24374

Сущность и структура теоретического знания

Доклад

Логика и философия

Теория это высшая самая развитая форма организации научного знания дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях определенное области действительности объекта данной теории 77. С помощью этих знаковых образований языка теории возникает возможность более точно и глубоко судить о соответствующей изучаемой предметной области. Кроме того тот или иной вид теории определяется предметом и задачами исследования глубиной раскрытия сущности предметов и др. Также имеют место попытки поиска идеальной схемы...

Русский

2013-08-09

52.5 KB

18 чел.

ВОПРОС №20

Сущность и структура теоретического знания

По Тарасову (стр 68-73)

Добытая в эмпирическом исследовании информация становится в полном смысле научным знанием в том случае, если она осмысливается и истолковывается в рамках определенного теоретического знания.

Теория - это «высшая, самая развитая форма организации научного знания,  дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях определенное области действительности - объекта данной теории» (77. С. 676). В отличие от эмпирического знания теория исследует сущностные характеристики, внутренние механизмы, причинные, функциональные связи и зависимости.

Теория - это «особого рода знаковое образование, представляющее некоторую систему высказываний» (4. С. 5). С помощью этих знаковых образований (языка теории) возникает возможность более точно и глубоко судить о соответствующей (изучаемой) предметной области. Кроме того, за счет высокой степени и универсальности понятий, составляющих основу теорий, появляется возможность сконцентрировать в них всю важнейшую информацию о природном и социальном мире. В связи с этим теория - это целостное и строгое представление о тех или иных закономерностях природного и социального мира, фиксация устойчивых  и существенных связей в окружающем мире.

Существует большое количество разного вида теорий, различающихся, прежде всего, спецификой абстрактных объектов и определений, закладываемых в их основу.  Кроме того, тот или иной вид теории определяется предметом и задачами исследования, глубиной раскрытия сущности предметов и др. Также имеют место попытки поиска идеальной схемы структуры теории, в которой (70. С. 146):

- эмпирический базис теории содержит основные факты и данные, а также результаты их простейшей логико-математической обработки;

- исходный теоретический базис включает основные допущения, аксиомы, постулаты, фундаментальные законы и принципы;

- логический аппарат содержит правила определения производных понятий, логические правила вывода следствий;

- наличествуют потенциально допустимые следствия и утверждения теории.

Нижеприведенная схема структуры теории идеальна потому, что не все элементы представлены в той или иной теории (например, не все теории имеют операциональные следствия и утверждения, не во всякой теории прописан логический аппарат и др.). Но построение такой идеальной модели необходимо, поскольку в таком случае задается как бы образец, к которому необходимо стремиться.

Важнейшим элементом теоретического знания являются идеализированные понятия и допущения, которые возникают на стадии перехода от эмпирического уровня теории к ее исходному теоретическому базису, где происходит образование теоретических объектов. Теоретические объекты, выражаемые всегда в виде понятий, описывают не столько свойства и отношения реальных вещей, сколько особенности поведения идеализированной, концептуальной модели, построенной для изучения какого-то реального явления.

Поэтому теоретические объекты обладают свойствами не только и не столько реальных предметов, сколько идеальных. Простейшие образцы таких идеальных объектов: шар - заместитель в познании всех округлых предметов наклонная плоскость  - заместитель всех других предметов.

Идеальные объекты теории еще называют теоретическими конструктами, подразделяющимися на частные (вспомогательные) и фундаментальные (главные), отличающиеся степенью обобщения материальных объектов и в связи с этим степенью предсказания возможных новых состояний и свойств объектов: фундаментальные теоретические конструкты обладают максимальным уровнем абстракции, частные - операциональные утверждения в рамках теории максимально приближены к эмпирии. Примером такой фундаментальной теоретической идеализацией является точка в классических естественных теориях, примером частой идеализации являются понятия «сила» и «энергия», которые в отдельных случаях могут быть взаимозаменены.

Знания, приобретшие абстрактно-обобщенную форму, освобождаются от привязанности к единичным объектам и конкретным эмпирическим ситуациям, получают более компактную и удобную в смысле оперирования ими форму. На базе теоретических конструктов, их взаимосвязи по определенным законам, в частности правилам вывода, строятся теоретические законы, которые также подразделяются на частные и фундаментальные.

Теоретические знания создаются, прежде всего, для объяснения и предсказания явлений, процессов как объективной, так и субъективной реальности. Как создаются теоретические конструкты и как они взаимоувязываются друг с другом?

