24553

Психосоматические взаимосвязи в организме человека

Доклад

Психология и эзотерика

Условнорефлекторная модель И. Конверсионная модель соматических расстройств З. Конверсионная модель объясняет нарушения произвольной моторики так же полезна для понимания психогенных расстройств чувствительности нарушений походки ощущения кома в пищеводе при истерии. В соответствии с конверсионной моделью с появлением соматического симптома пациент испытывает эмоциональное облегчение благодаря смягчению гнета бессознательного конфликта.

Русский

2013-08-09

58.5 KB

6 чел.

8. Психосоматические взаимосвязи в организме человека.

Условнорефлекторная модель И.П.Павлова: Рефлекс – причинно обусловленная р-ция ор-ма на изменения внешн.или внутр. среды, осуществляемая при участии ЦНС в ответ на раздражение рецепторов.

Классификация рефлексов: 1.по биол. знач-ю (пищевые, оборонит., половые); 2. в зав-ти от вида раздражаемых рецепторов (экстроцептив., интроцепт.); 3. по хар-ру ответной р-ции (двигат. или моторн.)

При  классич. формир-нии усл. рефлексов создается новая ассоциация м/у первоначально нейтральным стимулом (НС) и существующей реакцией. Нейтральный стимул сочетается с безусл. стимулом (БС), кот. уже производит желаемую р-цию (безусловную реакцию, или БР). При многократном повторении сочетания  безусл. и нейтр. стимулов нейтральный стимул (теперь ставший условным стимулом УС) воспринимает кач-ва БС и может вызывать ту же самую р-цию, хотя теперь она наз-ся условной реакцией (УР). Ассоциация БС-БР является естественной, в то время как ассоциация УС-УР явл-ся усвоенной в рез-те связи между новым и старым стимулом. Условные рефлексы (временные связи), рефлексы, вырабатываемые при определенных условиях (отсюда название) в течение жизни животного и человека; формир-ся на основе безусл. рефлексов. Термин "УР" предложен в 1903 И. П. Павловым. УР образуются, когда действие любого агента внешней или внутренней среды совпадает с действием раздражителя, вызывающего к.-л. БР, или предшествует ему; в рез-те агент, не вызывавший ранее данного рефлекторного ответа, начинает его вызывать, т. е. ст-ся условным (сигнальным) раздражителем. Так, звонок, несколько раз предшествовавший еде, начинает вызывать отделение слюны.

Выработка и закрепление УР происходит с участием высших отделов ЦНС. Условными раздражителями может быть любое изменение состояния внешней и внутренней среды, которое воспринимается рецепторами. В начальном периоде образования (т. н. периоде генерализации) УР. носит обобщённый характер, т.к. одинаковая реакция возникает на многие сигналы. Позднее он становится более специализированным, избирательным, прочным и постоянным по величине, и лишь один сигнал из множества или близкие к нему раздражители способны вызвать адекватную реакцию. Если нарушаются условия формирования, У. р. меняет параметры или совсем угасает. Вариабельность – наиболее характерный признак УР – обеспечивает активное уравновешивание организма с внешней средой. Условный сигнал, неточно, неправильно информирующий о событиях во внешней среде, утрачивает св-во пускового сигнала для орг-ции повед. акта, р-ция на него угасает. Это явление основано на внутреннем торможении, кот. позволяет тонко дифференцировать раздражители по их физиологич. и биолог. св-вам, и помогает освоб-ся от УР, переставших быть полезными в биолог. смысле. Образование и закрепление УР сопровождается возникновением новой рефлекторной, состоящей из афферентной, центральной и эфферентной частей. Информация о рез-тах совершенного действия поступает в мозг по мех-му обратной связи.

Р-ция «борьба или бегство» У.Кэннона. Адаптивную роль тревоги у животных описал У.Кеннон, обозначив ее как "р-цию борьбы или бегства". Она хар-ся рядом физиологич. сдвигов, подготавливающих организм к быстрому ответу на опасность: увел-ся выброс адреналина, активир. симпатическая с-ма, в рез-те чего повышается артер.давление, увелич. кровоток в мышцах и мозге, в крови повыш-ся уровень глюкозы, чтобы создать этим системам макс. Благоп. условия для деят-ти. Увеличение свертываемости крови предохраняет от большой кровопотери в случае ранения, усиление секреции глюкокортикоидов предохраняет от острой анафилактической р-ции при попадании инородных веществ в раны. Эти и др. физиологич. сдвиги носят отчетливый приспособительный характер, но они же при чрезмерной силе и длит-ти могут быть причиной соматических катастроф и заболеваний: инфаркта, инсульта, гипертонического криза, а в дальнейшем диабета, гипертонической болезни и др.

