24379

Анализ и синтез, индукция и дедукция как метод научного познания

Доклад

Логика и философия

Анализ это метод исследования состоящий в мысленном расчленении разложении целого или вообще сложного явления на его составные более простые элементарные части и выделение отдельных сторон свойств связей. Однако метод анализа дает сущность в абстрактном виде вне конкретных форм ее проявления. Синтез это метод исследования состоящий в соединении воспроизведении связей проанализированных частей элементов сторон компонентов сложного явления и постижения целого в его единстве.

Русский

2013-08-09

54.5 KB

106 чел.

ВОПРОС №25

Анализ и синтез, индукция и дедукция как метод научного познания

По Радугину (стр. 119)  

Обработка и систематизация знания эмпирического уровня

а) Анализ и синтез

Научные факты – это промежуточная форма знания на пути научных открытий и создания научной теории. Чтобы стать эмпирической базой для научного открытия и построения научных теорий, эмпирические факты должны пройти определенный путь обработки и систематизации.

Осмысление научных фактов начинается с их анализа. Анализ – это метод исследования, состоящий в мысленном расчленении (разложении) целого или вообще сложного явления на его составные, более простые, элементарные части и выделение отдельных сторон, свойств, связей. Расчленение целого на составные части позволяет выявить строение исследуемого объекта, его структуру. Цель анализа – познание частей как элементов сложного целого, установление связей между ними, характера их функционирования. В аналитической деятельности ученый стремится к выявлению сущности. Однако метод анализа дает сущность в абстрактном виде, вне конкретных форм ее проявления. Более глубокое проникновение в действительность дает проведенный на базе анализа синтез. Синтез – это метод исследования, состоящий в соединении, воспроизведении связей, проанализированных частей, элементов, сторон, компонентов сложного явления и постижения целого в его единстве.

Анализ и синтез имеют свои объективные основы в строении и закономерностях самого материального мира. В объективной действительности существуют целое и его части, единство и различия, непрерывность и дискретность, постоянно происходящие процессы распада и соединения, разрушения и создания. Во всех науках осуществляется аналитико-синтетическая деятельность, при этом в естествознании она может осуществляться не только мысленно, но и практически.

б) индукция и дедукция

Переход от анализа научных фактов к их теоретическому синтезу происходит не непосредственно, а опосредованно рядом других методологических процедур. Одной из таких процедур является использование метода обобщения. Обобщение – метод исследования фактов путем мысленного перехода от частного к общему. Переход от частного к общему осуществляется на основе использования метода индукции. Индукция – это метод исследования, который состоит в движении мысли от частного факта к общему эмпирическому обобщению и установлению общего положения, устанавливающего существенную связь или закон. В качестве посылок индуктивных выводов обычно выступает множество высказываний, фиксирующих единичные наблюдения (протокольные предложения) или множество фактов (в форме универсальных или статистических высказываний). Заключением же индуктивных выводов являются универсальные высказывания. Наиболее распространенной формой индукции является перечислительная индукция.

Перечислительная индукция – это форма умозаключения, в котором осуществляется переход от знания об отдельных предметах класса к знанию обо всех предметах этого класса. Имеются две основные разновидности перечислительной индукции: полная и неполная. При полной индукции исследователь, во-первых, имеет дело с исследованием полного и обозримого класса предметов. Во-вторых, в посылках полной индукции содержится информация о наличии или отсутствии интересующего исследователя свойства у каждого элемента класса. Например, посылки утверждают, что каждая планета Солнечной системы движется вокруг Солнца по эллиптической орбите. Заключением полной индукции является утверждение – закон «Все планеты Солнечной системы движутся вокруг Солнца по эллиптическим орбитам». Заключение полной индукции с необходимостью следует из посылок.

Однако наука очень редко имеет дело с исследованием конечных и обозримых классов. В науке чаще всего используется неполная перечислительная индукция. В этом случае исследователь делает индуктивные заключения обо всем классе на основе множества утверждений о наличии какого-либо интересующего его свойства только у части элементов. Слабость неполной индукции в недостаточной обоснованности перехода от частного к общему. Перечисление фактов не может быть никогда практически завершено и исследователь не уверен в том, что следующий факт не будет противоречащим. Поэтому индуктивный вывод, полученный путем неполного перечисления, носит вероятностный характер. Кроме того, в посылках индуктивного вывода не содержится знания о том, насколько обобщенные признаки, свойства являются существенными. Поэтому с помощью индукции перечисления можно получить знания не достоверные, а только вероятные. В науке используются и другие разновидности индукции: аналогия, статистические методы, экстраполяция и т.д.

Индуктивный метод обработки эмпирических фактов дополняется дедукцией. Под дедукцией в научном исследовании понимают не только метод перехода от общих суждений к частным, но всякое необходимое следование по законам и правилам логики из одних высказываний, рассматриваемых в качестве посылок, других высказываний (следствий). Дедуктивный вывод представляет собой цепь утверждений, каждое из которых есть или посылка или утверждение, непосредственно следующее по законам и правилам логики из утверждений, уже имевших место в этой цепи.

