24371

Формирование идеалов (математизированное и опытное, экспериментальное знание) науки Нового времени (Г. Галилей, Ф. Бэкон, Р. Декарт)

Доклад

Логика и философия

это время становления новой современной науки. Этому способствовали как внутренние изменения самой науки уже Коперник и Кеплер свою гелиоцентрическую картину мира обосновывают с помощью математического расчета. Давление воды на лопатку движение деталей насоса кузнечного молота шелкопрядильной машины включали в себя непрерывную цепь механических причин и следствий ставших основой механической картины мира классического идеала науки.

Русский

2013-08-09

127 KB

58 чел.

ВОПРОС №17

Формирование идеалов (математизированное и опытное, экспериментальное знание) науки Нового времени (Г. Галилей, Ф. Бэкон, Р. Декарт).

XVII в. - это время становления новой современной науки. Этому способствовали как внутренние изменения самой науки (уже Коперник и Кеплер свою гелиоцентрическую картину мира обосновывают с помощью математического расчета. Однако их мировоззрение не свободно от божественного промысла, а поиски нового метода познания не выливаются в четкое его обоснование), так и внешние обстоятельства.

К последним можно отнести социально-экономические изменения, произошедшие в это время в Европе. Это прежде всего победа Нидерландской и Английской буржуазных революций, возникновение частного капитала и крупных (для того времени) промышленных предприятий, где основной! формой капиталистического производства является мануфактура.

В связи с этим начиная с XVII в. и до наших дней в науке в качестве одной из важнейших появляется материально-производственная ориентация: субъект познания нацелен на овладение знаниями с целью переустройства природы и общества для достижения своих утилитарно-практических целей, в то время как в науке античности и средневековья решение научных социально-экономических и политических проблем носило личностно-мировоззренческий характер.

Если в предшествующий период производство знания было подчинено целям сохранения и упрочения имеющейся картины мира, то возникновение нового типа экономических отношении поставило перед наукой проблему поиска нового знания, направленного не на сохранение, а на создание нового видения мира. Формула Ф. Бэкона (1561-1626) "знание-сила  было тому подтверждением.

И XVII в. впервые рождается идея о необходимости экономии времени и рабочей силы. Человеческие отношения начинают определяться "расчетом". Появляются первые трактаты по "политэкономии" капитализма. Принцип строгой (относительно того времени) количественной оценки начинает внедряться не только в промышленности, но и в науке: совершенствуются часы, появляются хронометры, термометры, барометры, первые автоматические измерительные приборы: Гук изобретает "часы погоды" - устройство автоматической записи атмосферного давления, влажности, силы ветра.

Наука из служанки богословия начинает превращаться в самостоятельную интеллектуальную силу, все более тесно связанную с потребностями развивающейся промышленности.   Однако этот процесс происходит вне традиционных  заведений и даже вопреки им, поскольку университетская наука неизмеримо отстала от жизни. Возникают новые научные институты, целью которых является выработка эмпирических и теоретических знаний, свободных от мистики и схоластики. Первым таким институтом было Лондонское Королевское общество, открытое в 1660 году под девизом - "ничего со слов".

Мануфактура начинает  превращать ремесленника  в  вещественную производства, подготавливая его замещение техникой. Научные, философские и художественные тексты XVI-XVII вв. изобилуют упоминанием различных технических устройств: часы, трубки, пружины и др.

Мануфактурное производство в отличие от ремесленной технологии, на себе печать "тайны", было великолепной школой опыта осмысления механических закономерностей. Давление воды на лопатку, движение деталей насоса, кузнечного молота, шелкопрядильной машины включали в себя непрерывную цепь механических причин и следствий, ставших основой механической картины мира, классического идеала науки.

Становление науки Нового времени связано с появлением следующих и методологических принципов и опоры на них: 1) жесткое требование к точности научных результатов (критическое отношение к изучаемому объекту, но пученных знаний опытом); 2) интерпретация полученных фактов с точки зрения существования в природе причинности и закономерности; 3) активное использование математики.

В предшествующие века описание конструкций машин осуществлялось приблизительно, неточно, математический расчет систематически не применялся, и в основном доминировало общекачественное видение мира. Наука XVII в. во главу ставит количественное постижение природы: имеет место попытка сведения качественного многообразия окружающего мира к количественным закономерностям. На смену неопределенным теолого-мистическим размышлениям приходит четкая однозначность выводов.

Проблема метода становится главной в научной революции XVII в.,  именно метод, по мнению мыслителей данной эпохи, открывал свободный от заблуждений путь к постижению истины.