Психофизиология стресса Г.Селье. Стресс – неспецифический ответ организма на любое предъявляемое ему требование. Неспецифический – это значит, что каждое предъявленное организму требование своеобразно или специфично. Неспецифические требования, предъявляемые воздействием как таковым, - это и есть сущность стресса.

Конверсионная модель соматических расстройств З.Фрейда. Под конверсией Ф. понимает смещение психического  конфликта и попытку разрешить его  через различные симптомы в области тела – соматические, моторные или чувственные. Конверсионная модель объясняет нарушения произвольной моторики, так же полезна для понимания психогенных расстройств чувствительности, нарушений походки, ощущения кома в пищеводе при истерии. Телесный симптом символизирует бессознательный конфликт пациента, имеющий, по Фрейду, преимущественно генитально-сексуальную природу. В соответствии с конверсионной моделью, с появлением соматического симптома пациент испытывает эмоциональное облегчение благодаря смягчению гнета бессознательного конфликта.

Модель вегетативного невроза Ф.Александера. Согласно модели вегетативного невроза, если бессознательный конфликт не имеет выхода в соответствующем внешнем проявлении, то он приводит к эмоциональному напряжению, сопровождаемому устойчивыми изменениями в вегетативной нервной системе.  Подобные изменения могут повлечь за собой изменения ткани, а возможно, даже и необратимые поражения органов. В отличии от конверсии, в этом процессе отсутствует символический выразительный характер выбора органа поражения, а также из-за возникновения тех или иных симптомов болезни эмоционального облегчения не происходит.

Модель десоматизации и ресоматизации К.Шура. Согласно этой модели в раннем детстве для человека характерно единое «психофизиологическое переживание». Психосоматический симптом возникает, когда при сильной нагрузке нарушается психодинамическое равновесие и  происходит внезапный прорыв бессознательного материала в форме преэдипальных или эдипальных инстинктивных желаний и механизмы защиты Я не срабатывают.

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

55696. ФОРМУВАННЯ ПРОФЕСІЙНОЇ КУЛЬТУРИ МАЙБУТНЬОГО ВЧИТЕЛЯ МУЗИКИ В ПОЗАНАВЧАЛЬНІЙ ДІЯЛЬНОСТІ ВНЗ 389 KB
  Студенти учасники ансамблю краще проводять заняття педагогічної практики у дитячому садку та школі бо їхнє тонке чуття музичних творів передається дітям а хвилювання яке притаманне студентам-практикантам під час проходження...
55697. Формування і розвиток комунікативної компетентності молодших школярів 244.5 KB
  Наше завдання полягає в тому щоб: а удосконалювати вміння правильно відповідати на поставлені запитання ставити запитання іншим вступати в розмову; б збагачувати мовлення дітей формулами мовленнєвого етикету...
55698. Використання інтерактивних технологій як засобу продуктивного навчання учнів початкових класів 338 KB
  Від якості навчання і виховання залежить формування культурних цінностей. Тому реформування загальної освіти супроводжується введенням нових спеціальних форм організації пізнавальної діяльності які мають конкретну мету –- створити такі умови навчання за якими би кожен учень міг успішно навчався...
55699. Участь студентів у позанавчальній роботі – необхідна передумова формування професійної компетентності випускника ВНЗ 2.16 MB
  На нашу думку поєднання аудиторної та позанавчальної роботи з додаткової спеціалізації Керівник дитячого хореографічного колективу яке реалізується у ВНКЗ Білгород-Дністровське педагогічне училище Одеської області через діяльність Народного ансамблю танцю Бессарабський сувенір сприяє...
55700. Самооцінювання учнів – один із способів розвитку їхньої пізнавальної самостійності і творчої активності на уроках математики 593 KB
  Навчальна мета уроку: Активізувати пізнавальну діяльність учнів; познайомити учнів з поняттями: пропорція члени пропорції; правильна і неправильна пропорція; з основною властивістю пропорції.
55701. Самостійна робота як засіб навчання, виховання і розвитку учнів 228 KB
  Успішне його виконання багато у чому залежить від методики навчання яка дає змогу озброїти учнів глибокими знаннями навчити їх працювати зацікавлено й самостійно. Методику сучасного уроку характеризує система самостійних робіт учнів. В цій статті описується певною мірою методи самостійного навчання учнів.
55702. Види диктантів і методика їх проведення 120 KB
  Текстуальні диктанти. Специфіка диктантів та класифікація їх видів Диктант -– це такий прийом організації навчальної діяльності на уроці в процесі якої учні відтворюють письмово сприйнятий ними на слух текст.
55703. Межпредметные связи на уроках русского языка и литературы 124.5 KB
  Приобщая школьников к наиболее высоким достижениям мировой культуры и литературы учитель литературы воспитывает общую культуру развивает художественно-образное мышление формирует творческую личность.