24480

Бихевиоризм и необихевиоризм.Теория оперантного бихевиоризма

Доклад

Психология и эзотерика

Предмет бихевиоризма или поведенческой психологии – поведение которое понималось как совокупность реакций индивида на стимулы внешней среды. Основная задача бихевиоризма по Уотсону заключается в накоплении наблюдений над поведением человека для того чтобы в каждом данном случае – при данном стимуле – психолог мог предсказать какова будет реакция или если дана реакция какой ситуацией данная реакция вызвана...

Русский

2015-01-19

47 KB

16 чел.

Бихевиоризм и необихевиоризм

Бихевиоризм (от англ. behaviour – поведение) – направление в американской психологии, возникшее в начале XX века. Предмет бихевиоризма, или "поведенческой психологии", – поведение, которое понималось как совокупность реакций индивида на стимулы внешней среды.

Американский психолог Дж. Уотсон на основании исследований И.П. Павлова сделал вывод, что сознание не играет никакой роли в научении. Ему нет места в психологии. Новые формы поведения следует рассматривать как условные рефлексы. В основе их лежит несколько врожденных, или безусловных, рефлексов.

За единицу поведения Уотсоном принимается связь стимула и реакции (формула SR). Законы поведения фиксируют отношения между тем, что происходит на «входе» (стимул) и «выходе» (двигательный ответ) системы организма. Процессы внутри этой «системы» (как психические, так и физиологические) Уотсон считал не поддающимися научному анализу, поскольку они недоступны прямому наблюдению. Основная задача бихевиоризма, по Уотсону, заключается в накоплении наблюдений над поведением человека для того, чтобы в каждом данном случае – при данном стимуле – психолог мог предсказать, какова будет реакция, или, если дана реакция, какой ситуацией данная реакция вызвана.

В центре научного внимания Уотсона находились безусловные реакции, процессы образования условных рефлексов, законы научения.

Научение – основанный на индивидуальном опыте процесс, приводящий к адаптивным изменениям в поведении. Научение осуществляется через закрепление навыков – упроченной связи стимула-реакции. В качестве основных законов научения указывается закон эффекта, закон повторяемости (упражняемости).

  •  Закон эффекта гласит, что связь между стимулом и реакцией закрепляется, если после правильной реакции организм получает положительное подкрепление, обусловливающее состояние удовлетворения. Отрицательное подкрепление, наказание, порицание, переживание разочарования и неуспеха действует разрушающе на образовавшуюся связь, приводит к ее уничтожению.
  •  Закон упражняемости заключается в том, что чем чаще повторяется временная последовательность стимула и соответствующей реакции, тем прочнее будет связь.

Основные методы, используемые Дж. Уотсоном в процессе психологических исследований, - наблюдение и экспериментальное изучение реакции организма в ответ на воздействия окружающей среды. Большинство экспериментов им было проведено на животных (преимущественно на белых крысах), затем установленные на этом уровне закономерности были перенесены на человека.

В дальнейшем, по мере развития бихевиоризма, стало очевидно, что в промежутке между действием стимула и поведенческими реакциями происходит какая-то активная переработка поступающей информации, что это процессы, без учета которых не удается объяснить реакцию человека на наличные стимулы. В результате возник необихевиоризм. Наиболее яркими представителями необихевиоризма были Э. Толмен и К. Халл, добавившие в формулу Уотсона промежуточные переменные – образ, цель, потребность, интеллект, когнитивные карты, ценности, ожидания и т.п.

Отдельную линию в развитии бихевиоризма представляет система взглядов Б. Скиннера, выдвинувшего теорию оперантного бихевиоризма.

Скиннер выступил в защиту ортодоксального бихевиоризма с его игнорированием любых внутренних факторов.

