24554

Консультирование в кризисной службе

Доклад

Психология и эзотерика

Психическая травма вызывает следующие реакции: 1. Физиологические реакции: учащенное сердцебиение; повышение кровяного давления; чувство сжатия в груди; затрудненное дыхание; потливость ладоней; дрожание и подергивание мышц; напряженность мышц шеи и или спины; тяжесть в руках и ногах; головные боли; частое мочеиспускание; расстройство стула; тошнота рвота; нарушение сна; потеря аппетита; частое чихание; приступы слабости; склонность к простудам и аллергиям; скрипение зубами во сне; придавленная поза. Эмоциональные реакции: повышенная...

Русский

2013-08-09

71.5 KB

6 чел.

9. Консультирование в кризисной службе.

Психологическая травма – необычное событие, способное вызвать тяжелый психологический стресс и сопровождающееся чувством ужаса, страха и беспомощности.

Нарушения, которые развиваются у человека после пережитой травмы, затрагивают все уровни человеческой жизнедеятельности: физиологические, личностные, межличностные, социального взаимодействия. Психическая травма вызывает следующие реакции:

1. Физиологические реакции: учащенное сердцебиение; повышение кровяного давления; чувство сжатия в груди; затрудненное дыхание; потливость ладоней; дрожание и подергивание мышц; напряженность мышц шеи и/или спины; тяжесть в руках и ногах; головные боли; частое мочеиспускание; расстройство стула; тошнота, рвота; нарушение сна; потеря аппетита; частое чихание; приступы слабости; склонность к простудам и аллергиям; скрипение зубами во сне; «придавленная поза».

2. Эмоциональные реакции: повышенная раздражительность и гневливость; чувство собственной некчемности; подавленность; мнительность и подозрительность; ревнивость; тревожность; нетерпеливость; безразличие; отчужденность;  снижение интересов и инициативы; слезливость или внутренний плач без слез; снижение способности сочувствовать и сопереживать; повышенная критичность к себе и другим; склонность обвинять окружающих, самообвинения; переживание травмировавших событий в снах; внезапные и яркие вспышки в сознании пережитого.

3. Интеллектуальные реакции: рассеянность и забывчивость; застревание на мыслях; математические и грамматические ошибки; ошибки в определении расстояния; снижение концентраций внимания, к деталям и мелочам особенно; периоды неспособности думать; поглощенность прошлым; снижение творческих способностей; ослабление воображения.    

Помощь и коррекционные задачи в преодолении психической травмы. Задачи в преодолении психической травмы: поддержка, проработка травмирующего материала, переоценка кризисной ситуации, изменение мировосприятия, повышение самооценки, выработка реалистической перспективы и активной жизненной позиции. Важно вернуть клиенту чувство компетентности за счет воспоминания о преодоленных трудных ситуациях и проектирования будущего, в котором можно использовать удачный прошлый опыт. При этом психолог должен отслеживать возможные суицидальные тенденции и аффективные реакции, разряжать агрессию, переводя ее на себя.

Принципы: безотлагательность, простота и единство действий, приближенность к месту событий, интервенция в поверхностные слои сознания, ожидание, что нормальное состояние вернется. Оперативная помощь зависит от стадии. Если это 1-я стадия – техники экстренной психологической помощи в зависимости от типа аффективно-шоковой р-ции: гиподинамическая (апатия – спросить, как зовут, хочет ли пить, можно ли взять его за руку; ступор – возвращение телесных границ, точечный массаж лба, «домик», заземление), гипердинамическая (двигат. возб-е – прием «захват», точечный массаж лба, дать выговориться, изоляция от окружающих; агрессия – изоляция от окр., дать выговориться, дать поручение, при неконтрол.агрессии – напугать, приказать сесть; нервная дрожь – усилить дрожь, разрешить ее,подрожать вместе, потрясти; и т.д.)

Если аффективно-шоковая р-ция прошла, то 4 напр-я работы с психической травмой:

  1.  снижение тревоги через проработкуактуальных негативных переживаний (страх, стыд, вина, беспомощность, безысходность, горе,ярость)
  2.  формирование доступа к ресурсам (ресурсы прошлого, настоящего и будущего). Зависит от фазы (н-р насилие: будущее - «Что вы будете делать сегодня вечером?»)
  3.  восстановление целостности личности – арт-терапия, символические методы, работа с образами, вентилляция негативных переживаний.
  4.  Включение переработанного опыта в личную историю и свой образ Я.

Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) – состояние, которое развивается у человека, испытывающего стрессовое событие исключительно угрожающего или катастрофического характера.

Ситуации, вызывающие ПТСР: военные действия, межнациональные конфликты, природные катастрофы (землетрясения, наводнения, цунами, смерчи, массовые лесные пожары и снежные заносы), промышленные катастрофы, террористические акты, в том числе взятие в заложники, служба в армии, отбывание заключения в местах лишения свободы, насилия и пытки, длительные тяжёлые болезни, утрата близких людей.

Выделяют три основные стадии развития ПТСР: 1) острая – от момента события до б недель; 2) хроническая – от 6 недель до 6 месяцев; 3) отсроченная – от 6 месяцев до нескольких лет или даже нескольких десятков лет.

Проявления посттравматического стрессового расстройства:

  •  стойкие воспоминания или «оживление» стресса в навязчивых реминисценциях, ярких воспоминаниях или повторяющихся снах, либо повторное переживание горя при воздействии ситуаций, напоминающих или ассоциирующихся со стрессом,
  •  избегание или стремление избежать обстоятельств, напоминающих либо ассоциирующихся со стрессом,
  •  психогенная амнезия, либо частичная, либо полная, в отношении важных аспектов периода воздействия стресса,
  •  стойкие симптомы повышения психологической чувствительности или возбудимости (не наблюдавшиеся до действия стресса), представленные затруднениями засыпания или сохранения сна; раздражительностью или вспышками гнева; затруднениями концентрации внимания; повышением уровня бодрствования,
  •  заметно сниженный интерес или участие в ранее значимых видах деятельности,
  •  чувство отстраненности или отделенности от остальных людей,
  •  сниженная выраженность аффекта (неспособность, например, к чувству любви),
  •  чувство отсутствия перспективы в будущем (например, отсутствие ожиданий по поводу карьеры, женитьбы, детей или пожелания долгой жизни).

Направления помощи лицам с синдромом ПТС.

Дебрифинг (Д) - это особым образом организованное обсуждение, кот может проводиться психологом или спец обученным волонтером. Исп-ся в гр людей (не более 15), совместно переживших стрессогенное или трагич событие, с целью минимизации психол страданий. Задачи: проработка впечатлений, р-ций и чув-в; когнит орг-ция переживаемого опыта ч\з понимание стр-ры и смысла происходящего; снижение индивид и гр напряжения; уменьшение ощущения уник-ти и патологичности собств р-ций ч\з гр обсуждение чув-в; мобилизация вн и внутр рес-сов, усиление гр поддержки; подготовка к переживанию тех симптомов, кот могут возникнуть; опр-е дальнейшей помощи в случае необход. Д препятствует развитию и продолжению, спос-ет пониманию причин и осознание действий, кот надо предпринять. Поэтому это одновременно метод профилактики и кризисной интервенции, применяется при ситуации угрозы, кот осознавалась уч-ми и в ней уча-ли все члены гр, спустя 2 суток, чтобы члены гр могли осуществлять рефлексию и самоанализ. Гр должна быть изолир от вн вмешат. Включ 3 части: проработка осн чув-в уч-ков и опр-е интенсивности стресса, детальное обсуждение симптомов и обеспеч-е защищенности и поддержки, мобилизация рес-сов, предост-е инф, формир-е планов на будущее.

Фазы:

  1.  Вводная (15 мин)- ведущий представляется сам и гр, знакомство, прояснение целей и задач, опред-е правил для минимизации тревоги и опасений участников (добров-ть, конфид-ть, безоцен-ть, возм-ть ухудшения состояния на нач этапе, что нормально, т.к. происх возвращение к болезн состоянию), работать без перерыва, но не запрещается тихо выходить, возм-ть выходить за пределы заданной темы и задавать любые вопросы.
  2.  Фактов - каждый кратко описывает то, что произошло с ним во время ЧС, задаются уточняющие вопросы, чтобы откорректировать объективную картину.
  3.  Мыслей - фокусировка на принятии решений и процессе мышления, возможно возникновение сопротивления и нежелание открываться.
  4.  Реагирование (наиб. длит.)- исследуются чув-ва. Ведущий должен следить, чтобы все участвовали в общении; достигается сплоченность гр и взаимопомощь, если у кого-то ухудшается состояние.
  5.  Симптомов - более детальное обсуждение физ, эмоц, когнит реагирования, кот пережили в ответ на ЧС.
  6.  Завершение- ведущий обобщает реакции участников, пытается нормализовать состояние гр, обозначение индивид-ти каждого участника, возможность обговорить дополнит встречу ч\з неделю.
  7.  Реадаптация- обсуждение и планирование будущего, наметить стратегии преодоления, созд внутригруп психол контекста, обсуждение необходимости обращения для проф помощи.

