24475

Потребности и мотивы. Направленность личности

Доклад

Психология и эзотерика

Возникновение потребности является механизмом запускающим активность человека на поиск и достижение цели которая может удовлетворить эту потребность. Существуют различные классификации потребностей человека которые чаще всего строятся на основе таких критериев как зависимость организма или личности от какихто объектов а также по нуждам которые он испытывает. Деятельность человека направляется не одним мотивом а их совокупностью т. В основе внутренних мотивов лежат потребности человека его эмоции интересы.

Русский

2013-08-09

54.5 KB

7 чел.

28. Потребности и мотивы. Направленность личности.

Потребности – форма проявления интенциональной природы психики, в соответствии с которой живой организм побуждается к осуществлению качественно определенных форм деятельности, необходимых для сохранения и развития индивида и рода. Возникновение потребности является механизмом, запускающим активность человека на поиск и достижение цели, которая может удовлетворить эту потребность. Таким образом, потребность является необходимым звеном в процессе самосохранения и развития организма и личности. Потребности являются основой мотивации.

Существуют различные классификации потребностей человека, которые чаще всего строятся на основе таких критериев, как зависимость организма (или личности) от каких-то объектов, а также по нуждам, которые он испытывает.

В отечественной психологии чаще всего потребности делят на биологические (потребность в пище, одежде, жилище), духовные (потребность в познании окружающей среды и себя, потребность в творчестве и т.п.) и социальные (потребность в общении, труде, в признании другими людьми). Биологические потребности делятся на метаболические (в тепле, в сытости, в давлении и т.п.) и психические (в свете, в запахах, в новизне и т.п.). Они носят бессознательно-рефлекторный характер, но сознаются людьми и регулируются ими в целях сохранения здоровья. Социальные и духовные потребности носят сознательный характер, представляют собой формы активного отношения людей к общественному бытию.

Мотив (от лат. movere – приводить в движение, толкать) – побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей субъекта; совокупность внешних или внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность.

Деятельность человека направляется не одним мотивом, а их совокупностью, т.е. полимотивирована. При этом можно выделить внутренние мотивы и внешние мотивы. В основе внутренних мотивов лежат потребности человека, его эмоции, интересы. К внешним мотивам относятся цели, исходящие из ситуации (факторы среды). Совокупность внутренних и внешних мотивов определенным образом организуется и составляет мотивационную сферу личности.

Направленность выступает как системо-образующее качество личности, определяющее ее психологический склад. Именно в направленности выражаются цели, ради которых действует личность, ее мотивы и субъективные отношения к различным сторонам действительности. Проблема направленности – это прежде всего вопрос о динамических тенденциях, которые в качестве мотивов определяют деятельность, сами, в свою очередь, определяясь ее целями и задачами.

Структуру направленности личности могут составлять такие мотивационные образования, как интересы, убеждения, психологическая установка, склонности, влечения, ценности и др.

29. Психологическая структура человека в работах Б.Г.Ананьева.

Ананьев, анализируя особенности современного научного знания о человеке, отметил, что проблема человека становится общей проблемой всей науки в целом. В комплексе наук о человеке психологии отводится большое место. На ее долю приходится исследование человека как индивида, личности и ее жизненного пути, человека как субъекта и индивидуальности.

Индивид – это существо материальное, природное, телесное в его целостности и неделимости. Ананьев выделял первичные и вторичные свойства индивида. К первичным он относил свойства, присущие всем людям, такие как возрастные особенности (соответствие определенному возрасту) и половой диморфизм (принадлежность к определенному полу), а также индивидуально-типические характеристики, в том числе конституциональные особенности  (особенности сложения тела), нейродинамические свойства мозга, особенности функциональной геометрии больших полушарий. Совокупность первичных свойств индивида определяет его вторичные свойства: динамику психофизиологических функций и структуру органических потребностей. В свою очередь, интеграция всех этих свойств обусловливает особенности темперамента и задатки человека.

Социальное представлено в человеке посредством личности и субъекта деятельности. Каждый человек как личность проходит свой жизненный путь, в рамках которого происходит социализация индивида и формируется его социальная зрелость. Для психологического исследования личности центральным является понимание ее как субъекта труда, познания и общения. Основу динамической структуры личности составляет система социальных взаимозависимостей человека.

Структура личности строится по двум одновременно действующим принципам: 1) субординационному или иерархическому, при котором более сложные или более общие социальные свойства личности подчиняют себе более элементарные и частные социальные и психофизиологические свойства; 2) координационному, при котором взаимодействие осуществляется на паритетных началах, допускающих ряд степеней свободы для координируемых свойств, т. е. относительную автономию каждого из них.

