24476

Стратегия и этапы индивидуальной психологической помощи клиентам с проблемами нарко/алко-зависимости

Доклад

Психология и эзотерика

Важнейшими мотивами воздержания являются: стремление быть социально полезным способствовать изменениям в обществе самореализация поиск единомышленников из чувства долга за полученную в прошлом помощь интересно провести досуг решить собственные проблемы. Предлагается поэтапное продвижение к открытому рассмотрению проблемы а затем к намерению изменить ситуацию. Потенциальные ресурсы преодоления проблемы. В качестве потенциальных ресурсов преодоления проблемы важно оценить следующие области: 1.

Русский

2014-10-12

55.5 KB

9 чел.

1. Стратегия и этапы индивидуальной психологической помощи клиентам с проблемами нарко/алко-зависимости

Факторы риска:

1. Нравственная незрелость личности: отрицательное отношение к обучению, отсутствие социально одобряемой активности и социально значимых установок; узкий круг и неустойчивость интересов, отсутствие увлечений и духовных запросов; отсутствие установки на трудовую деятельность; утрата перспективы жизни.

2. Нарушенная социальная микросреда: неполная семья; сильная занятость родителей; отсутствие братьев и сестер; неправильное воспитание; раннее (12-13лет) начало самостоятельной жизни; легкий и неконтролируемый доступ к деньгам и непонимание того, как они достаются; низкий образовательный уровень родителей…

3. Индивидуально-биологические особенности личности: наследственная отягощенность в отношении психологических заболеваний и алкоголизма, тяжкие соматические заболевания и нейроинфекции в раннем детстве; органические поражения ГМ, умственное недоразвитие и психологический инфантилизм.

4. Индивидуально-психологические особенности и нервно-психические аномалии личности: низкая устойчивость к эмоциональным нагрузкам, повышенная тревожность.

Анозогнозия – неспособность больного алкоголизмом критически оценивать свое болезненное состояние, в том числе свою неспособность воздержаться от спиртного или вовремя прекратить пить. Рядом авторов анозогнозия рассматривается как система психологической защиты, причем считается, что защитная функция анозогнозии связана, с одной стороны, с биологической зависимостью от алкоголя, а с другой – с необходимостью социально-психологической адаптации и вытекающей отсюда попытки избежать «клейма» больного алкоголизмом. Также распространен термин «алкогольное отрицание». Содержания этого понятия – некритическая оценка своего состояния, заключающаяся в отрицании как заболевания в целом, так и его отдельных симптомов.

Мотивация воздержания. Важнейшими мотивами воздержания являются: стремление быть социально полезным, способствовать изменениям в обществе, самореализация, поиск единомышленников, из чувства долга за полученную в прошлом помощь, интересно провести досуг, решить собственные проблемы. Мотивационное интервью может использоваться как метод терапии по усилению мотивации. Задача: снижение уровня потребления алкоголя или отказ от него, корректировка нереалистичных ожиданий от лечения, укрепление самоэффективности клиента. Предлагается поэтапное продвижение к открытому рассмотрению проблемы, а затем к намерению изменить ситуацию. Дискуссия помогает обнаружить и признать противоречия между поведением, проблемами, тревогами и личными целями и ценностями. Специалист демонстрирует уверенность в способности пациента принимать собственные решения и выражает оптимизм по поводу возможного изменения. При этом объясняет, что ошибки и отступления на этом пути естественны и их можно ожидать. Пациенту предлагается рассматривать их как полезные опыт и извлекать уроки. 

Установка на ремиссию и здоровый образ жизни. Создание устойчивой установки на ремиссию понимается как цель консультирования и лечения наркозависимых клиентов. Выработка установки на отказ от употребления – это длительный процесс, который проводят на протяжении всех этапов лечения.

Потенциальные ресурсы преодоления проблемы. В качестве потенциальных ресурсов преодоления проблемы важно оценить следующие области:

1. Жизненные навыки наркозависимого, способность решать свои проблемы, принимать на себя ответственность, его представление о жизненных ценностях.

2. Наличие здоровых альтернатив – виды деятельности, занятий, увлечений, не связанных с наркотиками или алкоголем.

3. Информированность относительно ближайших и долговременных последствий употребления алкоголя и наркотиков.

При построении психологического консультирования наркозависимых клиентов на всех этапах реабилитационного процесса необходимо решение трех основных задач:

  •  первая задача состоит в преодолении отрицания зависимости от наркотиков, в преодолении «психологической защиты» клиента, направленной на оправдание своего образа жизни и своей зависимости.
  •  вторая задача – мотивационное консультирование – непосредственно связана с первой. Большинство клиентов, признав у себя зависимость, отказываются от лечения, заявляя, что сами перестанут употреблять. Однако, на практике самостоятельно осуществить это им не удается.
  •  третья задача – убеждение клиента в том, что единственная возможность излечения – это полный отказ от употребления каких-либо наркотиков навсегда. При этом клиента ориентируют на создание новых социальных отношений с новыми группами людей, не употребляющих наркотики, на перестройку в этом направлении своего поведения.

