24373

Многообразие типов научного знания. Сущность и структура эмпирического знания

Доклад

Логика и философия

Материализация и первичное обобщение данных отражения в форме знания на основе правил соответствия узнавание сравнение измерение описание образуют эмпирические факты эмпирические объекты эмпирическую информацию. Эмпирические факты условно можно разделить на два вида: а факты в основание которых лежат не зависящие от субъекта явления например природные процессы и б факты созданные человеком например экономика экономические отношения. Эмпирические факты обладают большей степенью общности чем единичные данные но меньшей чем...

Русский

2013-08-09

55 KB

16 чел.

ВОПРОС №19

Многообразие типов научного знания. Сущность и структура эмпирического знания

По Тарасову (стр. 65-68)

Научное знание представляет собой сложную, разветвленную, многообразную систему процедур, находящуюся в постоянном изменении, развитии по определенным законам. Прежде чем говорить о законах и механизмах изменения научного знания выясним, его структуру. В научном знании выделяют: факты, понятия, гипотезы, теории, законы, методы, научную картину, мира, ценности, основания и др. Встречаются варианты и более сложной структуризации научного знания: «проблемы, задачи, опытные факты, экспериментальные факты, совокупность общих знаний об изучаем объекте, онтологические схемы и картины, модели, средства (языки, понятия, категории), методы и методики».

В философии науки принято различать эмпирический и теоретический уровни познания, типы знания. Чтобы понять сходство и различие этих двух традиций, явлений, знаний в науке, остановимся подробнее на каждой из них.

Есть объективная реальность: вещи, предметы, явления, процессы, которые отражаются нашим сознанием и прежде всего нашими органами чувств (ощущения, восприятия, представления). В акте отражения участвуют не только органы чувств, но и мышление: « мы смотрим глазами, а видим сознанием». Материализация и первичное обобщение данных отражения в форме знания на основе правил соответствия (узнавание, сравнение, измерение, описание) образуют эмпирические факты, эмпирические объекты, эмпирическую информацию.

Эмпирический факт - это некий фрагмент объективной (события, процессы, предметы) или субъективной реальности (например, факт сознания или оно в целом), переведенный с помощью мыслительной деятельности в плоскость знания. Факт, ставший исходным моментом познания, не есть предмет в его первозданном виде: факт в жизни и эмпирический факт в науке не одно и то же. По существу эмпирический факт есть чувственно-логический образ, понятие, в котором синтезированы чувственные элементы с научными понятиями: «проводник с током», «массовое сознание», «уровень интеллекта» и др.

Научный эмпирический факт состоит из двух частей: обыденного опыта (факта) – плюс научных знаний о нем, например камень весом в три килограмма. Просто камень есть факт обыденного опыта и не является эмпирическим научным но добавление выражения «весом в три килограмма» привносит в это обыденное понятие теоретический, физический опыт осмысления такого качества, как вес. Поэтому в данном эмпирическом факте зафиксирован сплав существования вещи, явления самих по себе со знанием об этих вещах, явлениях. Можно также говорить, что в эмпирическом факте тот или иной предмет, его свойства включены в понятийную систему.

Эмпирические факты условно можно разделить на два вида: а) факты, в основание которых лежат не зависящие от субъекта явления например природные процессы, и б) факты, созданные человеком, например «экономика», «экономические отношения».

Эмпирический факт, с одной стороны, является дискретным во времени пространстве, относительно завершенным явлением и может быть отправным пунктом научного исследовании. С другой стороны, он так неопределенен и противоречив, что при включении в разные теоретические конструкции разными субъектами познания может приводить и приводит к различным результатам.

Поэтому очень важным моментом при переходе от чувственно наглядного образа к эмпирическому факту является элиминация субъективных моментов, которые всегда присутствуют в акте перевода данных наблюдения в эмпирическое научное понятие. Указанная субъективность зависит от многих обстоятельств как внутреннего, так и внешнего порядка: личного опыта субъекта, ошибок в наблюдении, случайных помех, искажающих протекание изучаемых явлений, погрешностей приборов и др.

Устранение субъективности при констатации эмпирического факта формулировке эмпирического понятия достигается за счет предварительной рациональной обработки данных наблюдения, поиска в них устойчивых, повторяющихся признаков. С этой целью иногда применяются простейшие статистические приемы обработки полученных результатов.

В результате важнейшей особенностью эмпирического научного факта (как данного науки, где в достаточной степени удалось освободиться от субъективности является его истинность, вытекающая из непосредственности данных органов чувств, рациональной обработки опыта. А само получение эмпирической информации является разновидностью научной деятельности, включающей прежде всего, наблюдение и эксперимент и требующей научения.

