24463

Сфера вторичных образов: эмпирические характеристика представления в сравнении с характеристиками восприятия

Доклад

Психология и эзотерика

Сфера вторичных образов: эмпирические характеристика представления в сравнении с характеристиками восприятия. К вторичным образом относятся образы представления сновидения галлюцинации. При этом степень обобщенности того или иного представления может быть различной в связи с чем различают единичные и общие представления. Представления различаются по ведущему анализатору зрительные слуховые осязательные обонятельные по их содержанию математические технические музыкальные.

Русский

2013-08-09

58.5 KB

17 чел.

14. Сфера вторичных образов: эмпирические характеристика представления в сравнении с характеристиками восприятия.

Вторичные образы – это извлеченные из памяти первичные сигналы (сенсорно-перцептивные образы), которые воспроизводят прошлые первичные образы и тем самым изображают объекты, в данный момент не действующие на рецепторную поверхность анализатора. К вторичным образом относятся образы представления, сновидения, галлюцинации.

Представление – наглядный образ предмета, воспроизведенный по памяти в воображении с максимальной полнотой отображения конкретных признаков. Образы представлений, как правило, менее ярки и менее детальны, чем образы восприятия, но в них находит отражение самое характерное для данного предмета.

Различия в яркости, устойчивости и точности представлений памяти очень индивидуальны. При этом степень обобщенности того или иного представления может быть различной, в связи с чем различают единичные и общие представления. Представления различаются по ведущему анализатору (зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные), по их содержанию (математические, технические, музыкальные).

Представление в сравнении с восприятием обладает следующими характеристиками:

1. Пространственные характеристики:

  •  пространственная панорамность – целостное воспроизведение пространственной структуры объекта во вторичном образе не ограничивается объемом перцептивного поля и выходит за его пределы,
  •  обособление фигуры из фона – фигура может не соотноситься с определенной координатой пространственного фона, а фон может быть отделен от фигуры ("пустое пространство"),
  •  выпадение абсолютных величин проявляется в двух моментах: 1) в несохранении числа однородных элементов; 2) в нарушении воспроизведения абсолютных размеров отображаемого пространственного массива и в особенности размеров отдельного объекта,
  •  топографическая схематизация – доминирование топологической схемы над геометрической формой; эта схема выстраивается поэтапно и имеет многоуровневый характер.

2. Временные характеристики:

  •  симультанность, или "временная панорамность", представлений заключается в том, что компоненты временной и двигательной последовательности имеют тенденцию преобразовываться во вторичном образе в одновременную структуру, в которой эта последовательная динамика очень затушевана или не воспроизводится совсем,
  •  несохранения длительности – отклонение психологического времени воспоминания прошлого от объективного времени,
  •  прочность сохранения образа временной последовательности –временная последовательность сохраняется гораздо полнее, по с равнению с представлениями о длине временного интервала.

3. Модальные характеристики – образ смещается в сторону основных цветов спектра, а отдельные конкретные оттенки из образа выпадают тем в большей мере, чем более длительным является срок хранения образа.

4. Интенсивностные характеристики – в среднем представление по сравнению с сенсорно-перцептивным образом отличается значительно меньшей яркостью.

Представления также обладают следующими характеристиками:

  •  обобщенность (отнесенность отображаемого в образе объекта к определенному классу),
  •  неустойчивость (изменчивость не только пространственных компонентов образа, относящихся к форме, величине и т.д., но и его модальных характеристик),
  •  фрагментарность (выпадении как пространственно-временных компонентов образа (частей или деталей фигуры или фона), так и его модальных характеристик, а также характеристик интенсивности (оттенок цвета, тембр и т.п.).

Сновидение – субъективно переживаемые представления, преимущественно зрительной модальности, регулярно возникающие во время сна, главным образом в фазе «быстрого» сна. Для сновидения характерно своеобразное изменение сознания: отражение объективной реальности и знание о себе как о субъекте познания нарушено, человек не осознает себя видящим сновидение, в результате нет и критического отношения к воспринимаемому, даже если оно алогично. В то же время оценка самого себя как личности и эмоции (чувство вины, стыда и т. п.) сохранены.

Сюжет сновидения в образной, символической форме отражает основные мотивы и установки субъекта. Переживание и запоминание сновидения в большой степени зависит от особенностей личности и эмоционального состояния перед сном.

Одной из основных функций сновидения является эмоциональная стабилизация. Сновидения составляют важное звено в системе психологической защиты, временно ослабляют напряженность психического конфликта и способствуют восстановлению поисковой активности. С этим, а также с доминированием образного мышления связано положительное влияние сновидений на процессы творчества.

Галлюцинации (от лат. hallucinatio - «бред», «видения») – мнимые восприятия, ложные образы, возникающие спонтанно, без сенсорной стимуляции. Появление галлюцинаций непосредственно не связано с восприятием реальных и наличных объектов. Галлюцинациям свойственны чувственная живость, проекция в реальный мир, спонтанное появление и чуждость содержанию сознания. Различают следующие виды галлюцинаций: зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, тактильные и галлюцинации общего чувства. Возникают, как правило, при различных психических расстройствах, в стрессовых ситуациях, а также во время длительной сенсорной изоляции.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

79363. Ну-мо, хлопці! 289.5 KB
  Представлення журі. Представлення учасників змагань. Оголошення програми змагань. Проведення змагань: конкурс вітальних листівок; воєнізована естафета; музична пауза; одягання протигазу у складі взводу; бліц – опитування...
79366. Семейное право 110.5 KB
  Права и обязанности родителей и детей. Словарь: Семейное право - система правовых норм регулирующих личные и производные от них имущественные отношения возникающие из брака кровного родства принятия детей в семью на воспитание.