По мнению Ананьева, в изучении человека как личности особо выделяется:

  •  статус личности, т.е. ее положение в обществе (экономическое, политическое, правовое и т.д.);
  •  общественные функции, осуществляемые личностью в зависимости от этого положения и исторической эпохи;
  •  мотивация ее поведения и деятельности в зависимости от целей и ценностей, образующих внутренний мир;
  •  мировоззрение и вся совокупность отношений личности к окружающему миру (природе, обществу, труду, другим людям, самому себе);
  •  характер и склонности.

Вся эта сложная система субъективных свойств и качеств человека, его социально-психологических феноменов определяет его деятельность и поведение.

Однако человек – это не только индивид и личность, но и носитель сознания, субъект деятельности, производящий материальный и духовные ценности. Человек как субъект предстает со стороны его внутренней, психической жизни, как носитель психических явлений. Структура человека как субъекта деятельности образуется из определенных свойств индивида и личности, которые соответствуют предмету и средствам деятельности:

  •  Основу предметной деятельности человека составляет труд и потому он выступает как субъект труда.
  •  Основу теоретической или познавательной деятельности составляют процессы познания и потому человек предстает как субъект познания.
  •  В основе коммуникативной деятельности лежит общение, что позволяет рассматривать человека в качестве субъекта общения.

Результатом осуществления различных видов деятельности человека как субъекта становится достижение им психической зрелости.

Индивидуальность – это неповторимое сочетание в человеке его черт из всех трех названных выше подструктур психики. Индивидуальность – человек как уникальная, самобытная Личность, реализующая себя в творческой Деятельности. Если Личность – есть вершинный уровень человека, то индивидуальность – это его глубинное измерение.

Понять индивидуальность можно, лишь объединив все факты и данные о человеке во всех аспектах его бытия. С этой точки зрения индивидуальность – это функциональная характеристика человека, проявляющая себя на всех уровнях его структурной организации – индивида, личности, субъекта деятельности.

Именно на уровне индивидуальности возможны наивысшие достижения человека, поскольку индивидуальность проявляется во взаимосвязи и единстве свойств человека как индивида, личности и субъекта деятельности.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

1955. Душі людської доброта 31.35 KB
  Виховувати любов до людей, ставлення до оточуючих з розумінням, співпереживанням. Виховувати доброту, чесність, порядність. Закріпити явлення учнів про моральні цінності людини, серед яких такі поняття, як сенс життя, щастя — головні на життєвому шляху молоді.
1956. Виховний захід: Знайди мене 27 KB
  Поглибити теоретичні і практичні знання з туризму, розвинути організаторські здібності, розвинути вміння працювати згуртовано.
1957. Виховний захід: Дружба 31.24 KB
  Розширити і поглибити поняття дружби і товаришування — цих важливих показників вихованості учнів, виховувати в учнів звичку уважно ставитися до товаришів, вміння бачити хиби у своїй поведінці й виправляти їх.
1958. Анализ воспитательной работы Лицея №33 города Иваново 31.11 KB
  Анализ воспитательной работы. Общественно-психологические особенности классного коллектива. Отношение к внутриполитическим проблемам и международным событиям. Отношение к молодежным общественным объединениям, партиям, религии. Отношение к изучаемым предметам, общественно-полезному труду, к физкультуре и спорту, к профессиональному самоопределению.
1959. Ми за чисту планету 32.79 KB
  Радіоактивне забруднення. Винищення лісів. Забруднення і евтрофікація води.
1960. Виховний захід: Крок до зірок 30.82 KB
  Зацікавити учнів математикою, поглиблювати і розширювати знання з предмета, розвивати пізнавальний інтерес, творчу активність, допитливість, логічне мислення, виховувати вміння вчитися, самостійно здобувати математичні знання.
1961. Байдужість не прощається 29.76 KB
  Формувати в учнів моральні святині та істини, такі як: доброта, милосердя, справедливість, прагнення допомогти ближньому у скрутну хвилину. пробуджувати інтерес до всього корисного, морального.
1962. Самые красивые места Земли 29.1 KB
  Рассказать ученикам о самых красивых местах Земли. Научить применять полученные знания в общении со сверстниками и в обществе. Воспитать толерантное отношение к культуре других стран.
1963. Анализ воспитательной работы классного руководителя 7 класса 33.7 KB
  Характеристика класса. Анализ учебной работы. Анализ эффективности целеполагания и планирования воспитательного процесса в классе в прошедшем году. Анализ динамики социальной ситуации развития учащихся. Работа с учителями, преподающими в классе.