24373

Многообразие типов научного знания. Сущность и структура эмпирического знания

Доклад

Логика и философия

Материализация и первичное обобщение данных отражения в форме знания на основе правил соответствия узнавание сравнение измерение описание образуют эмпирические факты эмпирические объекты эмпирическую информацию. Эмпирические факты условно можно разделить на два вида: а факты в основание которых лежат не зависящие от субъекта явления например природные процессы и б факты созданные человеком например экономика экономические отношения. Эмпирические факты обладают большей степенью общности чем единичные данные но меньшей чем...

Русский

2013-08-09

55 KB

16 чел.

ВОПРОС №19

Многообразие типов научного знания. Сущность и структура эмпирического знания

По Тарасову (стр. 65-68)

Научное знание представляет собой сложную, разветвленную, многообразную систему процедур, находящуюся в постоянном изменении, развитии по определенным законам. Прежде чем говорить о законах и механизмах изменения научного знания выясним, его структуру. В научном знании выделяют: факты, понятия, гипотезы, теории, законы, методы, научную картину, мира, ценности, основания и др. Встречаются варианты и более сложной структуризации научного знания: «проблемы, задачи, опытные факты, экспериментальные факты, совокупность общих знаний об изучаем объекте, онтологические схемы и картины, модели, средства (языки, понятия, категории), методы и методики».

В философии науки принято различать эмпирический и теоретический уровни познания, типы знания. Чтобы понять сходство и различие этих двух традиций, явлений, знаний в науке, остановимся подробнее на каждой из них.

Есть объективная реальность: вещи, предметы, явления, процессы, которые отражаются нашим сознанием и прежде всего нашими органами чувств (ощущения, восприятия, представления). В акте отражения участвуют не только органы чувств, но и мышление: « мы смотрим глазами, а видим сознанием». Материализация и первичное обобщение данных отражения в форме знания на основе правил соответствия (узнавание, сравнение, измерение, описание) образуют эмпирические факты, эмпирические объекты, эмпирическую информацию.

Эмпирический факт - это некий фрагмент объективной (события, процессы, предметы) или субъективной реальности (например, факт сознания или оно в целом), переведенный с помощью мыслительной деятельности в плоскость знания. Факт, ставший исходным моментом познания, не есть предмет в его первозданном виде: факт в жизни и эмпирический факт в науке не одно и то же. По существу эмпирический факт есть чувственно-логический образ, понятие, в котором синтезированы чувственные элементы с научными понятиями: «проводник с током», «массовое сознание», «уровень интеллекта» и др.

Научный эмпирический факт состоит из двух частей: обыденного опыта (факта) – плюс научных знаний о нем, например камень весом в три килограмма. Просто камень есть факт обыденного опыта и не является эмпирическим научным но добавление выражения «весом в три килограмма» привносит в это обыденное понятие теоретический, физический опыт осмысления такого качества, как вес. Поэтому в данном эмпирическом факте зафиксирован сплав существования вещи, явления самих по себе со знанием об этих вещах, явлениях. Можно также говорить, что в эмпирическом факте тот или иной предмет, его свойства включены в понятийную систему.

Эмпирические факты условно можно разделить на два вида: а) факты, в основание которых лежат не зависящие от субъекта явления например природные процессы, и б) факты, созданные человеком, например «экономика», «экономические отношения».

Эмпирический факт, с одной стороны, является дискретным во времени пространстве, относительно завершенным явлением и может быть отправным пунктом научного исследовании. С другой стороны, он так неопределенен и противоречив, что при включении в разные теоретические конструкции разными субъектами познания может приводить и приводит к различным результатам.

Поэтому очень важным моментом при переходе от чувственно наглядного образа к эмпирическому факту является элиминация субъективных моментов, которые всегда присутствуют в акте перевода данных наблюдения в эмпирическое научное понятие. Указанная субъективность зависит от многих обстоятельств как внутреннего, так и внешнего порядка: личного опыта субъекта, ошибок в наблюдении, случайных помех, искажающих протекание изучаемых явлений, погрешностей приборов и др.

