24356

Позитивисткая традиция в философии науки. О.Конт как основоположник позитивизма

Доклад

Логика и философия

Это значит что: философское знание должно быть абсолютно точным и достоверным; для его достижения философия должна использовать научный метод при познании и опираться на достижения других наук; основной путь для получения научного знания в философии эмпирическое наблюдение; философия должна исследовать лишь факты а не их причины внутреннюю сущность окружающего мира и другие далекие от науки проблемы; философия должна освободиться от ценностного подхода и от оценочного характера при исследовании; философия не должна стремиться...

Русский

2013-08-09

41.5 KB

10 чел.

ВОПРОС №2

Позитивисткая  традиция в философии науки. О.Конт как основоположник позитивизма

Позитивизм — направление философии, сутью которого является стремление поставить философию на твердую научную основу. Позитивизм как течение философской мысли зародился в 30-е — 40-е гг. XIX столетия, прошел большую эволюцию (махизм, неопозитивизм, постпозитивизм и др.). Широко распространен и популярен в современную эпоху.

Основателем позитивизма считается Огюст Конт (1798 — 1857) - французский философ, ученик Сен-Симона. Также большой вклад в становление и развитие позитивизма внесли Джон Милль (1806 - 1873) и Герберт Спенсер (1820 - 1903).


По мнению Конта, философский спор между материализмом и идеализмом не имеет серьезных оснований и бессмыслен. Философия должна отказаться как от материализма, так и от идеализма и основываться на позитивном (научном) знании. Это значит, что:

• философское знание должно быть абсолютно точным и достоверным;

• для его достижения философия должна использовать научный метод при познании и опираться на достижения других наук;

• основной путь для получения научного знания в философии — эмпирическое наблюдение;
• философия должна исследовать лишь факты, а не их причины, "внутреннюю сущность" окружающего мира и другие далекие от науки проблемы;

• философия должна освободиться от ценностного подхода и от оценочного характера при исследовании;

• философия не должна стремиться стать "царицей наук", сверхнаукой, особым общетеоретическим мировоззрением — она должна стать конкретной наукой, опирающейся на арсенал именно научных (а не каких-либо иных) средств, и занять свое место среди других наук.


Конт также выдвинул закон двойственной эволюции — интеллектуальной и технической. В этой связи философом были выделены:

  •  три стадии интеллектуального развития;
  •  три стадии технического развития.


К стадии интеллектуального развития относятся:

  •  теологическая (мировоззрение основано на религии);
  •  метафизическая (мировоззрение, интеллектуальное развитие основано на несистематическом, вероятностном знании);
  •  позитивная (основана на науке).


К стадии технического развития относятся:

  •  традиционное общество;
  •  доиндустриальное общество;
  •  индустриальное общество.

Стадии интеллектуального и технического развития в целом соответствуют друг другу:

  •  теологическая - традиционному обществу;
  •  метафизическая - доиндустриальному обществу;
  •  позитивная (научная) - индустриальному обществу. Философия Конта лишь заложила основы позитивизма. В дальнейшем (вплоть до сегодняшних дней) позитивистская философия дополнялась и совершенствовалась рядом других философов.

Из книги Радугина (стр 21)

1. Интерпретация предмета философия науки в классическом позитивизме(О.Конт, Г.Спенсер, Дж.Ст.Милль)

Специфика познания науки в философии науки определяется на основе вычленения предмета ее исследования. Представление о предмете философии науки формировалось в относительно длительный период и в течение этого периода претерпевало существенные изменения.

Рассмотрим вкратце эволюцию взглядов на предмет философии науки.

Исторически философия науки формируется в трех формах:

  1.  как раздел неокантианства, феноменологии, академической «философии жизни», аналитической философии, диалектического и исторического материализма;
  2.  как исторически конкретные школы и течения в рамках историко-философского  процесса: классического позитивизма, эмпириокритицизма, неопозитивизма, постпозитивизма,  структурализма;
  3.  Как самостоятельная область современной эпистемологии, исследующая природу научного познания, отношение знания и реальности, условия достоверности знания и т.д.

В целях экономии времени мы не будем рассматривать специально первую историческую форму философии науки. Поднятые в этой форме проблемы мы обсудим в соответствующих разделах курса. А начнем рассмотрение процесса становления предмета философии науки с классического позитивизма и неопозитивизма, поскольку именно в этих школах философия науки конституировалась как относительно самостоятельная область научного исследования.

