24487

Чувствительность и её изучение. Психофизические законы

Доклад

Психология и эзотерика

Абсолютная чувствительность определяется абсолютным порогом ощущений. Нижний абсолютный порог ощущений это минимальная величина действия раздражителя на органы чувств в результате которого возникает ощущение. Верхним абсолютным порогом ощущений называется максимальная сила раздражителя при которой еще возникает адекватное действующему раздражителю ощущение. Для каждого вида ощущений существуют свои пороги.

Русский

2013-08-09

46.5 KB

12 чел.

11. Чувствительность и её изучение. Психофизические законы.

Чувствительность – способность живого организма активно реагировать на раздражения.

Принято выделять абсолютную и дифференциальную чувствительность. Абсолютная чувствительность определяется абсолютным порогом ощущений. Понятие «порог ощущения» отражает чувствительность человека к воздействию окружающей среды и стимулов, связанных с состоянием его собственного тела. Нижний абсолютный порог ощущений – это минимальная величина действия раздражителя на органы чувств, в результате которого возникает ощущение. Верхним абсолютным порогом ощущений называется максимальная сила раздражителя, при которой еще возникает адекватное действующему раздражителю ощущение. Дальнейшее увеличение силы раздражителей, действующих на рецепторы, вызывает в них лишь болевое ощущение (например, сверхгромкий звук, слепящая яркость). Для каждого вида ощущений существуют свои пороги. Дифференциальный порог ощущений – минимальное различие между двумя величинами раздражителя, вызывающее едва опознаваемое различие ощущений.

Учение о чувствительности и ее порогах зародилось в рамках психофизики. Ее основоположник – Густав Теодор Фехнер. Он обратил внимание на открытие другого исследователя органов чувств – физиолога Эрнста Вебера. Фехнер ввел понятие порога ощущения. Им была установлена закономерность, получившая название основного психофизического закона Вебера-Фехнера. Общую формулу, выведенную из своих опытов, Фехнер обозначил следующим образом: интенсивность ощущения пропорциональна логарифму стимула (раздражителя):  S = K * LgI +C, где S – интенсивность ощущения; I – сила раздражителя; K и C – константы).

Работы Фехнера имели ключевое значение для разработки психологии как самостоятельной экспериментальной науки. Им была продемонстрирована возможность математически точно определять закономерные отношения между психическим и физическим.

Позже закон Фехнера был пересмотрен. Закон Стивенса – модификация основного психофизического закона, предложенная американским психологом и психофизиологом С. Стивенсом, согласно которой между рядом ощущений и рядом физических раздражителей существует не логарифмическая, как у Фехнера, а степенная зависимость: Y = k * S в степени n, где Y – субъективная величина, ощущение; S – стимул; n – показатель степени функции; k – константа, зависящая от единицы измерения. При этом показатель степенной функции для разных модальностей ощущений различен (например, для громкостион имеет значение 0,3, для электрического удара – 3,5).

К основным механизмам изменения чувствительности человека к воздействию раздражителей, является адаптация, взаимодействие ощущений, сенсибилизация и упражнения.

Адаптация – это изменение чувствительности органов чувств под влиянием действия раздражителя. Адаптация может быть негативной (исчезновение или снижение чувствительности) и позитивной (увеличение чувствительности).

Чувствительность органов чувств индивида зависит от раздражений, воздействующих в данный момент на другие органы чувств (взаимодействие ощущений). Повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов называется сенсибилизацией. Сенсибилизация органов чувств возможна путем упражнения, в которых существует необходимость при компенсации сенсорных дефектов, а также в процессе трудовой деятельности.

