24359

Проблема интернализма и экстернализма в понимании механизмов научной деятельности

Доклад

Логика и философия

60 Движущие силы развития научного познания: интернализм и экстернализм а Интернализм Что является движущими силами развития научного знания При ответе на этот вопрос исследователь сталкивается с двойственным характером существования и движения научного знания. Они развиваются по внутренней логике: вытекают одна из другой обосновывают друг друга и образуют единую систему знания. С другой стороны исследователь не может не учитывать того обстоятельства что производит эти знания конкретный субъект ученый научное сообщество и что их...

Русский

2013-08-09

54.5 KB

66 чел.

ВОПРОС №5

Проблема интернализма и экстернализма в понимании механизмов научной деятельности

По Радугину (стр. 60)

Движущие силы развития научного познания: интернализм и экстернализм

 а) Интернализм

Что является движущими силами развития научного знания? При ответе на этот вопрос исследователь сталкивается с двойственным характером существования и движения научного знания. С одной стороны, научные идеи существуют в объективированной форме, независимо от каждого человека, от того периода времени, когда они появились на свет, хотя и обладают хронологической последовательностью. Они развиваются по внутренней логике: вытекают одна из другой, обосновывают друг друга и образуют единую систему знания. С другой стороны, исследователь не может не учитывать того обстоятельства, что производит эти знания конкретный субъект (ученый, научное сообщество), и что их появлению способствуют или наоборот, препятствуют различные события и факты, относящиеся к области социальных, общекультурных, политических, религиозных и прочих факторов, и не имеющих отношения  к строго логической структуре знания.Такая двойственность существования и движения науки послужила основанием для формирования в 30-х - 50-х годах ХХ в. двух методологических подходов в понимании движущих сил развития научного знания: интернализма и экстернализма.

Интернализм отдает предпочтение внутренним факторам развития науки. Его представители акцентируют внимание на качественной специфике научного знания по сравнению с вненаучными формами познавательной деятельности, преемственности в динамике научного знания, направленности научного знания на достижение объективной истины. Наиболее видные представители интернализма А.Койре, К.Поппер, Р.Холл, П.Росси, Г.Гернак.

С точки зрения А.Койре, наука представляет собой вид духовной деятельности, объяснение содержания которой не может опираться на материальные и социальные предпосылки. Это содержание может быть объяснено только внутринаучными факторами. С этой точки зрения, динамика науки – это движение идей, понятий, теорий, типов мышления по внутренней логике их развития, которое может происходить либо постепенно, либо скачкообразно.

Наиболее значимая попытка обоснования интерналистской позиции была предпринята К.Поппером в его концепции «трех миров». Согласно этой концепции, существуют три самостоятельных, принципиально не связанных друг с другом типа реальности: физический мир, психический мир и мир знаний. Мир знаний создан человеком, но с некоторого момента он стал независимой объективной реальностью, все изменения в которой полностью предопределены его внутренними возможностями и предшествующими состояниями. Поппер подчеркивает автономность существования и развития «третьего мира». «С нашими теориями, пишет К.Поппер, происходит то же, что и с нашими детьми: они имеют склонность становиться в значительной степени независимыми от своих родителей. С нашими теориями может случиться то же, что и с нашими детьми: мы можем приобрести от них большее количество знаний, чем первоначально вложили в них». Конечно, натуральный ряд чисел создан человеком. Однако он сам становится объектом изучения, которое порождает необходимое количество знаний о числах. То же можно сказать о любой научной теории. Объекты «третьего мира» – это не только их актуальная данность, но и потенция их развития.

Естественно, что с каждым новым открытием в «третьем мире» появляются и совершенно новые, прежде не содержащиеся в нем даже потенциально проблемы и соответственно возможности их решения. И каждый новый шаг будет создавать новые непреднамеренные факты, новые неожиданные проблемы, и часто новые опровержения. Критицизм является, по Попперу, важнейшим источником роста «третьего мира».

Таким образом, с точки зрения интернализма, научное знание – это автономная, саморазвивающаяся система, содержание которой не зависит от социокультурных условий ее бытия, от степени развития общества и особенностей различных его подсистем на том или ином этапе их развития. Социальные, социокультурные, политические, религиозные и иные системы и отношения – это лишь предпосылки и условия появлений той или иной идеи, теории, метода. Но сколько не изучай социум, никогда не приблизишься к пониманию структуры и содержания знания, являющегося отражением, воспроизведением объективно, независимо существующей от человека природы. Поэтому, согласно интернализму, главную движущую силу развития науки составляют присущие ей внутренние цели, средства и закономерности. Научное знание развивается по своим внутренним законам,  определяющим логическую связь между научными понятиями, всеми элементами эмпирического и теоретического содержания науки.

