24470

Психические состояния их классификация

Доклад

Психология и эзотерика

Психические состояния их классификация. Психическое состояние это целостная характеристика психической деятельности за определенный период времени показывающая своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности предшествующего состояния и психических свойств личности. По параметру динамичности лабильности временной протяжённости состояния занимают промежуточное значение между процессами и свойствами. Функции психических состояний: Регулятивная состояния позволяют адаптироваться...

Русский

2013-08-09

45 KB

105 чел.

21. Психические состояния их классификация.

Психическое состояние – это целостная характеристика психической деятельности за определенный период времени, показывающая своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности. По параметру динамичности, лабильности, временной протяжённости состояния занимают промежуточное значение между процессами и свойствами. Существует множество самых разнообразных психических состояний: эйфория, радость, печаль, страх, возбуждение, скука, апатия, бодрствование, монотония, фрустрация, напряжение, тревога, интерес, стресс и др.

Функции психических состояний:

  •  Регулятивная (состояния позволяют адаптироваться к ситуации, к окружающей среде);
  •  Интегративная (психическое состояние и объединения различных состояний представляют собой функциональные единицы, состоящие из иерархически организованных в единую целостную совокупность психических процессов и психологических свойств);
  •  Адаптивная (с помощью психических состояний устанавливается соответствие между потребностями индивида и его возможностями и ресурсами с учетом конкретных условий существования, особенностей деятельности и поведения).

Характеристики психических состояний:

  •  модальностные (качественное своеобразие: тревога, наслаждение, созерцание и т.д.);
  •  активационные (отражающие интенсивность психических процессов);
  •  тонические (отражающие тонус, ресурс сил индивида);
  •  тензионные (отражающие степень напряжения);
  •  временные (отражающие продолжительность,  устойчивость состояний);
  •  полярность состояний, или знак описываемого состояния (благоприятное, положительное или неблагоприятное, отрицательное).

У разных групп состояний на передний план выходят разные параметры. Ведущая характеристика часто определяет название состояния (например, выделяется группа эмоциональных состояний, у которых эмоциональные характеристики преобладают).

Предложено большое количество классификаций психический состояний. Любой признак психического состояния может быть положен в основу той или иной классификации. Наиболее распространены следующие:

  •  По виду доминирующей характеристики состояния: эмоциональные (преобладает эмоциональная составляющая), активационные (доминирует такая характеристика, как интенсивность протекания психических процессов), тонические (на первом плане – тонус, ресурс сил индивида), тензионные (доминирует характеристика, отражающая уровень напряжения).
  •  По виду деятельности, в ходе которой состояние проявляется: игровую, учебную, спортивную, трудовую и др. деятельность.
  •  Зависимость от ситуации: ситуативные (отражают преимущественно свойства ситуации) и личностные (являются выражением индивидуальных свойств человека).
  •  По знаку: положительные, отрицательные, амбивалентные.
  •  По продолжительности: текущие (более кратковременны, зависят от факторов конкретной ситуации) и доминирующие (более продолжительны, в меньшей степени обусловливаются  обстоятельствами актуальной ситуации и в большей степени  особенностями личности и социальными условиями) психические состояния.

Психические состояния также могут быть классифицированы по возрастному принципу, по принципу значимости, по степени напряженности, по силе, по причинам их вызывающим и т.д.

23. Воля как высший уровень психической регуляции.

Воля – способность человека, проявляющаяся в самодетерминации и саморегуляции им своей деятельности и различных психических процессов. Воля – высший уровень произвольной регуляции деятельности, сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий.

Воля выполняет две взаимосвязанные функции:

  •  Побудительная функция воли связана с усилением мотивации и совершенствованием на этой основе сознательной регуляции действий. Необходимость в волевом действии возникает тогда, когда на пути осуществления мотивированной деятельности появляется препятствие. Волевой акт связан с его преодолением. Преодоление препятствий требует волевого усилия – особого состояния нервно-психического напряжения, мобилизующего физические, интеллектуальные и моральные силы человека. Побудительная функция воли обеспечивается активностью человека.
  •  Тормозная функция воли проявляется в сдерживании нежелательных проявлений активности. Личность способна тормозить пробуждение мотивов и выполнение действий, которые не соответствуют ее мировоззрению, идеалам и убеждениям. Регулирование поведения было бы невозможным без процесса торможения.

В своем единстве побудительная и тормозная функции воли обеспечивают преодоление трудностей на пути к достижению цели.

Преодоление препятствий требует волевого усилия – особого состояния нервно-психического напряжения, мобилизующего физические, интеллектуальные и моральные силы человека.

Волевое действие – это сознательное, целенаправленное действие, посредством которого человек осуществляет стоящую перед ним цель, подчиняя свои импульсы сознательному контролю и изменяя окружающую действительность в соответствии со своим замыслом. Существенными признаками волевого действия являются усиленное внимание к такому действию и отсутствие непосредственного удовольствия, получаемого в процессе и в результате его выполнения.