Среди идеальных объектов, применяемых в научном исследовании, принято выделять эмпирические и теоретические объекты. Эмпирические объекты обладают наименьшим статусом идеальности, абстрактности и составляют основу так называемых описательных теорий. Формальные теории строятся на полностью идеальных конструктах (в частности, математических символах и формулах), абстрагирующихся от конкретного содержания изучаемых предметов и процессов: математические, кибернетические, информационные теории.

Сами идеальные, объекты теорий, замещающие изучаемую реальность и являющиеся основанием, методологической базой теории, могут быть разными в зависимости от того, что положено в их основу. Они строятся на базе обобщений эмпирических фактов, сложной мыслительной работы: это мысленные эксперименты (абстрагирование, упрощение, схематизация, идеализация, реконструирование, конструирование).

Кроме того, используется интуиция (не контролируемые жесткими правилами логики сравнения, аналогии, заимствование образов и др.); выдвижение аксиом, гипотетических допущений, постулатов; общие и всеобщие (философские) законы и категории; привлечение уже существующих теоретических знаний; правила логического и логико-математического вывода и доказательства и др.

То есть фактически все вышеперечисленные методы и условия идеализированных объектов (оснований теории) можно условно свести к двум традициям, тенденциям (44. С. 151): а) аналитико-генерализационной (анализ, обобщение); б) абстрагированию, сравнению, сопоставлению.

Реально процедура порождения идеальных объектов, а в последующем и развитие теории это не только аналитический, но и синтетический процесс. Процедуры порождения идеализированных объектов можно также подразделять на формализованные (присутствие индуктивной, дедуктивной и математической логики) и неформализованные (присутствие эвристики интуиции, мысленного эксперимента и др.).

Говорят также о внутренних и внешних основаниях теории (44. С. 153): внутренние основания задаются свойствами исследуемого объекта, здесь происходит постоянное обращение к предметной стороне изучаемого объекта; внешние это эмпирический и теоретический материал более высокого порядка относительно изучаемого объекта, а также философские предпосылки (законы, категории). По мере развития теорий от менее полных (специальных, частных) к более полным (общим, а затем и всеобщим) происходит расширение их внутренних и внешних оснований.

Наконец в завершении разговора о сущности научной теории необходимо обратиться к вопросу их возможных классификаций. В зависимости от уровня проникновения в сущность изучаемого объекта научные теории делятся на описательно-феноменологические (эмпирические) и дедуктивные (математизированные, аксиоматические). В зависимости от принимаемых оснований научные теории делятся на формальные (математические и логические) и содержательные теории, к которым относятся все теоретические построения о природе, обществе и человеке.

Различают эмпирические и логико-математические теории; частные и общие (фундаментальные): при этом важным моментом науки является исследование условий перехода от менее общих, к более общим теориям; описательные и объяснительные (где под объяснением следует понимать вывод факта из теории, вывод одной теории из другой); естественно-технические и  социально-гуманитарные. Многие из вышеуказанных теорий имеют еще и внутреннюю градацию, например, по мнению Л.Б. Баженова (4, С. 12), эмпирические теории подразделяются на описательные, математизированные, гипотетико-дедуктивные и т. д.

Теории также могут быть подразделены на динамические и статистические, фундаментальные и прикладные в зависимости от характера изучаемых объектов, специфики отражаемых ими причинно-следственных связей, сферы применимости.

Всякая развитая научная дисциплина представляет собой некоторую взаимосвязанную систему теорий. Поэтому, для того чтобы понять структуру и сущность той или иной дисциплины, необходимо отследить содержание и характер искомой, взаимосвязанной системы теорий.

Рефлексия над этой проблемой позволила выявить некоторые закономерности: теории, сформировавшиеся ранее, стоят ближе к эмпирическому опыту и фактам, поздние теории - более абстрактны; по мере развития той или иной отрасли научного знания тенденция сведения одних теорий к другим проявляется все сильнее и сильнее; при взаимоувязке теорий внутри какой-то научной дисциплины возможна ситуация объяснения теорий, установленных в одной области исследования с помощью теорий полученных в других исследовательских областях; каждая отдельная теория имеет пределы применения; для развитых теорий в естественно-техническом знании характерна высокая степень присутствия математического аппарата; при переходе от старой теории к новой имеет место усовершенствование логической организации теории.

Заканчивая рассмотрение сущности теоретического знания, приведем, на наш взгляд, наиболее полное определение теории: теория - «абстрактнобобщенная, конструктивно построенная, целостная и логически развертывающаяся концептуальная модель объекта исследования... являющаяся логически сокращенным знанием, обладающим объяснительной, порождающей и эвристической способностями» (44. С. 150).

