24364

Наука и обыденное познание

Доклад

Логика и философия

Наряду с научным художественным философским существует обыденное сознание познание. Эксперты отмечают сложность четкой структуризации понятия обыденное знание. К обыденным знаниям относят: практические знания необходимые человеку для решения повседневных задач основанные на здравом смысле умения навыки социальный опыт; исторически первый способ идеального отражения в форме мифологического знания; обыденное массовое сознание в форме стихийного массового опыта и др.

Русский

2013-08-09

52 KB

32 чел.

ВОПРОС №10

Наука и обыденное познание

По Тарасову

Наука и обыденное сознание. Наряду с научным, художественным   философским существует обыденное сознание, познание. Эксперты отмечают сложность четкой структуризации понятия «обыденное знание». Однако указывается, что обыденные знания отличаются от научных тем, что приемы познания здесь не осознаются, знания поверхностны, не систематизированы (имеют разрозненный,  случайный и неорганизованный характер), не обоснованы. По существу это конгломерат сведений, предписаний, инструкций, накопленных тысячелетним  обыденным  опытом, проверяемых на истинность повседневной практикой жизни.

К обыденным знаниям относят: практические знания, необходимые человеку для решения повседневных задач, основанные на здравом смысле (умения, навыки, социальный опыт); исторически первый способ идеального отражения в форме мифологического знания; обыденное (массовое) сознание в форме стихийного массового опыта и др.

Специфика языка обыденного сознания в том, что он не имеет четких определений, термины обыденного языка плохо взаимосвязаны друг с другом, выражения нечетки, многозначны, точный смысл их обнаруживается лишь в ситуации непосредственного общения. Поэтому одни и те же явления и предметы в условиях обыденного познания могут быть выражены разными словами.

Обыденное знание всегда носит ссылочный и сиюминутный (ситуативный) характер, отсылая к «мнению», «авторитету», отражая только те объекты которые могут быть преобразованы в наличной ситуации.

По поводу перспектив обыденного знания существуют разные точки зрения. Согласно одной позиции обыденное сознание должно быть вытеснено научным путем его интеллектуализации, «онаучивания». Поэтому то общество культурнее и развитее, где меньшее количество людей являются носителем обыденного сознания.

Исходя из другой точки зрения, обыденное сознание невозможно элиминировать из общественной жизни, поскольку оно перерабатывает научное другие виды знаний в форму практического опыта, необходимого для ориентации людей в повседневной жизни. Обыденное сознание воспроизводит всю пеструю гамму разнообразия общественной жизни и сложившихся в нем отношений. В связи с этим необходим научный подход к изучению обыденного сознания как важнейшего элемента духовной и материальной жизни общества.

Будучи не лучшим вариантом постижения мира, обыденное сознание, тем не менее, в своем развитии, в своих лучших образцах (народная мудрость) способно приближаться к художественному, религиозному, научному, философскому видению мира.

Можно привести множество примеров глубокого знания "жизни" природы, в частности "законов леса" - повадки животных, расположение и на значение лекарственных трав и т.д. людьми, не имеющими теоретических знаний, в данном случае в области биологии, ботаники.

Не лишним будет отметить, что часто научное знание связано с обыденным познанием генетически: черпает информацию из обыденного опыта, опирается на здравый смысл, который является главной составляющей обыденной сознания: «наука, философия, рациональное мышление отмечает К. Поппер – все начинают со здравого смысла».

В методологии существует формула, согласно которой успех научного по знания зависит кроме прочего и от того, насколько полно представлены здравый смысл и образы повседневного опыта в научной онтологии, насколько адекватно произведена замена мира здравого смысла абстрактными символами науки.

Существует даже термин «народная наука», в котором фиксируется тот факт, что природа - это дом, а человек его составная часть. Поэтому такие составляющие народной науки, как здоровье человека, законы животного и растительного мира являются предметом изучения в ней.

Обыденно-практическое знание возникло очень давно и первоначально поставляло элементарные сведения об окружающей действительности. В отличие от научного, обыденное знание передается преимущественно через слово и действие, носит коллективный, надличностный характер.

С развитием науки и превращением ее в одну из главнейших ценностей цивилизации она не может не оказывать активного воздействия на обыденное сознание. Поэтому с полным основанием можно утверждать, что современное обыденное познание более рационалистично, компетентно на фоне обыденного сознания предшествующих эпох.

По Радугину (стр. 37-38)

Для прояснения специфики научного познания необходимо сопоставить его с другими формами познавательной деятельности и, прежде всего, с обыденным познанием. Обыденное познание – это стихийное отражение  человеком окружающего мира. Приобретенные в процессе обыденного познания знания, основаны на здравом смысле и носят практический характер, ориентированный на решение повседневных задач. По существу, это конгломерат сведений, умений, навыков, предписаний, инструкций, накопленный тысячелетним практическим опытом человечества и самого индивида, проверенный на истинность повседневной практикой жизни.

