24361

Наука и культура. Традиционалистический и техногенный тип цивилизации. Ценность научной рациональности

Доклад

Логика и философия

Тема соотношения науки и культуры обширна здесь много деталей но общий механизм их взаимодействия таков: наука выявляя законы изменения природных и социальных процессов становится необходимым условием их управления воздействует на потребности общества помогает человечеству в выборе жизненных стратегий поиске путей культурного развития. Надежность влияния культуры на науку подчеркивает хотя бы тот факт что не всякая культура способна продуцировать науку: многие культуры в истории человечества в частности культура майя обходились без...

Русский

2013-08-09

53.5 KB

22 чел.

6

ВОПРОС №7

Наука и культура. Традиционалистический и техногенный тип цивилизации. Ценность научной рациональности

Наука не является закрытой, полностью автономной, саморегулирующейся системой, се развитие обусловлено как внутренними, так и внешними, культурологическими условиями: экономика, мораль, религия, искусство, право, политика.

Тема соотношения науки и культуры обширна, здесь много деталей, но общий механизм их взаимодействия таков: наука, выявляя законы изменения природных и социальных процессов, становится необходимым условием их управления, воздействует на потребности общества, помогает человечеству в выборе жизненных стратегий, поиске путей культурного развития. Осуществление этой функции наукой становится возможным чаще всего потому, что наука как наиболее продвинутая часть культуры имеет дело с объектами, явлениями, которые еще не стали достоянием массовых форм их освоения.

Надежность влияния культуры на науку подчеркивает хотя бы тот факт, что не всякая культура способна продуцировать науку: многие культуры в истории человечества (в частности культура майя), обходились без науки. В случаях же, когда созревают соответствующие культурологические условия для появления науки, культура, соединяя научные знания с другими продуктами человеческой деятельности   (мораль, искусство, религия, техника, экономика и др.), вырабатывает свой стиль мышления, свое видение мира, оказывая влияние на научные стандарты познания и объяснения мира. В частности культура всегда требует от науки адекватного (истинного) отражения объекта, постоянного обновления такого знания для решения жизненных задач.

В результате наука испытывает на себе влияние культуры, она опирается на сложившиеся в обществе культурные традиции, ценности и нормы.   При этом, однако, следует заметить, что влияние культуры на науку происходит не прямо, а косвенно: в самом содержании научного знания ее культурологическая составляющая не фиксируется.

Наиболее рельефно механизм взаимодействия науки и культуры просматривается на примере сравнения техногенной (западной) и традиционном (восточной) типов цивилизации.

Западная цивилизация - это, прежде всего, техногенная, цивилизация, берущая начало в античности и окончательно сложившаяся в XVII - XVIII вв. в Европе, перекинувшаяся позднее на Северную Америку, Австралию, Японию. Для данной цивилизации характерны стремление к овладению силами и богатствами природы: внешний мир рассматривается здесь как арена научно-технической деятельности человека с пафосом покорения природы и преобразования мира, акцент на дискурсивном, логико-математическом подходе в познании явлений.

Западной культуре также характерна этика "достижения" в профессиональной и любой другой сферах, четкое различие. "Я" и  “не - Я", акцент на индивидуальности, уникальности и неповторимости личности. Человек при этом рассматривается как биосоциальное существо, проделавшее на основе экономического и технического прогресса поступательное движение от животного до сегодняшнего постиндустриального состояния.

Все это не могло не сказаться на принципах западной науки, ее ориентациях и установках: ценность нового, оригинального в форме достижения истины, развитие техники и технологии как материализация научных идей, идея постоянного изменения предметов и явлений окружающего мира, возникновение неизбежного противоречия между новыми фактами и старыми законами и необходимости пересмотра (корректировки) старых законов и теорий и создание новых - вот некоторые базовые нормы, на которых строится сегодня западная наука.

Для людей науки и не только науки техногенного общества характерен идеал творческой индивидуальности, ценности гибкого и динамичного мышления, проявляющегося в частности в сильной рефлексивности научного и обыденного сознания, его ориентации.

При этом следует заметить, что очень долго западное научное мышление в классическом ее виде основывалось на линейной, бинарной логике в форме неприятия противоречий, попытки их разрешения (пример - логический закон исключенного третьего).

Однако неумолимые тенденции развития привели западную науку к ее постнеклассическому состоянию (вторая половина XX столетия, подробнее об этом в теме № 7), для которого характерно понимание необходимости нелинейного видения мира. Исследование таких процессов, как нелинейные волны в плазме, динамика популяций в биологии, турбулентности в жидкостях и газах, поведение больших масс людей и др. показывают, что эти процессы очень сложны по природе и без нелинейного мышления в научном творчестве не обойтись.

