24564

Психологическая помощь в экстремальных ситуациях

Доклад

Психология и эзотерика

Конфликты их значение для развития человека и социума. Условия и факторы возникновения конфликтов. Конфликт это столкновение противоположно направленных несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида в межличностных отношениях индивидов или групп людей связанное с острыми отрицательными эмоциональными переживаниями По значению для человека и социума конфликты делятся на конструктивные созидательные позитивные и деструктивные разрушительные негативные. Положительное воздействие конфликта часто...

Русский

2013-08-09

72.5 KB

2 чел.

23. Психологическая помощь в экстремальных ситуациях.

Экстремальная ситуация – это ситуация с угрозой здоровью, жизни, благополучию людей или их близких. Природные (землетрясение, ураган, цунами), техногенные (аварии, авто/авиакатастрофы), биолого-социальные (терроризм, насилие, голод, эпидемии).

Принципы экстренной психологической помощи: безотлагательность, приближенность к месту событий, интервенция в поверхностные слои сознания, вера в то, что нормальное состояние вернется, единство и простота психологического воздействия.

Задачи: профилактика острых панических и нервно-психических р-ций, повышение адаптационных возможностей чел-а, коррекция возникших нервно-психических нарушений. Непосредственно на месте работаем с состоянием аффективно-шоковой р-ции (гипо/гипердинамической).

Через 48 ч проводится дебрифинг – особым образом организованное обсуждение. Группа состоит из людей (до 15 чел.), совместно переживших травматическое событие, с целью минимизации психологических страданий. Задачи: проработка впечатлений, р-ций и чувств, когнитивная орг-ция пережитого опыта ч/з понимание стр-ры и смысла происходящего; снижение индивидуального и группового напр-я, уменьшение ощущ-я уник-ти, мобилизация внутр.и внешн.рес-сов, усиление групповой поддержки, подготовка к переживанию тех симптомов, кот.могут возникнуть, опред-е дальнейшей помощи в случае необход-ти. Дебрифинг спос-ет пониманию причин произошедшего и осознанию необходимых действий. Сначала идет проработка основных чувств уч-ков и опр-е интенсивности стресса, затем детальное обсуждение симптомов, обеспеч-е защищ-ти и поддержки, мобилизация ресурсов, а в заключение проводится работа по формированию планов на будущее, предоставление информации. Фазы дебрифинга: вводная, фактов, мыслей, реагирования, симптомов, завершение (обобщение), редаптация.

ПТСР – это непсихотическая отсроченная р-ция на травматический стресс.

Основные симптомы посттравматических стрессовых нарушений у ветеранов войны.

1. Сверхбдительность (ощущение постоянной опасности, проявляющееся в постоянном напряжении, кот не позволяет чел расслабиться и отдохнуть. Начинает казаться, что это его постоянная проблема и когда он сможет расслабится, все будет хорошо. На самом деле физ напряжение может защищать сознание и нельзя убирать ЗМ, пока не уменьшится интенсивность заболевания. Когда это произойдет, напряжение исчезнет само собой)

2. Преувеличенное реагирование (при малейшем неожиданности чел делает стремительные движения, вздрагивает, бросается бежать, кричит)

3. Притупленность эмоций (частичная или полная потеря к эмоциональным проявлениям. Чел трудно восстановить или установитьдружеские, близкие связи, недоступно чувство радости, любви, творческого подъема)

4. Агрессивность (стремление решать вопросы с помощью грубой силы, даже если цель не является жизненно важной)

5. Нарушение памяти и концентрации внимания (испытывают трудности в ситуации сосредоточения внимания и восстановления в памяти определенных обстоятельств)

6. Депрессия (в состоянии ПТСР усиливается, доходя до отчаянья и безнадежности, нервного истощения, апатии, негативного отношения к жизни)

7. Общая тревожность (на физиол уровне проявляется как ломота в спине, спазмы желудка, головные боли; на психол уровне- постоянное беспокойство, необоснованная боязнь преследования; в эмоц сфере- чувство страха, неуверенность в себе, комплекс вины)

8. Приступы ярости

9. Злоупотребление наркотич и лекарствен ваществами для уменьшения симптомов ПТСР

10. Непрошенные воспоминания (ситуации, когда окружающая среда или обстановка напоминает ЧС, сопровождаются сильным чувством тревоги и страха, ночными кошмарами: 1) с точностью видеозаписи воспроизводят ситуацию ЧС; 2) обстановка и персонажи могут быть другими, но элементы ЧС аналогичны, боятся засыпать)

11. Галлюцинаторные переживания (яркие эмоц воспоминания, при кот события настоящего отходят на 2 план и кажутся менее реалистичными)

12. Проблемы со сном

13. Мысли о суициде

14. Вина выжившего (провоцирующие признаки самоуничежительного поведения)

24. Конфликты, их значение для развития человека и социума. Условия и факторы возникновения конфликтов.

Конфликт – это столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с острыми отрицательными эмоциональными переживаниями

По значению для человека и социума конфликты делятся на конструктивные (созидательные, позитивные) и деструктивные (разрушительные, негативные). Первые приносят делу пользу, вторые - вред. От первых уходить нельзя, от вторых - необходимо. Положительное воздействие конфликта часто проявляется в следующем:

  •  конфликт ускоряет процесс самосознания;
  •  под его влиянием утверждается и подтверждается определенный набор ценностей, хотя бы и противоречивый и лишь на некоторое время, но достаточно устойчивый, чтобы служить поставленным целям
  •  конфликт способствует осознанию общности, так как может оказаться, что у других сходные интересы и что они стремятся к тем же целям и результатам и поддерживают применение тех же средств - до такой степени, что возникают официальные и неофициальные союзы;
  •  конфликт приводит к объединению единомышленников внутри групп и между ними;
  •  он способствует разрядке или отодвигает на второй план другие конфликты;
  •  конфликт способствует расстановке приоритетов;
  •  он играет роль предохранительного клапана для безопасного и даже конструктивного выхода эмоций;
  •  благодаря ему обращается внимание на недовольство или предложения, нуждающиеся в обсуждении, понимании, признании, поддержке, юридическом оформлении и разрешении;
  •  конфликт приводит к возникновению рабочих контактов с другими людьми и группами;
  •  благодаря ему стимулируется разработка систем справедливого предотвращения, разрешения конфликтов и управления ими.

