24561

Клиент-центрированный подход в психологическом консультировании

Доклад

Психология и эзотерика

Консультант конгруэнтен по отношению к своему собственному опыту в отношениях с клиентом. Имеется в виду что поведение консультанта естественно оно соответствует его опыту тому что он думает чувствует т. Консультант переживает безусловную положительную оценку по отношению к клиенту. Определение безусловная означает что консультант не выдвигает по отношению к клиенту условий ценности он безусловно принимает чувств мыслей поведения и т.

Русский

2013-08-09

39.5 KB

33 чел.

19. Клиент-центрированный подход в психологическом консультировании.

В качестве основной движущей силы функционирования личности в концепции Роджерса, как и в любой другой гуманистической теории, рассматривается тенденция к самоактуализации или потребность человека реализовать свои врожденные потенциальные возможности.

Фундаментальное понятие теории Роджерса – "Я-концепция", или "Самость", определяемая как гештальт, состоящий из восприятия себя и своих взаимоотношений с другими людьми, а также из ценностей "Я". Я-концепция включаете не только восприятие себя реального, но также и представление о себе таком, каким бы человек хотел быть (Я-идеальное). Обычно Я-конц. явл. необъективной и противоречивой. Большой разрыв м-ду Я-р и Я-и свидетельствует о серьезном внутриличностном конфликте и является главной предпосылкой к развитию невроза. В этом случае возникает крайняя неуверенность, страх, агрессия, психологическая неконгруэнтность, серьезный риск социальной не успешности. Важным мех-мом в изменении самооценки в сторону адекватности, является ослабление ВЛК, сменяющегося чувством психологического комфорта и удовлетворенности. В тот момент, когда человек впервые ощутит, что он неплох, неглуп, небезволен, происходит его трансформация, терапия. Достигая адекватного самовосприятия, человек принимает свою самость, и это облегчает ему возм-ть принимать других.

Характеристики зрелой личности: открытость опыту, экзистенциальный образ жизни, доверие самому себе, независимость и ответственность, креативность.

Важное место в концепции Роджерса занимает понятие личностный рост. Личность испытывает влияние 2-х сил – внутреннего и внешнего мира. Изменения, происходящие внутри личности, будут оказывать влияние на его социальность, а изменения социальной среды будут влиять на внутренний мир человека минимально. В природу человека заложено стремление к психологическому развитию и росту, т.е. мотивирующая сила, направленная на расширение способностей, возможностей. Природа человека добра и конструктивна. Человек неизлечимо социален и испытывает глубокую потребность в отношениях, чтобы получать и отдавать любовь. Критерии личностного роста: интраперсональные (открытие опыту, понимание себя, свобода и отв-ть в построении своей жизни, конгруэнтность, психол. целостность) и интерперсональные (принятие и понимание других, социализированность, адаптивность).

Личность терапевта является главным инструментом в его работе. Лечат только отношения. Психолог старается поддержать клиента в спонтанном внутреннем поиске путей личностных изменений. Только сам человек может помочь себе. Психолог – это спутник клиента на определенном жизненном этапе, он призван стимулировать процесс поиска, делать его максимально интенсивным и направлены. Очень важен диалог м-ду психологом и кл-том, их отношения, которые строятся на принципах равенства и партнерства.

Триада Роджерса: конгруэнтность, эмпатия, принятие.

1. Консультант конгруэнтен по отношению к своему собственному опыту в отношениях с клиентом. Слово «конгруэнтный» означает - соразмерный, соответствующий, совпадающий. Имеется в виду, что поведение консультанта естественно, оно соответствует его опыту, тому, что он думает, чувствует, т. е. он не играет какую-либо роль, не прячется за нее.

2. Консультант переживает безусловную положительную оценку по отношению к клиенту. Определение «безусловная» означает, что консультант не выдвигает по отношению к клиенту условий ценности, он безусловно принимает чувств, мыслей, поведения и т.п. клиента.

3. Консультант эмпатически воспринимает клиента, то есть психолог-консультант старается видеть мир глазами клиента и переживать события также,  как их переживает сам клиент. Под эмпатией К. Роджерс имел в виду способность чутко воспринимать внутренний мир другого человека со всеми его смысловыми и эмоциональными нюансами.

