24470

Психические состояния их классификация

Доклад

Психология и эзотерика

Психические состояния их классификация. Психическое состояние это целостная характеристика психической деятельности за определенный период времени показывающая своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности предшествующего состояния и психических свойств личности. По параметру динамичности лабильности временной протяжённости состояния занимают промежуточное значение между процессами и свойствами. Функции психических состояний: Регулятивная состояния позволяют адаптироваться...

Русский

2013-08-09

45 KB

107 чел.

21. Психические состояния их классификация.

Психическое состояние – это целостная характеристика психической деятельности за определенный период времени, показывающая своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности. По параметру динамичности, лабильности, временной протяжённости состояния занимают промежуточное значение между процессами и свойствами. Существует множество самых разнообразных психических состояний: эйфория, радость, печаль, страх, возбуждение, скука, апатия, бодрствование, монотония, фрустрация, напряжение, тревога, интерес, стресс и др.

Функции психических состояний:

  •  Регулятивная (состояния позволяют адаптироваться к ситуации, к окружающей среде);
  •  Интегративная (психическое состояние и объединения различных состояний представляют собой функциональные единицы, состоящие из иерархически организованных в единую целостную совокупность психических процессов и психологических свойств);
  •  Адаптивная (с помощью психических состояний устанавливается соответствие между потребностями индивида и его возможностями и ресурсами с учетом конкретных условий существования, особенностей деятельности и поведения).

Характеристики психических состояний:

  •  модальностные (качественное своеобразие: тревога, наслаждение, созерцание и т.д.);
  •  активационные (отражающие интенсивность психических процессов);
  •  тонические (отражающие тонус, ресурс сил индивида);
  •  тензионные (отражающие степень напряжения);
  •  временные (отражающие продолжительность,  устойчивость состояний);
  •  полярность состояний, или знак описываемого состояния (благоприятное, положительное или неблагоприятное, отрицательное).

У разных групп состояний на передний план выходят разные параметры. Ведущая характеристика часто определяет название состояния (например, выделяется группа эмоциональных состояний, у которых эмоциональные характеристики преобладают).

Предложено большое количество классификаций психический состояний. Любой признак психического состояния может быть положен в основу той или иной классификации. Наиболее распространены следующие:

  •  По виду доминирующей характеристики состояния: эмоциональные (преобладает эмоциональная составляющая), активационные (доминирует такая характеристика, как интенсивность протекания психических процессов), тонические (на первом плане – тонус, ресурс сил индивида), тензионные (доминирует характеристика, отражающая уровень напряжения).
  •  По виду деятельности, в ходе которой состояние проявляется: игровую, учебную, спортивную, трудовую и др. деятельность.
  •  Зависимость от ситуации: ситуативные (отражают преимущественно свойства ситуации) и личностные (являются выражением индивидуальных свойств человека).
  •  По знаку: положительные, отрицательные, амбивалентные.
  •  По продолжительности: текущие (более кратковременны, зависят от факторов конкретной ситуации) и доминирующие (более продолжительны, в меньшей степени обусловливаются  обстоятельствами актуальной ситуации и в большей степени  особенностями личности и социальными условиями) психические состояния.

Психические состояния также могут быть классифицированы по возрастному принципу, по принципу значимости, по степени напряженности, по силе, по причинам их вызывающим и т.д.

23. Воля как высший уровень психической регуляции.

Воля – способность человека, проявляющаяся в самодетерминации и саморегуляции им своей деятельности и различных психических процессов. Воля – высший уровень произвольной регуляции деятельности, сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий.

Воля выполняет две взаимосвязанные функции:

  •  Побудительная функция воли связана с усилением мотивации и совершенствованием на этой основе сознательной регуляции действий. Необходимость в волевом действии возникает тогда, когда на пути осуществления мотивированной деятельности появляется препятствие. Волевой акт связан с его преодолением. Преодоление препятствий требует волевого усилия – особого состояния нервно-психического напряжения, мобилизующего физические, интеллектуальные и моральные силы человека. Побудительная функция воли обеспечивается активностью человека.
  •  Тормозная функция воли проявляется в сдерживании нежелательных проявлений активности. Личность способна тормозить пробуждение мотивов и выполнение действий, которые не соответствуют ее мировоззрению, идеалам и убеждениям. Регулирование поведения было бы невозможным без процесса торможения.

В своем единстве побудительная и тормозная функции воли обеспечивают преодоление трудностей на пути к достижению цели.

Преодоление препятствий требует волевого усилия – особого состояния нервно-психического напряжения, мобилизующего физические, интеллектуальные и моральные силы человека.

Волевое действие – это сознательное, целенаправленное действие, посредством которого человек осуществляет стоящую перед ним цель, подчиняя свои импульсы сознательному контролю и изменяя окружающую действительность в соответствии со своим замыслом. Существенными признаками волевого действия являются усиленное внимание к такому действию и отсутствие непосредственного удовольствия, получаемого в процессе и в результате его выполнения.

