24364

Наука и обыденное познание

Доклад

Логика и философия

Наряду с научным художественным философским существует обыденное сознание познание. Эксперты отмечают сложность четкой структуризации понятия обыденное знание. К обыденным знаниям относят: практические знания необходимые человеку для решения повседневных задач основанные на здравом смысле умения навыки социальный опыт; исторически первый способ идеального отражения в форме мифологического знания; обыденное массовое сознание в форме стихийного массового опыта и др.

Русский

2013-08-09

52 KB

31 чел.

ВОПРОС №10

Наука и обыденное познание

По Тарасову

Наука и обыденное сознание. Наряду с научным, художественным   философским существует обыденное сознание, познание. Эксперты отмечают сложность четкой структуризации понятия «обыденное знание». Однако указывается, что обыденные знания отличаются от научных тем, что приемы познания здесь не осознаются, знания поверхностны, не систематизированы (имеют разрозненный,  случайный и неорганизованный характер), не обоснованы. По существу это конгломерат сведений, предписаний, инструкций, накопленных тысячелетним  обыденным  опытом, проверяемых на истинность повседневной практикой жизни.

К обыденным знаниям относят: практические знания, необходимые человеку для решения повседневных задач, основанные на здравом смысле (умения, навыки, социальный опыт); исторически первый способ идеального отражения в форме мифологического знания; обыденное (массовое) сознание в форме стихийного массового опыта и др.

Специфика языка обыденного сознания в том, что он не имеет четких определений, термины обыденного языка плохо взаимосвязаны друг с другом, выражения нечетки, многозначны, точный смысл их обнаруживается лишь в ситуации непосредственного общения. Поэтому одни и те же явления и предметы в условиях обыденного познания могут быть выражены разными словами.

Обыденное знание всегда носит ссылочный и сиюминутный (ситуативный) характер, отсылая к «мнению», «авторитету», отражая только те объекты которые могут быть преобразованы в наличной ситуации.

По поводу перспектив обыденного знания существуют разные точки зрения. Согласно одной позиции обыденное сознание должно быть вытеснено научным путем его интеллектуализации, «онаучивания». Поэтому то общество культурнее и развитее, где меньшее количество людей являются носителем обыденного сознания.

Исходя из другой точки зрения, обыденное сознание невозможно элиминировать из общественной жизни, поскольку оно перерабатывает научное другие виды знаний в форму практического опыта, необходимого для ориентации людей в повседневной жизни. Обыденное сознание воспроизводит всю пеструю гамму разнообразия общественной жизни и сложившихся в нем отношений. В связи с этим необходим научный подход к изучению обыденного сознания как важнейшего элемента духовной и материальной жизни общества.

Будучи не лучшим вариантом постижения мира, обыденное сознание, тем не менее, в своем развитии, в своих лучших образцах (народная мудрость) способно приближаться к художественному, религиозному, научному, философскому видению мира.

Можно привести множество примеров глубокого знания "жизни" природы, в частности "законов леса" - повадки животных, расположение и на значение лекарственных трав и т.д. людьми, не имеющими теоретических знаний, в данном случае в области биологии, ботаники.

Не лишним будет отметить, что часто научное знание связано с обыденным познанием генетически: черпает информацию из обыденного опыта, опирается на здравый смысл, который является главной составляющей обыденной сознания: «наука, философия, рациональное мышление отмечает К. Поппер – все начинают со здравого смысла».

В методологии существует формула, согласно которой успех научного по знания зависит кроме прочего и от того, насколько полно представлены здравый смысл и образы повседневного опыта в научной онтологии, насколько адекватно произведена замена мира здравого смысла абстрактными символами науки.

Существует даже термин «народная наука», в котором фиксируется тот факт, что природа - это дом, а человек его составная часть. Поэтому такие составляющие народной науки, как здоровье человека, законы животного и растительного мира являются предметом изучения в ней.

Обыденно-практическое знание возникло очень давно и первоначально поставляло элементарные сведения об окружающей действительности. В отличие от научного, обыденное знание передается преимущественно через слово и действие, носит коллективный, надличностный характер.

С развитием науки и превращением ее в одну из главнейших ценностей цивилизации она не может не оказывать активного воздействия на обыденное сознание. Поэтому с полным основанием можно утверждать, что современное обыденное познание более рационалистично, компетентно на фоне обыденного сознания предшествующих эпох.

