24374

Сущность и структура теоретического знания

Доклад

Логика и философия

Теория это высшая самая развитая форма организации научного знания дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях определенное области действительности объекта данной теории 77. С помощью этих знаковых образований языка теории возникает возможность более точно и глубоко судить о соответствующей изучаемой предметной области. Кроме того тот или иной вид теории определяется предметом и задачами исследования глубиной раскрытия сущности предметов и др. Также имеют место попытки поиска идеальной схемы...

Русский

2013-08-09

52.5 KB

18 чел.

ВОПРОС №20

Сущность и структура теоретического знания

По Тарасову (стр 68-73)

Добытая в эмпирическом исследовании информация становится в полном смысле научным знанием в том случае, если она осмысливается и истолковывается в рамках определенного теоретического знания.

Теория - это «высшая, самая развитая форма организации научного знания,  дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях определенное области действительности - объекта данной теории» (77. С. 676). В отличие от эмпирического знания теория исследует сущностные характеристики, внутренние механизмы, причинные, функциональные связи и зависимости.

Теория - это «особого рода знаковое образование, представляющее некоторую систему высказываний» (4. С. 5). С помощью этих знаковых образований (языка теории) возникает возможность более точно и глубоко судить о соответствующей (изучаемой) предметной области. Кроме того, за счет высокой степени и универсальности понятий, составляющих основу теорий, появляется возможность сконцентрировать в них всю важнейшую информацию о природном и социальном мире. В связи с этим теория - это целостное и строгое представление о тех или иных закономерностях природного и социального мира, фиксация устойчивых  и существенных связей в окружающем мире.

Существует большое количество разного вида теорий, различающихся, прежде всего, спецификой абстрактных объектов и определений, закладываемых в их основу.  Кроме того, тот или иной вид теории определяется предметом и задачами исследования, глубиной раскрытия сущности предметов и др. Также имеют место попытки поиска идеальной схемы структуры теории, в которой (70. С. 146):

- эмпирический базис теории содержит основные факты и данные, а также результаты их простейшей логико-математической обработки;

- исходный теоретический базис включает основные допущения, аксиомы, постулаты, фундаментальные законы и принципы;

- логический аппарат содержит правила определения производных понятий, логические правила вывода следствий;

- наличествуют потенциально допустимые следствия и утверждения теории.

Нижеприведенная схема структуры теории идеальна потому, что не все элементы представлены в той или иной теории (например, не все теории имеют операциональные следствия и утверждения, не во всякой теории прописан логический аппарат и др.). Но построение такой идеальной модели необходимо, поскольку в таком случае задается как бы образец, к которому необходимо стремиться.

Важнейшим элементом теоретического знания являются идеализированные понятия и допущения, которые возникают на стадии перехода от эмпирического уровня теории к ее исходному теоретическому базису, где происходит образование теоретических объектов. Теоретические объекты, выражаемые всегда в виде понятий, описывают не столько свойства и отношения реальных вещей, сколько особенности поведения идеализированной, концептуальной модели, построенной для изучения какого-то реального явления.

Поэтому теоретические объекты обладают свойствами не только и не столько реальных предметов, сколько идеальных. Простейшие образцы таких идеальных объектов: шар - заместитель в познании всех округлых предметов наклонная плоскость  - заместитель всех других предметов.

Идеальные объекты теории еще называют теоретическими конструктами, подразделяющимися на частные (вспомогательные) и фундаментальные (главные), отличающиеся степенью обобщения материальных объектов и в связи с этим степенью предсказания возможных новых состояний и свойств объектов: фундаментальные теоретические конструкты обладают максимальным уровнем абстракции, частные - операциональные утверждения в рамках теории максимально приближены к эмпирии. Примером такой фундаментальной теоретической идеализацией является точка в классических естественных теориях, примером частой идеализации являются понятия «сила» и «энергия», которые в отдельных случаях могут быть взаимозаменены.