Отрицательное воздействие конфликта проявляется часто в следующем:

  •  конфликт представляет собой угрозу заявленным интересам сторон;
  •  это угроза социальной системе, обеспечивающей равноправие и стабильность;
  •  конфликт препятствует быстрому осуществлению перемен;
  •  он приводит к потере поддержки;
  •  конфликт ставит людей или организации в зависимость от публичных заявлений, от которых невозможно легко и быстро отказаться;
  •  он ведет к быстрому действию, вместо тщательно взвешенного ответа;
  •  вследствие конфликта подрывается доверие сторон друг к другу;
  •  конфликт вызывает разобщенность среди тех, кто нуждается в единстве или даже стремится к нему;
  •  в результате конфликта подрывается процесс формирования союзов и коалиций;
  •  конфликт имеет тенденцию к углублению и расширению;
  •  он в такой степени меняет приоритеты, что ставит под угрозу другие интересы.

Факторы возникновения конфликтов:

1. Информационные (отсутствие, недостаток, переизбыток, искажение, нежелат. обнародование, сокрытие, неправильным пониманием информации).

2. Структурные (трудно или невозможно изменить). Климат, географ. пол-е, истощ. рес-сы (деньги, время, полезн. ископ.), политика, экономика.

3. Ценностные (противоречия во взглядах, мнениях, убеждениях, верованиях, идеалах отдельных людей или групп).

4. Отношений (неудовл-ть хотя бы 1 из сторон отношениями м-ду ними).

5. Поведения (из-за конкретных сиюминутных особенностей поведения хотя бы 1 из сторон). Факторы редко действуют поодиночке, большинство конф вызываются совокупностью факторов.

При анализе важно выделять «пусковой фактор»- он вызывает обострение противоречия и привлекает все остальные.

Условия возникновения конф: 

  •  наличие оппонентов (их сила – возм-ть влиять на повед-е оппонента в ходе к-та; особ-ти восприятия – себя, ситуации, оппонента),
  •  предконфликная ситуация (сложились основные хар-ки противоречия, но самого конфликта нет) – цели, интересы, объект к-та,
  •  инцидент (столкновение сторон, направленное на реализацию целей и удовлетворение интересов)

Конфликт является закономерным следствием проявления одного или нескольких общих факторов и сочетания конкретных условий.

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

8198. Задачи воспитания в свете общечеловеческих ценностей 19.72 KB
  Задачи воспитания в свете общечеловеческих ценностей Формирование гуманистического мировоззрения (человек, его жизнь, свобода, счастье - главная ценность и богатство) В решении этой задачи огромную роль играет искусство, ибо оно всегда ли...
8199. Методы педагогического стимулирования 16.05 KB
  Методы педагогического стимулирования. Эти методы воспитания направлены на активизацию позитивного развития личности и торможение деструктивных педагогических процессов. (По латыни stimulus - острая палка, которой погоняли животных.) Мето...
8200. Методы воспитания 30.55 KB
  Методы воспитания План: Понятие о методе, приеме, средстве, условиях воспитания. Из истории методики воспитания. Методы воспитания и их реализация в деятельности культуролога. Формы организации воспитательного процесса. Руководство процессами самово...
8201. Руководство процессами самовоспитания 13.89 KB
  Руководство процессами самовоспитания. Самовоспитание - это сознательная деятельность человека, направленная на развитие у себя положительных качеств личности. Способность к самовоспитанию развивается в конце подросткового - начале юношеск...
8202. Коллектив и личность: педагогический аспект 17.74 KB
  Коллектив и личность: педагогический аспект ПЛАН: Понятие коллектива. Возникновение и развитие в педагогике проблемы коллектива и личности. Стадии формирования и развития воспитывающего коллектива. Педагогические проблемы творческого коллектива. Лич...
8203. Мастерство педагогического взаимодействия 18.78 KB
  Мастерство педагогического взаимодействия. Деятельность учителя сложна, ответственна, трудоемка. Его иногда называют навечно вызванный к доске. Важнейшим инструментом деятельности педагога является общение. Можно выделить следующие функции общения...
8204. Воспитание в семье 35.59 KB
  Воспитание в семье План Семейное воспитание как одна из древнейших форм передачи жизненного опыта. Социальные процессы, определяющие характер современного семейного воспитания. Культура как цель и средство семейного воспитания. Проблемы семейного во...
8205. Проблемы семейного воспитания как аспект профессиональной деятельности культуролога 18.35 KB
  Проблемы семейного воспитания как аспект профессиональной деятельности культуролога. В своей профессиональной деятельности культурологи (в зависимости от специализации) выполняют функции преподавателя, педагога-консультанта, организатора досуга дете...
8206. Место педагогической профессии в социуме 27.71 KB
  Место педагогической профессии в социуме. Жрец или ремесленник? Место педагогической профессии в социуме (из истории вопроса). Профессия и должность воспитателя (учителя) появляются уже в эпоху древних цивилизаций. И уже в эту пору (III-II тысячел...