По Радугину (стр. 37-38)

Для прояснения специфики научного познания необходимо сопоставить его с другими формами познавательной деятельности и, прежде всего, с обыденным познанием. Обыденное познание – это стихийное отражение  человеком окружающего мира. Приобретенные в процессе обыденного познания знания, основаны на здравом смысле и носят практический характер, ориентированный на решение повседневных задач. По существу, это конгломерат сведений, умений, навыков, предписаний, инструкций, накопленный тысячелетним практическим опытом человечества и самого индивида, проверенный на истинность повседневной практикой жизни.

Обыденное познание выступает исторически первой формой познания. Зародышевые формы научного познания возникли в недрах и на основе обыденного познания, а затем отпочковались от него. По мере развития науки и превращения ее в одну из ценностей цивилизации научный способ познания оказывает все более активное воздействие на обыденное познание. Это воздействие развивает содержащиеся в обыденном стихийно-эмпирическом познании элементы научного, предметно-объективного отражения мира.

Однако между способностью стихийно-эмпирического познания порождать предметное  и объективное знание о мире и объективностью и предметностью научного знания имеются существенные различия. Прежде всего, наука имеет дело с особым набором объектов реальности, не сводимых к объектам обыденного опыта. Если обыденное сознание отражает только те объекты, которые в принципе могут быть преобразованы в наличных исторически сложившихся способах и видах практического действия, то наука способна изучать и такие фрагменты реальности, которые могут стать предметом освоения только в практике будущего. Она постоянно выходит за рамки предметных структур наличных видов и способов практического освоения мира и открывает человечеству новые предметные миры его возможной будущей деятельности.

Особенности объектов научного и обыденного познания диктуют необходимость использования различных средств познания. Научное исследование нуждается в особой системе специальных орудий, которые воздействуют на изучаемый объект, позволяют выявить возможные его состояния в условиях, контролируемых субъектом. Научное познание зачастую использует эксперимент с применением различной аппаратуры: приборных установок, измерительных инструментов и т.д. Научная аппаратура - это овеществленное в приборах научное знание, которое становится средством дальнейшего исследования.

Одним из важных средств познания выступает язык. Язык позволяет фиксировать результаты познания, объективировать их, переводить в общедоступную и общезначимую форму. Хотя наука в процессе познания и пользуется естественным языком, но она не может только на его основе описывать и изучать свои объекты. Во-первых, обыденный язык приспособлен для описания и предвидения объектов, вплетенных в наличную практику. Наука же, как следует из вышеизложенного, нередко выходит за ее рамки. Во-вторых, понятия обыденного языка нечетки и многозначны, их точный смысл чаще всего обнаруживается лишь в контексте языкового общения, контролируемого повседневным опытом. Наука же не может положиться на  такой контроль, поскольку она преимущественно имеет дело с объектами, не осваиваемыми в обыденной практической деятельности. Чтобы  описать изучаемые явления, она стремится как можно более четко фиксировать свои понятия и определения. Необходимым атрибутом научного языка является понятийная точность, строгие определения понятий в соответствии с требованиями формальной логики. Научные высказывания также должны быть логичны. Логичность – это выражение в смысловых связях и компонентах речи связей и отношений между частями и компонентами мысли.

Логичность и понятийная точность достигается в научном познании также благодаря тому, что в качестве основного средства языкового выражения используется системно-организованная в каждой отрасли научного знания терминология. Научный термин – это отдельное слово или словосочетание, обозначающее узко специализированное, принятое в данной отрасли научного знания понятие, предназначенное для удовлетворения специфических нужд общения в данной отрасли науки. Термин должен быть однозначным, лишенным каких-либо эмоциональных наслоений, синонимических связей, со строгой очерченностью семантических границ.

Выработка наукой специального языка, пригодного для описания объектов, необычных с точки зрения здравого смысла, а также связей и зависимостей между ними, является необходимым условием научного исследования. Язык науки постоянно развивается по мере ее проникновения во все новые области объективного мира.

Обыденное и научное познание различаются также и по методам познавательной деятельности. Объекты, на которые направлено обыденное познание, формируются в повседневной практике. Приемы, посредством которых каждый такой объект выделяется и фиксируется в качестве предмета познания, вплетены в обыденный опыт. Совокупность таких приемов, как правило, не осознается субъектом в качестве метода познания.

В научном исследовании, напротив, уже само обнаружение объекта, свойства которого подлежит дальнейшему изучению, составляет весьма трудоемкую задачу. Нередко для познания объекта необходима разработка методов его выявления и фиксации. Поэтому наряду со знанием об объектах наука формирует знание о методах познания.

