24467

Речь и язык. Виды речи и ее функции

Доклад

Психология и эзотерика

Речь и язык. Речь исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций создаваемых на основе определенных правил. Речь включает процессы порождения и восприятия сообщений для целей общения передачи информации или для целей регуляции и контроля собственной деятельности. Речь имеет полифункциональный характер.

Русский

2013-08-09

31 KB

6 чел.

18. Речь и язык. Виды речи и ее функции.

Язык – система знаков, включающая:

  •  слова с их значениями,
  •  синтаксис – набор правил, по которым строятся предложения.

Слово является разновидностью знака, поскольку последние присутствуют в различного рода формализованных языках.

Объективным свойством словесного знака, обусловливающим теоретическую деятельность человека, является значение слова, которое представляет собой отношение знака (слова в данном случае) к обозначаемому в реальной действительности объекту независимо от того, как он представлен в индивидуальном сознании.

Речь – исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определенных правил. Речь включает процессы порождения и восприятия сообщений для целей общения, передачи информации или для целей регуляции и контроля собственной деятельности.

Речь имеет полифункциональный характер. Функциями речи являются:

  •  коммуникативная (выступает как внешнее речевое поведение, направленное на контакты с другими людьми. В коммуникативной функции речи выделяют три стороны: информационную, выразительную и волеизлиятельную. Информационная сторона проявляется в передаче знаний. Выразительная сторона речи помогает передать чувства и отношения говорящего к предмету сообщения. Волеизлиятельная сторона направлена на то, чтобы подчинить слушателя замыслу говорящего),
  •  регуляторная (связана с тем, что человек, выполняя любую деятельность, с помощью речи планирует свои действия, организует их, осуществляет контроль за их осуществлением),
  •  номинативная (заключается в способности давать названия предметам и явлениям. Благодаря данной функции существует возможность мыслить отвлеченно с помощью абстрактных понятий, а также вести обмен информацией с другим человеком),
  •  дискурсивная (связана с тем, что речь является средством мышления).

Речь является полиморфной деятельностью, т.е. представлена в разных формах.

Различают два основных вида речи: внешнюю и внутреннюю.

Внешняя речь включает устную (диалогическую и монологическую) и письменную.

Диалог – это непосредственное общение двух или нескольких человек. Диалогическая речь – это речь поддерживаемая; собеседник ставит в ходе ее уточняющие вопросы, подавая реплики, может помочь закончить мысль (или переориентировать ее). Разновидностью диалогического общения является беседа, при которой диалог имеет тематическую направленность.

Монологическая речь – длительное, последовательное, связное изложение системы мыслей, знаний одним лицом. Она также развивается в процессе общения, но характер общения здесь иной: монолог непрерываем, поэтому активное, экспресивно-мимическое и жестовое воздействие оказывает выступающий. В монологической речи, по сравнению с диалогической, наиболее существенно изменяется смысловая сторона. Монологическая речь – связная, контекстная. Ее содержание должно прежде всего удовлетворять требованиям последовательности и доказательности в изложении. Другое условие, неразрывно связанное с первым, – грамматически правильное построение предложений.

Письменная речь представляет собой разновидность монологической речи. Она более развернута, чем устная монологическая речь. Это обусловлено тем, что письменная речь предполагает отсутствие обратной связи с собеседником. Кроме того, письменная речь не имеет никаких дополнительных средств воздействия на воспринимающего, кроме самих слов, их порядка и организующих предложение знаков препинания.

Внутренняя речь – это особый вид речевой деятельности. Она выступает как фаза планирования в практической и теоретической деятельности. Поэтому для внутренней речи, с одной стороны, характерна фрагментарность, отрывочность. С другой стороны, здесь исключаются недоразумения при восприятии ситуации. Поэтому внутренняя речь чрезвычайно ситуативна, в этом она близка к диалогической. Внутренняя речь формируется на основе внешней.

