24480

Бихевиоризм и необихевиоризм.Теория оперантного бихевиоризма

Доклад

Психология и эзотерика

Предмет бихевиоризма или поведенческой психологии поведение которое понималось как совокупность реакций индивида на стимулы внешней среды. Основная задача бихевиоризма по Уотсону заключается в накоплении наблюдений над поведением человека для того чтобы в каждом данном случае при данном стимуле психолог мог предсказать какова будет реакция или если дана реакция какой ситуацией данная реакция вызвана...

Русский

2015-01-19

47 KB

16 чел.

Бихевиоризм и необихевиоризм

Бихевиоризм (от англ. behaviour – поведение) – направление в американской психологии, возникшее в начале XX века. Предмет бихевиоризма, или "поведенческой психологии", – поведение, которое понималось как совокупность реакций индивида на стимулы внешней среды.

Американский психолог Дж. Уотсон на основании исследований И.П. Павлова сделал вывод, что сознание не играет никакой роли в научении. Ему нет места в психологии. Новые формы поведения следует рассматривать как условные рефлексы. В основе их лежит несколько врожденных, или безусловных, рефлексов.

За единицу поведения Уотсоном принимается связь стимула и реакции (формула SR). Законы поведения фиксируют отношения между тем, что происходит на «входе» (стимул) и «выходе» (двигательный ответ) системы организма. Процессы внутри этой «системы» (как психические, так и физиологические) Уотсон считал не поддающимися научному анализу, поскольку они недоступны прямому наблюдению. Основная задача бихевиоризма, по Уотсону, заключается в накоплении наблюдений над поведением человека для того, чтобы в каждом данном случае – при данном стимуле – психолог мог предсказать, какова будет реакция, или, если дана реакция, какой ситуацией данная реакция вызвана.

В центре научного внимания Уотсона находились безусловные реакции, процессы образования условных рефлексов, законы научения.

Научение – основанный на индивидуальном опыте процесс, приводящий к адаптивным изменениям в поведении. Научение осуществляется через закрепление навыков – упроченной связи стимула-реакции. В качестве основных законов научения указывается закон эффекта, закон повторяемости (упражняемости).

  •  Закон эффекта гласит, что связь между стимулом и реакцией закрепляется, если после правильной реакции организм получает положительное подкрепление, обусловливающее состояние удовлетворения. Отрицательное подкрепление, наказание, порицание, переживание разочарования и неуспеха действует разрушающе на образовавшуюся связь, приводит к ее уничтожению.
  •  Закон упражняемости заключается в том, что чем чаще повторяется временная последовательность стимула и соответствующей реакции, тем прочнее будет связь.

Основные методы, используемые Дж. Уотсоном в процессе психологических исследований, - наблюдение и экспериментальное изучение реакции организма в ответ на воздействия окружающей среды. Большинство экспериментов им было проведено на животных (преимущественно на белых крысах), затем установленные на этом уровне закономерности были перенесены на человека.

В дальнейшем, по мере развития бихевиоризма, стало очевидно, что в промежутке между действием стимула и поведенческими реакциями происходит какая-то активная переработка поступающей информации, что это процессы, без учета которых не удается объяснить реакцию человека на наличные стимулы. В результате возник необихевиоризм. Наиболее яркими представителями необихевиоризма были Э. Толмен и К. Халл, добавившие в формулу Уотсона промежуточные переменные – образ, цель, потребность, интеллект, когнитивные карты, ценности, ожидания и т.п.

Отдельную линию в развитии бихевиоризма представляет система взглядов Б. Скиннера, выдвинувшего теорию оперантного бихевиоризма.

Скиннер выступил в защиту ортодоксального бихевиоризма с его игнорированием любых внутренних факторов.

В зависимости от характера стимуляции, Б. Скиннер выделил два основных типа поведения: респондентное поведение, как ответ на стимул, и оперантное поведение, определяемое и контролируемое результатом, следующим за ним. Если у И.П. Павлова новая реакция вырабатывалась в ответ на условный сигнал при его подкреплении (классическое обуславливание), то у Б. Скиннера организм сначала производит движение, затем получает (или не получает) подкрепление.

Таким образом, по Б. Скиннеру, поведение можно описать двумя формулами: S – R и R – S, вторая формула была введена в теорию бихевиоризма Скиннером. Скиннер полагал, что в целом поведение не может быть объяснено в терминах классического обусловливания, так как на поведение преимущественно воздействуют стимульные события, которые наступят после него, а именно – его последствия.

При оперантном научении человек действует на окружение, производя результат, который влияет на вероятность того, что поведение повторится. Оперантная реакция, за которой следует позитивный результат (стимул), стремится повториться, в то время как оперантная реакция, за которой следует негативный результат, стремится не повторяться.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

398. Алгоритм микропроцессорного комплекта К580 62.5 KB
  На вход поступает двух проводная линия, по которой поступает параллельный 8-ми разрядный код. Состав кристаллов: ВМ80, ВВ51, ВИ53, ПЗУ/ОЗУ. Посчитать коэффициент преобразования входной величины в выходную.
399. Создание счетчика с произвольным коэффициентом пересчета 101 KB
  Реализовать двоичный вычитающий счётчик с пропуском начальных состояний и коэффициентом пересчёта 10 на RS-триггерах на элементах 1533 серии.
400. Проектирование микропроцессорных устройств обработки данных 341 KB
  Порядок выполнения и содержание основных этапов проектирования систем сбора и обработки данных на основе современной элементной базы — микропроцессорных комплектов БИС.
401. Управление персоналом на предприятии Панифкооп 329 KB
  Концепция управления персоналом организации в условиях рыночных отношений. Взаимоотношения с внутренними и внешними клиентами, руководителями, равными по положению, подчиненными. Обучение, переподготовка, повышение квалификации.
402. Компьютерная графика 951 KB
  Технические средства ввода графической информации. Особенности представления цвета в видеоадаптерах EGA и VGA. Элементарные аффинные преобразования в пространстве, составляющие базис операций машинной графики. Понятие текстуры и способы моделирования текстур.
404. Разработка программы реализирующей цветное движущееся изображение 97 KB
  написание программы для DOS и Windows, отображающую рисование дворников автомобиля. Предусмотрение возможности задания скорости исполнения и приостановки/возобновления выполнения по нажатию клавиши на клавиатуре или мыши (для версии под Windows).
405. Создание программы с цветным движущимся изображением 79 KB
  По заданию требуется разработать программу, реализующую цветное движение: вращение многоугольника (количество углов от 3 до 5 задается пользователем). Алгоритмы работы программ различные, что обусловлено высоким уровнем библиотеки OpenGL и относительно низким уровнем средств DirectX.
406. Разработка электронного устройства на примере RC-генератора 1.72 MB
  Назначение и виды генераторов. Схема трёхзвенной RC-цепи. Генераторы синусоидальных колебаний. Режимы самовозбуждения. Автоматическое смещение с помощью базового делителя. Мощные усилительные каскады. Выбор электрической схемы электронного устройства и её описание.