В результате история становления и развития западной культуры представляет собой динамическую, смену следующих типов общественного сознания: магического, этнического, полисного, религиозного, научного, зреющего постнаучного. Несмотря на осознание сложности и трагичности нависших над человечеством глобальных проблем (в случае их нерешения), будущее в техногенной культуре и науке связывается с ростом научно-технических новаций, развитием гуманистического типа мышления.

История становления восточной культуры - это возникновение и существование индо-буддийского (VII - VI вв. до н.э.), арабо-исламского (VII в. н.э.), китайско-конфуцианского (VI в. до н.э.) мировоззрений. Впоследствии данные мировоззрения и соответствующие им культуры получили название традиционных, поскольку почти все представления о мире, возникшие уже в то время, сохранились на протяжении последующих тысячелетий.

Древневосточные представления о мире строятся на понимании природы как целостном, живом, взаимосвязанном, самодостаточном организме, в который естественно включен человек: так в буддийском мировоззрении мир однороден и все его составляющие находятся на одной и той же ступени реальности, каждая частица, вещь, явление зависит от другой вещи и от предыдущего своего состояния. Поэтому в преобразовании природы нет необходимости, напротив ее надо сохранить такую, какова она есть: например в китайской культуре совершенное Дао (синоним природы) уже состоялось в прошлом и имеет место его несовершенство в настоящем и будущем.

Все это формирует иной, чем в западной техногенной культуре, идеал понимания человеческой деятельности, ее активности. Мир древних восточных культур – это космос, в котором человек чувствует себя частичкой этого космоса. В восточной культуре тоже ставится задача управления законами природы и человеческим поведением, но делает это совсем по-другому: путь человека к свободе на Древнем Востоке – это не поиск новой жизни, а отказ от существующего бытия.

Поэтому важнейшим принципом жизни оказывается принцип недеяния (увэй), отвергающий силовое вмешательство в протекание природных процессов, означающий не отсутствие какого-либо действия, а активности, направленной на создание условий способствующих естественным (соответствующих природе вещей) действиям, естественному развитию природы, культивированию синхронности между ритмами человеческого организма, частями его тела и ритмами природы.

И если эта синхронность будет нарушена неправильными действиями человека, то это скажется и на состоянии природных процессов. Поэтому, например, все школы и направления китайской философии вырастают из общей духовной основы – культуры Дао, понимаемой как идеальный образец гармонично устроенного космоса, сущность жизни, поддерживаемой вселенскими ритмами инь и ян. Действие взаимосвязанных и противоположных сил инь и янь, рассматривалось как причина движения и изменчивости в природе, как гармония Космоса, Вселенной.

В результате восточное мышление отдает приоритет традициям и установившимся образцам, новое знание не имеет большой ценности. Восточная наука не стремится абстрагироваться от единичного, не воздвигает пропасти между отдельным явлением, фактом и общим законом. Если в Европейской науке познание истины есть знание всеобщего, то на  Востоке существует равновесие между единичным и общим. Здесь также нет противопоставления субъекта и объекта познания.

Как отмечает российский востоковед Т.П. Григорьева, «на Востоке сложилась наука – ненаука, не столько теоретическая, дедуктивная наука, сколько наука практическая, неотделимая от индивидуального опыта». «Истинное знание, с точки зрения восточных мудрецов, заключается не в исследовании объектов с целью овладения ими, а в достижении однобытия с миром.

Несмотря на имеющееся отличие научных культур Запада и Востока, которые долгое время шли параллельно друг другу, современная наука включается в диалог культур. Вообще, как отмечают культурологи, на определенном этапе становления самобытности, через осмысление себя и развития на собственных основаниях любой культуре становится тесно в своих стенах. Возникает любопытство, удивление, интерес по отношению к другим культурам, начинается период их встречи, диалога, взаимопроникновения.

Это в равной мере относится и к науке. На возможность диалога указывает наличие большого количества сходных черт результатов размышлений о сущности космических, природных, социальных процессов.

В частности, выявилась тесная связь мировоззренческих установок современной мировой науки с идеями русских космистов начала XX в. (Федорова, Циолковского, Чижевского, Умова и др.), их взглядами на направление перспективного изучения и освоения космоса, взаимоотношения человека (общества) и природы и др.

Что касается науки Запада и Востока, то можно отметить такое важное качество восточного мышления, как нелинейность, выражающуюся в констатации необходимости, противоречий как показателя совершенства, диалогичности, являющихся предпосылкой появления поля творческого хаоса, из которого возникает новое. К идее нелинейности как важнейшем качестве многих процессов природного и социального мира пришла и современная наука на неклассическом и постнеклассическом этапе своего развития.

