24553

Психосоматические взаимосвязи в организме человека

Доклад

Психология и эзотерика

Условнорефлекторная модель И. Конверсионная модель соматических расстройств З. Конверсионная модель объясняет нарушения произвольной моторики так же полезна для понимания психогенных расстройств чувствительности нарушений походки ощущения кома в пищеводе при истерии. В соответствии с конверсионной моделью с появлением соматического симптома пациент испытывает эмоциональное облегчение благодаря смягчению гнета бессознательного конфликта.

Русский

2013-08-09

58.5 KB

7 чел.

8. Психосоматические взаимосвязи в организме человека.

Условнорефлекторная модель И.П.Павлова: Рефлекс – причинно обусловленная р-ция ор-ма на изменения внешн.или внутр. среды, осуществляемая при участии ЦНС в ответ на раздражение рецепторов.

Классификация рефлексов: 1.по биол. знач-ю (пищевые, оборонит., половые); 2. в зав-ти от вида раздражаемых рецепторов (экстроцептив., интроцепт.); 3. по хар-ру ответной р-ции (двигат. или моторн.)

При  классич. формир-нии усл. рефлексов создается новая ассоциация м/у первоначально нейтральным стимулом (НС) и существующей реакцией. Нейтральный стимул сочетается с безусл. стимулом (БС), кот. уже производит желаемую р-цию (безусловную реакцию, или БР). При многократном повторении сочетания  безусл. и нейтр. стимулов нейтральный стимул (теперь ставший условным стимулом УС) воспринимает кач-ва БС и может вызывать ту же самую р-цию, хотя теперь она наз-ся условной реакцией (УР). Ассоциация БС-БР является естественной, в то время как ассоциация УС-УР явл-ся усвоенной в рез-те связи между новым и старым стимулом. Условные рефлексы (временные связи), рефлексы, вырабатываемые при определенных условиях (отсюда название) в течение жизни животного и человека; формир-ся на основе безусл. рефлексов. Термин "УР" предложен в 1903 И. П. Павловым. УР образуются, когда действие любого агента внешней или внутренней среды совпадает с действием раздражителя, вызывающего к.-л. БР, или предшествует ему; в рез-те агент, не вызывавший ранее данного рефлекторного ответа, начинает его вызывать, т. е. ст-ся условным (сигнальным) раздражителем. Так, звонок, несколько раз предшествовавший еде, начинает вызывать отделение слюны.

Выработка и закрепление УР происходит с участием высших отделов ЦНС. Условными раздражителями может быть любое изменение состояния внешней и внутренней среды, которое воспринимается рецепторами. В начальном периоде образования (т. н. периоде генерализации) УР. носит обобщённый характер, т.к. одинаковая реакция возникает на многие сигналы. Позднее он становится более специализированным, избирательным, прочным и постоянным по величине, и лишь один сигнал из множества или близкие к нему раздражители способны вызвать адекватную реакцию. Если нарушаются условия формирования, У. р. меняет параметры или совсем угасает. Вариабельность – наиболее характерный признак УР – обеспечивает активное уравновешивание организма с внешней средой. Условный сигнал, неточно, неправильно информирующий о событиях во внешней среде, утрачивает св-во пускового сигнала для орг-ции повед. акта, р-ция на него угасает. Это явление основано на внутреннем торможении, кот. позволяет тонко дифференцировать раздражители по их физиологич. и биолог. св-вам, и помогает освоб-ся от УР, переставших быть полезными в биолог. смысле. Образование и закрепление УР сопровождается возникновением новой рефлекторной, состоящей из афферентной, центральной и эфферентной частей. Информация о рез-тах совершенного действия поступает в мозг по мех-му обратной связи.