В зависимости от характера стимуляции, Б. Скиннер выделил два основных типа поведения: респондентное поведение, как ответ на стимул, и оперантное поведение, определяемое и контролируемое результатом, следующим за ним. Если у И.П. Павлова новая реакция вырабатывалась в ответ на условный сигнал при его подкреплении (классическое обуславливание), то у Б. Скиннера организм сначала производит движение, затем получает (или не получает) подкрепление.

Таким образом, по Б. Скиннеру, поведение можно описать двумя формулами: S – R и R – S, вторая формула была введена в теорию бихевиоризма Скиннером. Скиннер полагал, что в целом поведение не может быть объяснено в терминах классического обусловливания, так как на поведение преимущественно воздействуют стимульные события, которые наступят после него, а именно – его последствия.

При оперантном научении человек действует на окружение, производя результат, который влияет на вероятность того, что поведение повторится. Оперантная реакция, за которой следует позитивный результат (стимул), стремится повториться, в то время как оперантная реакция, за которой следует негативный результат, стремится не повторяться.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

2337. Коробка скоростей токарно-карусельного станка 1.29 MB
  Описание конструкции и системы управления станка - прототипа. Анализ конструкции современных металлорежущих станков аналогичных проектируемому. Расчет и обоснование основных технических характеристик проектируемого узла. Описание кинематической схемы проектируемого узла, построение структурной сетки и графика частот. Описание и расчет системы смазки шпиндельного узла и ПГД в целом.
2338. Характеристика заготовительных цехов и цехов основного производства НКМЗ 3.75 MB
  Машины и оборудование с маркой НКМЗ работают более чем в 40 странах мира, среди которых Германия, Франция, Япония, Италия, Канада, Индия, Египет и др. Уже изначально предприятие было сориентировано на производство уникальных машин и оборудования. В предвоенные годы заводом был выполнен ряд ответственных отечественных оборонных заказов.
2339. Производство и обработка стали 192 KB
  Производство стали стали в кислородных конверторах, технологический процесс, схема кислородного конвертора. Литье под давлением, технологический процесс. Сварка в атмосфере защитных газов.
2340. Етапи українського визвольного руху 56 KB
  Мета: Проаналізувати значення фольклору та етнографії в дослідженні національних ознак українців, дослідити початок українського визвольного руху.
2341. Російська панславістська, польська федеративна й українська слов’янофільська теорії. 19.65 KB
  Мета: Проаналізувати суть російського панславізму, польського федералізму, українського слов’янофільства; визначити складові ідеї соборності українських земель, вивчити релігійно-конфесійні проблеми в національному питанні.
2342. Українські землі у складі Російської імперії. 48.5 KB
  Мета: охарактеризувати стан українських земель наприкінці XVIII – у першій третині XIX ст., вивчити адміністративно-територіальний устрій та регіональний поділ українських земель у складі Російської імперії; висвітлити процес включення українських земель до складу Російської імперії.
2343. Включення західноукраїнських земель до складу Австрійської імперії 45.5 KB
  Мета: вивчити адміністративно-територіальний устрій, соціальний та національний склад західноукраїнських земель, довести колоніальний характер політики австрійського уряду щодо українців; визначити роль реформ Марії-Терезії та Йосипа II у розвитку економічного й суспільного життя Галичини та Буковини.
2344. Вплив міжнародних відносин на розвиток українських земель у першій третині XIX ст 38 KB
  Мета: проаналізувати місце України в системі міжнародних відносин на початку XIX ст., висвітлити процес колонізації Російською імперією відвойованих у Туреччини українських земель, довести, що Україні відводилося у планах Наполеона I Бонапарта місце колонії, дослідити внесок українців у розгром наполеонівських військ, довести, що доля Азовського козацького війська була закономірним наслідком колонізаторської політики російського царизму щодо українства.
2345. Початок національного відродження 54 KB
  Мета: ознайомити учнів із процесом розвитку національної ідеї в суспільно-політичному русі України першої половини XIX ст. та внеском її видатних представників у цей процес, ознайомити учнів із діяльністю українського дворянства щодо відновлення автономних прав України наприкінці XVIII ст.