24360

Предмет философии науки: общие закономерности научного познания в его историческом развитии и изменяющемся социокультурном контексте

Доклад

Логика и философия

Функции науки культурная технологическая наука как фактор соц регуляции проективно – конструктивная экологическая Научное познание – процесс получения объективного истинного знания направленного на отражение закономерности действительности. 9 Предмет и структура философии науки Специфика предмета науки определяется в ходе исследовательской деятельности. Поэтому представление о предмете философии науки в истории развития этой отрасли знания существенно меняется.

Русский

2013-08-09

54.5 KB

24 чел.

PAGE  2

ВОПРОС №6

Предмет  философии науки: общие закономерности научного познания в его историческом развитии и изменяющемся социокультурном контексте

По лекции

Предметом ФН являются общие закономерности и тенденции научного познания, как особой деятельности по производству научных знаний взятых в их историческом развитии и рассматриваемых в исторически изменяющемся социокультурном контексте.

Наука – форма духовной деятельности людей направленной на производство знаний о природе общества и о самом познании, имеющая непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов в их взаимосвязи, для того что бы предвидеть тенденции развития действительности и способствовать ее изменению.

Особенности научного знания или критерий научности.

Основные задачи научного познания:

  •  Обнаружение объективных законов действительности и ориентация на общие и существенные предметы.
  •  Наука осуществляет предвидение будущего.
  •  Системность научного знания.
  •  Постоянная  методологическая рефлексия (поиск оптимальных методов)
  •  Непосредственная цель и высшая цель научного познания – объективная истина.
  •  Научное познание – процесс производства и воспроизводства новых знаний образующих систему понятий теории и гипотез, закрепленных в языке.
  •  Для научного познания характерно применение различных материальных средств (оборудование, приборы) и духовных средств (диалектика, логика).
  •  Строгое доказательство.
  •  Опытная повторяемость.

Структура научных познаний.

  1.  материалы эмпирического опыта.
    1.  результаты его обобщения в понятиях и абстракциях.
      1.  основанные на фактах проблемы и научные предположения
        1.  вырастающие из них законы, принципы теории  и картины мира.
        2.  философские основания или установки.
        3.  социокультурные ценностные и мировоззренческие основы.
        4.  методы, идеалы, нормы.
        5.  стиль мышления.

Функции науки

  •  культурная
  •  технологическая
  •  наука как фактор соц регуляции
  •  проективно – конструктивная
  •  экологическая

Научное познание – процесс получения объективного истинного знания направленного на отражение закономерности действительности.

Научное познание имеет три задачи: описание, предсказание и объяснение процессов и явлений действительности.

Формы вненаучного знания относится и к 40 вопросу

1. Паранаучное – несовместимое с гносиологическими стандартами. Оно включает в себя учения или размышления о феноменах, объяснение которых не является убедительным с точки зрения критерия научности.

2. Лженаучное – это сознательно эксплуатирующее домыслы и предрассудки. Знание не систематизированы и не объединены парадигмой.

3. Квазинаучное – осуществляет поиск сторонников и приверженцев опираясь на методы насилия и предубеждения. Возникает там где есть жесткий идеологический режим.

4. Антинаучное знание – утопические и сознательно искажающие представление о действительности.

5. Псевдонаучное знание – интеллектуальная активность спекулирующая на совокупности популярных теорий (истории о древних цивилизациях, снежный человек, Лох-неское чудовище).

Другая типология псевдонаучного знания:

1. Паронормальное знание – учение о тайных природных и психологических силах и отношений скрывающихся за обычными явлениями. Сюда относится экстросенсорика и психокинез.   К экстросенсорному восприятию относится телепатия и ясновидение.

2. Псевдонаука – наука о нестандартных событиях. Поппер ценил псевдонауку – наука может ошибаться, а псевдонаука может случайно натолкнуться на истину.

3. Дивиантная – отклоняющаяся от стандартов, практикуют ученые одиночки.

Ненаучные знания всегда существовали и будут существовать, но не должны доминировать.

По Радугин (стр. 9)

Предмет  и структура философии науки

Специфика предмета науки определяется в ходе исследовательской деятельности. Поэтому представление о предмете философии науки в истории развития этой отрасли знания существенно меняется.

