2442
Теория менеджмента. Менеджмент как учебная дисциплина
Шпаргалка
Менеджмент, консалтинг и предпринимательство
Экономические методы управления. Социально-психологические методы управления. Понятие и содержание коммуникации. Менеджмент как особый тип управления организацией в рыночной системе хозяйствования. Механизмы рыночной экономики. Концепция жизненного цикла организации. Актуальность управления персоналом. Государственная кадровая политика Республики Беларусь.
Русский
2013-01-06
296.5 KB
32 чел.
Особенности административной школы. Представители (19201950) (Файоль, Урвик, Муни), имели непосредственный опыт работы в качестве руководителей высшего звена управления в большом бизнесе. Их главной заботой была эффективность применительно к работе всей организации. «Классики» (работы которых в значительной степени исходили из личных наблюдений, а не основывались на научной методологии) старались взглянуть на организации с точки зрения широкой перспективы, пытаясь определить общие характеристики и закономерности организаций. Целью ш- создание универсальных принципов управления, следование которым несомненно приведет организацию к успеху. Они были связаны с двумя аспектами. 1 разработка рациональной системы управления организацией. Определяя основные функции бизнеса как финансы, производство и маркетинг, «классики» были уверены, что могут определить лучший способ разделения организации на подразделения или группы. Файоль рассматривал управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций. 2 касалась построения структуры организации и управления работниками. А. Файоль сформулировал 14 принципов управления: разделение труда. Целью - выполнение работы, большей по объему и лучшей по качеству при тех же усилиях за счет сокращения числа целей, на которые должны быть направлены внимание и усилия; полномочия и ответственность. Полномочия дают право отдавать приказ, ответственность ее противоположность; дисциплина. Предполагает послушание и уважение к достигнутым соглашениям между организацией и ее работниками. Предусматривает справедливое применение санкций; единоначалие. Работник должен получать приказы только от одного непосредственного начальника; единство направления. Каждая группа, действующая в рамках одной цели, должна быть объединена единым планом и иметь одного руководителя; подчиненность личных интересов общим. Интересы одного работника не должны превалировать над интересами компании; вознаграждение персонала; централизация. Необходимо обеспечить наиболее правильное соотношение между централизацией и децентрализацией в зависимости от конкретных условий; скалярная цепь, (ряд лиц, стоящих на руководящих должностях, начиная от лица, занимающего самое высокое положение, вниз, до руководителя низового звена). Не следует отказываться от иерархической системы без необходимости, но поддержание иерархии вредно, когда она наносит ущерб бизнесу; порядок. Место для всего, и все на своем месте; справедливость сочетание доброты и правосудия; стабильность рабочего места для персонала. Большая текучесть кадров снижает эффективность организации; инициатива. Означает разработку плана и обеспечение его успешной реализации; корпоративный дух. Союз это сила, а она является результатом гармонии персонала.
5. Школа человеческих отношений
ШЧО стала отправной точкой в социально-психологическом подходе к изучению управления. ШЧО гуманистическое, сильно психологизированное, антропоцентрическое направление в управленческой теории и практике. ШЧО считает первостепенными следующие принципы:· развитие и всестороннее использование организацией способностей работников и удовлетворение их разносторонних потребностей;· использование механизмов самоорганизации и внутреннего (группового и личностного) контроля за поведением и деятельностью работников;· стимулирование процессов групповой динамики;· демократизация управления;· гуманизация труда.В результате реализации этих принципов в группе формируется феномен коллективизма.В ШЧО организация именуется общиной и рассматривается как сфера решения не только производственных и деловых проблем, но и социальных.ШЧО и разработанная ею модель управления возникли в результате крупномасштабного и долгосрочного социального Хоторнского эксперимента. Теория "человеческих отношений" это современная концепция менеджмента, излагающая принципы и задачи управления на предприятиях и пытающаяся изобразить отношения между эксплуататорами и эксплуатируемыми как "человеческие отношения", основанные зачастую на христианских началах. По существу, теория "человеческих отношений" разрабатывает программу мероприятий, маскирующих эксплуатацию рабочих и отвлекающих их от классовой борьбы. В программу мероприятий могут входить следующие виды воздействия на подчиненных:· участие рабочих в прибылях монополий, · приобретение рабочими акций, · групповое страхование, · посещение предпринимателями рабочих на дому,· вручение праздничных подарков,· совместные консультации рабочих и администрации,· некоторое улучшение условий изнурительного труда на автоматизированных предприятиях и др. Расходы на эти мероприятия покрываются предпринимателями за счет интенсификации труда рабочих. Обусловленная требованиями научно-технического прогресса, теория человеческих отношений ставит своей целью повышение производительности труда, преодоление неудовлетворенности трудом и неприязни к нему у рабочих, смягчение классовых противоречий. Теория "человеческих отношений" основа политики предпринимателей в США, Франции, Италии и др. стран. Одним из основателей теории "человеческих отношений" стал Элтон Мэйо. Смысл взглядов ШЧО на природу человека сводится к следующим положениям:· человек социальное животное, которое может быть свободно и счастливо только в группе;· человек обладает большими способностями, которые очень слабо используются в современных технологизированных организациях;· организация это сфера не только приложения трудовой деятельности, но и удовлетворения социальных потребностей человека;· для повышения эффективности деятельности организации необходимо отказаться от принципов управления, основанных на постулатах о властных отношениях, иерархии, жестком программировании и специализации труда, поскольку они противоестественны и противоречат природе человека;· проблема установления социальной гармонии и сотрудничества есть не только сфера деятельности государства и общества, но и организации.
