24555

Психологический анализ проблемы клиента

Доклад

Психология и эзотерика

Психологический анализ проблемы клиента. Эти приемы испся в основном на стадии расспрашивания после исповеди клиента. Общая цель беседы получить от клиента полную искреннюю инфо о его ситуации и проблеме; добиться доверия к консту развить спость клта к анализу проблемы. Терапевтическое значение: клиент понимает что чтото можно делать что ситуация не безнадежна происходит расширение диапазона реакций клиента снятие безнадежности повышение уверенности в себе.

Русский

2013-08-09

72.5 KB

28 чел.

11. Психологический анализ проблемы клиента.

Проблемная ситуация — ситуация, кот. вызывает стресс и фрустрацию; содержащее противоречие и не имеющее однозначного решения соотношение обстоятельств и условий, в которых разворачивается деятельность индивида или группы. Проблемной жизненная ситуация становится тогда, когда личность не может выбрать адекватную линию поведения. Чаще всего это случается потому, что происходящие события предъявляют человеку требования, с которыми он не может справиться.

Проблема – то, что наиб. беспокоит или наиб. значимо в проблемной ситуации; отображение в сознании не только объективных трудностей, сложности ситуации, но и собственной несп-ти справиться с ней самостоят. На консультации следует помочь выявить проблему, сформул-ть ее, отделить в ней реалистические и надуманные компоненты, разобраться в хар-ре затруднений, кот. возникли у кл-та. Проблема сост. из неск. компонентов. Необход. оценить: на кого можно опереться при решении проблемы (сформулировать круг опоры) и опыт решения проблем.

Запрос – то, чего хочет кл-т, желаемая цель работы. Часто первичный запрос неадекватен и его нужно переформулировать.

Техника ведения консультативного опроса. Техники - частные формы психологической работы в рамках единой технологии, направленные на решение одной из задач консультации. Техники: присоединение, перефразирование, отражение чувств кл-та, распрашивание, постр. вопросов, резюмирование, интервью, убеждение, отзеркаливание, возвращение противоречий. Консультативная беседа, диалог, интервью - сложная технология, основанная на ряде техник и приемов. Эти приемы исп-ся в основном на стадии расспрашивания (после исповеди клиента).  Общая цель беседы - получить от клиента полную, искреннюю инфо о его ситуации и проблеме; добиться доверия к конс-ту, развить спос-ть кл-та к анализу проблемы. Поэтому технология ведения беседы включает: правила структурного плана (рекомендации к композиции беседы, ее общей структуре), требования к формально-динамическим особенностям речи (тембр, темп, интонации), требования к построению вопросов, к выбору адекватного вида вопросов.

Композиция беседы: постепенное усложнение вопросов от простых - к сложным, и затем в конце расспрашивания - вновь простые, уточняющие вопросы. Вся беседа должна быть разделена на логические блоки, объединенные общей темой. В ходе беседы необходимо давать клиенту обратную связь, подводя итоги какой-либо части интервью, сообщая о своем понимании и т.п. Говорить следует в умеренном темпе, придерживаться той эмоц. окраски голоса, кот. соотв-ет теме беседы. Вопрос не длинный (8-10 слов). Не содержит сложных речевых конструкций. Есть вопросное слово, акцентированное в речи: кто, какой, сколько, где и т.д. Вопрос не содержит абстрактных или чересчур общих понятий: счастье, прогресс и т.п. Вопрос не содержит специальных терминов, содержание которых  не известно собеседнику. Вопрос не содержит сразу два вопроса (двойной вопрос).

  1.  Поведенческий анализ: Вид  и форма, Степень выраженности, Стадия сформированности, Какой ущерб  причинило самому человеку, Какой ущерб нанесен окружающим, Наблюдается ли снижение уровня социальной адаптации, Ситуация, в которой  впервые имело место, Ситуации, в которых проявляется в настоящее время, Что обычно предшествует, Психо-физическое состояние непосредственно во время, Последующее событие, Реакция окружающих, Что/кто провоцирует, Что исключает данное поведение.
  2.  Конституционально-биологические предпосылки.
  3.  Индивидуально-личностные особенности, поддерживающие.
  4.  Социально-групповые условия, поддерживающие ОП.

