24571

Профилактика наркозависимости и аддиктивного поведения средствами групповой психокоррекции

Доклад

Психология и эзотерика

Зависимость – состояние периодической или хронической интоксикации вызываемое повторным употреблением психоактивного вещества разделяемой на психическую и физическую зависимость. Психическая зависимость характеризуется овладевающим желанием или неодолимым влечением к употреблению психоактивного вещества тенденцией к увеличению его дозы для достижения желаемого эффекта и возникновением вызванных употреблением индивидуальных и социальных проблем разрешаемых через повторное употребление; отнятие вещества вызывает психический дискомфорт и...

Русский

2013-08-09

60.5 KB

4 чел.

2. Профилактика наркозависимости и аддиктивного поведения средствами групповой психокоррекции

Аддиктивное поведение – термин, описывающий злоупотребление изменяющими психическое состояние веществами (табак, алкоголь, наркотики и не входящие в список наркотиков вещества) без сформированной физической и психической зависимости; обозначает не болезнь, а нарушение поведения.

Зависимость – состояние периодической или хронической интоксикации, вызываемое повторным употреблением психоактивного вещества, разделяемой на психическую и физическую зависимость. Психическая зависимость характеризуется овладевающим желанием или неодолимым влечением к употреблению психоактивного вещества, тенденцией к увеличению его дозы для достижения желаемого эффекта и возникновением вызванных употреблением индивидуальных и социальных проблем, разрешаемых через повторное употребление; отнятие вещества вызывает психический дискомфорт и тревогу. Физическая зависимость – состояние, когда употребляемое вещество становится постоянно необходимым для поддержания нормального функционирования организма, включается в схему его жизнеобеспечения; при отнятии возникает проявляющийся на всех уровнях функционирования синдром отнятия, заявляющий о себе соматическими, неврологическими и психическими расстройствами.

В зависимости от контингента, с которым проводится профилактическая работа, различают первичную, вторичную и третичную профилактику. Первичная профилактика – это комплекс мероприятий, направленных на предотвращение употребления психоактивных веществ. Она рассчитана на все население в целом, но прежде всего на детей и подростков.

В процессе первичной профилактики принципиально важно выработать у детей установку на противодействие внешнему давлению со стороны нарко-рекламы, нарко-дилеров, девиантной группы и просто сверстников-провокаторов. Важно выработать и закрепить (в поведенческом тренинге) навыки самостоятельного решения на основе рациональной рефлексии и критичной оценки провокационной ситуации.

Основными акцентами большинства профилактических программ являются: 1. осознание имеющихся у личности ресурсов, способствующих формированию здорового образа жизни; 2. актуализация и развитие этих ресурсов; 3. развитие стратегий и навыков поведения, ведущего к здоровой самоактуализации.

Противонаркотические программы работы с подростками и школьниками старших классов включают в себя: 1. распространение информации, адекватной психологическим особенностям адресата, о причинах, формах и последствиях употребления наркотиков; 2. формирование навыков анализа и критической оценки информации, формирующей установки на отклоняющееся поведение (информация из источников сомнительного происхождения: некоторые молодежные журналы и сайты Интернета, некоторые ТВ-программы - особенно продукция рекламного бизнеса);

Вторичная профилактика ориентирована на «группу риска». Основным объектом ее воздействия являются начинающие потребители наркотических и других психоактивных веществ. Цель вторичной профилактики — раннее выявление начинающих потребителей и оказание им помощи во избежание возникновения у них выраженных клинических признаков зависимости.

Третичная профилактика - это оказание помощи клиентам, у которых сформирована психическая и/или физическая зависимость от наркотика. Ее цель – предупреждение дальнейшего распада личности и поддержание дееспособности человека посредством формирования терапевтической реабилитационной среды, создания «групп взаимопомощи» и т.п.

