24479

Эволюция психики в филогенезе. Стадии развития психики

Доклад

Психология и эзотерика

Эволюция психики в филогенезе. Стадии развития психики. Развитие психики в филогенезе – это качественные изменения психики происходящие в рамках эволюционного развития живых существ обусловленные усложнением их взаимодействия с окружающей средой. Леонтьева объективным критерием психики является способность организма реагировать на биологически нейтральные абиотические свойства внешней среды.

Русский

2013-08-09

28.5 KB

13 чел.

3. Эволюция психики в филогенезе. Стадии развития психики.

Развитие психики в филогенезе – это качественные изменения психики, происходящие в рамках эволюционного развития живых существ, обусловленные усложнением их взаимодействия с окружающей средой. Данные изменения могут происходить на биологической или общественно–исторической основе. Сама психика как способность ощущения возникла из  раздражимости живых существ и развивалась в связи с образованием и развитием их нервной системы.

Согласно гипотезе А.Н. Леонтьева, объективным критерием психики является способность организма  реагировать на биологически нейтральные (абиотические) свойства внешней среды. Эта способность называется раздражимостью. Если живой организм приобретает способность как отражать биологически нейтральные свойства, так и устанавливать их связь с биологически существенными свойствами, то возможности его выживания оказываются несравненно более широкими. Формирование такой способности означает возникновение чувствительности – собственно психического отражения реальности.

В развитии психики отчетливо проявляются несколько стадий, каждая из которых обладает набором определенных характеристик. При переходе на более высокие стадии развития наблюдаются следующие изменения, повышающие адаптивность живого существа к окружающей среде:

  •  усложняются формы поведения (формы двигательной активности);
  •  совершенствуются способности к индивидуальному научению;
  •  усложняются формы психического отражения (одновременно как следствие и как фактор предыдущих изменений).

Каждая новая ступень психического развития начинается с усложнения деятельности, практически связывающей животное с окружающим его миром. Новая же форма психического отражения возникает вслед за этим усложнением деятельности и, в свою очередь, делает возможным ее дальнейшее развитие.

А.Н. Леонтьев выделяет три основных стадии психического развития животных в филогенезе:

1) Стадия сенсорной психики. Животные на самой низкой стадии развития психики способны отражать лишь отдельные свойства внешних воздействий в форме элементарных ощущений.

Самые простые животные, находящиеся на данной стадии, – это простейшие, деятельность которых носит весьма примитивный характер. Их активность сводится к элементарным инстинктивным движениям на основе наследственно фиксированных механизмов пространственной ориентации (таксисов). Переход на более высокий уровень элементарного сенсорного отражения, который характерен для многих многоклеточных беспозвоночных – высших червей, иглокожих и др., тесно связан с возникновением и развитием нервной системы. У многих беспозвоночных многоклеточных животных появляются также органы чувств.

2) Стадия перцептивной психики. Переход на стадию перцептивной психики означает изменение структуры деятельности – выделение в ней операций, определяемых условиями деятельности. И поэтому теперь субъект отражает в своем образе мира не отдельные абиотические свойства предмета, а сам целостный предмет, данный в определенных условиях.

На данной стадии находятся, прежде всего, позвоночные, начиная с рыб и заканчивая млекопитающими, в том числе приматами; к ней же принадлежат практически все членистоногие, в том числе насекомые, а также головоногие моллюски.

3) Стадия интеллекта. Характеризуется способностью животного (приматы) отражать межпредметные связи, отражать ситуацию в целом. В результате животное способно обходить препятствия, «изобретать» новые способы решения двухфазных задач, требующих предварительных подготовительных действий для своего решения. Например, чтобы достать плод, обезьяне приходится сначала достать одну (более длинную) палку с помощью другой (короткой) палки – первая фаза решения задачи, а уже с помощью длинной палки достать собственно плод – вторая фаза решения задачи.

Своеобразие психики человека явилось результатом процесса антропогенеза и культурной истории человечества и было непосредственно связано с переходом человека с биологического на социальный путь развития. Главная особенность психики человека – возникновение сознания. Согласно А.Н. Леонтьеву, с появлением сознания мир начинает отражаться как таковой, независимо от биологических целей. С его точки зрения, сознание возникло в результате действия двух факторов: 1) коллективного труда; 2) речи и языка.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

56261. Висловлення побажань; вживання Subjonctif présent 28.58 KB
  Bonjour, chers élèves! Aujourd’hui on va systématiser nos connaissances du subjonctif. On va aussi pratiquer les manières d’exprimer nos souhaits. Par quels moyens peut-on exprimer nos souhaits: par e-mail, par lettre, coup de téléphone, pendant l’entretien personnel?
56262. Сучасний урок української мови в школі. Навчально-методичний посібник для студентів педагогічних університетів і вчителів 1.79 MB
  Сучасний урок української мови в школі. Урок як основна форма організації навчальної діяльності учнів з української мови. Мета уроку української мови як системне утворення та шляхи її реалізації. Мотиваційне забезпечення навчальної діяльності на уроках української мови.
56263. Спектакль «Суд над Ядерною Енергією» 71.5 KB
  Вступне слово. Сьогодні завершується тиждень безпеки життєдіяльності. І ми зібралися з вами на останньому заході, що проводиться в рамках цього тижня й присвяченій найбільшій та найстрашнішій загрозі для всього людства – використанню ядерної енергії.
56265. Сума кутів трикутника 50 KB
  Обладнання: набір креслярського приладдя; таблиця Сума кутів трикутникамультимедійний проектор комп’ютеркомп’ютерна презентація. Учитель ставить проблему: що учні знають про кути трикутника Один з варіантів відповіді...
56266. Summer Holidays Suggested level – A1+ elementary 7.04 MB
  Мета: Тренувати учнів в усному мовлені, письмі та роботі з комп’ютером. Розвивати память, здогадливість та самостійність у праці. Учити учнів вести дискусію про відпочинок під час літніх канікул. Підготувати до оформлення паспорту ”Holiday Passport”.
56267. Strategies and Techniques for Teaching Speaking 152.5 KB
  In the communicative model of language teaching, instructors help their students develop this body of knowledge by providing authentic practice that prepares students for real-life communication situations.
56268. Лінійка «Сумщина - мій рідний край» 456 KB
  Мета. Поглибити знання про природно-заповідні території та архітектуру Сумщини; ознайомити з видами рослин, тварин, які підлягають охороні; виховувати любов до рідного краю та її збереження
56269. Судовий процес: Українська мова проти Суржику 50 KB
  Суржик потерпілі Українська мова учні 5го класу свідки Фонетика Лексикологія Синтаксис Пунктуація Прокурор: Суржику ви звинувачуєтесь у: заговорі проти Української мови; підбурюванні учнів до спілкування суржиком використання просторічних та жаргонних слів у мовленні;...