24477

Психология в системе наук о человеке. Предмет и структура психологической науки. Прикладная психология и её задачи

Доклад

Психология и эзотерика

Психология в системе наук о человеке. Прикладная психология и её задачи. В наиболее общем виде психология может быть определена как наука направленная на изучение закономерностей развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Современная психология находится в системе наук занимая промежуточное положение между философскими науками с одной стороны естественными с другой социальными с третьей.

Русский

2013-08-09

43 KB

59 чел.

1. Психология в системе наук о человеке. Предмет и структура психологической науки. Прикладная психология и её задачи.

В наиболее общем виде психология может быть определена как наука, направленная на изучение закономерностей развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности.

Современная психология находится в системе наук, занимая промежуточное положение между философскими науками, с одной стороны, естественными – с другой, социальными – с третьей. Объясняется это тем, что в центре ее внимания всегда остается человек, изучением которого занимаются и названные выше науки, но в других аспектах. Согласно классификации наук А. Кедрова психология занимает центральное место не только как продукт всех других наук, но и как возможный источник объяснения их формирования и развития.

Психология интегрирует все данные этих наук и в свою очередь влияет на них, становясь общей моделью человекознания.

В психологии сложились различные представления об ее предмете.

Душа как предмет психологии признавалась всеми исследователями до начала XVIII века, до того, как сложились основные представления, а затем и первая система психологии современного типа. Душа считалась причиной всех процессов в теле, включая и собственно "душевные движения". Представления о душе были и идеалистическими и материалистическими.

Явления сознания как предмет психологии. В XVIII веке место души заняли явления сознания. Это мысли, желания, чувства, воспоминания, известные каждому по личному опыту.

Непосредственный опыт как предмет психологии. В.Вундт предметом психологии ссчитал непосредственный опыт субъекта, постигаемый путем самонаблюдения, интроспекции. Он полагал, что опыт физиологический, то есть объективный, позволяет расчленить опыт непосредственный, то есть субъективный, и тем самым реконструировать в научных понятиях архитектонику сознания индивида. Идеи Вундта заложили фундамент структурной школы в психологии.

Поведение как предмет психологии. Начало XX века ознаменовано появлением и развитием бихевиоризма. Предмет бихевиоризма, или "поведенческой психологии", – поведение. Американский психолог Дж. Уотсон на основании исследований И.П. Павлова сделал вывод, что сознание не играет никакой роли в научении. Ему нет места в психологии. Новые формы поведения следует рассматривать как условные рефлексы. В основе их лежит несколько врожденных, или безусловных, рефлексов. Уотсон и его сотрудники предложили теорию научения посредством проб и ошибок. В дальнейшем стало очевидно, что в промежутке между действием стимула и поведенческими реакциями происходит какая-то активная переработка поступающей информации, что это процессы, без учета которых не удается объяснить реакцию животного или человека на наличные стимулы. Так возникает необихевиоризм с его важнейшим понятием "привходящих, или промежуточных, переменных".

Бессознательное как предмет психологии. Согласно учению З. Фрейда, действия человека управляются глубинными побуждениями, ускользающими от ясного сознания. Эти глубинные побуждения и должны быть предметом психологической науки. Фрейд создал метод психоанализа, с помощью которого можно исследовать глубинные побуждения человека и управлять ими. Основой психоаналитического метода является анализ свободных ассоциаций, сновидений, описок, оговорок и т.д. Корни поведения человека – в его детстве. Основополагающая роль в процессе формирования, развития человека отводится сексуальным инстинктам и влечениям.

Процессы переработки информации и результаты этих процессов как предмет психологии. Теории когнитивного направления акцентируют внимание на том, что знания человека не сводятся к простой сумме информации, получаемой мозгом из внешней среды или имеющейся в нем с момента рождения. Когнитивная психология пытается выяснить способы совершенствования мыслительных процессов и других процессов переработки информации.

Личный опыт человека как предмет психологии. Гуманистическая психология отходит от научной психологии, отводя главную роль личному опыту человека. Человек, по мнению гуманистических психологов, способен к самооценке и может самостоятельно находить путь к развитию своей личности (самоактуализации).

В нашей стране распространен деятельностный подход, согласно которому предметом психологии являются факты психической жизни, механизмы и закономерности психики человека и формирования психологических особенностей его личности как сознательного субъекта деятельности и активного деятеля социально-исторического развития общества. Современная отечественная психология рассматривает психику как свойство особой формы организованной материи, как субъективный образ объективного мира, как идеальное отражение реальной действительности в мозгу. Физиологические процессы, проходящие в мозгу человека, являются основой психической деятельности, но они не могут быть отождествлены с нею.

На современном этапе наблюдается бурное развитие психологической науки, обусловленное многообразием теоретических и практических задач, встающих перед нею. В течение последних десятилетий значительно расширился фронт психологических исследований, появились новые научные направления и дисциплины. Изменился понятийный аппарат психологической науки, непрерывно появляются новые гипотезы и концепции, психология обогащается новыми эмпирическими данными.

Структура психологии. Современная психология представляет собой разветвленную систему научных дисциплин, находящихся на разных ступенях формирования, связанных с различными областями практики.

Фундаментальная часть психологии представлена общей психологией – дисциплиной, в задачи которой входит разработка проблем методологии и истории психологии, теории и методов исследования наиболее общих законов возникновения, развития и бытия психических явлений.

