24374

Сущность и структура теоретического знания

Доклад

Логика и философия

Теория это высшая самая развитая форма организации научного знания дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях определенное области действительности объекта данной теории 77. С помощью этих знаковых образований языка теории возникает возможность более точно и глубоко судить о соответствующей изучаемой предметной области. Кроме того тот или иной вид теории определяется предметом и задачами исследования глубиной раскрытия сущности предметов и др. Также имеют место попытки поиска идеальной схемы...

Русский

2013-08-09

52.5 KB

19 чел.

ВОПРОС №20

Сущность и структура теоретического знания

По Тарасову (стр 68-73)

Добытая в эмпирическом исследовании информация становится в полном смысле научным знанием в том случае, если она осмысливается и истолковывается в рамках определенного теоретического знания.

Теория - это «высшая, самая развитая форма организации научного знания,  дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях определенное области действительности - объекта данной теории» (77. С. 676). В отличие от эмпирического знания теория исследует сущностные характеристики, внутренние механизмы, причинные, функциональные связи и зависимости.

Теория - это «особого рода знаковое образование, представляющее некоторую систему высказываний» (4. С. 5). С помощью этих знаковых образований (языка теории) возникает возможность более точно и глубоко судить о соответствующей (изучаемой) предметной области. Кроме того, за счет высокой степени и универсальности понятий, составляющих основу теорий, появляется возможность сконцентрировать в них всю важнейшую информацию о природном и социальном мире. В связи с этим теория - это целостное и строгое представление о тех или иных закономерностях природного и социального мира, фиксация устойчивых  и существенных связей в окружающем мире.

Существует большое количество разного вида теорий, различающихся, прежде всего, спецификой абстрактных объектов и определений, закладываемых в их основу.  Кроме того, тот или иной вид теории определяется предметом и задачами исследования, глубиной раскрытия сущности предметов и др. Также имеют место попытки поиска идеальной схемы структуры теории, в которой (70. С. 146):

- эмпирический базис теории содержит основные факты и данные, а также результаты их простейшей логико-математической обработки;

- исходный теоретический базис включает основные допущения, аксиомы, постулаты, фундаментальные законы и принципы;

- логический аппарат содержит правила определения производных понятий, логические правила вывода следствий;

- наличествуют потенциально допустимые следствия и утверждения теории.

Нижеприведенная схема структуры теории идеальна потому, что не все элементы представлены в той или иной теории (например, не все теории имеют операциональные следствия и утверждения, не во всякой теории прописан логический аппарат и др.). Но построение такой идеальной модели необходимо, поскольку в таком случае задается как бы образец, к которому необходимо стремиться.

Важнейшим элементом теоретического знания являются идеализированные понятия и допущения, которые возникают на стадии перехода от эмпирического уровня теории к ее исходному теоретическому базису, где происходит образование теоретических объектов. Теоретические объекты, выражаемые всегда в виде понятий, описывают не столько свойства и отношения реальных вещей, сколько особенности поведения идеализированной, концептуальной модели, построенной для изучения какого-то реального явления.

Поэтому теоретические объекты обладают свойствами не только и не столько реальных предметов, сколько идеальных. Простейшие образцы таких идеальных объектов: шар - заместитель в познании всех округлых предметов наклонная плоскость  - заместитель всех других предметов.

Идеальные объекты теории еще называют теоретическими конструктами, подразделяющимися на частные (вспомогательные) и фундаментальные (главные), отличающиеся степенью обобщения материальных объектов и в связи с этим степенью предсказания возможных новых состояний и свойств объектов: фундаментальные теоретические конструкты обладают максимальным уровнем абстракции, частные - операциональные утверждения в рамках теории максимально приближены к эмпирии. Примером такой фундаментальной теоретической идеализацией является точка в классических естественных теориях, примером частой идеализации являются понятия «сила» и «энергия», которые в отдельных случаях могут быть взаимозаменены.

