24566

Методы изучения отклоняющегося поведения

Доклад

Психология и эзотерика

ОП девиантное ДП – это поведение личности или группы противоречащее наиболее важным социальным нормам принятым в конкретное время в конкретном обществе. соц. Зимбарда Стенфордский тюремный экспт – формы агрессивного поведя вынуждаются ситуацией соц. и особтях ее соц.

Русский

2013-08-09

66.5 KB

9 чел.

26. Методы изучения отклоняющегося поведения.

ОП (девиантное- ДП) – это поведение личности или группы, противоречащее наиболее важным социальным нормам, принятым в конкретное время в конкретном обществе. Пр-ки: деструктивность, повторяемость и устойчивость, вызывает негативную оценку окруж., соц. дезадаптация и снижение качества жизни, скрытая мотивация.

Экспериментально-исследоват. методы: (совок-ть спец. орг-ных приемов получ-я инфо о наиб. общих закон-тях, мех-мах и причинах ДП. Исп-ся в целях научной деят-ти: - контент-анализ (изуч-е продуктов деят-ти и тв-ва. Э. Шнейдман изучал суицид. повед., проанализировал более тыс. предсмертных записок, «Душа самоубийцы»); - метод включенного наблюдения; констатирующий эксп-т (предполагает оценку и констатацию тех или иных действий без их изменения – опросники, тест Розенцвейга, продолжить предложения); - лонгитюд, часто в сочетании с близнецовым методом; формирующий эксп-т (редко исп-ся в ДП, формир-е необход. деят-ти – Ф. Зимбарда «Стенфордский тюремный эксп-т» – формы агрессивного повед-я вынуждаются ситуацией, соц. ролью).

Психодиагн. методы: получ-е инфо о конкр. личности / гр. и особ-тях ее соц. повед-я. Фетискин, Козлов, Мануйлов «Соц.-псих. диагностика развития личности и малых гр.», Вассерман, Щелковая «Мед. психод-ка», бланковые тесты и опросники, полупроективные и проективные методы (тест Люшера, хэнд-тест, пятна Роршаха), аппаратурные методики (исп-ют спец. технич. Приспособления) – полиграф (детектор лжи), методика «Сигнал» (по суицид.повед).

Клинич. методы: получ-е инфо об истории и особ-тях проявл., форме и степени выр-ти ДП. Набл-е (как заходит семья, кто лидер, какие отнош-я, активность каждого члена семьи, гот-ть сотрудничать, степень искр-ти, как одеты, матер. достаток, статус семьи, отн-е к терапии, сост-е каждого чел-а, куда садятся, сочетание слов с невербаликой. Анамнез  – беседа, кот. ориентир. на выяснение истории чел-а, семьи, болезни, ДП (н-р, семейная генограмма).

Поведенческое интервью (ПИ): клиническая беседа, целью кот. явл. дост-е понимания личностью своего повед-я и его причин. Задаются заранее подгот. вопросы в строго опред. порядке. Задачи: оценка формы и степени выр-ти ОП; выявление внешн.усл., провоцирующих и поддерживающих ОП; опр-е внутр.мотивов; формулирвка прогноза в случае сохр-я ДП и без него; составление пр-мы возможных действий психол.помощи и развития кл-та в зав-ти от его желаний и возм-тей. Это целенаправленный сбор инфо об ОП в целях его понимани и позитивного изменения.

Группа риска- это группа людей, имеющая наибольшую вероятность попасть под действия различных негат. факторов ОП и обладающая определенной предрасположенностью к нему в силу различных соц., личн., психол. особенностей. Критериями могут выступать возраст, пол, хар-ки сем отношений, наличие кризиса и т.д.

Девиантная направленность- это установки личности, отклоняющиеся от наиб. важных в об-ве соц. норм и проявл. в таких формах, как влечения, желания, стремления, интерес и т.д. Пр-ки: деструктивность, повторяемость, усиление во времени, негат. соц. оттенок, дезадаптивность, возраст и инд. избират-ть, многофакторность.