К частным отраслям психологии относятся психофизиология, психология труда, сравнительная, возрастная, социальная, педагогическая, медицинская, спортивная психология и др. Каждая из этих отраслей вырабатывает свои относительно автономные теоретические представления и включает ряд более частных дисциплин, которые соотносятся с отдельными аспектами проблематики.

Прикладная психология – разделы и отрасли психологии, ориентированные на решение разнообразных практических проблем. К таким разделам относятся педагогическая, экономическая, инженерная психология, психология труда, спорта, управления, авиационная и космическая, военная, медицинская психология, психология творчества, юридическая, психология семьи и быта и др.

  •  Психология труда изучает психологические особенности трудовой деятельности человека, психологические аспекты научной организации труда. Психология труда включает в себя следующие разделы: инженерная психология, авиационная психология, психология управления, космическая психология и др.
  •  Педагогическая психология имеет своим предметом изучение психологических закономерностей обучения и воспитания человека. К разделам педагогической психологии относятся: психология обучения, психология воспитания, психология педагога, психология учебно-воспитательной работы с аномальными детьми и др.
  •  Медицинская психология изучает психологические аспекты деятельности врача и поведения больного. Она подразделяется на нейропсихологию, психофармакологию, психотерапию, психопрофилактику, психогигиену.
  •  Юридическая психология рассматривает психологические вопросы, связанные с реализацией системы права. Она подразделяется на судебную психологию, криминальную психологию, исправительно-трудовую психологию.
  •  Военная психология исследует поведение человека в условиях боевых действий, психологические стороны взаимоотношений начальников и подчиненных, психологические проблемы управления боевой техникой.
  •  Психология спорта рассматривает психологические особенности личности и деятельности спортсменов, условия и средства их психологической подготовки, психологические факторы, связанные с организацией и проведением соревнований и т.д.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

31390. ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА: выбор темы, подбор материалов, выполнение и защита 272.5 KB
  В пособии отражены основные вопросы организации и выполнения выпускных квалификационных работ обучающимися в Воронежском институте МВД России слушателями и студентами по специальностям «Юриспруденция» и «Правоохранительная деятельность».
31391. Проект механического цеха по изготовлению деталей ГТД типа «Крышка» 1.21 MB
  В первом разделе проведен анализ детали описан технологический процесс ее изготовления проведен размерный анализ рассчитаны нормы времени и режимы резания.4 Расчет расценки на детали входящие в УМК. В технологической части выпускной квалификационной работы выполнен детальный анализ и разработан технологический процесс механической обработки детали Крышка. В конструкторской части разработаны два специальных автоматизированных станочных приспособления для установки и закрепления детали при механической обработке.
31392. Разработка проекта информационной системы управления предприятием (по материалам ООО «Торг-Сервис», г. Краснодар) 616 KB
  Объектом исследования настоящей курсовой работы являются бизнес-процессы торговой организации ООО «Торг-Сервис». Целью работы является проектирование автоматизированной информационной системы управления предприятием. Методы исследования - аналитический, экспертный. Анализ и сравнение востребованных данных с течением времени. Методы аналогий и сравнений.
31393. СОЗДАНИЕ СТУДЕНЧЕСКОГО БЛОГА 2.79 MB
  Правила ведения блога. Структура блога ОПИСАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ. В данной дипломной работе главное внимание уделяется решению вопроса создание блога в ССЭТ €œРодник€ формирования отчетной информации о денежных потоках ее анализа и использования в системе управления данным предприятием.
31394. Производственная преддипломная практика. Учебно-методический комплекс 123.5 KB
  Цели и задачи производственной преддипломной практики 3 База производственной преддипломной практики и рабочие места студентов 4 Содержание производственной преддипломной практики и методики указания к ее проведению 5 Индивидуальное задание по специальности 080115 Таможенное дело 6 Оформление результатов производственной преддипломной практики 7 Подтверждение итогов производственной преддипломной практики 1. Во время практики студентами должны быть закреплены и конкретизированы результаты теоретического обучения...
31395. Нивелирование 69 KB
  Нивелирование — вид геодезических работ, в результате которых определяют разности высот (превышения) точек земной поверхности, а также высоты этих точек над принятой отсчетной поверхностью.
31396. Учет ведения полюсов 61.69 KB
  Дано: Окончательный расчет рисков страхования. Требуется: Составить сводную таблицу выданных полюсов страхования. Периодичность и область применения: Сводная таблица выданных полюсов страхования на момент запроса составляется ежеквартально. Техноэкономическая эффективность: Автоматизированное составление вывести сводную таблицу выданных полюсов страхования момент запроса существенно повысит эффективность работы организации.
31397. Мониторинг страховых случаев без учета ущерба 62.79 KB
  Цель задачи: Осуществить мониторинг всех страховых случаев объектам страхования и расчет стоимости ущерба. Дано: Сводная таблица выданных полюсов страхования Заявление на страховой случай Справочник клиентов. Требуется: Определить расчет ущерба по объекту страхования Организационноэкономическая сущность: Данная задача состоит в том чтоб собрать всю информацию по страховым случаям в одну таблицу для дальнейшего анализа. Периодичность и область применения: Ведомость расчета ущерба по объекту страхования на момент запроса составляется...
31398. Алгоритм 25.04 KB
  Алгоритм, алгорифм (ағылшынша: algorіthm, algorіsmus Әл-Хорезмидің атынан шыққан) - бастапқы берілген мәліметтермен бір мәнде анықталатын нәтиже алу үшін қай амалды (жұмысты) қандай ретпен орындау қажеттігін белгілейтін есептерді