24487

Чувствительность и её изучение. Психофизические законы

Доклад

Психология и эзотерика

Абсолютная чувствительность определяется абсолютным порогом ощущений. Нижний абсолютный порог ощущений это минимальная величина действия раздражителя на органы чувств в результате которого возникает ощущение. Верхним абсолютным порогом ощущений называется максимальная сила раздражителя при которой еще возникает адекватное действующему раздражителю ощущение. Для каждого вида ощущений существуют свои пороги.

Русский

2013-08-09

46.5 KB

12 чел.

11. Чувствительность и её изучение. Психофизические законы.

Чувствительность – способность живого организма активно реагировать на раздражения.

Принято выделять абсолютную и дифференциальную чувствительность. Абсолютная чувствительность определяется абсолютным порогом ощущений. Понятие «порог ощущения» отражает чувствительность человека к воздействию окружающей среды и стимулов, связанных с состоянием его собственного тела. Нижний абсолютный порог ощущений – это минимальная величина действия раздражителя на органы чувств, в результате которого возникает ощущение. Верхним абсолютным порогом ощущений называется максимальная сила раздражителя, при которой еще возникает адекватное действующему раздражителю ощущение. Дальнейшее увеличение силы раздражителей, действующих на рецепторы, вызывает в них лишь болевое ощущение (например, сверхгромкий звук, слепящая яркость). Для каждого вида ощущений существуют свои пороги. Дифференциальный порог ощущений – минимальное различие между двумя величинами раздражителя, вызывающее едва опознаваемое различие ощущений.

Учение о чувствительности и ее порогах зародилось в рамках психофизики. Ее основоположник – Густав Теодор Фехнер. Он обратил внимание на открытие другого исследователя органов чувств – физиолога Эрнста Вебера. Фехнер ввел понятие порога ощущения. Им была установлена закономерность, получившая название основного психофизического закона Вебера-Фехнера. Общую формулу, выведенную из своих опытов, Фехнер обозначил следующим образом: интенсивность ощущения пропорциональна логарифму стимула (раздражителя):  S = K * LgI +C, где S – интенсивность ощущения; I – сила раздражителя; K и C – константы).

Работы Фехнера имели ключевое значение для разработки психологии как самостоятельной экспериментальной науки. Им была продемонстрирована возможность математически точно определять закономерные отношения между психическим и физическим.

Позже закон Фехнера был пересмотрен. Закон Стивенса – модификация основного психофизического закона, предложенная американским психологом и психофизиологом С. Стивенсом, согласно которой между рядом ощущений и рядом физических раздражителей существует не логарифмическая, как у Фехнера, а степенная зависимость: Y = k * S в степени n, где Y – субъективная величина, ощущение; S – стимул; n – показатель степени функции; k – константа, зависящая от единицы измерения. При этом показатель степенной функции для разных модальностей ощущений различен (например, для громкостион имеет значение 0,3, для электрического удара – 3,5).

К основным механизмам изменения чувствительности человека к воздействию раздражителей, является адаптация, взаимодействие ощущений, сенсибилизация и упражнения.

Адаптация – это изменение чувствительности органов чувств под влиянием действия раздражителя. Адаптация может быть негативной (исчезновение или снижение чувствительности) и позитивной (увеличение чувствительности).

Чувствительность органов чувств индивида зависит от раздражений, воздействующих в данный момент на другие органы чувств (взаимодействие ощущений). Повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов называется сенсибилизацией. Сенсибилизация органов чувств возможна путем упражнения, в которых существует необходимость при компенсации сенсорных дефектов, а также в процессе трудовой деятельности.

Десенсибилизация – уменьшение до практического исчезновения чувствительности человека к воздействию какого-либо раздражителя.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

72743. Исторический вечер «России верные сыны» 127.5 KB
  Сценарий составлен таким образом, что его можно проводить как в классе, так и в актовом зале школы как внеклассное или школьное мероприятие, посвященное 200-летию Отечественной войны 1812 года. Форма музыкально-поэтической композиции с элементами театрализации способна увлечь и заинтересовать учеников, проявить свои актёрские и поэтические таланты.
72744. Исследование жизни божьих коровок 40 KB
  1 слайд «Божья коровка, улети на небо, принеси нам хлеба!» - кто из нас не приговаривал так, посадив на палец этого красивого жучка? И крошка, добравшись до кончика пальца, улетала. Куда? Чем она занимается? Сейчас мы постараемся ответить, на эти и другие вопросы о божьей коровке.
72745. Отражение национального характера немцев в немецкой фразеологии 100 KB
  Особенности национального характера немцев. Фразеологизмы отражающие национальные особенности немцев. В связи с этим я выбрала фразеологизмы отражающие особенности национального характера немцев.
72746. Правдивая история о соли 96.5 KB
  Если предположить, что значение соли в жизни человека очень велико и значимо, её исчезновение несёт неминуемую гибель человечеству, то становится понятным, почему соль ценили с древних времен и дорожат ею в наше время, остаются актуальными используемые в речи народные пословицы, поговорки и приметы.
72747. Вторая «новая» жизнь старой шубы 31 KB
  Слово «шуба» пришло к нам из арабского языка (джубба). Шуба – верхняя одежда для защиты от зимних холодов. Впервые, слово «шуба» упоминается в письменных источниках 14 века. Из-за суровых зим на Руси шуба является традиционной одеждой.
72749. Влияние имени Катя на успеваемость 126.5 KB
  Может все это зависит от моего имени? Актуальность данной работы определяется недостаточной информацией про имена. Опрашивая своих одноклассников, подруг я узнала, что ребята не видят связи имени с успеваемостью.