24464

Понятие о памяти, её видах и процессах. Способы повышения эффективности запоминания

Доклад

Психология и эзотерика

Память форма психического отражения действительности заключающаяся в закреплении сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память является процессом обеспечивающим построение всестороннего образа мира связывающим разрозненные впечатления в целостную картину прошлое с настоящим и будущим. По длительности сохранения информации выделяют сенсорную кратковременную долговременную память. В соответствии с видом стимула сенсорная...

Русский

2013-08-09

72.5 KB

40 чел.

15. Понятие о памяти, её видах и процессах. Способы повышения эффективности запоминания.

Память – форма психического отражения действительности, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.

Память является процессом, обеспечивающим построение всестороннего образа мира, связывающим разрозненные впечатления в целостную картину, прошлое с настоящим и будущим. Роль памяти не может быть сведена к запечатлению прошедших событий. Никакое актуальное действие немыслимо вне процессов памяти, так как протекание любого, даже самого элементарного, психического акта обязательно предполагает удержание каждого данного его элемента для «сцепления» с последующими.

По длительности сохранения информации выделяют сенсорную, кратковременную, долговременную память.

  •  В сенсорной памяти содержится информация о поступившем стимуле в форме «непосредственного отпечатка». В соответствии с видом стимула сенсорная память может быть иконической (зрительный канал), эхоической (слуховой канал) и пр.
  •  Время хранения следа в кратковременной памяти при том условии, что отсутствует повторение запоминаемого материала, варьирует в пределах между 20 и 30 секунд. Емкость кратковременной памяти ограничена, она равна 7 2 любым предъявленным элементам, любым структурным единицам.
  •  Долговременная память обеспечивает длительное сохранение информации. Выделяются два вида долговременной памяти: 1) долговременная память с сознательным доступом (т. е. человек может по своей воле извлечь, вспомнить нужную информацию); 2) закрытая долговременная память (человек в естественных условиях не имеет к ней доступа, а лишь, например, при гипнозе, при раздражении участков мозга может получить к ней доступ и актуализировать хранящуюся в ней информацию).

По целям деятельности выделяют непроизвольную и произвольную память. Непроизвольная память – это запоминание и воспроизведение, осуществляющееся автоматически, без волевых усилий человека, без контроля со стороны сознания, без специально поставленной цели на запоминание. В свою очередь, произвольная память требует волевых усилий от человека, осуществляется при  постановке цели на запоминание. Наличие мнемической направленности имеет важнейшее значение для продуктивности запоминания. При прочих равных условиях произвольное запоминание значительно эффективнее непроизвольного. Поэтому намерение запомнить считается одним из важнейших условий успешности запоминания.

По характеру психической активности выделяют моторную, эмоциональную, образную и словесно-логическую память. Перечисленные виды памяти онтогенетически развиваются последовательно один за другим, представляют собой различные стадии развития памяти, ступени памяти. Ранее всего в онтогенетическом развитии выступает моторная память, затем – аффективная память, несколько позже – образная память и гораздо позже – словесно-логическая память.

  •  Моторная (двигательная) память – это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений. Она лежит в основе бесчисленных автоматических моторных навыков. Двигательная память является основой для формирования различных практических и трудовых навыков, равно как и навыков ходьбы, письма, речи и т.д.
  •  Эмоциональная память – это память на ранее пережитые человеком эмоциональные состояния в комплексе с воспоминаниями о вызвавшей их ситуацией и с субъективным отношением к ней.
  •  Образная память – это память на представления, на образы различной модальности (зрительные, слуховые,  вкусовые и т.д.). В соответствии с этим образная память подразделяется на зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную, вкусовую и т.д.
  •  Словесно-логическая память выражается в запоминании и воспроизведении мыслей. В словесно-логической памяти главная роль принадлежит второй сигнальной системе. Опираясь на развитие других видов памяти, словесно-логическая память становится ведущей по отношению к ним, и от ее развития зависит развитие всех других видов памяти.

В памяти различают ее основные процессы: запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание. Запоминание определяется как процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового путем связывания его с приобретенным ранее. Это необходимое условие обогащения опыта индивида новыми знаниями и формами поведения. Воспроизведение – процесс памяти, в результате которого происходит актуализация закрепленного ранее содержания психики. Сохранение – процесс активной переработки, систематизации, обобщения материала, овладения им. Забывание – исчезновение, выпадение из памяти, т.е. процесс угасания, ликвидации, «стирания» следов, затормаживания связей.

В литературе, касающейся техники эффективного запоминания, выделено множество законов и эффектов памяти, знание которых позволяет существенно повысить продуктивность запоминания. К основным из них относятся следующие:

  •  Закон значимости информации: чем более значима информация для жизнедеятельности человека, тем более прочно она запоминается и легко воспроизводится.
  •  Закон осмысления: чем глубже осмысление запоминаемой информации, тем лучше она сохраняется в памяти.
  •  Закон интереса: информация, вызывающая интерес или любопытство, запоминается легко.
  •  Закон объема знаний: чем больше знаний по определенной теме, тем лучше запоминается все новое по ней.
  •  Закон готовности к запоминанию, или установки. Готовность к восприятию определенной информации улучшает запоминание, предвосхищает его результаты и облегчает воспроизведение.
  •  Закон усиления первоначального впечатления: чем более усилено впечатление о запоминаемой информации, чем больше каналов ее восприятия, тем запоминание прочнее.
  •  Закон одновременных впечатлений. Представления, возникающие одновременно, при воспоминании вызывают друг друга.
  •  Закон Зейгарник. Если людям предложить серию заданий и одни из них позволить довести до конца, а другие прервать незавершенными, то окажется, что впоследствии испытуемые почти в два раза чаще вспоминают незавершенные задания, чем завершенные к моменту прерывания.
  •  Закон края: при запоминании ряда однородной информации лучше всего по памяти воспроизводится его начало и конец.
  •  Закон реминисценции: улучшение со временем воспроизведения заученного материала без дополнительных его повторений. Чаще всего это явление наблюдается при распределении повторений материала в процессе его заучивания, а не при запоминании сразу наизусть. Отсроченное на несколько дней (2 - 3 дня) воспроизведение нередко дает лучшие результаты, чем воспроизведение материала сразу после его заучивания.