Родоначальниками философии науки можно считать О.Конта, Г.Спенсера и Дж.Ст.Милля. Предметом философии науки, по Конту, является общая методология науки как результат эмпирического обобщения, систематизации и описания реальных методов конкретных наук. Г.Спенсер полагал, что предметом философии науки является научная картина мира, полученная путем обобщения и интеграции знаний разных наук о природе. С позиций Дж.Ст.Милля, предметом философии науки является логика науки как учение о методах открытия и доказательства научных истин через установление причинно-следственных зависимостей.

На основе данных представлений о предмете философии науки представители классического позитивизма О.Конт, Г.Спенсер, Дж.Ст.Милль попытались проанализировать историко-научное познание. Их философские системы носили характер энциклопедических классификаций имеющегося научного знания. Большое количество томов в каждой из этих систем говорило о богатой эрудиции их авторов, но не давало ничего нового для науки, не носило характер творческих изысканий и практически дискредитировало философию науки в глазах ученых.

Философия науки продолжает развиваться на второй стадии развития позитивизма в философии эмпириокритицизма (критика опыта) Э.Махом, Р.Авенариусом и др. Эмпириокритицизм сохраняет основную установку классического позитивизма на науку как средство описания позитивного, опытного знания. Его представители настаивают на необходимости борьбы в науке с засильем метафизических подходов, на изъятии из науки таких «метафизических» понятий как «субстанция», «причинность», «материальное», «идеальное» и т.п. Принципиальное отличие данной стадии развития позитивизма от предшествующей состоит в том, что основную задачу философии науки ее представители видели не в построении всеобъемлющей системы научного знания, а в создании теории научного знания. На практике же разработка этой теории научного знания означала возврат философии к традиционной гносеологической проблематике, решаемой с позиций субъективного идеализма Д. Беркли и Д. Юма.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

50744. Знаходження коренів нелінійного рівняння методом дотичних 133.5 KB
  Встановити корні рівняння графічно та уточнити один з них методом хорд з точністю до 0,001.Відділити корні рівняння аналітично та уточнити один зних методом хорд з точністю до 0,001.
50745. Знаходження коренів нелінійного рівняння комбінованим методом хорд та дотичних 28 KB
  Мета. Навчитися уточнювати корені нелінійного рівняння комбінованим методом хорд та дотичних. Обладнання. Лист формату А4, ручка , олівець, лінійка, програмне забезпечення С ++.
50746. Виготовлення та градуювання штучних термопар 167 KB
  Обладнання: термоелектроди для штучної термопари; джерело постійного струму; тигель з графітом; тигель з піском з електропідігріванням; вольтметр; термометр з робочим діапазоном температур що вимірюється 0 300 ˚С штатив; демонстраційні термопари різного типу та вимірювальні прилади для термопар. Для вимірювання вищих температур застосовують термопари які виготовляють зєднанням між собою кінців різнорідних провідників. Для вимірювання температур до 1100 ˚С використовують термопари з неблагородних металів мідькопель залізокопель...
50747. Технічні засоби зняття інформації 748 KB
  Способи проникнення в закрите приміщення для таємного отримання інформації. Мета роботи: ТЕОРЕТИЧНІ ВІДОМОСТІ Приховане отримання інформації. Метод знімання інформації по віброакустичному каналу відноситься до так званих беззаходовым методів і це є важливою його перевагою.
50748. Макетування веб-сторінки за допомогою таблиць 78.5 KB
  Мета: навчитися розробляти панель навігації по документу, використовуючи таблиці для створення нової структури HTML-документа. Обладнання: ПЕОМ IBM PC, текстовий редактор, Internet Explorer.
50749. Структурування веб-сторінки за допомогою списків 54.5 KB
  Мета: навчитися використовувати різноманітні списки, таблиці у структурі HTML-документа. Обладнання: ПЕОМ IBM PC, текстовий редактор, Internet Explorer.
50750. Формы в html 54 KB
  На цій лабораторній роботі я навчився створювати і використовувати форми у HTML-документах.
50751. Створення, налагодження та розміщення сайту на сервері в мережі Інтернет 614.5 KB
  Тут наводяться адреси телефони факси інші контактні дані головного офісу і філій компанії. Часто публікуються імена посади і навіть фотографії співробітників що займаються певними напрямками діяльності компанії їх робочі телефони та emil адреси. Логотип компанії. Ліцензії патенти дозвільні документи якщо діяльність компанії підлягає ліцензуванню.
50752. Оптимізація веб-сторінки. Додавання кнопок та фонових елементів 639.5 KB
  На цій лабораторній роботі я навчився опановувати елементи web-дизайну, використовуючи кнопки, фон, оптимізаційні методи у формуванні сторінки