному знанию характеристика как системность. Таким образом, существенным признаком научного познания является его системность, т.е. совокупность знаний, приведенных в порядок на основании определённых теоретических принципов, которые и объединяют отдельные знания в целостную органическую систему. Собрание разрозненных знаний, не объединенных в систему, еще не образует науки. Знания превращаются в научные, когда целенаправленное собирание фактов, их описание и обобщение доводится до уровня их включения в систему понятий, в состав теории.

Непосредственная цель, высшая ценность научного познания –объективная истина, постигаемая преимущественно рациональными средствами и методами, но, разумеется, не без участия живого созерцания и внерациональных средств. Отсюда характерная черта научного познания — объективность, устранение не присущих предмету исследования субъективистских моментов для реализации «чистоты» его рассмотрения. Вместе с тем, надо иметь в виду, что активность субъекта — важнейшее условие и предпосылка научного познания. Последнее неосуществимо без конструктивно-критического и самокритичного отношения субъекта к действительности и к самому себе, исключающего косность, догматизм апологетику, субъективизм. Постоянная ориентация на истину, признание ее самоценности, непрерывные ее поиски в трудных и сложных условиях -существенная характеристика научного познания, отличающая его от других форм познавательной деятельности.

Научному познанию также присущи: строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов. Вместе с тем, здесь немало гипотез, догадок, предположений, вероятностных суждений и т. п. Вот почему тут важнейшее значение имеют логико-методологическая подготовка исследователей, их философская культура, постоянное совершенствование своего мышления, умение правильно применять его законы и принципы.

Для науки характерна постоянная методологическая рефлексия. Это означает, что в ней изучение объектов, выявление их специфики, свойств и связей всегда сопровождается — в той или иной мере — осознанием методов и приемов, посредством которых исследуются данные объекты. При этом следует иметь в виду, что хотя наука в сущности своей рациональна, но в ней всегда присутствует иррациональная компонента, в том числе и в ее методологии (что особенно характерно для гуманитарных наук). Это и понятно: ведь ученый — это человек со всеми своими достоинствами и недостатками, пристрастиями и интересами и т. п. Поэтому-то и невозможно его деятельность выразить только при помощи чисто рациональных принципов и приемов, он, как и любой человек, не вмещается полностью в их рамки.

Научное познание есть сложный, противоречивый процесс производства, воспроизводства новых знаний, образующих целостную развивающуюся систему понятий, теорий, гипотез, законов и других идеальных форм, закрепленных в языке — естественном или (что более характерно) искусственном: математическая символика, химические формулы и т. п. Научное знание не просто фиксирует свои элементы в языке, но непрерывно воспроизводит их на своей собственной основе, формирует их в соответствии со своими нормами и принципами. Процесс непрерывного самообновления наукой своего концептуального арсенала — важный показатель (критерий) научности.

Научная рациональность.Все эти признаки научного познания могут быть объединены общим термином «научная рациональность». Научная рациональность одна из разновидностей рациональности. Хотя всякое  научное знание рационально, не всякое  рациональное знание научно. Многие пласты обыденного, философского, религиозного знания рациональны, но не научны. Выработка строгого понятия рациональности чрезвычайно важна для науки, поскольку понятие рациональности имеет определенное методологическое значение.

    Ученые и научное сообщество всегда руководствуются некоторой системой эталонов рациональности, которые являются критериями научности и на основе которых они постоянно воспроизводят оценки нового знания, определяя, способно ли оно войти в состав науки. Эти критерии позволяют также отличить науку от многих околонаучных явлений паранауки, псевдонауки и т.д.

Научная рациональность включает в себя все важные свойства рационального мышления: последовательности рассуждения, (логичности), формальной непротиворечивости, обоснованности выводов и заключений и т.д. Однако она отличается от общей рациональности более строгой (точной) экспликацией этих свойств. Иными словами, научная рациональность это «усиленная» рациональность. Основными свойствами научной рациональности является следующие: объектная предметность (эмпирическая или теоретическая), стремление к максимально достигаемой определенности, точности, доказательности, проверяемости (эмпирической или аналитической), объективной истинности знания, открытость для критики, практическая применяемость знания. Соответствие знаний этим критериальным признакам должно гарантировать объективную истинность научного знания, совпадение знания с фрагментами реального мира, которое исследует наука. Поэтому совокупность данных критериальных признаков научного знания рассматривается как идеал научности.

