24470

Психические состояния их классификация

Доклад

Психология и эзотерика

Психические состояния их классификация. Психическое состояние – это целостная характеристика психической деятельности за определенный период времени показывающая своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности предшествующего состояния и психических свойств личности. По параметру динамичности лабильности временной протяжённости состояния занимают промежуточное значение между процессами и свойствами. Функции психических состояний: Регулятивная состояния позволяют адаптироваться...

Русский

2013-08-09

45 KB

96 чел.

21. Психические состояния их классификация.

Психическое состояние – это целостная характеристика психической деятельности за определенный период времени, показывающая своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности. По параметру динамичности, лабильности, временной протяжённости состояния занимают промежуточное значение между процессами и свойствами. Существует множество самых разнообразных психических состояний: эйфория, радость, печаль, страх, возбуждение, скука, апатия, бодрствование, монотония, фрустрация, напряжение, тревога, интерес, стресс и др.

Функции психических состояний:

  •  Регулятивная (состояния позволяют адаптироваться к ситуации, к окружающей среде);
  •  Интегративная (психическое состояние и объединения различных состояний представляют собой функциональные единицы, состоящие из иерархически организованных в единую целостную совокупность психических процессов и психологических свойств);
  •  Адаптивная (с помощью психических состояний устанавливается соответствие между потребностями индивида и его возможностями и ресурсами с учетом конкретных условий существования, особенностей деятельности и поведения).

Характеристики психических состояний:

  •  модальностные (качественное своеобразие: тревога, наслаждение, созерцание и т.д.);
  •  активационные (отражающие интенсивность психических процессов);
  •  тонические (отражающие тонус, ресурс сил индивида);
  •  тензионные (отражающие степень напряжения);
  •  временные (отражающие продолжительность,  устойчивость состояний);
  •  полярность состояний, или знак описываемого состояния (благоприятное, положительное или неблагоприятное, отрицательное).

У разных групп состояний на передний план выходят разные параметры. Ведущая характеристика часто определяет название состояния (например, выделяется группа эмоциональных состояний, у которых эмоциональные характеристики преобладают).

Предложено большое количество классификаций психический состояний. Любой признак психического состояния может быть положен в основу той или иной классификации. Наиболее распространены следующие:

  •  По виду доминирующей характеристики состояния: эмоциональные (преобладает эмоциональная составляющая), активационные (доминирует такая характеристика, как интенсивность протекания психических процессов), тонические (на первом плане – тонус, ресурс сил индивида), тензионные (доминирует характеристика, отражающая уровень напряжения).
  •  По виду деятельности, в ходе которой состояние проявляется: игровую, учебную, спортивную, трудовую и др. деятельность.
  •  Зависимость от ситуации: ситуативные (отражают преимущественно свойства ситуации) и личностные (являются выражением индивидуальных свойств человека).
  •  По знаку: положительные, отрицательные, амбивалентные.
  •  По продолжительности: текущие (более кратковременны, зависят от факторов конкретной ситуации) и доминирующие (более продолжительны, в меньшей степени обусловливаются  обстоятельствами актуальной ситуации и в большей степени  особенностями личности и социальными условиями) психические состояния.

Психические состояния также могут быть классифицированы по возрастному принципу, по принципу значимости, по степени напряженности, по силе, по причинам их вызывающим и т.д.

23. Воля как высший уровень психической регуляции.

Воля – способность человека, проявляющаяся в самодетерминации и саморегуляции им своей деятельности и различных психических процессов. Воля – высший уровень произвольной регуляции деятельности, сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий.

Воля выполняет две взаимосвязанные функции:

  •  Побудительная функция воли связана с усилением мотивации и совершенствованием на этой основе сознательной регуляции действий. Необходимость в волевом действии возникает тогда, когда на пути осуществления мотивированной деятельности появляется препятствие. Волевой акт связан с его преодолением. Преодоление препятствий требует волевого усилия – особого состояния нервно-психического напряжения, мобилизующего физические, интеллектуальные и моральные силы человека. Побудительная функция воли обеспечивается активностью человека.
  •  Тормозная функция воли проявляется в сдерживании нежелательных проявлений активности. Личность способна тормозить пробуждение мотивов и выполнение действий, которые не соответствуют ее мировоззрению, идеалам и убеждениям. Регулирование поведения было бы невозможным без процесса торможения.

В своем единстве побудительная и тормозная функции воли обеспечивают преодоление трудностей на пути к достижению цели.

Преодоление препятствий требует волевого усилия – особого состояния нервно-психического напряжения, мобилизующего физические, интеллектуальные и моральные силы человека.