Устранение субъективности при констатации эмпирического факта формулировке эмпирического понятия достигается за счет предварительной рациональной обработки данных наблюдения, поиска в них устойчивых, повторяющихся признаков. С этой целью иногда применяются простейшие статистические приемы обработки полученных результатов.

В результате важнейшей особенностью эмпирического научного факта (как данного науки, где в достаточной степени удалось освободиться от субъективности является его истинность, вытекающая из непосредственности данных органов чувств, рациональной обработки опыта. А само получение эмпирической информации является разновидностью научной деятельности, включающей прежде всего, наблюдение и эксперимент и требующей научения.

Итак, эмпирический факт есть абстракция, схематизация чувственного опыта, фиксирующая признаки реальных предметов объективного мира. Поэтому эмпирический факт не есть данное одного наблюдений эксперимента, а обобщение серии наблюдений, экспериментов. Эмпирические факты обладают большей степенью общности,  чем единичные данные (но меньшей, чем теория). Иногда для обобщения единичных данных применяют простейшие, стихийно складывающиеся статистический приемы, не опирающиеся на математические формулы.

Тем не менее любой признак, фиксируемый в эмпирическом факте, обязательно присутствует у реальных предметов, является непосредственной чувственной достоверностью, что и позволяет называть эмпирические факты «твердой» основой науки. Хотя при этом полностью исключить присутствий случайных обстоятельств здесь невозможно.

Эмпирические факты, зафиксированные в понятиях, образуют эмпирический язык науки, эмпирические знания, которые в большинстве случаев являются первичным научным знанием (все остальное представляет собой результат работы с этим знанием). В эмпирических, понятиях фиксируются, прежде всего, наблюдаемые объекты и их свойства (теоретические понятия фиксируют ненаблюдаемые свойства). При этом эмпирические понятия более точны, чем обыденный язык.

Часто эмпирические факты и понятия фиксируются в так называемых протокольных предложениях (термин предложен логическими позитивистами): язык лабораторных   измерений,   количественная   констатация   фиксируемых при помощи таблиц и др. Такое протоколирование задает эмпирическим фактам дух конвенциальности, т.е. признанности их научным сообществом.

Эмпирические факты и понятия, соединенные в определенную схему, отражают эмпирические зависимости, нахождение которых является первым шагом (эмпирическим исследованием) в ходе сложного и противоречивого процесса под названием научное исследование.

Таким образом, эмпирическое .исследование - это особый вид практической научной деятельности, осуществляемой внутри науки, требующей специфических навыков, способностей, приемов. Отсюда становятся понятными такие выражения, как «искусство экспериментаторства», «искусство наблюдения» и т.д.

Сложность научного исследования в плане четкого разделения в нем эмпирического и теоретического проявляется уже на начальных этапах, в частности в как правило, любой эмпирический факт является теоретически нагруженным. То есть в момент планирования сбора фактов, простейших обобщений данных чувственного опыта субъектом обязательно присутствует, задействуется какой то теоретический опыт, влияющий на наблюдение и эксперимент.

Как писал по этому поводу известный физик Луи де Бройль, «результат эксперимента никогда не имеет характера простого факта, который нужно только констатировать. В изложении этого результата всегда содержится некоторая доля истолкования, следовательно, к факту всегда примешаны теоретические представления». На основании этого можно утверждать, что абсолютной границы между эмпирическими и теоретическими понятиями не существует, но различие есть.

Эмпирические факты являются твердой основой науки лишь в предпосылочном смысле слова, поскольку, как правило, они фиксируют поверхностные, непосредственно наблюдаемые, внешние свойства и отношения изучаемых объектов. Поэтому наука не начинается с фактов, она начинается с постановки проблемы и попыток ее решения, где фактам принадлежит огромная роль.

