24374

Сущность и структура теоретического знания

Доклад

Логика и философия

Теория это высшая самая развитая форма организации научного знания дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях определенное области действительности объекта данной теории 77. С помощью этих знаковых образований языка теории возникает возможность более точно и глубоко судить о соответствующей изучаемой предметной области. Кроме того тот или иной вид теории определяется предметом и задачами исследования глубиной раскрытия сущности предметов и др. Также имеют место попытки поиска идеальной схемы...

Русский

2013-08-09

52.5 KB

18 чел.

ВОПРОС №20

Сущность и структура теоретического знания

По Тарасову (стр 68-73)

Добытая в эмпирическом исследовании информация становится в полном смысле научным знанием в том случае, если она осмысливается и истолковывается в рамках определенного теоретического знания.

Теория - это «высшая, самая развитая форма организации научного знания,  дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях определенное области действительности - объекта данной теории» (77. С. 676). В отличие от эмпирического знания теория исследует сущностные характеристики, внутренние механизмы, причинные, функциональные связи и зависимости.

Теория - это «особого рода знаковое образование, представляющее некоторую систему высказываний» (4. С. 5). С помощью этих знаковых образований (языка теории) возникает возможность более точно и глубоко судить о соответствующей (изучаемой) предметной области. Кроме того, за счет высокой степени и универсальности понятий, составляющих основу теорий, появляется возможность сконцентрировать в них всю важнейшую информацию о природном и социальном мире. В связи с этим теория - это целостное и строгое представление о тех или иных закономерностях природного и социального мира, фиксация устойчивых  и существенных связей в окружающем мире.

Существует большое количество разного вида теорий, различающихся, прежде всего, спецификой абстрактных объектов и определений, закладываемых в их основу.  Кроме того, тот или иной вид теории определяется предметом и задачами исследования, глубиной раскрытия сущности предметов и др. Также имеют место попытки поиска идеальной схемы структуры теории, в которой (70. С. 146):

- эмпирический базис теории содержит основные факты и данные, а также результаты их простейшей логико-математической обработки;

- исходный теоретический базис включает основные допущения, аксиомы, постулаты, фундаментальные законы и принципы;

- логический аппарат содержит правила определения производных понятий, логические правила вывода следствий;

- наличествуют потенциально допустимые следствия и утверждения теории.

Нижеприведенная схема структуры теории идеальна потому, что не все элементы представлены в той или иной теории (например, не все теории имеют операциональные следствия и утверждения, не во всякой теории прописан логический аппарат и др.). Но построение такой идеальной модели необходимо, поскольку в таком случае задается как бы образец, к которому необходимо стремиться.

Важнейшим элементом теоретического знания являются идеализированные понятия и допущения, которые возникают на стадии перехода от эмпирического уровня теории к ее исходному теоретическому базису, где происходит образование теоретических объектов. Теоретические объекты, выражаемые всегда в виде понятий, описывают не столько свойства и отношения реальных вещей, сколько особенности поведения идеализированной, концептуальной модели, построенной для изучения какого-то реального явления.

Поэтому теоретические объекты обладают свойствами не только и не столько реальных предметов, сколько идеальных. Простейшие образцы таких идеальных объектов: шар - заместитель в познании всех округлых предметов наклонная плоскость  - заместитель всех других предметов.

Идеальные объекты теории еще называют теоретическими конструктами, подразделяющимися на частные (вспомогательные) и фундаментальные (главные), отличающиеся степенью обобщения материальных объектов и в связи с этим степенью предсказания возможных новых состояний и свойств объектов: фундаментальные теоретические конструкты обладают максимальным уровнем абстракции, частные - операциональные утверждения в рамках теории максимально приближены к эмпирии. Примером такой фундаментальной теоретической идеализацией является точка в классических естественных теориях, примером частой идеализации являются понятия «сила» и «энергия», которые в отдельных случаях могут быть взаимозаменены.

