24555

Психологический анализ проблемы клиента

Доклад

Психология и эзотерика

Психологический анализ проблемы клиента. Эти приемы испся в основном на стадии расспрашивания после исповеди клиента. Общая цель беседы получить от клиента полную искреннюю инфо о его ситуации и проблеме; добиться доверия к консту развить спость клта к анализу проблемы. Терапевтическое значение: клиент понимает что чтото можно делать что ситуация не безнадежна происходит расширение диапазона реакций клиента снятие безнадежности повышение уверенности в себе.

Русский

2013-08-09

72.5 KB

20 чел.

11. Психологический анализ проблемы клиента.

Проблемная ситуация — ситуация, кот. вызывает стресс и фрустрацию; содержащее противоречие и не имеющее однозначного решения соотношение обстоятельств и условий, в которых разворачивается деятельность индивида или группы. Проблемной жизненная ситуация становится тогда, когда личность не может выбрать адекватную линию поведения. Чаще всего это случается потому, что происходящие события предъявляют человеку требования, с которыми он не может справиться.

Проблема – то, что наиб. беспокоит или наиб. значимо в проблемной ситуации; отображение в сознании не только объективных трудностей, сложности ситуации, но и собственной несп-ти справиться с ней самостоят. На консультации следует помочь выявить проблему, сформул-ть ее, отделить в ней реалистические и надуманные компоненты, разобраться в хар-ре затруднений, кот. возникли у кл-та. Проблема сост. из неск. компонентов. Необход. оценить: на кого можно опереться при решении проблемы (сформулировать круг опоры) и опыт решения проблем.

Запрос – то, чего хочет кл-т, желаемая цель работы. Часто первичный запрос неадекватен и его нужно переформулировать.

Техника ведения консультативного опроса. Техники - частные формы психологической работы в рамках единой технологии, направленные на решение одной из задач консультации. Техники: присоединение, перефразирование, отражение чувств кл-та, распрашивание, постр. вопросов, резюмирование, интервью, убеждение, отзеркаливание, возвращение противоречий. Консультативная беседа, диалог, интервью - сложная технология, основанная на ряде техник и приемов. Эти приемы исп-ся в основном на стадии расспрашивания (после исповеди клиента).  Общая цель беседы - получить от клиента полную, искреннюю инфо о его ситуации и проблеме; добиться доверия к конс-ту, развить спос-ть кл-та к анализу проблемы. Поэтому технология ведения беседы включает: правила структурного плана (рекомендации к композиции беседы, ее общей структуре), требования к формально-динамическим особенностям речи (тембр, темп, интонации), требования к построению вопросов, к выбору адекватного вида вопросов.

Композиция беседы: постепенное усложнение вопросов от простых - к сложным, и затем в конце расспрашивания - вновь простые, уточняющие вопросы. Вся беседа должна быть разделена на логические блоки, объединенные общей темой. В ходе беседы необходимо давать клиенту обратную связь, подводя итоги какой-либо части интервью, сообщая о своем понимании и т.п. Говорить следует в умеренном темпе, придерживаться той эмоц. окраски голоса, кот. соотв-ет теме беседы. Вопрос не длинный (8-10 слов). Не содержит сложных речевых конструкций. Есть вопросное слово, акцентированное в речи: кто, какой, сколько, где и т.д. Вопрос не содержит абстрактных или чересчур общих понятий: счастье, прогресс и т.п. Вопрос не содержит специальных терминов, содержание которых  не известно собеседнику. Вопрос не содержит сразу два вопроса (двойной вопрос).

  1.  Поведенческий анализ: Вид  и форма, Степень выраженности, Стадия сформированности, Какой ущерб  причинило самому человеку, Какой ущерб нанесен окружающим, Наблюдается ли снижение уровня социальной адаптации, Ситуация, в которой  впервые имело место, Ситуации, в которых проявляется в настоящее время, Что обычно предшествует, Психо-физическое состояние непосредственно во время, Последующее событие, Реакция окружающих, Что/кто провоцирует, Что исключает данное поведение.
  2.  Конституционально-биологические предпосылки.
  3.  Индивидуально-личностные особенности, поддерживающие.
  4.  Социально-групповые условия, поддерживающие ОП.

