24484

Гуманистическая психология

Доклад

Психология и эзотерика

Возникнув как противостоящая традиционному психоанализу и бихевиоризму и испытывая сильное влияние экзистенциальной философии гуманистическая психология выдвигала свои идеи в понимании природы человека: Целостный подход к личности которую нельзя разложить на отдельные элементы рефлексы когнитивные процессы фиксации и проекции и т. внимание к индивидуальным особенностям каждой личности. Важнейшими характеристиками личности являются свобода в принятии решений самостоятельность и опора на себя независимость от внешних факторов ...

Русский

2013-08-09

45.5 KB

8 чел.

8. Гуманистическая психология.

Впервые термин «гуманистическая психология» был использован Г. Олпортом в 30-е гг. XX в. В качестве течения гуманистическая психология сформировалась в 60-е гг. усилиями Р. Мэя, А. Маслоу, К. Роджерса. Возникнув как противостоящая традиционному психоанализу и бихевиоризму и испытывая сильное влияние экзистенциальной философии, гуманистическая психология выдвигала свои идеи в понимании природы человека:

  •  Целостный подход к личности, которую нельзя разложить на отдельные элементы (рефлексы, когнитивные процессы, фиксации и проекции и т. д.), внимание к индивидуальным особенностям каждой личности.
  •  Важнейшими характеристиками личности являются свобода в принятии решений, самостоятельность и опора на себя, независимость от внешних факторов – инстинктов,  раздражителей, бессознательных стремлений  или предписанных ролей.
  •  Индивид не стремится к гомеостазу (равновесию), и его жизненные цели – это самореализация, решение ценностных и смысловых вопросов, нравственного выбора.
  •  Ориентация на изучение не познавательных способностей, а общечеловеческих качеств: способности к любви, дружбе, творчеству, пониманию себя и актуализации своего потенциала, спонтанности, игре, юмору.
  •  Предметом исследования в психологии должна стать здоровая творческая личность.
  •  Здоровая личность характеризуется стремлением к самоактуализации.
  •  Применение феноменологических и экзистенциальных методов исследования личности, изучение не причинно-следственных связей и ответ на вопрос «почему?», а описание самого феномена состояния и ответ на вопрос «как?».

Основные принципы гуманистической психологии заложил Абрахам Маслоу, предложив в качестве модели личности ответственного человека, свободно делающего свой жизненный выбор. Избегание свободы и ответственности не дает возможности достичь подлинности, аутентичности. Человек по своей природе хорош или, по крайней мере, нейтрален. В каждом заложены потенциальные возможности для роста и совершенствования. Все люди ограждения обладают творческими потенциями, которые у большинства угасают в результате "окультуривания". Разрушительные силы в них являются результатом неудовлетворенности базисных потребностей.

Человек – это "желающее существо", которое редко и ненадолго достигает полного удовлетворения. Все его потребности врожденные, или инстинктоидные. Иерархия потребностей, по Маслоу, представляет собой следующую последовательность:

  •  потребности физиологические, т. е. в удовлетворении запросов тела;
  •  в безопасности, надежности и защите;
  •  в сопричастности, т.е. принадлежности к семье, общине, кругу друзей, любимых;
  •  потребности в уважении, одобрении, достоинстве, самоуважении;
  •  в свободе, необходимой для полнейшего развития всех задатков и талантов, для реализации самости, самоактуализации.

Человеку необходимо сначала удовлетворить низшие потребности, чтобы оказаться способным к удовлетворению потребностей следующего уровня. Удовлетворение потребностей, расположенных в основании иерархии, обеспечивает возможность осознания потребностей более высоких ступеней и их участие в мотивации.

Здоровая личность характеризуется стремлением к самоактуализации, высшим выражением которой служит особое переживание, подобное мистическому откровению, экстазу. Маслоу охарактеризовал самоактуализацию как желание человека стать тем, кем он может стать. Человек, достигший этого уровня, добивается полного использования своих талантов, способностей и потенциала личности. По словам Маслоу, люди должны быть тем, кем они могут быть, они должны быть верны своей природе.

Теория Роджерса. В качестве основной движущей силы функционирования личности в концепции Роджерса, как и в любой другой гуманистической теории, рассматривается тенденция к самоактуализации или потребность человека реализовать свои врожденные потенциальные возможности.

Одной из важных особенностей теории Роджерса является феноменологический и холистический подходы. Согласно первому, основой личности выступает психологическая реальность, т.е. субъективный опыт, cooтветственно которому интерпретируется действительность. Согласно второму, человек представляет собой интегрированное целое, несводимое к отдельным частям его личности.

