24475

Потребности и мотивы. Направленность личности

Доклад

Психология и эзотерика

Возникновение потребности является механизмом запускающим активность человека на поиск и достижение цели которая может удовлетворить эту потребность. Существуют различные классификации потребностей человека которые чаще всего строятся на основе таких критериев как зависимость организма или личности от какихто объектов а также по нуждам которые он испытывает. Деятельность человека направляется не одним мотивом а их совокупностью т. В основе внутренних мотивов лежат потребности человека его эмоции интересы.

Русский

2013-08-09

54.5 KB

7 чел.

28. Потребности и мотивы. Направленность личности.

Потребности – форма проявления интенциональной природы психики, в соответствии с которой живой организм побуждается к осуществлению качественно определенных форм деятельности, необходимых для сохранения и развития индивида и рода. Возникновение потребности является механизмом, запускающим активность человека на поиск и достижение цели, которая может удовлетворить эту потребность. Таким образом, потребность является необходимым звеном в процессе самосохранения и развития организма и личности. Потребности являются основой мотивации.

Существуют различные классификации потребностей человека, которые чаще всего строятся на основе таких критериев, как зависимость организма (или личности) от каких-то объектов, а также по нуждам, которые он испытывает.

В отечественной психологии чаще всего потребности делят на биологические (потребность в пище, одежде, жилище), духовные (потребность в познании окружающей среды и себя, потребность в творчестве и т.п.) и социальные (потребность в общении, труде, в признании другими людьми). Биологические потребности делятся на метаболические (в тепле, в сытости, в давлении и т.п.) и психические (в свете, в запахах, в новизне и т.п.). Они носят бессознательно-рефлекторный характер, но сознаются людьми и регулируются ими в целях сохранения здоровья. Социальные и духовные потребности носят сознательный характер, представляют собой формы активного отношения людей к общественному бытию.

Мотив (от лат. movere – приводить в движение, толкать) – побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей субъекта; совокупность внешних или внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность.

Деятельность человека направляется не одним мотивом, а их совокупностью, т.е. полимотивирована. При этом можно выделить внутренние мотивы и внешние мотивы. В основе внутренних мотивов лежат потребности человека, его эмоции, интересы. К внешним мотивам относятся цели, исходящие из ситуации (факторы среды). Совокупность внутренних и внешних мотивов определенным образом организуется и составляет мотивационную сферу личности.

Направленность выступает как системо-образующее качество личности, определяющее ее психологический склад. Именно в направленности выражаются цели, ради которых действует личность, ее мотивы и субъективные отношения к различным сторонам действительности. Проблема направленности – это прежде всего вопрос о динамических тенденциях, которые в качестве мотивов определяют деятельность, сами, в свою очередь, определяясь ее целями и задачами.

Структуру направленности личности могут составлять такие мотивационные образования, как интересы, убеждения, психологическая установка, склонности, влечения, ценности и др.

29. Психологическая структура человека в работах Б.Г.Ананьева.

Ананьев, анализируя особенности современного научного знания о человеке, отметил, что проблема человека становится общей проблемой всей науки в целом. В комплексе наук о человеке психологии отводится большое место. На ее долю приходится исследование человека как индивида, личности и ее жизненного пути, человека как субъекта и индивидуальности.

Индивид – это существо материальное, природное, телесное в его целостности и неделимости. Ананьев выделял первичные и вторичные свойства индивида. К первичным он относил свойства, присущие всем людям, такие как возрастные особенности (соответствие определенному возрасту) и половой диморфизм (принадлежность к определенному полу), а также индивидуально-типические характеристики, в том числе конституциональные особенности  (особенности сложения тела), нейродинамические свойства мозга, особенности функциональной геометрии больших полушарий. Совокупность первичных свойств индивида определяет его вторичные свойства: динамику психофизиологических функций и структуру органических потребностей. В свою очередь, интеграция всех этих свойств обусловливает особенности темперамента и задатки человека.

Социальное представлено в человеке посредством личности и субъекта деятельности. Каждый человек как личность проходит свой жизненный путь, в рамках которого происходит социализация индивида и формируется его социальная зрелость. Для психологического исследования личности центральным является понимание ее как субъекта труда, познания и общения. Основу динамической структуры личности составляет система социальных взаимозависимостей человека.

Структура личности строится по двум одновременно действующим принципам: 1) субординационному или иерархическому, при котором более сложные или более общие социальные свойства личности подчиняют себе более элементарные и частные социальные и психофизиологические свойства; 2) координационному, при котором взаимодействие осуществляется на паритетных началах, допускающих ряд степеней свободы для координируемых свойств, т. е. относительную автономию каждого из них.

