24563

Психологическая помощь семье в перинатальный период

Доклад

Психология и эзотерика

Очень часто этот термин используется в более широком смысле включая всю беременность роды и первый год жизни ребенка. Психологическая помощь семье планирующей завести ребенка. Мотивы желания иметь ребенка разнообразны. Рождение ребенка в критической ситуации а зачастую попытка разрешить ее с помощью беременности и родов отрицательно влияет на успешность установления раннего диалога в системе мать дитя способствует формированию отклонений семейного воспитания.

Русский

2013-08-09

52 KB

2 чел.

21. Психологическая помощь семье в перинатальный период.

Перинатальный период – означает период жизни ребёнка от 28 недели внутриутробного развития до 1 месяца после рождения, включая роды. Очень часто этот термин используется в более широком  смысле, включая всю беременность, роды и первый  год жизни ребенка.

Психологическая помощь в перинатальный период осуществляется по следующим направлениям:

1. Психологическая помощь семье, планирующей завести ребенка. Еще до зачатия, только при планировании деторождения семья часто нуждается в консультации психолога. Мотивы желания иметь ребенка разнообразны. Они могут быть конструктивными, укрепляющими семью, способствующими созданию благоприятных условий для вынашивания беременности, родоразрешения, ухода за новорожденным, могут быть деструктивными и препятствовать этому. Рождение ребенка в критической ситуации (а зачастую — попытка разрешить ее с помощью беременности и родов) отрицательно влияет на успешность установления раннего диалога в системе мать—дитя, способствует формированию отклонений семейного воспитания.

2. Занятия с беременными:

  •  по подготовке к родам и материнству, создание оптимальных условий для развития плода (предохранение его от стресса), а также для благополучного протекания беременности;
  •  формирование материнской доминанты;
  •  настрой на естественные роды и грудное вскармливание;
  •  психологическая коррекционная работа (занятия проходят в группах, семейными парами, индивидуально).

3. Занятия с родными беременной, направленные на изменение отношения к будущему ребенку и самой беременной, а также к материнству вообще. 

4. Партнерство в родах, направленное на достижение психоэмоционального комфорта роженицы, необходимого для благополучных родов (включает: обучение партнеров, либо перинатальный психолог выступает сам в качестве партнера).

5. Помощь в преодолении возможных послеродовых последствий, а также послеродовой депрессии.

6. Мягкая адаптация новорожденного и грудного ребенка к новой среде существования, организация полноценного грудного вскармливания и физиологически обоснованного ухода.

7. Наблюдение за развитием грудного ребенка первого года жизни, консультации по развитию грудничка и формированию его поведения, внесение изменений в уход и приемы воспитания.

8. Наблюдение за развитием ребенка раннего возраста (от 1 года до 3 лет),  консультации по его развитию, приемам ухода и воспитания.

9. Формирование материнского поведения, обучение матери основным навыкам обращения с ребенком и приемам воспитания от рождения до 3-х лет, характеризующим хорошее материнство.

Методы психологической помощи в рамках подготовки к родам: обучение техникам расслабления, дыхания, саморегуляции, освоение различных навыков облегчения родов. Уделяется внимание вопросам родительства, формированию родительских навыков, рассмотрению различных родительских ролей и функций.

Широко применяются групповые формы работы. Занятия в таких группах проводятся совместно для будущих матерей и отцов. В работе используются формы групповой работы, направленные на личностный рост, развитие творческих способностей, развитие эмоциональной сферы, снятие тревоги, проработку образа ребенка, ожиданий от родов, используются методы пренатального обучения и налаживания взаимодействия матери с ребенком в течение беременности. В групповых занятиях используются методы арт-терапии, групповой психотерапии, музыкальной и телесно-ориентированной терапии, аутотрениг.

Разработаны некоторые оригинальные методы. Например, проработка образа ребенка в своих ожиданиях от родов с помощью медитаций, рисунков, других видов творческой деятельности, групповое обсуждение проблем беременности и родов, освоение родового голоса и пение колыбельных песен и др. Как правило, в занятие включен тренинг поведения в родах, взаимодействия с ребенком, семейных отношений.

Важной составляющей занятий являются групповые дискуссии, посвященные теме родительства, которые позволяют расширить палитру представлений о родительских функциях, получить необходимые навыки.

22. Игровая терапия.