В чем же состоит сходство и различие эмпирического и теоретического уровней научного исследования? Во-первых, это этапы одного и того же научного процесса (подробнее о процессуальности научного познания в следующей теме данной работы). Во-вторых, теоретические знания являются своего рода стройкой над эмпирическими знаниями. В-третьих, эмпирические знания, как мы показали выше, всегда теоретически нагружены.

Что касается различий между двумя этими типами научного знания, то их также много: во-первых, эмпирические и теоретические знания различаются характером их представленности - эмпирические знания выражаются в терминах наблюдения, теоретические - в абстрактно-идеализированных терминах (теоретический язык всегда носит знаковый, символичный, схематичный характер).

Во-вторых, различаются они и по объекту исследования: объектом эмпирического знания всегда являются реальные предметы, объектом теоретического исследования могут быть результаты идеализации, абстрагирования: геометрическая точка, линия, идеальный тип человека и др.

Третьей отличительной чертой является глубина изучения объективной или субъективной реальности: всякое истинное теоретическое знание глубже эмпирического - эмпирическое знание только описывает, теоретическое - объясняет и предсказывает.

В-четвертых, эмпирическое и теоретическое знания отличаются связью с практикой  и предметным миром: эмпирическое знание непосредственно произрастает из практики, предметности мира, теоретическое - связано с практикой и предметным миром опосредованно, через операциональные следствия.

В-пятых, эмпирическое и теоретическое познания отличаются степенью сложности самой процедуры познания: этапная цепочка познавательных процедур в теоретическом познании по сравнению с эмпирическим не только более протяженна по времени, количеству операций, но и более сложна по качеству (предполагает большее участие дискурса).

В  целом же эмпирический и теоретический уровни, знания, этапы образуют вместе единое целое под названием «научно-исследовательский процесс», «научно-исследовательское познание».

3

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

39204. Семья как социальный институт, ее исторические типы, функции 16.11 KB
  Специфика социологического изучения семьи заключается в том, что семья рассматривается как особый социальный институт, выполняющий одну из самых важных функций общества - воспроизводство его членов и осущестляющий их первичную социализацию.
39205. Основы истории и философии науки 181.35 KB
  Основы истории и философии наукИ Часть 1. Основы философии науки: лекционно курс Учебнометодическое пособие для аспирантов очной и заочной форм обучения СОКРАЩЕННЫЙ ВАРИАНТ Содержание Пояснительная записка. Курс лекций: Основы философии науки. ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ НАУКИ.
39206. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОФОРМЛЕНИЮ СТУДЕНЧЕСКИХ РАБОТ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ 264.5 KB
  При выполнении работы выбирается шрифт Times New Roman размером № 14 интервал 15. Опечатки описки и графические неточности обнаруженные в процессе выполнения работы допускается исправлять закрашиванием белым штрихом и аккуратным нанесением на том месте исправленного текста черной пастой гелем. Все подписи на титульном листе следует выполнять строчными буквами название темы работы – прописными буквами размер шрифта – 14. ПОСТРОЕНИЕ РАБОТЫ Текст работы разделяют на разделы и подразделы.
39207. Право собственности 753 KB
  Кроме того в регулируемых маркетинговым законодательством отношения могут участвовать Российская Федерация субъекты Российской Федерации и муниципальные образования.;6 маркетинговые союзы и ассоциации например Ассоциация распространителей финансовоэкономической информации;7 органы власти осуществляющие функции государственного регулирования маркетинговой деятельности например Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства Госстандарт России. Кроме того в регулируемых маркетинговым...
39208. Прохождение практики в Филиале Центрального АКБ «Инвестбанк» (ОАО) 195 KB
  В том числе клиентам предлагается большой выбор кредитных программ разнообразные формы денежных переводов как в рублях так и в иностранной валюте обслуживание банковских карт международных платежных систем а также варианты срочных валютных депозитов операции на валютном рынке и на рынке ценных бумаг. Кредитование при недостатке средств на расчетном счете овердрафт это особая форма краткосрочного кредита при котором Инвестбанк осуществляет оплату платежных документов клиента сверх средств имеющихся на его расчетном счете в пределах...
39211. Влияние кризиса на банковскую систему 94.5 KB
  Первая половина 2008 года привнесла достаточно много новых факторов влияющих на казахстанский банковский сектор которые складываются в новые доминанты развития финансовой системы Казахстана. Если рассматривать финансовые аспекты среди тенденций преобладающих в тот момент времени можно выделить: резкое сокращение темпов роста банковской системы; существенное ухудшение качества активов; снижение доходности казахстанских банков. Динамика данных по первой десятке крупнейших казахстанских банков представляющих 928 активов...