17 Экономические методы менеджмента
Экономические методы управления основаны на материальной заинтересованности работников.такие методы нач внедряться в нач 20века Ф Тейлором .экономические методысистема стимулирования и экономическое воздействие на органы управления.сущ 2 группы экономических методов управления:1)прямой экономический расчет,он основан на распределении,планировании трудовых,материальных ресурсов. Прямой эконом расчет явл обязательным.важен для предупреждения и ликвидации черезвычайных ситуаций. 2)Хозяйственный расчет. Основные принципы эконом методов:-системность,-комплексность;экономические методы упираются на рычаги хозяйствования:прибыль,-финансы,-кредиты,-рентабельность,-зарплата и др. назначение эконом методов: -- с помощью воздействия на эконом интересы рабртников,с пом налогов,цен,кредита оплаты труда и др экономических рычагов создать эффективный механизм работы. Экономические методы основываются на :использовании экономическихстимулов,кот предусматривают заинтересованность и ответственность управляющего и побуждают работников к выполнению поставленной цели. Примеры проявления экономических методов:1)субсидирование персонала:мноие организации имеют субсидированные столовые и рестораны для своего персонала. 2). Товары со скидкой.во многих организациях персонал имеет право покупать товары и услуги организации со скидкой.3)ссуды.возможность получения ссуд с низким процентом на различные потребительские цены.4)частное страхованиездоровья.некоторые организ осуществл частное страхован ие здоровья своих сотрудников,имеют возможность корпоративного обслуживания в частных клиниках.
44. Управленческая информация.
Информация - это особый вид знаний. Это знание, которое представляет полезность для лиц, принимающих решения. Информация - это структурированные данные, собранные для решения определенной задачи согласно выставленной цели, и потому имеющие значимость. Информация должна быть значимой. Она является таковой лишь в том случае, если может влиять на принимаемые решения. По функциям управления: экономическая; организационная; техническая; социальная. По роли в процессе управления: отчетная; плановая; контрольная. По степени обработанности: первичная (необработанная); вторичная (уже подвергнутая обработке с какой-то целью). По времени получения: постоянная; дискретная. Целью управленческого учета является обеспечение менеджеров информацией, необходимой для принятия оптимальных управленческих решений. Поэтому к управленческой информации, подготовленной в целях использования руководством, предъявляются иные требования, нежели к информации, предназначенной для внешних пользователей. Для целей управленческого учета используется как бухгалтерская информация, которая подлежит четкой документации и регистрации, так и любая другая информация, необходимая руководителям для принятия решений. Последняя может быть получена как из внутренних источников организации, так и из внешних (таких как пресса, социологические опросы и т.п.). При этом вся информация, независимо от источника получения, может быть как количественной (т.е. иметь численное выражение), так и качественной (т.е. представляться в виде мнений, суждений, экспертных оценок)
18 Социально-психологические методы управления.
