24361

Наука и культура. Традиционалистический и техногенный тип цивилизации. Ценность научной рациональности

Доклад

Логика и философия

Тема соотношения науки и культуры обширна здесь много деталей но общий механизм их взаимодействия таков: наука выявляя законы изменения природных и социальных процессов становится необходимым условием их управления воздействует на потребности общества помогает человечеству в выборе жизненных стратегий поиске путей культурного развития. Надежность влияния культуры на науку подчеркивает хотя бы тот факт что не всякая культура способна продуцировать науку: многие культуры в истории человечества в частности культура майя обходились без...

Русский

2013-08-09

53.5 KB

22 чел.

6

ВОПРОС №7

Наука и культура. Традиционалистический и техногенный тип цивилизации. Ценность научной рациональности

Наука не является закрытой, полностью автономной, саморегулирующейся системой, се развитие обусловлено как внутренними, так и внешними, культурологическими условиями: экономика, мораль, религия, искусство, право, политика.

Тема соотношения науки и культуры обширна, здесь много деталей, но общий механизм их взаимодействия таков: наука, выявляя законы изменения природных и социальных процессов, становится необходимым условием их управления, воздействует на потребности общества, помогает человечеству в выборе жизненных стратегий, поиске путей культурного развития. Осуществление этой функции наукой становится возможным чаще всего потому, что наука как наиболее продвинутая часть культуры имеет дело с объектами, явлениями, которые еще не стали достоянием массовых форм их освоения.

Надежность влияния культуры на науку подчеркивает хотя бы тот факт, что не всякая культура способна продуцировать науку: многие культуры в истории человечества (в частности культура майя), обходились без науки. В случаях же, когда созревают соответствующие культурологические условия для появления науки, культура, соединяя научные знания с другими продуктами человеческой деятельности   (мораль, искусство, религия, техника, экономика и др.), вырабатывает свой стиль мышления, свое видение мира, оказывая влияние на научные стандарты познания и объяснения мира. В частности культура всегда требует от науки адекватного (истинного) отражения объекта, постоянного обновления такого знания для решения жизненных задач.

В результате наука испытывает на себе влияние культуры, она опирается на сложившиеся в обществе культурные традиции, ценности и нормы.   При этом, однако, следует заметить, что влияние культуры на науку происходит не прямо, а косвенно: в самом содержании научного знания ее культурологическая составляющая не фиксируется.

Наиболее рельефно механизм взаимодействия науки и культуры просматривается на примере сравнения техногенной (западной) и традиционном (восточной) типов цивилизации.

Западная цивилизация - это, прежде всего, техногенная, цивилизация, берущая начало в античности и окончательно сложившаяся в XVII - XVIII вв. в Европе, перекинувшаяся позднее на Северную Америку, Австралию, Японию. Для данной цивилизации характерны стремление к овладению силами и богатствами природы: внешний мир рассматривается здесь как арена научно-технической деятельности человека с пафосом покорения природы и преобразования мира, акцент на дискурсивном, логико-математическом подходе в познании явлений.

Западной культуре также характерна этика "достижения" в профессиональной и любой другой сферах, четкое различие. "Я" и  “не - Я", акцент на индивидуальности, уникальности и неповторимости личности. Человек при этом рассматривается как биосоциальное существо, проделавшее на основе экономического и технического прогресса поступательное движение от животного до сегодняшнего постиндустриального состояния.

Все это не могло не сказаться на принципах западной науки, ее ориентациях и установках: ценность нового, оригинального в форме достижения истины, развитие техники и технологии как материализация научных идей, идея постоянного изменения предметов и явлений окружающего мира, возникновение неизбежного противоречия между новыми фактами и старыми законами и необходимости пересмотра (корректировки) старых законов и теорий и создание новых - вот некоторые базовые нормы, на которых строится сегодня западная наука.

Для людей науки и не только науки техногенного общества характерен идеал творческой индивидуальности, ценности гибкого и динамичного мышления, проявляющегося в частности в сильной рефлексивности научного и обыденного сознания, его ориентации.

При этом следует заметить, что очень долго западное научное мышление в классическом ее виде основывалось на линейной, бинарной логике в форме неприятия противоречий, попытки их разрешения (пример - логический закон исключенного третьего).