Решающий шаг в сторону создания нового метода осуществляет Г. Галилей (1564 - 1642), он решительно отделяет науку от религии, от пантеистической натурфилософии Возрождения: наука и вера, по Галилею, несоразмерны а следовательно, несовместимы. Наука дает возможность нам понять, как функционирует этот мир, религия занята вопросом спасения, если наука занята вопросом «Что», то религия - «смыслом» всей нашей жизни. Наука нейтральна к миру ценностей, вера некомпетентна в вопросах факта. Наука и вера (религия) занимаются каждая своим делом, поэтому уживаются друг с другом.

Галилей одним из первых провозглашает необходимость связи науки с производством. Его метод исходит из понимания мира как целостной машине (этот образ был навеян успехами технического конструирования предшествующих эпох и настоящего времени), состоящей из большого числа простых элементов и частей, взаимодействующих друг с другом посредством движения. Следовательно, создавалась возможность для переделывания мира (природы) Я установления господства над ней с помощью полученных знаний.

Проблема движения постоянно присутствовала в творчестве Галилея он прежде всего пытается выяснить с помощью опытов характер естественных движений: почему они являются круговыми (в случае движения планет), каковы законы свободного падения тел.

В отличие от Аристотеля, который считал, что между движением и покоем существует противоположность, Галилей показывает, что покой и движение - постоянные состояния тел: покой это тоже движение, но с малой скоростью. Он опытно опровергает понимание законов свободного падения, принятое Аристотелем (пропорциональность скорости падения весу тела), и показывает, что нет разницы между искусственным и естественным движением (опыты с маятником), он также выступает против идеи Аристотеля с невозможности движения в пустоте.

Если Аристотель представлял движение тел от абсолютного начала к абсолютному концу (из чего-то во что-то), то Галилей ставит задачу найти законы движения тел в виде фунющональной зависимости поведения тел от точки к точке от момента к моменту. Из попыток везде заменять логику математикой вытекал количественный характер его картины мира. Для ее формирования Галилей прибегает к методу абстрагирования, выстраивая систему идеальных объектов, выражающих суть изучаемых свойств: абсолютно гладкая, твердая наклонная плоскость; абсолютно идеальной, правильной формы шар. Таким образом, чувственно - конкретная наглядность начинает заменяться операциональной (измеряемой) наглядностью - привычкой к работе с идеализированно научными понятиями.

Галилей проводит с реальными и идеализированными объектами реальные и мысленные  эксперименты: идея эксперимента предполагала активного субъекта познания, ставящего природный объект в искусственные условия с целью его изучения. Будучи совершенно уверенным, что построенные им теоретические модели реальности соответствуют действительности и что “книга природы" написана математическим языком, он дает строго количественное, математическое описание движения тел. В результате формулирует закон инерции и закон  свободного падения тел.

Математика как самостоятельная область знания существовала задолго до Галилея, эксперимент как опыт тоже был давно известен и применялся в науке от случая к  случаю (в античности и алхимии средневековья). Галилей сделал эксперимент повседневным, методом, научного (возвел в систему) и соединил его с математикой, сблизив тем самым математическое и физическое знание. Он устранил также различие между математикой и физикой как науками и механикой как искусством.

В результате структура познания Галилея имела следующий вид: 1) чувственный опыт; 2) выдвижение рабочей гипотезы; 3) математическое развитие, то есть нахождение логических следствий из рабочих гипотез; 4) опытная проверка как высший критерий результатов познания. В его экспериментальном методе,  теории формулировка постулатов и выведение следствий предшествуют наблюдению и направляют его. Чувственный опыт и необходимые доказательства - два взаимопроникающих момента научного познания, опыта, эксперимента. Теории у Галилея устанавливают факты, а факты контролируют теории. Данные установки фактически подготавливали разработку индуктивного и дедуктивного методов научного исследования.

Создание фундаментальных идеализации (а), мысленный эксперимент (б), наблюдение (в), применение математики (г), позволили Галилею показать, как неясные и шаткие представления могут быть заменены научными понятиями и законами. Его методология была полностью противоположна господствовавшей до  него схоластизированной методологии Аристотеля: простая констатация объектов по сходству и различию наблюдаемых свойств и нем мистифицируемых воображений.

Методология Галилея опиралась в конечном счете на радионалистический принцип, который в предельно широком смысле означал ориентацию на разум как на главный источник истины (хотя причиной движения планет у него был все-таки Бог).

Важнейшей чертой рационализма был метод, анализа: расчленение сложного объекта на простые составные части и исследование их с помощью наблюдения и эксперимента. Необходимость в аналитическом методе особенно проявилась тогда, когда целостное, нерасчлененное представление о реальности стало недостаточным при познании мира и возникала потребность в углубленном изучении отдельных сторон мира. Именно метод анализа помог свести качественное многообразие действительности к ее количественным характеристикам позволил сформулировать одно из важных положений классического идеала науки: элементарном - сведение всего многообразия качеств к таким простым свойствам, которые подвластны постижению разумом.