При этом ученые стараются не ограничиваться наличием отдельных фактов, а стремятся получить их систему, что способствует в дальнейшем надежности получаемых научных результатов. Кроме того, для расширения «видимости» изучаемых явлений не только в естественных, но и в социальных науках используются всевозможные инструменты и приборы, экспериментальные установки и сооружения.

Однако в любом случае в деле сбора научных эмпирических фактов необходимо избегать и «дурной бесконечности», ибо простое увеличение количества научных фактов само по себе не увеличивает вероятности их достоверности.

Помимо предпосылочной функции эмпирические факты в науке выполняют и роль критерия правильности, достоверности научного знания. Поскольку, как мы отметили, эмпирические факты связаны с данностью, чувственностью, опытом, они являются важнейшей составной частью практики - чувственно-предметной деятельности людей.

Согласование результатов умозаключений, теорий (как высшего результата научного познания) с фактами есть не что иное, как одна из форм доказательства их достоверности, соответствия объективному миру. Именно в результате такого согласования происходит сопоставление проверямых знаний с их материальным оригиналом.

Обобщение эмпирических фактов индуктивным способом приводит формулировке эмпирических законов. Как известно, Ф. Бэкон, недовольный логикой Аристотеля, попытался сформулировать фундаментальные правила принципы индуктивной логики, позволяющей создавать эмпирические законы. Правила вывода индуктивных умозаключений из опытных фактов включали у него несколько этапов: 1) составление «таблицы присутствия» - перечисление всех известных случаев исследуемого свойства; 2) составление «таблицы отсутствия» - регистрация сходных случаев, в которых данное свойство или явление отсутствует; 3) составление «таблицы степеней», где отмечаются все случаи, в которых данное явление представлено с большей или меньшей интенсивностью.

Эмпирические законы не столько объясняют причины происходящих явлений, сколько констатируют регулярность в наблюдаемых явлениях. Они являются основой описательных (феноменологических) теорий, которые ограничивают изучением внешних сторон именно тех явлений, которые непосредственно наблюдаются. Эмпирические законы тесно связаны и с так называемыми статистическими теориями, которые анализируют не свойства объектов, а обосновывают определенные нормы эмпирического познания, - теорией ошибок, измерений, эксперимента, многофакторного анализа полученных результатов и т.д.

Кроме того, в описательных теориях фиксируются закономерности лишь дельных сторон поведения изучаемого объекта, поскольку на этом этапе познания из всего обилия свойств и связей выделяют отдельные стороны, связи, являющиеся предметом исследования. В результате эмпирическая стадия научного поиска и приводит к новому, но незавершенному знанию. Необходимо подключение теоретического уровня, введение теоретического знания.