Необходимый характер следования делает получаемое знание не вероятным, а достоверным, что резко повышает его ценность для науки. В дедуктивном выводе различаются два аспекта логического следования: содержательный, или семантический, и формальный, или синтаксический. В первом случае логическое следование зависит от смысла (содержания) высказываний, входящих в дедуктивные рассуждения, и от смысла логических констант («и», «или», «если... то» и др.), используемых при этом; во втором случае логическое следование определяется запасом средств, относящихся к некоторой логической системе, т.е. аксиомами, теоремами, дедуктивными правилами и т.п. Это так называемая формальная выводимость. В целом же лежащее в основе дедуктивного вывода отношение логического следования является единством этих двух аспектов.

В  процессе научного познания индуктивные и дедуктивные методы тесно переплетены. Индуктивные методы имеют большее значение в науках, непосредственно опирающихся на опыт, в то время как дедуктивные методы имеют первостепенное значение в теоретических науках, как орудие их логического упорядочения и построения, как методы объяснения и предсказания.

в) систематизация и классификация

Для обработки и обобщения эмпирических научных фактов широко применяется метод систематизации – приведение всех фактов в единую систему. Систематизация фактов осуществляется на различной основе. Одним из действенных методов, способствующих систематизации, является классификация. Классификация  - это метод распределения каких-либо объектов по классам (отделам, разрядам) на основе их общих признаков, сходств, различий, отражающих связи между классами объектов в единой системе данной отрасли знания. Составление классификаций должно подчиняться следующим логическим требованиям: в одной и той же классификации необходимо применять одно и то же основание; объем членов классификации должен равняться объему классифицируемого класса (соразмерность деления); члены классификации должны взаимно исключать друг друга и др.

Классификационные методы позволяют решать целый ряд познавательных задач: свести многообразие материала к сравнительно небольшому числу образований (классов, типов, форм видов, групп и т.д.); выявить исходные единицы анализа и разработать систему соответствующих понятий и терминов; обнаружить регулярности, устойчивые признаки и отношения, в конечном счете - эмпирические закономерности; подвести итоги предшествующих исследований и предсказать существование ранее неизвестных объектов или их свойств, вскрыть новые связи и зависимости между уже известными объектами.

В естественных науках используются как описательные классификации, позволяющие просто привести к удобному виду накопленные результаты, так и структурные классификации, позволяющие выявить и зафиксировать соотношения объектов. Так, в физике описательные классификации — это деление фундаментальных частиц по заряду, спину, массе,  по участию в разных типах взаимодействий. Какие-то группы частиц удается классифицировать по типам симметрии (кварковые структуры частиц), что отражает более глубокий, сущностный уровень отношений.

Применение данных методов обработки и систематизации фактуального знания может привести к определенным обобщениям, которые фиксируют различные виды устойчивых связей и отношений: функциональных, причинных, структурных, динамических, статистических и т.д. В связи с этим высказывается предположение, что эта устойчивая связь имеет характер закона. В методологии научного познания введено понятие эмпирического закона. Эмпирический закон  - это наиболее развитая форма эмпирического знания. Однако эмпирические законы, в отличие от теоретических, носят описательный и вероятностный характер. Поэтому эмпирическое знание по своей природе является гипотетическим. Научные эмпирические законы являются общими гипотезами, полученными путем различных познавательных процедур. Таким образом, эмпирический уровень исследования завершается не созданием теории, а лишь первоначальным обобщением на уровне эмпирических законов и гипотез.

Исследования последних десятилетий показали, что теорию нельзя получить в результате индуктивного обобщения и систематизации фактов, она не возникает как логическое следствие из фактов, механизмы ее создания и построения имеют иную природу, предполагают скачок, переход на качественно иной уровень познания, требующий творчества и таланта исследователя.

По Тарасову (стр.90-91)

Теоретическое познание направлено на формирование целостной картины процесса, познание сущности исследуемых объектов. К теоретическим методам познания относят прежде всего анализ и синтез. Анализом называется такой метод познания, при помощи которого изучаемый предмет мысленно расчленяется на составные части, изучающиеся в отдельности.

Анализ - начало процесса познания. Однако, для того чтобы познать предмет, недостаточно знать только его отдельные части. Необходим синтез - мысленное или материальное соединение составных элементов изучаемого предмета.

Анализ предшествует синтезу, но бывает и наоборот, например, при выдвижении гипотез. Анализ всегда связан с абстрагированием, поскольку мы отказываемся от рассмотрения предмета во всем его своеобразии, а исследуем лишь кикой-то один элемент. Но при синтезе мы объединяем все связи и элементы в одно целое, т. е. реконструируем предмет таким, каков он есть в жизни, — а это есть конкретное. Таким образом, в процессе познания имеет место движение от чувственно-конкретного к абстрактному и от него вновь к конкретному.