Рационализм включал в себя не только анализ, но и синтез и в целом опирался на два главных направления достижения знания; опыт и деятельность по его осмыслению - эмпиризм и рационализм (в узком смысле этого понятия). Эмпиризм и рационализм как теоретическое знание были известны еще в античной науке, но в XVII столетии оба этих понятия как по глубине так и по ширине, получили новый смысл.

Самым видным представителем эмпирического направления в Новое
время был
Ф. Бэкон (1561-1626), показавший не только практически производственную роль опыта, но и его теоретическую функцию.

Бэкон, как впоследствии и Р.Декарт, рекомендует начинать научное познание с "очищения" разума, то есть освобождения от общих принципом традиционной учености, призраков-помех (в форме заблуждений), препятствующих подлинному, истинному знанию: призраки рода (самые устойчивые общие заблуждения, свойственные человечеству как роду, типа «любое движение должно всегда происходить по окружности» и т.д. Полностью искоренит их невозможно, но можно нейтрализовать, максимально затормозив их вредоносное действие), пещеры (субъективизм при познании мира - каждый из пытается видеть мир из своей собственной «пещеры»; преодоление идолов пещеры возможно при помощи коллективного опыта, исправляющего индивидуальный опыт), рынка (порождаются неправильным употреблением слов, имен понятий, в результате слова начинают искажать сущность познаваемых вещей); театра (некритическое заимствование неправильных идей, в частности в форме слепой веры в авторитеты). Однако простое перечисление указанны заблуждений, по мнению Бэкона, еще не дает гарантии движения к истине, не обходим поиск нового верного метода исследования.

Бэкон формулирует свою идею универсальной реформы человеческой знания на базе утверждения опытно-эксперементального метода получении знания. Именно этот метод позволяет добывать знания независимо от личностных характеристик познающего и независимо от влияния социокультурного окружения. Новый .метод Бэкона включал в себя две части - «первая состоит в извлечении аксиом из опыта, вторая - в выведении новых экспериментов из аксиом». Извлечение аксиом из опыта должно осуществляться \ помощью индукции - обобщения фактов, опыта. Соответственно данный метод Бэкона получил название индуктивного.

У Р. Декарта (1596 - 1650) процедура "очищения" разума начинается с вычленения комплекса интуитивно ясных очевидных истин, "врожденных идей", имеющих аксиоматическое значение для организации познания. То есть человеческий ум при помощи ясной и отчетливой интеллектуальной интуиции утвердить очевидные, несомненные, общие идеи об устройстве мира, из которых уже вытекают детали-частности, прописывающие мир. Интуиция и очевидные истины, с одной стороны, имеют врожденный (в состав врожденных идей входят идея бытия бога, идея числа, факты сознания, аксиомы), с другой стороны, они опираются на опыт. Но в любом случае отмечал Р. Декарт они являются "...совершенно достоверным и кающим никакого сомнения" средством познания.

Поскольку данная самоочевидная идея возникает именно у субъекта, то в первую очередь абсолютно несомненным является существование критического, единичного, его самого:  "Я мыслю, следовательно, существую", а потом уже внешний мир: "Ничто не может быть познано прежде самого интеллекта".

У Декарта самосознающий субъект радикально отличался от физической реальности. Он наделял субъекта такими свойствами, которых нет у природы (способность мыслить), причем эта способность у Декарта задавалась Богом. В результате в философии и науке Нового времени имела место деантропоморфизации природы - обоснование независимости материального мира от сферы субъективности. А естествознание получило возможность развиваться, имея объектом познания природу.

Рациональный принцип Декарта свел человека к гносеологическому субъекту, вся сущность которого состоит в мышлении, не зависящем от материи. У него чувства как источник познания нечисты. Поэтому наша душа (ум) имеет природу, совершенно не зависящую от тела, в том числе она бессмертна, а тело смертно.

Протяженная материя составляет основу мира и ее достаточно для объяснения всего происходящего в мире. Главным качеством ее является движение. Все, что неподвижно, то от Бога.

Если у Аристотеля движение осуществлялось посредством понятия «цель», то у Декарта через понятие протяженность с помощью закона инерции (то есть само движение есть цель). Для описания движения он вводит в математику представление об одновременном изменении, двух величин, из одна есть функция другой (дифференциальное исчисление), тем самым дальше развив начатую Галилеем тенденцию сближения математики и физики (механики). Декарт не считал нужным разбираться, из чего состоят тела, его задача - исследовать их функциональное взаимодействие. Другим важным следствием протяженной материи было то, что мир состоит из мельчайших, частиц трех видов (но эти частицы не были атомами), находящихся в движении, объединяющихся, сталкивающихся друг с другом   порождающих мощные вихри (в результате одного из них образовалась Солнечная система), тяготение.

