24485

Когнитивная психология

Доклад

Психология и эзотерика

cognitio знание познание одно из ведущих направлений современной зарубежной психологии изучающее структуру и протекание познавательных процессов человека. как реакция на характерное для бихевиоризма отрицание роли психических процессов и их структурной организации в деятельности человека. Исследования во многом основывались на компьютерной метафоре аналогии между преобразованиями информации в вычислительном устройстве и осуществлением познавательных процессов у человека. В дальнейшем центральными стали вопросы организации...

Русский

2013-08-09

42 KB

56 чел.

9. Когнитивная психология.

Когнитивная психология, (от лат. cognitio - знание, познание), одно из ведущих направлений современной зарубежной психологии, изучающее структуру и протекание познавательных процессов человека. Возникла в США в кон. 50-х гг. 20 в. как реакция на характерное для бихевиоризма отрицание роли психических процессов и их структурной организации в деятельности человека.

Первоначально главной задачей когнитивной психологии был анализ преобразований сенсорной информации от момента попадания на рецепторные поверхности органов чувств до осуществления ответа. Исследования во многом основывались на "компьютерной метафоре" - аналогии между преобразованиями информации в вычислительном устройстве и осуществлением познавательных процессов у человека. Были выделены многочисленные структурные составляющие (блоки) познавательных процессов, прежде всего памяти: иконическая, эхоическая, кратковременная и т. п. (Р. Аткинсон). Однако лавинообразное увеличение числа структурных моделей не привело к соответствующему росту психологических знаний и решению практических проблем. В дальнейшем центральными стали вопросы организации познавательной деятельности, влияния на нее культурной, социальной среды, индивидуальных особенностей человека.

В качестве общетеоретического подхода когнитивная психология оказывает влияние на все разделы психологической науки. Так, согласно когнитивной теории личности (Дж. Келли), каждый человек создаёт имеющую различную сложность и содержание систему познавательных "персональных конструктов", через призму которых он оценивает внешний мир, других людей и себя. Поведение человека детерминировано его знаниями, которые представители когнитивной психологии обычно трактуют как информированность. Соответственно и сам человек рассматривается как активный преобразователь информации.

В области дифференциальной психологии интенсивно развиваются исследования, центральным понятием которых является "когнитивный стиль". Когнитивный стиль – это индивидуально-своеобразные способы переработки информации, которые характеризуют специфику склада ума конкретного человека и отличительные особенности его поведения.

В области возрастной и детской психологии большинство исследований опирается на теорию Ж. Пиаже; они, как правило, носят экспериментальный характер и посвящены изучению относительно частных процессов и функций. Согласно Пиаже, когнитивное развитие представляет собой результат постепенного процесса, состоящего из последовательных стадий. Развитие интеллекта ребенка происходит в результате постоянных поисков равновесия между тем, что ребенок знает, и тем, что он стремится понять. Все дети проходят эти стадии развития в одной и той же последовательности, причем некоторые проходят через все стадии, тогда как у других развитие тормозится или блокируется на каком-то этапе из-за недостатка одного или нескольких необходимых факторов. Это продвижение вперед определяется совместным воздействием созревания нервной системы, опыта обращения с различными предметами и таких социальных факторов, как язык и воспитание.

Большое внимание когнитивными психологами уделяется обучению. Анализу подвергаются все стороны учебного процесса – от способа предъявления материала до социально-психологических аспектов отношений учащихся в классе. В основе исследований лежит иерархически организованная система знаний учащихся, так называемая когнитивная структура. С позиций когнитивной психологии эффективное обучение возможно только тогда, когда новый материал, связанный с уже имеющимися знаниями и умениями, включается в существующую когнитивную структуру (Дж. Брунер). Важным условием обучения является внутренняя мотивация, связанная с познавательным интересом учащихся к изучаемому предмету.

Когнитивными психологами разрабатывается проблема искусственного интеллекта – «разумной» компьютерной системы, т.е. системы проявляющей характеристики познавательной деятельности человека. Основная цель работ в области искусственного интеллекта – изучение механизмов творческой деятельности людей, их способности к овладению навыками, знаниями и умениями, и на основе полученных представлений моделирование этих механизмов в искусственных системах.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

67388. ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ 77 KB
  Нормальным называют такое поведение индивидов, которое со ответствует ролевым ожиданиям и ориентировано на признанные обществом ценности и нормы. Однако в любом обществе всегда находятся индивиды, ведущие себя «не по правилам», пренебрегающие нормами, не оправдывающие ролевых ожиданий.
67389. СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ 59 KB
  Для того чтобы общество функционировало нормально, составляющие его индивиды должны поступать согласно установленным социальным нормам. Только в этом случае их поведение может быть прогнозируемым, и общество будет с большой долей; вероятности знать, чего можно ждать от своих...
67390. КУЛЬТУРА 104.5 KB
  Классическим считается определение культуры данное в рамках антропологии знаменитым антропологом Э. Гирц рассматривающий культуру как систему символов которые каждое общество интерпретирует по-своему и считающий что путь к пониманию культуры лежит через интерпретацию ключевых символов которые свои у каждого общества.
67391. ИДЕОЛОГИЯ 113 KB
  Идеология - это связная система взглядов и идей, б котоpых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности дpуг к дpугу, социальные проблемы и конфликты, а также содержатся цели (пpогpаммы) социальной деятельности, напpавленной на закpепление или изменение данных общественных отношений.
67392. СОЦИААЛЬНЫЕ ГРУППЫ 85 KB
  Для индивида непосредственный контакт с социальной реальностью - это взаимодействие с окружающей его социальной группой. Именно группа для индивида является представителем общества в целом, его требований и интересов, именно г группа от лица всего общества предлагает индивиду социальные гарантии и блага.
67393. СОЦИААЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ 105 KB
  Но отсюда вовсе не следует что все статусы возникшие как продукт социальной дифференциации расположены в иерархическом порядке: некоторые из них например возрастные если рассматривать их в чистом виде без наложения других не содержат оснований социального неравенства в частности статус...
67394. СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ 54.5 KB
  Вопрос о социальном неравенстве всегда влечет за собой вопрос, может ли индивид своими силами добиться повышения своего социального статуса и влиться в состав социального слоя, более высокого, чем его собственный на шкале обеспеченности и престижа.
67395. ОБЩЕСТВО 99 KB
  И хотя существует даже культура отшельничества когда люди годами и десятилетиями живут в одиночестве и удалении от общества это вовсе не означает победы асоциальности: в своем одиночестве отшельники занимаются именно тем что решают глобальные общечеловеческие вопросы и молятся за все человечество...
67396. ТИПЫ ОБЩЕСТВ 86 KB
  Так у Гегеля стадии развития общества совпадают со стадиями и фазами движения к самому себе абсолютного логического понятия лежащего в основе мира. Маркса типология обществ основывается на естественно-историческом подходе согласно которому все общества без исключения рано или поздно...