24471

Интеллект и креативность

Доклад

Психология и эзотерика

intellectus понимание познание способность к осуществлению процесса познания и к эффективному решению проблем в частности при овладении новым кругом жизненных задач. Он выделил семь таких потенций: 1 счетную способность т. способность оперировать числами и выполнять арифметические действия; 2 вербальную словесную гибкость т. способность понимать устную и письменную речь; 4 пространственную ориентацию или способность представлять себе различные предметы и формы в пространстве; 5 память; 6 способность к рассуждению; 7...

Русский

2013-08-09

45 KB

75 чел.

22. Интеллект и креативность.

Интеллект (от лат. intellectus – понимание, познание) – способность к осуществлению процесса познания и к эффективному решению проблем, в частности при овладении новым кругом жизненных задач.

Существует ряд принципиально различных трактовок интеллекта и его функций. В генетическом подходе Ж. Пиаже интеллект трактуется как высший способ уравновешивания субъекта со средой, характеризующийся универсальностью, как биопсихическая адаптация к наличным обстоятельствам жизни.

В факторно-аналитическом подходе на основании множества тестовых показателей отыскиваются устойчивые факторы интеллекта (Ч. Спирмен, Л. Терстоун, Х. Айзенк, С. Барт, Д. Векслер и др.).

Отечественная психология рассматривает интеллект как целостную форму проявления высших психических функций человека, исходит из принципа единства интеллекта, его связи с личностью. Большое внимание уделяется исследованию взаимоотношения практического и теоретического интеллекта, их зависимости от эмоционально-волевых особенностей личности.

Оригинальныый подход к пониманию интеллекта предложил Б.Г. Ананьев. Он рассматривал интеллект как многоуровневую организацию познавательных сил, охватывающую психофизиологические процессы состояния и свойства личности. Эта организация связана с нейродинамическими, вегетативными и метаболическими характеристиками человека. Они являются своеобразными эквивалентами интеллекта и определяют меру умственной работоспособности и цену интеллектуального напряжения, степень их полезности и вредности для здоровья человека.

Существуют различные подходы к определению структуры интеллекта.

Спирмен (1904 г.) показал, что успех любой интеллектуальной деятельности зависит от некого общего фактора, общей способности. Он выделил генеральный фактор интеллекта (фактор G) и фактор S, служащий показателем специфических способностей. С точки зрения Спирмена, каждый человек характеризуется определенным уровнем общего интеллекта, от которого зависит, как этот человек адаптируется к окружающей среде. Кроме того, у всех людей имеются в различной степени развитые специфические способности, проявляющиеся в решении конкретных задач.

Терстоун (1938 г.) с помощью статистических факторных методов исследовал различные стороны общего интеллекта, которые он назвал первичными умственными потенциями. Он выделил семь таких потенций:

1) счетную способность, т. е. способность оперировать числами и выполнять арифметические действия;

2) вербальную (словесную) гибкость, т. е, легкость, с которой человек может объясняться, используя наиболее подходящие слова;

3) вербальное восприятие, т. е. способность понимать устную и письменную речь;

4) пространственную ориентацию, или способность представлять себе различные предметы и формы в пространстве;

5) память;

6) способность к рассуждению;

7) быстроту восприятия сходств или различий между предметами и изображениями.

Гилфорд (1959 г.) выделил 120 факторов интеллекта, исходя из того, для каких умственных операций они нужны, к каким результатам приводят эти операции и каково их содержание (содержание может быть образным, символическим, семантическим, поведенческим).

Под операцией Гилфорд понимает определенный психический процесс – понятие, память, дивергентная продуктивность, конвергентная продуктивность, оценивание. Результаты – форма, в которой информация обрабатывается испытуемым: элемент, классы, отношения, системы, типы преобразований и выводы.

Креативность – это творческий потенциал, внутренний ресурс человека. Под креативностью понимают:

  •  способность человека отказаться от стереотипных способов мышления (Дж. Гилфорд);
  •  способность обнаруживать новые способы решения проблем или новые способы выражения (Н. Роджерс);
  •  способность принимать материал из подсознания в сознание (психоаналитический подход).

Креативность проявляет себя многообразно. Это – быстрота, гибкость, точность, оригинальность мышления, богатое воображение, чувство юмора, приверженность высоким эстетическим ценностям, степень детализации образа проблемы и др.

Значительная часть проявлений креативности относится к особенностям мышления. Один из первых экспериментально обоснованных перечней особенностей мышления, способствующих творческим достижениям, был предложен Дж. Гилфордом, который различал два вида мышления: конвергентное и дивергентное. Конвергентное мышление отличается ориентацией на одно верное решение, поиск которого основывается на уже имеющихся знаниях и логических рассуждениях. Дивергентное мышление, напротив, характеризуется поиском по всем возможным направлениям, стремлением рассмотреть как можно больше вариантов. Согласно Гилфорду, дивергентное мышление – это способность «мыслить вширь», т.е. способность видения других атрибутов объекта.