В результате столкновения частиц образуются частицы большего размера. При соударении частиц и тел одно тело передает другому столько, сколько, оно потеряло. С помощью вихреобразного движения частиц Декарт объяснил тяготение, свет, магнетизм, образование Солнечной системы, тем самым дав первую механистическую модель мира, в которой  однородная материя была отождествлена с изотропным (однородным) пространством.

В конце XVII в. возникает еще одна механистическая модель мира, предложенная И. Ньютоном (1643 - 1727), ставшая основой классической науки Нового времени. В начале XVIII в. механистическое видение мира, принципы классической пауки получают распространении вширь, завоевывая все новые и новые направления в науке.

XVIII в. - это время широкого распространения научных знаний вообще: в научные исследования вовлекается большое количество любителей ставших впоследствии профессионалами, открываются новые академии. Правительства многих государств организуют аппарат руководства наукой проводятся всевозможные научные конкурсы на заданную тему, как правило актуальную тему, с денежным вознаграждением.

Укрепляется и развивается связь науки с производством. Научное знание становится достоянием широкой общественности, предметом обсуждения в светских салонах, художественных кругах, печати. Не случайно XVIII в. вошел в историю как век Просвещения.

В XVIII-XIX вв. возникают технические науки, опирающиеся с одной стороны на уже возникшие фундаментальные науки (физика, математика) другой стороны на опыт мастеров-ремесленников предшествующих поколении в конструировании всевозможных технических устройств (изобретательский опыт Архимеда, обобщающая ремесленный опыт работа М. Ветрувия «Десять книг об архитектуре», первые попытки построения технико-теоретически; схем Л. Альберти в работе «Десять книг о зодчестве и др.).

До конца XVIII в. конструирование техники опиралось преимущественно на эмпирические знания и опыт, в частности паровая машина была построена на эмпирической основе. Спустя полвека появляется теория парового двигателе теория «простых машин» (наклонная плоскость, блок, винт, рычаг и т.д.), а впоследствии теория механизмов. С этого момента создание технических устройств осуществляется на базе глубокого изучения физических, химических и др. явлений и процессов, лежащих в основе их принципа действия.

В результате возникает профессия инженер, имевшая с самого момента возникновения высокий статус в обществе: одним из первых учебных заведений для подготовки инженеров в России было Горное училищ в Петербурге, основанное в 1773 г.

Технические науки с самого начала своего существования не были простым продолжением естественных наук, у них появляется свой класс задач, свой слой фундаментальных и прикладных знаний, свой эмпирический и теоретически уровни. Кроме того, в технических науках формируется и идеал их развития: обеспечение опережающего развития науки по отношению к технике, практике.

В  итоге  к концу  XIX  в.  складывается  целый  комплекс  научно технических дисциплин, превратившихся в самостоятельную, важнейшую отрасль научного знания. Рациональные знания приобретают черты дисциплинарно организованной науки.

Новое время - это и эпоха окончательного формирования социально – гуманитарного знания: социальная философия, история, языкознание, социология, психология и др.

Возникнув еще в античное время (Геродот, Фукидид) история как наука к XIX в.  выходит на уровень признания закономерностей исторического развития, с   исследованием и констатацией ее основных движущих сил. Большой вклад в формирование истории как науки внесли социальные философы: Ибн-Хальдун один из первых осуществил в XIV в. попытку перехода от чисто описательного плана на уровень поиска причинных связей в истории.

Гуманисты эпохи Возрождения проявили интерес к проблеме истоков, происхождения и движущих сил развития истории. Возникают соответствующие учения, в  которых имели место попытки линейного, динамического видения истории.

Так, Леонардо Вручи (1370-1444) в своей "Истории флорентийского народа" предпринял попытку выяснения общего, смыслового содержания хода истории Италии от античности до настоящего времени. Флавию Бъонди (1392 -1463) в труде "Три декады историй от падения Римской империи" дает светскую периодизацию после библейской истории, формируя концепцию трехчленного деления всеобщей истории;  античность, темный (средний) век, Новое время (Возрождение). Ф. Патриции рассматривает ход всемирной истории, распадающейся на ряд больших по длительности периодов (циклов), состоящих из двух фаз - роста и упадка.

П. Помпонацци разрабатывает учение о цели человеческого существования, в котором достижение общественного блага может быть получено при помощи задействования трех видов человеческого разума: практического, направленного на различие добра и зла, созерцательного - для познания мира и действующего - в целях развития механических искусств. Смысл человеческого сообщества и заключается в использовании всех трех видов разума. Тем самым Помпонацци выделяет в обществе познавательную, материальную, и моральную сферы.