По мнению Ананьева, в изучении человека как личности особо выделяется:

  •  статус личности, т.е. ее положение в обществе (экономическое, политическое, правовое и т.д.);
  •  общественные функции, осуществляемые личностью в зависимости от этого положения и исторической эпохи;
  •  мотивация ее поведения и деятельности в зависимости от целей и ценностей, образующих внутренний мир;
  •  мировоззрение и вся совокупность отношений личности к окружающему миру (природе, обществу, труду, другим людям, самому себе);
  •  характер и склонности.

Вся эта сложная система субъективных свойств и качеств человека, его социально-психологических феноменов определяет его деятельность и поведение.

Однако человек – это не только индивид и личность, но и носитель сознания, субъект деятельности, производящий материальный и духовные ценности. Человек как субъект предстает со стороны его внутренней, психической жизни, как носитель психических явлений. Структура человека как субъекта деятельности образуется из определенных свойств индивида и личности, которые соответствуют предмету и средствам деятельности:

  •  Основу предметной деятельности человека составляет труд и потому он выступает как субъект труда.
  •  Основу теоретической или познавательной деятельности составляют процессы познания и потому человек предстает как субъект познания.
  •  В основе коммуникативной деятельности лежит общение, что позволяет рассматривать человека в качестве субъекта общения.

Результатом осуществления различных видов деятельности человека как субъекта становится достижение им психической зрелости.

Индивидуальность – это неповторимое сочетание в человеке его черт из всех трех названных выше подструктур психики. Индивидуальность – человек как уникальная, самобытная Личность, реализующая себя в творческой Деятельности. Если Личность – есть вершинный уровень человека, то индивидуальность – это его глубинное измерение.

Понять индивидуальность можно, лишь объединив все факты и данные о человеке во всех аспектах его бытия. С этой точки зрения индивидуальность – это функциональная характеристика человека, проявляющая себя на всех уровнях его структурной организации – индивида, личности, субъекта деятельности.

Именно на уровне индивидуальности возможны наивысшие достижения человека, поскольку индивидуальность проявляется во взаимосвязи и единстве свойств человека как индивида, личности и субъекта деятельности.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

7164. Изучение магнитного поля кругового тока 96.5 KB
  Изучение магнитного поля кругового тока 1. ЦЕЛЬ РАБОТЫ Целью данной работы является изучение магнитного поля на оси витка с током и экспериментальная проверка закона Био–Савара–Лапласа. 2. ОПИСАНИЕ УСТАНОВКИ И МЕТОДИКИ ЭКСПЕРИМЕНТА Экспери...
7165. Определение момента инерции твердых тел при поступательном и вращательном движении 260 KB
  Определение момента инерции твердых тел 1. Цель работы Целью настоящей работы является изучение основных законов динамики поступательного и вращательного движений твердых тел, экспериментальное определение момента инерции блока и сравнение его с рас...
7166. Создание графического редактора в среде Visual Basic 270.5 KB
  Введение Цель курсовой работы является создание графического редактора в среде VisualBasic. Задачами курсовой работы является изучение среды программирования VisualBasic, создание в ней работающих программных продуктов. Курсовая работа с...
7167. Фінансовий ринок. Класифікація структурних складових фінансового ринку 179.5 KB
  Фінансовий ринок Фінансовий ринок як механізм міжгалузевого перебігу капіталу, та перерозподілу коштів. Функції фінансового ринку. Класифікація структурних складових фінансового ринку. Фондовий ринок. Фінансові інститут...
7168. Інфляція та грошові реформи 1.08 MB
  Інфляція та грошові реформи Суть інфляції. Теоретичні концепції інфляції. Основні форми інфляції. Основні показники вимірювання інфляції. Методи регулювання інфляції. Грошові реформи: поняття та цілі. Класиф...
7169. Економічні потреби і виробничі можливості суспільства. Економічні інтереси 125.5 KB
  Економічні потребиі виробничі можливостісуспільства. Економічні інтереси План 1. Виробничі можливості суспільства і продукт виробництва 2. Виробничий потенціал і межа виробничих можливостей 3. Економічні потреби суспільства. Закон зроста...
7170. Економічна система суспільства 79 KB
  Економічна система суспільства План 1. Сутність і основні структурні елементи економічної системи 2. Продуктивні сили як матеріальна основа економічної системи 3. Економічні відносини як соціальна форма і спосіб організації економічної системи. Екон...
7171. В чем заключаются сущность и принципиальные различия между либеральной, консервативной и социалистической идеологиями 61.08 KB
  В чем заключаются сущность и принципиальные различия между либеральной, консервативной и социалистической идеологиями? Либерализм (либеральная идеология) - учение и общественно-политическое течение, содержащее установку на обеспечение свободы л...
7172. Охорона праці. Методичні вказівки до дипломної роботи 73.49 KB
  Питання наукової організації праці, культури виробництва, ефективності та якості праці нерозривно пов'язані з умовами й охороною праці. Хоч насиченість сучасного виробництва найновітнішою технікою служить...