Также выясняем:

  •  Ведущие осознаваемые мотивы: двигательная активность, переключение внимания.
    •  Скрытая психологическая выгода
    •  Ресурсы личности

Помощь в принятии решения. Этапы принятия оптимального решения:

  1.  составить банк возможных решений (набрать любые варианты, некритично. Терапевтическое значение: клиент понимает, что что-то можно делать, что ситуация не безнадежна, происходит расширение диапазона реакций клиента (снятие безнадежности, повышение уверенности в себе). Первичная оценка вариантов решений.
    1.  Взвешивание всех вариантов, обнаружение преград для реализации. Устанавливаются приоритеты – как клиент хочет решить проблему (быстро, легко, экономно и т.д.). Перебираются варианты решения проблема по эффетивности, неэффективности.
      1.  некоторые методы действия необходимо обсуждать более подробно. Проработать план реализации. Можно прописать и при необходимости проиграть. Написанный сценарий можно предложить клиенту. Человек понимает, что можно надумать много вариантов, понять преграды, аналитически взглянуть на проблему. Предпринимать различные попытки, не получается одно, использовать другое. Активность клиента его самого успокаивает, понимает, что проблема потенциально решабельна.
      2.  Закрепление мотивации. Мы должны быть уверены, что клиент будет проявлять активность. Негобходимо убедить, что никто кроме него не будет работать с его проблемой. Найти особенности, на которые он может опереться. Сформулировать самоприказ, чтобы человек произнес, что он собирается предпринять. Необходимо конкретное планирование действий. Психологический прием – оправдать ожидание консультанта.

10. Психологическое консультирование как технология психологической помощи.

Психологическое консультирование – непосредственная работа с людьми, направленная на решение различного рода психологических проблем, где основным средством воздействия является определенным образом организованная беседа. Суть психологического консультирования состоит в том, что психолог, пользуясь специальными профессиональными научными знаниями, создает условия для другого человека, в которых он переживает свои новые возможности в решении его психологических задач.

Цели и задачи консультирования зависят от потребностей клиентов, обращающихся за психологической помощью, и теоретической ориентации консультанта. Можно выделить несколько универсальных задач, которые в большей или меньшей степени упоминаются теоретиками разных школ:

  1.  Способствовать изменению поведения, чтобы клиент мог жить продуктивнее, испытывать удовлетворенность жизнью, несмотря на некоторые неизбежные социальные ограничения.
  2.  Развивать навыки преодоления трудностей при столкновении с новыми жизненными обстоятельствами и требованиями.
  3.  Обеспечить эффективное принятие жизненно важных решений.
  4.  Способствовать изменению отношения к проблеме (от «тупика» к «выбору решения»).
  5.  Развивать умение завязывать и поддерживать межличностные отношения.
  6.  Облегчить реализацию и повышение потенциала личности.

Этические принципы консультирования:

1. Не нанесение ущерба клиенту – организация работы консультанта должна быть такой, что бы ни процесс, ни результаты не наносили ущерба здоровью, состоянию и социальному положению.

2. Принцип компетентности консультанта – консультант имеет право браться за решение только тех вопросов, в которых он профессионально осведомлен и наделен соответствующими правами и полномочиями в выполнении психологический или каких либо других воздействий.

3. Принцип беспристрастности – недопустимо предвзятое отношение к клиенту, какое бы субъективное впечатление, он не производил своим видом, юридическим и социальным положением.

4. Принцип конфиденциальности – материал или информация, полученная консультантом  в процессе работы с клиентом на основе доверительных отношений, не подлежит сознательному или случайному разглашению.

5. Правила осведомленного согласия – необходимо извещать клиента  об этических принципах и правилах психологической деятельности.

Планирование индивидуальной консультации:

  1.  знакомство (представляемся, уточняем имя клиента, объясняем цели и возможности работы) 1-3 мин.
  2.  раппорт (снять напряжение, расположить к искренности, поговорить на нейтральную тему) 1-5 мин.
  3.  исповедь (требуется внимательно слушать, никогда не перебивать и не задавать вопросов; нейтральное поведение) 15-20 мин.
  4.  утешение (выражаем сочувствие, демонстрируем сопереживание; подаем надежду) 2-5 мин.
  5.  этап анализа (вместе согласованно видим ситуацию и делаем запрос) 10-20 мин.
  6.  поиск решения (выявляем неэффективное решение; поиск новых вариантов) 10-20 мин.
  7.  мотивирование и прощание  (мотивировать клиента на активные действия, повысить уверенность в себе, обсудить стратегии реализации ситуации) 3-5 мин.
  8.  Нужно выразить клиенту удовлетворение от работы с ним, поблагодарить его за труд и усилия.