Однако неумолимые тенденции развития привели западную науку к ее постнеклассическому состоянию (вторая половина XX столетия, подробнее об этом в теме № 7), для которого характерно понимание необходимости нелинейного видения мира. Исследование таких процессов, как нелинейные волны в плазме, динамика популяций в биологии, турбулентности в жидкостях и газах, поведение больших масс людей и др. показывают, что эти процессы очень сложны по природе и без нелинейного мышления в научном творчестве не обойтись.

В результате история становления и развития западной культуры представляет собой динамическую, смену следующих типов общественного сознания: магического, этнического, полисного, религиозного, научного, зреющего постнаучного. Несмотря на осознание сложности и трагичности нависших над человечеством глобальных проблем (в случае их нерешения), будущее в техногенной культуре и науке связывается с ростом научно-технических новаций, развитием гуманистического типа мышления.

История становления восточной культуры - это возникновение и существование индо-буддийского (VII - VI вв. до н.э.), арабо-исламского (VII в. н.э.), китайско-конфуцианского (VI в. до н.э.) мировоззрений. Впоследствии данные мировоззрения и соответствующие им культуры получили название традиционных, поскольку почти все представления о мире, возникшие уже в то время, сохранились на протяжении последующих тысячелетий.

Древневосточные представления о мире строятся на понимании природы как целостном, живом, взаимосвязанном, самодостаточном организме, в который естественно включен человек: так в буддийском мировоззрении мир однороден и все его составляющие находятся на одной и той же ступени реальности, каждая частица, вещь, явление зависит от другой вещи и от предыдущего своего состояния. Поэтому в преобразовании природы нет необходимости, напротив ее надо сохранить такую, какова она есть: например в китайской культуре совершенное Дао (синоним природы) уже состоялось в прошлом и имеет место его несовершенство в настоящем и будущем.

Все это формирует иной, чем в западной техногенной культуре, идеал понимания человеческой деятельности, ее активности. Мир древних восточных культур – это космос, в котором человек чувствует себя частичкой этого космоса. В восточной культуре тоже ставится задача управления законами природы и человеческим поведением, но делает это совсем по-другому: путь человека к свободе на Древнем Востоке – это не поиск новой жизни, а отказ от существующего бытия.

Поэтому важнейшим принципом жизни оказывается принцип недеяния (увэй), отвергающий силовое вмешательство в протекание природных процессов, означающий не отсутствие какого-либо действия, а активности, направленной на создание условий способствующих естественным (соответствующих природе вещей) действиям, естественному развитию природы, культивированию синхронности между ритмами человеческого организма, частями его тела и ритмами природы.

И если эта синхронность будет нарушена неправильными действиями человека, то это скажется и на состоянии природных процессов. Поэтому, например, все школы и направления китайской философии вырастают из общей духовной основы – культуры Дао, понимаемой как идеальный образец гармонично устроенного космоса, сущность жизни, поддерживаемой вселенскими ритмами инь и ян. Действие взаимосвязанных и противоположных сил инь и янь, рассматривалось как причина движения и изменчивости в природе, как гармония Космоса, Вселенной.

В результате восточное мышление отдает приоритет традициям и установившимся образцам, новое знание не имеет большой ценности. Восточная наука не стремится абстрагироваться от единичного, не воздвигает пропасти между отдельным явлением, фактом и общим законом. Если в Европейской науке познание истины есть знание всеобщего, то на  Востоке существует равновесие между единичным и общим. Здесь также нет противопоставления субъекта и объекта познания.

Как отмечает российский востоковед Т.П. Григорьева, «на Востоке сложилась наука – ненаука, не столько теоретическая, дедуктивная наука, сколько наука практическая, неотделимая от индивидуального опыта». «Истинное знание, с точки зрения восточных мудрецов, заключается не в исследовании объектов с целью овладения ими, а в достижении однобытия с миром.

Несмотря на имеющееся отличие научных культур Запада и Востока, которые долгое время шли параллельно друг другу, современная наука включается в диалог культур. Вообще, как отмечают культурологи, на определенном этапе становления самобытности, через осмысление себя и развития на собственных основаниях любой культуре становится тесно в своих стенах. Возникает любопытство, удивление, интерес по отношению к другим культурам, начинается период их встречи, диалога, взаимопроникновения.

Это в равной мере относится и к науке. На возможность диалога указывает наличие большого количества сходных черт результатов размышлений о сущности космических, природных, социальных процессов.

В частности, выявилась тесная связь мировоззренческих установок современной мировой науки с идеями русских космистов начала XX в. (Федорова, Циолковского, Чижевского, Умова и др.), их взглядами на направление перспективного изучения и освоения космоса, взаимоотношения человека (общества) и природы и др.