Также выясняем:

  •  Ведущие осознаваемые мотивы: двигательная активность, переключение внимания.
    •  Скрытая психологическая выгода
    •  Ресурсы личности

Помощь в принятии решения. Этапы принятия оптимального решения:

  1.  составить банк возможных решений (набрать любые варианты, некритично. Терапевтическое значение: клиент понимает, что что-то можно делать, что ситуация не безнадежна, происходит расширение диапазона реакций клиента (снятие безнадежности, повышение уверенности в себе). Первичная оценка вариантов решений.
    1.  Взвешивание всех вариантов, обнаружение преград для реализации. Устанавливаются приоритеты – как клиент хочет решить проблему (быстро, легко, экономно и т.д.). Перебираются варианты решения проблема по эффетивности, неэффективности.
      1.  некоторые методы действия необходимо обсуждать более подробно. Проработать план реализации. Можно прописать и при необходимости проиграть. Написанный сценарий можно предложить клиенту. Человек понимает, что можно надумать много вариантов, понять преграды, аналитически взглянуть на проблему. Предпринимать различные попытки, не получается одно, использовать другое. Активность клиента его самого успокаивает, понимает, что проблема потенциально решабельна.
      2.  Закрепление мотивации. Мы должны быть уверены, что клиент будет проявлять активность. Негобходимо убедить, что никто кроме него не будет работать с его проблемой. Найти особенности, на которые он может опереться. Сформулировать самоприказ, чтобы человек произнес, что он собирается предпринять. Необходимо конкретное планирование действий. Психологический прием – оправдать ожидание консультанта.

10. Психологическое консультирование как технология психологической помощи.

Психологическое консультирование – непосредственная работа с людьми, направленная на решение различного рода психологических проблем, где основным средством воздействия является определенным образом организованная беседа. Суть психологического консультирования состоит в том, что психолог, пользуясь специальными профессиональными научными знаниями, создает условия для другого человека, в которых он переживает свои новые возможности в решении его психологических задач.

Цели и задачи консультирования зависят от потребностей клиентов, обращающихся за психологической помощью, и теоретической ориентации консультанта. Можно выделить несколько универсальных задач, которые в большей или меньшей степени упоминаются теоретиками разных школ:

  1.  Способствовать изменению поведения, чтобы клиент мог жить продуктивнее, испытывать удовлетворенность жизнью, несмотря на некоторые неизбежные социальные ограничения.
  2.  Развивать навыки преодоления трудностей при столкновении с новыми жизненными обстоятельствами и требованиями.
  3.  Обеспечить эффективное принятие жизненно важных решений.
  4.  Способствовать изменению отношения к проблеме (от «тупика» к «выбору решения»).
  5.  Развивать умение завязывать и поддерживать межличностные отношения.
  6.  Облегчить реализацию и повышение потенциала личности.

Этические принципы консультирования:

1. Не нанесение ущерба клиенту – организация работы консультанта должна быть такой, что бы ни процесс, ни результаты не наносили ущерба здоровью, состоянию и социальному положению.

2. Принцип компетентности консультанта – консультант имеет право браться за решение только тех вопросов, в которых он профессионально осведомлен и наделен соответствующими правами и полномочиями в выполнении психологический или каких либо других воздействий.

3. Принцип беспристрастности – недопустимо предвзятое отношение к клиенту, какое бы субъективное впечатление, он не производил своим видом, юридическим и социальным положением.

4. Принцип конфиденциальности – материал или информация, полученная консультантом  в процессе работы с клиентом на основе доверительных отношений, не подлежит сознательному или случайному разглашению.

