24567

Особенности работы с девиантным поведением

Доклад

Психология и эзотерика

личности или группы противоречащее наиболее важным социальным нормам принятым в конкретное время в конкретном обществе. соц. Методы работы и воздя на личность с ДП: соц. контроль и соц.

Русский

2013-08-09

78.5 KB

0 чел.

27. Особенности работы с девиантным поведением. 

ДП – это повед. личности или группы, противоречащее наиболее важным социальным нормам, принятым в конкретное время в конкретном обществе. Пр-ки: деструктивность, повторяемость и устойчивость, вызывает негативную оценку окруж., соц. дезадаптация и снижение качества жизни, скрытая мотивация. ДП требует вмешат-ва с целью снижения его опасных проявлений; рассм. как деструкт., работа при кот. направлена в позит.-конструкт. русло и увеличение позит. аспектов.

Методы работы и возд-я на личность с ДП: соц. контроль и соц.-психол. возд-е.

Соц-псих стратегии (конкретная форма воздействия на личность с ОП).

  1.  Деликвентное поведение (противоправное) – псих. конс-е, психотер. (невозможна в тюремной с-ме), орг-ция общ. наказания, суд.-псих. экспертиза (опр-е степени вменяемости обвиняемого, личн. вклад в совершение преступления, уровень психол. и интеллект. развития, соответств возрасту), альтернативное наказание при легкой и средней тяжести преступления (работа в хосписе, общ работа+психотерапия и конс-е).
  2.  Аддиктивное поведение (чрезмерное исп-е объектов, вещ-в, деят-ти в целях саморегуляции или адаптации, отказ от нормал отношений, зависимостей с другими людьми или их замену суррогатами, т.е. отсутствие личн отношений). Различ виды политики гос-ва: 1) авторитарно-репрессивная (люди с зависимым поведением приравниваются к преступникам, больше наказаний и запретов, ущемление прав личности, малоэффективна), 2) либеральн\ минимализация риска (зависимое преступ-е не явл преступлением, легализация легких форм наркотиков, снабжение средствами гигиены, организ-я пунктов питания), 3) ресоциализации/ реабилитации (наличие у них псих проблем, для решения кот необх помощь: правовая, соц, медицинская (детоксикация, мед сопровождение ремиссии, лечение сопутствующих нервнопсихич расстройств), соц-псих реабилитация ч\з реабилит центры с длит пребыванием или гр-самопомощи (любые другие неформальные).
  3.  Суицид (осозн. действия, направляемые представлениями о лишении себя жизни) - кризисная интервенция.

Цель повед.конс-я (ПК): стимул-е позит. изменений в повед. и соц. адаптации личности.

Принципы ПК: нейтральность (к проблеме, уч-кам, к реш-ям кл-та), объективность и повед-кая оценка, сотрудничество (идем за реш-ем кл-та, договор со взаимн.обязат-ми, оцениваем вклад каждого уч-ка), системность и комплексный подход. Формы ПК: индивидуальная, групповая, семейная.

Этапы ПК: 1. Начальный (обращение, 1-й контакт, заявление проблемы) – договариваемся о встрече, говорим, кому лучше прийти (всем, кого интересует эта проблема); 2. Первичное интервью (диагностика, 1-5 встреч, повед. интервью) решается, кто кл-т, опр-е проблемы, в какой форме и как долго работать, методы и содержание); 3. Психотер. (6 мес. – неск. лет) – снятие тревоги и агрессии, углубление понимания ситуации и проблемы, стимул-е положит.изменений, выявлкение и поддержка рес-сов, орг-ция взаимод-я людей на приеме, изменение видения и отн-я с негативного фантазийного на позит. реалистичное.   

Псих.корр.ОП. Задачи: устранение дефицита в повед. репертуарах, усил-е адапт. повед-я, ослабление и устранение неадекв. повед., устр-е изнурит. р-ции треоги, развитие спос-тей расслабляться, самоутв-ся, развит. эффект. соц. навыков, дост- е адекватного секс. функционир-я, развит. спос-ти  к саморегул-ю. Методики: -проектирование будущего (подробное опис-а своего буд.присохр.ДП и без него), -систематич. десенсибилизация Д. Вольпе (расслабление, иерархия трев.стимулов, воображение их в сост. релакс.), -прогрессирующая мышечная релаксация по Джекобсону, -ассертивный тренинг (выдвигать треб-я, говорить «нет», обращать на себя вним-е, принятие своих ошибок, уст-е контакта), -психодрама, -остановка мысли (стоп, я не хочу, мне это не надо) – с зав.повед, -парадоксальная интенция (хотеть и стремиться к тому, чего боится), -письмо, -сказкотерапия, -горячий стул и т.д.