Разработаны различные приемы развития памяти, к числу которых относится мнемотехника. Мнемотехнические приемы запоминания – специальные приемы для облегчения запоминания в основном несмысловой информации (ряды слов, фактов, поручений; таблицы, планы, карты; числа, даты, номера, адреса, телефоны; иностранные слова, термины; имена, фамилии, различные характеристики людей и др.). С помощью этих приемов можно заметно усилить рациональный способ запоминания смысловой информации и повысить эффективность механического запоминания несмыслового материала. К таким приемам можно отнести следующие: 1) образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации, 2) ритмизация, 3) нахождение ярких, необычных образов, картинок, которые по «методу связки» соединяются с информацией, которую надо запомнить, 4) метод Цицерона (связывание запоминаемой информации, например, с деталями хорошо знакомой комнаты) и др.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

51788. Водоемы. Особенности состояния водоемов в различное время года. Соблюдение правил безопасности при купании в оборудованных и необорудованных местах 67 KB
  Особенности состояния водоемов в различное время года. Цель урока: усвоение учащимися знаний особенностей состояния водоемов в различное время года о безопасном поведении на водоемах в различное время года и в различных жизненных ситуациях наводнение движение по ледовой поверхности водоема аварии на морских и речных судах активный отдых на воде водные походы. Занятие: 1 Время: 40 минут Тип урока: комбинированный Учебнонаглядный комплекс: учебник Основы безопасности жизнедеятельности под ред. Вода была надёжной преградой...
51789. Аналіз плану-конспекту й уроку художньої культури 83.5 KB
  Аналіз плануконспекту й уроку художньої культури. Аналіз плануконспекту й уроку художньої культури 2. Загальна структура плануконспекту уроку художньої культури. Розробка плану конспекту уроку художня культура Література.
51790. Батьки і діти. Обов’язки членів християнської сім’ї 160 KB
  Мета: визначити засади відносин батьків і дітей та окреслити їхні обовязки; виховувати любов і пошану до членів сімї розвивати вміння погоджувати свої інтереси з інтересами родини. Оповідання та притчі вірші картини записи пісень про батьків. План уроку Любов і повага у взаєминах батьків і дітей. Обовязки батьків і дітей.
51791. Музыкальное оформление уроков народного танца 27.5 KB
  Наиболее подходящим инструментом для музыкального сопровождения уроков народного танца является баян или аккордеон реже рояль. Музыка на уроке народного танца должна соответствовать движению по характеру стилю национальной окраске. Для учебных комбинаций на середине зала следует подбирать небольшие законченные произведения позволяющие раскрыть национальное своеобразие музыки и танца.
51793. Художня культура України від найдавніших часів до ХVІ століття 27.5 KB
  Календарно обрядове мистецтво зявляється: а у східних словян б у період польсько литовської доби в у трипільську культуру ІІІ рівень репродуктивно творчий 1 бал. Чому під час весілля виконували не лише веселі а й сумні пісні ІV рівень творчий 3 бали 10. Напишіть твір на тему Про що розповідає золота пектораль Варіант 2 ІІІ рівень репродуктивний 1 бал 1.
51794. Художня культура України ХІХ століття 37.5 KB
  Варіант 1 ІІІ рівні репродуктивний рівень05 балів 1.: а Остап Вересай б Козак Мамай в Архип Куїнджі ІІІ рівень репродуктивно творчий рівень1 бал Перелічіть видатних художників українців І пол. ІV рівень творчий рівень1 бал Чим відрізняється репертуар театру корифеїв від репертуару стаціонарного театру У чому полягають досягнення української музичної культури ХІХ ст.Шевченка Варіант 2 ІІІ рівні...
51795. Українська мова у світі 57.5 KB
  Мета: подати інформацію про звучання української мови в світі в Україні та за її межами; формувати відчуття причетності до світового українства й переконаність у тому що доля української мови та зміцнення української державності нерозривно повязані; розвивати логічне мислення увагу память емоційну й естетичну сфери. Він постачав письменникові документи і факти для його відомої праці “Історія Карла ХІІâ€ де в різкій формі було порушено проблему української волі. Великий сатирик Вольтер причину занепаду української найродючішої в...
51796. ЛЕГЕНДИ СВІТОВОЇ РОК - МУЗИКИ 302.5 KB
  формувати вміння відрізняти справжні музичні шедеври від малозмістовних творів з низькими художніми якостями; висловлювати власне судження про творчість рок і поп музикантів звучання музичних творів; розвивати вокально хорові навички слухацьку уяву; розвивати інтерес до різних напрямів поп та рок музики; виховувати естетичний смак учнів ФОРМУВАННЯ КОМПЕТЕНЦІЙ: ТВОРЧОЇ МУЗИЧНОЇ ЖИТТЄВОЇ МУЗИЧНИЙ МАТЕРІАЛ: Е. ТИП УРОКУ: комбінований ХІД УРОКУ Учні...