Методы работы: арт-терапия (для выр-я подавленных чувств, телесная терапия (восстановление контакта с телом, его границ, выход агресивных чувств), танцевальная терапия (выход заблокированной энергии), гештальт-терапия (возврат из прошлого в настоящее), когнитивно-поведенческая терапия (работа с установками, их трансформация). Возможна работа по плану конс-ния девиантных личностей.

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

41270. МІСТА НА ДУНАЇ ТА ЙОГО ПРАВИХ ПРИТОКАХ 45.34 MB
  Майже всі придунайські міста розвинулися з прикордонних римських таборів I—IV ст., зберігши сліди античного регулярного планування в своїх історичних ядрах. Для тих міст притаманним є складний етнічний склад міського населення
41271. Методологическая основа моделирования 127 KB
  На этапах разработки АСОИУ различных уровней отраслевые АСУ АСУ объединениями и предприятиями автоматизированные системы научных исследований и комплексных испытаний системы автоматизации проектирования АСУ технологическими процессами а также интегрированные АСУ необходимо учитывать следующие особенности: сложность структуры стохастичность связей между элементами неоднозначность алгоритмов поведения при различных условиях большое количество параметров и переменных неполноту и недетерминированность исходной информации...
41272. Общая характеристика проблемы моделирования систем 134 KB
  Общая характеристика проблемы моделирования систем. Цели и проблемы моделирования систем. Классификация видов моделирования систем. Общая характеристика проблемы моделирования систем Характеристики моделей систем При моделировании рассматривают следующие характеристики моделей: 1.
41273. Возможности и эффективность моделирования систем на вычислительных машинах 123 KB
  Классификация видов моделирования систем продолжение. Возможности и эффективность моделирования систем на вычислительных машинах. Средства моделирования систем. Обеспечение имитационного моделирования.
41274. Математические схемы моделирования систем 238.5 KB
  При построении математической модели системы необходимо решить вопрос об ее полноте. Также должна быть решена задача упрощения модели которая помогает выделить в зависимости от цели моделирования основные свойства системы отбросив второстепенные. При переходе от содержательного к формальному описанию процесса функционирования системы с учетом воздействия внешней среды применяют математическую схему как звено в цепочке описательная модель – математическая схема – математическая аналитическая или и имитационная модель. Формальная...
41275. Непрерывно-детерминированные модели (D-схемы). Основные соотношения. Возможные приложения D-схемы 224 KB
  Они отражают динамику изучаемой системы и в качестве независимой переменной от которой зависят неизвестные искомые функции обычно служит время t. Элементарные системы Из этого уравнения свободного колебания маятника можно найти оценки интересующих характеристик. Очевидно что введя обозначения h2 = mMlM2 = LK h1 = 0 h0 = mMglM = 1 CK Ft = qt = zt получим обыкновенное дифференциальное уравнение второго порядка описывающее поведение этой замкнутой системы: h2d2zt dt2 h1dzt dt h0zt = 0 2.9 где h0 h1...
41276. Дискретно-детерминированные модели (F-схемы). Основные соотношения. Возможные приложения F-схемы 170.5 KB
  Система представляется в виде автомата как некоторого устройства с входными и выходными сигналами перерабатывающего дискретную информацию и меняющего свои внутренние состояния лишь в допустимые моменты времени. В каждый момент t = 0 1 2 дискретного времени Fавтомат находится в определенном состоянии zt из множества Z состояний автомата причем в начальный момент времени t = 0 он всегда находится в начальном состоянии z0 = z0. Другими словами если на вход конечного автомата установленного в начальное состояние z0 подавать в...