Н. Макиавелли средневековую концепцию божественного предопределения общественного развития заменяет идеей «фортуны» («судьбы», «рока»)- Однако наряду с фортуной движущей силой истории является человеческая воля - энергия, умения, талант.

Огромное значение на развитие истории, по мнению Макиавелли, оказывает форма политической власти и борьба за власть социальных и политических партий. Этот вопрос тщательно проработан в социальной философии Макиавелли.

Эпоха Возрождения была важной вехой в рождении исторического мышления, когда впервые возникло сознание отчетливой временной и культурной дистанции между прошлым и настоящим. В то же время в силу узости поля социально-исторического знания идея циклизма все-таки превалировала в зачатках научных исторических идей.

В еще большей степени тенденция понимания общества в развитии с поиском его движущих сил была присуща творчеству мыслителей конца XVIH в, вошедшая в историю социальной мысли под названием «историзм»: Вико, Гердер, Кант, Тюрго, Кондорсе. Так Дж. Вико (1668 - 1744) в своей теорий стадиального развития цивилизации достаточно четко выразил идею развития культуры и общества. В истории человечества он вылечил два цикла: 1) первой бытность -античность; 2) средневековье. Каждый цикл имеет три стадии: детство (естественное состояние - эпоха богов), юность (век героев), зрелости (монархическая стадия — век людей). Движущей силой развития общества является сознание, отдельного индивида и народа в целом.

Концепция И. Гердера (1744 - 1805) внесла Другие аспекты понимания движущих сил и закономерностей развития культуры и общества. У него развитие культуры и природы взаимосвязано. Возникшая культура (человечество) проходит такие же, как у Вико, три ступени развития в прогрессивное направлении: детство, юность, зрелость.

Однако у Гердера своя .модель .истории (культуры), то есть свой набор факторов, детерминирующих развитие общества. Это, прежде всего внешние и внутренние признаки. К внешним он относит не только географическую среду (климат, почвы и т.д.), но вообще всю совокупность усилий человека в смысле результатов. Внутренние факторы — это прежде всего свойства людей.

Большой вклад в развитии социальной мысли внесли французские философы XVIII в.: они выдвигают идею создания всеобщей истории человечества на основе признания единства судеб всех людей (человек у них - «сын природы», наделенный одинаковыми телесными задатками, а также разумом проявляющемся в чувстве равенства и свободы).

Развивается далее идея географического детерминизма: решающее влияния на ход социально-исторических процессов климата, рельефа местности, наличия полезных ископаемых и т.д. (Монтескье), мысль о непрерывно прогрессе в истории (Дидро, Гольбах, Гельвеции и др.). При этом французские просветители отмечали, что реальным в историческом процессе являются и отклонения от естественного хода, зигзаги, в силу невежества, но также реальным и естественным является возвращение к норме.

В первой половине XIX в. уже основательно устоявшаяся традиция на развитие науки вообще и социальной науки в частности получает но вый импульс в форме позитивизма.

Его родоначальник О. Конт (1798 -1875) предлагая распространять признак науки в том числе и на социальную область открывает новую позитивную наук "социологию", состоящую из социальной статики и социальной динамики.

Он понимает эволюцию общества как следствие развития таких ee естественных свойств человека, как умственные, нравственные, эстетические способности. При этом мерилом развития человека является развитие умственных способностей.

В структуре общества он соответственно выделяет промышленность, науку, искусство, политику. Промышленность и наука есть следствие развития ума, искусство и политика - нравственности и эстетических чувств соответственно. О. Конт выделяет в качестве главного элемента общества.

Развитие общества это очень сложный, нелинейный, зигзагообразный процесс. Поэтому общественный, прогресс напоминает колебания маятника по обе стороны средней линии (оптимально-гармоническое состояние общества). В частности, в обществе имеет место стремление то к консолидации, то к разобщенности. Причем, считает Конт, чем меньше и чаще колебания маятника, тем общественный прогресс стабильнее, и регулирует этот мог процесс научная политика, основывающаяся на знании общественных законов, а в итоге на совершенстве человека.

В истории человечества Конт насчитал три типа (стадии) развития человека и общества: теологическая, метафизическая, позитивистская.

Существенный вклад в научное понимание развития истории внесли К. Маркс и Ф. Энгельс, акцентировавшие внимание на главенствующей роли экономического фактора. В разработанной Марксом теории общественно-экономических формаций проиллюстрирована мысль,  что общество представляет собой систему с прогрессивно развивающимся основанием – базисом и сменными надстроечными структурами, что вся человеческая история во всех формах ее проявления абсолютно и однозначно зависит от классового уклада общества, а классовый уклад, от уровня развития производительных сил, резюмирующих в себе предшествующее развитие людей и определяющих реальную совокупность условий человеческого развития.

