24464

Понятие о памяти, её видах и процессах. Способы повышения эффективности запоминания

Доклад

Психология и эзотерика

Память форма психического отражения действительности заключающаяся в закреплении сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память является процессом обеспечивающим построение всестороннего образа мира связывающим разрозненные впечатления в целостную картину прошлое с настоящим и будущим. По длительности сохранения информации выделяют сенсорную кратковременную долговременную память. В соответствии с видом стимула сенсорная...

Русский

2013-08-09

72.5 KB

42 чел.

15. Понятие о памяти, её видах и процессах. Способы повышения эффективности запоминания.

Память – форма психического отражения действительности, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.

Память является процессом, обеспечивающим построение всестороннего образа мира, связывающим разрозненные впечатления в целостную картину, прошлое с настоящим и будущим. Роль памяти не может быть сведена к запечатлению прошедших событий. Никакое актуальное действие немыслимо вне процессов памяти, так как протекание любого, даже самого элементарного, психического акта обязательно предполагает удержание каждого данного его элемента для «сцепления» с последующими.

По длительности сохранения информации выделяют сенсорную, кратковременную, долговременную память.

  •  В сенсорной памяти содержится информация о поступившем стимуле в форме «непосредственного отпечатка». В соответствии с видом стимула сенсорная память может быть иконической (зрительный канал), эхоической (слуховой канал) и пр.
  •  Время хранения следа в кратковременной памяти при том условии, что отсутствует повторение запоминаемого материала, варьирует в пределах между 20 и 30 секунд. Емкость кратковременной памяти ограничена, она равна 7 2 любым предъявленным элементам, любым структурным единицам.
  •  Долговременная память обеспечивает длительное сохранение информации. Выделяются два вида долговременной памяти: 1) долговременная память с сознательным доступом (т. е. человек может по своей воле извлечь, вспомнить нужную информацию); 2) закрытая долговременная память (человек в естественных условиях не имеет к ней доступа, а лишь, например, при гипнозе, при раздражении участков мозга может получить к ней доступ и актуализировать хранящуюся в ней информацию).

По целям деятельности выделяют непроизвольную и произвольную память. Непроизвольная память – это запоминание и воспроизведение, осуществляющееся автоматически, без волевых усилий человека, без контроля со стороны сознания, без специально поставленной цели на запоминание. В свою очередь, произвольная память требует волевых усилий от человека, осуществляется при  постановке цели на запоминание. Наличие мнемической направленности имеет важнейшее значение для продуктивности запоминания. При прочих равных условиях произвольное запоминание значительно эффективнее непроизвольного. Поэтому намерение запомнить считается одним из важнейших условий успешности запоминания.

По характеру психической активности выделяют моторную, эмоциональную, образную и словесно-логическую память. Перечисленные виды памяти онтогенетически развиваются последовательно один за другим, представляют собой различные стадии развития памяти, ступени памяти. Ранее всего в онтогенетическом развитии выступает моторная память, затем – аффективная память, несколько позже – образная память и гораздо позже – словесно-логическая память.

  •  Моторная (двигательная) память – это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений. Она лежит в основе бесчисленных автоматических моторных навыков. Двигательная память является основой для формирования различных практических и трудовых навыков, равно как и навыков ходьбы, письма, речи и т.д.
  •  Эмоциональная память – это память на ранее пережитые человеком эмоциональные состояния в комплексе с воспоминаниями о вызвавшей их ситуацией и с субъективным отношением к ней.
  •  Образная память – это память на представления, на образы различной модальности (зрительные, слуховые,  вкусовые и т.д.). В соответствии с этим образная память подразделяется на зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную, вкусовую и т.д.
  •  Словесно-логическая память выражается в запоминании и воспроизведении мыслей. В словесно-логической памяти главная роль принадлежит второй сигнальной системе. Опираясь на развитие других видов памяти, словесно-логическая память становится ведущей по отношению к ним, и от ее развития зависит развитие всех других видов памяти.

В памяти различают ее основные процессы: запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание. Запоминание определяется как процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового путем связывания его с приобретенным ранее. Это необходимое условие обогащения опыта индивида новыми знаниями и формами поведения. Воспроизведение – процесс памяти, в результате которого происходит актуализация закрепленного ранее содержания психики. Сохранение – процесс активной переработки, систематизации, обобщения материала, овладения им. Забывание – исчезновение, выпадение из памяти, т.е. процесс угасания, ликвидации, «стирания» следов, затормаживания связей.

В литературе, касающейся техники эффективного запоминания, выделено множество законов и эффектов памяти, знание которых позволяет существенно повысить продуктивность запоминания. К основным из них относятся следующие:

