24480

Бихевиоризм и необихевиоризм.Теория оперантного бихевиоризма

Доклад

Психология и эзотерика

Предмет бихевиоризма или поведенческой психологии – поведение которое понималось как совокупность реакций индивида на стимулы внешней среды. Основная задача бихевиоризма по Уотсону заключается в накоплении наблюдений над поведением человека для того чтобы в каждом данном случае – при данном стимуле – психолог мог предсказать какова будет реакция или если дана реакция какой ситуацией данная реакция вызвана...

Русский

2015-01-19

47 KB

16 чел.

Бихевиоризм и необихевиоризм

Бихевиоризм (от англ. behaviour – поведение) – направление в американской психологии, возникшее в начале XX века. Предмет бихевиоризма, или "поведенческой психологии", – поведение, которое понималось как совокупность реакций индивида на стимулы внешней среды.

Американский психолог Дж. Уотсон на основании исследований И.П. Павлова сделал вывод, что сознание не играет никакой роли в научении. Ему нет места в психологии. Новые формы поведения следует рассматривать как условные рефлексы. В основе их лежит несколько врожденных, или безусловных, рефлексов.

За единицу поведения Уотсоном принимается связь стимула и реакции (формула SR). Законы поведения фиксируют отношения между тем, что происходит на «входе» (стимул) и «выходе» (двигательный ответ) системы организма. Процессы внутри этой «системы» (как психические, так и физиологические) Уотсон считал не поддающимися научному анализу, поскольку они недоступны прямому наблюдению. Основная задача бихевиоризма, по Уотсону, заключается в накоплении наблюдений над поведением человека для того, чтобы в каждом данном случае – при данном стимуле – психолог мог предсказать, какова будет реакция, или, если дана реакция, какой ситуацией данная реакция вызвана.

В центре научного внимания Уотсона находились безусловные реакции, процессы образования условных рефлексов, законы научения.

Научение – основанный на индивидуальном опыте процесс, приводящий к адаптивным изменениям в поведении. Научение осуществляется через закрепление навыков – упроченной связи стимула-реакции. В качестве основных законов научения указывается закон эффекта, закон повторяемости (упражняемости).

  •  Закон эффекта гласит, что связь между стимулом и реакцией закрепляется, если после правильной реакции организм получает положительное подкрепление, обусловливающее состояние удовлетворения. Отрицательное подкрепление, наказание, порицание, переживание разочарования и неуспеха действует разрушающе на образовавшуюся связь, приводит к ее уничтожению.
  •  Закон упражняемости заключается в том, что чем чаще повторяется временная последовательность стимула и соответствующей реакции, тем прочнее будет связь.

Основные методы, используемые Дж. Уотсоном в процессе психологических исследований, - наблюдение и экспериментальное изучение реакции организма в ответ на воздействия окружающей среды. Большинство экспериментов им было проведено на животных (преимущественно на белых крысах), затем установленные на этом уровне закономерности были перенесены на человека.

В дальнейшем, по мере развития бихевиоризма, стало очевидно, что в промежутке между действием стимула и поведенческими реакциями происходит какая-то активная переработка поступающей информации, что это процессы, без учета которых не удается объяснить реакцию человека на наличные стимулы. В результате возник необихевиоризм. Наиболее яркими представителями необихевиоризма были Э. Толмен и К. Халл, добавившие в формулу Уотсона промежуточные переменные – образ, цель, потребность, интеллект, когнитивные карты, ценности, ожидания и т.п.

Отдельную линию в развитии бихевиоризма представляет система взглядов Б. Скиннера, выдвинувшего теорию оперантного бихевиоризма.

Скиннер выступил в защиту ортодоксального бихевиоризма с его игнорированием любых внутренних факторов.

В зависимости от характера стимуляции, Б. Скиннер выделил два основных типа поведения: респондентное поведение, как ответ на стимул, и оперантное поведение, определяемое и контролируемое результатом, следующим за ним. Если у И.П. Павлова новая реакция вырабатывалась в ответ на условный сигнал при его подкреплении (классическое обуславливание), то у Б. Скиннера организм сначала производит движение, затем получает (или не получает) подкрепление.

Таким образом, по Б. Скиннеру, поведение можно описать двумя формулами: S – R и R – S, вторая формула была введена в теорию бихевиоризма Скиннером. Скиннер полагал, что в целом поведение не может быть объяснено в терминах классического обусловливания, так как на поведение преимущественно воздействуют стимульные события, которые наступят после него, а именно – его последствия.

При оперантном научении человек действует на окружение, производя результат, который влияет на вероятность того, что поведение повторится. Оперантная реакция, за которой следует позитивный результат (стимул), стремится повториться, в то время как оперантная реакция, за которой следует негативный результат, стремится не повторяться.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

47120. Лицензирование природопользования и охраны окружающей среды 60.35 KB
  В соответствии с экологическим законодательством используются различные формы документов выполняющих функции лицензии. Для получения лицензии разрешения на осуществление соответствующих видов деятельности юридическое или физическое лицо должно обратиться с заявлением в органы уполномоченные на ведение лицензионной деятельности. Правом предоставления лицензии разрешения обладают также территориальные подразделения названных выше и других природоохранительных органов. В зависимости от вида лицензии разрешения определяется ее его...
47123. КЛЕТКА КАК ОТКРЫТАЯ СИСТЕМА 77.5 KB
  Гетеротрофный процесс приблизительно уравновешивающий автотрофное накопление органического вещества. На данном этапе не происходит накопления энергии в молекулах АТФ. При этом от каждой молекулы глюкозы отщепляется четыре атома водорода и образуются две молекулы АТФ.
47124. Как человек учился мастерству 77.5 KB
  И если вы хотите чтобы ребенок красиво писал мастерил рисовал дайте ему в руки глину пластилин покажите способы работы с ними и их возможности и ребенок втянется в это увлекательное занятие результаты которого стоят намного больше чем затраченные материалы. Вводный урок по теме: “Что такое композиция†Проблема уроков: Что такое композиция Чем отличается композиция от конструкции Учебновоспитательные задачи урока: способствовать отработке и совершенствованию навыков лепки и работы с пластилином; расширять познания детей о...
47125. Особенности личности подростка. Я-концепция 77.5 KB
  Особенности личности подростка. С внешней стороны у подростка ничего не меняется: учится в той же школе если конечно родители вдруг не перевели в другую живет в той же семье. Но встречаются и понастоящему ценные варианты взрослости благоприятные не только для близких но и для личностного развития самого подростка. Внешний вид подростка еще один источник конфликта.