24477

Психология в системе наук о человеке. Предмет и структура психологической науки. Прикладная психология и её задачи

Доклад

Психология и эзотерика

Психология в системе наук о человеке. Прикладная психология и её задачи. В наиболее общем виде психология может быть определена как наука направленная на изучение закономерностей развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Современная психология находится в системе наук занимая промежуточное положение между философскими науками с одной стороны естественными – с другой социальными – с третьей.

Русский

2013-08-09

43 KB

53 чел.

1. Психология в системе наук о человеке. Предмет и структура психологической науки. Прикладная психология и её задачи.

В наиболее общем виде психология может быть определена как наука, направленная на изучение закономерностей развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности.

Современная психология находится в системе наук, занимая промежуточное положение между философскими науками, с одной стороны, естественными – с другой, социальными – с третьей. Объясняется это тем, что в центре ее внимания всегда остается человек, изучением которого занимаются и названные выше науки, но в других аспектах. Согласно классификации наук А. Кедрова психология занимает центральное место не только как продукт всех других наук, но и как возможный источник объяснения их формирования и развития.

Психология интегрирует все данные этих наук и в свою очередь влияет на них, становясь общей моделью человекознания.

В психологии сложились различные представления об ее предмете.

Душа как предмет психологии признавалась всеми исследователями до начала XVIII века, до того, как сложились основные представления, а затем и первая система психологии современного типа. Душа считалась причиной всех процессов в теле, включая и собственно "душевные движения". Представления о душе были и идеалистическими и материалистическими.

Явления сознания как предмет психологии. В XVIII веке место души заняли явления сознания. Это мысли, желания, чувства, воспоминания, известные каждому по личному опыту.

Непосредственный опыт как предмет психологии. В.Вундт предметом психологии ссчитал непосредственный опыт субъекта, постигаемый путем самонаблюдения, интроспекции. Он полагал, что опыт физиологический, то есть объективный, позволяет расчленить опыт непосредственный, то есть субъективный, и тем самым реконструировать в научных понятиях архитектонику сознания индивида. Идеи Вундта заложили фундамент структурной школы в психологии.

Поведение как предмет психологии. Начало XX века ознаменовано появлением и развитием бихевиоризма. Предмет бихевиоризма, или "поведенческой психологии", – поведение. Американский психолог Дж. Уотсон на основании исследований И.П. Павлова сделал вывод, что сознание не играет никакой роли в научении. Ему нет места в психологии. Новые формы поведения следует рассматривать как условные рефлексы. В основе их лежит несколько врожденных, или безусловных, рефлексов. Уотсон и его сотрудники предложили теорию научения посредством проб и ошибок. В дальнейшем стало очевидно, что в промежутке между действием стимула и поведенческими реакциями происходит какая-то активная переработка поступающей информации, что это процессы, без учета которых не удается объяснить реакцию животного или человека на наличные стимулы. Так возникает необихевиоризм с его важнейшим понятием "привходящих, или промежуточных, переменных".

Бессознательное как предмет психологии. Согласно учению З. Фрейда, действия человека управляются глубинными побуждениями, ускользающими от ясного сознания. Эти глубинные побуждения и должны быть предметом психологической науки. Фрейд создал метод психоанализа, с помощью которого можно исследовать глубинные побуждения человека и управлять ими. Основой психоаналитического метода является анализ свободных ассоциаций, сновидений, описок, оговорок и т.д. Корни поведения человека – в его детстве. Основополагающая роль в процессе формирования, развития человека отводится сексуальным инстинктам и влечениям.

Процессы переработки информации и результаты этих процессов как предмет психологии. Теории когнитивного направления акцентируют внимание на том, что знания человека не сводятся к простой сумме информации, получаемой мозгом из внешней среды или имеющейся в нем с момента рождения. Когнитивная психология пытается выяснить способы совершенствования мыслительных процессов и других процессов переработки информации.

Личный опыт человека как предмет психологии. Гуманистическая психология отходит от научной психологии, отводя главную роль личному опыту человека. Человек, по мнению гуманистических психологов, способен к самооценке и может самостоятельно находить путь к развитию своей личности (самоактуализации).

В нашей стране распространен деятельностный подход, согласно которому предметом психологии являются факты психической жизни, механизмы и закономерности психики человека и формирования психологических особенностей его личности как сознательного субъекта деятельности и активного деятеля социально-исторического развития общества. Современная отечественная психология рассматривает психику как свойство особой формы организованной материи, как субъективный образ объективного мира, как идеальное отражение реальной действительности в мозгу. Физиологические процессы, проходящие в мозгу человека, являются основой психической деятельности, но они не могут быть отождествлены с нею.

На современном этапе наблюдается бурное развитие психологической науки, обусловленное многообразием теоретических и практических задач, встающих перед нею. В течение последних десятилетий значительно расширился фронт психологических исследований, появились новые научные направления и дисциплины. Изменился понятийный аппарат психологической науки, непрерывно появляются новые гипотезы и концепции, психология обогащается новыми эмпирическими данными.