В истории философии науки на разных этапах главной становилась та или иная проблематика: единство научного знания и построения целостной картины мира на основе принципов детерминизма и причинности; динамических и статистических закономерной; поиска характерных особенностей научного исследования, в частности, соотношения индукции и дедукции, логики и интуиции, открытия и обоснования, эмпирического и теоретического уровня знания. Особое место занимала проблема эмпирического обоснования науки, возможности сведения (дедукции) всего теоретического знания к конечным элементам опыта. Новым этапом в развитии проблем науки стало исследование социальной детерминации научного познания, рассмотрения науки как элемента культуры.

Как понимается предмет философии науки в современной отечественной философии науки. С точки зрения С.А.Лебедева, философия науки – это раздел философии, преимущественным предметом которого является целостное и ценностное осмысление науки как специфической области человеческой деятельности во всех ее проявлениях: познавательном, институциональном, методологическом, знаниевом, лингвистическом, коммуникационном. В этой обобщающей формулировке предмета философии науки содержатся ее основные структурные элементы. Чтобы понять, чем занимается и должна заниматься философия науки, необходимо раскрыть эти структурные элементы. В отечественной философии науки преобладает деятельностный подход к интерпретации ее предмета и назначения.

Во-первых, наука - это социальная система, состоящая из профессиональных сообществ, основной целью которой является получение, распространение и применение научного знания. Поэтому философия науки, прежде всего, стремится ответить на следующие вопросы: что такое научное знание, как оно устроено, каковы принципы его организации и функционирования, в чем отличие науки от других отраслей культуры: философии, религии, искусства?

Одной из отличительных особенностей научного познания является рациональность. Поэтому природа научной рациональности, критерии научной рациональности, ее модели являются важными проблемами философии науки.

Научная деятельность, как и всякие другие виды деятельности, всегда персонифицирована. Научные открытия совершали Коперник, Галилей, Максвелл, Дарвин, Ломоносов и другие. Однако эта деятельность протекала в определенном историческом контексте. Каждый ученый  работает в рамках науки своего времени и подчиняется ее требованиям и законам. Наука как социальная система это надиндивидуальное явление. В научной деятельности большая роль принадлежит традиции. Иными словами,  научная деятельность возможна только благодаря традиции, точнее множеству традиций, в рамках которых эта деятельность осуществляется.

Рассматривая науку как деятельность, направленную на производство нового знания, и как традицию важно принять во внимание историческую изменчивость самой научной деятельности и научной традиции. Иначе говоря, философия науки, анализируя закономерности развития научного знания, обязана учитывать историзм науки. В процессе ее развития происходит не только накопление нового знания и перестраиваются ранее сложившиеся представления о мире. В этом процессе изменяются все компоненты научной деятельности: изучаемые ею объекты, средства и методы исследования, особенности научных коммуникаций, формы разделения и кооперации научного труда и т.п.

Даже беглое сравнение современной науки и науки предшествующих эпох обнаруживает разительные перемены. Ученый классической эпохи (от XVII до начала XX в.), допустим, Ньютон или Максвелл, вряд ли бы принял идеи и методы квантовомеханического описания, поскольку они считали недопустимым включать в теоретическое описание и объяснение ссылки на наблюдателя и средства наблюдения. Такие ссылки воспринимались бы в классическую эпоху как отказ от идеала объективности. Но Бор и Гейзенберг - одни из творцов квантовой механики, - напротив доказывали, что именно такой способ теоретического описания микромира гарантирует объективность знания о новой реальности. Иная эпоха - иные идеалы научности.

В наше время изменился и сам характер научной деятельности по сравнению с исследованиями классической эпохи. На место науки небольших сообществ ученых пришла современная "большая наука" с ее почти производственным применением сложных и дорогостоящих приборных комплексов (типа крупных телескопов, современных систем разделения химических элементов, ускорителей элементарных частиц), с резким увеличением количества людей, занятых в научной деятельности и обслуживающих ее; с крупными объединениями специалистов разного профиля, с целенаправленным государственным финансированием научных программ и т.п.).

В этом контексте предметом философии науки также является исследование научно-познавательной деятельности как социально-исторического и культурного явления. Социальные и культурно-исторические факторы выступают как необходимые предпосылки развития науки. В связи с этим выявляется социокультурная обусловленность научного знания, роль ценностей и идеалов как формы проявления этой обусловленности. Особое внимание уделяется изучению движущих факторов и моделей развития науки. С этих позиций, предметом философии науки являются общие закономерности и тенденции научного познания как особой деятельности по производству научных знаний, взятых в их историческом развитии и рассмотренных в исторически изменяющемся социокультурном контексте.