Требования к личности консультанта. Модель В.Леви: наличие познават и этико-любовных установок, открытость и способность работать с обратной связью, умение менять позиции и «маски», гибкость, естественность и спонтанность, раскованность, знание себя, конс-т- это эталон для клиента.  Модель А.И.Донцова: развитая коммуникат компетентность, интеллект, рефлексия, воля (уверенность в себе, эмоц стабил-ть, саморегуляция).  Модель Дж.Джонки: многосторон личн опыт общения, интеллегентность, богатый разносторон, интегрированный и цельный внутр мир, развитая рефлексия и способность к самонаблюдению, соц успех и адаптированность к жизни, гибкость в дистанции, интровертированность и интерес к субъективному, сензетивность, такт и вежливость к людям, соблюдение соц норм и правил, эстетич установка.

Типичные ошибки консультанта. Консультирование психич-и нездоровой Л, неадекватная оценка и коррекция проблем клиента, недооценка потребностей клиента, неадекватная оценка ресурсов и Л клиента, работа с неотчетливым запросом, большая склонность к распрашиванию, неумение распознавать «своего» клиента и неготовность переадресовать его другому специалисту, использование клиента для решения собственных проблем, четкое распределение ответственности и границ консультативного процесса в контракте.

Формы возд-я: профил. (превенция) и соц-псих интервенция (коррекц., реаб-я). Превенция: 1) информир-е (возд-е на когнит. сферу). Знание не позволяет изменить поведение, когнит сфера не явл регулир. началом, связана с возрастом, полом, соц пол-ем. Учит-ся треб-я: разделение по полу, возр., соц. хар-кам, краткость и конкретность инф, наличие конкр. примеров, преобладание позит. инфо над негат., фиксация внимания на последствиях ОП, дозир-е инфо с учетом возр. и особенностей ОП. 2) орг-ция соц. среды. Задачи: работа с семьей для норм-ции псих. климата, работа с гр. для профил. к-тов, улучшение микроклимата, формир-е команд, предупреждение аутсайдерства, создание зон повыш. комф-ти.   3) обуч-е жизненно важным навыкам.  Задачи: забота о себе, общение, разреш-е к-тов, принятие реш-я, план-е и постановка целей, саморегул., противостояние негат. влиянию извне. Формы: игры, тренинги, дискуссии, гр. методы.   4) работа со стилем жизни.

Интервенция: 1) груп работа, 2) разл формы работы с семьей (гр-самопомощи родителей под рук-вом психолога, индив. и семейное псих. конс-е, тренинги родит. эффект-ти, сем. психотерап.), 3) индив конс-е, диагн-ка, психот-я, 4) груп психот-я. Задачи: форм-е мотивации на соц. адаптацию или выздоровление, стимул-е личн. изменений, коррекция конкр. форм ОП, создание благопр. соц-псих усл. для личн изменений. Эффект-ть опр-ся ч/з объект. Пр-кам уменьшения нежелат повед-я (употр-я наркот.) и субъективным (усил. желания вести трезвый образ жизни).

Особенности псих работы с ОП: видимость и длительность работы, испол нескольких видов помощи одновременно, наличие сопротивления у клиента, включение значимых людей, осн метод диаг-ки- повед анализ.

Принципы: адресность (ориентация на конкрет особенности клиента, пол и возраст), проф ответ-ть (признание границ своей компетентности +сотрудничество с другими специалистами+постоянное повышение квалификации),   сотрудничество (желание и активность клиента+разделение ответственности), проектирование будущего (проговаривание целей, задач и планов), нейтральность\ деликатность психолога к проблеме, к решению клиента, к семье, максимальная объективность рез-тов, четкая терапевтич граница.

Психол. конс-е - проведение диагностики (клиническое интервью, экспериментал-психол методики) и предоставление клиенту объект данных и научных интерпритаций рез-тов, кот должны способствовать разрешению проблем, формир-е новых представлений о выходе из трудных ситуаций, выработку активной позиции с целью обучения способам восстановления или сохранения комфорта в ЧС.

Психол. коррекция - целенаправленное психол-е воздействие на клиента с целью приведение его психического состояния к норме, активное вмешательство в формиров-е адекватного психич состояния, его активности и душевного комфорта, гармонизации отношений с соц окружением.

Психотерапия - система психич воздействия (словом, мимикой, молчанием, техник, груп воздействия, спец. организов среды) на психику, а ч\з нее на весь организм чел-а или гр с целью лечения или профилактики заболеваний и состояний дезадаптаций, развития здоровья или достижения др сформулированных целей.

Реабилитация. Методы.