Из истории общественно-экономической формации также следовало, что человеческую историю можно разделить на этапы в зависимости от того, как осуществляется производство: каждая из пяти формаций (первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая) есть исторический тип, вид социального организма, определяемого уровнем развития производительных сил, типом собственности и производственных отношений.

В последней трети XIX в. в философском течении под названием неокантианство было высказано несколько важных для дальнейшего развития социально – гуманитарных наук мыслей. Неокантианцы Баденской школы (Винделъбандт и Риккерт), противопоставив естественно – научное познание историческому, считали, что общественные явления не могут быть объяснены при помощи общих законов, поскольку в социальном мире правит случайность, индивидуальность, изменчивость. Основой индивидуальности общества является ценность.

В. Виндельбандт (1848-1915) рассматривает исторический процесс как распад старых и создание новых ценностных мотивов, вытекающих из сложных проблем политической, социальной и экономической жизни.

Неокантианцы высказали идею о целостном характере общества и культуры, делении ценностей на вечные и приходящие тем самыми положив начало новому социальному взгляду на мир.

Языкознание (лингвистика), берущее начало от работы Платона «Кратил» где содержались некоторые представления о преобразовании идеи в текст, в XVIII в. оформляется как вполне самостоятельное научное направление в форме появления сравнительно-исторического направления (Ф. Бопп, Р. Раек щ др.). Здесь были выработаны: универсальная грамматика, общие методы исследования языка вообще и конкретных языков в частности. К XIX в. окончательно формируется объект языкознания: строение, функционирование и историческое развитие языка, язык во всем объеме его свойств и функций.

Предпосылки психологии, как науки о законах порождения и функционирования психики (свойство высокоорганизованной материи отражать объективную реальность) возникают еще в древнем мире (Индия, Китай, Греция и др.). Значительный вклад в становление этой науки внесли: Аристотель (трактатт «О душе», «Происхождение животных» и др.); Р. Декарт (теория рефлексов); Б. Спиноза (учение об ассоциациях); Г. Лейбниц (учение об апперцепции бессознательном); Д. Юм (законы ассоциации) и др.

В XIX в. психология обретает статус самостоятельной науки. Она формируется в указанный период усилиями следующих линий в физиологии, биологии: «первая.. .представлена .. .именами немецких естествоиспытателей Гельмгольца, Вебера, Фехнера....была связана с экспериментальным и математическим анализе ощущений и двигательных актов.. .Второе направление выросло из эволюционного учения Дарвина....Лидером третьего направления был  ….Гальтон. Ему психология обязана введением и разработкой статистических методов в связи с исследованием проблемы индивидуальных различий между людьми. Четвертая лини уходит корнями в изучение психоневрозов и гипнотизма.. .велось.. .французскими неврологами Пятое направление...создано «отцом русской физиологии» Ceченовым, который выдвинул новую систему психологических идей, опираясь на преобразованное им рефлекторное учение».

В результате была открыта психическая реальность: в 1874 г. Выходит в свет работа В. Вундта «Физическая психология», где психология трактуется Л самостоятельная наука, построенная на наблюдении, эксперименте, измерении. В 1879 г. он же организует первую психологическую лабораторию. В 1889 г. в Париже собрался первый международный психологический конгресс. Психологическое знание уже имело свой собственный категориальный аппарат.

Итак, концу XIX столетия «возникновение социально-гуманитарных наук завершало формирование науки как системы дисциплин, охватывающих все основные сферы мироздания: природу, общество и человеческий дух. Наука приобрела привычные для нас черты универсальности, специализации и междисциплинарных связей».

По Радугину (стр 52)

Экспериментальная наука Нового времени

Становление науки в собственном смысле этого слова связано с применением в научных исследованиях метода эксперимента, который был основой теоретического естествознания. Как отмечал В.С.Степин, сама идея экспериментального исследования неявно предполагала наличие в культуре особых представлений о природе, деятельности и познающем субъекте, которые не были свойственны античной культуре, а начали формироваться в эпоху Возрождения и получили законченное выражение в Новое время. В экспериментальном исследовании субъект познания выступает в качестве активного начала, противостоящей природной материи, изменяющей ее вещи путем силового давления на них. Природный объект познается в эксперименте потому, что он поставлен в искусственно созданные условия и только благодаря этому проявляет для субъекта свои невидимые сущностные связи.

Социально-культурной предпосылкой экспериментального исследования природы явилась новая система ценностных ориентаций, которая начинает просматриваться уже в культуре Возрождения. С одной стороны, утверждается, в противовес средневековому мировоззрению, новая система гуманистических идей, связанная с концепцией человека как активно противостоящего природе в качестве мыслящего и деятельного начала. С другой - акцентируется интерес к познанию природы, которая рассматривается как поле приложения человеческих сил.