Десенсибилизация – уменьшение до практического исчезновения чувствительности человека к воздействию какого-либо раздражителя.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54064. Програма логопедичної роботи з дітьми старшого дошкільного віку із ЗНМ III-го рівня 65.5 KB
  Учити виділяти назви предметів дій ознак розуміти узагальнювальне значення слів. Учити дітей перетворювати дієслова наказового способу 2ї особи однини в дієслова дійсного способу 3ї особи однини і множинного числа теперішнього часу спи спить сплять спали спала. Учити дітей використовувати в самостійній мові присвійні займенники мій моя моє у поєднанні з іменниками чоловічого і жіночого роду деяких форм словозміни шляхом практичного оволодіння іменниками єдиного і множинного числа дієсловами єдиного і множинного числа...
54065. Конспект логопедичного заняття: «Хто де живе?» 45.5 KB
  Виховання доброзичливості бажання бути справедливим; Корекційно навчальна: Формувати у дітей навички звязного мовлення: учити складати розповідь за малюнком за запитанням оцінювати розповіді товаришів; управляти в уживанні іменників назв приміщень певного призначення складати речення з прийменниками в по у біля поруч; учити давати відповідь на запитання використовуючи прислівники; Хід заняття 1 Організаційний момент Створення емоційного позитивного настрою на занятті Хто де живе Логопед кидає дітям мяч і починає...
54066. Конспект логопедичного заняття: Зелене царство 82 KB
  Бесіда Рослини поруч з нами Уточнення та розширення словника по темі Логопед. Який світ навколо нас Логопед допомагає дітям дібрати та повторити словаознаки: світ великий красивий багатий яскравий. Логопед.
54067. Интегрированное занятие для детей старшей логопедической группы « А мы идем, шагаем по Земле» 51 KB
  Дерево трава цветок и птица Не всегда умеют защититься Если будут уничтожены они На планете мы останемся одни Приглашаю всех вас в гости Спит девочка. Лучик танцует и нежно будит девочку ДЕВОЧКА: просыпаясь и потягиваясь Доброе утро Какое оно прекрасное Лучику Ой Кто ты ЛУЧИК: Я Лучик Солнца золотой Пришел к тебе с небес...
54068. Дидактичні матеріали до логопедичних занять з теми «Диференціація свистячих і шиплячих». Розрізнення дж-дз 125 KB
  Насупилось небо, плаче хмаринка. А поле сміється щасливо і дзвінко, бо сльози хмаринки несуть урожай. Як сльози ці звуться? Ану відгадай.
54069. Дифференциация звуков с – з. Развитие речи по лексической теме «Зима» 63 KB
  Картинки с изображениями Дети катаются на лыжах Дети катаются на санках Дети катаются на коньках Дети лепят снеговика. Дети повторяют движения за логопедом. Дети по очереди прикасаются к большому пальцу остальными пальчиками в ритме стихотворения. Дети лепят снеговика.
54070. Подолання вад звуковимови й звукосприймання 23.89 MB
  Виправлення недоліків звуковимови проводиться у певній послідовності за прийнятою методикою. Під час цих вправ звертається увага на положення язика: корінь спокійний а кінчик язика біля нижніх різців. Вправи для язика: рухи язиком вперед і назад відкритим ротом як котик...
54071. Здоровым и грамотным должен быть каждый! Логопедическая спартакиада 63.5 KB
  Скачет лягушонок Дети хлопают в ладоши Квакваква прыгают на месте Плавает утёнок хлопают в ладоши Крякрякря Ставят руки к груди и разводят в стороны. Прыгает козлёнок Хлопают в ладоши Ме ме ме Ставят руки на пояс наклоняются вперёд А за ним ягнёнок Хлопают Бе бе бе приседают Вот мы на зарядке Хлопают Раз дватри Прыгают на месте Все вокруг стараются Хлопают Спортом занимаются Шагают на месте Эстафета Собери букву По команде: Марш первый учащийся с мячом в руках бежит к обручу. Звуковая разминка...
54072. Логопедичне заняття. Осіння лісова галявина 210.5 KB
  Логопедичне заняття Вид. Виховувати вміння слухати вказівки логопеда. Логопед. Діти а зараз давайте пограємо в гру З якого дерева листочок Логопед показує дітям листочок а діти називають.