24560

Современные гуманистически-ориентированные модели психологической помощи

Доклад

Психология и эзотерика

Теория самореализации личности в психологии. Маслоу разработал целостнодинамическую теорию личности и мотивации. Человек достигший этого уровня добивается полного использования своих талантов способностей и потенциала личности. Соответственно и превращение ущербной личности в полноценную рассматривается с точки зрения восстановления и развития высших форм мотивации заложенных в природе человека.

Русский

2013-08-09

41 KB

5 чел.

18. Современные гуманистически-ориентированные модели психологической помощи.

Гуманистическое направление в психологии ставит в центр своей методологии личность клиента, которая является контролирующим центром в принятии психологом решений. Основными положениями данного подхода являются:

  •  личность не есть нечто однозначно заданное природой или воспитательной средой, а всегда открытая возможность свободного развития на основе внутреннего выбора;
  •  каждый человек уникален, поэтому не следует подгонять личность под результаты статистических исследований;
  •  человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям;
  •  неоправданна аналогия между поведением животного и поведением человека;
  •  человек целостен по своей природе.
  •  человек наделен потенциями к непрерывному развитию и самореализации, которые являются частью его природы.

Теория самореализации личности в психологии. Маслоу разработал целостно-динамическую теорию личности и мотивации. Он утверждал, что в каждом человеке заложена в виде особого инстинкта потребность в самоактуализации, высшим выражением которой служит особое переживание, подобное мистическому откровению, экстазу. Маслоу охарактеризовал самоактуализацию как желание человека стать тем, кем он может стать. Человек, достигший этого уровня, добивается полного использования своих талантов, способностей и потенциала личности. По словам Маслоу, люди должны быть тем, кем они могут быть, они должны быть верны своей природе.

От подавления потребности в самоактуализации возникают неврозы, душевные расстройства. Соответственно и превращение ущербной личности в полноценную рассматривается с точки зрения восстановления и развития высших форм мотивации, заложенных в природе человека.

Маслоу были проведены эмпирические исследования, испытуемыми в которых стали самоактуализирующиеся люди (меньше, чем 1% всего населения, по оценке Маслоу). В результате Маслоу пришел к заключению, что самоактуализирующиеся люди обладают рядом личностных особенностей: 1) более эффективное восприятие реальности; 2) приятие себя, других и природы; 3) непосредственность, простота и естественность; 4) центрированность на проблеме; 5) независимость: потребность в уединении; 6) автономия: независимость от культуры и окружения; 7) свежесть восприятия; 8) вершинные, или мистические, переживания; 9) общественный интерес; 10) глубокие межличностные отношения; 11) демократичный характер; 12) разграничение средств и целей; 13) философское чувство юмора; 14) креативность; 15) сопротивление окультуриванию.

Экзистенциализм в современной российской и зарубежной психологической науке и практике. Это современное направление в психологии уходит корнями в экзистенциализм как популярную философскую школу второй половины XX в., возникшую на основе философии жизни, феноменологии, персонализма, идей С. Кьеркегора, Хайдеггера, Ж. П. Сартра, А. Камю и др. Экзистенциональная психология личности связана с именами Бинсвангера, Босса, Мэя, Э. Ван Каама, Дж. Бьюдженталя, с гуманистической психологией. Нередко в контексте экзистенциального направления рассматривается и логотерапия Франкла.

Феноменологический анализ актуального человеческого существования осуществляется представителями экзистенциональной психологии путем исследования проблем жизни и смерти, свободы и выбора, смысла существования, любви и одиночества. Единственной реальностью, поддающейся изучению, объявляется уникальное человеческое переживание.

Важнейшей целью личности является поиск путей достижения личностной аутентичности, соответствия ее существования подлинной внутренней природе. Собственно аутентичный жизненный путь предполагает целостное творческое самоосуществление. Аутентичное бытие выражает особое качество человеческого ума, называемое преднамеренностью, благодаря которому становятся возможными жизненно важные для личности решения. Каждое из таких судьбоносных решений предполагает встречу с альтернативой между неизвестным будущим и упорядоченным, знакомым прошлым.

