24479

Эволюция психики в филогенезе. Стадии развития психики

Доклад

Психология и эзотерика

Эволюция психики в филогенезе. Стадии развития психики. Развитие психики в филогенезе это качественные изменения психики происходящие в рамках эволюционного развития живых существ обусловленные усложнением их взаимодействия с окружающей средой. Леонтьева объективным критерием психики является способность организма реагировать на биологически нейтральные абиотические свойства внешней среды.

Русский

2013-08-09

28.5 KB

14 чел.

3. Эволюция психики в филогенезе. Стадии развития психики.

Развитие психики в филогенезе – это качественные изменения психики, происходящие в рамках эволюционного развития живых существ, обусловленные усложнением их взаимодействия с окружающей средой. Данные изменения могут происходить на биологической или общественно–исторической основе. Сама психика как способность ощущения возникла из  раздражимости живых существ и развивалась в связи с образованием и развитием их нервной системы.

Согласно гипотезе А.Н. Леонтьева, объективным критерием психики является способность организма  реагировать на биологически нейтральные (абиотические) свойства внешней среды. Эта способность называется раздражимостью. Если живой организм приобретает способность как отражать биологически нейтральные свойства, так и устанавливать их связь с биологически существенными свойствами, то возможности его выживания оказываются несравненно более широкими. Формирование такой способности означает возникновение чувствительности – собственно психического отражения реальности.

В развитии психики отчетливо проявляются несколько стадий, каждая из которых обладает набором определенных характеристик. При переходе на более высокие стадии развития наблюдаются следующие изменения, повышающие адаптивность живого существа к окружающей среде:

  •  усложняются формы поведения (формы двигательной активности);
  •  совершенствуются способности к индивидуальному научению;
  •  усложняются формы психического отражения (одновременно как следствие и как фактор предыдущих изменений).

Каждая новая ступень психического развития начинается с усложнения деятельности, практически связывающей животное с окружающим его миром. Новая же форма психического отражения возникает вслед за этим усложнением деятельности и, в свою очередь, делает возможным ее дальнейшее развитие.

А.Н. Леонтьев выделяет три основных стадии психического развития животных в филогенезе:

1) Стадия сенсорной психики. Животные на самой низкой стадии развития психики способны отражать лишь отдельные свойства внешних воздействий в форме элементарных ощущений.

Самые простые животные, находящиеся на данной стадии, – это простейшие, деятельность которых носит весьма примитивный характер. Их активность сводится к элементарным инстинктивным движениям на основе наследственно фиксированных механизмов пространственной ориентации (таксисов). Переход на более высокий уровень элементарного сенсорного отражения, который характерен для многих многоклеточных беспозвоночных – высших червей, иглокожих и др., тесно связан с возникновением и развитием нервной системы. У многих беспозвоночных многоклеточных животных появляются также органы чувств.

2) Стадия перцептивной психики. Переход на стадию перцептивной психики означает изменение структуры деятельности – выделение в ней операций, определяемых условиями деятельности. И поэтому теперь субъект отражает в своем образе мира не отдельные абиотические свойства предмета, а сам целостный предмет, данный в определенных условиях.

На данной стадии находятся, прежде всего, позвоночные, начиная с рыб и заканчивая млекопитающими, в том числе приматами; к ней же принадлежат практически все членистоногие, в том числе насекомые, а также головоногие моллюски.

3) Стадия интеллекта. Характеризуется способностью животного (приматы) отражать межпредметные связи, отражать ситуацию в целом. В результате животное способно обходить препятствия, «изобретать» новые способы решения двухфазных задач, требующих предварительных подготовительных действий для своего решения. Например, чтобы достать плод, обезьяне приходится сначала достать одну (более длинную) палку с помощью другой (короткой) палки – первая фаза решения задачи, а уже с помощью длинной палки достать собственно плод – вторая фаза решения задачи.

Своеобразие психики человека явилось результатом процесса антропогенеза и культурной истории человечества и было непосредственно связано с переходом человека с биологического на социальный путь развития. Главная особенность психики человека – возникновение сознания. Согласно А.Н. Леонтьеву, с появлением сознания мир начинает отражаться как таковой, независимо от биологических целей. С его точки зрения, сознание возникло в результате действия двух факторов: 1) коллективного труда; 2) речи и языка.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

14239. Народная песня в творчестве русских композиторов-классиков 25 KB
  1 Народная песня в творчестве русских композиторовклассиков Первые сборники народных песен появились в 18 веке. Это были сборники Трутовского Льва и Прача для домашнего музицирования. Они были обработаны на западный манер. Народная песня была очень ра
14240. Календарные песни 33 KB
  Третья лекция. Тема: Календарные песни завершение темы Покос. Совпадал с Петровым днем. Первый покос разгар лета. Мужчины косили женщины сгребали сено и формировали стога. Покосные песни лирические; их содержание: женщины жалуются на свою судьбу а мужчины на
14241. Северный календарь 25.5 KB
  Лекция пятая. Тема: Северный календарь. Северный календарь сильно ослаблен по сравнению с Западным; это от того что на Севере практически нет земледелия. На Пинеге имеется особый жанр бородные песни. Колядки. Виноградье краснозелено мое этот припев характ
14242. Песенная традиция донских казаков 25 KB
  Лекция восьмая. Тема: Песенная традиция донских казаков. Для песенного фольклора донских казаков так же как и в южнорусской культуре очень характерны такие формы бытования как плясовой хоровод свадебная игра календарные празднества насыщенные плясовыми напе
14243. Песенная традиция кубанских, уральских, оренбургских, астраханских казаков; казаков «некрасовцев» 27 KB
  Лекция девятая. Тема: Песенная традиция кубанских уральских оренбургских астраханских казаков; казаков некрасовцев. В искусстве кубанских казаков заметно проступают некоторые общие местные черты что проявляется и в особенностях песенного репертуара наличие
14244. Южно-русская музыкальная традиция 30 KB
  Лекция десятая и одиннадцатая. Тема: южнорусская музыкальная традиция. Южнорусская народная музыкальная культура представляет собой самобытнейший пласт отечественной культуры это особая песенная традиция вобравшая в себя черты иных регионов но создавшая уни...
14245. Уральские и Сибирские песенные традиции 28.5 KB
  Лекция двенадцатая. Тема: Уральские и Сибирские песенные традиции. Урал. Освоение Урала шло с Севера. Наиболее ярко уральская северная традиция проявляется в свадебном обряде. Песни данной традиции основаны на тоническом стихе. На синем было на море песн...
14246. Русские народные музыкальные инструменты 49.5 KB
  Лекция тринадцатая. Тема: русские народные музыкальные инструменты. Музыка в понимании современного крестьянства это инструментальная игра. Музыка скрипач побелорусски. Инструментальная игра мужское дело. После войны женщины тоже стали музицировать и эт
14247. Песни алтайских казаков 28 KB
  Лекция четырнадцатая. Тема: песни алтайских казаков. Алтайские казаки это особая этническая группа длительное время имевшая специальные военные задачи по охране южных рубежей сибирских российских владений. Это отразилось на поэтическом содержании песен отра