В условиях дифференциации и интеграции наук, появления новых наук возникает настоящая потребность в философском осмыслении этих процессов. Классификация наук, помогающая выявить их специфику, взаимодействие и роль в обществе, является также предметом философии науки.

Исследования ученых показывают значимость и сложность проблемы научного творчества. Ее анализ в философском аспекте является предметом философии науки.

В структуре научного знания выделяется система предпосылочного знания, имеющего ценностно-мировоззренческую природу, выступающего в качестве основания научного исследования и вписывающего научное знание в контекст культуры и общества. В качестве такого предпосылочного знания выступают философские основания науки, аксиологические основания, научная картина мира, стиль научного мышления. Исследование предполагаемых структур научного знания является важнейшим предметом философии науки.

Традиционным предметом философии науки является методология научного познания. Центральная проблема методологии научного исследования – выявление эффективных методов научного познания. Метод – это система принципов, приемов, правил, требований, которыми необходимо руководствоваться в процессе познания. Научный метод имеет несколько аспектов: 1)объективно-содержательный; 2) операциональный; 3) праксиологический. Раскрытие содержание каждого из этих аспектов входит в проблематику философии науки. Важным аспектом методологического анализа является характеристика основных этапов и уровней научного познания, специфичности методов получения, обработки и обоснования на каждом из этапов и уровней, выявления сфер применения от дельных процедур оправдания знания (объяснения,  интерпретации и т.д.).

Как изучалось выше, изучение методологии научного познания – это традиционный предмет философии науки. В настоящее время возникла необходимость обратиться к новым методологиям, появившимся на базе системного подхода и синергетики. Предметом философии науки становится выяснение познавательного значения системных и синергетических представлений: существуют ли они как результат творческого воображения, конструктивной активности субъекта в эпистемологии и методологии или являются реально существующими объектами, о которых возможно и необходимо получить знание. Системность и синергетика исследуются как междисциплинарные совокупности знаний, обладающие высоким объясняющим потенциалом, представляющим объекты науки в виде сложных целостностей, самоорганизующих систем различного типа, включая системы, объясняемые с помощью теорий хаоса, катастроф, нелинейности и других явлений еще неосмысленных традиционной философией науки. Осмысление совокупности знаний, продуцируемых системным подходом и синергетикой и их интерпретация применительно к практике научных исследований акцентирует внимание ученых на нестабильности, нелинейности, возрастающей сложности процессов в мире, в том числе и в науке.

Важное место в структуре философии науки занимают социально-философские проблемы науки. К их числу относятся различные аспекты взаимосвязи науки и общества, раскрывающие, с одной стороны, влияние науки на общественную жизнь в целом, а, с другой стороны, обратное воздействие различных сфер общественной жизни на состояние и направление развития науки. В этом контексте представляет интерес для философии науки и совокупность вопросов, относящихся к взаимодействию науки и природной среды, науки и производства, науки и техники.

Как отмечалось выше, наука - это социальная система. В наши дни научная деятельность облекается в те или иные организационные формы и регулируется самыми разными требованиями. В их число наряду с требованиями собственно исследовательской деятельности и организационно-техническими нормами воплощения ее результатов в жизнь входят правовые, моральные и эстетические нормы. Требования права составляют основу социального контроля и самоконтроля за научной деятельностью, который при правильной его организации может стать средством стимулирования общественно полезной научной деятельности и выступить препятствием, ставящим заслон использованию науки во вред обществу. Учитывая это, многие исследователи считают целесообразным выделить в качестве предмета философии науки исследование философских проблем правовой регуляции функционирования науки.

Важное место в этом разделе философии науки занимает исследование этико-философских проблем научной деятельности. Дело в том, что научная и научно-исследовательская деятельность регулируется совокупностью социальных норм, в которых включаются и требования морали. Эти требования регулируют поведение исследователей и организаторов науки, опосредуют их отношение к прошлому научному опыту, к достижениям современников и коллег. Иными словами, исследователь действует в достаточно сложной системе нравственных отношений, о которых он должен быть осведомлен. Этика науки как часть философии науки должна снабдить его знаниями об этих отношениях и моральных нормах, принципах и идеалах, которым он должен следовать для того, чтобы избежать нежелательных моральных коллизий. Значимость исследования нравственных проблем в философии науки объясняется не только тем, что мораль является важным регулятором поведения ученых, а здоровая моральная атмосфера — основой для продуктивного научного творчества. Освещение этических проблем науки имеет существенное значение еще и в связи с необходимости выработки оснований для осуществления адекватной моральной оценки открытий и возможных последствий их реализаций.