Социально-психологические методы- это инструмент воздейсивия на людей и соцгруппы. Они нужны для сохранения благоприятного климата в коллективе и эффективной работы.все это приведет к высокой производительности ,восприимчивости к инновациям и нововведениям. Социальные методы управления, их роль:позволяют рук-лю выполнять поддерж благоприятный климат в организ и формиров и поддерж выслкую корпоративную культ.Социалогич методы:1)наблюдение(позволяет обнаружить качества сотрудников),2)анкетирование(позвол собирать необходимую инф),3)интервьюирование-получение необходимой информации в ходе беседы.3)собеседование-метод при кот в неформальной обстановке решаются небольшие кадровые задачи.5)личностные качества,6)партнерство(налаживание разнообразных форм отношений,на основе кот происходит общение людей,в портнерстве люди выступают как равноправные члены),6)переговоры(общение нескольких сторон,при кот стороны имеют каждый свои цели и задачи и пытаются достигнуть решения в поставленном вопросе),7)соревнование,8)общение,9)конфликт(столкновение противоположных сторон).
Психологические методы управления:роль псих методов управл---имеют большое значение в работе с персоналом т к напралены на конкретную личность и явл индивидуальными.особенность псих методов в том что они напрвлены на внутренний мир чел-ка,его личность,интеллект,чувства,образ и поведение. Методы:1)убеждение(логическое воздействие на психику для достиж целей),2)побуждение(когда подчеркиваются положительные качества сотрудника,его опыт и квалиф.),3)осуждение,4)вовлеченте,5)внушение(целеноправл побуждение рук-ла к труду)6)принуждение7)подражание8)плацебо-пример поведения авторитетного лица,когда сотрудникам с легкостью показывают какие-нибудь действия,преодалевая страх и боль. 9)запрещение, 10)требование11)порицание(убеждающ воздействие только в условиях,когда сотрудник идентифицирует себя с руководителем:»он один из нас»),12)обманутое ожидание 13)командование 14)»взрыв»--мгновенная перестройка личности под влиянием сильных эмоциональных переживаний. 15)совет, 16)просьба(доброжелательное распоряжение,т е рук показывает при этом уважнение к личности) 17)похвала,18)комплимент(подчеркивание достоинств), 19намек
22. Организация - это объединение группы людей с осознанными общими целями. Поэтому организацию можно рассматривать как средство достижения целей, которые могут быть осуществлены только в процессе коллективной, совместной деятельности. ВНУТРЕННИЕ ПЕРЕМЕННЫЕ - это ситуационные факторы внутри организации. Они, в основном, являются результатом управленческих решений, однако, не все и не всегда могут полностью контролироваться руководителями. Основные переменные, которые требуют внимания руководства, - это цели, структура, задачи, технология, люди. Цели - это конкретные конечные состояния или результаты, которых стремится достигнуть группа в процессе совместной работы. Организации различных типов ставят перед собой и различные цели. Так, организации, занимающиеся бизнесом, сосредотачивают внимание, прежде всего, на таких вопросах, как затраты и получаемая прибыль. СТРУКТУРА ОРГАНИЗАЦИИ - это логические взаимоотношения уровней управления и функциональных областей, построенные в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать целей организации. Еще одной формой разделения труда в организации является формулирование задач. Задача - это предписанная работа, серия работ или часть работы, которая должна быть выполнена заранее установленным способом и в заранее оговоренные сроки. ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАДАЧ. Задачи организации традиционно делятся на три категории: работа с людьми; работа с предметами (машины, сырье, инструменты) и работа с информацией. Технология, четвертая важная переменная внутренней среды организации, имеет более широкое значение, чем обычное ее понимание как того, что связано с изобретениями и машинами. Люди являются центральным фактором в любой модели управления. Важно помнить, что и организация, и руководители, и сотрудники - это ничто иное, как группы людей, со своими интересами, запросами, переживаниями. Существует три основных аспекта человеческой переменной, которые рассматриваются в моделях управления: поведение отдельных людей, поведение людей в группах и характер поведения руководителя, его функционирование в роли лидера и его влияние на поведение отдельных людей или групп.