Воля возникает, когда человек способен к рефлексии собственных влечений, может как-то отнестись к ним. Воля неразрывно связана с наличным планом действий. Посредством волевого действия человек планово осуществляет стоящую перед ним цель, подчиняя свои импульсы сознательному контролю и изменяя окружающую действительность в соответствии со своим замыслом.

Под волевыми качествами понимают такие особенности волевой активности человека, которые способствуют преодолению внешних и внутренних трудностей и при определенных обстоятельствах и условиях проявляются как устойчивые личностные черты.

Наиболее важными волевыми свойствами являются – целеустремленность, настойчивость, решительность, инициативность, смелость и др.

Целеустремленность понимается как способность человека подчинять свои действия поставленным целям. Она проявляется в умении быть толерантным, т.е. устойчивым к возможным препятствиям, стрессам, неожиданным поворотам событий при ориентации на определенную цель.

Настойчивость – способность мобилизоваться для преодоления трудностей, умение быть сильным, а также разумным и творческим в сложных жизненных ситуациях.

Решительность – умение принимать и претворять в жизнь своевременные, обоснованные и твердые решения.

Инициативность - способность к принятию самостоятельных решений и их реализации в деятельности, спонтанное выражение побуждений, желаний и мотивов человека.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

39010. ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ. Учебник 364 KB
  Однако при передаче И из одной системы в другую количество И в передающей системе не уменьшается хотя в принимающей обычно увеличивается. ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ Тема 2. Определение информационной системы ИС.
39011. Информационные системы. Курс лекций 496.5 KB
  «Информационная система — организационно упорядоченная совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы»
39012. Информационные технологии управления. Курс лекций 266 KB
  Целью изучения данного курса является изучение: методологии проектирования информационных технологий управления ИТУ; принципов выбора инструментальных средств проектирования ИТУ; основных направлений автоматизации управления; основных методов используемых для автоматизации подготовки и принятия управленческих решений; практики применения ИТУ; подходов и методов для оценки экономической эффективности ИТУ. Усвоение курса âИнформационные технологии управленияâ основано на знаниях полученных при изучении теоретических основ информационных...
39013. Информационные системы в управлении 444 KB
  Фактографические системы оперируют фактическими сведениями представленными в виде специальным образом организованных совокупностей формализованных записей данных. Фактографические системы используют не только для реализации справочных функций но и для решения задач обработки данных. Взаимосвязь информационных потоков образованных прямыми и обратными связями средств обработки передачи и хранения данных а также субъектов управления составляет информационную систему экономического объекта. Они предназначены для обработки данных и моделей...
39014. Автоматизированные информационные системы 97.5 KB
  В настоящее время проблема выбора информационной системы ИС из специфической задачи превращается в стандартную процедуру. На российских предприятиях зачастую используют системы первого или второго поколения. Процедура принятия решения о выборе наиболее эффективной компьютерной системы управления нова для большинства отечественных руководителей а ее последствия во многом будут оказывать значительное влияние на предприятие в течение нескольких лет.
39015. Физические системы 34 KB
  Энергию всегда можно представить в виде произведения двух сомножителей один из которых описывает интенсивность расхода или накапливания энергии а второй характеризует количественные результаты этого процесса. Активными элементами служат источники энергии. Пассивные элементы системы служат либо для накопления либо для поглощения энергии. Накопители энергии могут накапливать либо потенциальную либо кинетическую энергию.
39016. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕОРИИ МОДЕЛИРОВАНИЯ 64.5 KB
  Речь идет о том что создаваемая модель должна отражать в первую очередь те свойства реальной системы или явления которые влияют на выбранный показатель эффективности. В ряде случаев моделируемая система имеет в своем составе некоторые относительно изолированные подсистемы характеризующиеся определенным параметром в том числе векторным. Такие подсистемы можно заменять в модели соответствующими числовыми величинами а не описывать процесс их функционирования. При имитационном моделировании используемая математическая модель...
39017. Модели методов разработки программного обеспечения информационных систем 158.5 KB
  По определению одного из создателей языка UML Unified Modelling Lnguge Гради Буча: Объектноориентированное программирование ООП это методология программирования основанная на представлении программы в виде совокупности объектов каждый из которых является экземпляром определенного класса а классы образуют иерархию наследования. Леоненкова Самоучитель UML . Методы ООП и ООАП базируются на стандартном языке визуального моделирования UML. Применение методов ООП ООАП и...
39018. Системы регистрации учебных курсов 56 KB
  Системы регистрации учебных курсов Разделы Лекции 3: 3.1 Два вида систем регистрации курсов Лекция 5 будет посвящена применению языка UML к проектированию американской автоматизированной системы АИС регистрации платных учебных курсов университета Истерн Estern Stte University ESU. В этой связи сопоставим автоматизированную систему Истерн с действующей в МИРЭА неавтоматизированной системой регистрации учебных курсов. В любом Вузе в том числе в МИРЭА существует постоянно...