На основе вышеизложенного можно дать такое определение науки: наука – это особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных, логически доказательных и обоснованных знаний, которые позволяют предвидеть процессы и создавать необходимые для общества продукты.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

43002. Динамический и силовой анализ механизма 99.5 KB
  Динамический анализ механизма включает в себя определение движущего момента такого, чтобы звенья механизма двигались с заданными скоростями при заданных нагрузках и массах действующих на механизм. Формула для определения движущего момента
43003. Расчет заготовки коробчатой формы 364.5 KB
  Основной критерий оборудования − это номинальное усилие пресса. 1 операция Вырубка заготовки При вырубке круглой заготовки необходимо учитывать следующие усилия: Pвыр− усилие затрачиваемое на вырубку заготовки пуансоном; Рпрот− усилие затрачиваемое на проталкивание заготовки пуансоном через отверстие в матрице; Ртр− усилие затрачиваемое на трение отхода о пуансон. Усилие операции: Pоп = Pвыр Рпрот Ртр. Усилие вырубки заготовки: k=1113 – коэффициент учитывающий притупление режущих кромок неравномерность зазора...
43004. Создание проектной базы для внедрения в отечественную строительную практику комплектной системы KNAUF, обеспечивающей "сухой" (без использования мокрых процессов) способ высококачественной отделки помещений 2.22 MB
  Сборные гипсокартонные перегородки системы KNUF применяются как внутренние ограждающие конструкции помещений с сухим нормальным и влажным режимом см. Перегородки и узлы разработанные в настоящей серии предназначены для применения в жилых общественных и производственных зданиях: любых конструктивных систем и типов; любого уровня ответственности включая повышенный; любой степени огнестойкости включая Iую степень; различной этажности с высотой зданий не более 60 м; возводимых в ветровых районах до Vго включительно;...
43005. Проектування промислового будинку, район будівництва, м.Кременчук 183.5 KB
  Опис планувальнопросторового рішення будинку. Вихідні дані Для проектування промислового будинку в завданні зазначається: район будівництва м. Перший етап: вивчення завдання методичних вказівок літератури розробка варіантів їх обємнопланувальних рішень розрахунок адміністративнопобутових приміщень вибір конструкцій виробничого цеху розробка ескізних рішень промислового будинку які затверджуються викладачем. Маркувальний план виробничого будинку.
43006. Технологическая карта на многоэтажное каркасное здание 435 KB
  Для правильного и эффективного решения всех вопросов, касающихся технологии производства монолитных и монтажных работ, выполнен оптимальный выбор методов и способов производства работ: метод производства монолитных работ - раздельный, направление развития процесса - по горизонтали вдоль здания. Здание условно поделено на две захватки, гранича которых проходит через ось 7. Монтаж стеновых панелей производится параллельно с возведение каркаса здания, с отставанием на одну захватку.
43007. Разработка направления и совершенствования логистической деятельности и процесса транспортировки в фокусном звене цепи поставок 1.02 MB
  Возникает необходимость регулирования всей системы движения товаров при этом эффективность цепи поставок определяется уровнем организационного оформления хозяйственных связей всех участников товародвижения. Изучается транспортировка в цепи поставок с целью ознакомления с логистическими особенностями отдельных видов транспорта зависимостью логистических издержек в цепи поставок от параметров транспортировки способами обоснования оптимальных схем доставки грузов методами рациональной организации перевозок основными путями повышения уровня...
43008. Организация и обслуживание банкета по поводу международного женского дня 8 марта на 50 человек 772.5 KB
  В настоящее время ресторанное хозяйство развивается по различным направлениям. Появляется большое количество ресторанов с национальной кухней, появляются новые виды предприятий ресторанного хозяйства (пабы, суши-бары), в наши дни предприятия ресторанного хозяйства оснащаются автоматизированными системами ведения счетов, появляются новые профессии (сомелье, хостесс) и, в конце концов, современное предприятие ресторанного хозяйства становится местом красивого, приятного времяпрепровождения.
43010. Расчет УНЧ на БПТ 221 KB
  Принципиальная схема каскада. Составив блоксхему усилителя выбирают принципиальные схемы входного и выходного устройств реостатноемкостные трансформаторные каскада мощного усилителя одноактный двухтактный трансформаторный бестрансформаторный каскадов предварительного усиления с прямой связью реостатный трансформаторный инверсный и т. После чего составляют принципиальную ориентировочную схему усилителя и распределяют заданные частотные искажения по цепям и каскадам вносящим эти искажения. Расчет усилителя производят начиная...