Знания, приобретшие абстрактно-обобщенную форму, освобождаются от привязанности к единичным объектам и конкретным эмпирическим ситуациям, получают более компактную и удобную в смысле оперирования ими форму. На базе теоретических конструктов, их взаимосвязи по определенным законам, в частности правилам вывода, строятся теоретические законы, которые также подразделяются на частные и фундаментальные.

Теоретические знания создаются, прежде всего, для объяснения и предсказания явлений, процессов как объективной, так и субъективной реальности. Как создаются теоретические конструкты и как они взаимоувязываются друг с другом?

Среди идеальных объектов, применяемых в научном исследовании, принято выделять эмпирические и теоретические объекты. Эмпирические объекты обладают наименьшим статусом идеальности, абстрактности и составляют основу так называемых описательных теорий. Формальные теории строятся на полностью идеальных конструктах (в частности, математических символах и формулах), абстрагирующихся от конкретного содержания изучаемых предметов и процессов: математические, кибернетические, информационные теории.

Сами идеальные, объекты теорий, замещающие изучаемую реальность и являющиеся основанием, методологической базой теории, могут быть разными в зависимости от того, что положено в их основу. Они строятся на базе обобщений эмпирических фактов, сложной мыслительной работы: это мысленные эксперименты (абстрагирование, упрощение, схематизация, идеализация, реконструирование, конструирование).

Кроме того, используется интуиция (не контролируемые жесткими правилами логики сравнения, аналогии, заимствование образов и др.); выдвижение аксиом, гипотетических допущений, постулатов; общие и всеобщие (философские) законы и категории; привлечение уже существующих теоретических знаний; правила логического и логико-математического вывода и доказательства и др.

То есть фактически все вышеперечисленные методы и условия идеализированных объектов (оснований теории) можно условно свести к двум традициям, тенденциям (44. С. 151): а) аналитико-генерализационной (анализ, обобщение); б) абстрагированию, сравнению, сопоставлению.

Реально процедура порождения идеальных объектов, а в последующем и развитие теории это не только аналитический, но и синтетический процесс. Процедуры порождения идеализированных объектов можно также подразделять на формализованные (присутствие индуктивной, дедуктивной и математической логики) и неформализованные (присутствие эвристики интуиции, мысленного эксперимента и др.).

Говорят также о внутренних и внешних основаниях теории (44. С. 153): внутренние основания задаются свойствами исследуемого объекта, здесь происходит постоянное обращение к предметной стороне изучаемого объекта; внешние это эмпирический и теоретический материал более высокого порядка относительно изучаемого объекта, а также философские предпосылки (законы, категории). По мере развития теорий от менее полных (специальных, частных) к более полным (общим, а затем и всеобщим) происходит расширение их внутренних и внешних оснований.

Наконец в завершении разговора о сущности научной теории необходимо обратиться к вопросу их возможных классификаций. В зависимости от уровня проникновения в сущность изучаемого объекта научные теории делятся на описательно-феноменологические (эмпирические) и дедуктивные (математизированные, аксиоматические). В зависимости от принимаемых оснований научные теории делятся на формальные (математические и логические) и содержательные теории, к которым относятся все теоретические построения о природе, обществе и человеке.

Различают эмпирические и логико-математические теории; частные и общие (фундаментальные): при этом важным моментом науки является исследование условий перехода от менее общих, к более общим теориям; описательные и объяснительные (где под объяснением следует понимать вывод факта из теории, вывод одной теории из другой); естественно-технические и  социально-гуманитарные. Многие из вышеуказанных теорий имеют еще и внутреннюю градацию, например, по мнению Л.Б. Баженова (4, С. 12), эмпирические теории подразделяются на описательные, математизированные, гипотетико-дедуктивные и т. д.

