24563

Психологическая помощь семье в перинатальный период

Доклад

Психология и эзотерика

Очень часто этот термин используется в более широком смысле включая всю беременность роды и первый год жизни ребенка. Психологическая помощь семье планирующей завести ребенка. Мотивы желания иметь ребенка разнообразны. Рождение ребенка в критической ситуации а зачастую попытка разрешить ее с помощью беременности и родов отрицательно влияет на успешность установления раннего диалога в системе мать дитя способствует формированию отклонений семейного воспитания.

Русский

2013-08-09

52 KB

4 чел.

21. Психологическая помощь семье в перинатальный период.

Перинатальный период – означает период жизни ребёнка от 28 недели внутриутробного развития до 1 месяца после рождения, включая роды. Очень часто этот термин используется в более широком  смысле, включая всю беременность, роды и первый  год жизни ребенка.

Психологическая помощь в перинатальный период осуществляется по следующим направлениям:

1. Психологическая помощь семье, планирующей завести ребенка. Еще до зачатия, только при планировании деторождения семья часто нуждается в консультации психолога. Мотивы желания иметь ребенка разнообразны. Они могут быть конструктивными, укрепляющими семью, способствующими созданию благоприятных условий для вынашивания беременности, родоразрешения, ухода за новорожденным, могут быть деструктивными и препятствовать этому. Рождение ребенка в критической ситуации (а зачастую — попытка разрешить ее с помощью беременности и родов) отрицательно влияет на успешность установления раннего диалога в системе мать—дитя, способствует формированию отклонений семейного воспитания.

2. Занятия с беременными:

  •  по подготовке к родам и материнству, создание оптимальных условий для развития плода (предохранение его от стресса), а также для благополучного протекания беременности;
  •  формирование материнской доминанты;
  •  настрой на естественные роды и грудное вскармливание;
  •  психологическая коррекционная работа (занятия проходят в группах, семейными парами, индивидуально).

3. Занятия с родными беременной, направленные на изменение отношения к будущему ребенку и самой беременной, а также к материнству вообще. 

4. Партнерство в родах, направленное на достижение психоэмоционального комфорта роженицы, необходимого для благополучных родов (включает: обучение партнеров, либо перинатальный психолог выступает сам в качестве партнера).

5. Помощь в преодолении возможных послеродовых последствий, а также послеродовой депрессии.

6. Мягкая адаптация новорожденного и грудного ребенка к новой среде существования, организация полноценного грудного вскармливания и физиологически обоснованного ухода.

7. Наблюдение за развитием грудного ребенка первого года жизни, консультации по развитию грудничка и формированию его поведения, внесение изменений в уход и приемы воспитания.

8. Наблюдение за развитием ребенка раннего возраста (от 1 года до 3 лет),  консультации по его развитию, приемам ухода и воспитания.

9. Формирование материнского поведения, обучение матери основным навыкам обращения с ребенком и приемам воспитания от рождения до 3-х лет, характеризующим хорошее материнство.

Методы психологической помощи в рамках подготовки к родам: обучение техникам расслабления, дыхания, саморегуляции, освоение различных навыков облегчения родов. Уделяется внимание вопросам родительства, формированию родительских навыков, рассмотрению различных родительских ролей и функций.

Широко применяются групповые формы работы. Занятия в таких группах проводятся совместно для будущих матерей и отцов. В работе используются формы групповой работы, направленные на личностный рост, развитие творческих способностей, развитие эмоциональной сферы, снятие тревоги, проработку образа ребенка, ожиданий от родов, используются методы пренатального обучения и налаживания взаимодействия матери с ребенком в течение беременности. В групповых занятиях используются методы арт-терапии, групповой психотерапии, музыкальной и телесно-ориентированной терапии, аутотрениг.

Разработаны некоторые оригинальные методы. Например, проработка образа ребенка в своих ожиданиях от родов с помощью медитаций, рисунков, других видов творческой деятельности, групповое обсуждение проблем беременности и родов, освоение родового голоса и пение колыбельных песен и др. Как правило, в занятие включен тренинг поведения в родах, взаимодействия с ребенком, семейных отношений.

