24561

Клиент-центрированный подход в психологическом консультировании

Доклад

Психология и эзотерика

Консультант конгруэнтен по отношению к своему собственному опыту в отношениях с клиентом. Имеется в виду что поведение консультанта естественно оно соответствует его опыту тому что он думает чувствует т. Консультант переживает безусловную положительную оценку по отношению к клиенту. Определение безусловная означает что консультант не выдвигает по отношению к клиенту условий ценности он безусловно принимает чувств мыслей поведения и т.

Русский

2013-08-09

39.5 KB

35 чел.

19. Клиент-центрированный подход в психологическом консультировании.

В качестве основной движущей силы функционирования личности в концепции Роджерса, как и в любой другой гуманистической теории, рассматривается тенденция к самоактуализации или потребность человека реализовать свои врожденные потенциальные возможности.

Фундаментальное понятие теории Роджерса – "Я-концепция", или "Самость", определяемая как гештальт, состоящий из восприятия себя и своих взаимоотношений с другими людьми, а также из ценностей "Я". Я-концепция включаете не только восприятие себя реального, но также и представление о себе таком, каким бы человек хотел быть (Я-идеальное). Обычно Я-конц. явл. необъективной и противоречивой. Большой разрыв м-ду Я-р и Я-и свидетельствует о серьезном внутриличностном конфликте и является главной предпосылкой к развитию невроза. В этом случае возникает крайняя неуверенность, страх, агрессия, психологическая неконгруэнтность, серьезный риск социальной не успешности. Важным мех-мом в изменении самооценки в сторону адекватности, является ослабление ВЛК, сменяющегося чувством психологического комфорта и удовлетворенности. В тот момент, когда человек впервые ощутит, что он неплох, неглуп, небезволен, происходит его трансформация, терапия. Достигая адекватного самовосприятия, человек принимает свою самость, и это облегчает ему возм-ть принимать других.

Характеристики зрелой личности: открытость опыту, экзистенциальный образ жизни, доверие самому себе, независимость и ответственность, креативность.

Важное место в концепции Роджерса занимает понятие личностный рост. Личность испытывает влияние 2-х сил – внутреннего и внешнего мира. Изменения, происходящие внутри личности, будут оказывать влияние на его социальность, а изменения социальной среды будут влиять на внутренний мир человека минимально. В природу человека заложено стремление к психологическому развитию и росту, т.е. мотивирующая сила, направленная на расширение способностей, возможностей. Природа человека добра и конструктивна. Человек неизлечимо социален и испытывает глубокую потребность в отношениях, чтобы получать и отдавать любовь. Критерии личностного роста: интраперсональные (открытие опыту, понимание себя, свобода и отв-ть в построении своей жизни, конгруэнтность, психол. целостность) и интерперсональные (принятие и понимание других, социализированность, адаптивность).

Личность терапевта является главным инструментом в его работе. Лечат только отношения. Психолог старается поддержать клиента в спонтанном внутреннем поиске путей личностных изменений. Только сам человек может помочь себе. Психолог – это спутник клиента на определенном жизненном этапе, он призван стимулировать процесс поиска, делать его максимально интенсивным и направлены. Очень важен диалог м-ду психологом и кл-том, их отношения, которые строятся на принципах равенства и партнерства.

Триада Роджерса: конгруэнтность, эмпатия, принятие.

1. Консультант конгруэнтен по отношению к своему собственному опыту в отношениях с клиентом. Слово «конгруэнтный» означает - соразмерный, соответствующий, совпадающий. Имеется в виду, что поведение консультанта естественно, оно соответствует его опыту, тому, что он думает, чувствует, т. е. он не играет какую-либо роль, не прячется за нее.

2. Консультант переживает безусловную положительную оценку по отношению к клиенту. Определение «безусловная» означает, что консультант не выдвигает по отношению к клиенту условий ценности, он безусловно принимает чувств, мыслей, поведения и т.п. клиента.

3. Консультант эмпатически воспринимает клиента, то есть психолог-консультант старается видеть мир глазами клиента и переживать события также,  как их переживает сам клиент. Под эмпатией К. Роджерс имел в виду способность чутко воспринимать внутренний мир другого человека со всеми его смысловыми и эмоциональными нюансами.