Фундаментальное понятие теории Роджерса – "Я-концепция", или "Самость", определяемая как гештальт, состоящий из восприятия себя и своих взаимоотношений с другими людьми, а также из ценностей "Я". Я-концепция включаете не только восприятие себя реального, но также и представление о себе таком, каким бы человек хотел быть (Я-идеальное). Несмотря на то, что "Я" человека постоянно меняется в результате опыта, оно всегда сохраняет качества целостного гештальта, т.е. представление человека о себе самом остается относительно постоянным.

В тенденции самоактуализации очень важна потребность человека в позитивном внимании как со стороны других людей, так и со стороны себя самого. Потребность в позитивном внимании других людей делает человека подверженным влиянию социального одобрения и неодобрения. Потребность в позитивном самоотношении удовлетворяется, если человек находит свой опыт и поведение соответствующими своей Я-концепции.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

23842. Житие протопопа Аввакума: жанровое своеобразие 21.5 KB
  Не будь Аввакума не было бы таких какими мы знаем Пушкина Толстого Гоголя Достоевского в один ряд с которыми Лихачев ставит Аввакума 1 этап Киевская Русь Феодосий Печерский. 2 этап Епифаний Премудрый плетение словес.3 этап борьба с каноном ЕрмолайЕразм Повесть о Петре и Февронье замена волшебной сказки.4 этап разрушение канона появление романа потом в произведениях многих авторов возникают отголоски жития вплоть до святых атеизма Как закалялась сталь Островского.
23843. Житие протопопа Аввакума: новаторство Аввакума 22.5 KB
  Житие протопопа Аввакума: новаторство АввакумаОн ощущает себя святым страдающим за веру пишет свое житие. Прожив полную лишений жизнь он говорит об этом случае в своем житие так глубоко в душу это ему запало.
23844. Эволюция жанра жития 24.5 KB
  Следующий этап эволюции наступает в тот момент когда на предыдущем этапе уже некуда развиваться достигнуто совершенство.1 этап.2 этап. Плетение словес Епифамия Премудрого совершенствовать уже было не и наступил следующий этап.
23845. Эволюция жанра хождения 23.5 KB
  Эволюция жанра хождения.Хождениями в древнерусской литературе назывались произведения в которых описывались путешествияпаломничества в Палестину Византию страны Востока. Хождения совершались как официальными представителями русской церкви так и по собственной инициативе или обету паломников их называли €œкАликами перехожими€ Хождение Игумена Даниила древнейшее произведение жанра хождения.Популярность Хождения игумена Даниила в древнерусской письменности была исключительно велика о чём свидетельствует тот факт что до нас...
23846. Зарождение Силлабической поэзии и русского театра 29 KB
  Зарождение Силлабической поэзии и русского театраЗарождение Силлабической поэзии в России связано с именами Симеона Полоцкого Сильвестра Медведева Кариона Истомина. Происхождение и образование Симеона Полоцкого наглядно показывают откуда и каким образом проникал в Россию стиль барокко. Наследие Симеона Полоцкого очень велико. Курянин по происхождению служивший подьячим в Приказе тайных дел а потом по настоятельному совету Симеона постригшийся в монахи [5] Сильвестр Медведев после смерти учителя унаследовал его место место придворного...
23847. Творчество Симеона Полоцкого 24 KB
  Творчество Симеона ПолоцкогоОн воспитывал государевых детей одного из них будущего царя Федора Алексеевича он научил сочинять силлабические вирши открыл латинскую школу неподалеку от Кремля в Заиконоспасском монастыре где обучались молодые подьячие Приказа тайных дел собственной канцелярии царя Алексея Михайловича. Симеон Полоцкий также занял или точнее учредил еще одну должность должность придворного поэта дотоле в России неизвестную. Любое событие в царской семье браки именины рождения детей давало Симеону Полоцкому повод...
23849. Предмет, об’єкт і задачі економічного аналізу 57 KB
  Поняття економічного аналізу та його роль в управлінні підприємством. Предмет і об’єкти економічного аналізу. Функції та принципи економічного аналізу. Система показників економічного аналізу. Історія розвитку економічного аналізу та його зв’язок з іншими дисциплінами...
23850. Теоретическая модель цифровой сети связи 83 KB
  Суть сети – соединение разного оборудования. Следовательно, одной из основных проблем является проблема совместимости. Поэтому, в настоящее время, все возможные пути развития сетей отражены в стандартах.