24359

Проблема интернализма и экстернализма в понимании механизмов научной деятельности

Доклад

Логика и философия

60 Движущие силы развития научного познания: интернализм и экстернализм а Интернализм Что является движущими силами развития научного знания При ответе на этот вопрос исследователь сталкивается с двойственным характером существования и движения научного знания. Они развиваются по внутренней логике: вытекают одна из другой обосновывают друг друга и образуют единую систему знания. С другой стороны исследователь не может не учитывать того обстоятельства что производит эти знания конкретный субъект ученый научное сообщество и что их...

Русский

2013-08-09

54.5 KB

76 чел.

ВОПРОС №5

Проблема интернализма и экстернализма в понимании механизмов научной деятельности

По Радугину (стр. 60)

Движущие силы развития научного познания: интернализм и экстернализм

 а) Интернализм

Что является движущими силами развития научного знания? При ответе на этот вопрос исследователь сталкивается с двойственным характером существования и движения научного знания. С одной стороны, научные идеи существуют в объективированной форме, независимо от каждого человека, от того периода времени, когда они появились на свет, хотя и обладают хронологической последовательностью. Они развиваются по внутренней логике: вытекают одна из другой, обосновывают друг друга и образуют единую систему знания. С другой стороны, исследователь не может не учитывать того обстоятельства, что производит эти знания конкретный субъект (ученый, научное сообщество), и что их появлению способствуют или наоборот, препятствуют различные события и факты, относящиеся к области социальных, общекультурных, политических, религиозных и прочих факторов, и не имеющих отношения  к строго логической структуре знания.Такая двойственность существования и движения науки послужила основанием для формирования в 30-х - 50-х годах ХХ в. двух методологических подходов в понимании движущих сил развития научного знания: интернализма и экстернализма.

Интернализм отдает предпочтение внутренним факторам развития науки. Его представители акцентируют внимание на качественной специфике научного знания по сравнению с вненаучными формами познавательной деятельности, преемственности в динамике научного знания, направленности научного знания на достижение объективной истины. Наиболее видные представители интернализма А.Койре, К.Поппер, Р.Холл, П.Росси, Г.Гернак.

С точки зрения А.Койре, наука представляет собой вид духовной деятельности, объяснение содержания которой не может опираться на материальные и социальные предпосылки. Это содержание может быть объяснено только внутринаучными факторами. С этой точки зрения, динамика науки – это движение идей, понятий, теорий, типов мышления по внутренней логике их развития, которое может происходить либо постепенно, либо скачкообразно.

Наиболее значимая попытка обоснования интерналистской позиции была предпринята К.Поппером в его концепции «трех миров». Согласно этой концепции, существуют три самостоятельных, принципиально не связанных друг с другом типа реальности: физический мир, психический мир и мир знаний. Мир знаний создан человеком, но с некоторого момента он стал независимой объективной реальностью, все изменения в которой полностью предопределены его внутренними возможностями и предшествующими состояниями. Поппер подчеркивает автономность существования и развития «третьего мира». «С нашими теориями, пишет К.Поппер, происходит то же, что и с нашими детьми: они имеют склонность становиться в значительной степени независимыми от своих родителей. С нашими теориями может случиться то же, что и с нашими детьми: мы можем приобрести от них большее количество знаний, чем первоначально вложили в них». Конечно, натуральный ряд чисел создан человеком. Однако он сам становится объектом изучения, которое порождает необходимое количество знаний о числах. То же можно сказать о любой научной теории. Объекты «третьего мира» – это не только их актуальная данность, но и потенция их развития.

Естественно, что с каждым новым открытием в «третьем мире» появляются и совершенно новые, прежде не содержащиеся в нем даже потенциально проблемы и соответственно возможности их решения. И каждый новый шаг будет создавать новые непреднамеренные факты, новые неожиданные проблемы, и часто новые опровержения. Критицизм является, по Попперу, важнейшим источником роста «третьего мира».