Теории также могут быть подразделены на динамические и статистические, фундаментальные и прикладные в зависимости от характера изучаемых объектов, специфики отражаемых ими причинно-следственных связей, сферы применимости.

Всякая развитая научная дисциплина представляет собой некоторую взаимосвязанную систему теорий. Поэтому, для того чтобы понять структуру и сущность той или иной дисциплины, необходимо отследить содержание и характер искомой, взаимосвязанной системы теорий.

Рефлексия над этой проблемой позволила выявить некоторые закономерности: теории, сформировавшиеся ранее, стоят ближе к эмпирическому опыту и фактам, поздние теории - более абстрактны; по мере развития той или иной отрасли научного знания тенденция сведения одних теорий к другим проявляется все сильнее и сильнее; при взаимоувязке теорий внутри какой-то научной дисциплины возможна ситуация объяснения теорий, установленных в одной области исследования с помощью теорий полученных в других исследовательских областях; каждая отдельная теория имеет пределы применения; для развитых теорий в естественно-техническом знании характерна высокая степень присутствия математического аппарата; при переходе от старой теории к новой имеет место усовершенствование логической организации теории.

Заканчивая рассмотрение сущности теоретического знания, приведем, на наш взгляд, наиболее полное определение теории: теория - «абстрактнобобщенная, конструктивно построенная, целостная и логически развертывающаяся концептуальная модель объекта исследования... являющаяся логически сокращенным знанием, обладающим объяснительной, порождающей и эвристической способностями» (44. С. 150).

В чем же состоит сходство и различие эмпирического и теоретического уровней научного исследования? Во-первых, это этапы одного и того же научного процесса (подробнее о процессуальности научного познания в следующей теме данной работы). Во-вторых, теоретические знания являются своего рода стройкой над эмпирическими знаниями. В-третьих, эмпирические знания, как мы показали выше, всегда теоретически нагружены.

Что касается различий между двумя этими типами научного знания, то их также много: во-первых, эмпирические и теоретические знания различаются характером их представленности - эмпирические знания выражаются в терминах наблюдения, теоретические - в абстрактно-идеализированных терминах (теоретический язык всегда носит знаковый, символичный, схематичный характер).

Во-вторых, различаются они и по объекту исследования: объектом эмпирического знания всегда являются реальные предметы, объектом теоретического исследования могут быть результаты идеализации, абстрагирования: геометрическая точка, линия, идеальный тип человека и др.

Третьей отличительной чертой является глубина изучения объективной или субъективной реальности: всякое истинное теоретическое знание глубже эмпирического - эмпирическое знание только описывает, теоретическое - объясняет и предсказывает.

В-четвертых, эмпирическое и теоретическое знания отличаются связью с практикой  и предметным миром: эмпирическое знание непосредственно произрастает из практики, предметности мира, теоретическое - связано с практикой и предметным миром опосредованно, через операциональные следствия.

В-пятых, эмпирическое и теоретическое познания отличаются степенью сложности самой процедуры познания: этапная цепочка познавательных процедур в теоретическом познании по сравнению с эмпирическим не только более протяженна по времени, количеству операций, но и более сложна по качеству (предполагает большее участие дискурса).

В  целом же эмпирический и теоретический уровни, знания, этапы образуют вместе единое целое под названием «научно-исследовательский процесс», «научно-исследовательское познание».