Волевое действие – это сознательное, целенаправленное действие, посредством которого человек осуществляет стоящую перед ним цель, подчиняя свои импульсы сознательному контролю и изменяя окружающую действительность в соответствии со своим замыслом. Существенными признаками волевого действия являются усиленное внимание к такому действию и отсутствие непосредственного удовольствия, получаемого в процессе и в результате его выполнения.

Воля возникает, когда человек способен к рефлексии собственных влечений, может как-то отнестись к ним. Воля неразрывно связана с наличным планом действий. Посредством волевого действия человек планово осуществляет стоящую перед ним цель, подчиняя свои импульсы сознательному контролю и изменяя окружающую действительность в соответствии со своим замыслом.

Под волевыми качествами понимают такие особенности волевой активности человека, которые способствуют преодолению внешних и внутренних трудностей и при определенных обстоятельствах и условиях проявляются как устойчивые личностные черты.

Наиболее важными волевыми свойствами являются – целеустремленность, настойчивость, решительность, инициативность, смелость и др.

Целеустремленность понимается как способность человека подчинять свои действия поставленным целям. Она проявляется в умении быть толерантным, т.е. устойчивым к возможным препятствиям, стрессам, неожиданным поворотам событий при ориентации на определенную цель.

Настойчивость – способность мобилизоваться для преодоления трудностей, умение быть сильным, а также разумным и творческим в сложных жизненных ситуациях.

Решительность – умение принимать и претворять в жизнь своевременные, обоснованные и твердые решения.

Инициативность - способность к принятию самостоятельных решений и их реализации в деятельности, спонтанное выражение побуждений, желаний и мотивов человека.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

79687. Деятельность кадрового подразделения организации 246.5 KB
  Любая организация существует только тогда, когда есть работающие в ней люди. Открытие какой угодно фирмы, предприятия, учреждения, организации начинается с подбора и оформления работников. Поэтому наличие службы кадров или специально выделенного сотрудника, занимающегося оформлением кадров, обязательно для организации не только любого масштаба, но и любой организационно-правовой формы.
79688. Обучение персонала как фактор повышения эффективности работы организации 785.5 KB
  Исследовать пути создания конкурентных преимуществ организации в рыночных условиях хозяйствования; обосновать важность человеческого ресурса как главного ресурса в организации; рассмотреть понятие кадрового потенциала и пути его повышения; рассмотреть порядок организации работы по обучению персонала и систематизировать методы обучения...
79689. Планирование кадров предприятия и их подбор 233.5 KB
  Любая организация создается для выполнения каких-либо целей и нуждается в управлении, а от того насколько эффективно ею управляют, и зависит достижение поставленных задач. Найти правильные методы налаживания связей между целями организации и людьми, которые их выполняют должен руководитель
79690. Презентационные и коммуникативные навыки тренинг-менеджера 177 KB
  Обычно выделяют четыре основные цели презентации в отношении других людей: сообщить информацию; научить; создать мотивацию; развлечь. Сообщить информацию значит дать другим людям полное представление о том что является предметом презентации.
79691. Причины конфликтных ситуаций, программа оптимизации социально-психологического климата в коллективе 304 KB
  Конфликты в организации непосредственно связаны с социально - психологическими явлениями в группе: лидерство, микрогруппа, стили управления, морально - психологический климат и другие. Знание этих явлений является необходимым условием успешного управления конфликтами в организации.
79692. Психологические аспекты адаптации персонала во время испытательного срока 524 KB
  Внедрение грамотно разработанной адаптационной программы (схемы, системы) позволяет получить профессионально состоявшихся, мотивированных сотрудников, способных значительно повысить эффективность работы всей организации.
79693. Система материального стимулирования сотрудника для повышения эффективности работы предприятия 292.5 KB
  Истинные причины, побуждающие работника максимально прикладывать усилия в работе определить нелегко. Этими условиями являются его желание, возможности, квалификация и, конечно же, мотивация - то есть побуждение
79694. Історична панорама розвитку математики 82.22 KB
  Паралельно розвивалися уявлення про число Число́ одне з найголовніших понять математики яке в багатьох випадках може виступати як міра кількості чогось. Математика найдавніших цивілізацій Найдавніші відомості про використання математики господарські задачі в Стародавньому Єгипті Старода́вній Єги́пет одна з найдавніших держав на Землі і колиска цивілізації Середземноморя. Папірус Рінда Московський папірус Шкіряний сувій єгипетської математики та Вавилонії Вавило́нія давня держава в південній частині Месопотамії територія...
79695. Математика Християнського середньовіччя та епохи Відродження 485.53 KB
  Опанувавши елементарні знання, кращі учні монастирських і соборних шкіл вивчали «сім вільних мистецтв», які поділялися на дві частини: тривіум (граматика, риторика, діалектика) і квадривіум (арифметика, геометрія, астрономія, музика)