Знания, приобретшие абстрактно-обобщенную форму, освобождаются от привязанности к единичным объектам и конкретным эмпирическим ситуациям, получают более компактную и удобную в смысле оперирования ими форму. На базе теоретических конструктов, их взаимосвязи по определенным законам, в частности правилам вывода, строятся теоретические законы, которые также подразделяются на частные и фундаментальные.

Теоретические знания создаются, прежде всего, для объяснения и предсказания явлений, процессов как объективной, так и субъективной реальности. Как создаются теоретические конструкты и как они взаимоувязываются друг с другом?

Среди идеальных объектов, применяемых в научном исследовании, принято выделять эмпирические и теоретические объекты. Эмпирические объекты обладают наименьшим статусом идеальности, абстрактности и составляют основу так называемых описательных теорий. Формальные теории строятся на полностью идеальных конструктах (в частности, математических символах и формулах), абстрагирующихся от конкретного содержания изучаемых предметов и процессов: математические, кибернетические, информационные теории.

Сами идеальные, объекты теорий, замещающие изучаемую реальность и являющиеся основанием, методологической базой теории, могут быть разными в зависимости от того, что положено в их основу. Они строятся на базе обобщений эмпирических фактов, сложной мыслительной работы: это мысленные эксперименты (абстрагирование, упрощение, схематизация, идеализация, реконструирование, конструирование).

Кроме того, используется интуиция (не контролируемые жесткими правилами логики сравнения, аналогии, заимствование образов и др.); выдвижение аксиом, гипотетических допущений, постулатов; общие и всеобщие (философские) законы и категории; привлечение уже существующих теоретических знаний; правила логического и логико-математического вывода и доказательства и др.

То есть фактически все вышеперечисленные методы и условия идеализированных объектов (оснований теории) можно условно свести к двум традициям, тенденциям (44. С. 151): а) аналитико-генерализационной (анализ, обобщение); б) абстрагированию, сравнению, сопоставлению.

Реально процедура порождения идеальных объектов, а в последующем и развитие теории это не только аналитический, но и синтетический процесс. Процедуры порождения идеализированных объектов можно также подразделять на формализованные (присутствие индуктивной, дедуктивной и математической логики) и неформализованные (присутствие эвристики интуиции, мысленного эксперимента и др.).

Говорят также о внутренних и внешних основаниях теории (44. С. 153): внутренние основания задаются свойствами исследуемого объекта, здесь происходит постоянное обращение к предметной стороне изучаемого объекта; внешние это эмпирический и теоретический материал более высокого порядка относительно изучаемого объекта, а также философские предпосылки (законы, категории). По мере развития теорий от менее полных (специальных, частных) к более полным (общим, а затем и всеобщим) происходит расширение их внутренних и внешних оснований.

Наконец в завершении разговора о сущности научной теории необходимо обратиться к вопросу их возможных классификаций. В зависимости от уровня проникновения в сущность изучаемого объекта научные теории делятся на описательно-феноменологические (эмпирические) и дедуктивные (математизированные, аксиоматические). В зависимости от принимаемых оснований научные теории делятся на формальные (математические и логические) и содержательные теории, к которым относятся все теоретические построения о природе, обществе и человеке.

Различают эмпирические и логико-математические теории; частные и общие (фундаментальные): при этом важным моментом науки является исследование условий перехода от менее общих, к более общим теориям; описательные и объяснительные (где под объяснением следует понимать вывод факта из теории, вывод одной теории из другой); естественно-технические и  социально-гуманитарные. Многие из вышеуказанных теорий имеют еще и внутреннюю градацию, например, по мнению Л.Б. Баженова (4, С. 12), эмпирические теории подразделяются на описательные, математизированные, гипотетико-дедуктивные и т. д.

Теории также могут быть подразделены на динамические и статистические, фундаментальные и прикладные в зависимости от характера изучаемых объектов, специфики отражаемых ими причинно-следственных связей, сферы применимости.