В применении к подростковой наркологии эта классификация может быть расшифрована следующим образом. Первичная профилактика – предотвращение аддиктивного поведения подростков. Вторичная – предотвращение рецидивов после лечения ранних форм алкоголизма и наркомании. Третичная – реабилитация в тяжких случаях неоднократных рецидивов и безуспешного лечения

Особенности подростковой психики: поведение, аффективная и когнитивная сферы

Подходя психологически, особенно с точки зрения возрастной психологии, к группе риска по отношению к наркозависимости следует отнести всех детей и подростков в возрастном диапазоне от 10 до 16 лет, независимо от их личностно-психологических особенностей. Убедительных данных о преимущественной представленности каких-то специфических особенностей личности или строго определенных акцентуаций характера в преморбиде подростков, больных наркоманией пока не существует. Для категории «группы риска» характерны личностные особенности, обусловленные во многом психологией самого этапа возрастного развития. В сфере поведения этап характеризуется нестабильностью отношений с окружающими, ограниченным репертуаром реакций на фрустрацию, низкой стрессовой толерантностью, высоким уровнем притязаний при недостаточно критичной оценке своих возможностей. В аффективной сфере характерны: эмоциональная лабильность, склонность к тревожным и депрессивным реакциям, нестабильность самооценки. В мотивационной сфере: высокая потребность в самоутверждении, в принадлежности к референтной группе. В когнитивной сфере: «аффективная» (основанная на эмоциях) и «селективная» (основанная на деталях, вырванных из контекста) логика, «генерализация» (склонность к обобщениям на основании единичных фактов), чрезмерная категоричность суждений (по типу «всё или ничего»). Морфологические и физиологические изменения в организме, обусловленные пубертатом, повышают риск психосоматических заболеваний, оказывают существенное влияние на самочувствие (тревога, повышенная утомляемость) и настроение подростков. Среди специфических факторов риска особо значимы следующие: дисгармоничные отношения в семье; неадекватный тип воспитания; неблагоприятные отношения в школьном коллективе, неблагополучная среда общения вне школы; хронические соматические заболевания, и психологические травмы.

Формирование  социально-психологической компетентности и жизненных навыков.

Социально-психологическая компетентность обеспечивает умение отказываться от рискованных предложений, видеть положительные и отрицательные стороны явлений, взаимодействовать со сверстниками, дружить, уметь пережить потерю друга, выражать правильно свои чувства и др.

Под жизненными навыками понимают наиболее важные социальные умения личности Формирование жизненных навыков включает обучение: эффективному общению; уверенности в себе; умению управлять своими чувствами; выбору друзей и построению позитивных отношений со сверстниками; укреплению связей с семьей и другими значимыми взрослыми; решению проблем; критическому мышлению; принятию решений; осознанию негативных влияний и давления со стороны сверстников и сопротивлению им; постановке целей; оказанию помощи окружающим.

Принципы коммуникативного взаимодействия в группе. В группе, в которой проводится профилактическая работа, очень важно установление доверительных, открытых, эмоционально и социально поддерживающих отношений. Занятия со школьниками (особенно с младшими) следует проводить преимущественно в игровой форме, но при этом такие занятия должны содержать потенциал серьезной интеллектуальной и психологической работы. Необходимо придерживаться определенных правил групповой работы: а) активное слушание, б) оказание взаимопомощи, в) доверительность и конфиденциальность, г) принятие личной ответственности за работу группы в целом и т.д.

Научившись и развив в себе необходимые качества, члены группы в дальнейшем смогут оказывать позитивное влияние и на свое ближайшее окружение - друзей, членов семьи.

