24471

Интеллект и креативность

Доклад

Психология и эзотерика

intellectus – понимание познание – способность к осуществлению процесса познания и к эффективному решению проблем в частности при овладении новым кругом жизненных задач. Он выделил семь таких потенций: 1 счетную способность т. способность оперировать числами и выполнять арифметические действия; 2 вербальную словесную гибкость т. способность понимать устную и письменную речь; 4 пространственную ориентацию или способность представлять себе различные предметы и формы в пространстве; 5 память; 6 способность к рассуждению; 7...

Русский

2013-08-09

45 KB

70 чел.

22. Интеллект и креативность.

Интеллект (от лат. intellectus – понимание, познание) – способность к осуществлению процесса познания и к эффективному решению проблем, в частности при овладении новым кругом жизненных задач.

Существует ряд принципиально различных трактовок интеллекта и его функций. В генетическом подходе Ж. Пиаже интеллект трактуется как высший способ уравновешивания субъекта со средой, характеризующийся универсальностью, как биопсихическая адаптация к наличным обстоятельствам жизни.

В факторно-аналитическом подходе на основании множества тестовых показателей отыскиваются устойчивые факторы интеллекта (Ч. Спирмен, Л. Терстоун, Х. Айзенк, С. Барт, Д. Векслер и др.).

Отечественная психология рассматривает интеллект как целостную форму проявления высших психических функций человека, исходит из принципа единства интеллекта, его связи с личностью. Большое внимание уделяется исследованию взаимоотношения практического и теоретического интеллекта, их зависимости от эмоционально-волевых особенностей личности.

Оригинальныый подход к пониманию интеллекта предложил Б.Г. Ананьев. Он рассматривал интеллект как многоуровневую организацию познавательных сил, охватывающую психофизиологические процессы состояния и свойства личности. Эта организация связана с нейродинамическими, вегетативными и метаболическими характеристиками человека. Они являются своеобразными эквивалентами интеллекта и определяют меру умственной работоспособности и цену интеллектуального напряжения, степень их полезности и вредности для здоровья человека.

Существуют различные подходы к определению структуры интеллекта.

Спирмен (1904 г.) показал, что успех любой интеллектуальной деятельности зависит от некого общего фактора, общей способности. Он выделил генеральный фактор интеллекта (фактор G) и фактор S, служащий показателем специфических способностей. С точки зрения Спирмена, каждый человек характеризуется определенным уровнем общего интеллекта, от которого зависит, как этот человек адаптируется к окружающей среде. Кроме того, у всех людей имеются в различной степени развитые специфические способности, проявляющиеся в решении конкретных задач.

Терстоун (1938 г.) с помощью статистических факторных методов исследовал различные стороны общего интеллекта, которые он назвал первичными умственными потенциями. Он выделил семь таких потенций:

1) счетную способность, т. е. способность оперировать числами и выполнять арифметические действия;

2) вербальную (словесную) гибкость, т. е, легкость, с которой человек может объясняться, используя наиболее подходящие слова;

3) вербальное восприятие, т. е. способность понимать устную и письменную речь;

4) пространственную ориентацию, или способность представлять себе различные предметы и формы в пространстве;

5) память;

6) способность к рассуждению;

7) быстроту восприятия сходств или различий между предметами и изображениями.

Гилфорд (1959 г.) выделил 120 факторов интеллекта, исходя из того, для каких умственных операций они нужны, к каким результатам приводят эти операции и каково их содержание (содержание может быть образным, символическим, семантическим, поведенческим).

Под операцией Гилфорд понимает определенный психический процесс – понятие, память, дивергентная продуктивность, конвергентная продуктивность, оценивание. Результаты – форма, в которой информация обрабатывается испытуемым: элемент, классы, отношения, системы, типы преобразований и выводы.

Креативность – это творческий потенциал, внутренний ресурс человека. Под креативностью понимают:

  •  способность человека отказаться от стереотипных способов мышления (Дж. Гилфорд);
  •  способность обнаруживать новые способы решения проблем или новые способы выражения (Н. Роджерс);
  •  способность принимать материал из подсознания в сознание (психоаналитический подход).

Креативность проявляет себя многообразно. Это – быстрота, гибкость, точность, оригинальность мышления, богатое воображение, чувство юмора, приверженность высоким эстетическим ценностям, степень детализации образа проблемы и др.

Значительная часть проявлений креативности относится к особенностям мышления. Один из первых экспериментально обоснованных перечней особенностей мышления, способствующих творческим достижениям, был предложен Дж. Гилфордом, который различал два вида мышления: конвергентное и дивергентное. Конвергентное мышление отличается ориентацией на одно верное решение, поиск которого основывается на уже имеющихся знаниях и логических рассуждениях. Дивергентное мышление, напротив, характеризуется поиском по всем возможным направлениям, стремлением рассмотреть как можно больше вариантов. Согласно Гилфорду, дивергентное мышление – это способность «мыслить вширь», т.е. способность видения других атрибутов объекта.

Гилфорд, применив факторный анализ, выделил ряд параметров интеллектуальной деятельности, характеризующих креативность:

1. Оригинальность – способность продуцировать необычные ответы, стремление к интеллектуальной новизне.

2. Семантическая гибкость – способность выделить функцию объекта и предложить его новое использование.

3. Образная адаптивная гибкость – способность изменить восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые, скрытые от наблюдателя стороны.