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

83538. Дипломатичне право міжнародних організацій 36.09 KB
  Як показує практика багатостороння дипломатія відбувається головним чином в рамках міжнародних організацій при яких держави засновують свої постійні представництва які користуються такими ж привілеями та імунітетами що і члени делегацій державчленів організації. Вона охоплює чотири сфери діяльності держав в їх відносинах з міжнародними організаціями і в рамках міжнародних конференцій а саме постійні представництва держав при міжнародних організаціях місії постійних спостерігачів при міжнародних організаціях делегації держав в органах і...
83539. Кодифікація міжнародного морського права. Види морських просторів 36.24 KB
  Міжнародне морське право являє собою систему міжнародноправових принципів і норм що визначають правовий режим морських просторів і регулюють відносини між державами та іншими суб\'єктами міжнародного права з приводу їх діяльності з дослідження та використання просторів Світового океану та його ресурсів. Міжнародне морське право відноситься до однієї з найбільш старих галузей міжнародного права і спочатку склалося у формі звичаєвих норм. Кодифікація морського права була проведена в XX ст.
83540. Внутрішні морські води та їх правовий режим 36.63 KB
  Внутрішні морські води це води розташовані в сторону берега від вихідної базисної лінії територіального моря. До складу внутрішніх морських вод входять: води заток бухт лиманів історичні затоки води морських портів а також води розташовані в сторону берега від вихідних ліній прийнятих для обчисленні ширини територіального моря. Води затоки відносяться до внутрішніх морських вод якщо її берега належать одній державі ширина природного входу до затоки не перевищує 24 морських миль Якщо відстань між пунктами природного входу до...
83541. Режим морських портів 36.21 KB
  Прибережна держава самостійно вирішує питання про характер порту зокрема його закритість або відкритість для міжнародного судноплавства. Прибережна держава не повинна проте відмовляти у дозволі на вхід до закритого порту судну яке знаходиться в небезпеці у випадку аварії або штормової погоди судну що зазнає лихо. З метою забезпечення власної безпеки прибережна держава може. Прибережна держава зазвичай не втручається у відносини між капітаном екіпажем та пасажирами.
83542. Правовий режим архіпелажних вод 38.18 KB
  Суверенна влада прибережної держави обмежена правом безперешкодного проходу та правом архіпелажного проходу морськими коридорами що надається іноземним морським та повітряним суднам в архіпелажних водах ст. Архіпелажний прохід морськими коридорами означає що усі судна і літальні апарати користуються правом архіпелажного проходу такими морськими коридорами і прольоту по таким повітряним коридорам з ціллю безперервного і швидкого транзиту через архіпелажні води з однієї частини відкритого моря або виключної економічної зони до іншої частини...
83543. Поняття і межі територіального моря. Право мирного проходу. Правовий режим територіальних вод 37.22 KB
  Правовий режим територіальних вод Територіальне море це пояс морських вод шириною до 12 морських миль що розташований між берегом чи безпосередньо за внутрішніми морськими водами або архіпелажними водами держави та відкритим морем або водами спеціальних зон. Територіальне море як й внутрішні морські води є частиною території прибережної держави. На підставі цього права торгівельні судна можуть проходити через територіальне море іноземної держави без спеціального дозволу лише за умови дотримання права прибережної держави. Прохід...
83544. Поняття та правовий режим прилеглої зони 36.05 KB
  Сстановлює що прилегла зона не може пролягати далі ніж на 12 морських миль від вихідної лінії від якої відміряється ширина територіального моря проте Конвенція з морського права 1982 р. містить положення що прилегла зона не може пролягати за межі 24 морських миль від цієї лінії Розвитком інституту прилеглої зони стала практика встановлення прибережними державами за межами свого територіального морязон виключного рибальства. Ширина морських зон виключного рибальства в практиці держав різниться.
83545. Виключна економічна зона та її правовий режим 33.18 KB
  Ширина виключної економічної зони не повинна перевищувати 200 морських миль що відраховуються від вихідних ліній від яких відмірюється ширина територіального моря. Прибережна держава в межах виключної економічної зони має суверенні права на розвідку розробку і збереження природних ресурсів як живих так і неживих що знаходяться у її водах на морському дні або його надрах. Прибережна держава в межах своєї виключної економічної зони користується не тільки економічними повноваженнями але й юрисдикцією щодо створення і використання штучних...
83546. Континентальний шельф і його правовий режим. Межі континентального шельфу. Делімітація континентального шельфу 36.65 KB
  Межі континентального шельфу. Делімітація континентального шельфу Відповідно до Конвенції ООН з морського права 1982 р. Підводна околиця материка включає продовження континентального масиву прибережної держави що знаходиться під водоюі складається з поверхні і надр шельфу схилу і підйому. внутрішнім кордоном континентального шельфу є зовнішня межа територіального моря лінії на відстані 12 морських миль від вихідної лінії.