40. Понятие и содержание коммуникации Коммуникация (лат. communicatio), буквально означающее «общее» или «разделяемое всеми». В практическом плане - это процесс обмена идеями и информацией между двумя и более людьми, ведущий к взаимному пониманию. Цели: Обеспечение эффективного обмена информацией между субъектами и объектами управления. Совершенствование межличностных отношений в процессе обмена информацией. Создание информационных каналов для обмена информацией между отдельными сотрудниками и группами и координации их задач и действий. Регулирование и рационализация информационных потоков. Виды: -межличностные или организационные коммуникации на основе устного общения; -коммуникации на основе письменного обмена информацией. Межличностные делятся на: 1.формальные 2.неформальные. (неформальные коммуникации, которые не следуют общим правилам определенной организации; они осуществляются согласно установившейся системе личных отношений между работниками организации.) Среди формальных организационных коммуникаций выделяют: -вертикальные =когда информация перемещается с одного уровня иерархии на другой; -горизонтальны= между различными подразделениями, предназначающиеся для координации деятельности различных подразделений. Вертикальные коммуникации в свою очередь подразделяются на: -восходящие, - когда информация передается снизу вверх (с низших уровней на высшие). Этот тип коммуникаций содержит информацию, необходимую для менеджеров для оценки той сферы деятельности, за которую они несут ответственность; -нисходящие, - осуществляемые сверху вниз. Этот тип коммуникаций непосредственно связан с руководством и контролем за работниками. Межличностные делят также на: вербальные (словесные); невербальные.
1. Управление как специфическая деятельность человека
Деятельность главное атрибутивное св-во человека; осознаваемое, целенаправленное, свободное и творчески вариативное проявление активности; способ отношения к внешнему миру, состоящий в его преобразовании.
Деятельность характеризуется предметностью, т.е. отражением в сознании преобразованных объектов внешнего мира, и субъективностью, т.е. осмысленной активностью индивида, свободным выбором направления своих действий, своей специальности или профессии.
Преобразовательная деятельность человека определяется понятием «практика» преобразующее воздействие на материальный мир и общество с помощью искусственно созданных орудий и средств.
Первыми человеческими объединениями были группы для добывания пищи, защиты от стихии, нападения врагов. Взаимодействие людей выявило потребность в согласовании совместных усилий. Люди действовали подчиняясь командам (указаниям) одного из своих. Чем искусней был подающий команды, тем успешней продвигалось общее дело. Чем дальше развитие людей тем больше взаимосвязей людей, и тем больше надо «подающих команды», т.к. всегда надо согласование, выбор дальнейших действий и т.п.. Это и есть управление воздействие, направленное на кого-либо, что-либо действие, меняющее ситуацию, побуждающее двигаться в нужном направлении, добиваться необходимого результата. ! Это не обязательно принуждение, может быть и стимулирование.
Социальное управление воздействие на общество и его элементы с целью упорядочивания структуры, сохранения целостности, качественной специфики данной социальной организации, ее воспроизводства, совершенствования и развития. Интерес предмет заинтересованности, желания и побудительных мотивов действий. Выделяют материальные, духовные, денежные, имущественные интересы; интересы человека, социальной группы, фирмы, отрасли, региона, коллективов, национальные. Управленческие воздействия могут быть прямыми и косвенными (опосредованными), формальными и неформальными, жесткими и мягкими, явными и скрытыми, постоянными и эпизодическими и т.п. Кроме того, они могут иметь экономический, социально-психологический или организационный характер. Следовательно, менеджер всегда может выбрать вид воздействия в зависимости от конкретной ситуации и характера решаемой задачи.
Суть управления проявляется в движении социальных интересов, направляемых властью и складывающихся на основе существующих в обществе отношений собственности. Интересы, собственность и власть являются важнейшими составляющими управления.