Гилфорд, применив факторный анализ, выделил ряд параметров интеллектуальной деятельности, характеризующих креативность:

1. Оригинальность – способность продуцировать необычные ответы, стремление к интеллектуальной новизне.

2. Семантическая гибкость – способность выделить функцию объекта и предложить его новое использование.

3. Образная адаптивная гибкость – способность изменить восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые, скрытые от наблюдателя стороны.

4. Семантическая спонтанная гибкость – способность продуцировать разнообразные идеи в ситуации, которая не содержит ориентиров для этих идей.

5. Беглость – способность к продуцированию большого числа продуктивных идей.

П. Торренсом креативность определяется как процесс появления чувствительности к проблемам, дефициту знаний, их дисгармонии, несообразности и т. д.

Торренсом были выделены следующие показатели креативности:

1) Беглость (скорость, продуктивность) отражает способность к порождению большого числа идей.

2) Гибкость – способность выдвигать разнообразные идеи, переходить от одного аспекта проблемы к другому, использовать разнообразные стратегии решения проблем.

3) Оригинальность – способность к выдвижению идей, отличающихся от очевидных, банальных или твердо установленных.

4) Разработанность – способность к детализации предложенных идей.

В настоящее время считается, что креативность – это система различных интеллектуальных и неинтеллектуальных компонентов. На творческий мыслительный процесс оказывают влияние эмоциональные, мотивационно-волевые, личностые особенности индивида. Установлено, что креативным личностям присущи уверенность в себе, чувство юмора, повышенное внимание к своему «Я», энергичность, импульсивность, независимость, оригинальность, прямота суждений, инициативность, находчивость, непосредственность, внутренняя зрелость, скептицизм, смелость, склонность к доминированию, интернальный локус контроля.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

58940. Звук (ш), позначення його буквами «Ш», «ш» (ша) 419 KB
  Мета. Ознайомити учнів з буквами «Ш», «ш» (ша), їх назвою та звуковим значенням; виробляти навички читання зв’язного тексту, вчити виразно читати текст. Розвивати фонематичний слух, усне мовлення, логічне мислення, увагу, спостережливість.
58941. Хліб, як сонечко ясне 46 KB
  Сприяти розширенню знань дітей про хліб удоско наленню навички читання вголос і мовчки. Виховувати пова гу до праці хлібороба бережне ставлення до хліба. Коломієць Хліб ілюстрації про професії вироби із хліба карт...
58942. Подарунок мамі. Виготовлення саморобної листівки 572 KB
  Мета: ознайомити учнів з об’ємними листівками, навчити виготовляти квіти з паперу; розвивати фантазію, кмітливість; виховувати любов до матері, бабусі.
58943. Київ – столиця України 45 KB
  Яке слово вийшло Отже тема нашого уроку €œКиїв - столиця України. Розповідь вчителя про місто Київ з демонстрацією слайдів. Сьогодні ми з вами помандруємо в столицю України місто Київ.
58944. Повітря навколо нас. Властивості повітря 63 KB
  Мета: розширити й поглибити уявлення дітей про значення і місцезнаходження повітря на землі про властивості повітря про значення в природі властивостей повітря використовувати елементи музикотерапевтичної педагогіки Пісне знайка...
58945. Виконання завдань для курсу узагальнення і систематизації знань і вмінь з рідної мови, математики, читання 145 KB
  Обладнання: картки із цифрами від 1 до 6 плакати із завданнями дошки для запису балів. У другий тур потрапляють лише 6 учнів за кількістю балів. Той хто підняв картку з цифрою 5 отримує 30 балів Розкажи як за горою Сонечко сідає Як у Дніпра веселочка...
58946. Любовний трикутник як основа ґендерної дисгармонії (порівняльний аналіз драми І. Франка „Украдене щастя” та саги в новелах М. Матіос „Майже ніколи не навпаки”) 310.5 KB
  Мета: навчальна – сприяти засвоєнню учнями ґендерного методу, проаналізувати ґендерні колізії у драмі І. Франка „Украдене щастя” та сазі в новелах М. Матіос „Майже ніколи не навпаки” (визначити причини та наслідки ґендерної дисгармонії, спроектувати можливу поведінку героїв для досягнення егалітарного консенсусу)...
58948. Українські страви. Вареники. Родинне свято у 4 класі 63.5 KB
  Хід заняття 1й учень Гостей дорогих ми вітаємо щиро Стрічаємо з хлібом любовю і миром. Про вареники 2й учень. 3й учень Тільки в хаті українськійПокуштуєш диво з див: Ось півмісяці у мисці А над ними вється димБо гарячі масло тане.