Следующий, метод теоретического познания - индукция и дедукция. Индукция - это обобщение эмпирических данных, это движение от фактов к умозаключениям, в предельном случае - к теории.

Существует полная индукция, то есть индукция, в которой вывод о каком-то классе предметов основан на исследовании всех предметов этого класса (наиболее редко встречающийся вариант). Существует неполная индукция, когда заключение обо всем классе изучаемого множества строится по обобщению только части элементов этого множества (наиболее часто встречающийся вариант), что приводит к формулировке вероятностных обобщенных суждений.

Дедукция - это получение частных выводов, следствий из общих положений. Например, наука доказала положение, что все без исключения химические элементы содержат в себе электроны. Открывая тот или иной новый элемент, мы уже знаем, что эти частицы там содержатся.

Само общее положение может быть сформировано в следующих трех случаях: а) как обобщение результатов наблюдений, экспериментов (и тут очень важным является вопрос насколько полными были наблюдения); б) оно может быть принято в качестве теоретического допущения, т.е. в качестве гипотезы; в) оно может быть принято без обоснования в качестве аксиомы.

В истории науки имела место попытка отделить эти два вида познания друг от друга. Эмпиристы абсолютизировали индуктивный метод, рационалисты — дедуктивный. На самом деле имеет место диалектическая взаимосвязь между ними: получение фактов, опыта должно сопровождаться знанием общих положений, общих законов. Индукция подготавливает почву для дедукции, снабжает ее знанием фактического материала, а дедукция, в свою очередь, теоретически подкрепляет индукцию, расширяет сферу ее деятельности. Поэтому мысль движется не только от общего к частному, но и от частного к общему - такова диалектическая форма познания.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

80564. Фінансове забезпечення інвестиційної діяльності 104 KB
  Згідно закону України Про інвестиційну діяльність інвестиції усі види майнових та інтелектуальних цінностей що вкладаються в обєкти підприємницької та фінансової діяльності в результаті чого створюється прибуток або досягається соціальний ефект. інвестиції це вкладення капіталу в обєкти підприємницької діяльності з метою забезпечення його зростання у майбутньому. Інвестиції розрізняють за видами. Фінансові інвестиції це активи які утримує підприємство з метою отримання прибутку за рахунок відсотків дивідендів зростання вартості...
80565. Оцінка ефективності інвестицій 180 KB
  Ефективність дохідність довготермінових облігацій може бути виміряна у вигляді: купонної дохідності норма відсотка облігації; ставки розміщення річної ставки складних відсотків. Ставка розміщення найбільш точно характеризує реальну фінансову ефективність облігації враховуючи всі види доходів від неї. Отже завдання вимірювання фінансової ефективності облігації зводиться до обчислення ставки розміщення у вигляді річної ставки складних відсотків. Нарахування відсотків за цією ставкою на ціну придбання облігації яка може відрізнятись від...
80566. Особливості фінансів малого бізнесу 232 KB
  Малий бізнес є найбільш поширеним сектором економіки. Відмінності між цими трьома видами бізнесу обумовлені різним рівнем суспільного поділу праці, характером спеціалізації га усуспільнення виробництва, а також вибором технологічного типу виробничого процесу.
80568. Направления совершенствования расчетного и кассового обслуживания клиентуры в Новоуренгойском отделении Сберегательного банка №8369 707.5 KB
  Сберегательный Банк Российской Федерации – старейший банк страны. Созданный в 1841 году как финансовый институт для малоимущих слоёв населения, он и по сегодняшний день остаётся единственным банком, который обслуживает наименее обеспеченные группы физических лиц.
80569. Процесс перевозки грузов автомобильным транспортом на примере ОО УМ «Газпромдорстрой» 718 KB
  Автомобильный транспорт состоит на пороге больших перемен. Меняются требования к его работе. Необходимо поднять использование автомобилей на новый более качественный уровень развития...
80570. РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИЙ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ (НА ПРИМЕРЕ ИП «СОРОЧИНСКАЯ Л.В.») 482 KB
  Цель работы охарактеризовать деятельность работы магазина розничной торговли и выявить перспективы развития данного предприятия. В первой части содержатся теоретические аспекты разработки стратегии развития организации.
80571. Анализ финансового состояния ООО «Транстехсервис» 191.37 KB
  Целью данной выпускной квалификационной работы является выявление и обоснование основных направлений совершенствования финансового состояния ООО «Транстехсервис» Исходя из цели исследования данного дипломного проекта, в работе поставлены следующие задачи: рассмотреть теоретические основы анализа финансового...
80572. Электрооборудование и электроснабжение электромеханического цеха 370.94 KB
  Организация проверки и наладки электрооборудования после монтажа или ремонта. Спецификация электрооборудования. Избыток тепла от электрооборудования и освещения. Для безопасного обслуживания электрооборудования находящегося на ферме моста устанавливают блокировочные контакты на люке и двери кабины.