  1.  Угашения нежелат повед-я (наказание): 1) Тайи-аут (для агрессивных и чрезмерно возбудимых детей) удалить ребенка из ситуации, в кот нежелат поведение может получить подкрепление. 2) Негатив последствия- лишение чел подкрепляющих стимулов, когда он демонстрирует нежелат поведение \ негат реакция окружающих.  3) Самонаказания- чел сам назначает себе штраф за проявление нежелат поведения. 4) Аверсивные (в клинич консул-и)- при нежелат проявлениях воздействуют, вызывая дискомфортные ощущния (боль, страх, отвращение).
  2.  Формир-е позитивного поведения (подкрепление). Условия: индивид значимые, систематичность и сразу же за желательным поведением, четкость связи, могут иметь вид заботы, внимания, интереса, похвалы. Положит подкрепляющие стимулы- предъявление чего-то, отрицательно- удаление чего-то а данной ситуации. 2) Жетонное подкрепление, 3) Активное соц обучение ч\з репетицию поведения: выявление области проблемы, определение вида желат адекватного поведения, тренировка в гр ч\з ролевую игру, проверка в реальной ситуации.
  3.  Усиление позитивной мотивации: 1) выявление первичной мотивации обращения+ уточняющие вопросы, 2) конфронтация клиента (он должен убедить терапевта в необходимости помощи ему, стимуляция личн отвертственности), 3) оценка негат последствий ОП, 4) проектирование будущего (возм использование метафор), 5)дальнейшая проработка проблем клиента, 6) груп убеждение, 7) естественные последствия ОП (предоставление полной свободы + вся ответст-ть за последствия на нем).
  4.  Повышение самоконтроля: 1) прогрессирующая мышечная релаксация Э.Джекобсона, 2) формиров-е стратегии самоконтроля (самонаблюдение, самоконтроль).
  5.  Когнитивное переструктурирование: обращение внимания на противоречия в суждениях или рассказе клиента, 2) идентификация и коррекция дисфункциональных мыслей ( выявление, дать название, записать, критическая оценка, проверка логичности и правильности, разработка альтернативных вариантов интерпритаций и оценки, апробация в реал ситуациях).
  6.  Коррекция эмоц состояний: 1) стстематич десенсибилизация (уменьшение их силы): она включает 3 элемента: обучение глубокой мышечной релаксации, построение иерархии стимулов, вызывающих тревогу, в состоянии релаксации представить объект из иерархии, 2) эмотивное воображение (вместо самого чел выступает любимый герой ребенка), 3) имплозивная терапия («наводнение»): предъявление сцен, вызывающих у клиента сильную тревогу с целью поддержания страха на максимальном уровне при переходе все к новым и новым ситуациям из индивид шкалы тревоги.

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

38860. Особенности и проблемы разделения властей в Российской Федерации 286 KB
  Сегодня исключительно важное значение приобретают новые требования к государственной власти и прежде всего преодоление ее монопольного характера смягчение жесткости. Мировой опыт убедительно подтверждает что важнейшим условием успешного функционирования государственной власти является принцип разделения властей. Каждая из названных ветвей власти самостоятельна и выполняет свои функции посредством особой системы органов и в специфических правовых формах. Основное назначение такого разделения властей заключается вопервых в обеспечении...
38863. Влияние протравителя, систем обработки почвы и видов пара в севооборотах на пораженность зерновых культур болезнями 1014.5 KB
  Экологические требования к основной обработке почвы. В связи с этим целью научных исследований явилось изучение эффективности протравителя систем обработки почвы и видов пара в севооборотах в защите озимой ржи и яровой пшеницы от болезней вызываемых почвенными патогенами. Определить влияние протравителя систем обработки почвы и видов пара в севооборотах на урожайность и элементы ее структуры; 3. Наибольшие урожаи зерна получают на черноземах малопригодны заболоченные и тяжелые глинистые почвы Посыпанов Г.
38864. Гипсовые пазогребневые плиты 81.5 KB
  Плиты из неводостойкого гипсового вяжущего предназначены для устройства перегородок в зданиях различного назначения с сухим и нормальным режимом помещений по СНиП П379 а плиты из водостойких гипсовых вяжущих и с влажным режимом помещений. Плиты относятся к группе трудносгораемых материалов.
38867. Совершенствование управлением постоянными и переменными затратами при формировании финансовых результатов на предприятии СПК «Куяштыр» Аскинского района 1.04 MB
  Понятие затрат предприятия существенно различается в зависимости от их экономического назначения. Четкое разграничение затрат по их роли в процессе воспроизводства является определяющим моментом в теории и практической деятельности. Переменные и постоянные затраты это два основных типа издержек.
38868. Призначення, будова і принцип роботи приладу типу МТМ-РЭ-160 366 KB
  Управління технологічними процесами з використанням автоматичних засобів включає в себе виконання наступних основних задач: контроль параметрів процесів (температури, тиску в апаратах, складу і якості рідин і газів і т. д.); регулювання параметрів (підтримання їх у заданих значеннях)