Р-ция «борьба или бегство» У.Кэннона. Адаптивную роль тревоги у животных описал У.Кеннон, обозначив ее как "р-цию борьбы или бегства". Она хар-ся рядом физиологич. сдвигов, подготавливающих организм к быстрому ответу на опасность: увел-ся выброс адреналина, активир. симпатическая с-ма, в рез-те чего повышается артер.давление, увелич. кровоток в мышцах и мозге, в крови повыш-ся уровень глюкозы, чтобы создать этим системам макс. Благоп. условия для деят-ти. Увеличение свертываемости крови предохраняет от большой кровопотери в случае ранения, усиление секреции глюкокортикоидов предохраняет от острой анафилактической р-ции при попадании инородных веществ в раны. Эти и др. физиологич. сдвиги носят отчетливый приспособительный характер, но они же при чрезмерной силе и длит-ти могут быть причиной соматических катастроф и заболеваний: инфаркта, инсульта, гипертонического криза, а в дальнейшем диабета, гипертонической болезни и др.

Психофизиология стресса Г.Селье. Стресс – неспецифический ответ организма на любое предъявляемое ему требование. Неспецифический – это значит, что каждое предъявленное организму требование своеобразно или специфично. Неспецифические требования, предъявляемые воздействием как таковым, - это и есть сущность стресса.

Конверсионная модель соматических расстройств З.Фрейда. Под конверсией Ф. понимает смещение психического  конфликта и попытку разрешить его  через различные симптомы в области тела – соматические, моторные или чувственные. Конверсионная модель объясняет нарушения произвольной моторики, так же полезна для понимания психогенных расстройств чувствительности, нарушений походки, ощущения кома в пищеводе при истерии. Телесный симптом символизирует бессознательный конфликт пациента, имеющий, по Фрейду, преимущественно генитально-сексуальную природу. В соответствии с конверсионной моделью, с появлением соматического симптома пациент испытывает эмоциональное облегчение благодаря смягчению гнета бессознательного конфликта.

Модель вегетативного невроза Ф.Александера. Согласно модели вегетативного невроза, если бессознательный конфликт не имеет выхода в соответствующем внешнем проявлении, то он приводит к эмоциональному напряжению, сопровождаемому устойчивыми изменениями в вегетативной нервной системе.  Подобные изменения могут повлечь за собой изменения ткани, а возможно, даже и необратимые поражения органов. В отличии от конверсии, в этом процессе отсутствует символический выразительный характер выбора органа поражения, а также из-за возникновения тех или иных симптомов болезни эмоционального облегчения не происходит.

Модель десоматизации и ресоматизации К.Шура. Согласно этой модели в раннем детстве для человека характерно единое «психофизиологическое переживание». Психосоматический симптом возникает, когда при сильной нагрузке нарушается психодинамическое равновесие и  происходит внезапный прорыв бессознательного материала в форме преэдипальных или эдипальных инстинктивных желаний и механизмы защиты Я не срабатывают.

