24474

Задатки, способности, одаренность

Доклад

Психология и эзотерика

Способности – индивидуальнопсихологические особенности личности являющиеся условием успешного выполнения той или иной деятельности. Теплова способности – это индивидуальнопсихологические особенности отличающие одного человека от другого и имеющие отношение к успешности выполнения деятельности. Теплов считает индивидуальное своеобразие продуктивной деятельности оригинальность и самобытность приемов используемых в деятельности. 2 Способности служат успешному выполнению деятельности.

Русский

2013-08-09

41.5 KB

32 чел.

27. Задатки, способности, одаренность.

Способности – индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной деятельности. Способности обнаруживаются в процессе овладения деятельностью, в том, насколько индивид при прочих равных условиях быстро и основательно, легко и прочно осваивает способы ее организации и осуществления. Способности – это качественное проявление психических возможностей человека.

Значительный вклад в разработку общей теории способностей внес отечественный ученый Б.М. Теплов. По определению Б.М. Теплова, способности – это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого и имеющие отношение к успешности выполнения деятельности. Говоря о способностях, необходимо иметь в виду следующее:

1) Это особенности, отличающие одного человека от другого. Важнейшим признаком способностей Б.М. Теплов считает индивидуальное своеобразие продуктивной деятельности, оригинальность и самобытность приемов, используемых в деятельности.

2) Способности служат успешному выполнению деятельности.

3) Для способностей характерна возможность переноса выработанных умений и навыков в новую ситуацию. При этом новая задача должна быть сходна с разрешавшимися ранее задачами не последовательностью способов действия, а требованиями к тем же психическим свойствам человека.

Б.М.Теплов подчеркивал, что способности не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестает пользоваться, со временем теряется. Способности – понятие динамическое. Они формируются, развиваются и проявляются в деятельности.

Способности подразделяются на:

  •  общие, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности и общения (умственные способности, развитые память и речь, точность и тонкость движений рук и т.д.),
  •  специальные, определяющие успехи человека в отдельных видах деятельности и общения, где необходимы особого рода задатки и их развитие (способности математические, технические, литературно-лингвистические, художественно-творческие, спортивные и т.д.);

Основу способностей составляют задатки. Задатки – это некоторые генетические детерминированные (врожденные) анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие индивидуально-природную основу (предпосылку) формирования и развития способностей. Задатки – это особенности строения мозга и нервной системы, органов чувств и движений, функциональные особенности организма, данные человеку от рождения. К задаткам относятся некоторые врожденные особенности зрительного и слухового анализаторов, типологические свойства нервной системы, от которых зависит быстрота образования временных нервных связей, их прочность, сила сосредоточенного внимания, выносливость нервной системы, умственная работоспособность. В качестве задатков следует рассматривать также уровень развития и соотношения первой и второй сигнальных систем.

Связь задатков и способностей неоднозначна. Успешность выполнения любой деятельности зависит не от какой-либо одной, а от сочетания различных способностей, причем это сочетание, дающее один и тот же результат, может быть обеспечено различными задатками. При отсутствии необходимых задатков к развитию одних способностей их дефицит может быть восполнен за счет более сильного развития других.

Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью индивида  (игровой, учебной, трудовой).

Выделяются разные уровни одаренности, высшие формы которой проявляются как талант и гениальность, являющиеся высшей интеграцией задатков и способностей человека. Различие таланта и гениальности обычно проводится по характеру полученных продуктов деятельности. Талантом называют такую совокупность способностей, которая позволяет получить продукт деятельности, отличающийся новизной, высоким совершенством и общественной значимостью. Гениальность – высшая ступень развития таланта, позволяющая осуществлять принципиальные сдвиги в той или иной сфере творчества.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

56470. Толерантність врятує світ. Виховна година 64 KB
  Ваша думка для мене глибоко ворожа але за ваше право її висловити я ладен віддати своє життя. Вольтер Мета заходу: вміти пояснювати поняття толерантність; розповідати про значення толерантності в житті людей...
56471. ЗРОБИ КРОК НАЗУСТРІЧ 47 KB
  Мета: дати теоретичне уявлення учням про поняття «толерантність», розширити його зміст; закріпити знання учнів про компоненти толерантності; формувати навички ефективного, толерантного спілкування...
56472. Толерантність - ксенофобія 45 KB
  МЕТА: ознайомити десятикласників з поняттям толерантність ксенофобія; вибудувати синонімічний ряд та знайти антоніми до слова толерантність; продемонструвати візуально та аудіально значення слова...
56474. Топливно – энергетический комплекс мира 623 KB
  Цели: сформировать представления о топливном балансе мира; рассмотреть рост производства различных видов топлива; дать характеристику газовой, нефтяной, угольной промышленности мира, сформировать понятия об электроэнергетике мира...
56475. Вигоди в торгівлі 103 KB
  Закріпити поняття формування ціни товару та на конкретному прикладі показати вплив витрат на виготовлення та транспортування готової продукції на його ціну і вигоди та збитки виробника при цьому. Використати знання та вміння учнів працювати з географічною картою.
56476. TOURNAMENT OF THE EXPERTS ON ENGLISH 40.5 KB
  Dear pupils, teachers, guests. We are glad to see you on our tournament of English experts. Today we shall not only speak in English. We shall do a lot of fun activities. They will show not only your knowledge and skills of English, but also your thinking, smartness and general erudition. So, let’s start.
56477. Порівняльна характеристика якості Бородінського хліба від різних виробників м. Докучаєвська 292.5 KB
  У даній роботі ми хочемо порівняти якість бородінського хліба від різних виробників нашого міста. Мета роботи: Дослідити споживачів їх поведінку та визначити фактори які впливають на їхнє рішення про покупку хліба...
56478. Знайомство з традиціями українського і англійського народів 110.5 KB
  Національна програма патріотичного виховання населення формування здорового способу життя розвитку духовності та зміцнення моральних засад суспільства. Концепція виховання дітей і молоді в національній системі освіти.