24564

Психологическая помощь в экстремальных ситуациях

Доклад

Психология и эзотерика

Конфликты их значение для развития человека и социума. Условия и факторы возникновения конфликтов. Конфликт – это столкновение противоположно направленных несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида в межличностных отношениях индивидов или групп людей связанное с острыми отрицательными эмоциональными переживаниями По значению для человека и социума конфликты делятся на конструктивные созидательные позитивные и деструктивные разрушительные негативные. Положительное воздействие конфликта часто...

Русский

2013-08-09

72.5 KB

1 чел.

23. Психологическая помощь в экстремальных ситуациях.

Экстремальная ситуация – это ситуация с угрозой здоровью, жизни, благополучию людей или их близких. Природные (землетрясение, ураган, цунами), техногенные (аварии, авто/авиакатастрофы), биолого-социальные (терроризм, насилие, голод, эпидемии).

Принципы экстренной психологической помощи: безотлагательность, приближенность к месту событий, интервенция в поверхностные слои сознания, вера в то, что нормальное состояние вернется, единство и простота психологического воздействия.

Задачи: профилактика острых панических и нервно-психических р-ций, повышение адаптационных возможностей чел-а, коррекция возникших нервно-психических нарушений. Непосредственно на месте работаем с состоянием аффективно-шоковой р-ции (гипо/гипердинамической).

Через 48 ч проводится дебрифинг – особым образом организованное обсуждение. Группа состоит из людей (до 15 чел.), совместно переживших травматическое событие, с целью минимизации психологических страданий. Задачи: проработка впечатлений, р-ций и чувств, когнитивная орг-ция пережитого опыта ч/з понимание стр-ры и смысла происходящего; снижение индивидуального и группового напр-я, уменьшение ощущ-я уник-ти, мобилизация внутр.и внешн.рес-сов, усиление групповой поддержки, подготовка к переживанию тех симптомов, кот.могут возникнуть, опред-е дальнейшей помощи в случае необход-ти. Дебрифинг спос-ет пониманию причин произошедшего и осознанию необходимых действий. Сначала идет проработка основных чувств уч-ков и опр-е интенсивности стресса, затем детальное обсуждение симптомов, обеспеч-е защищ-ти и поддержки, мобилизация ресурсов, а в заключение проводится работа по формированию планов на будущее, предоставление информации. Фазы дебрифинга: вводная, фактов, мыслей, реагирования, симптомов, завершение (обобщение), редаптация.

ПТСР – это непсихотическая отсроченная р-ция на травматический стресс.

Основные симптомы посттравматических стрессовых нарушений у ветеранов войны.

1. Сверхбдительность (ощущение постоянной опасности, проявляющееся в постоянном напряжении, кот не позволяет чел расслабиться и отдохнуть. Начинает казаться, что это его постоянная проблема и когда он сможет расслабится, все будет хорошо. На самом деле физ напряжение может защищать сознание и нельзя убирать ЗМ, пока не уменьшится интенсивность заболевания. Когда это произойдет, напряжение исчезнет само собой)

2. Преувеличенное реагирование (при малейшем неожиданности чел делает стремительные движения, вздрагивает, бросается бежать, кричит)

3. Притупленность эмоций (частичная или полная потеря к эмоциональным проявлениям. Чел трудно восстановить или установитьдружеские, близкие связи, недоступно чувство радости, любви, творческого подъема)

4. Агрессивность (стремление решать вопросы с помощью грубой силы, даже если цель не является жизненно важной)

5. Нарушение памяти и концентрации внимания (испытывают трудности в ситуации сосредоточения внимания и восстановления в памяти определенных обстоятельств)

6. Депрессия (в состоянии ПТСР усиливается, доходя до отчаянья и безнадежности, нервного истощения, апатии, негативного отношения к жизни)

7. Общая тревожность (на физиол уровне проявляется как ломота в спине, спазмы желудка, головные боли; на психол уровне- постоянное беспокойство, необоснованная боязнь преследования; в эмоц сфере- чувство страха, неуверенность в себе, комплекс вины)

8. Приступы ярости

9. Злоупотребление наркотич и лекарствен ваществами для уменьшения симптомов ПТСР

10. Непрошенные воспоминания (ситуации, когда окружающая среда или обстановка напоминает ЧС, сопровождаются сильным чувством тревоги и страха, ночными кошмарами: 1) с точностью видеозаписи воспроизводят ситуацию ЧС; 2) обстановка и персонажи могут быть другими, но элементы ЧС аналогичны, боятся засыпать)

11. Галлюцинаторные переживания (яркие эмоц воспоминания, при кот события настоящего отходят на 2 план и кажутся менее реалистичными)

12. Проблемы со сном

13. Мысли о суициде

14. Вина выжившего (провоцирующие признаки самоуничежительного поведения)

24. Конфликты, их значение для развития человека и социума. Условия и факторы возникновения конфликтов.