Итак, эмпирический факт есть абстракция, схематизация чувственного опыта, фиксирующая признаки реальных предметов объективного мира. Поэтому эмпирический факт не есть данное одного наблюдений эксперимента, а обобщение серии наблюдений, экспериментов. Эмпирические факты обладают большей степенью общности,  чем единичные данные (но меньшей, чем теория). Иногда для обобщения единичных данных применяют простейшие, стихийно складывающиеся статистический приемы, не опирающиеся на математические формулы.

Тем не менее любой признак, фиксируемый в эмпирическом факте, обязательно присутствует у реальных предметов, является непосредственной чувственной достоверностью, что и позволяет называть эмпирические факты «твердой» основой науки. Хотя при этом полностью исключить присутствий случайных обстоятельств здесь невозможно.

Эмпирические факты, зафиксированные в понятиях, образуют эмпирический язык науки, эмпирические знания, которые в большинстве случаев являются первичным научным знанием (все остальное представляет собой результат работы с этим знанием). В эмпирических, понятиях фиксируются, прежде всего, наблюдаемые объекты и их свойства (теоретические понятия фиксируют ненаблюдаемые свойства). При этом эмпирические понятия более точны, чем обыденный язык.

Часто эмпирические факты и понятия фиксируются в так называемых протокольных предложениях (термин предложен логическими позитивистами): язык лабораторных   измерений,   количественная   констатация   фиксируемых при помощи таблиц и др. Такое протоколирование задает эмпирическим фактам дух конвенциальности, т.е. признанности их научным сообществом.

Эмпирические факты и понятия, соединенные в определенную схему, отражают эмпирические зависимости, нахождение которых является первым шагом (эмпирическим исследованием) в ходе сложного и противоречивого процесса под названием научное исследование.

Таким образом, эмпирическое .исследование - это особый вид практической научной деятельности, осуществляемой внутри науки, требующей специфических навыков, способностей, приемов. Отсюда становятся понятными такие выражения, как «искусство экспериментаторства», «искусство наблюдения» и т.д.

Сложность научного исследования в плане четкого разделения в нем эмпирического и теоретического проявляется уже на начальных этапах, в частности в как правило, любой эмпирический факт является теоретически нагруженным. То есть в момент планирования сбора фактов, простейших обобщений данных чувственного опыта субъектом обязательно присутствует, задействуется какой то теоретический опыт, влияющий на наблюдение и эксперимент.

Как писал по этому поводу известный физик Луи де Бройль, «результат эксперимента никогда не имеет характера простого факта, который нужно только констатировать. В изложении этого результата всегда содержится некоторая доля истолкования, следовательно, к факту всегда примешаны теоретические представления». На основании этого можно утверждать, что абсолютной границы между эмпирическими и теоретическими понятиями не существует, но различие есть.

Эмпирические факты являются твердой основой науки лишь в предпосылочном смысле слова, поскольку, как правило, они фиксируют поверхностные, непосредственно наблюдаемые, внешние свойства и отношения изучаемых объектов. Поэтому наука не начинается с фактов, она начинается с постановки проблемы и попыток ее решения, где фактам принадлежит огромная роль.

При этом ученые стараются не ограничиваться наличием отдельных фактов, а стремятся получить их систему, что способствует в дальнейшем надежности получаемых научных результатов. Кроме того, для расширения «видимости» изучаемых явлений не только в естественных, но и в социальных науках используются всевозможные инструменты и приборы, экспериментальные установки и сооружения.

Однако в любом случае в деле сбора научных эмпирических фактов необходимо избегать и «дурной бесконечности», ибо простое увеличение количества научных фактов само по себе не увеличивает вероятности их достоверности.

Помимо предпосылочной функции эмпирические факты в науке выполняют и роль критерия правильности, достоверности научного знания. Поскольку, как мы отметили, эмпирические факты связаны с данностью, чувственностью, опытом, они являются важнейшей составной частью практики - чувственно-предметной деятельности людей.

Согласование результатов умозаключений, теорий (как высшего результата научного познания) с фактами есть не что иное, как одна из форм доказательства их достоверности, соответствия объективному миру. Именно в результате такого согласования происходит сопоставление проверямых знаний с их материальным оригиналом.

