24479

Эволюция психики в филогенезе. Стадии развития психики

Доклад

Психология и эзотерика

Эволюция психики в филогенезе. Стадии развития психики. Развитие психики в филогенезе это качественные изменения психики происходящие в рамках эволюционного развития живых существ обусловленные усложнением их взаимодействия с окружающей средой. Леонтьева объективным критерием психики является способность организма реагировать на биологически нейтральные абиотические свойства внешней среды.

Русский

2013-08-09

28.5 KB

14 чел.

3. Эволюция психики в филогенезе. Стадии развития психики.

Развитие психики в филогенезе – это качественные изменения психики, происходящие в рамках эволюционного развития живых существ, обусловленные усложнением их взаимодействия с окружающей средой. Данные изменения могут происходить на биологической или общественно–исторической основе. Сама психика как способность ощущения возникла из  раздражимости живых существ и развивалась в связи с образованием и развитием их нервной системы.

Согласно гипотезе А.Н. Леонтьева, объективным критерием психики является способность организма  реагировать на биологически нейтральные (абиотические) свойства внешней среды. Эта способность называется раздражимостью. Если живой организм приобретает способность как отражать биологически нейтральные свойства, так и устанавливать их связь с биологически существенными свойствами, то возможности его выживания оказываются несравненно более широкими. Формирование такой способности означает возникновение чувствительности – собственно психического отражения реальности.

В развитии психики отчетливо проявляются несколько стадий, каждая из которых обладает набором определенных характеристик. При переходе на более высокие стадии развития наблюдаются следующие изменения, повышающие адаптивность живого существа к окружающей среде:

  •  усложняются формы поведения (формы двигательной активности);
  •  совершенствуются способности к индивидуальному научению;
  •  усложняются формы психического отражения (одновременно как следствие и как фактор предыдущих изменений).

Каждая новая ступень психического развития начинается с усложнения деятельности, практически связывающей животное с окружающим его миром. Новая же форма психического отражения возникает вслед за этим усложнением деятельности и, в свою очередь, делает возможным ее дальнейшее развитие.

А.Н. Леонтьев выделяет три основных стадии психического развития животных в филогенезе:

1) Стадия сенсорной психики. Животные на самой низкой стадии развития психики способны отражать лишь отдельные свойства внешних воздействий в форме элементарных ощущений.

Самые простые животные, находящиеся на данной стадии, – это простейшие, деятельность которых носит весьма примитивный характер. Их активность сводится к элементарным инстинктивным движениям на основе наследственно фиксированных механизмов пространственной ориентации (таксисов). Переход на более высокий уровень элементарного сенсорного отражения, который характерен для многих многоклеточных беспозвоночных – высших червей, иглокожих и др., тесно связан с возникновением и развитием нервной системы. У многих беспозвоночных многоклеточных животных появляются также органы чувств.

2) Стадия перцептивной психики. Переход на стадию перцептивной психики означает изменение структуры деятельности – выделение в ней операций, определяемых условиями деятельности. И поэтому теперь субъект отражает в своем образе мира не отдельные абиотические свойства предмета, а сам целостный предмет, данный в определенных условиях.

На данной стадии находятся, прежде всего, позвоночные, начиная с рыб и заканчивая млекопитающими, в том числе приматами; к ней же принадлежат практически все членистоногие, в том числе насекомые, а также головоногие моллюски.

3) Стадия интеллекта. Характеризуется способностью животного (приматы) отражать межпредметные связи, отражать ситуацию в целом. В результате животное способно обходить препятствия, «изобретать» новые способы решения двухфазных задач, требующих предварительных подготовительных действий для своего решения. Например, чтобы достать плод, обезьяне приходится сначала достать одну (более длинную) палку с помощью другой (короткой) палки – первая фаза решения задачи, а уже с помощью длинной палки достать собственно плод – вторая фаза решения задачи.