48. Лідэрства як важны і эфектыўны механізм кіравання арганізацыяй. Лидерство • ум или интеллектуальные способности; • господство или преобладание над другими; • уверенность в себе; • активность и энергичность; • знание дела. Для более точной формулировки понятий «лидерство» и «руководство», а также выявления особенностей отношений между ними, необходимо вначале рассмотреть понятия типа организации. Все организации и группы можно разделить на два основных типа:• Формальные. • Не формальные. Формальная группа (или организация) представляет собой группу, которая создается по воле руководства для достижения какой-либо цели. Неформальная группа (или организация) представляет собой группу, которая создается в результате стихийного взаимодействия людей во время их повседневной жизнедеятельности. Неформальная организация людей это результат неудовлетворенных индивидуальных потребностей, таких как потребность в общении, защите, поддержке и т.п. Формальные и неформальные группы и организации требуют организации (как процесса). Основной и более простой способ такой организации является выделение из членов группы человека, который возлагает на себя функцию координации. В неформальных группах такой человек определяется самой группой, а в формальных его позиция определяется внешними причинами. В неформальных группах организатором является неформальный лидер, а формальных официальный лидер руководитель. Формальное и неформальное лидерство это достаточно разные явления, отличающиеся по своему возникновению и закономерностям. Структура организаций, особенно крупных, состоит из совокупности формальных и неформальных групп, которые тесно взаимодействуют друг с другом и как бы «накладываются» друг на друга. Взаимодействие формальных и неформальных групп внутри организаций одна из важнейших проблем и трудностей управления. В результате того, что существует два типа организаций формальные и неформальные появляются и два разных типа управления ими формальное и неформальное. Это является причиной двух типов лидерства, тоже формального и неформального. Они вступают в сложные взаимоотношения, то есть могут сочетаться, могут резко расходиться, а могут и взаимодействовать. Лидерство это добровольное подчинение человеку, пользующемуся уважением и авторитетом, признание его квалификации и опыта независимо от его полномочий, лидерство это особый тип отношений к человеку, основанный на признании его способностей к управлению, тех человеческих качеств, которые необходимы менеджеру. Лучший вариант лидерства это менеджер и лидер в одном лице. Лидерство это характеристика человеческих отношений, которые возникают в группе «по вертикали», то есть характеристика отношений «доминирование-подчинение». Руководство это способность оказывать влияние на отдельных лиц и на группы, побуждая их работать на достижение целей организации. Понятие «руководство» можно отнести к процессу управления группы (или организации). В русском языке понятие лидерства применяется чаще к неформальным лидерам, а понятие руководства к формальным лидерам. Основные различия в понятиях лидерства и руководства можно определить следующими основными положениями: 1. лидер, в основном, осуществляет регулирование межличностных отношений в группе, а руководитель регулирует официальные отношения группы как социальной организации; 2. лидерство это элемент микросреды, руководства элемент макросреды, то есть оно связывается с системой общественных отношений; 3. лидерство это результат стихийного процесса, руководство это результат назначения, целенаправленного процесса, который осуществляется под контролем различных элементов социальной структуры; 4. лидерство это явление менее стабильное, так как оно зависит от настроений группы, руководство явление б
49.Классификация характеров
В целом не может быть абсолютной или универсальной классификации характеров, деления их на типы. Так сходные характеры могут наблюдаться у людей имеющих доминирующие волевые или эмоциональные качества. Соответственно делят характеры на типы: волевой (активный, целеустремленный, деятельный) ; эмоциональный (действующий под влиянием порыва, переживаний) ; рассудочный (оценивающий все с точки зрения разумности). К. Юнг предложил классифицировать характеры в зависимости от принадлежности к экстравертированному и интравертированному типу. В зависимости от степени выраженности различают явные и скрытые (латентные) акцентуации характера.
Типы характеров: истероидный (показной, демонстративный). Его девиз: «Всё внимание мне»; неустойчивый (человек с таким хар. строит серьёзные планы, но они часто не выполняются, ему нужна властная рука,к-я бы регулировала его режим труда, отказывается от лидерства); конформный (обдумывает каждый свой шаг, не любит риска, перемен); гипертимный (отличает неиссякаемая энергия,его девиз: «Всё по плечу», независимый характер,не нуждается н6и в чьей опеке, упорная натура);шизоидный (скрытный, обладает организаторскими способностями, рано присваивает право командовать другими, его девиз: «Только власть»); эпилептоидный (действия такого человека часто граничат с жестокостью, возглавляет в большей части творческие организации, девиз: «Мне всё можно»); психолого-астенический ( удивительное упорство, талантлив в мелкой кропотливой работе, полная нерешительность, боязнь ответственности,девиз: «Никто кроме меня»).