Можно приводить множество примеров переклички интуитивно-созерцательных прозрений восточных мудрецов, философов по вопросу устройства, свойств мира и человека с современными принципами науки. Это и идея наличия у атомов не только массы, но и зарядов, высказанная джайнистами еще в IV в. до н.э.; мысль древних даосов о наличии энергетических полей, пронизывающих пустоту; их идея существования ритмов в природе и обществе, а также идея несилового взаимовлияния, построенная на кооперативном взаимодействии.

Продуктивными и актуальными сегодня являются выявленные в рамках древнеиндийской культуры глубинные свойства и способности человеческого организма, облеченные в полумистическую форму. Существо этих свойств является сегодня предметом изучения и западной науки: биологии, медицины.

Все это плюс попытки совместного поиска выхода из современных глобальных кризисов, порождает тенденции интеграции древневосточной мудрости с рационализмом Запада. Например, в XX в. накопленный медиативный опыт в восточных психокультурах (даосизме, буддизме, дзен-буддизме) используется в науке Запада: в мышление Запада проникают интуитивные методы постижения явлений. Не случайно в научной элите XX в. появляются восточные имена: индийский физик Б. Бозе, пакистанский физик А Салом и др.

Таким образом, в конце XX столетия, когда человечество оказалось перед проблемой выбора новых стратегий выживания, многие идеи, разработанные в традиционных восточных учениях, согласуются с возникающими в недрах современной техногенной культуры новыми ценностями и мировоззренческими смыслами,

В целом диалог культур Востока и Запада, отыскание в них общего и особенного позволяют каждому человеку ощутить духовное богатство накопленное человечеством на протяжении тысячелетий. Это помогает человеку понять свою силу, обрести смысл жизни, а также успешно решать проблемы вхождения и Востока, и Запада в мировую цивилизацию. Поэтому Диалог культур конструктивен и не должен иметь конца - это постоянный процесс, который позволит человечеству избежать «самоубийства», решить ряд глобальных проблем, стоящих ныне перед человечеством.

По лекции:

Ценность научной рациональности

Научная рациональность – одна из разновидностей рациональности. Всякое научное знание – рационально, но не всякое рациональное – научное.

Существуют пласты обыденного знания, философского, религиозного – они рациональны, но не обязательно научны. Важной является научная рациональность, т.к. она дает объективное представление о мире. Т.е. ученые и научные сообщества выработали  критерии научности в соответствии с которыми оценивается истинность нового знания. Критерии научности позволяют отделить научные знания от псевдо- и пара- науки.

Научная рациональность включает в себя все свойства рационального мышления: последовательность рассуждений, логичность, обоснованность суждений и не противоречивость.

Свойствами научной рациональности являются: доказательность, проверяемость, открытость для критики, практическая применимость знаний.

Наука – особый вид познавательной деятельности направленной на выработку объективных системно организованных, логически доказательных и обоснованных знаний, которые позволяют предвидеть процессы и создавать необходимые для общества продукты.

Три исторических типа научной рациональности (по Степину):

1 этап научной революции – этап классической науки (17в – первая половина 19 века), базируется на механической картине мира, главная наука – механика и интерпретируется с  позиции детерминизма (причина и следствие). Приветствуется объективные методы познания (субъект не зависит от объекта) – эксперимент, математические модели и т.д. ценность истины превышает ценность добра красоты и т.д. ученый должен быть абсолютно нейтрален. Формируются институты, лаборатории, связь науки с производством. Кризис классической науки – конец 19 века начало 20 века.

2 этап научной революции конец 19 – начало 20 века – этап не классической науки. Связан с формированием квантовой механики, с созданием теории относительности, с созданием конструктивной логики и математики. Лидер – квантовая релятивистская физика. Признается относительность пространства, времени, массы, взаимопревращения вещества и энергии, взаимодополняемость волн и частиц.

Индетерминизм – нет четкой связи причины и явления. Структурность и эволюционность систем. Гипотетичность и вероятностный характер законов и теорий. Отказались от поиска универсального метода познания. Признали плюрализм (множество) научных методов и средств. Интуиция стала научным методом. Наука стала взаимодействовать с другими формами культуры и стала ценностно окрашенной.

3. Пост неклассическая 70-е годы 20 века и по наши дни.

Связана с 4 глобальной революцией. Предмет изучения – сверхсложные системы. Принципы пост неклассической стадии – системность, структурность, глобальный эволюционизм, нелинейность, антропологизм и теологизм.

Тесная связь научных и ненаучных общечеловеческих ценностей.

4 вида научной рациональности:

1- логико – математическая рациональность

2- естественно научная рациональность

3 – инженерно – технологическая рациональность

4 -  социально гуманитарная рациональность.        