Уже в эпоху Возрождения начинает складываться новое понимание связи между природным, естественным и искусственным, создаваемым человеческой деятельностью. Традиционное христианское учение о сотворении мира Богом получает особое истолкование. По отношению к божественному разуму, который создал мир, природа рассматривается как искусственное. Деятельность же человека истолковывается как своеобразное подобие в малых масштабах актов творения. И основой этой деятельности полагается подражание природе, распознавание в ней разумного начала (законов) и следование осмысленной гармонии природы в человеческих искусствах — науке, художественном творчестве, технических изобретениях. Ценности искусственного и естественного уравниваются, а разумное изменение природы в процессе человеческой деятельности выступает не как нечто противоречащее ей, а как согласующееся с ее естественным устройством. Именно это новое отношение к природе было закреплено в категории «натура», что послужило предпосылкой для выработки принципиально нового способа познания мира: возникает идея о возможности ставить природе теоретические вопросы и получать на них ответы путем активного преобразования природных объектов.

Новые смыслы категории «природа» были связаны с формированием новых смыслов категорий «пространства» и «времени» как однородных образований и это позволило утверждать идею о возможности и воспроизводимости эксперимента в любой точке земного шара и в любое время.

Экспериментальный метод начал готовить к разработке еще Леонардо да Винчи (1452-1519). Но Леонардо жил за сто лет до этой эпохи, и у него не было соответствующих технических возможностей и условий. Не разработана была также логическая структура экспериментального метода. Эксперименту Леонардо да Винчи недоставало строгости определений и точности измерений.

Начало экспериментальному методу Нового времени положило изобретение двух важнейших инструментов: сложного микроскопа (ок. 1590 г.) и телескопа (ок. 1608 г.). Уже древние греки были знакомы с увеличительной силой линзовых стекол. Но сущность и микроскопа, и телескопа заключается в соединении нескольких увеличительных стекол. По-видимому, первоначально такое соединение произошло случайно, а не под влиянием какой-нибудь руководящей теоретической идеи. Первый микроскоп изобрел, по всей видимости, голландский шлифовальщик стекол Захарий Янсен. Первую подзорную трубу — голландский оптик Франц Липперстей.

С появлением телескопов развитие астрономии поднялось на качественно новый уровень. Были открыты четыре наиболее крупных спутника Юпитера, множество новых, не видимых невооруженным взглядом, звезд; было достоверно установлено, что туманности и галактики являются огромным скоплением звезд. Кроме того, были обнаружены темные пятна на Солнце.

Основополагающую роль в обосновании метода эксперимента сыграл Г.Галилей. Галилей и его последователи в основанной после его смерти Флорентийской академии опытов, проводили натурные эксперименты. Натурный эксперимент проводится с объектами в ситуации самой изучаемой действительности и предполагает, как правило, вмешательство экспериментатора в естественный ход событий. Галилей также ввел в научное познание мысленный эксперимент. Мысленный эксперимент предполагает задание условной ситуации, проявляющей интересующие исследователя свойства и оперирование идеализированными объектами. Галилей активно внедрял в сознание ученых своего времени мысль о том, что наука без мысленного конструирования, без идеализации, без абстракций, без обобщающих выводов, опирающихся на факты, невозможна.

Идеи Галилея о методе эксперимента наиболее продуктивно развивал Х.Гюйгенс. На основе экспериментальных исследований Гюйгенс изобрел маятниковые часы со спусковым механизмом, установил законы колебания физического маятника, заложил основы теории удара. Гюйгенс усовершенствовал телескоп, сконструировав окуляр и с помощью этого прибора открыл кольцо у Сатурна и его спутник Титан.

Продуктивность метода эксперимента была продемонстрирована в последующий период развития механики. Традиция, идущая от Галилея и Гюйгенса к Гуку и Ньютону, была связана с попытками моделировать в мысленных экспериментах с механическими устройствами силы взаимодействия между небесными телами. Например, Гук рассматривал вращение планет по аналогии с вращением тела, закрепленного на нити, а также тела, привязанного к вращающемуся колесу. Ньютон использовал аналогию между вращением Луны вокруг Земли и движением шара внутри полой сферы.

Характерно, что именно на этом пути был открыт закон всемирного тяготения. К формулировке Ньютоном этого закона привело сопоставление законов Кеплера и получаемых в мысленном эксперименте над аналоговой механической моделью математических выражений, характеризующих движение шара под действием центробежных сил.

Теоретическое естествознание, возникшее в эту историческую эпоху, предстало второй (после становления математики) важнейшей вехой формирования науки в собственном смысле этого слова.