52. Стыль кіраўніцтва. Агульная тыпалогія стыляў. Стиль управления - это устойчивый комплекс черт руководителя, проявляющихся в его отношении с подчиненными. Стиль управления -- способ, система методов воздействия руководителя на подчиненных. Один из важнейших факторов эффективной работы организации, полной реализации потенциальных возможностей людей и коллектива. Авторитарный стиль (директивный)- стиль характеризуется централизацией власти в руках одного руководителя. Руководитель единолично принимает решения, жестко определяет деятельность подчиненных, сковывая их инициативу. Дела в группе планируются руководителем заранее. Подчиненным известны лишь непосредственные, ближайшие цели и при этом они получают минимум необходимой информации. Контроль за деятельностью подчиненных основан на силе власти руководителя. Вообще голос руководителя всегда является решающим, всякая критика в его адрес пресекается. Демократический стиль (коллегиальный)-стиль основан на том, что руководитель децентрализует свою управленческую власть. Принимая решение, он консультируется с подчиненными, которые получают возможность принимать участие в выработке решении. Подчиненные получают достаточно информации, чтобы иметь представление о перспективах своей работы. При этом стиле управления практикуется делегирование функций и полномочий от руководителя подчиненным. Инициатива с их стороны всячески стимулируется. Либеральный стиль (анархический)-стиль характеризуется минимальным вмешательством руководителя в деятельность подчиненных. Руководитель выступает, чаще всего, как посредник, обеспечивающий своих подчиненных информацией и материалами, необходимыми для работы. Обычно он пускает все дела на самотек, реагируя лишь тогда, когда на него оказывается давление либо снизу либо сверху. Как правило, при таком стиле управления среди подчиненных выдвигаются 1-2 человека, которые управляют группой и фактически спасают дело.
47.Понятие и сущность власти.
Работа менеджера сводится к тому, что он заставляет других делать что-
то и так, как он этого хочет. Поэтому первостепенное значение здесь имеет
эффективное использование статуса лидера, влияние и власти.
Власть возможность влиять на поведение других. Лидерство воплощение власти, влияние на подчинённых. Власть основана на: принуждении, страхе, примере, харизме, традициях.
Формы власти: утилитарная ( воздействие посредством сильных мотивов, исполнитель задания знает, что если он выполнит то-то, то получит это); авторитарно нормативная (законная власть, исполнитель верит, что влияющий имеет право отдавать приказания, а его долг строго их выполнять); объединённая ( власть группы, эта власть огромна и часто неосознанно, нормы устанавливаются группами и поэтому наше поведение должно вписываться в нормы и культуру организации).
Влияние поведение одного индивида, к-е вносит изменение в поведение другого. Способы влияния на подчинённых: эмоциональное влияние: «заражение» (передача эмоционального состояния одного человека другому); подражание ( усвоение действий, поступков других лиц) и рассудочное влияние: внушение, убеждение (эффективная передача своей точки зрения); просьбы, угрозы (запугивание, обещание причинить зло);, подкуп (поработай сегодня сверх нормы и завтра можно будет уйти с работы пораньше); приказы (официальное распоряжение властных органов).
2. Менеджмент как особый тип управления организацией в рыночной системе хозяйствования
Термин «управление» применяется: в технических системах (автомобилем, станком и т.д.); в кибернетике; в организациях, на предприятиях при руководстве подразделениями; в плановой, бухгалтерской, маркетинговой, юридической деятельности. Управление способ организации, обеспечивающий в биологических, технических и социальных системах сохранение их структуры, режима функционирования, реализации программы и цели деятельности.
Управление зависит от особенностей объекта управления (чем управляют), т.е. от его целей, методов, форм организации и т.п. (П.: управление гос. музеем и частной табачной фабрикой)
Определяя управление как воздействие мы устанавливаем объект упарвления (чем управляют) и субъект управления (кто управляет), рассматриваем управляющую и управляемую системы.
Менеджмент концепция практического управления; тип управления, котороый возник в условиях свободного предпринимательства, конкуренции и экономической мотивации В современной управленческой литературе понятия менеджмент и управление в организациях рассматриваются как взаимозаменяемые.
Сущность менеджмента обеспечение взаимодействия личных, групповых и государственных интересов в соответствии с господствующими отношениями собственности и потребностями всех сторон.
Менеджмент характеризуются двумя взаимосвязанными сторонами: организационно-технической (разделение и кооперация труда, углубление специализации труда; социально-экономической (зависимость от господствующих в обществе социально-экономических отношений à управление имеет качественные отличия в различных социально-экономических формациях).