Структура психологии. Современная психология представляет собой разветвленную систему научных дисциплин, находящихся на разных ступенях формирования, связанных с различными областями практики.

Фундаментальная часть психологии представлена общей психологией – дисциплиной, в задачи которой входит разработка проблем методологии и истории психологии, теории и методов исследования наиболее общих законов возникновения, развития и бытия психических явлений.

К частным отраслям психологии относятся психофизиология, психология труда, сравнительная, возрастная, социальная, педагогическая, медицинская, спортивная психология и др. Каждая из этих отраслей вырабатывает свои относительно автономные теоретические представления и включает ряд более частных дисциплин, которые соотносятся с отдельными аспектами проблематики.

Прикладная психология – разделы и отрасли психологии, ориентированные на решение разнообразных практических проблем. К таким разделам относятся педагогическая, экономическая, инженерная психология, психология труда, спорта, управления, авиационная и космическая, военная, медицинская психология, психология творчества, юридическая, психология семьи и быта и др.

  •  Психология труда изучает психологические особенности трудовой деятельности человека, психологические аспекты научной организации труда. Психология труда включает в себя следующие разделы: инженерная психология, авиационная психология, психология управления, космическая психология и др.
  •  Педагогическая психология имеет своим предметом изучение психологических закономерностей обучения и воспитания человека. К разделам педагогической психологии относятся: психология обучения, психология воспитания, психология педагога, психология учебно-воспитательной работы с аномальными детьми и др.
  •  Медицинская психология изучает психологические аспекты деятельности врача и поведения больного. Она подразделяется на нейропсихологию, психофармакологию, психотерапию, психопрофилактику, психогигиену.
  •  Юридическая психология рассматривает психологические вопросы, связанные с реализацией системы права. Она подразделяется на судебную психологию, криминальную психологию, исправительно-трудовую психологию.
  •  Военная психология исследует поведение человека в условиях боевых действий, психологические стороны взаимоотношений начальников и подчиненных, психологические проблемы управления боевой техникой.
  •  Психология спорта рассматривает психологические особенности личности и деятельности спортсменов, условия и средства их психологической подготовки, психологические факторы, связанные с организацией и проведением соревнований и т.д.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

19820. Виключення загальні принципи виявлення та уникнення помилок та обробка виключних ситуацій 25 KB
  3.Виключення: загальні принципи виявлення та уникнення помилок та обробка виключних ситуацій. Виключення виникнення непередбачених помилкових умов наприклад розподіл на нуль неможливість виділення пам'яті при створенні нового об'єкта і т.д. Зазвичай ці умови завершу...
19821. Віртуальні методи. Абстрактні класи 17.72 KB
  Абстрактний клас в обєктноорієнтованому програмуванні базовий клас який не передбачає створення екземплярів. Абстрактні класи реалізують на практиці один з принципів ООП поліморфізм. Абстрактний клас може містити і не містити абстрактні методи і властивості...
19823. Ініціалізація та руйнування об’єкта (конструктори та деструктори) 25 KB
  Ініціалізація та руйнування об’єкта конструктори та деструктори. Як правило певну частину об'єкта перш ніж його можна буде використову вати необхідно ініціалізувати. Наприклад розглянемо клас myClass який було представлено вище у цьому підрозділі. Перш ніж об'єк
19824. Множинне успадкування (побудова класів, похідних від декількох багатьох базових) 18.97 KB
  Множинне спадкування концепція підтримувана частиною об'єктноорієнтованихмов програмування при якій класнащадок може мати більше одного суперкласубезпосереднього класубатька. Ця концепція є розширенням простого абоодиночного спадкування single inheritan...
19825. Обмеження доступу до компонентів об’єкта (використання специфікатора const) 27.5 KB
  Обмеження доступу до компонентів об’єкта використання специфікатора const Член класу може бути оголошений не тільки відкритим public або закритим private але і захищеним protected. Окрім цього базовий клас у цілому може ус падковуватися з використанням специфікатора до...
19826. Організація зовнішнього доступу до локальних компонентів класу (специфікатор friend) 23.5 KB
  Організація зовнішнього доступу до локальних компонентів класу специфікатор friend. Технологія об'єктноорієнтованого програмування дає змогу організувати до ступ до закритих членів класу функціями які не є його членами. Для цього дос татньо оголосити ці функції др...
19827. Параметризовані класи (templates) 25 KB
  1.Параметризовані класи templates. Параметризовані класи це класи що можуть оперувати узагальненими типами. Ці класи генеруються подібно узагальненим функціям в період компіляції. Призначення і особливість параметризованих класів схожа структура класу з різними тип...
19828. Повні імена компонентів класу. Вкладені класи. Статичні компоненти класу 22 KB
  Повні імена компонентів класу. Вкладені класи. Статичні компоненти класу. Об'єктноорієнтований під до розроблення програмних продуктів побудова ний на такому понятті як класи. Клас визначає новий тип даних який задає фор мат об'єкта. Клас містить як дані так і коди ...