Своеобразие психики человека явилось результатом процесса антропогенеза и культурной истории человечества и было непосредственно связано с переходом человека с биологического на социальный путь развития. Главная особенность психики человека – возникновение сознания. Согласно А.Н. Леонтьеву, с появлением сознания мир начинает отражаться как таковой, независимо от биологических целей. С его точки зрения, сознание возникло в результате действия двух факторов: 1) коллективного труда; 2) речи и языка.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54454. Ліс. Дерева. Кущі. Ягоди 38.5 KB
  Мета: Збагачувати активний словник дітей на основі знань і уявлень про навколишнє середовище: закріплювати узагальнювальні слова: ліс дерева кущі; учити добирати визначення до цих слів. Розглядання малюнків із зображення дерев кущів розширення словникового запасу âПоглянь на малюнки та скажи що там зображеноâ Іменники: береза горобина гущавина дерево дуб запах кущі ліс ліщина осика підлісок повітря сосна тополя хаща ялинка. Прикметники: березовий великий густий запашне змішаний листяний лісове сирий сосновий...
54455. 26 вересня - Європе́йський де́нь мо́в 5.69 MB
  Мета: ознайомити дітей зі святом Європейський День мов. Формувати в учнів інтерес до вивчення рідної та іноземної мов. Розвивати мислення, пам’ять, увагу та активізувати словниковий запас. Виховувати людяність, гуманність, пізнавальний інтерес, любов до слова та народних традицій, бажання самостійно вивчати мови.
54456. КУЛЬТУРА МОВЛЕННЯ. СПІЛЬНЕ ТА ВІДМІННЕ В УКРАЇНСЬКІЙ І РОСІЙСЬКІЙ МОВАХ 259.5 KB
  Учитель української мови. Доброго дня дорогі діти Учитель російської мови. Учитель української мови. А Олесь Гончар писав: Запашна співуча гнучка милозвучна сповнена музики і квіткових пахощів скількома епітетами супроводяться визначення української мови.
54457. Эмоции и волевая деятельность 95 KB
  Актуальность данной темы для студентов ВУЗа медицинского профиля определяется наличием тесной связи между эмоциональным состоянием человека и его соматическим благополучием. Хорошо известно благотворное действие некоторых эмоций на течение болезни
54458. Любовь к Родине, начинается с любви к матери 52.5 KB
  Мама мамочка. Повторяя движения губ матери мы произносим свое первое в жизни слово: мама. В этот день юноши и девушки которые работали подмастерьями или слугами возвращаясь домой приносили в подарок своим мамам фруктовый пирог.
54459. Подвижные игры: эстафеты, подвижные игры «Подкрадись к спящему», «Хитрая лиса», «Совушка» 90 KB
  Подготовительная 10 мин 1.Построение в шеренгу 2 мин Построились. Сначала сделаем разминку: ходьба прыжки на месте и в движении и беговые упражнения затем проведем эстафету и поиграем 3. 2 мин По спортзалу шагом марш Голову не опускаем спину держим прямо соблюдаем дистанцию.
54460. Шлифование древесины шкуркой 141 KB
  Организационная часть 35 Проверка наличия и готовности учащихся к занятию Оценивает внешний вид учащихся. Принимает доклад дежурного Дежурный докладывает о наличии и готовности учащихся к занятию 2. Актуализация знаний и опыта учащихся по вопросам предыдущего учебного материала 510 Воспроизведение знаний и умений учащихся являющимися опорными для формирования новых знаний и способов действий Прежде чем перейти к изучению новой темы вспомним предыдущий материал и обсудим следующие вопросы. Создание внутренней потребности в освоении...
54461. Финансы и кредит 512.82 KB
  Термин финансы возник в 13-15 веке в Италии. Сначала он обозначал любой ден. платеж, позднее начал означать систему ден. отношений (СДО). СДО - делится на финансовые отношения и кредитные отношения.
54462. Wir wenden uns mit den Gedanken, mit dem Herzen der Musik zu 884 KB
  Wolfgang Amadeus Mozart wurde am 27. Januar 1756 in Salzburg geboren. Sein Vater war zuerst Hofmusiker, dann Kapellmeister am Hof eines reichen Mannes. Leopold Mozart hatte sieben Kinder, aber am Leben blieben nur zwei: Wolfgang und Marie-Anna. Die Schwester war um f?nf Jahre?lter als Wolfgang.