24478

Классификация методов психологического исследования

Доклад

Психология и эзотерика

Классификация методов психологического исследования. Метод – путь познания опирающийся на некую совокупность ранее полученных знаний принципов. Существуют различные подходы к описанию и классификации методов психологического исследования. Наиболее общепризнанной классификацией методов психологического исследования в отечественной психологии является классификация Б.

Русский

2013-08-09

36.5 KB

124 чел.

2. Классификация методов психологического исследования.

Метод – путь познания, опирающийся на некую совокупность ранее полученных знаний (принципов).

Существуют различные подходы к описанию и классификации методов психологического исследования. К этому вопросу обращались С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, Б.Г. Ананьев, В.Н. Дружинин и др. Наиболее общепризнанной классификацией методов психологического исследования в отечественной психологии является классификация Б.Г.Ананьева.

Б.Г. Ананьев разделяет все методы на четыре группы: организационные; эмпирические; способы обработки данных; интерпретационные.

Первая группа – организационные методы включает:

  •  сравнительный метод (сопоставление различных групп по возрастам, деятельности и т.п.);
  •  лонгитюдный метод (многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного времени);
  •  комплексный метод (в исследовании участвуют представители различных наук, при этом, как правило, один объект изучают разными средствами. Исследования такого рода позволяют устанавливать связи и зависимости между явлениями разного типа, например между физиологическим, психологическим и социальным развитием личности).

Вторую группу методов составляют эмпирические способы добывания научных данных, образования фактов:

  •  наблюдение и самонаблюдение (обсервационные методы),
  •  эксперимент (лабораторный, полевой, естественный, формирующий или психолого-педагогический эксперимент);
  •  психодиагностические методы (тесты стандартизированные и проективные, анкеты, социометрия, интервью и беседа);
  •  приемы анализа процессов и продуктов деятельности (хронометрия, циклография, профессиографическое описание), которые можно назвать праксометрическими методами;
  •  моделирование (математическое, кибернетическое и т.д.);
  •  биографические методы (анализ фактов, дат, событий жизненного пути человека, документации и т.д.).

Третья группа: методы математико-статистического анализа данных и качественного описания.

Четвертая группа: генетический (филогенетический и онто-генетический) и структурные методы (классификация, типологизация и др.).

Описание эмпирических методов:

Эксперимент (от лат. еxperimentum – проба, опыт) – один из основных методов научного познания вообще, психологического исследования в частности. Отличительными признаками эксперимента являются: 1) активное вмешательство в ситуацию со стороны исследователя, 2) осуществление планомерного манипулирования одной или несколькими переменными (факторами), 3) регистрация соответствующих изменений в поведении изучаемого объекта. Основное преимущество эксперимента заключается в том, что правильно поставленный эксперимент позволяет проверять гипотезы о причинно-следственных отношениях, не ограничиваясь констатацией связи между переменными.

Наблюдение – целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. Различают следующие виды наблюдения: срез (кратковременное наблюдение), лонгитюдинальное (длинное, иногда в течение ряда лет), выборочное и сплошное и особый вид – включенное наблюдение (когда наблюдатель становится членом исследуемой группы). Основное преимущество метода объективного наблюдения заключается в том, что оно позволяет изучать психические процессы в естественных условиях.

Психологическое тестирование – стандартизованное, часто ограниченное во времени испытание, предназначенное для установления количественных (и качественных) индивидуально психологических различий. Под тестом понимается специфический инструмент для оценивания психологических качеств личности. Он состоит из совокупности заданий или вопросов, предлагаемых в стандартных условиях и предназначенных для выявления частичных типов поведения.

Анкета – методическое средство для получения первичной социологической или социально-психологической информации на основе вербальной коммуникации. Анкета представляет собой набор вопросов, каждый из которых логически связан с центральной задачей исследования. Анкеты предназначены для самостоятельного заполнения испытуемым, без участия исследователя. Анкетирование трудно отнести к собственно психологическим исследовательским методам. Информация, получаемая с помощью анкеты, является декларативной и не может считаться надежной и достоверной даже при полной искренности испытуемого.

