24561

Клиент-центрированный подход в психологическом консультировании

Доклад

Психология и эзотерика

Консультант конгруэнтен по отношению к своему собственному опыту в отношениях с клиентом. Имеется в виду что поведение консультанта естественно оно соответствует его опыту тому что он думает чувствует т. Консультант переживает безусловную положительную оценку по отношению к клиенту. Определение безусловная означает что консультант не выдвигает по отношению к клиенту условий ценности он безусловно принимает чувств мыслей поведения и т.

Русский

2013-08-09

39.5 KB

31 чел.

19. Клиент-центрированный подход в психологическом консультировании.

В качестве основной движущей силы функционирования личности в концепции Роджерса, как и в любой другой гуманистической теории, рассматривается тенденция к самоактуализации или потребность человека реализовать свои врожденные потенциальные возможности.

Фундаментальное понятие теории Роджерса – "Я-концепция", или "Самость", определяемая как гештальт, состоящий из восприятия себя и своих взаимоотношений с другими людьми, а также из ценностей "Я". Я-концепция включаете не только восприятие себя реального, но также и представление о себе таком, каким бы человек хотел быть (Я-идеальное). Обычно Я-конц. явл. необъективной и противоречивой. Большой разрыв м-ду Я-р и Я-и свидетельствует о серьезном внутриличностном конфликте и является главной предпосылкой к развитию невроза. В этом случае возникает крайняя неуверенность, страх, агрессия, психологическая неконгруэнтность, серьезный риск социальной не успешности. Важным мех-мом в изменении самооценки в сторону адекватности, является ослабление ВЛК, сменяющегося чувством психологического комфорта и удовлетворенности. В тот момент, когда человек впервые ощутит, что он неплох, неглуп, небезволен, происходит его трансформация, терапия. Достигая адекватного самовосприятия, человек принимает свою самость, и это облегчает ему возм-ть принимать других.

Характеристики зрелой личности: открытость опыту, экзистенциальный образ жизни, доверие самому себе, независимость и ответственность, креативность.

Важное место в концепции Роджерса занимает понятие личностный рост. Личность испытывает влияние 2-х сил – внутреннего и внешнего мира. Изменения, происходящие внутри личности, будут оказывать влияние на его социальность, а изменения социальной среды будут влиять на внутренний мир человека минимально. В природу человека заложено стремление к психологическому развитию и росту, т.е. мотивирующая сила, направленная на расширение способностей, возможностей. Природа человека добра и конструктивна. Человек неизлечимо социален и испытывает глубокую потребность в отношениях, чтобы получать и отдавать любовь. Критерии личностного роста: интраперсональные (открытие опыту, понимание себя, свобода и отв-ть в построении своей жизни, конгруэнтность, психол. целостность) и интерперсональные (принятие и понимание других, социализированность, адаптивность).

Личность терапевта является главным инструментом в его работе. Лечат только отношения. Психолог старается поддержать клиента в спонтанном внутреннем поиске путей личностных изменений. Только сам человек может помочь себе. Психолог – это спутник клиента на определенном жизненном этапе, он призван стимулировать процесс поиска, делать его максимально интенсивным и направлены. Очень важен диалог м-ду психологом и кл-том, их отношения, которые строятся на принципах равенства и партнерства.

Триада Роджерса: конгруэнтность, эмпатия, принятие.

1. Консультант конгруэнтен по отношению к своему собственному опыту в отношениях с клиентом. Слово «конгруэнтный» означает - соразмерный, соответствующий, совпадающий. Имеется в виду, что поведение консультанта естественно, оно соответствует его опыту, тому, что он думает, чувствует, т. е. он не играет какую-либо роль, не прячется за нее.

2. Консультант переживает безусловную положительную оценку по отношению к клиенту. Определение «безусловная» означает, что консультант не выдвигает по отношению к клиенту условий ценности, он безусловно принимает чувств, мыслей, поведения и т.п. клиента.

3. Консультант эмпатически воспринимает клиента, то есть психолог-консультант старается видеть мир глазами клиента и переживать события также,  как их переживает сам клиент. Под эмпатией К. Роджерс имел в виду способность чутко воспринимать внутренний мир другого человека со всеми его смысловыми и эмоциональными нюансами.

Терапия представляет собой творческий, центрированный на личности процесс: принятие кл-та (безоценочность), построение доверительных отношений с кл-том, сочувствие и поддержка, искренность (аутентичность) терапевта, ответственность и забота, осознанность поведения и чувств.

Приемы, наиболее часто используемые в рамках клиент-центрированного подхода:

1. Вербализация. Консультант часто повторяет за клиентом те слова, фразы, которые сказал клиент. Это делается для того, чтобы клиент начал прислушиваться к себе, своим словам, сконцентрировал внимание на своих словах.