Воля возникает, когда человек способен к рефлексии собственных влечений, может как-то отнестись к ним. Воля неразрывно связана с наличным планом действий. Посредством волевого действия человек планово осуществляет стоящую перед ним цель, подчиняя свои импульсы сознательному контролю и изменяя окружающую действительность в соответствии со своим замыслом.

Под волевыми качествами понимают такие особенности волевой активности человека, которые способствуют преодолению внешних и внутренних трудностей и при определенных обстоятельствах и условиях проявляются как устойчивые личностные черты.

Наиболее важными волевыми свойствами являются – целеустремленность, настойчивость, решительность, инициативность, смелость и др.

Целеустремленность понимается как способность человека подчинять свои действия поставленным целям. Она проявляется в умении быть толерантным, т.е. устойчивым к возможным препятствиям, стрессам, неожиданным поворотам событий при ориентации на определенную цель.

Настойчивость – способность мобилизоваться для преодоления трудностей, умение быть сильным, а также разумным и творческим в сложных жизненных ситуациях.

Решительность – умение принимать и претворять в жизнь своевременные, обоснованные и твердые решения.

Инициативность - способность к принятию самостоятельных решений и их реализации в деятельности, спонтанное выражение побуждений, желаний и мотивов человека.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

56022. Музичні символи України 107.5 KB
  Мета: показати учням та допомогти їм усвідомити важливе значення музичних творів-пісень, що стали державними та духовними символами українського народу; на прикладі пісень «Молитва за Україну» музика Лисенка...
56023. Going to the cinema. My favourite film 211.5 KB
  Objectives: - to systematize lexical materials on the topic; to practice the active vocabulary of the topic; to develop speaking, reading, listening skills through various activities; to develop students’ thinking, memory, imagination, attention and creativeness.
56024. Синергетичний підхід до викладання предметів суспільно-політичних наук 123.5 KB
  Водночас духовне відродження суспільства вимагає конкретних змін у діяльності загальноосвітніх шкіл які викликані необхідністю формування суспільно активної творчої особистості що на відміну від людинивиконавця здатна самостійно мислити генерувати нові ідеї приймати сміливі нестандарті рішення. Відомо що реформа освіти одним із завдань має формування творчо мислячої особистості а не стисненої рамками приписів циркулярів наказів тощо. Існує протиріччя між обсягом інформації та можливістю особистості її засвоїти. І тому головною...
56025. Синквейн на уроках математики (на примере работ учащихся 7 класса) 156.5 KB
  Для прочного усвоения знаний, отработки умений и приобретения конкретных навыков учащимся необходимо иметь способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах. Но как развить такие важные умения? Ответ на данный вопрос: создание математических синквейнов.
56026. Іван Сірко 2.93 MB
  Література: історичні пісні перекази про Івана Сірка повість М. Мотивація навчальної діяльності учнів Загудів степ запорозький Як Чорнеє море Понеслися запорожці Облавою в поле Ой не вітер в полі грає Не орел літає Ото ж Сірко з товариством...
56027. Система усних вправ як засіб реалізації проблеми дидактичної підтримки процесу навчання математики 122.5 KB
  Поряд із підготовкою учнів які в подальшому у своїй професійній діяльності будуть користуватися математикою важливим стає забезпечення деякого гарантованого рівня підготовки усіх школярів незалежно від спеціальності яку вони оберуть в майбутньому. Вони розвивають в учнів уважність спостережливість ініціативу підвищують дисципліну і викликають інтерес до роботи. Усні вправи дають можливість без великих затрат часу багаторазово програвати типові ситуації та прийоми міркувань проводити роботу з формування логічної та мовної культури...
56028. Виды упражнений по совершенствованию техники чтения учащихся начальной школы 72.5 KB
  Умения и навыки чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности как средство самовоспитания и саморазвития но и как сложный комплекс умений и навыков имеющий...
56029. Скандинавія 57 KB
  Нормани зявлялися біля европейського узбережжя на своїх кораблях під червоними або полосатими парусами зі страшними головами змій чи драконів на кормі. Учні працюють зі слайдом № 5 та відповідають на питання вчителя : Де знаходиться Скандинавський півострів Хто такі нормани Які народи виокремлилися від норманів Чим займалися нормани і чому Як у різних країнах називали цей народ Робота з текстом підручника с. Які були...
56030. Брейн-ринг «Знання – це скарб» 48.5 KB
  Саме для цього потрібно частіше відступати від стандартного методу викладання і шукати нові форми подання навчального матеріалу. Представлення команд супроводжувались презентацією кожного з учасників а щоб раціонально розрахувати людські ресурси ми обрали лише одного ведучого.