24470

Психические состояния их классификация

Доклад

Психология и эзотерика

Психические состояния их классификация. Психическое состояние это целостная характеристика психической деятельности за определенный период времени показывающая своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности предшествующего состояния и психических свойств личности. По параметру динамичности лабильности временной протяжённости состояния занимают промежуточное значение между процессами и свойствами. Функции психических состояний: Регулятивная состояния позволяют адаптироваться...

Русский

2013-08-09

45 KB

102 чел.

21. Психические состояния их классификация.

Психическое состояние – это целостная характеристика психической деятельности за определенный период времени, показывающая своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности. По параметру динамичности, лабильности, временной протяжённости состояния занимают промежуточное значение между процессами и свойствами. Существует множество самых разнообразных психических состояний: эйфория, радость, печаль, страх, возбуждение, скука, апатия, бодрствование, монотония, фрустрация, напряжение, тревога, интерес, стресс и др.

Функции психических состояний:

  •  Регулятивная (состояния позволяют адаптироваться к ситуации, к окружающей среде);
  •  Интегративная (психическое состояние и объединения различных состояний представляют собой функциональные единицы, состоящие из иерархически организованных в единую целостную совокупность психических процессов и психологических свойств);
  •  Адаптивная (с помощью психических состояний устанавливается соответствие между потребностями индивида и его возможностями и ресурсами с учетом конкретных условий существования, особенностей деятельности и поведения).

Характеристики психических состояний:

  •  модальностные (качественное своеобразие: тревога, наслаждение, созерцание и т.д.);
  •  активационные (отражающие интенсивность психических процессов);
  •  тонические (отражающие тонус, ресурс сил индивида);
  •  тензионные (отражающие степень напряжения);
  •  временные (отражающие продолжительность,  устойчивость состояний);
  •  полярность состояний, или знак описываемого состояния (благоприятное, положительное или неблагоприятное, отрицательное).

У разных групп состояний на передний план выходят разные параметры. Ведущая характеристика часто определяет название состояния (например, выделяется группа эмоциональных состояний, у которых эмоциональные характеристики преобладают).

Предложено большое количество классификаций психический состояний. Любой признак психического состояния может быть положен в основу той или иной классификации. Наиболее распространены следующие:

  •  По виду доминирующей характеристики состояния: эмоциональные (преобладает эмоциональная составляющая), активационные (доминирует такая характеристика, как интенсивность протекания психических процессов), тонические (на первом плане – тонус, ресурс сил индивида), тензионные (доминирует характеристика, отражающая уровень напряжения).
  •  По виду деятельности, в ходе которой состояние проявляется: игровую, учебную, спортивную, трудовую и др. деятельность.
  •  Зависимость от ситуации: ситуативные (отражают преимущественно свойства ситуации) и личностные (являются выражением индивидуальных свойств человека).
  •  По знаку: положительные, отрицательные, амбивалентные.
  •  По продолжительности: текущие (более кратковременны, зависят от факторов конкретной ситуации) и доминирующие (более продолжительны, в меньшей степени обусловливаются  обстоятельствами актуальной ситуации и в большей степени  особенностями личности и социальными условиями) психические состояния.

Психические состояния также могут быть классифицированы по возрастному принципу, по принципу значимости, по степени напряженности, по силе, по причинам их вызывающим и т.д.

23. Воля как высший уровень психической регуляции.

Воля – способность человека, проявляющаяся в самодетерминации и саморегуляции им своей деятельности и различных психических процессов. Воля – высший уровень произвольной регуляции деятельности, сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий.

Воля выполняет две взаимосвязанные функции:

  •  Побудительная функция воли связана с усилением мотивации и совершенствованием на этой основе сознательной регуляции действий. Необходимость в волевом действии возникает тогда, когда на пути осуществления мотивированной деятельности появляется препятствие. Волевой акт связан с его преодолением. Преодоление препятствий требует волевого усилия – особого состояния нервно-психического напряжения, мобилизующего физические, интеллектуальные и моральные силы человека. Побудительная функция воли обеспечивается активностью человека.
  •  Тормозная функция воли проявляется в сдерживании нежелательных проявлений активности. Личность способна тормозить пробуждение мотивов и выполнение действий, которые не соответствуют ее мировоззрению, идеалам и убеждениям. Регулирование поведения было бы невозможным без процесса торможения.

В своем единстве побудительная и тормозная функции воли обеспечивают преодоление трудностей на пути к достижению цели.

Преодоление препятствий требует волевого усилия – особого состояния нервно-психического напряжения, мобилизующего физические, интеллектуальные и моральные силы человека.

