24560

Современные гуманистически-ориентированные модели психологической помощи

Доклад

Психология и эзотерика

Теория самореализации личности в психологии. Маслоу разработал целостнодинамическую теорию личности и мотивации. Человек достигший этого уровня добивается полного использования своих талантов способностей и потенциала личности. Соответственно и превращение ущербной личности в полноценную рассматривается с точки зрения восстановления и развития высших форм мотивации заложенных в природе человека.

Русский

2013-08-09

41 KB

5 чел.

18. Современные гуманистически-ориентированные модели психологической помощи.

Гуманистическое направление в психологии ставит в центр своей методологии личность клиента, которая является контролирующим центром в принятии психологом решений. Основными положениями данного подхода являются:

  •  личность не есть нечто однозначно заданное природой или воспитательной средой, а всегда открытая возможность свободного развития на основе внутреннего выбора;
  •  каждый человек уникален, поэтому не следует подгонять личность под результаты статистических исследований;
  •  человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям;
  •  неоправданна аналогия между поведением животного и поведением человека;
  •  человек целостен по своей природе.
  •  человек наделен потенциями к непрерывному развитию и самореализации, которые являются частью его природы.

Теория самореализации личности в психологии. Маслоу разработал целостно-динамическую теорию личности и мотивации. Он утверждал, что в каждом человеке заложена в виде особого инстинкта потребность в самоактуализации, высшим выражением которой служит особое переживание, подобное мистическому откровению, экстазу. Маслоу охарактеризовал самоактуализацию как желание человека стать тем, кем он может стать. Человек, достигший этого уровня, добивается полного использования своих талантов, способностей и потенциала личности. По словам Маслоу, люди должны быть тем, кем они могут быть, они должны быть верны своей природе.

От подавления потребности в самоактуализации возникают неврозы, душевные расстройства. Соответственно и превращение ущербной личности в полноценную рассматривается с точки зрения восстановления и развития высших форм мотивации, заложенных в природе человека.

Маслоу были проведены эмпирические исследования, испытуемыми в которых стали самоактуализирующиеся люди (меньше, чем 1% всего населения, по оценке Маслоу). В результате Маслоу пришел к заключению, что самоактуализирующиеся люди обладают рядом личностных особенностей: 1) более эффективное восприятие реальности; 2) приятие себя, других и природы; 3) непосредственность, простота и естественность; 4) центрированность на проблеме; 5) независимость: потребность в уединении; 6) автономия: независимость от культуры и окружения; 7) свежесть восприятия; 8) вершинные, или мистические, переживания; 9) общественный интерес; 10) глубокие межличностные отношения; 11) демократичный характер; 12) разграничение средств и целей; 13) философское чувство юмора; 14) креативность; 15) сопротивление окультуриванию.

Экзистенциализм в современной российской и зарубежной психологической науке и практике. Это современное направление в психологии уходит корнями в экзистенциализм как популярную философскую школу второй половины XX в., возникшую на основе философии жизни, феноменологии, персонализма, идей С. Кьеркегора, Хайдеггера, Ж. П. Сартра, А. Камю и др. Экзистенциональная психология личности связана с именами Бинсвангера, Босса, Мэя, Э. Ван Каама, Дж. Бьюдженталя, с гуманистической психологией. Нередко в контексте экзистенциального направления рассматривается и логотерапия Франкла.

Феноменологический анализ актуального человеческого существования осуществляется представителями экзистенциональной психологии путем исследования проблем жизни и смерти, свободы и выбора, смысла существования, любви и одиночества. Единственной реальностью, поддающейся изучению, объявляется уникальное человеческое переживание.

Важнейшей целью личности является поиск путей достижения личностной аутентичности, соответствия ее существования подлинной внутренней природе. Собственно аутентичный жизненный путь предполагает целостное творческое самоосуществление. Аутентичное бытие выражает особое качество человеческого ума, называемое преднамеренностью, благодаря которому становятся возможными жизненно важные для личности решения. Каждое из таких судьбоносных решений предполагает встречу с альтернативой между неизвестным будущим и упорядоченным, знакомым прошлым.