Обобщение эмпирических фактов индуктивным способом приводит формулировке эмпирических законов. Как известно, Ф. Бэкон, недовольный логикой Аристотеля, попытался сформулировать фундаментальные правила принципы индуктивной логики, позволяющей создавать эмпирические законы. Правила вывода индуктивных умозаключений из опытных фактов включали у него несколько этапов: 1) составление «таблицы присутствия» - перечисление всех известных случаев исследуемого свойства; 2) составление «таблицы отсутствия» - регистрация сходных случаев, в которых данное свойство или явление отсутствует; 3) составление «таблицы степеней», где отмечаются все случаи, в которых данное явление представлено с большей или меньшей интенсивностью.

Эмпирические законы не столько объясняют причины происходящих явлений, сколько констатируют регулярность в наблюдаемых явлениях. Они являются основой описательных (феноменологических) теорий, которые ограничивают изучением внешних сторон именно тех явлений, которые непосредственно наблюдаются. Эмпирические законы тесно связаны и с так называемыми статистическими теориями, которые анализируют не свойства объектов, а обосновывают определенные нормы эмпирического познания, - теорией ошибок, измерений, эксперимента, многофакторного анализа полученных результатов и т.д.

Кроме того, в описательных теориях фиксируются закономерности лишь дельных сторон поведения изучаемого объекта, поскольку на этом этапе познания из всего обилия свойств и связей выделяют отдельные стороны, связи, являющиеся предметом исследования. В результате эмпирическая стадия научного поиска и приводит к новому, но незавершенному знанию. Необходимо подключение теоретического уровня, введение теоретического знания.

3

PAGE  3


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

73301. Great Britain. The United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland 30.5 KB
  The British Isles consist of two lrge islnds Gret Britin nd Irelnd seprted by the Irish Se nd lot of smll islnds the min of which re the Isle of Mn in the Irish Se the Hebrides group of islnds off the northwestern cost of Scotlnd: the Orkney Islnds nd the Shetlnd Islnds. Gret Britin is situted in the temperte zone of Europe. The nture of Gret Britin is gretly ffected by the se: there is no plce situted more thn 100120 km from the seshore in the northern prts only 4060 km.
73302. Планирование в физическом воспитании и его виды, требования к составлению планирования и характеристика документов планирования 157.5 KB
  Содержание Введение Одной из актуальных тем физического воспитания в образовательной школе является планирование учебной работы по физической культуре так как оно значительно отличается по своему содержанию от планирования по другим учебным предметам. Учитывая массовый характер физического воспитания которое осуществляется во всех регионах страны и в различных звеньях его оптимизация является важной народнохозяйственной задачей страны. учитывать при разработке процесса физического воспитания. Качественное планирование невозможно без знания...
73303. Использование информационных систем управления предприятием в оперативно-производственном планировании (на примере информационной системы “Галактика”) 139 KB
  Возникло множество частных компаний крупных холдингов и корпораций. Однако применяемые многими российскими предприятиями методы управления до сих пор уходят своими корнями во времена централизованной экономики. Для того чтобы достичь мирового уровня конкурентоспособности российским предприятиям...
73304. Технология работ при создании лесных культур на вырубке 1.38 MB
  Рубки ухода с заготовкой древесины. Механизация и технология лесосечных работ на рубках ухода за лесом. Тракторы для вывозки сортиментов на рубках ухода. Исследование сменной производительности Псм малогабаритных колесных тракторов при вывозке сортиментов на рубках ухода.
73305. РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНФЛЯЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ ИНСТРУМЕНТАМИ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ 562 KB
  Влияние фискальной политики на инфляционные процессы: разные подходы в теории Кейнсианский подход. Анализ показателей этапов и факторов инфляции в экономике РБ. Влияние фискальной политики РБ на инфляционные процессы ВВЕДЕНИЕ Разработка комплекса мер позволяющих обуздать инфляционные процессы является одним из дискуссионных вопросов современной макроэкономической политики государства.
73307. Особенности продвижения сайта с помощью социальных сетей на примере интернет ресурса Программы двойных дипломов 7.24 MB
  Именно ввиду того, что Интернет в наше время является едва ли не ключевым источником какой-либо информации, веб-технологиям уделяется большое внимание. Каждая крупная организация сегодня для привлечения своей ключевой аудитории в большей степени использует именно Интернет и Интернет-ресурсы. Одним из таких ресурсов является сайт организации, то есть место в Интернете
73308. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ 190.5 KB
  Эволюция налоговой системы в РФ. Исследования становления и развития налоговой системы РФ. Сравнение налоговой системы плановой экономики СССР с переходной налоговой системой РФ.
73309. Отдельные основания и способы прекращения права собственности 342 KB
  Общие положения прекращения права собственности. Понятие прекращения права собственности. Понятие и сущность основания и способа прекращения права собственности. Значение разграничения оснований и способов прекращения права собственности.