Всякая развитая научная дисциплина представляет собой некоторую взаимосвязанную систему теорий. Поэтому, для того чтобы понять структуру и сущность той или иной дисциплины, необходимо отследить содержание и характер искомой, взаимосвязанной системы теорий.

Рефлексия над этой проблемой позволила выявить некоторые закономерности: теории, сформировавшиеся ранее, стоят ближе к эмпирическому опыту и фактам, поздние теории - более абстрактны; по мере развития той или иной отрасли научного знания тенденция сведения одних теорий к другим проявляется все сильнее и сильнее; при взаимоувязке теорий внутри какой-то научной дисциплины возможна ситуация объяснения теорий, установленных в одной области исследования с помощью теорий полученных в других исследовательских областях; каждая отдельная теория имеет пределы применения; для развитых теорий в естественно-техническом знании характерна высокая степень присутствия математического аппарата; при переходе от старой теории к новой имеет место усовершенствование логической организации теории.

Заканчивая рассмотрение сущности теоретического знания, приведем, на наш взгляд, наиболее полное определение теории: теория - «абстрактнобобщенная, конструктивно построенная, целостная и логически развертывающаяся концептуальная модель объекта исследования... являющаяся логически сокращенным знанием, обладающим объяснительной, порождающей и эвристической способностями» (44. С. 150).

В чем же состоит сходство и различие эмпирического и теоретического уровней научного исследования? Во-первых, это этапы одного и того же научного процесса (подробнее о процессуальности научного познания в следующей теме данной работы). Во-вторых, теоретические знания являются своего рода стройкой над эмпирическими знаниями. В-третьих, эмпирические знания, как мы показали выше, всегда теоретически нагружены.

Что касается различий между двумя этими типами научного знания, то их также много: во-первых, эмпирические и теоретические знания различаются характером их представленности - эмпирические знания выражаются в терминах наблюдения, теоретические - в абстрактно-идеализированных терминах (теоретический язык всегда носит знаковый, символичный, схематичный характер).

Во-вторых, различаются они и по объекту исследования: объектом эмпирического знания всегда являются реальные предметы, объектом теоретического исследования могут быть результаты идеализации, абстрагирования: геометрическая точка, линия, идеальный тип человека и др.

Третьей отличительной чертой является глубина изучения объективной или субъективной реальности: всякое истинное теоретическое знание глубже эмпирического - эмпирическое знание только описывает, теоретическое - объясняет и предсказывает.

В-четвертых, эмпирическое и теоретическое знания отличаются связью с практикой  и предметным миром: эмпирическое знание непосредственно произрастает из практики, предметности мира, теоретическое - связано с практикой и предметным миром опосредованно, через операциональные следствия.

В-пятых, эмпирическое и теоретическое познания отличаются степенью сложности самой процедуры познания: этапная цепочка познавательных процедур в теоретическом познании по сравнению с эмпирическим не только более протяженна по времени, количеству операций, но и более сложна по качеству (предполагает большее участие дискурса).

В  целом же эмпирический и теоретический уровни, знания, этапы образуют вместе единое целое под названием «научно-исследовательский процесс», «научно-исследовательское познание».

