24571

Профилактика наркозависимости и аддиктивного поведения средствами групповой психокоррекции

Доклад

Психология и эзотерика

Зависимость состояние периодической или хронической интоксикации вызываемое повторным употреблением психоактивного вещества разделяемой на психическую и физическую зависимость. Психическая зависимость характеризуется овладевающим желанием или неодолимым влечением к употреблению психоактивного вещества тенденцией к увеличению его дозы для достижения желаемого эффекта и возникновением вызванных употреблением индивидуальных и социальных проблем разрешаемых через повторное употребление; отнятие вещества вызывает психический дискомфорт и...

Русский

2013-08-09

60.5 KB

4 чел.

2. Профилактика наркозависимости и аддиктивного поведения средствами групповой психокоррекции

Аддиктивное поведение – термин, описывающий злоупотребление изменяющими психическое состояние веществами (табак, алкоголь, наркотики и не входящие в список наркотиков вещества) без сформированной физической и психической зависимости; обозначает не болезнь, а нарушение поведения.

Зависимость – состояние периодической или хронической интоксикации, вызываемое повторным употреблением психоактивного вещества, разделяемой на психическую и физическую зависимость. Психическая зависимость характеризуется овладевающим желанием или неодолимым влечением к употреблению психоактивного вещества, тенденцией к увеличению его дозы для достижения желаемого эффекта и возникновением вызванных употреблением индивидуальных и социальных проблем, разрешаемых через повторное употребление; отнятие вещества вызывает психический дискомфорт и тревогу. Физическая зависимость – состояние, когда употребляемое вещество становится постоянно необходимым для поддержания нормального функционирования организма, включается в схему его жизнеобеспечения; при отнятии возникает проявляющийся на всех уровнях функционирования синдром отнятия, заявляющий о себе соматическими, неврологическими и психическими расстройствами.

В зависимости от контингента, с которым проводится профилактическая работа, различают первичную, вторичную и третичную профилактику. Первичная профилактика – это комплекс мероприятий, направленных на предотвращение употребления психоактивных веществ. Она рассчитана на все население в целом, но прежде всего на детей и подростков.

В процессе первичной профилактики принципиально важно выработать у детей установку на противодействие внешнему давлению со стороны нарко-рекламы, нарко-дилеров, девиантной группы и просто сверстников-провокаторов. Важно выработать и закрепить (в поведенческом тренинге) навыки самостоятельного решения на основе рациональной рефлексии и критичной оценки провокационной ситуации.

Основными акцентами большинства профилактических программ являются: 1. осознание имеющихся у личности ресурсов, способствующих формированию здорового образа жизни; 2. актуализация и развитие этих ресурсов; 3. развитие стратегий и навыков поведения, ведущего к здоровой самоактуализации.

Противонаркотические программы работы с подростками и школьниками старших классов включают в себя: 1. распространение информации, адекватной психологическим особенностям адресата, о причинах, формах и последствиях употребления наркотиков; 2. формирование навыков анализа и критической оценки информации, формирующей установки на отклоняющееся поведение (информация из источников сомнительного происхождения: некоторые молодежные журналы и сайты Интернета, некоторые ТВ-программы - особенно продукция рекламного бизнеса);

Вторичная профилактика ориентирована на «группу риска». Основным объектом ее воздействия являются начинающие потребители наркотических и других психоактивных веществ. Цель вторичной профилактики — раннее выявление начинающих потребителей и оказание им помощи во избежание возникновения у них выраженных клинических признаков зависимости.

Третичная профилактика - это оказание помощи клиентам, у которых сформирована психическая и/или физическая зависимость от наркотика. Ее цель – предупреждение дальнейшего распада личности и поддержание дееспособности человека посредством формирования терапевтической реабилитационной среды, создания «групп взаимопомощи» и т.п.

В применении к подростковой наркологии эта классификация может быть расшифрована следующим образом. Первичная профилактика – предотвращение аддиктивного поведения подростков. Вторичная – предотвращение рецидивов после лечения ранних форм алкоголизма и наркомании. Третичная – реабилитация в тяжких случаях неоднократных рецидивов и безуспешного лечения

Особенности подростковой психики: поведение, аффективная и когнитивная сферы

Подходя психологически, особенно с точки зрения возрастной психологии, к группе риска по отношению к наркозависимости следует отнести всех детей и подростков в возрастном диапазоне от 10 до 16 лет, независимо от их личностно-психологических особенностей. Убедительных данных о преимущественной представленности каких-то специфических особенностей личности или строго определенных акцентуаций характера в преморбиде подростков, больных наркоманией пока не существует. Для категории «группы риска» характерны личностные особенности, обусловленные во многом психологией самого этапа возрастного развития. В сфере поведения этап характеризуется нестабильностью отношений с окружающими, ограниченным репертуаром реакций на фрустрацию, низкой стрессовой толерантностью, высоким уровнем притязаний при недостаточно критичной оценке своих возможностей. В аффективной сфере характерны: эмоциональная лабильность, склонность к тревожным и депрессивным реакциям, нестабильность самооценки. В мотивационной сфере: высокая потребность в самоутверждении, в принадлежности к референтной группе. В когнитивной сфере: «аффективная» (основанная на эмоциях) и «селективная» (основанная на деталях, вырванных из контекста) логика, «генерализация» (склонность к обобщениям на основании единичных фактов), чрезмерная категоричность суждений (по типу «всё или ничего»). Морфологические и физиологические изменения в организме, обусловленные пубертатом, повышают риск психосоматических заболеваний, оказывают существенное влияние на самочувствие (тревога, повышенная утомляемость) и настроение подростков. Среди специфических факторов риска особо значимы следующие: дисгармоничные отношения в семье; неадекватный тип воспитания; неблагоприятные отношения в школьном коллективе, неблагополучная среда общения вне школы; хронические соматические заболевания, и психологические травмы.

