24465

Внимание: его характеристики и методы диагностики

Доклад

Психология и эзотерика

Объектом внимания могут быть предметы явления отношения свойства предметов действия мысли чувства других людей и свой собственный внутренний мир. Внимание обладает следующими основными характеристиками: Устойчивость внимания проявляется в способности в течение длительного времени сохранять состояние внимания на какомлибо объекте предмете деятельности не отвлекаясь и не ослабляя внимание. Концентрация внимания противоположное качество рассеянность проявляется в различиях которые имеются в степени концентрированности...

Русский

2013-08-09

69 KB

5 чел.

16. Внимание: его характеристики и методы диагностики.

Внимание – сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте. Объектом внимания могут быть предметы, явления, отношения, свойства предметов, действия, мысли, чувства других людей и свой собственный внутренний мир.

Внимание не является самостоятельной психической функцией. Это особая форма психической активности человека; она входит как необходимый компонент во все виды психических процессов. Внимание – характеристика любого психического процесса.

Внимание в жизни и деятельности человека выполняет много различных функций. Оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности.

С вниманием связаны направленность и избирательность познавательных процессов. Их настройка непосредственно зависит от того, что в данный момент времени представляется наиболее важным для организма, для реализации интересов личности. Вниманием определяется точность и детализация восприятия, прочность и избирательность памяти, направленность и продуктивность мыслительной деятельности, т.е. качество и результаты функционирования всей познавательной активности.

Внимание обладает следующими основными характеристиками:  

  •  Устойчивость внимания проявляется в способности в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком-либо объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь и не ослабляя внимание.
  •  Концентрация внимания (противоположное качество – рассеянность) проявляется в различиях, которые имеются в степени концентрированности внимания на одних объектах и его отвлечении от других.
  •  Переключаемость внимания понимается как его перевод с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на иной. Данная характеристика человеческого внимания проявляется в скорости, с которой он может переводить свое внимание с одного объекта на другой.
  •  Распределение внимания – состоит в способности рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполнять несколько видов деятельности или совершать несколько различных действий.
  •  Объем внимания – это такая его характеристика, которая определяется количеством информации, одновременно способной сохраняться в сфере повышенного внимания (сознания) человека. Численная характеристика среднего объема внимания людей – 5-7 единиц информации.

Различают 3 вида внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.

Непроизвольное внимание – самое простое и генетически исходное; представлено ориентировочным рефлексом, возникающим при воздействии неожиданных и новых раздражителей. Непроизвольное внимание не связано с участием воли, не требует усилий для того, чтобы в течение определенного времени удерживать его.

  •  Произвольное внимание – обусловленное постановкой сознательной цели, предполагает активную позицию личности при сосредоточении на объекте. Произвольное внимание – это сознательно регулируемое сосредоточение на объекте. Этот вид внимания тесно связан с волей, оно требует волевого усилия, которое переживается как напряжение, мобилизация сил на решение поставленной задачи.
  •  Послепроизвольное внимание – это внимание, естественно сопровождающее деятельность личности; возникает оно, если личность поглощена деятельностью; связано с наличной системой ассоциаций.

Для диагностики внимания существует ряд методик:

  •  для определения объема внимания предназначена тахистоскопическая методика Кеттела, Вундта,
  •  для определения концентрации и устойчивости – корректурный тест Б. Бурдона,
  •  для определения скорости переключения внимания – метод таблиц Шульте.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

69858. ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ: УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС 236 KB
  Изучение студентами юридического колледжа основ философии как универсальной формы общественного сознания должно побуждать их к духовной независимости и свободе, способствовать формированию высокой культуры мышления и чувств.
69859. Предпринимательское право: Учебно-методический комплекс 945.5 KB
  Цель изучения учебной дисциплины состоит в привитии обучаемым комплекса знаний, умений и навыков, необходимых для профессионального выполнения ими своих хозяйственно-производственных задач. Основными задачами дисциплины являются: привитие студентам глубоких знаний об основных принципах...
69860. СУДЕБНО-БУХГАЛТЕРСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА 884.5 KB
  Цель курса состоит в формировании знаний умений и начальных практических навыков необходимых для профессиональной деятельности по установлению события преступления и изобличению лиц виновных в его совершении с использованием возможностей судебно-бухгалтерской экспертизы.
69861. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО 485 KB
  Понятие и система экологического права; объекты экологических отношений; становление и основные этапы развития экологического права; нормы экологического права и экологические правоотношения; источники экологического права; право собственности на природные ресурсы...
69862. Компьютерная графика, курс лекций 6.57 MB
  Объем информации, содержащейся в векторном представлении, не зависит от физических размеров изображения. Например, на одной картинке представлен отрезок от точки (0,0) до точки (10,10), а на другой – от точки (1000,1000) до точки (10000,10000).
69863. Римское право: Учебно-методический комплекс 207 KB
  Его значение определяется огромным влиянием не только на последующее становление права но и на развитие культуры в целом. Римляне создали совершенную универсальную систему права имеющую основой частную собственность уникальную по степени своей внутренней гармонии и завершенности.
69864. УГОЛОВНОЕ ПРАВО 1.23 MB
  Понятие предмет метод система и источники уголовного права; уголовный закон; понятие и признаки преступления; классификация категории преступлений; состав преступления; объект преступления; объективная сторона преступления; субъект преступления субъективная сторона преступления...
69866. Гражданский процесс: Учебно-методический комплекс 848.5 KB
  Государственные требования к минимуму содержания дисциплины Формы защиты гражданских прав; понятие гражданского процесса источники гражданского процессуального права процессуальная форма; принципы российского гражданского процессуального права; гражданские процессуальные отношения...