Менеджмент как особый тип управления организацией функционирует в рыночной системе хозяйствования, для которой характерны рыночные механизмы развития экономики наличие конкуренции. вид деятельности, специфический характер которой связан с функциями управления, впервые предложенных
процесс управления, т. е. последовательность действий по преобразованию ресурсов в результаты; процесс управления рассматривается также как взаимосвязанная цепь повторяющихся и взаимопроникающих функций менеджмента: планирования, организации, мотивации и контроля;
аппарат управления структура и связи между звеньями
наука управления совокупность эмпирических знаний, аккумулирующих разнообразный управленческий опыт в виде подходов, принципов и методов, раскрывающих и моделирующих различные аспекты управленческой деятельности;
практика управления управление производством, управление маркетингом, управление финансовой деятельностью, управление кадрами, учет, контроль и анализ хозяйственной деятельности и т.п.;
В сфере практики менеджмента важнейшее значение имеет управление изменениями.
7. Механизмы рыночной экономики
Основой экономики являются производственно-хозяйственные системы (ПХС), т.е. образования, в которых целенаправленно и планомерно комбинируются элементы материально-технической и социальной природы, нацеленные на производство и реализацию продуктов, изделий, услуг. Любое образование, созданное человеком представляет собой организационную систему по преобразованию ресурсов с целью получения на выходе продукции\ услуги для конечного потребления. Такие социально-экономические системы в реальной жизни реализуются в виде предприятий, компаний, фирм и т.д. Их продукция товары, услуги, информация. Теория управления выделяет виды организаций: социально-образовательные (цель удовлетворение потребностей клиентов), социально-экономические (цель получение максимальной прибыли), социально-культурные (цель достижение эстетических целей,)
Любая производственная система функционирует в дифференцированной социально-экономической среде. Это внешняя среда, включающая все силы и институты, с которыми организация сталкивается в своей оперативной и стратегической деятельности. Среда никогда не бывает стабильна, и, конечно, каждая организация должна не только знать свою «среду обитания» и природу ее изменений, но и уметь реагировать на эти изменения: неудача в приспособлении к среде обернется в неудачный бизнес вообще. В центре современной методологии менеджмента понятие адаптации. Адаптация социальная процесс взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой, в ходе которого согласовываются требования и ожидания его участников; включает как приспособление личности\группы к среде, так и изменение среды в соответствии с их запросами.
три различных инструмента управления .Первое это иерархия, организация, где основное средство воздействия отношения власти-подчинения, и т.п. Второе культура, то есть вырабатываемые и признаваемые обществом,, социальные нормы, установки, шаблоны поведения, ритуалы, которые заставляют человека вести себя так, а не иначе. Третье это рынок, то есть сеть равноправных отношений основанных на купле-продаже продукции и услуг, на отношениях собственности, на равновесии интересов продавца и покупателя.
Иерархическая организация, культура и рынок не просто «инструменты управления», а сложные явления, почти всегда сосуществующие в реальных хозяйственных и социальных системах.
Любая производственная система функционирует в нестабильной внешней среде, к которой относятся всё то, что влияет на организацию, но чем сама организация не управляет. Эти компоненты влияют на организацию напрямую (например, государство) либо косвенно (например, экономическая ситуация). Существует разделение среды .Внутренняя среда (микросреда) организации, в которой принимаются конкретные решения по ведению бизнеса, интерпретируется как универсальная (независимая от формы организации) и объединяет все функциональные среды внутри производственной системы. Внутренняя среда состоит из различных компонентов. В организации, принадлежащей одному предпринимателю, функции берутся на себя одним лицом, в то время как в больших организациях они разделены и закреплены за специализированными внутренними структурами.
В социальной жизни общества устойчивость связей и отношений, интеграция стремлений, действий и интересов индивидов обеспечивается социальными институтами (полит., эконом., соц., религ. и т.п.)
Совокупность социально-экономических правил институты рыночной экономики, которые регулируют, структурируют и облегчают отношения участников рынка. К ним относятся как положения гражданского кодекса, так и принципы разрешения житейских конфликтов, принятые в данном социуме. Институты бывают двух типов: формальные (нормы и правила, закрепленные в писаном праве; за нарушение легальные санкции) и неформальные (сюда относятся общепринятые правила поведения; за нарушение остракизм и снижение репутации).