В качестве грани предмета философии науки могут рассматриваться проблемы эстетики науки, которая призвана показать значение эстетического в научном творчестве и в реализации добытых учеными знаний на практике.

Представляет определенный интерес и исследование философских проблем взаимосвязи науки и политики. В истории общества известно немало примеров вредного воздействия политики на науку. Примером может служить негативное отношение к генетике и кибернетике со стороны властных структур в 50-е гг. XX в, в нашей стране. Такое отношение затормозило развитие этих наук. Осмысление взаимосвязи науки и политики со стороны философии науки способно создать благоприятные основания для оптимизации взаимоотношений науки и политики.

В качестве предмета философии науки можно выделить освещение проблем взаимосвязи науки с религией. В истории общества имеют место случаи, когда наука и религиозные деятели вступали в конфликт. Однако в наши дни наука и религия терпимо относятся друг к другу. Многие современные религиозные деятели стремятся содействовать развитию науки и просвещению народа и видят в деятельности ученых, работающих на благо человечества, богоугодное дело.

PAGE  2

PAGE  2


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

58853. Година спілкування на тему: Щастя. Як його досягти? 83.5 KB
  Мета: допомогти учням зрозуміти складну філософську категорію щастя дати можливість упевнитися їм що досягнення щастя залежить від їхніх особистих зусиль виховати людяність працьовитість. Вихователь: Нашу годину спілкування я хотіла б почати віршем Щастя...
58854. Ділення многочленів за схемою Горнера 160.5 KB
  Мета уроку: Освітня: Формування вмінь ділити многочлен на двучлен користуючись схемою Горнера; навчити розв’язувати рівняння вищих степенів за допомогою схеми Горнера. Розвиваюча: розвивати алгоритмічне мислення учнів використовуючи синтаксис і правила застосування операторів...
58855. Двійкове кодуваня. Двійкова система числення 92.5 KB
  Оволодіння мовою інформатики та умінням її використовувати для аналізу інформації; формування навичок роботи з додатковою літературою формування у свідомості учнів основних напрямків у розвитку інформатики.
58856. Основні класи неорганічних речовин 52.5 KB
  Мета: закріпити знання про склад оксидів, основ, кислот, солей, фізичні властивості солей, галузі їх застосування; продовжити формувати вміння писати рівняння реакції, розв’язувати задачі; розвивати пам’ять, логічне мислення, уміння нестандартно мислити...
58857. Рухливі ігри та естафети 72.5 KB
  Під час повороту руки притисни до тулуба. Вправи на відновлення дихання звичайна ходьба Кроком руш звичайна з вправами на відновлення дихання Руки через сторони вгору вдих. Опустити руки вниз видих. Перешикування на місці Шикуйсь в одну шеренгу де стояли на початку уроку...
58858. Разработка стратегии ОАО «ИЭСК» по слиянию одноотраслевых компаний в электросетевом комплексе Иркутской области 813 KB
  Оценив потенциальные выгоды от приобретения компании, а также определив стоимость сделки, компания-инициатор сталкивается с проблемой финансирования. Следует сказать, что, по данным Росстата за декабрь 2009 года, 52% организаций (11), входящих в группу «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды» в России отмечают отсутствие необходимых денежных средств как фактор, ограничивающий их деловую активность
58859. Створення коміксу засобами Paint 1.73 MB
  Уолт Дісней великий кінематографіст фундатор цілого художнього напряму в анімації Уолт Дісней народився не в Чікаго як було прийнято вважати довгі роки а в Іспанії у селищі Мохакар в Андалусії.
58860. Твоя країна – Україна. Символи держави 50.5 KB
  Ознайомити з найвідомішими містами найбільшими річками та озерами України. Розширити та уточнити знання учнів про державні символи України. Обладнання: Карта України костюми комп’ютер виставка книг. Наш урок присвячений Україні її символам найвідомішим містам та найбільшим річкам України.