Конфликт – это столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с острыми отрицательными эмоциональными переживаниями

По значению для человека и социума конфликты делятся на конструктивные (созидательные, позитивные) и деструктивные (разрушительные, негативные). Первые приносят делу пользу, вторые - вред. От первых уходить нельзя, от вторых - необходимо. Положительное воздействие конфликта часто проявляется в следующем:

  •  конфликт ускоряет процесс самосознания;
  •  под его влиянием утверждается и подтверждается определенный набор ценностей, хотя бы и противоречивый и лишь на некоторое время, но достаточно устойчивый, чтобы служить поставленным целям
  •  конфликт способствует осознанию общности, так как может оказаться, что у других сходные интересы и что они стремятся к тем же целям и результатам и поддерживают применение тех же средств - до такой степени, что возникают официальные и неофициальные союзы;
  •  конфликт приводит к объединению единомышленников внутри групп и между ними;
  •  он способствует разрядке или отодвигает на второй план другие конфликты;
  •  конфликт способствует расстановке приоритетов;
  •  он играет роль предохранительного клапана для безопасного и даже конструктивного выхода эмоций;
  •  благодаря ему обращается внимание на недовольство или предложения, нуждающиеся в обсуждении, понимании, признании, поддержке, юридическом оформлении и разрешении;
  •  конфликт приводит к возникновению рабочих контактов с другими людьми и группами;
  •  благодаря ему стимулируется разработка систем справедливого предотвращения, разрешения конфликтов и управления ими.

Отрицательное воздействие конфликта проявляется часто в следующем:

  •  конфликт представляет собой угрозу заявленным интересам сторон;
  •  это угроза социальной системе, обеспечивающей равноправие и стабильность;
  •  конфликт препятствует быстрому осуществлению перемен;
  •  он приводит к потере поддержки;
  •  конфликт ставит людей или организации в зависимость от публичных заявлений, от которых невозможно легко и быстро отказаться;
  •  он ведет к быстрому действию, вместо тщательно взвешенного ответа;
  •  вследствие конфликта подрывается доверие сторон друг к другу;
  •  конфликт вызывает разобщенность среди тех, кто нуждается в единстве или даже стремится к нему;
  •  в результате конфликта подрывается процесс формирования союзов и коалиций;
  •  конфликт имеет тенденцию к углублению и расширению;
  •  он в такой степени меняет приоритеты, что ставит под угрозу другие интересы.

Факторы возникновения конфликтов:

1. Информационные (отсутствие, недостаток, переизбыток, искажение, нежелат. обнародование, сокрытие, неправильным пониманием информации).

2. Структурные (трудно или невозможно изменить). Климат, географ. пол-е, истощ. рес-сы (деньги, время, полезн. ископ.), политика, экономика.

3. Ценностные (противоречия во взглядах, мнениях, убеждениях, верованиях, идеалах отдельных людей или групп).

4. Отношений (неудовл-ть хотя бы 1 из сторон отношениями м-ду ними).

5. Поведения (из-за конкретных сиюминутных особенностей поведения хотя бы 1 из сторон). Факторы редко действуют поодиночке, большинство конф вызываются совокупностью факторов.

При анализе важно выделять «пусковой фактор»- он вызывает обострение противоречия и привлекает все остальные.

Условия возникновения конф: 

  •  наличие оппонентов (их сила – возм-ть влиять на повед-е оппонента в ходе к-та; особ-ти восприятия – себя, ситуации, оппонента),
  •  предконфликная ситуация (сложились основные хар-ки противоречия, но самого конфликта нет) – цели, интересы, объект к-та,
  •  инцидент (столкновение сторон, направленное на реализацию целей и удовлетворение интересов)

Конфликт является закономерным следствием проявления одного или нескольких общих факторов и сочетания конкретных условий.

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

2358. Соціально-економічне життя народу та український національний рух у першій половині XIX ст 35 KB
  Мета: провести підсумкове оцінювання знань, як кінцевий етап оцінювання знань з теми Соціально-економічне життя народу та український національний рух у першій половині XIX ст..
2359. Розвиток освіти і науки України наприкінці XVIII – у першій половині XIX ст. 35 KB
  Мета: виявити загальні закономірності й особливості розвитку культури в Україні в першій половині XIX ст., проаналізувати стан розвитку освіти, науки.
2360. Розвиток українського мистецтва наприкінці XVIII – у першій половині XIX ст. 37.5 KB
  Мета: проаналізувати стан розвитку літератури, музичного, образотворчого мистецтва, архітектури.
2361. Культура України кінця XVIII – першої половини XIX ст. 33 KB
  Мета: з’ясувати особливості традиційно-побутової культури в українському селі та місті, проаналізувати стан релігійного життя та долі української жінки в першій половині XIX ст. в Україні.
2362. Культурне життя на українських землях наприкінці XVIII – у першій половині XIX ст. 35 KB
  Мета: провести підсумкове оцінювання знань, як кінцевий етап оцінювання знань із теми: Культурне життя на українських землях наприкінці XVIII – у першій половині XIX ст. э оцінити рівень навчальних досягнень учнів.
2363. Аграрні відносини на українських землях у другій половині XIX ст. 44 KB
  Мета: з’ясувати особливості соціально-економічного розвитку українських земель напередодні селянської реформи 1861 р., ознайомити учнів із проведенням аграрної реформи 1861 р., її особливостями і наслідками.
2364. Економічний розвиток України в другій половині XIX ст. 47 KB
  Мета: довести колоніальний характер економічної політики Російської та Австрійської імперій в Україні у пореформений період, розкрити особливості й перебіг промислового перевороту в Україні, аргументовано довести колоніальний характер товарообміну, який склався в другій половині XIX ст. між українськими землями, Російською та Австрійською імперіями.
2365. Реформи адміністративно-політичного устрою 60-70-х років XIX ст. на українських землях у складі Російської імперії. 39.5 KB
  Мета: з’ясувати вплив реформ 60-70-х років XIX ст. на соціально-економічний розвиток і політичне становище в Україні.
2366. Зміни в соціальному розвитку українського суспільства. 31.5 KB
  Мета: дослідити зміни, що відбулися у соціальному розвитку українського суспільства у другій половині XIX ст., проаналізувати суперечливі процеси модернізації повсякденного життя; висвітлити причини та напрямки трудової еміграції українців.