Игра - это произвольная, внутренне мотивированная деят-ть, предусматривающая гибкость в реш-и вопроса о том, как исп-ть тот или иной предмет. Реб. испыт. удовольствие от процесса игры; ее рез-т не так важен.

Игровая терапия (ИТ) – динамич. с-ма межличностных отношений (МЛО) м-ду реб. и терап., кот. обеспеч. ребенка игровым материалом и облегчает построение безопасных отнош. для того, чтобы реб. мог наиб. полно выразить и исследовать собственное Я (чувства, мысли, переживания и поступки) с помощью игры - естественного для ребенка ср-ва коммуникации.

К-т сознат. и бессознат. В чел-е присутствуют влечения и соц. ограничения, это и есть к-т Ид и Эго, он реш-ся поср-вом зрелых псих. защит. Если материал не реализ. в жизни (Эго не справл.), то он уходит в бессознат. и блокируется там. Он будет давать сбой в повед., эмоц., МЛО. Психоанализ опир-ся на анализ травм в раннем возрасте (в зав-ти от стадии развития; ор. – прив-ть, доверие; ан. – контроль, довер., фаллич. – формир-е полоролевой идентичности). Игра явл. символич. деят-ю, поэтому в нее легко включается и отыгр-ся бессозн. материал.

В 1919 году М. Кляйн стала исп-ть ИТ как ср-во анализа при раб. с детьми моложе 6 лет. Она считала, что детская игра направляется скрыт. мотивациями и своб. ассоциациями.. Т.о., ИТ позволила проникнуть в детское бессозн. В то же время Анна Фрейд стала исп-ть игру для уст-я контакта с реб. В отлич. от Кляйн, она подчеркнула, что прежде, чем приступить к толкованию бессозн. мотиваций, скрыв-ся за рис. и игрой реб., чрезвыч. важно наладить эмоц. контакт с ним. Обе они утверждали, что очень важно вскрыть прошлое и усилить эго реб., и что игра является тем ср-вом, кот. делает самовыр-е реб. свободным. Задача ИТ – перевести материал из б/с в сознат.

Идентификация – уст-е связи с объектом. Проекция -  с игрушками и игровым материалом. Замещение – перенос б/с импульсов на объект-заместитель (побить игрушку вместо брата).

Правила интерпретации: 1. Интерпр-ть только тот материал, кот. нах-ся достаточно близко к пов-ти так, что кл-т готов приять его; 2. От поверхностного к более глубокому; 4. Интерп-я возможна после проработки псих.защ.

Игра как репетиция. Проблема явл. лишь рез-том неправ. науч-я. Поэтому берутся игры, где нужно проявлять адаптивные формы повед. (д.б. позит. и негат. подкр-е.). Путем повторения закр-ся новая форма повед-я. Ролевая игра – частный пример репетиции, м.б. отыграна заявл-я проблема, но терапевт должен адекватно реагировать и не поддаваться на провокации.

Принципы клиент-центр. ИТ (В. Экслайн, Г.Лэндрет): терапевт должен выстраивать теплые дружеские отношения с ребенком; принимать реб. таким, какой он есть; уст-ть атмосферу разрешенности, чтобы реб. чувствовал свободу в выражении любых чувств; терапевт д.б. готов распознать выражаемые ребенком чувства и отражать их так, чтобы он мог достичь понимания в отношении своего поведения. Фразы короткие, четкие; уважать право и спос-ть реб. при предоставлении возм-ти решать свои проблемы, отв-ть делать выбор и начинать изменения; не пытаться направлять действия или диалог ребенка. Ребенок задает направление, а терапевт следует за ним; терапия - это постепенный процесс; накладывать только те ограничения, кот. необх., чтобы реб. осознавал реальность происходящего и свою часть отве-ти за взаимоотн-я.

Триада качеств эффективного психолога: эмпатия, безусловное принятие, конгруэнтность.

Верб. и неверб. ср-ва коммуник. Верб.: откр. и закр. вопросы, активное слушание, умение вести открытый и эффективный разговор. Неверб.: раппорт, подстройки, тембр голоса, скорость речи, двигат. диапазон и т.п.