Обыденное познание выступает исторически первой формой познания. Зародышевые формы научного познания возникли в недрах и на основе обыденного познания, а затем отпочковались от него. По мере развития науки и превращения ее в одну из ценностей цивилизации научный способ познания оказывает все более активное воздействие на обыденное познание. Это воздействие развивает содержащиеся в обыденном стихийно-эмпирическом познании элементы научного, предметно-объективного отражения мира.

Однако между способностью стихийно-эмпирического познания порождать предметное  и объективное знание о мире и объективностью и предметностью научного знания имеются существенные различия. Прежде всего, наука имеет дело с особым набором объектов реальности, не сводимых к объектам обыденного опыта. Если обыденное сознание отражает только те объекты, которые в принципе могут быть преобразованы в наличных исторически сложившихся способах и видах практического действия, то наука способна изучать и такие фрагменты реальности, которые могут стать предметом освоения только в практике будущего. Она постоянно выходит за рамки предметных структур наличных видов и способов практического освоения мира и открывает человечеству новые предметные миры его возможной будущей деятельности.

Особенности объектов научного и обыденного познания диктуют необходимость использования различных средств познания. Научное исследование нуждается в особой системе специальных орудий, которые воздействуют на изучаемый объект, позволяют выявить возможные его состояния в условиях, контролируемых субъектом. Научное познание зачастую использует эксперимент с применением различной аппаратуры: приборных установок, измерительных инструментов и т.д. Научная аппаратура - это овеществленное в приборах научное знание, которое становится средством дальнейшего исследования.

Одним из важных средств познания выступает язык. Язык позволяет фиксировать результаты познания, объективировать их, переводить в общедоступную и общезначимую форму. Хотя наука в процессе познания и пользуется естественным языком, но она не может только на его основе описывать и изучать свои объекты. Во-первых, обыденный язык приспособлен для описания и предвидения объектов, вплетенных в наличную практику. Наука же, как следует из вышеизложенного, нередко выходит за ее рамки. Во-вторых, понятия обыденного языка нечетки и многозначны, их точный смысл чаще всего обнаруживается лишь в контексте языкового общения, контролируемого повседневным опытом. Наука же не может положиться на  такой контроль, поскольку она преимущественно имеет дело с объектами, не осваиваемыми в обыденной практической деятельности. Чтобы  описать изучаемые явления, она стремится как можно более четко фиксировать свои понятия и определения. Необходимым атрибутом научного языка является понятийная точность, строгие определения понятий в соответствии с требованиями формальной логики. Научные высказывания также должны быть логичны. Логичность – это выражение в смысловых связях и компонентах речи связей и отношений между частями и компонентами мысли.

Логичность и понятийная точность достигается в научном познании также благодаря тому, что в качестве основного средства языкового выражения используется системно-организованная в каждой отрасли научного знания терминология. Научный термин – это отдельное слово или словосочетание, обозначающее узко специализированное, принятое в данной отрасли научного знания понятие, предназначенное для удовлетворения специфических нужд общения в данной отрасли науки. Термин должен быть однозначным, лишенным каких-либо эмоциональных наслоений, синонимических связей, со строгой очерченностью семантических границ.

Выработка наукой специального языка, пригодного для описания объектов, необычных с точки зрения здравого смысла, а также связей и зависимостей между ними, является необходимым условием научного исследования. Язык науки постоянно развивается по мере ее проникновения во все новые области объективного мира.

Обыденное и научное познание различаются также и по методам познавательной деятельности. Объекты, на которые направлено обыденное познание, формируются в повседневной практике. Приемы, посредством которых каждый такой объект выделяется и фиксируется в качестве предмета познания, вплетены в обыденный опыт. Совокупность таких приемов, как правило, не осознается субъектом в качестве метода познания.

В научном исследовании, напротив, уже само обнаружение объекта, свойства которого подлежит дальнейшему изучению, составляет весьма трудоемкую задачу. Нередко для познания объекта необходима разработка методов его выявления и фиксации. Поэтому наряду со знанием об объектах наука формирует знание о методах познания.

И, наконец, обыденное и научное познание предъявляет различные требования к субъекту познавательной деятельности. Субъектом познавательной деятельности в условиях обыденного познания является каждый человек, естественная и искусственная социальная общность, человечество в целом. Этот субъект осваивает формы познавательной деятельности в процессе обычной социализации. Стремление науки к исследованию объектов, относительно независимо от их освоения в наличных формах производства и обыденного опыта, предполагает формирование специфических характеристик субъекта научной деятельности. Занятие наукой требует особой подготовки познающего субъекта, в ходе которой он осваивает исторически сложившиеся средства научного исследования (специальные знания, язык, приборы и т.д.), обучается приемам и методам оперирования с этими средствами.