Экзистенциально-гуманистический подход Бюдженталя (ЭГП). Основные положения:

1. За любыми частными психологическими трудностями в жизни человека лежат более глубокие (и не всегда ясно осознаваемые) экзистенциальные проблемы: проблемы свободы выбора и ответственности, изолированности и взаимосвязанности с другими людьми, поиска смысла жизни и ответов на вопросы Что я есть? Что есть этот мир? и т. д. В ЭГП терапевт должен за фасадом заявленных проблем и жалоб клиента уловить эти скрытые экзистенциальные проблемы.

2. ЭГП основывается на признании человеческого в каждом человеке и изначальном уважении к его уникальности и автономии.

3. В центре внимания терапевта, работающего в ЭГП, находится субъективность человека, та, как говорит Дж. Бюдженталь, внутренняя автономная и интимная реальность, в которой человек живет наиболее искренне.

4. Не отрицая большого значения прошлого и будущего, ЭГП ведущую роль отводит работе в настоящем с тем, что в данный момент действительно живет в субъективности человека, что актуально здесь и теперь.

5. ЭГП задает скорее определенную направленность, локус осмысления терапевтом происходящего в терапии, нежели определенный набор техник и предписаний. Поэтому этот подход отличается удивительным разнообразием и богатством используемых психотехник, включая даже такие, казалось бы, нетерапевтичные действия как совет, требование, инструктаж и т.д .

Отечественная гуманистическая психология (Д.А. Леонтьев, С.Л. Братченко, Е.П. Кораблина и др.). Отечественными психологами развиваются идеи западных гуманистических психологов (Бюдженталь, Франкл и др.), ими разрабатываются проблемы ценностей, смыслов (Д.А. Леонтьев), личностного роста (С.Л. Братченко), рассматриваются вопросы оказания психологической помощи в рамках гуманистического подхода (Д.А. Леонтьев, Е.П. Кораблина).

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

8209. Технология коллективной творческой деятельности. Методика КТД 38 KB
  Поскольку основной формой функционирования педагогического процесса является коллектив, то технология воспитательного мероприятия может рассматриваться в контексте общей технологии организации коллективной творческой деятельности.Технология коллекти...
8210. Система географических знаний учащихся средней школы. Этапы, методы и средства их формирования 25 KB
  Под системой знаний понимается комплекс взаимосвязанных знаний, образующих определенную целостность. В состав географических знаний о современном мире включают основные теории и учения, знания о процессах и явлениях, знания об объектах. Логика их фо...
8211. Особенности педагогической профессии: виды педагогической деятельности, структура, ценностные характеристики 27 KB
  Особенности педагогической профессии: виды педагогической деятельности, структура, ценностные характеристики. Традиционно основными видами педагогической деятельности являются преподавание и воспитательная работа, в профессиональной школе целесообраз...
8212. Специфика педагогического общения 34.5 KB
  Специфика педагогического общения обусловлена различными социально-ролевыми и функциональными позициями его субъектов. Стиль общения и руководства в существенной мереопределяет эффективность обучения и воспитания, а также особенностиразвития личност...
8213. Формирование системы знаний и умений при изучении рельефа,геологического строения и полезных ископаемых в школьном курсе географии 28.5 KB
  При изучении раздела Литосфера ученики узнают о строении Земли, о месте литосферы среди др. оболочек и о движениях земной коры, систематизируются понятия о горных породах путем их деления на осадочные, магматические и метаморфические, изучаются крупны...
8214. Электрический ток. Источники тока. Электрическая цепь и ее составные части 35.5 KB
  Урок физики по теме: Электрический ток. Источники тока. Электрическая цепь и ее составные части в 8 классе. Цель урока: Рассмотреть физическую природу электрического тока и выяснить, из каких частей состоит электрическая цепь. Задачи: Дидактические...
8215. Вопросы государственного экзамена по теории и методике обучения географии 277 KB
  Вопросы государственного экзамена по теории и методике обучения географии, 2010 г. Методика обучения географии как наука: предмет и задачи, этапы развития. Методика обучения географии - одна из педагогических наук. От греч. слова methodike...