Перевод внешней речи во внутреннюю (интериоризация) сопровождается редуцированием (сокращением) структуры внешней речи, а переход от внутренней речи к внешней (экстериоризация) требует, наоборот, развертывания структуры внутренней речи, построения ее в соответствии не только с логическими правилами, но и грамматическими.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

11457. ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАЛИЧИЯ ХОЛИНСОДЕРЖАЩИХ ФОСФОЛИПИДОВ В СМЕСИ ЛИПИДОВ 30 KB
  ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 1 Определение наличия холинсодержащих фосфолипидов в смеси липидов ПРИНЦИП МЕТОДА. Холинсодержащие фосфолипиды имеющие четвертичный атом азота проявляют свойства сильных органических оснований поэтому способны связывать красители бром...
11458. Определение содержания ТБК-реактивных продуктов перекисного окисления липидов в сыворотке крови 90.5 KB
  ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА Определение содержания ТБКреактивных продуктов перекисного окисления липидов в сыворотке крови метод А. Кона и В. Ливерсейджа в модификации Ю. Владимирова и А. Арчакова Вследствие индукции перекисного окисления липидов ПОЛ клеточных мембран и ...
11459. РЕАКЦИЯ ИДЕНТИФИКАЦИИ ГИСТАМИНА СОЛЯМИ КОБАЛЬТА 25 KB
  ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА Реакция идентификации гистамина солями кобальта ПРИНЦИП МЕТОДА. Гистамин реагирует с солями кобальта с образованием окрашенных комплексных солей. Реактивы: 1 раствор гистамина; 2 раствор кобальта нитрата или кобальта хлорида; 3 раствор натри...
11460. ОЦЕНКА СОДЕРЖАНИЯ ГОМОГЕНТИЗИНОВОЙ КИСЛОТЫ В МОЧЕ 29 KB
  ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА Оценка содержания гомогентизиновой кислоты в моче ПРИНЦИП МЕТОДА. Определяемая в моче гомогентизиновая кислота является продуктом окислительного катаболизма аминокислоты тирозина. Оценка содержания гомогентизиновой кислоты основывается
11461. Информатика в 7 классе. Все конспекты уроков 2.05 MB
  Дополнительные материалы для любознательных обозначены значком. Учебное методическое пособие предполагает наличие в школьном кабинете информатики IBM-совместимых компьютеров, организованных в локальную сеть, а также программного обеспечения: операционной системы Windows, браузера Internet Explorer, редактора презентаций Microsoft PowerPoint, системы программирования Pascal ABC.
11462. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ БИТИРОЗИНА И ОКИСЛЕННОГО ТРИПТОФАНА В ПЛАЗМЕ КРОВИ 28.5 KB
  ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА ознакомительная Определение содержания битирозина и окисленного триптофана в плазме крови ПРИНЦИП МЕТОДА. Оценку содержания битирозина и окисленного триптофана проводят методом K.J. Davies 1987 в модификации Э.М. Бекмана и cоавторов 2006. В резуль
11463. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СУММЫ ВОССТАНОВЛЕННОГО ГЛУТАТИОНА И ЦИСТЕИНА В КРОВИ 24 KB
  ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА Определение суммы восстановленного глутатиона и цистеина в крови ПРИНЦИП МЕТОДА. SHгруппа в составе аминокислоты цистеина и трипептида глутатиона обладает восстановительными свойствами и может под влиянием окислителей превращаться в дисул
11464. ОПРЕДЕЛЕНИЕ АКТИВНОСТИ КАТАЛАЗЫ 37 KB
  ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА Определение активности каталазы 1.11.1.6 1 с помощью перманганата калия и вычислением каталазного числа метод Баха и Зубковой ПРИНЦИП МЕТОДА. Фермент каталаза содержится в большом количестве в эритроцитах а также во всех тканях и жидкост...
11465. Оценка активности супероксиддисмутазы в сыворотке крови 38.5 KB
  Лабораторная работа Оценка активности супероксиддисмутазы в сыворотке крови демонстрационная 1 по ингибированию восстановления нитротетразолия синего Принцип. Об активности фермента супероксиддисмутазы СОД свидетельствует его способность тормозить восс...