Таким образом, с точки зрения интернализма, научное знание – это автономная, саморазвивающаяся система, содержание которой не зависит от социокультурных условий ее бытия, от степени развития общества и особенностей различных его подсистем на том или ином этапе их развития. Социальные, социокультурные, политические, религиозные и иные системы и отношения – это лишь предпосылки и условия появлений той или иной идеи, теории, метода. Но сколько не изучай социум, никогда не приблизишься к пониманию структуры и содержания знания, являющегося отражением, воспроизведением объективно, независимо существующей от человека природы. Поэтому, согласно интернализму, главную движущую силу развития науки составляют присущие ей внутренние цели, средства и закономерности. Научное знание развивается по своим внутренним законам,  определяющим логическую связь между научными понятиями, всеми элементами эмпирического и теоретического содержания науки.

В методологии интернализма субъект научного познания и связанные с его деятельностью обстоятельства как бы выносятся за скобки. Его представители считают, что можно отвлечься от всех внешних обстоятельств, при которых добывается новое знание (техническая оснащенность науки, материальные ресурсы, экспериментальное оборудование, мыслительные, логические возможности ученого, его мировоззренческая и социальная позиция). Познающий субъект неизменен. Он всегда один и тот же. Если же в теории появляются какие-то привнесения от субъекта, то от них следует избавляться. Целью познания является достижение объективной истины. Наука в своем развитии постепенно освобождается от заблуждений и ошибок, связанных с субъективной стороной познания и бережно хранит крупицы объективной истины о мире, не подвергающиеся влиянию исторически преходящих событий и случайных, с точки зрения развития научных идей, обстоятельств. В идеале субъект познания должен быть освобожден от всех своих исторических и социальных характеристик. В этом смысле социальность полностью исключается из развития научных идей.

Однако интерналисты признают, что социальность играет определенную роль в науке. Социальные обстоятельства, с их точки зрения, могут ускорить или замедлить развитие научного знания, изменить направленность его движения. Но они практически не могут повлиять на внутреннюю логическую и содержательную сторону научных идей.

Влияние социальности на науку осуществляется, в частности, через социальный заказ. В результате политического, военного развития или в производстве, сельском хозяйстве вырабатывается некоторая потребность, которую может удовлетворить наука. Например, развитие сельского хозяйства порождает потребность в новых удобрениях. Наука получает социальный заказ. Это общественное воздействие внешней силы стимулирует развитие науки в определенном направлении. Однако самодвижение научного знания производится по внутренним законам науки. Вненаучные факторы, направляя внимание ученых на разработку тех или иных областей науки, в которых заинтересовано общество в данный момент, вместе с тем не могут подсказать ученым какими конкретными приемами и способами решать встающие перед наукой теоретические и экспериментальные задачи.

Все интерналисты при объяснении динамики научного знания подчеркивают приоритет внутренних факторов его развития. Однако в понимании этих внутренних факторов в среде интерналистов не существует единства. Отчетливо выделяются две версии интернализма: эмпирическая и рационалистическая. С точки зрения эмпирической версии интернализма, основой динамики научного знания является нахождение (установление, открытие) новых фактов. Теория – это вторичное образование, представляющее собой систематизацию и обобщение фактов.

Представители рационалистической версии интернализма считают, основу динамики научного знания составляют теоретические изменения, которые по самой своей сути всегда есть результат познавательного творческого процесса, либо перекомбинацией уже имеющихся идей (например, когда несущественные идеи становятся существенными и наоборот, независимые – зависимыми, объясняющие – объясняемыми и т.п.). Интерналисты рационалистической версии исходят из предпосылки, что все возможное содержание знания уже предзаданно определенным множеством априорных, общих базисных идей. Научные наблюдения, эксперименты трактуются при этом лишь как внешние факторы, запускающие механизм творчества и перекомбинации мира идей.

б) Экстернализм

В противоположность интерналистам, экстерналисты исходят из ведущей роли в динамике науки внешних факторов. С точки зрения экстернализма, основным источником инноваций в науке, определяющим не только направление, темпы ее развития, но и содержание научного знания (темы, методы, идеи, гипотезы), являются материальный и духовный потенциал общества, его социальные потребности и культурные ресурсы.