Важной составляющей занятий являются групповые дискуссии, посвященные теме родительства, которые позволяют расширить палитру представлений о родительских функциях, получить необходимые навыки.

22. Игровая терапия.

Игра - это произвольная, внутренне мотивированная деят-ть, предусматривающая гибкость в реш-и вопроса о том, как исп-ть тот или иной предмет. Реб. испыт. удовольствие от процесса игры; ее рез-т не так важен.

Игровая терапия (ИТ) – динамич. с-ма межличностных отношений (МЛО) м-ду реб. и терап., кот. обеспеч. ребенка игровым материалом и облегчает построение безопасных отнош. для того, чтобы реб. мог наиб. полно выразить и исследовать собственное Я (чувства, мысли, переживания и поступки) с помощью игры - естественного для ребенка ср-ва коммуникации.

К-т сознат. и бессознат. В чел-е присутствуют влечения и соц. ограничения, это и есть к-т Ид и Эго, он реш-ся поср-вом зрелых псих. защит. Если материал не реализ. в жизни (Эго не справл.), то он уходит в бессознат. и блокируется там. Он будет давать сбой в повед., эмоц., МЛО. Психоанализ опир-ся на анализ травм в раннем возрасте (в зав-ти от стадии развития; ор. – прив-ть, доверие; ан. – контроль, довер., фаллич. – формир-е полоролевой идентичности). Игра явл. символич. деят-ю, поэтому в нее легко включается и отыгр-ся бессозн. материал.

В 1919 году М. Кляйн стала исп-ть ИТ как ср-во анализа при раб. с детьми моложе 6 лет. Она считала, что детская игра направляется скрыт. мотивациями и своб. ассоциациями.. Т.о., ИТ позволила проникнуть в детское бессозн. В то же время Анна Фрейд стала исп-ть игру для уст-я контакта с реб. В отлич. от Кляйн, она подчеркнула, что прежде, чем приступить к толкованию бессозн. мотиваций, скрыв-ся за рис. и игрой реб., чрезвыч. важно наладить эмоц. контакт с ним. Обе они утверждали, что очень важно вскрыть прошлое и усилить эго реб., и что игра является тем ср-вом, кот. делает самовыр-е реб. свободным. Задача ИТ – перевести материал из б/с в сознат.

Идентификация – уст-е связи с объектом. Проекция -  с игрушками и игровым материалом. Замещение – перенос б/с импульсов на объект-заместитель (побить игрушку вместо брата).

Правила интерпретации: 1. Интерпр-ть только тот материал, кот. нах-ся достаточно близко к пов-ти так, что кл-т готов приять его; 2. От поверхностного к более глубокому; 4. Интерп-я возможна после проработки псих.защ.

Игра как репетиция. Проблема явл. лишь рез-том неправ. науч-я. Поэтому берутся игры, где нужно проявлять адаптивные формы повед. (д.б. позит. и негат. подкр-е.). Путем повторения закр-ся новая форма повед-я. Ролевая игра – частный пример репетиции, м.б. отыграна заявл-я проблема, но терапевт должен адекватно реагировать и не поддаваться на провокации.

Принципы клиент-центр. ИТ (В. Экслайн, Г.Лэндрет): терапевт должен выстраивать теплые дружеские отношения с ребенком; принимать реб. таким, какой он есть; уст-ть атмосферу разрешенности, чтобы реб. чувствовал свободу в выражении любых чувств; терапевт д.б. готов распознать выражаемые ребенком чувства и отражать их так, чтобы он мог достичь понимания в отношении своего поведения. Фразы короткие, четкие; уважать право и спос-ть реб. при предоставлении возм-ти решать свои проблемы, отв-ть делать выбор и начинать изменения; не пытаться направлять действия или диалог ребенка. Ребенок задает направление, а терапевт следует за ним; терапия - это постепенный процесс; накладывать только те ограничения, кот. необх., чтобы реб. осознавал реальность происходящего и свою часть отве-ти за взаимоотн-я.

