24554

Консультирование в кризисной службе

Доклад

Психология и эзотерика

Психическая травма вызывает следующие реакции: 1. Физиологические реакции: учащенное сердцебиение; повышение кровяного давления; чувство сжатия в груди; затрудненное дыхание; потливость ладоней; дрожание и подергивание мышц; напряженность мышц шеи и или спины; тяжесть в руках и ногах; головные боли; частое мочеиспускание; расстройство стула; тошнота рвота; нарушение сна; потеря аппетита; частое чихание; приступы слабости; склонность к простудам и аллергиям; скрипение зубами во сне; придавленная поза. Эмоциональные реакции: повышенная...

Русский

2013-08-09

71.5 KB

6 чел.

9. Консультирование в кризисной службе.

Психологическая травма – необычное событие, способное вызвать тяжелый психологический стресс и сопровождающееся чувством ужаса, страха и беспомощности.

Нарушения, которые развиваются у человека после пережитой травмы, затрагивают все уровни человеческой жизнедеятельности: физиологические, личностные, межличностные, социального взаимодействия. Психическая травма вызывает следующие реакции:

1. Физиологические реакции: учащенное сердцебиение; повышение кровяного давления; чувство сжатия в груди; затрудненное дыхание; потливость ладоней; дрожание и подергивание мышц; напряженность мышц шеи и/или спины; тяжесть в руках и ногах; головные боли; частое мочеиспускание; расстройство стула; тошнота, рвота; нарушение сна; потеря аппетита; частое чихание; приступы слабости; склонность к простудам и аллергиям; скрипение зубами во сне; «придавленная поза».

2. Эмоциональные реакции: повышенная раздражительность и гневливость; чувство собственной некчемности; подавленность; мнительность и подозрительность; ревнивость; тревожность; нетерпеливость; безразличие; отчужденность;  снижение интересов и инициативы; слезливость или внутренний плач без слез; снижение способности сочувствовать и сопереживать; повышенная критичность к себе и другим; склонность обвинять окружающих, самообвинения; переживание травмировавших событий в снах; внезапные и яркие вспышки в сознании пережитого.

3. Интеллектуальные реакции: рассеянность и забывчивость; застревание на мыслях; математические и грамматические ошибки; ошибки в определении расстояния; снижение концентраций внимания, к деталям и мелочам особенно; периоды неспособности думать; поглощенность прошлым; снижение творческих способностей; ослабление воображения.    

Помощь и коррекционные задачи в преодолении психической травмы. Задачи в преодолении психической травмы: поддержка, проработка травмирующего материала, переоценка кризисной ситуации, изменение мировосприятия, повышение самооценки, выработка реалистической перспективы и активной жизненной позиции. Важно вернуть клиенту чувство компетентности за счет воспоминания о преодоленных трудных ситуациях и проектирования будущего, в котором можно использовать удачный прошлый опыт. При этом психолог должен отслеживать возможные суицидальные тенденции и аффективные реакции, разряжать агрессию, переводя ее на себя.

Принципы: безотлагательность, простота и единство действий, приближенность к месту событий, интервенция в поверхностные слои сознания, ожидание, что нормальное состояние вернется. Оперативная помощь зависит от стадии. Если это 1-я стадия – техники экстренной психологической помощи в зависимости от типа аффективно-шоковой р-ции: гиподинамическая (апатия – спросить, как зовут, хочет ли пить, можно ли взять его за руку; ступор – возвращение телесных границ, точечный массаж лба, «домик», заземление), гипердинамическая (двигат. возб-е – прием «захват», точечный массаж лба, дать выговориться, изоляция от окружающих; агрессия – изоляция от окр., дать выговориться, дать поручение, при неконтрол.агрессии – напугать, приказать сесть; нервная дрожь – усилить дрожь, разрешить ее,подрожать вместе, потрясти; и т.д.)

Если аффективно-шоковая р-ция прошла, то 4 напр-я работы с психической травмой:

  1.  снижение тревоги через проработкуактуальных негативных переживаний (страх, стыд, вина, беспомощность, безысходность, горе,ярость)
  2.  формирование доступа к ресурсам (ресурсы прошлого, настоящего и будущего). Зависит от фазы (н-р насилие: будущее - «Что вы будете делать сегодня вечером?»)
  3.  восстановление целостности личности – арт-терапия, символические методы, работа с образами, вентилляция негативных переживаний.
  4.  Включение переработанного опыта в личную историю и свой образ Я.

Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) – состояние, которое развивается у человека, испытывающего стрессовое событие исключительно угрожающего или катастрофического характера.

Ситуации, вызывающие ПТСР: военные действия, межнациональные конфликты, природные катастрофы (землетрясения, наводнения, цунами, смерчи, массовые лесные пожары и снежные заносы), промышленные катастрофы, террористические акты, в том числе взятие в заложники, служба в армии, отбывание заключения в местах лишения свободы, насилия и пытки, длительные тяжёлые болезни, утрата близких людей.

Выделяют три основные стадии развития ПТСР: 1) острая – от момента события до б недель; 2) хроническая – от 6 недель до 6 месяцев; 3) отсроченная – от 6 месяцев до нескольких лет или даже нескольких десятков лет.

Проявления посттравматического стрессового расстройства:

  •  стойкие воспоминания или «оживление» стресса в навязчивых реминисценциях, ярких воспоминаниях или повторяющихся снах, либо повторное переживание горя при воздействии ситуаций, напоминающих или ассоциирующихся со стрессом,
  •  избегание или стремление избежать обстоятельств, напоминающих либо ассоциирующихся со стрессом,
  •  психогенная амнезия, либо частичная, либо полная, в отношении важных аспектов периода воздействия стресса,
  •  стойкие симптомы повышения психологической чувствительности или возбудимости (не наблюдавшиеся до действия стресса), представленные затруднениями засыпания или сохранения сна; раздражительностью или вспышками гнева; затруднениями концентрации внимания; повышением уровня бодрствования,
  •  заметно сниженный интерес или участие в ранее значимых видах деятельности,
  •  чувство отстраненности или отделенности от остальных людей,
  •  сниженная выраженность аффекта (неспособность, например, к чувству любви),
  •  чувство отсутствия перспективы в будущем (например, отсутствие ожиданий по поводу карьеры, женитьбы, детей или пожелания долгой жизни).

Направления помощи лицам с синдромом ПТС.

Дебрифинг (Д) - это особым образом организованное обсуждение, кот может проводиться психологом или спец обученным волонтером. Исп-ся в гр людей (не более 15), совместно переживших стрессогенное или трагич событие, с целью минимизации психол страданий. Задачи: проработка впечатлений, р-ций и чув-в; когнит орг-ция переживаемого опыта ч\з понимание стр-ры и смысла происходящего; снижение индивид и гр напряжения; уменьшение ощущения уник-ти и патологичности собств р-ций ч\з гр обсуждение чув-в; мобилизация вн и внутр рес-сов, усиление гр поддержки; подготовка к переживанию тех симптомов, кот могут возникнуть; опр-е дальнейшей помощи в случае необход. Д препятствует развитию и продолжению, спос-ет пониманию причин и осознание действий, кот надо предпринять. Поэтому это одновременно метод профилактики и кризисной интервенции, применяется при ситуации угрозы, кот осознавалась уч-ми и в ней уча-ли все члены гр, спустя 2 суток, чтобы члены гр могли осуществлять рефлексию и самоанализ. Гр должна быть изолир от вн вмешат. Включ 3 части: проработка осн чув-в уч-ков и опр-е интенсивности стресса, детальное обсуждение симптомов и обеспеч-е защищенности и поддержки, мобилизация рес-сов, предост-е инф, формир-е планов на будущее.