Игровые материалы. Они должны помогать проявлять все виды экспрессии, спос-ть максимальном самовыр-ю: кукольный домик; разные конструкторы (деревянные); игрушечное оружие; мягкие игрушки; кукольная семья; набор кукольной мебели и посуды; транспорт (в т.ч. обязателен грузовик, скорая помощь, полицейская машина, - лучше, чтобы весь транспорт был металлическим и с открывающимися дверцами; докторский набор, набор солдатиков, маленькие фигурки людей и животных и т.д., бумага и краски для рисования; природные материалы (песок, вода, ракушки, шишки), различные музыкальные инструменты.

Занятие может происходить в три этапа: 1. ребенок осматривается в комнате, вспоминает, где какие игрушки находятся, решает, во что он будет играть. 2. активная игра ребенка с эмпатическим принятием психотерапевта всех его чувств. Может возникать агрессия, перенос3. ребенок, предупрежденный за несколько минут до конца игрового сеанса, что время его пребывания в игровой комнате заканчивается, завершает игру.

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

32046. Организация Web-доступа в среде zLinux на сервере z9 BC 657 KB
  Целью работы является обеспечить webдоступ на сервер z9 BC используя программное обеспечение установленное на IBM z9 BC а именно HTTP сервер pche. Webсервер pche будет предоставлять доступ к ресурсам сервера пользователям подключенным к внутренней сети. Webсервер pche [7.1 Описание webсервера pche [7.
32047. Подготовка и защита выпускных квалификационных работ 328.5 KB
  Состав дипломной работы и требования к её выполнению. Выполнение исследовательских задач и написание основных разделов дипломной работы.40 Изложение и оформление дипломной работы.42 Оформление дипломной работы.
32048. Возникновение иудаизма, основные этапы его развития 37 KB
  Дальнейшая история Завета делится на 7 периодов которые отражают стадии религиознообщественного становления народа древнего Израиля: Эпоха патриархов от Авраама до Моисея которая заканчивается египетским пленом. Эпоха Моисея и Иисуса Навина в которую сбываются обетования Бога Аврааму. Эпоха судей. Эпоха ранней монархии при Сауле Давиде Соломоне и частично Ровоаме.
32049. Новый Завет 137 KB
  Новый Завет из 27 книг которые можно поделить на следующие разделы: евангелия основная часть Нового Завета тексты написанные учениками Иисуса Христа. историческая книга книга Деяния святых апостолов приписываемая евангелисту Луке: исторический рассказ о подвижничестве последователей Христа распространявших христианскую веру и о росте и усилении древней церкви. пророческая книга Откровение Апокалипсис откровение Святого апостола Иоанна Богослова полученное от Бога: антихрист второе пришествие Христа конец света...
32050. Коран и коранистика 49 KB
  Он приказал разрушить капища места жертвоприношений языческих богов бросить в Днепр их статуи и построить христианские церкви. Строились церкви: Десятинная церковь в Киеве Пресвятой Богородицы в Полоцке в 1037 г. церковные иерархии и князья начали борьбу за независимость русской церкви от Византии. Фактически через Синод император контролировал и жизнь Церкви.
32051. Старообрядчество (Раскольничество, Староверие) 29 KB
  Понятие старообрядчество появляется после раскола Русской православной церкви в середине XVII века. Официально термин старообрядчество стал использоваться с 1906 г.
32052. Расчеты с покупателями и заказчиками 146 KB
  В книге продаж регистрируются счетафактуры с указанием суммы НДС. В этом случае при отгрузке продавцом товара покупателю и при предъявлении ему расчетных документов продавцом признается доход от продажи и делается запись на суммы указанные в этих документах: Дт 62 Расчеты с покупателями и заказчиками Кт 90 Продажи Одновременно начисляется НДС в бюджет Дт 903 НДС Кт 68 Расчеты по НДС При поступлении оплаты делается запись ДТ 51 50 52 Кт 62 Расчеты с покупателями...
32053. Разработка макета промышленного манипулятора 1.57 MB
  Основным заданием является проектирование и создание макета промышленного манипулятора, который способен перемещать металлический объект с конвейера весом не меньше 100 грамм.
32054. Особенности понимания и переживания террористической угрозы молодежью города Саранска 676.5 KB
  Психология терроризма – одна из наиболее значимых отраслей современной психологической науки. Она включает в себя несколько направлений: психологию терроризма, психологию посттравматических стрессовых расстройств у людей, ставших прямыми и косвенными жертвами терактов, роль средств массовой информации в проблеме терроризма. По мнению В. В. Знакова, одним из важнейших направлений психологии терроризма является изучение переживания и понимания людьми террористической угрозы