Знания, приобретшие абстрактно-обобщенную форму, освобождаются от привязанности к единичным объектам и конкретным эмпирическим ситуациям, получают более компактную и удобную в смысле оперирования ими форму. На базе теоретических конструктов, их взаимосвязи по определенным законам, в частности правилам вывода, строятся теоретические законы, которые также подразделяются на частные и фундаментальные.

Теоретические знания создаются, прежде всего, для объяснения и предсказания явлений, процессов как объективной, так и субъективной реальности. Как создаются теоретические конструкты и как они взаимоувязываются друг с другом?

Среди идеальных объектов, применяемых в научном исследовании, принято выделять эмпирические и теоретические объекты. Эмпирические объекты обладают наименьшим статусом идеальности, абстрактности и составляют основу так называемых описательных теорий. Формальные теории строятся на полностью идеальных конструктах (в частности, математических символах и формулах), абстрагирующихся от конкретного содержания изучаемых предметов и процессов: математические, кибернетические, информационные теории.

Сами идеальные, объекты теорий, замещающие изучаемую реальность и являющиеся основанием, методологической базой теории, могут быть разными в зависимости от того, что положено в их основу. Они строятся на базе обобщений эмпирических фактов, сложной мыслительной работы: это мысленные эксперименты (абстрагирование, упрощение, схематизация, идеализация, реконструирование, конструирование).

Кроме того, используется интуиция (не контролируемые жесткими правилами логики сравнения, аналогии, заимствование образов и др.); выдвижение аксиом, гипотетических допущений, постулатов; общие и всеобщие (философские) законы и категории; привлечение уже существующих теоретических знаний; правила логического и логико-математического вывода и доказательства и др.

То есть фактически все вышеперечисленные методы и условия идеализированных объектов (оснований теории) можно условно свести к двум традициям, тенденциям (44. С. 151): а) аналитико-генерализационной (анализ, обобщение); б) абстрагированию, сравнению, сопоставлению.

Реально процедура порождения идеальных объектов, а в последующем и развитие теории это не только аналитический, но и синтетический процесс. Процедуры порождения идеализированных объектов можно также подразделять на формализованные (присутствие индуктивной, дедуктивной и математической логики) и неформализованные (присутствие эвристики интуиции, мысленного эксперимента и др.).

Говорят также о внутренних и внешних основаниях теории (44. С. 153): внутренние основания задаются свойствами исследуемого объекта, здесь происходит постоянное обращение к предметной стороне изучаемого объекта; внешние это эмпирический и теоретический материал более высокого порядка относительно изучаемого объекта, а также философские предпосылки (законы, категории). По мере развития теорий от менее полных (специальных, частных) к более полным (общим, а затем и всеобщим) происходит расширение их внутренних и внешних оснований.

Наконец в завершении разговора о сущности научной теории необходимо обратиться к вопросу их возможных классификаций. В зависимости от уровня проникновения в сущность изучаемого объекта научные теории делятся на описательно-феноменологические (эмпирические) и дедуктивные (математизированные, аксиоматические). В зависимости от принимаемых оснований научные теории делятся на формальные (математические и логические) и содержательные теории, к которым относятся все теоретические построения о природе, обществе и человеке.

Различают эмпирические и логико-математические теории; частные и общие (фундаментальные): при этом важным моментом науки является исследование условий перехода от менее общих, к более общим теориям; описательные и объяснительные (где под объяснением следует понимать вывод факта из теории, вывод одной теории из другой); естественно-технические и  социально-гуманитарные. Многие из вышеуказанных теорий имеют еще и внутреннюю градацию, например, по мнению Л.Б. Баженова (4, С. 12), эмпирические теории подразделяются на описательные, математизированные, гипотетико-дедуктивные и т. д.

Теории также могут быть подразделены на динамические и статистические, фундаментальные и прикладные в зависимости от характера изучаемых объектов, специфики отражаемых ими причинно-следственных связей, сферы применимости.