Терапия представляет собой творческий, центрированный на личности процесс: принятие кл-та (безоценочность), построение доверительных отношений с кл-том, сочувствие и поддержка, искренность (аутентичность) терапевта, ответственность и забота, осознанность поведения и чувств.

Приемы, наиболее часто используемые в рамках клиент-центрированного подхода:

1. Вербализация. Консультант часто повторяет за клиентом те слова, фразы, которые сказал клиент. Это делается для того, чтобы клиент начал прислушиваться к себе, своим словам, сконцентрировал внимание на своих словах.

2. Молчание консультанта, в котором клиент ощущает принятие. Если консультант будет принимать клиента, то у него будет больше шансов принять самого себя. Неспособность консультанта переживать принятие по отношению к своему клиенту зачастую обусловлена его неспособностью принимать самого себя, т. е. такой консультант и по отношению к самому себе выдвигает много условий ценности, чем приводит себя в состояние фрустрации.

3. Акцентирование эмоций. Внимание клиента в процессе беседы то и дело обращается на его эмоции и эмоции окружающих. Это нужно для того, чтобы через внимание к эмоциям направить клиента к его глубинным потребностям, связанным с актуализацией себя. Ведь обычно эмоции доносят сознанию весть о характере и направленности вытесненных потребностей.

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

48362. Философия и ее предмет, Общество как органическая целостность 777.5 KB
  Слово философия происходит от греческих филиа (любовь-дружба, возвышенная привязанность) и софия (мудрость) и означает соответственно в буквальном переводе любовь к мудрости. Как и для многих других терминов, происхождение слова раскрывает его современное содержание не полностью, но указывает направленность философского исследования (философия стремится к мудрости).
48363. Лексика художественного произведения 23.5 KB
  Архаизмы слова ныне не употребляемые хотя бы явления и понятия ими обозначаемые существовали до нашего времени. Историзмы слова обозначающие уже не существующие явления прошлого. Неологизмы новые ранее не существовавшие в языке слова. Не следует смешивать двух разных явлений: употребления писателями неологизмов которые уже вошли в словарный состав языка и создания неологизмов самими писателями.
48364. Основы бухгалтерского учета в Российской Федерации 713.5 KB
  Организация бухгалтерского учета в организации. Корректировка может производиться ежемесячно или ежеквартально с отнесением полученных разниц на финансовые результаты организации. Учет собственного капитала организации Бухгалтерская отчетность организации.
48365. Три теорії теплоємності 152.5 KB
  Теплоємність Теплоємність в класичній теорії. теплоємність Ейнштейна Теплоємність в теорії Дебая.
48366. Термічний аналіз. Температура та методи її вимірювання 961.5 KB
  Температура та методи її вимірювання Питання що розглядаються: Визначення температури. Шкали температур. Методи вимірювання температури.
48367. Технологические основы машиностроения 2.48 MB
  Формы организации технологических процессов механической механичной обработки Основные факторы которые влияют на точность обработки Способы обработки металлов резанием и элементы режима резания О прогрессивных методах обработки
48368. СУЧАСНА УКРАЇНСЬКА ЛІТЕРАТУРНА МОВА. СТИЛІ МОВИ 742 KB
  Виникнення української мови. Мова як соціальне явище: а соціальна сутність мови; б варіювання мови в суспільстві; в взаємодія мов в багатоетнічному суспільстві; г мова і культура. Загальна структура мови.
48369. Бухгалтерський облік у торговельних підприємствах 747 KB
  Торговельна діяльність це ініціативна самостійна діяльність юридичних осіб і громадян по здійсненню купівлі та продажу товарів з метою одержання прибутку. Роздрібна торгівля це продаж товарів кінцевому споживачеві в розмірах що відповідають його щоденним некомерційним потребам а сам товар як правило придбавається на оптових базах або в оптових продавців. Оптова торгівля це продаж торговельними підприємствами товарів іншим підприємствам і організаціям роздрібної торгівлі ресторанного господарства суб'єктам підприємництва. Магазини...
48370. Цели автоматизации конструкторско-технологической подготовки производства 13.61 KB
  В своем историческом развитии САПР ТП постепенно расширяли арсенал своих средств. Однако подавляющее большинство САПР ТП в том числе и ныне существующих не способны поддерживать автоматизацию принятия решений в процессе проектирования на основе технологических знаний. История развития САПР ТП показала бесперспективность алгоритмического подхода.