4. Семантическая спонтанная гибкость – способность продуцировать разнообразные идеи в ситуации, которая не содержит ориентиров для этих идей.

5. Беглость – способность к продуцированию большого числа продуктивных идей.

П. Торренсом креативность определяется как процесс появления чувствительности к проблемам, дефициту знаний, их дисгармонии, несообразности и т. д.

Торренсом были выделены следующие показатели креативности:

1) Беглость (скорость, продуктивность) отражает способность к порождению большого числа идей.

2) Гибкость – способность выдвигать разнообразные идеи, переходить от одного аспекта проблемы к другому, использовать разнообразные стратегии решения проблем.

3) Оригинальность – способность к выдвижению идей, отличающихся от очевидных, банальных или твердо установленных.

4) Разработанность – способность к детализации предложенных идей.

В настоящее время считается, что креативность – это система различных интеллектуальных и неинтеллектуальных компонентов. На творческий мыслительный процесс оказывают влияние эмоциональные, мотивационно-волевые, личностые особенности индивида. Установлено, что креативным личностям присущи уверенность в себе, чувство юмора, повышенное внимание к своему «Я», энергичность, импульсивность, независимость, оригинальность, прямота суждений, инициативность, находчивость, непосредственность, внутренняя зрелость, скептицизм, смелость, склонность к доминированию, интернальный локус контроля.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

40329. Алкогольный делирий 37 KB
  Гипнагогический делирий ограничивается многочисленными яркими в ряде случаев сценоподобными сновидениями или зрительными галлюцинациями при засыпании и закрывании глаз. Гипнагогический делирий фантастического содержания называют гипнагогическим ониризмом. Делирий без делирия возникает остро.
40330. Антидепрессанты 28 KB
  Механизм действия: неселективное угнетение обратного захвата НА и серотонина 5HT нервными окончаниями соответствующих структур мозга обратимое ингибирование моноаминооксидазы МАО пиразидол. Селективные ингибиторы обратного захвата НА и серотонина СИОЗНС. Механизм действия: избирательное угнетение обратного захвата НА и серотонина нервными окончаниями. Селективные ингибиторы обратного захвата серотонина СИОЗС.
40331. Аутизм 33.5 KB
  Важно знать что ребенок с данным синдром показывает свою привязанность к матери и другим людям которые о нем заботятся. Однако способ при помощи которого ребенок с аутизмом выражает свою любовь и привязанность сильно отличается от способов нормальных детей. Если ребенок мало общается с другими детьми и своими родителями то врачи не всегда могут определить диагноз аутизма. Обычно ребенку с аутизмом трудно установить какиелибо взаимоотношения со сверстниками и чаще всего ребенок остается изолированным от общества.
40332. Бред 25 KB
  Три группы фабул: 1бред преследованиясобственно преследование воздействияим кто то управляет отравления материального ущерба отношенияслучайная улыбка прохожего лай собакопасность ревности. 2депрессивный бредтоска подавленность стыд безысходность разочарование. 3бред величиябогатства изобретательства реформаторства высокого происхождения любовный.
40333. Военная экспертиза 30 KB
  В новом положении впервые узаконена военноврачебная комиссия ВВК и определены ее функции введен термин медицинское освидетельствование под которым понимается изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент освидетельствования в целях определения их годности к военной службе обучению службе по военноучетной специальности службе в органах внутренних дел а также разрешение других предусмотренных Положением вопросов с вынесением письменного заключения. Установлено 5 категорий годности к воинской службе:...
40334. ГАЛЛЮЦИНАЦИИ 30.5 KB
  Различают: галлюцинации в зависимости от органов чувств: зрительные обонятельные вкусовые тактильные галлюцинации общего чувства висцеральные и мышечные. истинные и псевдогаллюцинации. калейдоскопические интерметаморфоз Слуховые галлюцинации бывают фонемы патологическое восприятие слов речей разговоров. Зрительные галлюцинации могут быть либо 1.
40335. Гебефренная шизофрения 27 KB
  Различие же их определяются картиной манифестного психоза который при простой шизофрении не возникает.1 ставится при наличии общих критериев шизофрении и: 1 одного из следующих признаков – а отчетливое и стойкое уплощение или поверхностность аффекта б отчетливая и стойкая неадекватность аффекта а также: 2 одного из двух других признаков: а отсутствие целенаправленности собранности поведения б отчетливые нарушения мышления проявляющиеся в бессвязной или разорванной речи; 3 галлюцинаторнобредовые феномены могут присутствовать в...
40336. Действие нейролептиков 31.5 KB
  Основные побочные эффекты при лечении нейролептиками образуют нейролептический синдром. Иногда отмечаются холинолитические эффекты расстройство зрения дизурические явления. Иногда возникают побочные эффекты в виде фотосенсибилизации дерматитов пигментации кожи; возможны кожные аллергические реакции. Побочные эффекты связанные с повышением в крови пролактина проявляются в виде дисменореи или олигоменореи псевдогермафродитизма у женщин гинекомастии и задержки эякуляции у мужчин снижении либидо галактореи гирсутизма.
40337. Деменция 26 KB
  Понимание сложных понятий затруднено но общая оценка ситуации верна критика к болезни сохранена отмечается подавленность слезливость. Критика болезни отсутст. Критика к болезни сниж сосуществование с болезнью. Безразличие к болезни.