Волевое действие – это сознательное, целенаправленное действие, посредством которого человек осуществляет стоящую перед ним цель, подчиняя свои импульсы сознательному контролю и изменяя окружающую действительность в соответствии со своим замыслом. Существенными признаками волевого действия являются усиленное внимание к такому действию и отсутствие непосредственного удовольствия, получаемого в процессе и в результате его выполнения.

Воля возникает, когда человек способен к рефлексии собственных влечений, может как-то отнестись к ним. Воля неразрывно связана с наличным планом действий. Посредством волевого действия человек планово осуществляет стоящую перед ним цель, подчиняя свои импульсы сознательному контролю и изменяя окружающую действительность в соответствии со своим замыслом.

Под волевыми качествами понимают такие особенности волевой активности человека, которые способствуют преодолению внешних и внутренних трудностей и при определенных обстоятельствах и условиях проявляются как устойчивые личностные черты.

Наиболее важными волевыми свойствами являются – целеустремленность, настойчивость, решительность, инициативность, смелость и др.

Целеустремленность понимается как способность человека подчинять свои действия поставленным целям. Она проявляется в умении быть толерантным, т.е. устойчивым к возможным препятствиям, стрессам, неожиданным поворотам событий при ориентации на определенную цель.

Настойчивость – способность мобилизоваться для преодоления трудностей, умение быть сильным, а также разумным и творческим в сложных жизненных ситуациях.

Решительность – умение принимать и претворять в жизнь своевременные, обоснованные и твердые решения.

Инициативность - способность к принятию самостоятельных решений и их реализации в деятельности, спонтанное выражение побуждений, желаний и мотивов человека.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

31998. Разработка месторождения кварцито-песчанников Рыборецкого месторождения с целью производства щебня. Специальная часть: «Обоснование рациональной технологической схемы для повышения качества щебня 1.4 MB
  В дипломном проекте рассматривается разработка месторождения кварцито-песчанников Рыборецкого месторождения открытым способом с целью производства щебня. В проекте произведена инженерно-геологическая оценка на пригодность месторождения к разработке, подобрана схема вскрытия и система разработки месторождения. Произведён расчёт основных технологических процессов горных работ и подобрано соответствующее им горно-транспортное оборудование.
32001. Влияние субкультур на социализацию молодёжи в современной России 225 KB
  Теоретические аспекты социализации. Классификация форм социализации . Проблемы социализации молодежи в современном Российском обществе 3. Ведь кризисные ситуации в различных сферах жизни и в обществе в целом всегда обостряют проблему социализации молодежи и активизируют ее изучение поскольку ставят под угрозу воспроизводство как существующих общественных структур так и отдельно взятых индивидов и личностей.
32002. ОФОРМЛЕНИЕ И ЗАЩИТА ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА Методические указания к дипломному проектированию и преддипломной практике 419.5 KB
  Отредактировано в соответствии с новым стандартом ГОСТ. Описаны методика работы над дипломным проектом дипломной работой этапы прохождения проектов и соответствующий перечень необходимых документов даются методические рекомендации по использованию ГОСТов при оформлении проектов. Если вы хотите чтобы вас поняли ваши мысли должны быть изложены в общепринятой форме то есть соответствовать Государственным Общероссийским Стандартам ГОСТ. Свою форму следует использовать только в том случае если ваша мысль выходит за пределы...
32004. Організація обслуговування в закладі харчування 4.5 MB
  Охорона праці і техніка безпеки при виконанні роботи. В XV XVII століттях внаслідок дальшого поділу суспільної праці успішно розвивалась торгівля поступово розширювався внутрішній ринок виростали торговища і ярмарки посилювались економічні зв'язки між окремими містами і землями. З метою уникнення нещасних випадків працівники повинні вивчати правила експлуатації теплового і механічного обладнання і проходити інструктаж у завідуючого виробництвом. Для доочищення картоплі краще використовувати пристосування за допомогою якого продовження...
32005. Антикризисное управление персоналом организации 422.5 KB
  Человеческий фактор антикризисного управления. Антикризисные характеристики управления персоналом. Система антикризисного управления персоналом. Принципы антикризисного управления персоналом.
32006. МЕТОДИЧНІ ВКАЗІВКИ до розробки та оформлення дипломних проектів 285.5 KB
  1 Мета виконання дипломного проекту [3] 2 Постановка задачі і видача технічного завдання [4] 3 Пакет документів що супроводжують дипломну роботу [5] 4 Зміст і обсяг пояснювальної записки [6] 5 Розробка макету видання [7] 6 Вимоги до оформлення дипломних робіт [8] 7 Критерії оцінювання дипломних робіт [9] Список рекомендованої літератури [10] Додаток А Зразок заяви випускника щодо теми та керівника дипломного проекту [10. Перевидання дитячої книги. Перекладене перевидання збірки казок для дітей. Макет щотижневої газети з...