И, наконец, обыденное и научное познание предъявляет различные требования к субъекту познавательной деятельности. Субъектом познавательной деятельности в условиях обыденного познания является каждый человек, естественная и искусственная социальная общность, человечество в целом. Этот субъект осваивает формы познавательной деятельности в процессе обычной социализации. Стремление науки к исследованию объектов, относительно независимо от их освоения в наличных формах производства и обыденного опыта, предполагает формирование специфических характеристик субъекта научной деятельности. Занятие наукой требует особой подготовки познающего субъекта, в ходе которой он осваивает исторически сложившиеся средства научного исследования (специальные знания, язык, приборы и т.д.), обучается приемам и методам оперирования с этими средствами.

Кроме того, систематическое занятие наукой предполагает усвоение особой системы ценностей. Их фундаментом выступают ценностные установки на поиск истины и постоянное наращивание истинного знания. На базе этих установок исторически развивается система идеалов и норм научного исследования. Эти ценностные установки составляют основание этики науки, запрещающей умышленное искажение истины в угоду тем или иным социальным целям и требует постоянной инновационной деятельности, вводя запреты на плагиат.

PAGE  2


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

12099. Исследование работы однополупериодного выпрямителя при активной и ёмкостной нагрузках 940 KB
  ЛАБРАТОРНАЯ РАБОТА № 3 Исследование работы однополупериодного выпрямителя при активной и ёмкостной нагрузках Цель исследования. Исследовать работу ОПВ на активный характер нагрузки. Исследовать работу ОПВ на ёмкостный характер нагрузки. Выполнит
12100. Исследование полупроводниковых диодов (выпрямительных и светодиодов) 352 KB
  ЛАБРАТОРНАЯ РАБОТА№ 1 Исследование полупроводниковых диодов выпрямительных и светодиодов а б Рис.1.1. Графическое представление выпрямительного диода а и светодиода б в схемах электрических принц
12101. Исследование работы опорного диода (кремниевого стабилитрона) 220.5 KB
  Лабораторная работа № 2 Исследование работы опорного диода кремниевого стабилитрона Рис.2.1. Графическое представление опорного диода в схемах электрических принципиальных На рис.2.2 показана схема которая наглядно показывает те источники питания элемен
12102. Исследование работы мостового двухполупериодного выпрямителя (ДПВ) при активной и ёмкостной нагрузках (схема Греца) 529 KB
  Лабораторная работа № 4 Исследование работы мостового двухполупериодного выпрямителя ДПВ при активной и ёмкостной нагрузках схема Греца Цель исследования. Исследовать работу ДПВ на активный характер нагрузки. Исследовать работу ДПВ на ёмкостный хар
12103. Исследование ВАХ выпрямительного диода 119 KB
  Отчёт по лабораторной работе № 1 Цель исследования. Исследовать ВАХ выпрямительного диода. Исследовать ВАХ светодиода. Определить статические параметры исследуемых выпрямительных диодов по ВАХ полученных в процессе эксперимента. Выполнение лабо...
12104. Исследовать прямую и обратную ветви ВАХ опорного диода 88 KB
  Отчёт по лабораторной работе № 2 Цель исследования. Исследовать прямую и обратную ветви ВАХ опорного диода. Выполнить необходимые расчёты параметров опорного диода по экспериментальным ВАХ. Выполнение лабораторной работы № 1 Оборудование: Лаб
12105. Исследование работы мостового выпрямителя 225.5 KB
  Отчёт по лабораторной работе № 4 Исследование работы мостового выпрямителя Цель работы. Исследование работы мостового выпрямителя при активной и ёмкостной нагрузках Оборудование: Лабораторный стенд ELVIS2 Компьютер 3. Режимные элементы резистор R
12106. Исследование работы однополупериодного выпрямителя (ОПВ) 228 KB
  Отчёт по лабораторной работе № 3 Исследование работы однополупериодного выпрямителя ОПВ Цель исследования. Исследовать работу ОПВ на активный характер нагрузки. Исследовать работу ОПВ на ёмкостный характер нагрузки. Выполнить обработку полученных дан
12107. Исследование гармонических и амплитудно - модулированных сигналов 349.5 KB
  Лабораторная работа №1 Тема: Исследование гармонических и амплитудно модулированных сигналов Цель: Научиться измерять параметры и спектральные характеристики сигналов оценивать влияние формы сигналов на их спектральные характеристики и делать вых