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

36070. Философия жизни 130.5 KB
  Ницше: он подверг критике рационалистические концепции мира человека истории которые господствовали в философии на протяжении XVII – XVIII первой половины XIX вв. НИЦШЕ гениальный немецкий философ главным мучением всей жизни которого был вопрос: Можно ли надеяться когданибудь облагородить человечество Наделенный ясновиденьем нервов С. Цвейг Ницше пережил смерть Бога в личном трагическом опыте и вместе с тем провозвещая XX век постиг как судьбу современного человека. Обозначив кризис европейского гуманизма философия Ницше...
36071. Конспект лекцій з курсу Філософія 1.63 MB
  Філософія як форма світогляду її роль в житті суспільства і людини. Буття людини. У цій ситуації проблеми світоглядної орієнтації людини усвідомлення нею свого місця і ролі в суспільстві мети і сенсу соціальної і особистої активності відповідальності за свої вчинки і вибір форм і напрямів своєї діяльності стають головними життєвими цінностями. У становленні і формуванні світоглядної культури людини філософія завжди грала особливу роль повязану з її багатовіковим досвідом критичнорефлексивного осмислення глибинних...
36072. Потенціал підприємства: сутність і механізм функціонування 73.5 KB
  Предмет мета завдання курсу управління потенціалом підприємства УПП . Елементи підприємницького потенціалу підприємства ППП Джерела потенціалу підприємства і шляхи його збільшення. Управління потенціалом підприємства УПП є сферою економічного дослідження і створення методів аналізу і оцінювання можливостей підприємств з урахуванням практики діагностики внутрішнього і зовнішнього середовища підприємств.
36073. Структурний аналіз ресурсного потенціалу в системі управління витратами і інвестиціями 92 KB
  Структурний аналіз ресурсного потенціалу в системі управління витратами і інвестиціями. Об’єкти суб’єкти цілі в системі управління витратами. Аналіз витрат і прийняття управлінського рішення. Резерви підприємства можуть бути пов’язані з витратами.
36074. Виробничий потенціал: структура, вимірювання величини, оцінювання ефективності використання 89 KB
  План Характеристика виробничого потенціалу. Оцінювання виробничого потенціалу на підставі аналізу рівня ефективності використання структури робочих місць. Оцінювання ефективності використання основних елементів потенціалу підприємства основних фондів виробничого персоналу технологічного та інформаційного потенціалу. Але поряд з цим існує ще ряд практичних завдань при вирішенні цієї проблеми: вибір найбільш ефективного показника для оцінювання виробничого потенціалу підприємства; обгрунтування збалансованості виробничого...
36075. Управління потенціалом підприємства на основі маркетингової діяльності (діагностика) 205 KB
  Розробка стратегії маркетингу починається з визначення ринку або його окремого сегменту на якому здійснюється діяльність підприємства. Мета аналізу СЗГ – оцінювання перспектив розвитку з погляду масштабів зростання стабільності місткості ринку перспектив технологій норми прибутку. Стан зовнішнього оточення СЗГ слід оцінювати з використанням змінних параметрів : перспектив зростання перспектив рентабельності очікуваного рівня нестабільності успішної конкурентності на ринку. Очікуваний рівень нестабільності характеризується...
36076. Управління формуванням і розвитком потенціалу підприємства 64 KB
  Оцінка організаційного потенціалу підприємства. Методів управління при формуванні потенціалу підприємства. Це досягається формуванням організаційного потенціалу шляхом: проектуванням і створенням цілеспрямованої виробничої і соціотехнічної системи; організації підприємства з встановленням цілей діяльності і корпоративних норм; організацією управління діяльністю підприємства; забезпеченням інформацією; реорганізацією реструктуризацією підприємства відповідно до зміни цілей стану внутрішнього середовища потреб споживачів продукції;...
36077. Управління трудовими ресурсами підприємства 56.5 KB
  Ринок праці функціонування ринку праці. Регулювання ринку праці. Роль підприємства в регулюванні ринку праці управління трудовими ресурсами підприємства с. Завдання першої підсистеми управління трудовими ресурсами полягає в управлінні формуванням робочої сили відтворення підготовка відшкодування управління процесом розподілу трудових ресурсів управління створення робочих місць управління перерозподілом робочої сили; управління використанням робочої сили управління...
36078. Оцінка організаційного потенціалу підприємства 67 KB
  Оцінка організаційного потенціалу підприємства. План Оцінка організаційного потенціалу підприємства в системі параметрів організаційного проектування. Методи управління при формуванні потенціалу підприємства.