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

40403. Эпоха Бурбонов (XVIII век) 30.32 KB
  В 1609 году начинается выселение из Испании морисков однако доходы от конфискации их имущества не компенсировали последующий упадок торговли и запустение многих городов во главе с Валенсией. Вступление в войну католической Франции лишило конфликт религиозной почвы и привело к катастрофическим последствиям для Испании. На долгие десятилетия политическую жизнь Испании начали определять интересы её северного соседа. Экономическая и политическая слабость привели Испанию к подписанию крайне невыгодного договора в СанИльдефонсо 1796 который...
40404. Италия во времена испанского господства и возрастающего влияния Франции (1559—1700) 141.87 KB
  Наибольшее значение для будущего имело восстановление Савойи и Пьемонта которые прежде всего должны были служить испанскому господству в верхней Италии оплотом против Франции. Незадолго до того прекратило своё существование ещё одно из небольших владений в Италии Урбино которое в 1623 году слилось с Церковной областью. Франция уже ранее воздвигла на северной границе Италии преграду дальнейшему развитию испанской власти тем что воспрепятствовала соединению габсбургских земель в Граубюндене и Вальтеллине. Она пыталась утвердиться и в...
40405. Конституция США 95.53 KB
  Состоит из семи статей за время действия Конституции были приняты двадцать семь поправок которые являются её неотъемлемой частью. В основе Конституции США лежит принцип разделения властей между законодательной конгресс исполнительной президент и судебной верховный суди нижестоящие суды ветвями. Хотя первоначальной целью Конвента был именно пересмотр Статей Конфедерации и вопрос о выработке нового документа не ставился постепенно делегаты пришли к заключению о необходимости создания новой Конституции которая бы утвердила...
40406. Война Первой коалиции 193.28 KB
  союзные войска в общем до 250 тыс. Французская регулярная армия не превышала тогда 125 тыс. Он издал грозную прокламацию которая имела целью устрашить французов но произвела обратное действие: её вызывающий тон возбудил сильнейшее негодование; всякий кто мог взялся за оружие и менее чем через 2 месяца численность французских войск превзошла уже 400 тыс. капитулировал имея в распоряжении 18 тыс.
40407. Предыстория объединения 77.04 KB
  под эгидой Пруссии был заключенТаможенный союз куда вошли Пруссия Бавария Саксония и другие государства. Королевство Пруссия Ядром Пруссии стало Маркграфство Бранденбург которое образовалось в XII веке на славянских землях бодричей и лютичей между Эльбой и Одером в результате экспансии немецких рыцарей на восток. В 1618 году в результате династического брака сына маркграфа Бранденбурга и дочери герцога Пруссии из другой ветви Гогенцоллернов образовалось наследственное владение БранденбургПруссия. ВТридцатилетней войне относительно...
40408. Австро-венгерское соглашение 1867 года (Австро-венгерский компромисс) 34.97 KB
  kiegyezés договор заключённый 15 марта 1867 годамежду австрийским императором ФранцемИосифом I и представителями венгерского национального движения во главе с Ференцем Деаком в соответствии с которым Австрийская империя преобразовывалась в дуалистическую монархию АвстроВенгрия. Создание АвстроВенгрии было способом преодоления затяжного кризиса империи вызванного подъёмом национальных движений народов страны укреплением национальных элит военными поражениями в австроиталофранцузской 1859 года и австропрусской 1866 года войнах...
40409. Зависимость от Испании 1580—1640 456.5 KB
  Иберийская или пиренейская уния современное обозначение династической унии корон Испании и Португалии в 1580 1640 годах. Приход к власти Габсбургов в Португалии После того как в 1578 году молодой португальский король Себастьян I сложил голову при ЭльКсарэльКебире правящая Ависская династия оказалась на грани угасания. Он обеспечил португальское представительство в управлении единым государством позволил Португалии сохранить собственные законы и денежную единицу; одно время даже обсуждалась идея переноса столицы в Лиссабон. Династия...
40410. Венский конгресс 1814—1815 гг. 24.67 KB
  Гумбольдт Францию Шарль Морис де ТалейранПеригор Португалию Педро де Соуза Гольштейн де Палмела Решения Европа после Венского конгресса Все решения Венского Конгресса были собраны в Заключительном акте Венского Конгресса. В результате конгресса сложилась Венская система международных отношений и был создан Священный союз европейских государств имевший целью обеспечение незыблемости европейских монархий.
40411. Вестфальская система международных отношений 51.36 KB
  Назревание войны Аугсбургский религиозный мир 1555 на время завершил открытое соперничество лютеран и католиков в Германии. Периоды войны. Ход войны Чешский период 1618 1625 23 мая 1618 оппозиционные дворяне во главе с графом Турном выбросили из окон Чешской канцелярии в ров королевских наместниковВильгельма Славату Мартиницу и их секретаря Фабриция Вторая пражская дефенестрация.