24356

Позитивисткая традиция в философии науки. О.Конт как основоположник позитивизма

Доклад

Логика и философия

Это значит что: философское знание должно быть абсолютно точным и достоверным; для его достижения философия должна использовать научный метод при познании и опираться на достижения других наук; основной путь для получения научного знания в философии эмпирическое наблюдение; философия должна исследовать лишь факты а не их причины внутреннюю сущность окружающего мира и другие далекие от науки проблемы; философия должна освободиться от ценностного подхода и от оценочного характера при исследовании; философия не должна стремиться...

Русский

2013-08-09

41.5 KB

10 чел.

ВОПРОС №2

Позитивисткая  традиция в философии науки. О.Конт как основоположник позитивизма

Позитивизм — направление философии, сутью которого является стремление поставить философию на твердую научную основу. Позитивизм как течение философской мысли зародился в 30-е — 40-е гг. XIX столетия, прошел большую эволюцию (махизм, неопозитивизм, постпозитивизм и др.). Широко распространен и популярен в современную эпоху.

Основателем позитивизма считается Огюст Конт (1798 — 1857) - французский философ, ученик Сен-Симона. Также большой вклад в становление и развитие позитивизма внесли Джон Милль (1806 - 1873) и Герберт Спенсер (1820 - 1903).


По мнению Конта, философский спор между материализмом и идеализмом не имеет серьезных оснований и бессмыслен. Философия должна отказаться как от материализма, так и от идеализма и основываться на позитивном (научном) знании. Это значит, что:

• философское знание должно быть абсолютно точным и достоверным;

• для его достижения философия должна использовать научный метод при познании и опираться на достижения других наук;

• основной путь для получения научного знания в философии — эмпирическое наблюдение;
• философия должна исследовать лишь факты, а не их причины, "внутреннюю сущность" окружающего мира и другие далекие от науки проблемы;

• философия должна освободиться от ценностного подхода и от оценочного характера при исследовании;

• философия не должна стремиться стать "царицей наук", сверхнаукой, особым общетеоретическим мировоззрением — она должна стать конкретной наукой, опирающейся на арсенал именно научных (а не каких-либо иных) средств, и занять свое место среди других наук.


Конт также выдвинул закон двойственной эволюции — интеллектуальной и технической. В этой связи философом были выделены:

  •  три стадии интеллектуального развития;
  •  три стадии технического развития.


К стадии интеллектуального развития относятся:

  •  теологическая (мировоззрение основано на религии);
  •  метафизическая (мировоззрение, интеллектуальное развитие основано на несистематическом, вероятностном знании);
  •  позитивная (основана на науке).


К стадии технического развития относятся:

  •  традиционное общество;
  •  доиндустриальное общество;
  •  индустриальное общество.

Стадии интеллектуального и технического развития в целом соответствуют друг другу:

  •  теологическая - традиционному обществу;
  •  метафизическая - доиндустриальному обществу;
  •  позитивная (научная) - индустриальному обществу. Философия Конта лишь заложила основы позитивизма. В дальнейшем (вплоть до сегодняшних дней) позитивистская философия дополнялась и совершенствовалась рядом других философов.

Из книги Радугина (стр 21)

1. Интерпретация предмета философия науки в классическом позитивизме(О.Конт, Г.Спенсер, Дж.Ст.Милль)

Специфика познания науки в философии науки определяется на основе вычленения предмета ее исследования. Представление о предмете философии науки формировалось в относительно длительный период и в течение этого периода претерпевало существенные изменения.

Рассмотрим вкратце эволюцию взглядов на предмет философии науки.

Исторически философия науки формируется в трех формах:

  1.  как раздел неокантианства, феноменологии, академической «философии жизни», аналитической философии, диалектического и исторического материализма;
  2.  как исторически конкретные школы и течения в рамках историко-философского  процесса: классического позитивизма, эмпириокритицизма, неопозитивизма, постпозитивизма,  структурализма;
  3.  Как самостоятельная область современной эпистемологии, исследующая природу научного познания, отношение знания и реальности, условия достоверности знания и т.д.