С позиций экстерналистов, в научном познании познавательный интерес (познание ради умножения и совершенствования знания) не имеет самодавлеющего значения. Он, в конечном счете, всегда ориентирован на определенный практический интерес, на необходимость решения множества инженерных, технических, технологических, экономических и социально-гуманитарных проблем. Лозунг Ф.Бэкона «Знание – сила» является кратким выражением экстерналистского подхода к назначению науки.

Все экстерналисты утверждают мысль о существенном влиянии общества на развитие науки. Однако в оценке значимости различных социальных и духовных факторов в среде экстерналистов существуют серьезные расхождения. Одни считают главными факторами, влияющими на развитие науки, экономические, технические и технологические потребности общества (Дж.Бернал, Б.Гессен и др.). Другие – тип социальной организации (А.Богданов), третьи – господствующую культурную доминанту общества (О.Шпенглер), четвертые – наличный духовный потенциал общества (религию, философию, искусство, нравственность, ментальность), пятые – локальный социальный и социально-психологический контекст деятельности научного коллектива и отдельных ученых (Т.Кун, П.Фейерабенд, Ш.Малкей), шестые – конкретный тип взаимодействия указанных выше факторов, образующих наличный социокультурный фон науки (В.Купцов и др.).

Кто же прав в оценке движущих факторов развития науки: интерналисты или экстерналисты? Однозначного ответа на этот вопрос не существует. По нашему мнению, каждое из этих направлений верно отражает некоторые стороны движущих сил развития научного знания, имеют сильные и слабые стороны.

Сильная сторона интернализма состоит в осознании качественной специфики научного знания по сравнению с другими сферами духовной деятельности, относительной автономии науки, преемственности в динамике научного знания. Идеи и теории могут родиться только от идей и теории. Развитие идей и теории происходит только в системе внутринаучной духовной деятельности. Слабая сторона интернализма: неспособность увидеть способ включения вненаучных факторов в научный познавательный процесс.

Сильная сторона экстернализма – понимание значения социальных факторов в развитии научного знания, доказательства роли социальных потребностей, социокультурного фона и др. в динамике научного знания. Слабая сторона - в ограниченной трактовке феномена социальности, неспособности показать как социальность в различных ее проявлениях входит в научно-познавательный процесс, превращается из внешнего во внутринаучный фактор развития научного знания.

Как отмечалось ранее, интернализм и экстернализм как методологические направления в философии науки сформировались в 30-х годах и господствовали в течение двух десятилетий. Однако во второй половине ХХ века в развитии науки произошли серьезные изменения:

Во-первых, наука превращается в сложный социальный организм, включающий в себя социальные структуры различного типа (научно-исследовательские лаборатории, научное сообщество, невидимый колледж). Такие изменения позволили говорить о внутренней социальности науки.

Во-вторых, само научное знание меняется и в своей дисциплинарной структуре, и в своих логических, содержательных характеристиках, причем направление этих изменений предполагает усиление роли субъективного человеческого фактора в познавательной деятельности.

Осознание роли этих изменений заставили по-новому взглянуть на субъект научного познания и характер его взаимодействия с объектом познания. Перед методологами и историками науки встала проблема, как соотносятся результаты внешних социальных воздействий на науку и результаты деятельности в рамках внутренней социальности науки, а также как переносятся (и переносятся ли вообще) особенности внутренней социальности на логическую структуру и содержание самого этого знания. Содержательным поиском ответов на эти вопросы занимается современная философия науки.