3

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

32491. ПРЕДМЕТ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ. СВЯЗЬ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНФОРМАТИКИ С ДРУГИМИ НАУКАМИ 53 KB
  Теория и методика обучения информатики ВВЕДЕНИЕ. СВЯЗЬ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНФОРМАТИКИ С ДРУГИМИ НАУКАМИ. Предмет теории и методики обучения информатики. Современный учитель информатики это не только предметник это проводник современных идей и технологий обучения с использованием компьютера в школе.
32492. СТОРИЯ ВНЕДРЕНИЯ КУРСА ИНФОРМАТИКИ В СРЕДНИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ 93 KB
  Теория и методика обучения информатики ИСТОРИЯ ВНЕДРЕНИЯ КУРСА ИНФОРМАТИКИ В СРЕДНИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ. История внедрения курса информатики в средние учебные заведения. Новая учебная дисциплина получила название Основы информатики и вычислительной техники ОИВТ. Вместе с тем постепенное проникновение в учебный план общеобразовательной школы сведений из области информатики началось значительно раньше и начинался этот процесс с опытов по изучению школьниками элементов программирования и кибернетики.
32493. Цели и задачи обучения информатики в школе 47.5 KB
  Теория и методика обучения информатики ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ В ШКОЛЕ. Цели и задачи обучения информатики в школе На основе общих принципов педагогической политики государство определило главные задачи общеобразовательной школы: обеспечение усвоения учащимися системы знаний определяемой общественными и производственными потребностями; формирование научного миропонимания политической экономической правовой культуры гуманистических ценностей и идеалов творческого мышления самостоятельности в пополнении знаний;...
32494. Структура обучения информатике в школе 84.5 KB
  ; логические модели дедуктивные системы сложность вывода нетрадиционные исчисления: индуктивный и дедуктивный вывод вывод по аналогии правдоподобный вывод немонотонные рассуждения и т.; искусственный интеллект представление знаний вывод на знаниях обучение экспертные системы и т.; бионика математические модели в биологии модели поведения генетические системы и алгоритмы и т.; инженерия математического обеспечения языки программирования технологии создания программных систем инструментальные системы и т.
32495. СОВРЕМЕННОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНОГО КУРСА ИНФОРМАТИКИ. СТАНДАРТ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИНФОРМАТИКЕ 218.5 KB
  СТАНДАРТ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИНФОРМАТИКЕ Современное содержание образования школьного курса информатики Информатика в настоящее время одна из фундаментальных областей научного знания формирующая системноинформационный подход к анализу окружающего мира изучающая информационные процессы методы и средства получения преобразования передачи хранения и использования информации стремительно развивающаяся и постоянно расширяющаяся область практической деятельности человека связанная с использованием информационных технологий. Второй...
32496. ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ 102.5 KB
  03 Элементы абстрактной и компьютерной алгебры Понятие группы кольца поля булевой алгебры.04 Теория алгоритмов Понятие вычислимой функции. Понятие программы. Общее понятие исчисления.
32497. ОБОРУДОВАНИЕ ШКОЛЬНОГО КАБИНЕТА ИНФОРМАТИКИ 59.5 KB
  Оборудование школьного кабинета информатики Введение в учебный план средней школы нового предмета Основы информатики и вычислительной техники потребовало разрешения проблемы обеспечения взаимодействия учащихся с ЭВМ. КВТ предназначен также для использования в преподавании различных учебных предметов трудового обучения в организации общественно полезного и производительного труда учащихся для эффективного управления учебновоспитательным процессом. КВТ может использоваться также и для организации компьютерных клубов учащихся других форм...
32498. УЧЕБНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ ПО ИНФОРМАТИКЕ 90.5 KB
  Теория и методика обучения информатики УЧЕБНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ ПО ИНФОРМАТИКЕ. Некомпьютерные средства обучения информатике Понятие и дидактические функции технических средств обучения Еще основоположник классноурочной системы обучения Ян Амос Коменский отмечал: . Наиболее высокое качество усвоения достигается при непосредственном сочетании слова учителя и предъявляемого учащимся с помощью технических средств обучения ТСО изображения в процессе передачи учебной информации. Техническими средствами обучения называют проекционную...
32499. ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПО КУРСУ ИНФОРМАТИКИ 49.5 KB
  В систему средств обучения наряду с учебниками учебными и методическими материалами и программным обеспечением для компьютеров входят и сами компьютеры образующие единую комплексную среду которая и позволяет учителю достигать поставленных целей обучения. Вот перечень основных компонентов рекомендуемой системы средств обучения информатике в школе: программнометодическое обеспечение курса информатики включающее как программные средства для поддержки преподавания так и инструментальные программные средства ИПС обеспечивающие учителю...