Всякая развитая научная дисциплина представляет собой некоторую взаимосвязанную систему теорий. Поэтому, для того чтобы понять структуру и сущность той или иной дисциплины, необходимо отследить содержание и характер искомой, взаимосвязанной системы теорий.

Рефлексия над этой проблемой позволила выявить некоторые закономерности: теории, сформировавшиеся ранее, стоят ближе к эмпирическому опыту и фактам, поздние теории - более абстрактны; по мере развития той или иной отрасли научного знания тенденция сведения одних теорий к другим проявляется все сильнее и сильнее; при взаимоувязке теорий внутри какой-то научной дисциплины возможна ситуация объяснения теорий, установленных в одной области исследования с помощью теорий полученных в других исследовательских областях; каждая отдельная теория имеет пределы применения; для развитых теорий в естественно-техническом знании характерна высокая степень присутствия математического аппарата; при переходе от старой теории к новой имеет место усовершенствование логической организации теории.

Заканчивая рассмотрение сущности теоретического знания, приведем, на наш взгляд, наиболее полное определение теории: теория - «абстрактнобобщенная, конструктивно построенная, целостная и логически развертывающаяся концептуальная модель объекта исследования... являющаяся логически сокращенным знанием, обладающим объяснительной, порождающей и эвристической способностями» (44. С. 150).

В чем же состоит сходство и различие эмпирического и теоретического уровней научного исследования? Во-первых, это этапы одного и того же научного процесса (подробнее о процессуальности научного познания в следующей теме данной работы). Во-вторых, теоретические знания являются своего рода стройкой над эмпирическими знаниями. В-третьих, эмпирические знания, как мы показали выше, всегда теоретически нагружены.

Что касается различий между двумя этими типами научного знания, то их также много: во-первых, эмпирические и теоретические знания различаются характером их представленности - эмпирические знания выражаются в терминах наблюдения, теоретические - в абстрактно-идеализированных терминах (теоретический язык всегда носит знаковый, символичный, схематичный характер).

Во-вторых, различаются они и по объекту исследования: объектом эмпирического знания всегда являются реальные предметы, объектом теоретического исследования могут быть результаты идеализации, абстрагирования: геометрическая точка, линия, идеальный тип человека и др.

Третьей отличительной чертой является глубина изучения объективной или субъективной реальности: всякое истинное теоретическое знание глубже эмпирического - эмпирическое знание только описывает, теоретическое - объясняет и предсказывает.

В-четвертых, эмпирическое и теоретическое знания отличаются связью с практикой  и предметным миром: эмпирическое знание непосредственно произрастает из практики, предметности мира, теоретическое - связано с практикой и предметным миром опосредованно, через операциональные следствия.

В-пятых, эмпирическое и теоретическое познания отличаются степенью сложности самой процедуры познания: этапная цепочка познавательных процедур в теоретическом познании по сравнению с эмпирическим не только более протяженна по времени, количеству операций, но и более сложна по качеству (предполагает большее участие дискурса).

В  целом же эмпирический и теоретический уровни, знания, этапы образуют вместе единое целое под названием «научно-исследовательский процесс», «научно-исследовательское познание».