  •  Закон значимости информации: чем более значима информация для жизнедеятельности человека, тем более прочно она запоминается и легко воспроизводится.
  •  Закон осмысления: чем глубже осмысление запоминаемой информации, тем лучше она сохраняется в памяти.
  •  Закон интереса: информация, вызывающая интерес или любопытство, запоминается легко.
  •  Закон объема знаний: чем больше знаний по определенной теме, тем лучше запоминается все новое по ней.
  •  Закон готовности к запоминанию, или установки. Готовность к восприятию определенной информации улучшает запоминание, предвосхищает его результаты и облегчает воспроизведение.
  •  Закон усиления первоначального впечатления: чем более усилено впечатление о запоминаемой информации, чем больше каналов ее восприятия, тем запоминание прочнее.
  •  Закон одновременных впечатлений. Представления, возникающие одновременно, при воспоминании вызывают друг друга.
  •  Закон Зейгарник. Если людям предложить серию заданий и одни из них позволить довести до конца, а другие прервать незавершенными, то окажется, что впоследствии испытуемые почти в два раза чаще вспоминают незавершенные задания, чем завершенные к моменту прерывания.
  •  Закон края: при запоминании ряда однородной информации лучше всего по памяти воспроизводится его начало и конец.
  •  Закон реминисценции: улучшение со временем воспроизведения заученного материала без дополнительных его повторений. Чаще всего это явление наблюдается при распределении повторений материала в процессе его заучивания, а не при запоминании сразу наизусть. Отсроченное на несколько дней (2 - 3 дня) воспроизведение нередко дает лучшие результаты, чем воспроизведение материала сразу после его заучивания.

Разработаны различные приемы развития памяти, к числу которых относится мнемотехника. Мнемотехнические приемы запоминания – специальные приемы для облегчения запоминания в основном несмысловой информации (ряды слов, фактов, поручений; таблицы, планы, карты; числа, даты, номера, адреса, телефоны; иностранные слова, термины; имена, фамилии, различные характеристики людей и др.). С помощью этих приемов можно заметно усилить рациональный способ запоминания смысловой информации и повысить эффективность механического запоминания несмыслового материала. К таким приемам можно отнести следующие: 1) образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации, 2) ритмизация, 3) нахождение ярких, необычных образов, картинок, которые по «методу связки» соединяются с информацией, которую надо запомнить, 4) метод Цицерона (связывание запоминаемой информации, например, с деталями хорошо знакомой комнаты) и др.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

47405. Анализ работы технологии Тандем на Покамасовском месторождении НГДУ Лангепаснефть 1.27 MB
  Подсчет запасов нефти и растворенного газа по состоянию на 1. Начальные балансовые извлекаемые запасы нефти составляли по категории С1 163356 75920 тыс. Повышенный газовый фактор низкая продуктивность пластов существенная не стационарность процессов фильтрации тяжелый вывод скважин на режим после глушения и другие осложнения значительно затрудняют работу серийного насосного погружного оборудования для добычи нефти.
47406. Использование трудовых ресурсов и фонда оплаты труда на примере МУП «ПУ водопроводно-канализационного хозяйства» 149.67 KB
  Актуальность темы Анализ трудовых ресурсов и фонда оплаты труда так как считаю что она очень актуальна и к тому же трудовые ресурсы являются неотъемлемой частью каждого российского предприятия. И для того чтобы выявить и более эффективно использовать трудовые ресурсы на каждом предприятии необходимо проводить экономический анализ. Целью выпускнойквалификационной работы является проведение анализа использования трудовых ресурсов и фонда оплаты труда на примере МУП ПУ водопроводноканализационного хозяйства. Исходя из...
47408. Исследование формирования лидерских качеств у старших дошкольников 155.77 KB
  Теоретические основы проблем формирования лидерских качеств у старших дошкольников предпосылок лидерских качеств у старших дошкольников Роль воспитателя в формировании лидерских качеств старших дошкольников в условиях ФГТ Выводы по первой главе 41 Экспериментальное исследование формирования лидерских качеств у старших дошкольников 2.2 Разработка комплекса мероприятий по формированию лидерских качеств 52 2.
47409. Создание и функционирование лизинговой компании 467 KB
  Добролюбова Переводческий факультет Кафедра Экономический анализ финансы и аудит Дипломная работа Создание и функционирование лизинговой компании Исполнитель Ф. Об арендной и лизинговой деятельности Создание и функционирование международной лизинговой компании Лицензирование международной лизинговой деятельности
47410. Оценка финансового состояния торгового предприятия на примере ООО «Ярстрой» 722.5 KB
  СОЛОВЬЕВА Факультет очнозаочного обучения Кафедра экономики ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА Дипломная работа Оценка финансового состояния торгового предприятия на примере ООО Ярстрой на соискание квалификации экономистменеджер по специальности 060800 Экономика и управление на предприятии машиностроения Соискатель студент группы ВЭП 199 Крупина Н. Тема выпускной работы Оценка финансового состояния торгового предприятия на примере ООО Ярстрой Содержание выпускной работы: 2. Содержание анализа финансового состояния предприятия 7...
47411. Анализ практики кредитования физических лиц в ООО «ХКФ Банк» и совершенствование процесса кредитования в современных условиях 229.99 KB
  Об этом свидетельствует расширение круга операций банков в том числе и в области кредитования. Кредитование прочно заняло место основного вида активной банковской деятельности поскольку: вопервых успешное осуществление кредитных операций ведет к получению основных доходов банков способствует повышению их надежности и устойчивости а неудачам в кредитовании сопутствует их разорение и банкротство; вовторых банки призваны аккумулировать собственные и привлеченные ресурсы для кредитования инвестиций в развитие экономики страны; втретьих...
47412. Формирование географических представлений у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой Родного края 1.07 MB
  Необходимость формирования географических представлений уже в дошкольном возрасте вызвана и темпами развития современных детей объем информации вызывающей интерес очень возрос дети начиная с младшего возраста готовы к восприятию знаний об окружающем их мире. В педагогической науке и практике достаточно полно разработаны основные идеи образования и воспитания детей в области окружающей среды И. В стране создан целый ряд как комплексных направленных на всестороннее развитие детей так и парциальных...