Беседа – диалог между двумя людьми, в ходе которого один человек выявляет психологические особенности другого. Это метод получения информации на основе вербальной коммуникации. Метод беседы является вспомогательным средством для дополнительного освещения изучаемой проблемы.  Различают клиническую беседу, составную часть "клинического метода", и целенаправленный опрос "лицом к лицу" - интервью. Клиническая беседа – диалог с испытуемым, при котором  исследователь стремится получить максимально полную информацию о его индивидуально-личностных особенностях, жизненном пути, содержании его сознания и подсознания и т.д. Метод интервью получил широкое распространение в социальной психологии, психологии личности, психологии труда.

Метод анализа продуктов деятельности, или архивный метод, - это метод анализ дневниковых записей и заметок, архивных материалов, продуктов трудовой, учебной или творческой деятельности и т.д. Этим методом широко пользуются в исторической, детской и клинической психологии.

Биографический метод в психологии – способ исследования, диагностики, коррекции и проектирования жизненного пути личности. Этот метод основан на изучении личности в контексте истории и перспектив развития ее индивидуального бытия и взаимоотношений с другими людьми, направлен на реконструкцию жизненных программ и сценариев развития личности, организации ее жизни, окружающей среды.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

19942. Право на вознаграждение за создание и использование произведений 18.79 KB
  Тема: Право на вознаграждение за создание и использование произведений Вознаграждение выплачивается автору произведения как при его создании по договору заказа так и созданию произведения по трудовому договору. По договору заказа кроме вознаграждения за создани
19943. Произведения, созданные в связи с выполнением трудового договора. Возникновение авторских прав и их регистрация 19.4 KB
  Лекция №4 Тема: произведения созданные в связи с выполнением трудового договора. Возникновение авторских прав и их регистрация. Трудовой договор – это соглашение между работником предприятием и работодателем в соответствии с которым работник обязуется выполнить ра
19944. Изобретательство и патентные работы 19.6 KB
  Лекция №5 Тема: изобретательство и патентные работы. Гражданский хозяйственный кодекс подзаконный акт МИН об утверждении правил составление подачи заявки на изобретение и заявки на полезные модели. Изобретение полезная модель – это результат интеллектуальной де
19945. Охрана полезных моделей (ОПМ) 22.96 KB
  Лекция №6 Тема: охрана полезных моделей ОПМ. 1891 год – первый закон об охране полезных моделей в Германии. В качестве полезной модели может быть зарегистрирована любая форма конфигурация или расположение элементов созданного объекта инструмента прибора которые п
19946. Комплекс испытательных средств для исследования ползучести и состава газообразных продуктов деления 329.83 KB
  Рассмотреть комплекс испытательных средств для исследования ползучести и состава газообразных продуктов деления, взаимосвязи его систем с облучательными устройствами и испытуемыми образцами. Обратить внимание на унификацию узлов установок, их объединение в облучательное устройство в зависимости от поставленных задач. Представить схему измерений комплекса и его элементы, параметры при испытании топливных композиций. Познакомить слушателей с газовым стендом, спектрометрическим комплексом и электроосадителем.
19947. Технология производства образцов диоксида урана двух партий 141.84 KB
  Изучались образцы диоксида урана двух технологий. Один тип образцов (тип с) по традиционной для реакторов ВВЭР технологии. Другой (тип f) изготовлен во Франции по технологии DCI и исследовался в соответствии с межгосударственной программой. Такие образцы, обладая повышенной пластичностью, предназначены для твэлов реакторов, способных работать в режимах покрытия пиковых нагрузок в электросетях.
19948. Качественные представления о двухстадийном диффузионном переносе ГПД. Обзор физических моделей и их сопоставление 47.3 KB
  Обосновать необходимость разработки двухстадийной диффузионной модели миграции ГПД для объяснения полученных экспериментальных результатов. Представить краткий обзор моделей двухстадийного переноса. Рассмотреть систему диффуравнений, условия однозначности и решение стационарной задачи.
19949. Частные случаи решения задачи и их сопоставление с экспериментальными результатами 41.7 KB
  Рассмотреть частные случаи решения задачи и сопоставить их с экспериментальными результатами. Обосновать дополнительные гипотезы о связях между параметрами переноса и необходимость их введения при решении задачи по восстановлению параметров по экспериментальным данным. Представить методику определения энергий активации и предэкпоненциальных членов коэффициентов диффузии.