2. Молчание консультанта, в котором клиент ощущает принятие. Если консультант будет принимать клиента, то у него будет больше шансов принять самого себя. Неспособность консультанта переживать принятие по отношению к своему клиенту зачастую обусловлена его неспособностью принимать самого себя, т. е. такой консультант и по отношению к самому себе выдвигает много условий ценности, чем приводит себя в состояние фрустрации.

3. Акцентирование эмоций. Внимание клиента в процессе беседы то и дело обращается на его эмоции и эмоции окружающих. Это нужно для того, чтобы через внимание к эмоциям направить клиента к его глубинным потребностям, связанным с актуализацией себя. Ведь обычно эмоции доносят сознанию весть о характере и направленности вытесненных потребностей.

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

20438. CASE-средства 1.81 MB
  В предыдущей лекции было рассказано о видах диаграмм UML и даны некоторые рекомендации относительно последовательности их построения. Мы уже знаем что нотация UML специально разрабатывалась в расчете на то чтобы диаграммы можно было легко рисовать от руки. В этой лекции мы познакомимся с некоторыми подобными пакетами а именно: IBM Rational Rose; Borland Together; Microsoft Visio; Sparx Systems Enterprise Architect; Gentleware Poseidon; SmartDraw; Dia; Telelogic TAU G2; StarUML; другие программы UML отличное средство моделирования но как...
20439. Rational Rose DataModeler 29.5 KB
  Унифицированный язык объектноориентированного моделирования Unified Modeling Language UML явился средством достижения компромисса между этими подходами. Существует достаточное количество инструментальных средств поддерживающих с помощью UML жизненный цикл информационных систем и одновременно UML является достаточно гибким для настройки и поддержки специфики деятельности различных команд разработчиков. Таким языком оказался UML. Создание UML началось в октябре 1994 г.
20440. CASE-средства 39.5 KB
  Microsoft Visio Visio решение для построения диаграмм от Microsoft. По словам разработчиков Visio помогает преобразовать технические и бизнесконцепции в визуальную форму. Visio имеет некоторые дополнительные возможности но все же повторим по большей мере это только средство для иллюстрирования документов MS Office не дотягивающее до уровня пакетов которые мы описывали ранее. Изобразительные же возможности Visio действительно весьма широки: Используя предопределенные фигуры Visio Professional draganddrop и мастера вы можете...
20441. Эволюция CASE-средств 99.5 KB
  Таким образом CASEтехнологии не могут считаться самостоятельными методологиями они только делают более эффективными пути их применения. CASE ≈ не революция в программо технике: современные CASEсредства являются естественным продолжением эволюции всей отрасли средств разработки ПО. Традиционно выделяют шесть периодов качественно отличающихся применяемой техникой и методами разработки ПО которые характеризуются использованием в качестве инструментальных следующих средств: ассемблеров дампов памяти анализаторов компиляторов...
20442. Варианты архитектуры клиент-сервер 122 KB
  Варианты архитектуры клиентсервер Разделение на три логических уровня обсуждавшееся в предыдущем пункте наводит на мысль о множестве вариантов физического распределения по отдельным компьютерам приложений в модели клиентсервер. Серверы реализующие все остальное то есть уровни обработки и данных. Проблема подобной организации состоит в том что на самом деле система не является распределенной: все происходит на сервере а клиент представляет собой не что иное как простой терминал. Многозвенные архитектуры Один из подходов к организации...
20443. Введение в UML 54.5 KB
  Модель физического уровня в языке UML отражает компонентный состав проектируемой системы с точки зрения ее реализации на аппаратурной и программной платформах конкретных производителей. Сущности в UML В UML определены четыре типа сущностей: структурные поведенческие группирующие и аннотационные. Структурные сущности это имена существительные в моделях на языке UML.
20444. Document Object Model 54 KB
  Модель DOM не накладывает ограничений на структуру документа. Любой документ известной структуры с помощью DOM может быть представлен в виде дерева узлов каждый узел которого представляет собой элемент атрибут текстовый графический или любой другой объект. Изначально различные браузеры имели собственные модели документов DOM не совместимые с остальными.
20445. Диаграмма развертывания (deployment diagram) 62 KB
  Для представления общей конфигурации и топологии распределенной программной системы в UML предназначены диаграммы развертывания. Диаграмма развертывания предназначена для визуализации элементов и компонентов программы существующих лишь на этапе ее исполнения runtime. Те компоненты которые не используются на этапе исполнения на диаграмме развертывания не показываются.