5. Правила осведомленного согласия – необходимо извещать клиента  об этических принципах и правилах психологической деятельности.

Планирование индивидуальной консультации:

  1.  знакомство (представляемся, уточняем имя клиента, объясняем цели и возможности работы) 1-3 мин.
  2.  раппорт (снять напряжение, расположить к искренности, поговорить на нейтральную тему) 1-5 мин.
  3.  исповедь (требуется внимательно слушать, никогда не перебивать и не задавать вопросов; нейтральное поведение) 15-20 мин.
  4.  утешение (выражаем сочувствие, демонстрируем сопереживание; подаем надежду) 2-5 мин.
  5.  этап анализа (вместе согласованно видим ситуацию и делаем запрос) 10-20 мин.
  6.  поиск решения (выявляем неэффективное решение; поиск новых вариантов) 10-20 мин.
  7.  мотивирование и прощание  (мотивировать клиента на активные действия, повысить уверенность в себе, обсудить стратегии реализации ситуации) 3-5 мин.
  8.  Нужно выразить клиенту удовлетворение от работы с ним, поблагодарить его за труд и усилия.

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

16543. Вычисление геодезических координат точек по их плоским 219.29 KB
  Лабораторная работа № 7 Вычисление геодезических координат точек по их плоским Координатам ГауссаКрюгера Общий путь решения сводиться к определению по известной абсциссе x широты В0 основания изображения плоской ординаты на поверхности B где В – искомая ши...
16544. Религия и мифология 76.33 KB
  Мифология - это форма общественного сознания, способ понимания природной и социальной действительности на ранних ступенях общественного развития. Мифы - это архаические повествования о деяниях богов и героев...
16545. Проектирование и уравнивание геодезических сетей 621.5 KB
  Курсовая работа Проектирование и уравнивание геодезических сетей Вариант 16 Карта У3567В В данной курсовой работе мы осуществляем перевод геодезических координат с эллипсоида Вальбека на эллипсоид Красовского. Переводим последние из геодезических в прямоуголь
16546. Определение коэффициентов термического расширения 492.5 KB
  Лабораторная работа Определение коэффициентов термического расширения Цель работы: Освоить методы исследования термических изменений структуры исследуемых объектов В процессе выполнения работы необходимо: освоить методику рентгенографического исследовани...
16547. Изучение устройства источника генерированного рентгеновского излучения, рентгеновских трубок 1.51 MB
  Лабораторная работа № 1 Изучение устройства источника генерированного рентгеновского излучения рентгеновских трубок. Цель работы: изучение устройства и принципов работы установок рентгеноструктурного анализа устройства рентгеновской трубки. В процессе выполн
16548. Получение рентгенограмм порошковых материалов на дифрактометре 407.5 KB
  Лабораторная работа Получение рентгенограмм порошковых материалов на дифрактометре. Цель работы: освоение способов подготовки порошковых образцов и регистрации дифракционных спектров на дифрактометре; В процессе выполнения работы необходимо: изучить реком
16549. Качественный рентгенофазовый анализ 319 KB
  Лабораторная работа Качественный рентгенофазовый анализ Цель работы: освоение метода качественного рентгеновского фазового анализа однофазных и двухфазны проб; В процессе выполнения работы необходимо: ознакомиться с сущностью метода рентгеновского фазового...
16550. Индицирование порошковых рентгенограмм 379 KB
  Лабораторная работа Индицирование порошковых рентгенограмм Цель работы: Освоение приемов индицирования порошковых рентгенограмм определение параметров элементарной ячейки исследуемого вещества В процессе выполнения работы необходимо: ознакомиться мет
16551. Расчет теоретических структурных амплитуд 236 KB
  Лабораторная работа Расчет теоретических структурных амплитуд Цель работы: Научиться определять теоретические значения структурных амплитуд исследуемых объектов для дальнейшего использования при расшифровке структур. В процессе выполнения работы необходимо...