24480

Бихевиоризм и необихевиоризм.Теория оперантного бихевиоризма

Доклад

Психология и эзотерика

Предмет бихевиоризма или поведенческой психологии поведение которое понималось как совокупность реакций индивида на стимулы внешней среды. Основная задача бихевиоризма по Уотсону заключается в накоплении наблюдений над поведением человека для того чтобы в каждом данном случае при данном стимуле психолог мог предсказать какова будет реакция или если дана реакция какой ситуацией данная реакция вызвана...

Русский

2015-01-19

47 KB

16 чел.

Бихевиоризм и необихевиоризм

Бихевиоризм (от англ. behaviour – поведение) – направление в американской психологии, возникшее в начале XX века. Предмет бихевиоризма, или "поведенческой психологии", – поведение, которое понималось как совокупность реакций индивида на стимулы внешней среды.

Американский психолог Дж. Уотсон на основании исследований И.П. Павлова сделал вывод, что сознание не играет никакой роли в научении. Ему нет места в психологии. Новые формы поведения следует рассматривать как условные рефлексы. В основе их лежит несколько врожденных, или безусловных, рефлексов.

За единицу поведения Уотсоном принимается связь стимула и реакции (формула SR). Законы поведения фиксируют отношения между тем, что происходит на «входе» (стимул) и «выходе» (двигательный ответ) системы организма. Процессы внутри этой «системы» (как психические, так и физиологические) Уотсон считал не поддающимися научному анализу, поскольку они недоступны прямому наблюдению. Основная задача бихевиоризма, по Уотсону, заключается в накоплении наблюдений над поведением человека для того, чтобы в каждом данном случае – при данном стимуле – психолог мог предсказать, какова будет реакция, или, если дана реакция, какой ситуацией данная реакция вызвана.

В центре научного внимания Уотсона находились безусловные реакции, процессы образования условных рефлексов, законы научения.

Научение – основанный на индивидуальном опыте процесс, приводящий к адаптивным изменениям в поведении. Научение осуществляется через закрепление навыков – упроченной связи стимула-реакции. В качестве основных законов научения указывается закон эффекта, закон повторяемости (упражняемости).

  •  Закон эффекта гласит, что связь между стимулом и реакцией закрепляется, если после правильной реакции организм получает положительное подкрепление, обусловливающее состояние удовлетворения. Отрицательное подкрепление, наказание, порицание, переживание разочарования и неуспеха действует разрушающе на образовавшуюся связь, приводит к ее уничтожению.
  •  Закон упражняемости заключается в том, что чем чаще повторяется временная последовательность стимула и соответствующей реакции, тем прочнее будет связь.

Основные методы, используемые Дж. Уотсоном в процессе психологических исследований, - наблюдение и экспериментальное изучение реакции организма в ответ на воздействия окружающей среды. Большинство экспериментов им было проведено на животных (преимущественно на белых крысах), затем установленные на этом уровне закономерности были перенесены на человека.

В дальнейшем, по мере развития бихевиоризма, стало очевидно, что в промежутке между действием стимула и поведенческими реакциями происходит какая-то активная переработка поступающей информации, что это процессы, без учета которых не удается объяснить реакцию человека на наличные стимулы. В результате возник необихевиоризм. Наиболее яркими представителями необихевиоризма были Э. Толмен и К. Халл, добавившие в формулу Уотсона промежуточные переменные – образ, цель, потребность, интеллект, когнитивные карты, ценности, ожидания и т.п.

Отдельную линию в развитии бихевиоризма представляет система взглядов Б. Скиннера, выдвинувшего теорию оперантного бихевиоризма.

Скиннер выступил в защиту ортодоксального бихевиоризма с его игнорированием любых внутренних факторов.

В зависимости от характера стимуляции, Б. Скиннер выделил два основных типа поведения: респондентное поведение, как ответ на стимул, и оперантное поведение, определяемое и контролируемое результатом, следующим за ним. Если у И.П. Павлова новая реакция вырабатывалась в ответ на условный сигнал при его подкреплении (классическое обуславливание), то у Б. Скиннера организм сначала производит движение, затем получает (или не получает) подкрепление.

Таким образом, по Б. Скиннеру, поведение можно описать двумя формулами: S – R и R – S, вторая формула была введена в теорию бихевиоризма Скиннером. Скиннер полагал, что в целом поведение не может быть объяснено в терминах классического обусловливания, так как на поведение преимущественно воздействуют стимульные события, которые наступят после него, а именно – его последствия.

При оперантном научении человек действует на окружение, производя результат, который влияет на вероятность того, что поведение повторится. Оперантная реакция, за которой следует позитивный результат (стимул), стремится повториться, в то время как оперантная реакция, за которой следует негативный результат, стремится не повторяться.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

9447. Инфекционный (септический) эндокардит 28.47 KB
  Инфекционный (септический) эндокардит Это заболевание при котором инфекционный очаг локализуется на клапанах сердца или пристеночном эндокарде, откуда инфекция распространяется (в результате развития бактериемии) по всему организму. При отсутствии а...
9448. Артериальные гипертензии 31.99 KB
  Артериальные гипертензии Это патологическое состояние при котором систолическое АД составляет 140мм.рт.ст и выше и/или диастолическое АД 90мм.рт.ст и выше при том условии, что эти значения получены в результате как минимум трех измерений, произведен...
9449. Ишемическая болезнь сердца 19.31 KB
  Ишемическая болезнь сердца Это обусловленное расстройством коронарного кровообращения поражение миокарда, возникающее в результате нарушения равновесия между коронарным кровотоком и метаболическими потребностями сердечной мышцы, в следствие атероскл...
9450. Недостаточность кровообращения 28.65 KB
  Недостаточность кровообращения Это патологическое состояние при котором ССС не способна доставлять необходимое количество крови к органам и системам. Различают: Сердечная недостаточность - это патологическое состояние обусловленное недост...
9451. Заболевания печени. Гепатиты и циррозы. Хронический гепатит 28.47 KB
  Заболевания печени. Гепатиты и циррозы. Хронический гепатит. Хронический гепатит - группа заболеваний печени, вызываемых различными причинами, характеризующихся различной степенью выраженности печеночно-клеточного некроза и воспаления про...
9452. ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ, СФЕРА ДЕЙСТВИЯ И МЕТОД ТРУДОВОГО 60 KB
  ТЕМА№1: ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ, СФЕРА ДЕЙСТВИЯ И МЕТОД ТРУДОВОГО ПРАВА. ПОНЯТИЕ ТРУДОВОГО ПРАВА РОССИИ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ТП. предмет ТП СФЕРА ДЕЙСТВИЯ ТП Метод трудового права: понятие и основные особенности правового регулирования тр...
9453. Принципы трудового права 45 KB
  ТЕМА №2: Принципы трудового права. Понятие и значение принципов ТП Классификация принципов ТП Общая характеристика основных принципов ТП. Свобода труда и равенство трудовых прав работников. Вопрос 1. Принципы трудового права...
9454. Источники трудового права 50.5 KB
  ТЕМА №3: Источники трудового права Понятие и система источников ТП. Особенности источников ТП. Локальное регулирование труда Роль судебной практики в регулировании ТО Вопрос 1. Источники ТП - это способы, формы закреплен...
9455. Субъекты трудового права 63 KB
  ТЕМА: Субъекты трудового права. Понятие и виды субъектов ТП. Граждане РФ (работники) - субъекты ТП. Работодатели (ЮЛ и ФЛ) - субъекты ТП. Порядок привлечения и использования труда иностранных граждан по законодатель...