Что касается науки Запада и Востока, то можно отметить такое важное качество восточного мышления, как нелинейность, выражающуюся в констатации необходимости, противоречий как показателя совершенства, диалогичности, являющихся предпосылкой появления поля творческого хаоса, из которого возникает новое. К идее нелинейности как важнейшем качестве многих процессов природного и социального мира пришла и современная наука на неклассическом и постнеклассическом этапе своего развития.

Можно приводить множество примеров переклички интуитивно-созерцательных прозрений восточных мудрецов, философов по вопросу устройства, свойств мира и человека с современными принципами науки. Это и идея наличия у атомов не только массы, но и зарядов, высказанная джайнистами еще в IV в. до н.э.; мысль древних даосов о наличии энергетических полей, пронизывающих пустоту; их идея существования ритмов в природе и обществе, а также идея несилового взаимовлияния, построенная на кооперативном взаимодействии.

Продуктивными и актуальными сегодня являются выявленные в рамках древнеиндийской культуры глубинные свойства и способности человеческого организма, облеченные в полумистическую форму. Существо этих свойств является сегодня предметом изучения и западной науки: биологии, медицины.

Все это плюс попытки совместного поиска выхода из современных глобальных кризисов, порождает тенденции интеграции древневосточной мудрости с рационализмом Запада. Например, в XX в. накопленный медиативный опыт в восточных психокультурах (даосизме, буддизме, дзен-буддизме) используется в науке Запада: в мышление Запада проникают интуитивные методы постижения явлений. Не случайно в научной элите XX в. появляются восточные имена: индийский физик Б. Бозе, пакистанский физик А Салом и др.

Таким образом, в конце XX столетия, когда человечество оказалось перед проблемой выбора новых стратегий выживания, многие идеи, разработанные в традиционных восточных учениях, согласуются с возникающими в недрах современной техногенной культуры новыми ценностями и мировоззренческими смыслами,

В целом диалог культур Востока и Запада, отыскание в них общего и особенного позволяют каждому человеку ощутить духовное богатство накопленное человечеством на протяжении тысячелетий. Это помогает человеку понять свою силу, обрести смысл жизни, а также успешно решать проблемы вхождения и Востока, и Запада в мировую цивилизацию. Поэтому Диалог культур конструктивен и не должен иметь конца - это постоянный процесс, который позволит человечеству избежать «самоубийства», решить ряд глобальных проблем, стоящих ныне перед человечеством.

По лекции:

Ценность научной рациональности

Научная рациональность – одна из разновидностей рациональности. Всякое научное знание – рационально, но не всякое рациональное – научное.

Существуют пласты обыденного знания, философского, религиозного – они рациональны, но не обязательно научны. Важной является научная рациональность, т.к. она дает объективное представление о мире. Т.е. ученые и научные сообщества выработали  критерии научности в соответствии с которыми оценивается истинность нового знания. Критерии научности позволяют отделить научные знания от псевдо- и пара- науки.

Научная рациональность включает в себя все свойства рационального мышления: последовательность рассуждений, логичность, обоснованность суждений и не противоречивость.

Свойствами научной рациональности являются: доказательность, проверяемость, открытость для критики, практическая применимость знаний.

Наука – особый вид познавательной деятельности направленной на выработку объективных системно организованных, логически доказательных и обоснованных знаний, которые позволяют предвидеть процессы и создавать необходимые для общества продукты.

Три исторических типа научной рациональности (по Степину):

1 этап научной революции – этап классической науки (17в – первая половина 19 века), базируется на механической картине мира, главная наука – механика и интерпретируется с  позиции детерминизма (причина и следствие). Приветствуется объективные методы познания (субъект не зависит от объекта) – эксперимент, математические модели и т.д. ценность истины превышает ценность добра красоты и т.д. ученый должен быть абсолютно нейтрален. Формируются институты, лаборатории, связь науки с производством. Кризис классической науки – конец 19 века начало 20 века.

2 этап научной революции конец 19 – начало 20 века – этап не классической науки. Связан с формированием квантовой механики, с созданием теории относительности, с созданием конструктивной логики и математики. Лидер – квантовая релятивистская физика. Признается относительность пространства, времени, массы, взаимопревращения вещества и энергии, взаимодополняемость волн и частиц.