Работа с семьей и ближайшим окружением клиента. Консультирование наркозависимых, особенно подростков, как правило, должно дополняться консультированием семьи наркозависимого. Семейное консультирование – это система психологических воздействий на семью, как на живую открытую систему с целью оптимизации ее функционирования. Необходимость такого рода работы с семьей наркозависимого обусловлена следующими причинами: 1. сам симптом рассматривается как показатель наличия проблемы у всей семьи; 2. наркозависимый выполняет определенную функцию внутри семьи; 3. борьбе наркозависимого с наркотической зависимостью часто мешает реакция членов семьи.

При работе с семьей, прежде всего устанавливается «Семейный диагноз». Изучается внутрисемейная ситуация, характер взаимоотношений между членами семьи и психологическое состояние родителей (+ неустойчивый стиль воспитания, эмоциональное отвержение, гипоопека, жестокое обращение). Затем все усилия направляются на психокоррекционную работу, ликвидацию острых межличностных и внутриличностных конфликтов.

PAGE  2


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54750. Задачи на движение 98 KB
  Оборудование – интерактивная доска (или мультимедиа проектор), компьютер, конверты с заданиями, чистые карточки для записи слов, фломастеры, цветовые жетоны для распределения по группам.
54751. ОТСУТСТВИЕ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК – ЗАЛОГ ЗДОРОВЬЯ 48 KB
  Цель: формирование у учащихся представления о вредных привычках и их влиянии на организм человека. выяснить как дети относятся к различным вредным привычкам; сформировать негативное отношение к вредным привычкам.
54752. Кровь – это жизнь 276 KB
  Учитель: Как по другому мы называем постоянство внутренней среды Дети: Гомеостаз Учитель: Какие параметры гомеостаза или мы их еще называли биологические константы вы знаете Дети: температура тела артериальное давление состав крови пульс и т. Как нельзя себе представить государство без транспортных линий связи так нельзя понять существование человека без движения крови по сосудам когда во все органы и ткани разносятся кислород вода белки и другие...
54753. Глобальные проблемы атмосферы 70 KB
  Чем больше производится вредных выбросов в атмосферу тем больше ее кислотность и больше кислот содержится в обыкновенном дожде. Вопросы к теме Кислотные дожди примерный вариант: Какие из газообразных оксидов формируют естественную кислотность осадков В чем проявляет себя синдром кислотных частиц Какие из газообразных оксидов преимущественно влияют на подкисление атмосферных осадков сверх нормы Какие из производств являются поставщиками в атмосферу кислотообразующих веществ Оказывают ли подкисляющее действие на атмосферную...
54754. Опера М.И. Глинки «Иван Сусанин» 163.5 KB
  Задачи урока: Способствовать осознанию детьми мотивов поведения героев и определению личностного отношения к событиям и персонажам. Развивать умение чувствовать настроение героя музыкального произведения. Воспитывать чувство гордости за русский народ, патриотизм. Способствовать накоплению навыков работы с литературой.
54755. Модель «совокупный доход – совокупные издержки» 59.84 KB
  Однако сами издержки бывают внешними (явными) и внутренними (неявными). К внешним издержкам относятся платежи внешним (по отношению к данной фирме) поставщикам.
54756. Природа в опасности! Охрана природы 1.36 MB
  Развитие у детей умения осуществлять самоконтроль. Развитие восприятия: Развитие целостности предметности осмысленности восприятия. Развитие речи: Развитие диалогической и монологической речи развитие содержательности понятности и выразительности речи. Развитие памяти: Развитие образной эмоциональной словесно-логической памяти.
54757. Проценты 58 KB
  Цели урока: Формирование у учащихся понятия Процент; умений перевода процентов в дробь и обратно; умений нахождения процента от числа разными способами; Развитие кругозора и математической культуры у учащихся; Воспитание активности аккуратности точности. Тип урока: комбинированный Время проведения: 40 минут Оснащение: опорный конспект заранее приготовленные записи на доске прилагается презентация по теме Ход урока: Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Организационный момент...
54758. Попит, пропозиція, ціна 94 KB
  Яка залежність між величиною попиту й ціною: пряма чи обернена 3.Чи завжди зі зменшенням ціни збільшується величина попиту 5. Дайте характеристику еластичності попиту за доходом для нижчих і нормальних товарів. Що означають поняття зміна обсягу попиту і зміни що відбулися у попиті 6.