В целях экономии времени мы не будем рассматривать специально первую историческую форму философии науки. Поднятые в этой форме проблемы мы обсудим в соответствующих разделах курса. А начнем рассмотрение процесса становления предмета философии науки с классического позитивизма и неопозитивизма, поскольку именно в этих школах философия науки конституировалась как относительно самостоятельная область научного исследования.

Родоначальниками философии науки можно считать О.Конта, Г.Спенсера и Дж.Ст.Милля. Предметом философии науки, по Конту, является общая методология науки как результат эмпирического обобщения, систематизации и описания реальных методов конкретных наук. Г.Спенсер полагал, что предметом философии науки является научная картина мира, полученная путем обобщения и интеграции знаний разных наук о природе. С позиций Дж.Ст.Милля, предметом философии науки является логика науки как учение о методах открытия и доказательства научных истин через установление причинно-следственных зависимостей.

На основе данных представлений о предмете философии науки представители классического позитивизма О.Конт, Г.Спенсер, Дж.Ст.Милль попытались проанализировать историко-научное познание. Их философские системы носили характер энциклопедических классификаций имеющегося научного знания. Большое количество томов в каждой из этих систем говорило о богатой эрудиции их авторов, но не давало ничего нового для науки, не носило характер творческих изысканий и практически дискредитировало философию науки в глазах ученых.

Философия науки продолжает развиваться на второй стадии развития позитивизма в философии эмпириокритицизма (критика опыта) Э.Махом, Р.Авенариусом и др. Эмпириокритицизм сохраняет основную установку классического позитивизма на науку как средство описания позитивного, опытного знания. Его представители настаивают на необходимости борьбы в науке с засильем метафизических подходов, на изъятии из науки таких «метафизических» понятий как «субстанция», «причинность», «материальное», «идеальное» и т.п. Принципиальное отличие данной стадии развития позитивизма от предшествующей состоит в том, что основную задачу философии науки ее представители видели не в построении всеобъемлющей системы научного знания, а в создании теории научного знания. На практике же разработка этой теории научного знания означала возврат философии к традиционной гносеологической проблематике, решаемой с позиций субъективного идеализма Д. Беркли и Д. Юма.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

23959. УСТРОЙСТВО ТЕАТРА И СТРОЕНИЕ ТРАГЕДИИ 19.48 KB
  Почти все трагедии начинались с _пролога_ в котором обычно содержалась завязка действия. За пародом следовали _эписодии_ диалогические части трагедии в которых главная роль отводилась актерам а от хора выступали корифей или отдельные хоревты. Заключительная часть трагедии когда хор с песней удалялся с орхестры называлась _эксод_.
23960. Трилогия Эсхила «Орестея». «Агамемнон» 16.74 KB
  Трилогия Эсхила Орестея. Агамемнон В основу этой траг положен миф о царе Атрее его сыне Агамемноне и внуке Оресте. Хор призерает Эгисфа осыпает бранью и пресказ что вернется сын Агамемнона Орест с чужбины и отомстит за смерть отца. Эсхил Орестея.
23963. АНТИГОНА 15.78 KB
  История Антигоны примыкает непосредственно к мифу о братоубийственной вражде Этеокла и Полиника излагаемому в античных источниках более или менее единообразно. 928931 поставленных через 20 лет после Антигоны . Наряду с этим сохранилось свидетельство Павсания позволяющее предположить наличие фиванского варианта в котором особо выделялась роль Антигоны IX 25 2. Никаких санкций по адресу Антигоны согласно Павсанию не последовало поскольку жестокость победителей не заходила в Греции так далеко чтобы не...
23966. Софокл «Царь Эдип» 15.39 KB
  Софокл Царь Эдип Софокл 496406гг до н. Лучшая – Царь Эдип. В ней он исп миф о судьбе фиванских царей Лае и его сыне Эдипе. Они назвали его Эдип эдипус – с опухшими ногами.