28. Понятие структуры управления организацией (организационная структура управления). Орг. стр упр. это упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие орг-ции как единого целого. Сущ. отношения взаимозависимости между эл-тами: изменения в каждом из них вызывают необходимость пересмотра всех остальных.Структуры управления на многих современных предприятиях построены в соответствии с принципами управления, сформулированными еще в начале ХХ века. Наиболее полную формулировку этих принципов дал немецкий социолог Макс Вебер
принцип иерархичности уровней управления, при котором каждый нижестоящий уровень контролируется вышестоящим и подчиняется ему;
вытекающий из него принцип соответствия полномочий и ответственности работников управления месту в иерархии;
принцип разделения труда на отдельные функции и специализации работников по выполняемым функциям;
принцип обезличенности выполнения работниками своих функций;
принцип квалификационного отбора, в соответствии с которым найм и увольнение с работы производится в строгом соответствии с квалификационными требованиями.
Организационная структура, построенная в соответствии с этими принципами, получила название иерархической или бюрократической структуры. Наиболее распространенным типом такой структуры является линейно - функциональная (линейная структура).
8. Система институтов, определяющих формальные правила
Основные правила хозяйственной системе устанавливают внешние институты, определяющие в конечном счете ее характер. Они гарантируют и защищают права собственности, предотвращают насилие и мошенничество, обеспечивают ответственность, свободу и обязательность или принудительность договоров, господство закона, составляют основу рыночной экономики. Важнейшие институты, определяющие формальные правила: право собственности (, рынок (регулирование взаимодействия частных хозяйствующих субъектов), организация (комплекс договоров,), государство (регламентирование социальных норм и правил общественной жизни), договор (определение порядка взаимоотношений и ответственности хозяйствующих субъектов), организационная культура (философия и идеология управления), трансакционные издержки (мера затрат на осуществление рыночных сделок).
В этих заданных рамках возникают многочисленные непосредственно рыночные (внутренние) институты, которые делают возможными сделки между субъектами, снижают степень неопределенности. Это: локальные рынки, многочисленные организации, типы договоров, платежные и кредитные средства.
Организацию можно назвать «первоэлементом» социальной структуры общества. Она же является основой и социально-экономической подсистемы.
В качестве производственно-хозяйственного образования организация состоит из элементов, связей и отношений материально-технической (средства и предметы труда, технологические правила) и социальной природы (люди, их профессиональная подготовка и способность к трудовой деятельности, правила отношений между членами коллектива и т.п.).
Свойство организации это гибкость, которая обеспечивает во многих случаях ее превосходство над рынком
Договор - двустороннее или многостороннее соглашение, в котором оговорены права и обязанности его участников; направленное на установление, изменение или прекращение прав и обязанностей. Обычно содержит сведения о его участниках, изложение предмета сделки, обязательства сторон, условия осуществления договора, способы оплаты, формы ответственности участников, условия расторжения или продления договора, юридические адреса сторон. Договоры называют также контрактами. Существует множество видов договоров. Обычно внутри фирмы устные, а с внешними организациями письменные.
Для эффективного управления фирмой менеджеру необходимо знать особенности и последствия заключения того или иного вида договоров. Используя определенные виды сделок, можно повысить эффективность менеджмента или застраховаться от неблагоприятного развития конъюнктуры.
Договоры сопряжены с риском из-за недостаточной информации, однако при этом они степени строятся на доверии и механизмах ответственности. Т.к. иметь абсолютно полную информацию в условиях динамичного рынка вообще невозможно, то договор опирается, как правило, лишь на ключевые пункты или конечные результаты (право собственности). Собственность принадлежность средств и продуктов производства определенным лицам\организациям. Принадлежность собственности человеку дает ему право распоряжаться ею по своему усмотрению.
Субъект собственности \ собственник юр.\физ. лицо, обладающее правом собственности, выступающее в роли владельца, распределителя, пользователя объекта собственности. Их объединяют в три большие группы: частные лица, коллективы и общество (государство). В соответствии с законом РБ «О собственности», объектами собственности являются: земля, ее недра, воды, воздушное пространство, здания, сооружения, оборудование, растительный и животный мир, результаты интеллектуального труда, информация, деньги и др.
Владение фактическое реальное обладание вещью (объектом). Владелец объекта может делегировать полномочия распорядительства, сохраняя за собой получение дохода.
Пользование - потребление вещи, эксплуатация имущества и возможность извлечения из него доходов в рамках действующего законодательства.
Распоряжение - возможность субъекта управлять собственностью любым желаемым способом в рамках закона.
Формы собственности