В методологии интернализма субъект научного познания и связанные с его деятельностью обстоятельства как бы выносятся за скобки. Его представители считают, что можно отвлечься от всех внешних обстоятельств, при которых добывается новое знание (техническая оснащенность науки, материальные ресурсы, экспериментальное оборудование, мыслительные, логические возможности ученого, его мировоззренческая и социальная позиция). Познающий субъект неизменен. Он всегда один и тот же. Если же в теории появляются какие-то привнесения от субъекта, то от них следует избавляться. Целью познания является достижение объективной истины. Наука в своем развитии постепенно освобождается от заблуждений и ошибок, связанных с субъективной стороной познания и бережно хранит крупицы объективной истины о мире, не подвергающиеся влиянию исторически преходящих событий и случайных, с точки зрения развития научных идей, обстоятельств. В идеале субъект познания должен быть освобожден от всех своих исторических и социальных характеристик. В этом смысле социальность полностью исключается из развития научных идей.

Однако интерналисты признают, что социальность играет определенную роль в науке. Социальные обстоятельства, с их точки зрения, могут ускорить или замедлить развитие научного знания, изменить направленность его движения. Но они практически не могут повлиять на внутреннюю логическую и содержательную сторону научных идей.

Влияние социальности на науку осуществляется, в частности, через социальный заказ. В результате политического, военного развития или в производстве, сельском хозяйстве вырабатывается некоторая потребность, которую может удовлетворить наука. Например, развитие сельского хозяйства порождает потребность в новых удобрениях. Наука получает социальный заказ. Это общественное воздействие внешней силы стимулирует развитие науки в определенном направлении. Однако самодвижение научного знания производится по внутренним законам науки. Вненаучные факторы, направляя внимание ученых на разработку тех или иных областей науки, в которых заинтересовано общество в данный момент, вместе с тем не могут подсказать ученым какими конкретными приемами и способами решать встающие перед наукой теоретические и экспериментальные задачи.

Все интерналисты при объяснении динамики научного знания подчеркивают приоритет внутренних факторов его развития. Однако в понимании этих внутренних факторов в среде интерналистов не существует единства. Отчетливо выделяются две версии интернализма: эмпирическая и рационалистическая. С точки зрения эмпирической версии интернализма, основой динамики научного знания является нахождение (установление, открытие) новых фактов. Теория – это вторичное образование, представляющее собой систематизацию и обобщение фактов.

Представители рационалистической версии интернализма считают, основу динамики научного знания составляют теоретические изменения, которые по самой своей сути всегда есть результат познавательного творческого процесса, либо перекомбинацией уже имеющихся идей (например, когда несущественные идеи становятся существенными и наоборот, независимые – зависимыми, объясняющие – объясняемыми и т.п.). Интерналисты рационалистической версии исходят из предпосылки, что все возможное содержание знания уже предзаданно определенным множеством априорных, общих базисных идей. Научные наблюдения, эксперименты трактуются при этом лишь как внешние факторы, запускающие механизм творчества и перекомбинации мира идей.

б) Экстернализм

В противоположность интерналистам, экстерналисты исходят из ведущей роли в динамике науки внешних факторов. С точки зрения экстернализма, основным источником инноваций в науке, определяющим не только направление, темпы ее развития, но и содержание научного знания (темы, методы, идеи, гипотезы), являются материальный и духовный потенциал общества, его социальные потребности и культурные ресурсы.

С позиций экстерналистов, в научном познании познавательный интерес (познание ради умножения и совершенствования знания) не имеет самодавлеющего значения. Он, в конечном счете, всегда ориентирован на определенный практический интерес, на необходимость решения множества инженерных, технических, технологических, экономических и социально-гуманитарных проблем. Лозунг Ф.Бэкона «Знание – сила» является кратким выражением экстерналистского подхода к назначению науки.

Все экстерналисты утверждают мысль о существенном влиянии общества на развитие науки. Однако в оценке значимости различных социальных и духовных факторов в среде экстерналистов существуют серьезные расхождения. Одни считают главными факторами, влияющими на развитие науки, экономические, технические и технологические потребности общества (Дж.Бернал, Б.Гессен и др.). Другие – тип социальной организации (А.Богданов), третьи – господствующую культурную доминанту общества (О.Шпенглер), четвертые – наличный духовный потенциал общества (религию, философию, искусство, нравственность, ментальность), пятые – локальный социальный и социально-психологический контекст деятельности научного коллектива и отдельных ученых (Т.Кун, П.Фейерабенд, Ш.Малкей), шестые – конкретный тип взаимодействия указанных выше факторов, образующих наличный социокультурный фон науки (В.Купцов и др.).

Кто же прав в оценке движущих факторов развития науки: интерналисты или экстерналисты? Однозначного ответа на этот вопрос не существует. По нашему мнению, каждое из этих направлений верно отражает некоторые стороны движущих сил развития научного знания, имеют сильные и слабые стороны.

Сильная сторона интернализма состоит в осознании качественной специфики научного знания по сравнению с другими сферами духовной деятельности, относительной автономии науки, преемственности в динамике научного знания. Идеи и теории могут родиться только от идей и теории. Развитие идей и теории происходит только в системе внутринаучной духовной деятельности. Слабая сторона интернализма: неспособность увидеть способ включения вненаучных факторов в научный познавательный процесс.