Кроме того, систематическое занятие наукой предполагает усвоение особой системы ценностей. Их фундаментом выступают ценностные установки на поиск истины и постоянное наращивание истинного знания. На базе этих установок исторически развивается система идеалов и норм научного исследования. Эти ценностные установки составляют основание этики науки, запрещающей умышленное искажение истины в угоду тем или иным социальным целям и требует постоянной инновационной деятельности, вводя запреты на плагиат.

PAGE  2


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

22320. Визначення комп’ютерної мережі, еволюція комп’ютерних мереж, компоненти мережі, можливості мережі 66 KB
  Визначення компютерної мережі еволюція компютерних мереж компоненти мережі можливості мережі. Мережі грають величезну роль в світі комунікацій. В справжньому розділі я надам вам достатньо відомостей про мережі при цьому не обрушуючи на вас маси подробиць які вам просто не потрібні на першому етапі знайомства з мережами. Навіщо необхідні стільки книг Це зв'язано з тим що мережі це дуже могутній інструмент що дозволяє розширити можливості вашого комп'ютера.
22321. Типи локальних мереж 428 KB
  Типи локальних мереж Існує два основні типи локальних мереж: однорангові мережі і мережі клієнтсервер. Обидва типи розрізняються по тому яким чином пристрої підключені до мережі і як в ній надається доступ до ресурсів. В одноранговій мережі всі пристрої володіють однаковими правами доступу.
22322. Основні топології локальних мереж 101 KB
  Ви не повинні сприймати топологію локальної мережі як єдиний основоположний чинник. Архітектура локальної мережі про що ми детально поговоримо далі може значно обмежити потенційні можливості що надаються тією або іншою топологією. Шинна топологія також відома як або лінійної топологія ланцюжка створюється при підключенні всіх елементів мережі до одного кабелю який називається магістраллю мережі. Наприклад завантаження дуже великого файлу на один з комп'ютерів мережі може привести до ігнорування всіх інших запитів.
22323. Популярні архітектури локальних мереж 31.5 KB
  Локальні мережі Ethernet здатні передавати дані із швидкістю 10С Мбіт с стандарт 1000 Мбіт с тільки розробляється тоді як локальні мережі Token Ring 16 Мбіт с. Локальні мережі Ethernet Технологія Ethernet розроблена в 1970х роках залишається найпопулярнішою архітектурою локальних мереж. Мережі Ethernet переважно базуються на топології зірка про яку ми говорили в попередньому розділі.
22324. Устаткування для локальних мереж 62 KB
  Робочі станції і клієнти підключаються до мережі і запрошують певні служби і ресурси у інших комп'ютерів або серверів. Робочі станції повинні бути достатньо могутніми щоб легко справлятися з поставленими перед ними обчислювальними задачами але не обов'язково повинні володіти ресурсами необхідними для обслуговування інших робочих станцій підключених до мережі. Мережні адаптери необхідні для підключення робочих станцій до мережі.
22325. Протоколи локальних мереж 44 KB
  Протоколи це просто правила які визначають як саме відбуватиметься взаємодія і потрібні як для локальних так і для глобальних мереж. Деякі протоколи підтримують маршрутизацію що означає що разом з даними також передаються відомості про їх джерело і точку призначення. Якщо можливе існування одного шляху між джерелом і точкою призначення як це часто має місце в локальних мережах і навіть в глобальних мережах використовування таких протоколів не необхідне.
22326. Адресація в IP-мережах 107.5 KB
  Для вузлів що входять в локальні мережі це МАСадреса мережного адаптера або порту маршрутизатора наприклад 11А0173DBC01. Для вузлів що входять в глобальні мережі такі як Х.25 або frame relay локальна адреса призначається адміністратором глобальної мережі.
22327. Вимоги, що предявляються до сучасних обчислювальних мереж 84.5 KB
  Хоча всі ці вимоги вельми важливі часто поняття якість обслуговування Quality Service QoS комп'ютерної мережі потрактує більш вузько в нього включаються тільки дві найважливіші характеристики мережі продуктивність і надійність. Незалежно від вибраного показника якості обслуговування мережі існують два підходи до його забезпечення. Перший підхід очевидно покажеться найприроднішим з погляду користувача мережі. Технології frame relay і ATM дозволяють будувати мережі що гарантують якість обслуговування по продуктивності.
22328. Використання вінка Мережа і вилучений доступ до мережі. 58.5 KB
  Розкрійте дерево Мій комп'ютер клацнувши на знаку . Змінювати параметри ідентифікації комп'ютера в мережі. Додавати мережні компоненти. Створення нового мережного підключення Якщо у вашому комп'ютері встановлений мережний адаптер який у свою чергу підключений до локальної мережі коли ви встановлювали Windows 2000 Professional в системі вже повинно бути набудовано працююче мережне підключення так в Windows 2000 називається локальна мережа хоча воно може бути ще не до кінця набудовано.