Повед. анализ- это метод выявления ОП с целью понимания внутр. причин собственного ОП. Проводится в форме ПИ или направл-й беседы, самоанализа, анализа ч/з родственников и близких. Задачи: оценка форм и степени девиантности, выявление внешн. усл., провоцир. и поддерж. данное повед., опр-е внутр. мех-мов и мотивации ОП, формир-е прогноза, сост. пр-мы псих. помощи на основе анализа. В него входят: 1) особ-ти ОП, 2) эмоц профиль (сензит-ть, эмоц-ть и эмоц. лабильность, пониженный фон настроения, чрезмерная двигат. подвижность, импул-ть); 3) конституц.-биол. предпосылки (ранимость, низкая адаптивность, склонность к быстрому форм-ю стойких повед стереотипов, ригидность, скл-ть к соматизации, сниж. обуч-ти, физ. дефекты, хрон. сомат. забол-я, психич. забол-я Если у чел присутствуют несколько таких особенностей, целесообразно говорить о типологич предрасположенности к ОП); 4) индив.-личн. особ-ти (длит. фрустрация ведущ. потр-тей, преоблад. негат эмоц. сост., наличие сверх-сильной травмы, алексетимия, несформ-ть ассертивного повед-я, коммуник. навыков и способов констр. разреш. к-тов, позит. интересов, непродукт. способы совлад. со стрессом, ложная самоидентичность и низкая самооценка, чрезмерная зав-ть от оценок окруж., домин-е девиантн. ценностей, неразвитость совести, отв-ти, чувства долга, веры, сострадания, отсут-е или утрата смысла жизни); 5) сем. анамнез: (отс-е родит. семьи, неполн. семья, налич. ОП, кризис: развод. переезд, смерть члена, серьезное забол-е, финансы); 6) соц-груп условияь (соц. изоляция, отс-е поддержив. гр, низкий личн. соц. статус в соц. гр, отс-е близких друзей, секс. партнера, обществ. незанятость, пробл. или девиантн. соц. гр, пробл. друзья); 7) закл-е (форма и степень ОП, степень опасности ОП, осозн. и неосозн. мотивы ОП (психол. выгода), осн. усл., поддерж. и препят. ОП, ресурсы линости, рекомендации по преодолению.

Диаг-ка суицидального риска. Суицид- это умышленное лишение себя жизни. Суицид. повед. (СП)- осознанные действия, направляемые представлениями о лишении себя жизни. Разворачивается во внутр. (суицид проявления) и внешн. плане (суицид действия: попытки и законченный). Выделяют 3 группы суицидов: 1) истинный, 2) демонстративный, 3) скрытый (косвенный, суицидально обусловленное поведение). Диаг-ка суицид риска основывается на оценке желаемости смерти ч/з хар-ки:

  1.  Суицид. мотивация, включ. особ-ти соц-псих. ситуации, ур-нь стресса и напр-ти к-та, личностных особенностей.
  2.  Компоненты суицидов: ситуационно-стрессовая (наличие индивид. стресса или фрустрации), аффект. сдвиг (доминир-е негативно-пассивн. эмоций и переживаний), когнит. изменения по типу «туннельного зрения» (зацикленность на к.-л. идеи или мысли), нарушение отношений (неудовл-ть, чув-во вины, обида и боль, месть или протест, обратить внешн. агрессию на себя), волевая готовность, амбивалентность СП, серийность или повторяемость проявлений СП.

Не смотря на то, что СП- это многофакторный феномен, оно запускается 3 осн. мех-ми: наличие конфликта с окруж., невыносимый стресс, переживание, ситуация, фрустрация наиболее значимых потребностей.

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

84354. Измерение и сравнение длины предметов. Знакомство со старинными мерами длины 5.24 MB
  Предметные результаты: Продолжить формирование умений измерять и сравнивать длину предметов различными мерами длины закреплять умение сравнивать длины предметов различными способами развитие глазомера внимания памяти.
84356. Нации и межнациональные отношения 75 KB
  Тип урока комбинированный Используемые технологии: личностно-ориентированного обучения и воспитания развитие ключевых компетентностей учащихся; проблемного обученияпроблемный вопрос: стихотворение Кострова; дебаты Этническое многообразие богатство или беда России...
84357. Правоохранительные органы 50.5 KB
  Цели урока: Образовательная: познакомить учащихся с правоохранительными органами их функциями; учить пользоваться правовой терминологией а также различать в какую структуру должен обратиться гражданин для защиты своих прав; Развивающая: продолжить формирование умения вести дискуссию аргументировать...
84358. Деление двузначного числа на однозначное 25.31 KB
  Цели урока: содействовать закреплению знаний по теме Деление суммы на число, развивать умение применять эти знания при решении примеров и задач; совершенствовать вычислительные навыки; умение осуществлять перенос ранее усвоенных знаний в новые условия...
84359. Глобальная компьютерная сеть Интернет 746.5 KB
  Цели и задачи: Общеобразовательные учащиеся должны освоить основные базовые понятия информатики: Интернет, браузер, поисковые системы, общение в сети Интернет, усвоить виды браузеров и их назначение, усвоить примеры поисковых систем и их назначение.
84360. Осевая симметрия 39.94 KB
  Цели: Образовательные Закрепить понятия о симметричных предметах и геометрических фигурах. Дать понятие о предметах и геометрических фигурах, симметрично расположенных относительно оси симметрии. Коррекционные Развивать предметно – практическую деятельность.
84361. Здоровье всему голова 23.25 KB
  Цель мероприятия: ознакомить детей с новыми понятиями качество товара потребитель срок годности товара; учить детей правильно совершать покупки; способствовать воспитанию в детях чувства гордости за кубанскую продукцию.