Сильная сторона экстернализма – понимание значения социальных факторов в развитии научного знания, доказательства роли социальных потребностей, социокультурного фона и др. в динамике научного знания. Слабая сторона - в ограниченной трактовке феномена социальности, неспособности показать как социальность в различных ее проявлениях входит в научно-познавательный процесс, превращается из внешнего во внутринаучный фактор развития научного знания.

Как отмечалось ранее, интернализм и экстернализм как методологические направления в философии науки сформировались в 30-х годах и господствовали в течение двух десятилетий. Однако во второй половине ХХ века в развитии науки произошли серьезные изменения:

Во-первых, наука превращается в сложный социальный организм, включающий в себя социальные структуры различного типа (научно-исследовательские лаборатории, научное сообщество, невидимый колледж). Такие изменения позволили говорить о внутренней социальности науки.

Во-вторых, само научное знание меняется и в своей дисциплинарной структуре, и в своих логических, содержательных характеристиках, причем направление этих изменений предполагает усиление роли субъективного человеческого фактора в познавательной деятельности.

Осознание роли этих изменений заставили по-новому взглянуть на субъект научного познания и характер его взаимодействия с объектом познания. Перед методологами и историками науки встала проблема, как соотносятся результаты внешних социальных воздействий на науку и результаты деятельности в рамках внутренней социальности науки, а также как переносятся (и переносятся ли вообще) особенности внутренней социальности на логическую структуру и содержание самого этого знания. Содержательным поиском ответов на эти вопросы занимается современная философия науки.

PAGE  3


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

83285. Україна та її історія на уроках зарубіжної літератури 121.5 KB
  Мета: Поглибити знання учнів про життя і творчість зарубіжних письменників, пов’язаних з Україною, її історією та культурою; сприяти творчо – асоціативній діяльності, розвивати дослідницькі та комунікативні навички.
83286. Вірю в майбутнє твоє, Украіно! 49 KB
  А я вважаю, що кожен народ має право на самобутність, свою мову, свою культуру. І той, хто не поважає свою мову, свій народ,- той не поважає,перш за все,себе. Хіба англійці соромляться своєї мови, а французи говорять китайською? Хіба ми гірші за інші народи?
83287. Слава синам України – українським повстанцям 965.5 KB
  Цілі: знайомити учнів з героїчними сторінками минулого України, розкрити діяльність Української Повстанської Армії з 1942р. по 1959р., як армії ІІ світової війни; забезпечити розуміння основних термінів, фактів; пробуджувати високі почуття патріотизму: формувати вміння розповідати...
83288. Київ – столиця України. Культурно-історичні пам’ятки Києва 90 KB
  Мета: дидактична: формувати уявлення про столицю як головне місто країни, ознайомити з культурно-історичними пам’ятками м. Києва, з історією заснування Києва, формувати інтерес до історичного минулого нашого народу; розвивальна: розвивати мислення, увагу, пам’ять, спостережливість...
83289. Звуки с, с, позначення їх буквами Сс. Читання складів і слів з ними. Вправи на доповнення речень словами. Читання тексту «Зустріч з лисом» за А. Давидовим 220.5 KB
  Сьогодні до нас на урок завітало дуже багато гостей і урок наш трішки незвичайний. Ми вирушаємо у подорож, щоб знайти скарб, але шукати буде його нелегко, адже треба докласти усiх зусиль: виявити читацькі знання, розум, кмiтливiсть, винахідливість, уважність, спостережливість.
83290. Склонение имен существительных в единственном числе. Начальная форма имен существительных. Употребление падежных предлогов 60 KB
  Цель: продолжить работу над формированием умения устанавливать связь между словами в предложении; закреплять знания падежных вопросов к именам существительным; развивать умение анализировать, сравнивать; воспитывать интерес к предмету.
83291. Комбінована робота. Практична робота. Створення аплікації на тему «Метелик» 129.5 KB
  Мета: закріпити навички роботи з папером, удосконалювати навички копіювання простих форм за допомогою шаблону та створення з вирізаних форм аплікації;повторити правили техніки безпеки під час роботи з ножицями; розвивати увагу, спостережливість, фантазію; виховувати працелюбність, акуратність...
83292. Океаны Земли. Практическая работа. Обозначение океанов и материков на глобусе и карте 68 KB
  Цели: Сформировать представление о поверхности океанов Земли изображение их на глобусе и карте довести до сознания учащихся что в природе всё взаимосвязано; Развивать пространственное воображение познавательный интерес развивать умение работать с картой полушарий глобусом учебным текстом...
83293. Чи легко приносити радість іншим? В.О. Сухомлинський «Покинуте кошеня» А. Костецький «Хвостата мова» 4.5 MB
  Мета: Формувати навички швидкого виразного читання, уміння уважно слухати; Збагачувати словниковий запас учнів; Простежувати причиново-наслідкові зв’язки, аналізувати проблемні ситуації і робити висновки. Вчити дітей розглядати будь-який об’єкт чи явище з позитивної і негативної точки зору...