Формирование  социально-психологической компетентности и жизненных навыков.

Социально-психологическая компетентность обеспечивает умение отказываться от рискованных предложений, видеть положительные и отрицательные стороны явлений, взаимодействовать со сверстниками, дружить, уметь пережить потерю друга, выражать правильно свои чувства и др.

Под жизненными навыками понимают наиболее важные социальные умения личности Формирование жизненных навыков включает обучение: эффективному общению; уверенности в себе; умению управлять своими чувствами; выбору друзей и построению позитивных отношений со сверстниками; укреплению связей с семьей и другими значимыми взрослыми; решению проблем; критическому мышлению; принятию решений; осознанию негативных влияний и давления со стороны сверстников и сопротивлению им; постановке целей; оказанию помощи окружающим.

Принципы коммуникативного взаимодействия в группе. В группе, в которой проводится профилактическая работа, очень важно установление доверительных, открытых, эмоционально и социально поддерживающих отношений. Занятия со школьниками (особенно с младшими) следует проводить преимущественно в игровой форме, но при этом такие занятия должны содержать потенциал серьезной интеллектуальной и психологической работы. Необходимо придерживаться определенных правил групповой работы: а) активное слушание, б) оказание взаимопомощи, в) доверительность и конфиденциальность, г) принятие личной ответственности за работу группы в целом и т.д.

Научившись и развив в себе необходимые качества, члены группы в дальнейшем смогут оказывать позитивное влияние и на свое ближайшее окружение - друзей, членов семьи.

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

72933. Динамічна анатомія 78.5 KB
  Локомоції — група рухів зі зміною площі опори й з переміщенням тіла з одного місця на інше. У цій групі виділяють 2 різновиду рухів. До першого відносять циклічні рухи, що складаються з окремих повторюваних циклів (хода, біг, плавання, лижні перегони, ковзанярський спорт, веслування й ін.).
72934. Ранние цивилизации: Египет, Передняя Азия, Индия, Китай 25.72 KB
  Самые первые государства на земле появляются в долинах крупных рек Нила, Тигра, Евфрата, там, где возможно было создать оросительные (ирригационные) системы – основу поливного земледелия. В долинах этих рек люди гораздо меньше, чем в других местах, зависели от природных условий, получали стабильные урожаи.
72935. Античная цивилизация. Древняя Греция 33.96 KB
  Самые высокие оценки греческой цивилизации не кажутся преувеличенными. Мысль о чуде греческой цивилизации вызвана скорее всего ее необычайно быстрым расцветов. Создание греческой цивилизации относится к эпохе культурного переворота VII V вв.
72936. Біосфера. Роль В.І.Вернадського у вивченні біосфери. Ноосфера 33.73 KB
  Жива речовина. Що принципово відрізняє нашу планету від будь-якої іншої планети Сонячної системи? Наявність життя. «Якби на Землі не було життя, — писав академік В. І. Вернадський, — обличчя її було б так само незмінним і хімічно інертним, як нерухоме обличчя Місяця, як інертні уламки небесних світил».
72938. Радіація в біосфері. Наслідки Чорнобильської катастрофи 27.4 KB
  Внаслідок міграції разом з атмосферним повітрям водою їжею радіонукліди потрапляють в організм людини накопичуються там і спричинюють його внутрішнє опромінення. Щоб запобігти наслідкам опромінення вживають заходів щодо обмеження зовнішнього і внутрішнього опромінення персоналу...
72939. Сучасна наука про довкілля 21.65 KB
  Вагомим внеском у становленні екології були праці К. Мебіуса (1877), який запропонував поняття «біоценоз» і Ф.Даля (1890),який ввів у наукове використання термін «екотоп». На початку ХХ ст. американські дослідники Ф.Клементс,Р. Адамс,В.Шелфорд розробили основи і методи дослідження угрупувань живих організмів.
72940. Планування аудиту 60.5 KB
  Планування аудиту означає розробку загальної стратегії виконання завдання та плану аудиту для зменшення аудиторського ризику до прийнятно низького рівня. В плануванні беруть участь партнер з завдання та ключовий персонал групи з завдання, що дозволяє отримати користь...
72941. Мета і загальні принципи аудиту 276 KB
  Цілі та основні принципи стандартів аудиту. Основні вимоги до аудиту. Розвиток в Україні ринкових відносин тісно повязаний з розвитком і вдосконаленням фінансово-економічного контролю та аудиту як одного з основоположних елементів ринкової інфраструктури.