24479

Эволюция психики в филогенезе. Стадии развития психики

Доклад

Психология и эзотерика

Эволюция психики в филогенезе. Стадии развития психики. Развитие психики в филогенезе это качественные изменения психики происходящие в рамках эволюционного развития живых существ обусловленные усложнением их взаимодействия с окружающей средой. Леонтьева объективным критерием психики является способность организма реагировать на биологически нейтральные абиотические свойства внешней среды.

Русский

2013-08-09

28.5 KB

14 чел.

3. Эволюция психики в филогенезе. Стадии развития психики.

Развитие психики в филогенезе – это качественные изменения психики, происходящие в рамках эволюционного развития живых существ, обусловленные усложнением их взаимодействия с окружающей средой. Данные изменения могут происходить на биологической или общественно–исторической основе. Сама психика как способность ощущения возникла из  раздражимости живых существ и развивалась в связи с образованием и развитием их нервной системы.

Согласно гипотезе А.Н. Леонтьева, объективным критерием психики является способность организма  реагировать на биологически нейтральные (абиотические) свойства внешней среды. Эта способность называется раздражимостью. Если живой организм приобретает способность как отражать биологически нейтральные свойства, так и устанавливать их связь с биологически существенными свойствами, то возможности его выживания оказываются несравненно более широкими. Формирование такой способности означает возникновение чувствительности – собственно психического отражения реальности.

В развитии психики отчетливо проявляются несколько стадий, каждая из которых обладает набором определенных характеристик. При переходе на более высокие стадии развития наблюдаются следующие изменения, повышающие адаптивность живого существа к окружающей среде:

  •  усложняются формы поведения (формы двигательной активности);
  •  совершенствуются способности к индивидуальному научению;
  •  усложняются формы психического отражения (одновременно как следствие и как фактор предыдущих изменений).

Каждая новая ступень психического развития начинается с усложнения деятельности, практически связывающей животное с окружающим его миром. Новая же форма психического отражения возникает вслед за этим усложнением деятельности и, в свою очередь, делает возможным ее дальнейшее развитие.

А.Н. Леонтьев выделяет три основных стадии психического развития животных в филогенезе:

1) Стадия сенсорной психики. Животные на самой низкой стадии развития психики способны отражать лишь отдельные свойства внешних воздействий в форме элементарных ощущений.

Самые простые животные, находящиеся на данной стадии, – это простейшие, деятельность которых носит весьма примитивный характер. Их активность сводится к элементарным инстинктивным движениям на основе наследственно фиксированных механизмов пространственной ориентации (таксисов). Переход на более высокий уровень элементарного сенсорного отражения, который характерен для многих многоклеточных беспозвоночных – высших червей, иглокожих и др., тесно связан с возникновением и развитием нервной системы. У многих беспозвоночных многоклеточных животных появляются также органы чувств.

2) Стадия перцептивной психики. Переход на стадию перцептивной психики означает изменение структуры деятельности – выделение в ней операций, определяемых условиями деятельности. И поэтому теперь субъект отражает в своем образе мира не отдельные абиотические свойства предмета, а сам целостный предмет, данный в определенных условиях.

На данной стадии находятся, прежде всего, позвоночные, начиная с рыб и заканчивая млекопитающими, в том числе приматами; к ней же принадлежат практически все членистоногие, в том числе насекомые, а также головоногие моллюски.

3) Стадия интеллекта. Характеризуется способностью животного (приматы) отражать межпредметные связи, отражать ситуацию в целом. В результате животное способно обходить препятствия, «изобретать» новые способы решения двухфазных задач, требующих предварительных подготовительных действий для своего решения. Например, чтобы достать плод, обезьяне приходится сначала достать одну (более длинную) палку с помощью другой (короткой) палки – первая фаза решения задачи, а уже с помощью длинной палки достать собственно плод – вторая фаза решения задачи.

Своеобразие психики человека явилось результатом процесса антропогенеза и культурной истории человечества и было непосредственно связано с переходом человека с биологического на социальный путь развития. Главная особенность психики человека – возникновение сознания. Согласно А.Н. Леонтьеву, с появлением сознания мир начинает отражаться как таковой, независимо от биологических целей. С его точки зрения, сознание возникло в результате действия двух факторов: 1) коллективного труда; 2) речи и языка.