Фазы:

  1.  Вводная (15 мин)- ведущий представляется сам и гр, знакомство, прояснение целей и задач, опред-е правил для минимизации тревоги и опасений участников (добров-ть, конфид-ть, безоцен-ть, возм-ть ухудшения состояния на нач этапе, что нормально, т.к. происх возвращение к болезн состоянию), работать без перерыва, но не запрещается тихо выходить, возм-ть выходить за пределы заданной темы и задавать любые вопросы.
  2.  Фактов - каждый кратко описывает то, что произошло с ним во время ЧС, задаются уточняющие вопросы, чтобы откорректировать объективную картину.
  3.  Мыслей - фокусировка на принятии решений и процессе мышления, возможно возникновение сопротивления и нежелание открываться.
  4.  Реагирование (наиб. длит.)- исследуются чув-ва. Ведущий должен следить, чтобы все участвовали в общении; достигается сплоченность гр и взаимопомощь, если у кого-то ухудшается состояние.
  5.  Симптомов - более детальное обсуждение физ, эмоц, когнит реагирования, кот пережили в ответ на ЧС.
  6.  Завершение- ведущий обобщает реакции участников, пытается нормализовать состояние гр, обозначение индивид-ти каждого участника, возможность обговорить дополнит встречу ч\з неделю.
  7.  Реадаптация- обсуждение и планирование будущего, наметить стратегии преодоления, созд внутригруп психол контекста, обсуждение необходимости обращения для проф помощи.

Методы работы: арт-терапия (для выр-я подавленных чувств, телесная терапия (восстановление контакта с телом, его границ, выход агресивных чувств), танцевальная терапия (выход заблокированной энергии), гештальт-терапия (возврат из прошлого в настоящее), когнитивно-поведенческая терапия (работа с установками, их трансформация). Возможна работа по плану конс-ния девиантных личностей.

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

82612. Человеческое «Я» 28.5 KB
  Цель: показать детям неповторимость, уникальность каждого человека; сформировать представление о достоинствах и недостатках человека; воспитывать чувство собственной значимости и значимости других в обществе. Оборудование: лист бумаги, бумажный кораблик.
82613. МЕСТА И ОБОРУДОВАНИЕ СОРЕВНОВАНИЙ ПО БЕГУ И ХОДЬБЕ 83 KB
  Для проведения соревнований по бегу создаются следующие судейские бригады: а стартовая; б судей на дистанции препятствиях и этапах эстафет; в судей на финише; г судей хронометристов; д секретарей. Общее рисоводство всеми бригадами состав и количество которых определяется в зависимости от уровня...
82614. Организация и проведение соревнований. Старт 99 KB
  Квалифицированная работа судейской бригады стартеров имеет очень важное значение для успеха всего соревнования по бегу. Её состав зависит от уровня и характера соревнований. Судья-стартер должен быть тактичным, спокойным, выдержанным, правильно ориентироваться в разметке стартов на беговой дорожке...
82615. Текстовые задачи на проценты 70 KB
  Цели: образовательная сформировать умение применять знания процентов при решении задач, связанных с банковскими расчетами; добиться усвоения учащимися понятия «сложный процентный рост»; отработать навыки использования формулы при вычислении суммы вклада.
82616. Виды и характер соревнований по легкой атлетике 91 KB
  Организация проведения и правила соревнований по легкой атлетике Виды и характер соревнований по легкой атлетике Соревнования по легкой атлетике проводятся на открытом воздухе стадион шоссе лесной массив и в закрытых помещениях спортивные манежи залы.
82617. Школа передвижений (с элементами легкой атлетики). Режим дня 565.5 KB
  Режим дня школьника это чередование труда и отдыха в определенном порядке. От того насколько правильно организован режим дня школьника зависит состояние здоровья физическое и психическое развитие работоспособность и успеваемость в школе.
82618. Возникновение Олимпийских игр 98.5 KB
  Античные Олимпийские игры. Олимпийские игры крупнейшие международные комплексные спортивные соревнования современности которые проводятся каждые четыре года. Как же оно всё-таки возникло это легендарное это удивительное явление под названием Олимпийские игры...
82619. История развития легкой атлетики 38 KB
  Зарождение легкоатлетического спорта берёт своё начало в глубокой древности. Первобытные люди приобретали навыки быстроты, выносливость и ловкости. Древний человек научился использовать в качестве метательного оружия разнообразные предметы: палку, острогу, копьё.
82620. Организация и судейство соревнований 92.5 KB
  Деятельность судейской коллегии по легкой атлетике Коллегия судей соответствующей федерации для проведения соревнований назначает главную судейскую коллегию ГСК которая состоит из главного судьи главного секретаря их заместителей и помощников в зависимости от ранга соревнований.