3

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

42371. Системы программирования Turbo Pascal 7.0 1.16 MB
  End Переместиться к концу строки. CtrlEnd Переместиться к последней строке окна. Найдите первое вхождение строки end в тексте программы. Замените все end на 234 .
42372. Нанесення плівок металів і сплавів у вакуумі методом термічного випаровування у вакуумі 320 KB
  Нанесення тонких плівок у вакуумі полягає в створенні потоку частинок, який направлений у бік оброблюваної підкладинки, які конденсуються з утворенням тонкоплівкових шарів на підкладинці.
42373. ПОЛУЧЕНИЕ ПЛЕНОК КАТОДНЫМ РАСПЫЛЕНИЕМ 107.5 KB
  Изучение катодного распыления привело к широкому использованию этого явления для создания весьма чистых поверхностей всевозможных тонких пленок металлов и сплавов полупроводников и диэлектриков для травления указанных выше материалов многие из которых не поддаются травлению другими способами. Поэтому в круксовом темном пространстве создается положительный пространственный заряд что приводит к перераспределению потенциала вдоль трубки и к возникновению катодного падения потенциала. С точки зрения физики разряда наиболее важной является...
42374. Измерение толщины металлических пленок с помощью интерферометра МИИ-4 175 KB
  В результате интерференции двух систем волн в фокальной плоскости окуляра наблюдаются характерные интерференционные полосы. в результате интерференции волн получаются светлые полосы а в точках где разность хода равна λ 2 3λ 2 5λ 2 и т. темные полосы. В отъюстированном микроинтерферометре при работе в монохроматическом свете в поле зрения должны быть видны чередующиеся черные и светлые полосы.
42375. Адміністрування безпеки операційної системи WINDOWS 2k 479 KB
  С помощью утилиты NET. Выполнить исследование локальной сети с помощью утилиты NBTSTT программы PWLTOOLS. С помощью утилит User2sid и Sid2user определить перечень логинов пользователей на том же удаленном компьютере что и в пункте 4.] Выполнить тестирование компьютера указанного в пункте 4 с помощью программы DDoSPing.
42376. Програмні засоби для шифрування та приховування інформації 1.79 MB
  С помощью программы PGP выполните обмен зашифрованной информацией. Для этого необходимо: а с помощью утилиты PGPkeys создать ключевую пару подчиняясь следующему порядку: выполнить запуск Strt Пуск Progrms Программы PGP PGPkeys необходимо указать собственное имя Full nme и адрес электронной почты Emil ddress не забывая что именно эти данные будут ассоциированы программой с вашими ключами выбор типа ключа Key Pir Type: ключ RS действительно архаичнее и медленнее своего ретивого молодого собрата DiffieHellmn DSS однако...
42377. Використання M.EXCEL в розвязанні матричних ігор 437.5 KB
  Планується до випуску Кі варіанти конструкції нового товару. Виготовлення їх можливо за допомогою одного з альтернативних технологічних процесів Тj . Експерти оцінили споживчі властивості конструкції Кі , виготовленої за допомогою технологічного процесу Тj за десятибальною шкалою в аij балів. Конструкція, яка має більший бал якості, має також і більшу собівартість. Ресурси обмежені, тому менеджерам необхідно прийняти компромісне рішення. Обґрунтувати прийняте рішення.
42378. Работа с пакетом Microsoft Office (Word, Excel, Access, PowerPoint) 699.5 KB
  Для таких целей следует использовать команду меню Формат Абзац и в диалоговом окне установить необходимые отступы и интервалы. Установка первых строк производится с помощью команды меню Формат Абзац или масштабной линейки. Изучите пункты меню панели инструментов и элементы окна. Рисунок 1 Рабочее окно программы Word Установите поля: левое 25 см правое 15 см верхнее и нижнее 2 см через меню Файл команду Параметры страницы.
42379. Текстовый процессор Word «Приемы и средства автоматизации разработки текстовых документов» 63 KB
  Формула задается как выражение в котором использованы: абсолютные ссылки на ячейки таблицы в виде списка 1; B5; E10 или блока 1:F10; ключевые слова для ссылки на блок ячеек: LEFT ссылка на ячейки расположенные в строке левее ячейки с формулой; RIGHT ссылка на ячейки расположенные в строке правее ячейки с формулой; BOVE ссылка на ячейки расположенные в столбце выше ячейки с формулой; BELOW ссылка на ячейки расположенные в столбце ниже ячейки с формулой; константычисла текст в двойных кавычках; закладки...