Индетерминизм – нет четкой связи причины и явления. Структурность и эволюционность систем. Гипотетичность и вероятностный характер законов и теорий. Отказались от поиска универсального метода познания. Признали плюрализм (множество) научных методов и средств. Интуиция стала научным методом. Наука стала взаимодействовать с другими формами культуры и стала ценностно окрашенной.

3. Пост неклассическая 70-е годы 20 века и по наши дни.

Связана с 4 глобальной революцией. Предмет изучения – сверхсложные системы. Принципы пост неклассической стадии – системность, структурность, глобальный эволюционизм, нелинейность, антропологизм и теологизм.

Тесная связь научных и ненаучных общечеловеческих ценностей.

4 вида научной рациональности:

1- логико – математическая рациональность

2- естественно научная рациональность

3 – инженерно – технологическая рациональность

4 -  социально гуманитарная рациональность.        


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54996. Подорож нашою країною 45.5 KB
  Програмовий зміст: формувати уявлення дітей про нашу державу, місто, право людей на вибір місця проживання. Закріпити та поглибити знання дітей про Україну; розширити знання про народні символи, річки, гори, моря, українську мову, професії (гончар, швачка, вишивальниця), український посуд та національний одяг.
54997. Казкова подорож (з використанням казок В. Сухомлинського) 43 KB
  Матеріал: малюнок із зображенням весняних квітів метелик аркуші з завданням з зображенням метеликів і бджілосінні листочки сніжинка склянки з водою та соломинки по кількості дітей сніжки корзина амулети серветки. Відповіді дітей слідкувати щоб діти відповідали повним реченням вірно вимовляли...
54998. Подорож до зимового лісу 37 KB
  Програмовий зміст: продовжувати ознайомлення малят з особливостями зимової пори року; розширити знання про зміни в природі, пов’язані з приходом зими. Розширити та узагальнити знання дітей про диких тварин, вміння виділяти й характеризувати особливості зовнішнього вигляду, способу їх життя.
54999. Рушаймо в подорож цікаву, рушаймо й пізнаваймо світ... Франція 41 KB
  На відміну від традиційного підходу до вивчення іноземних мов в межах окремої країни, сучасний вчитель має враховувати відношення України з іншими країнами світу та її спрямованість в європейську співдружність.
55000. ЦІКАВИМИ СТЕЖИНАМИ ПО КРАЇНІ МІЦНОГО ЗДОРОВ’Я 191.5 KB
  Мета: виховувати у дітей ціннісне ставлення до власного здоровя та стимулювати бажання дбати про нього; сприяти усвідомленню учнями необхідності ведення здорового способу життя; нагадати корисні звички які допоможуть зміцнити здоровя; прищеплювати інтерес до занять фізичною культурою і спортом.
55001. Загадкове Середньовіччя 49.5 KB
  Основні деталі одягу: лляна сорочка плащ поступово зявляються панчохи короткі штани Носили також рукавички спочатку як робочий одяг а згодом як предмет розкоші. Жіночий одяг: на початку середньовіччя жіночий одяг мав відрізнятись від чоловічого але з часом ситуація дещо змінилась.
55002. Подорож до країни Чистоти і Порядку 51.5 KB
  Сьогодні ми друзі відправимось в груподорож. Вчитель Школярі які живуть на цій станції не розчісують і не підстригають волосся. Хочу я напитись чаю Але що це Сам не знаю Самовар мій повний вщерть Утікає шкереберть Що зробилось Вчитель Діти чому від Бруднулі всі речі повтікали З`являється Умивальник .
55003. Подорож моєї мрії 88.5 KB
  Вдале географічне розташування Буковель оточений амфітеатром красивих гір створює комфортні умови для відпочинку в Буковелі. Унікальні кліматичні умови надзвичайна краса карпатських гір живописні ландшафти а також джерела мінеральних вод залучають на відпочинок і лікування в Буковелі велику кількість туристів. Відпочинок в Буковелі добрий у будьякий час року але в першу чергу Буковель вважається гірськолижним курортом тому кращий час його відвідин зимові місяці. Любителі гір з різних куточків світу з'їжджаються на гірськолижний...
55004. Инвестиции: понятие, виды, источники финансирования. Факторы, определяющие динамику инвестиционного спроса 20.39 KB
  Инвестиции — долгосрочные вложения капитала с целью получения прибыли. Инвестиции являются неотъемлемой частью современной экономики. От кредитов инвестиции отличаются степенью риска для инвестора (кредитора) — кредит и проценты необходимо возвращать в оговорённые сроки независимо от прибыльности проекта