PAGE  3


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

43918. Методика організації самостійної роботи майбутніх інженерів-педагогів при викладанні дисципліни «Деталі машин» (на прикладі Української інженерно-педагогічної академії) 1.9 MB
  Вища освіта України завжди була дуже високої якості. Такою вона залишається і сьогодні. Випускники ВНЗ України, особливо фізико-математичного, медичного, авіаційного, морського, інженерно-технічного і хіміко-технологічного профілів, працюють і мають авторитет практично у всіх країнах світу.
43919. Модернизация учебной лабораторной установки для лаборатории гидравлики и теплотехники кафедры 34, МГИУ 3.17 MB
  По мере прикрытия дросселя общий уровень давления в вихревой трубе повышается, и расход холодного потока через отверстие диафрагмы увеличивается при соответствующем уменьшении расхода горячего потока. При этом температуры холодного и горячего потоков также изменяются.
43920. Проект разработки средств мокрой очистки технологических газов и мероприятий по охране труда в условиях мартеновского цеха ОАО «Запорожсталь» 927.5 KB
  В разделе КИП и А разработаны системы автоматического контроля и регулирования газоочистной установки мартеновской печи №7 ОАО Запорожсталь. Технология выплавки стали в мартеновских печах Устройство мартеновской печи Современная мартеновская печь представляет собой сложное техническое сооружение и состоит из двух основных частей: верхнего строения включающего рабочее пространство и головки печи и нижнего строения состоящего из шлаковиков боровов регулирующих устройств регенераторов и газопроводов.1...
43921. Использование сети Интернет в системе маркетинговых коммуникаций: состояние и перспективы развития на примере ОАО «Брестский райагросервис» 12.07 MB
  Как совокупность средств это комплекс содержания, носителей и способов передачи маркетинговой информации, позволяющий осуществлять информационные связи, контакты в виде рекламы, отношений с общественностью, прямого маркетинга (включая личные контакты) и смешанных видов (включая выставки, ярмарки и другие формы содействия продажам, сбыту).
43922. Использование ресурсов сети Интернет при изучении тем раздела «Социальная информатика» на базовом уровне 25.76 MB
  Под телематикой ученым понимается обработка информации на расстоянии. За этим стоит простая и глубокая мысль: развитие каналов связи отражает и уровень компьютеризации и объем накопленной информации и объективную потребность общества во всех видах информационного обмена и другие проявления информатизации. В последние полвека в развитых странах мира пропускная способность коммуникационных сетей передачи информации возрастала в среднем примерно в 10 раз за десятилетие. Развитие средств хранения передачи и обработки информации в...
43923. Разработка рекомендаций, направленных на совершенствование организации бухгалтерского учета и повышение эффективности использования денежных средств в ОАО «РЖД» 762.5 KB
  Денежные средства характеризуют начальную и конечную стадии кругооборота хозяйственных средств скорость движения которых во многом определяет эффективность всей деятельности организации. В условиях рыночной экономики следует исходить из принципа что умелое использование денежных средств может приносить организации дополнительный доход так как временно...
43924. Театралізовані ігри як засіб розвитку творчих здібностей першокласників на уроках музики 353.5 KB
  Театралізована гра як засіб розвитку творчих здібностей першокласників Загальна характеристика театралізованих ігор як методу розвитку творчих здібностей молодших школярів Методика розвитку творчих здібностей учнів 6річного віку в процесі використання театралізованих ігор на уроках музики Мистецтво з його унікальними можливостями цілісного впливу на особистість виступає не тільки джерелом естетичного виховання а й універсальним засобом творчого розвитку дитини.
43925. Системы налогообложения физических лиц в России на примере общества с ограниченной ответственность (ООО) «САПР ГРУПП» 961.5 KB
  В частности для обеспечения выполнения своих функций защита внешних границ поддержание порядка внутри государства строительство содержание государственного аппарата и так далее государству приходится облагать в том числе доходы и имущество граждан. Повышение налогов с населения увеличивает доходы бюджета только на один налоговый период так как уже в следующем база для их уплаты может резко сократиться. С другой стороны налог на доходы и имущество физических лиц имеет большое значение для формирования бюджета государства и его...
43926. Оптимизация производительности сети с использованием средств моделирования 12.06 MB
  Оптимизация производительности сети. В чем состоит планирование сети Использование моделирования для оптимизации производительности сети Влияние топологии связей и производительности коммуникационных устройств на пропускную способность сети