Триада качеств эффективного психолога: эмпатия, безусловное принятие, конгруэнтность.

Верб. и неверб. ср-ва коммуник. Верб.: откр. и закр. вопросы, активное слушание, умение вести открытый и эффективный разговор. Неверб.: раппорт, подстройки, тембр голоса, скорость речи, двигат. диапазон и т.п.

Игровые материалы. Они должны помогать проявлять все виды экспрессии, спос-ть максимальном самовыр-ю: кукольный домик; разные конструкторы (деревянные); игрушечное оружие; мягкие игрушки; кукольная семья; набор кукольной мебели и посуды; транспорт (в т.ч. обязателен грузовик, скорая помощь, полицейская машина, - лучше, чтобы весь транспорт был металлическим и с открывающимися дверцами; докторский набор, набор солдатиков, маленькие фигурки людей и животных и т.д., бумага и краски для рисования; природные материалы (песок, вода, ракушки, шишки), различные музыкальные инструменты.

Занятие может происходить в три этапа: 1. ребенок осматривается в комнате, вспоминает, где какие игрушки находятся, решает, во что он будет играть. 2. активная игра ребенка с эмпатическим принятием психотерапевта всех его чувств. Может возникать агрессия, перенос3. ребенок, предупрежденный за несколько минут до конца игрового сеанса, что время его пребывания в игровой комнате заканчивается, завершает игру.

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

1931. У природи нема поганої погоди 22.27 KB
  Виявити та узагальнити ознаки весни, літа, осені, зими в природі. Розширити та збагатити знання про пори року. Розвити естетичний смак. Формувати уміння розкрити красу кожної пори року. Виховувати любов до рідної природи, бажання оберігати її.
1932. Виховний захід: Я і природа 20.12 KB
  Формувати уміння встановлювати взаємозв'язок між природними об'єктами, підсумувати пізнавальні інтереси учнів, сприяти вихованню в них почуття прекрасного.
1933. Поликультурный мир 22.28 KB
  Дать элементарные представления о детях, которые отличаются от них по языковому, этническому, национальному или расовому признаку. Формирование толерантности детей. Формирование представления детей о взаимозависимости людей проживающих на планете.
1934. У гостях в Лісовичка. Виховний захід 24.15 KB
  Вивчення значення мови для кожної людини. Пісня та вірш про рідну мову, зупинки з вимовлянням звуків. Артикуляційна гімнастика, і підготовка до мовлення.
1935. Здоров’я людини 23.11 KB
  Здоров’я людини ґрунтується на основі генетичних факторів, способу життя та екологічних умов. Однак певною мірою воно залежить також від свідомого ставлення людини до себе та оточуючого середовища.
1936. Життя утворено від жита, бо хліб – усьому голова 25.74 KB
  Вшанувати працю хліборобів, виховувати повагу до праці та шанобливе ставлення до хліба.
1937. Противоречие как движущая сила воспитательного процесса в современных условиях 21.81 KB
  Общефилософский закон единства и борьбы противоположностей. Внешние противоречия, порожденные взаимодействием человека с окружающим миром. Индивидуальные противоречия, обусловленные конкретной ситуацией развития каждого человека.
1938. Стадии развития воспитательного коллектива. Средства формирования коллектива. Стили педагогического управления детским коллективом 22.28 KB
  Коллектив как специально организованное объединение учащихся. Процесс формирования коллектива. Стили управления детским коллективом.
1939. НОВЫЕ ПОДХОДЫ К СИНТЕЗУ ФОТОХРОМНЫХ ДИГЕТАРИЛЭТЕНОВ 1.19 MB
  Получение диарил(гетарил)ацетиленов из терминальных ацетиленов. Присоединение комплексов переходных металлов к диарилацетиленам. Попытки проведения внутримолекулярной конденсации 2,2,4,4-тетраметил-2,4-бис(2,5-диметил-3-тиенил)-3-тиапентан-1,5-диона. Синтез дитиенилэтенов с помощью внутри- и межмолекулярных конденсаций карбонильных соединений ряда тиофена по мак-мурри.