В качестве последующих исторически значимых этапов развития науки следует выделить становление технических и гуманитарных наук.

Важную роль в развитии науки, в частности в формировании новых отраслей знания, сыграло становление крупной машинной индустрии, пришедшей на смену мануфактурному производству. Не случайно в тех странах, где капитализм приобретал более развитые формы, наука получала значительные преимущества. Внедрение ее результатов в производство все чаще рассматривалось как условие получения прибыли производителями, как свидетельство силы и престижа государства. Ценность науки, ее практическая полезность, связанная с извлечением дивидендов, отчетливо начинала осознаваться теми, кто вкладывал средства в проведение исследований.

Расширяющееся применение научных знаний в производстве сформировало общественную потребность в появлении особого слоя исследований, который бы систематически обеспечивал приложение фундаментальных естественнонаучных теорий к области техники и технологии. Как выражение этой потребности между естественнонаучными дисциплинами и производством возникает своеобразный посредник — научно-теоретические исследования технических наук.

Эпоха индустриализма создала предпосылки не только для возникновения технических дисциплин в качестве особой области научного знания. В этот же исторический период начинает складываться система социально-гуманитарных наук. Как и другие науки, они имели свои истоки еще в древности, в накапливаемых знаниях о человеке, различных способах социального поведения, условиях воспроизводства тех или иных социальных общностей. Но, в строгом смысле слова, социальные и гуманитарные науки конституировались в XIX столетии, когда в культуре техногенной цивилизации отчетливо оформилось отношение к различным человеческим качествам и к социальным феноменам как к объектам управления и преобразования. Отношение к любым исследуемым явлениям и процессам как объектам является одним из обязательных условий научного способа познания, в том числе и социально-гуманитарного. Поэтому его предпосылками было формирование практик и типов дискурса, в которых человек, его качества, его деятельность и социальные связи предстают особыми объектам целерационального действия. Именно в эпоху индустриализма объектно-предметное отношение к человеку и человеческим общностям становится доминирующим в культуре.

Таким образом, в первой половине XIX века было завершено формирование основных отраслей классической науки.

 

9

PAGE  3


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

61849. Узагальнення і закріплення вивченого матеріалу. Обчислення значень виразів. Розв’язування задач 72 KB
  Мета: удосконалювати навички швидкої лічби в межах 10, закріпити уміння та навички складати та розвязувати приклади, задачі, розвивати обчислювальні вміння, логічне мислення, творчі здібності, виховувати цілеспрямованість, наполегливість.
61850. Разработка стратегии расширения сети стейк хаусов GOODMAN в интересах полного и опережающего охвата Московского рынка 4.74 MB
  Основные усилия сетевых проектов буду направлены на удержание доли рынка в виде постоянных гостей с попытками увеличить частоту посещений за счёт постоянных спецпредложений и использования современных средств коммуникации. Возможно, средний чек сегмента casual dining начнёт стремиться вниз...
61851. Океани Землі 34 KB
  Океани Землі. Де проходить межа між Європою та Азією Показати найбільший острів на Землі. Картка 2 Показати найбільший материк Землі. Більшу територію Землі займає вода.
61852. Орієнтація на вулиці. Treasure Hunt 60 KB
  Dear children, today we’ll go to the treasure. Our task is to find the treasure. You can see a large box on the chair. We have to do a lot of exercises for finding the treasure. After each exercises the way to the treasure well be shorter.
61853. Подорож довжиною у тисячоліття 636 KB
  Розвивати вміння самостійно шукати потрібну інформацію в Інтернеті вибирати основне удосконалювати навики роботи в програмі Power Point. Готуючтсь до уроку на компютері зберігаю в соціальних закладках Бобродобр соціальних сервісів...
61855. Тарас Шевченко – великий Кобзар. Урок позакласного читання 791.5 KB
  Мета: Продовжити ознайомлення учнів з красоюнеповторністю чарівністю Шевченкового слова його бібліографічними даними значенням творчості Т. Шевченко великий український поет. Тоді темної ночі перед світанком у селі Моринцях на Звенигородщині у хаті Григорія Шевченка...
61856. Виборча система України 63.5 KB
  Якщо учні не зможуть надати відповідь учитель повинен пояснити що певна частина виборців ігнорує вибори не бере в них участі а дехто голосує проти всіх кандидатів не підтримує жодного кандидата.
61857. Урок-практикум в текстовом процессе Word 2003. Создание документа с помощью шаблона Мастер календарей и его стилевое форматирование 40 KB
  Цели урока: Развитие навыков работы с текстовым редактором по созданию и применению стилей форматирования умений работать по заданному алгоритму развитие творческого мышления формирование учебно-познавательных действий по работе с дополнительными источниками.