Терапия представляет собой творческий, центрированный на личности процесс: принятие кл-та (безоценочность), построение доверительных отношений с кл-том, сочувствие и поддержка, искренность (аутентичность) терапевта, ответственность и забота, осознанность поведения и чувств.

Приемы, наиболее часто используемые в рамках клиент-центрированного подхода:

1. Вербализация. Консультант часто повторяет за клиентом те слова, фразы, которые сказал клиент. Это делается для того, чтобы клиент начал прислушиваться к себе, своим словам, сконцентрировал внимание на своих словах.

2. Молчание консультанта, в котором клиент ощущает принятие. Если консультант будет принимать клиента, то у него будет больше шансов принять самого себя. Неспособность консультанта переживать принятие по отношению к своему клиенту зачастую обусловлена его неспособностью принимать самого себя, т. е. такой консультант и по отношению к самому себе выдвигает много условий ценности, чем приводит себя в состояние фрустрации.

3. Акцентирование эмоций. Внимание клиента в процессе беседы то и дело обращается на его эмоции и эмоции окружающих. Это нужно для того, чтобы через внимание к эмоциям направить клиента к его глубинным потребностям, связанным с актуализацией себя. Ведь обычно эмоции доносят сознанию весть о характере и направленности вытесненных потребностей.

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

68554. К вопросу о полемике И.А.Ильина и П.Б.Струве с Н.А.Бердяевым 131.23 KB
  В дореволюционный период отношения Бердяева и Струве развивались в духе творческого сотрудничества что можно проследить по их переписке. Струве оказал Бердяеву поддержку в издании его первой книги Субъективизм и индивидуализм в общественной философии 2 и написал к ней благожелательное предисловие...
68556. О концепциях истории Башкортостана 112.5 KB
  Итак правосознание и правоотношения населения Башкирии отличалось сложностью и развитостью Башкортостан нельзя считать классической Азией восставшей на прогрессивную Европу в лице России как интерпретировал события в Башкирии С. Башкирия была куда более традиционным по типу азиатским по цивилизационной...
68557. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ РОБОТЫ ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА 96.5 KB
  В докладе рассматриваются вопросы применения технологий ИИ для роботов. Описывается история современное состояние перспективы развития и модельные задачи для интеллектуальных роботов. Не случайно одним из направлений ИИ до сих пор считается целенаправленное поведение роботов создание интеллектуальных...
68558. МІСЦЕ ПЕДАГОГІЧНОЇ ДІАГНОСТИКИ В УДОСКОНАЛЕННІ ВНУТРІШКІЛЬНОГО КОНТРОЛЮ ТА В УПРАВЛІННІ РОЗВИТКОМ ПЕДКОЛЕКТИВА 75 KB
  Деякі підходи до діагностування підсистем навчальновиховного процесу додатки 110. Педагогічна діагностика як частина педагогічної діяльності і науки вивчає передумови процес і результати навчальновиховного процесу для його оптимізації не може стояти осторонь від сучасних перетворень у суспільстві.
68559. Диференційований підхід до підвищення професійної компетентності педагогів в інноваційній школі 88.5 KB
  Специфіка сучасного етапу розвитку школи зумовлена новими завданнями які стоять перед освітніми установами: гуманізація і гуманітаризація освітнього процесу; створення умов для вільного розвитку особистості; висунення на перший план загальнолюдських цінностей і в першу чергу особистості...
68560. Инновации в менеджменте современного образовательного учреждения 81.5 KB
  Предлагаемое заседание методического совета которое проходило в компьютерном классе с использованием информационных технологий наглядно показывает роль методической службы УВК во внедрении инновационной деятельности в процессе управления.
68561. Проект - составная имиджа учебного заведения 49 KB
  Используя этот опыт мы отобрали творчески освоили откорректировали и разработали свою модель матрицу алгоритм учебного проекта которая может изменяться варьироваться: Формулирование идей замыслов тем. Коллективное обсуждение идей будущего проекта в группе распределение ролей и утверждение этапов деятельности.
68562. Шкільна кваліметрична лабораторія: моніторинг ключових життєвих компетентностей 187 KB
  Реформування освіти у відповідності із Законом України «Про загальну середню освіту» передбачає реалізацію принципів гуманізації освіти, її демократизації, методологічної переорієнтації процесу навчання на розвиток особистості учня, формування його життєвих компетентностей.