3

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

44252. Методические рекомендации. Экономика труда 469.5 KB
  Учебно-методические материалы предназначены для студентов обучающихся по специальности 060200 Экономика труда и проходящих преддипломную практику в организациях различных отраслей и организационно-правовых форм и форм собственности. наук доцент кафедры экономики труда УрСЭИ Рецензент Белкин В. Уральский социально-экономический институт Академии труда и социальных отношений 2005 Белкина Н.
44253. Особенности перевода языковых элементов, отражающих агрессивное состояние человека с китайского на русский язык 242 KB
  Данная работа посвящена исследованию особенностей перевода языковых элементов отражающих агрессивное состояние человека с китайского на русский язык. Таким образом актуальность работы в способах перевода языковых элементов выражающие агрессивное состояние человека. Объектом данного исследования являются языковые элементы выражающие агрессивное состояние человека а предметом способы перевода языковых элементов выражающих агрессивное состояние человека. Целью данного исследования является выявление оптимальных способов перевода...
44254. Реконструкция аккумуляторного участка в РДАУП Автобусный парк № 1 г. Витебска 719.5 KB
  Расчёт годового объёма работ. Расчет годового объема работ по ТОТР вспомогательных работ работ по самообслуживанию. Реконструкцию необходимо проводить таким образом чтобы обеспечить нормальную работу действующих зон и участков. В Витебске работает более 30 автобусных маршрутов.
44255. Годинники, засновані на підрахунку періодів коливань від задаючого генератора за допомогою електронної схеми і виведення інформації на цифровий дисплей 545 KB
  В умовах подальшого технічного прогресу, що характеризується інтенсивним використанням електроніки та мікропроцесорної техніки, сучасний спеціаліст в будь-якій галузі науки й техніки повинен бути ознайомлений із основними функціональними пристроями електроніки, які становлять основу усіх систем керування технологічними процесами.
44256. ЧЕТЫРЕХЭТАЖНАЯ БЛОК-СЕКЦИЯ НА 12 КВАРТИР 1.01 MB
  Кладка стен осуществляется на цементно-песчаном растворе. Толщина наружных стен определяется на основании теплотехнического расчета. Изначально толщина наружной стены предполагается равной 510 мм. Такая толщина необходима для обеспечения устойчивости по отношению к ветровым и ударным нагрузкам, а также для увеличения тепло- и звукоизоляционной способности стен
44257. Расчет канализационной сети 110 KB
  Общесплавными называют системы канализации при которых все сточные воды бытовые производственные и дождевые сплавляются по одной общей сети труб и каналов за пределы городской территории на очистные сооружения. Раздельными называют системы канализации при которых дождевые и условно чистые производственные воды отводят по одной сети труб и каналов а бытовые и загрязненные производственные сточные воды по другой одной или нескольким сетям. Характеристика наружной канализационной сети Наружной канализационной сетью называют...
44258. Расчёт многопустотной плиты перекрытия 355.5 KB
  Расчетные данные Для бетона класса В 30 Rb=17 МПа; Rbser=22 МПа; Rbt=12 МПа; Rbt ser=18 МПа; Eв=29000 МПа для тяжелого бетона с тепловой обработкой Для напрягаемой арматуры класса АтIV: Rsn=590 МПа; Rs=510 МПа; Rs=405 МПа; Es=19105 МПа. Для арматуры сварных сеток и каркасов из проволоки класса ВрI: R=360 МПа; Rs=265 МПа; Es=1.7105 МПа. Rвр=05 В=30=0530=15 МПа.
44259. Разработка жидкостный ракетный двигатель первой ступени ракетоносителя, работающего на топливе Керосин и О2ж 3.15 MB
  Объектами разработки являются конструкция камеры компоновочная схема и пневмогидравлическая схема двигателя. В процессе работы произведён выбор системы подачи схемы и основных параметров системы характеризующих совершенство процессов в камере сгорания и сопле проведен тепловой расчет камеры определены параметры системы подачи выполнено...
44260. АНАЛІЗ РОЗВЯЗУЮЧИХ ВЛАСТИВОСТЕЙ ІМПЕДАНСНИХ СТРУКТУР З РЕАКТИВНИМ ІМПЕДАНСОМ 8.48 MB
  Значення коефіцієнта придушення. Аркуш 5 Значення коефіцієнта придушення. Ефективність запропонованої неоднорідної імпедансної смуги була оцінена в досить вузькому частотному діапазоні у зв'язку з чим не зрозуміло як буде поводитися коефіцієнт придушення за границями цього діапазону. Коефіцієнт придушення імпедансної смуги.