3

PAGE  3


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

47382. Исследование организации оплаты и стимулирования труда и направления ее совершенствования на предприятии (на примере УКП « Полоцк – торг, г. Полоцк) 232.01 KB
  ДИПЛОМНАЯ РАБОТА Исследование организации оплаты и стимулирования труда и направления ее совершенствования на предприятии на примере УКП Полоцк – торг г. ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА СИСТЕМА ОПЛАТЫ ТРУДА РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ МОТИВАЦИЯ ТРУДА ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЛАТЫ И СТИМУЛИРОВАНИЯ ТРУДА Объектом исследования выступает УКП Полоцк торг предметом исследования организации оплаты и стимулирования труда. Целью данной дипломной работы является анализ организации оплаты и стимулирования труда на УКП Полоцк торг и разработка направлений ее...
47383. Разработка рекомендаций по эффективному использованию денежных средств на примере ООО «Вахрушевец» 967 KB
  На расчетном счете сосредотачиваются свободные денежные средства и поступления за реализованную продукцию, выполненные работы и услуги, краткосрочные и долгосрочные ссуды, получаемые от банка, и прочие зачисления
47384. Организация логистических процессов распределения товаров (на примере ОАО "Полоцкий молочный комбинат") 331.39 KB
  Предмет исследования: распределительная логистика Цель работы: обоснование актуальности создания распределительного центра продукции ОАО Полоцкий молочный комбинат в городе Риге обоснование актуальности использования услуг дистрибьютора в городе Пскове и актуальность внедрения логистического программного обеспечения на предприятии и оценка экономической эффективность предложенных мероприятий. Исследование и разработки: изучены основные аспекты логистических процессов распределения товаров проанализирована организация логистической...
47385. Разработка маркетинговой стратегии развития организации на примере ООО “Антарес” 170.01 KB
  Раздел 1 Маркетинг как философия производства Содержит анализ литературных источников посвященных рассмотрению теоретических аспектов маркетинга классификации услуг анализ потребителей и их потребностей сегментации рынка услуг по пошиву одежды особенностям стимулирования сбыта в данной отраслевой группе влияние рекламы как основного элемента коммуникационного воздействия на потребителя.1 Понятие маркетинга особенности маркетинга услуг.2 Эффективность внедряемой услуги 655 Правовая часть...
47386. Влияние самооценки на успешность обучения в младшем школьном возрасте 383.5 KB
  Широкое распространение феномена оценки в учебновоспитательном процессе школы послужило причиной того что оценивание учителем результатов учебной деятельности учащихся и самооценивание выделилось в последние годы в самостоятельное направление. Согласно теории учебной деятельности оценочная деятельность порождает потребность ученика или учителя получить информацию о том соответствует или нет качество знаний и умений учащихся по предмету требованиям программы. Целью оценочной деятельности является таким образом контроль успеваемости...
47387. Разработка миссии и целей компании «Ultra» 254.18 KB
  В первую очередь целевое начало в деятельности организации возникает потому что организация это объединение людей преследующих определенные цели. так же как и те кто являются хозяевами организации или работают в организации преследуя свои собственные цели при взаимодействии с организацией придают ее существованию определенную направленность и тем самым развивают целевое начало в деятельности организации. Цели и задачи исследования. Первая глава посвящена теоретическому осмыслению понятий миссия цели система целей и др.
47388. Технологічний процес визначення оптимальних змішаних стратегій автотранспортного підприємства 412 KB
  Особлива увага приділяється автомобільному транспорту бо саме він є самим мобільним і швидко реагує на зміни ринкового середовища тому саме цьому виду транспорту надають перевагу наші підприємці при здійсненні внутрішніх перевезень і перевезень в країни ближнього зарубіжжя. Україна росташована в центрі Європи на перетині важливих торгівельних шляхів і тому особливу увагу слід приділяти розвитку транспорту щоб не лишень забезпечувати власні потреби але й виводити цю галузь господарства на міжнародний рівень. Застарілі методи...
47389. Отграничение вандализма от смежных составов преступления 101.77 KB
  В соответствии с ч.1 статьи 214 Уголовного Кодекса Российской Федерации:- вандализм, то есть осквернение зданий или иных сооружений, порча имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах,- (наказывается штрафом в размере до 40 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 3 месяцев, либо обязательными работами на срок от 120 до 180 часов, либо исправительными работами на срок от 6 месяцев до 1 года, либо арестом на срок до 3 месяцев).
47390. Строительство в г. Абакан, расчет и архитектурные особенности 2.07 MB
  Недостатком является стесненность площадки что не позволяет оптимально разместить на ней механизмы и материалы необходимые для проведения работ. Варианты фундаментов: ленточный работающий как балка на упругом основании; столбчатый под колонны. Данный дипломный проект был разработан при помощи ЭВМ. Методы проверки качества маркировка и транспортирование пиломатериалов должно производится по ГОСТ 656463 укладка и хранение – по ГОСТ 3808 поверхностная антисептическая обработка – по ГОСТ 1095064.