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

48190. ІСТОРІЯ СЕРЕДНЬОВІЧНОГО СХОДУ КУРС ЛЕКЦІЙ 2.42 MB
  ІНДІЯ ПІСЛЯ ІСЛАМСЬКОГО ЗАВОЮВАННЯ. Встановивши східну деспотію в СРСР вожді від âдиктатури пролетаріатуâ не бажали залишати в умах підданих зайвих асоціацій і хоча після смерті Й. Інші річки Хуайхе Чжуцзян Хайхе Ляохе теж відігравали певну роль у природногосподарській системі традиційного Китаю а після завершення будівництва Великого каналу VII ст. Для тогочасних китайців було характерним міняти особисте ім'я людини протягом життя: в дитинстві всім давалося âмолочне ім'яâ жумін після повноліття основне мін нарешті...
48191. ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ ПРАВА. КУРС ЛЕКЦИЙ 2.87 MB
  Кожевников ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ ПРАВА КУРС ЛЕКЦИЙ Второе издание переработанное и дополненное Нижний Новгород 2008 УДК 340 ББК 67. Проблемы теории права: Курс лекций: Право: понятие сущность система; правотворчество и правовое регулирование. Нормы права правоотношения правосознание и правовая культура действие права. Вопервых на основе обобщения материала последних лет по правоведению и сохранения всего ценного накопленного в прошлые годы доступно изложить достаточно сложные и объемные вопросы относящиеся к природе права его...
48192. Джерела з історії середньовічної Європи (V-XV ст.) 145.5 KB
  На території власне германських областей панували місцеві діалекти зокрема законодавчі документи перекладалися цими діалектами. В Англії латина була мовою церкви документи та історичні твори писалися місцевою мовою. Поодинокі документи збереглися лише через те що знаходилися за межами імперії. Це варварські правди для раннього середньовіччя потім королівське законодавство правові документи феодального звичаєвого права парламентське законодавство.
48193. Лісові культури для Літинського лісництва «ДП Хмільницьке ЛГ» 938 KB
  Для задоволення потреб у садивному матеріалі дерев і чагарників, в лісовому господарстві створена і функціонує ціла сітка спеціалізованих лісових розсадників по вирощуванню потрібного садивного матеріалу, головним чином, з відкритою кореневою системою із застосуванням при цьому широкої та комплексної механізації і хімізації робіт (гербіцидів, міндобрив, отрутохімікатів).
48194. Мікроекономіка 22.13 MB
  Цей опорний конспект лекцій створено з метою надання допомоги студентам в процесі вивчення дисципліни. Інформація в опорному конспекті лекцій розташована в порядку викладання тем дисципліни у відповідності з навчальною програмою
48195. Соціальна профілактика як аспект соціальної політики держави 403 KB
  Соціальна профілактика як аспект соціальної політики держави Сутність соціальної профілактики. Предмет обєкти та субєкти чинники соціальної профілактики. Рівні профілактики. Нормативноправова база держави в напрямку профілактики негативних явищ у дитячому та молодіжному середовищі.
48196. СОЦІАЛЬНЕ СТРАХУВАННЯ. КОНСПЕКТ ЛЕКЦІЙ 1.47 MB
  050104 ФІНАНСИ усіх форм навчання та слухачів ЦПО Суми Видавництво СумДУ 2009 МІНІСТЕРСТВО ОСВІТИ І НАУКИ УКРАЇНИ СУМСЬКИЙ ДЕРЖАВНИЙ УНІВЕРСИТЕТ СОЦІАЛЬНЕ СТРАХУВАННЯ КОНСПЕКТ ЛЕКЦІЙ для студентів напряму підготовки 0501 спеціальності 7.050104 ФІНАНСИ усіх форм навчання та слухачів ЦПО Затверджено на засіданні кафедри фінансів як конспект лекцій з дисципліни âСоціальне страхуванняâ. Суми Видавництво СумДУ 2009 Соціальне страхування: Конспект лекцій Укладачі: П.
48197. СОЦІОЛОГІЯ. КУРС ЛЕКЦІЙ 4.91 MB
  Цей курс лекцій належить до нової генерації підручників, за допомогою яких здійснюється перехід до нових, інтерактивних методів викладання та діалогової форми навчання. Він містить три теоретичні розділи, а також окремий розділ, присвячений розробці програми і технологій конкретно-соціологічних досліджень. Подаються рекомендації щодо ефективної організації навчального процесу, поточного контролю знань студентів із застосуванням тестової системи
48198. Соціологія. Конспект лекцій 665.5 KB
  Значення дисципліни в підготовці фахівця зумовлено тим, що вона забезпечує формування й розвиток у студентів наукових поглядів, переконань, знань в галузі суспільних відносин, основних сферах життєдіяльності людини, взаємовідносин між різними соціальними спільнотами та групами. Ці знання необхідні випускникам університету для аналізу соціальних процесів, що відбуваються в сучасному суспільстві, зокрема, в Україні