Экзистенциально-гуманистический подход Бюдженталя (ЭГП). Основные положения:

1. За любыми частными психологическими трудностями в жизни человека лежат более глубокие (и не всегда ясно осознаваемые) экзистенциальные проблемы: проблемы свободы выбора и ответственности, изолированности и взаимосвязанности с другими людьми, поиска смысла жизни и ответов на вопросы Что я есть? Что есть этот мир? и т. д. В ЭГП терапевт должен за фасадом заявленных проблем и жалоб клиента уловить эти скрытые экзистенциальные проблемы.

2. ЭГП основывается на признании человеческого в каждом человеке и изначальном уважении к его уникальности и автономии.

3. В центре внимания терапевта, работающего в ЭГП, находится субъективность человека, та, как говорит Дж. Бюдженталь, внутренняя автономная и интимная реальность, в которой человек живет наиболее искренне.

4. Не отрицая большого значения прошлого и будущего, ЭГП ведущую роль отводит работе в настоящем с тем, что в данный момент действительно живет в субъективности человека, что актуально здесь и теперь.

5. ЭГП задает скорее определенную направленность, локус осмысления терапевтом происходящего в терапии, нежели определенный набор техник и предписаний. Поэтому этот подход отличается удивительным разнообразием и богатством используемых психотехник, включая даже такие, казалось бы, нетерапевтичные действия как совет, требование, инструктаж и т.д .

Отечественная гуманистическая психология (Д.А. Леонтьев, С.Л. Братченко, Е.П. Кораблина и др.). Отечественными психологами развиваются идеи западных гуманистических психологов (Бюдженталь, Франкл и др.), ими разрабатываются проблемы ценностей, смыслов (Д.А. Леонтьев), личностного роста (С.Л. Братченко), рассматриваются вопросы оказания психологической помощи в рамках гуманистического подхода (Д.А. Леонтьев, Е.П. Кораблина).

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

59531. Доброта починається з дитинства (позакласний захід) 48 KB
  Мета: формувати в учнів ціннісну орієнтацію, здатність формулювати моральні судження, розвивати вміння відрізняти погане від доброго, виховувати позитивне світосприйняття.
59532. Покрова - свято козацьке: година духовності 48 KB
  Проводиться 14 жовтня у День памяті УПА Образ Покрови Пресвятої Богородиці у вишитому рушнику виставка книжок про святі місця в Україні Почаїв Зарваницю та ін. Шість разів у році наша церква урочисто відзначає свята на честь Діви Марії: 8 січня Собор Пресвятої Богородиці...
59533. Голодомор 1932-1933 років в Україні – геноцид українського народу 67.5 KB
  Мета: виховувати в учнів особистісні риси громадянина України, патріотизм на основі особистісного усвідомлення досвіду історії.
59534. Благословен той день і час, коли прослалась килимами земля, яку сходив Тарас... (перебування Шевченка на Тернопільщині) 88.5 KB
  Шевченко ділиться враженнями про Тернопільщину зробити огляд творів сучасних поетів Тернопільщини присвячених Кобзареві; прищеплювати любов і повагу до Т. Шевченко репродукції акварелей зроблених Кобзарем у Почаєві збірки народних пісень...
59536. Сценарій позакласного виховного заходу (вечору) під рубрикою «Заглянь у природу» 34.5 KB
  Учениця: Природа і Вітчизна невіддільні. Учениця: У ліс завітаю я знову На тиху сердечну розмову І сонцем пропалені лиця Я чую зозулі кування Берізок тремтивих зітхання Тонкі білокурі сестриці Сплели свої вінки в косиці.
59537. «Зупинись – суд іде» з теми «Проблема людства – екологія» 37.5 KB
  Своєю працею людина відкрила природі те що вона має в своїм лоні невідомі її скарби. років як появилася на землі людина. В древні часи коли людина була ще збирачем і мисливцем вона знаходилась більшменш в гармонії з природою і повністю залежала від неї.
59539. Інтерактивні уроки в п’ятому класі 100 KB
  Мета: повторити та поглибити знання учнів про звуки мови та мовлення; формувати вміння розрізняти звуки передавати слова звукописом; використовуючи здобуті знання на практиці; розвивати в них фонематичний слух увагу слухову та зорову память усне та писемне мовлення...