24571

Профилактика наркозависимости и аддиктивного поведения средствами групповой психокоррекции

Доклад

Психология и эзотерика

Зависимость состояние периодической или хронической интоксикации вызываемое повторным употреблением психоактивного вещества разделяемой на психическую и физическую зависимость. Психическая зависимость характеризуется овладевающим желанием или неодолимым влечением к употреблению психоактивного вещества тенденцией к увеличению его дозы для достижения желаемого эффекта и возникновением вызванных употреблением индивидуальных и социальных проблем разрешаемых через повторное употребление; отнятие вещества вызывает психический дискомфорт и...

Русский

2013-08-09

60.5 KB

4 чел.

2. Профилактика наркозависимости и аддиктивного поведения средствами групповой психокоррекции

Аддиктивное поведение – термин, описывающий злоупотребление изменяющими психическое состояние веществами (табак, алкоголь, наркотики и не входящие в список наркотиков вещества) без сформированной физической и психической зависимости; обозначает не болезнь, а нарушение поведения.

Зависимость – состояние периодической или хронической интоксикации, вызываемое повторным употреблением психоактивного вещества, разделяемой на психическую и физическую зависимость. Психическая зависимость характеризуется овладевающим желанием или неодолимым влечением к употреблению психоактивного вещества, тенденцией к увеличению его дозы для достижения желаемого эффекта и возникновением вызванных употреблением индивидуальных и социальных проблем, разрешаемых через повторное употребление; отнятие вещества вызывает психический дискомфорт и тревогу. Физическая зависимость – состояние, когда употребляемое вещество становится постоянно необходимым для поддержания нормального функционирования организма, включается в схему его жизнеобеспечения; при отнятии возникает проявляющийся на всех уровнях функционирования синдром отнятия, заявляющий о себе соматическими, неврологическими и психическими расстройствами.

В зависимости от контингента, с которым проводится профилактическая работа, различают первичную, вторичную и третичную профилактику. Первичная профилактика – это комплекс мероприятий, направленных на предотвращение употребления психоактивных веществ. Она рассчитана на все население в целом, но прежде всего на детей и подростков.

В процессе первичной профилактики принципиально важно выработать у детей установку на противодействие внешнему давлению со стороны нарко-рекламы, нарко-дилеров, девиантной группы и просто сверстников-провокаторов. Важно выработать и закрепить (в поведенческом тренинге) навыки самостоятельного решения на основе рациональной рефлексии и критичной оценки провокационной ситуации.

Основными акцентами большинства профилактических программ являются: 1. осознание имеющихся у личности ресурсов, способствующих формированию здорового образа жизни; 2. актуализация и развитие этих ресурсов; 3. развитие стратегий и навыков поведения, ведущего к здоровой самоактуализации.

Противонаркотические программы работы с подростками и школьниками старших классов включают в себя: 1. распространение информации, адекватной психологическим особенностям адресата, о причинах, формах и последствиях употребления наркотиков; 2. формирование навыков анализа и критической оценки информации, формирующей установки на отклоняющееся поведение (информация из источников сомнительного происхождения: некоторые молодежные журналы и сайты Интернета, некоторые ТВ-программы - особенно продукция рекламного бизнеса);

Вторичная профилактика ориентирована на «группу риска». Основным объектом ее воздействия являются начинающие потребители наркотических и других психоактивных веществ. Цель вторичной профилактики — раннее выявление начинающих потребителей и оказание им помощи во избежание возникновения у них выраженных клинических признаков зависимости.

Третичная профилактика - это оказание помощи клиентам, у которых сформирована психическая и/или физическая зависимость от наркотика. Ее цель – предупреждение дальнейшего распада личности и поддержание дееспособности человека посредством формирования терапевтической реабилитационной среды, создания «групп взаимопомощи» и т.п.

В применении к подростковой наркологии эта классификация может быть расшифрована следующим образом. Первичная профилактика – предотвращение аддиктивного поведения подростков. Вторичная – предотвращение рецидивов после лечения ранних форм алкоголизма и наркомании. Третичная – реабилитация в тяжких случаях неоднократных рецидивов и безуспешного лечения

Особенности подростковой психики: поведение, аффективная и когнитивная сферы

Подходя психологически, особенно с точки зрения возрастной психологии, к группе риска по отношению к наркозависимости следует отнести всех детей и подростков в возрастном диапазоне от 10 до 16 лет, независимо от их личностно-психологических особенностей. Убедительных данных о преимущественной представленности каких-то специфических особенностей личности или строго определенных акцентуаций характера в преморбиде подростков, больных наркоманией пока не существует. Для категории «группы риска» характерны личностные особенности, обусловленные во многом психологией самого этапа возрастного развития. В сфере поведения этап характеризуется нестабильностью отношений с окружающими, ограниченным репертуаром реакций на фрустрацию, низкой стрессовой толерантностью, высоким уровнем притязаний при недостаточно критичной оценке своих возможностей. В аффективной сфере характерны: эмоциональная лабильность, склонность к тревожным и депрессивным реакциям, нестабильность самооценки. В мотивационной сфере: высокая потребность в самоутверждении, в принадлежности к референтной группе. В когнитивной сфере: «аффективная» (основанная на эмоциях) и «селективная» (основанная на деталях, вырванных из контекста) логика, «генерализация» (склонность к обобщениям на основании единичных фактов), чрезмерная категоричность суждений (по типу «всё или ничего»). Морфологические и физиологические изменения в организме, обусловленные пубертатом, повышают риск психосоматических заболеваний, оказывают существенное влияние на самочувствие (тревога, повышенная утомляемость) и настроение подростков. Среди специфических факторов риска особо значимы следующие: дисгармоничные отношения в семье; неадекватный тип воспитания; неблагоприятные отношения в школьном коллективе, неблагополучная среда общения вне школы; хронические соматические заболевания, и психологические травмы.

Формирование  социально-психологической компетентности и жизненных навыков.

Социально-психологическая компетентность обеспечивает умение отказываться от рискованных предложений, видеть положительные и отрицательные стороны явлений, взаимодействовать со сверстниками, дружить, уметь пережить потерю друга, выражать правильно свои чувства и др.

Под жизненными навыками понимают наиболее важные социальные умения личности Формирование жизненных навыков включает обучение: эффективному общению; уверенности в себе; умению управлять своими чувствами; выбору друзей и построению позитивных отношений со сверстниками; укреплению связей с семьей и другими значимыми взрослыми; решению проблем; критическому мышлению; принятию решений; осознанию негативных влияний и давления со стороны сверстников и сопротивлению им; постановке целей; оказанию помощи окружающим.

Принципы коммуникативного взаимодействия в группе. В группе, в которой проводится профилактическая работа, очень важно установление доверительных, открытых, эмоционально и социально поддерживающих отношений. Занятия со школьниками (особенно с младшими) следует проводить преимущественно в игровой форме, но при этом такие занятия должны содержать потенциал серьезной интеллектуальной и психологической работы. Необходимо придерживаться определенных правил групповой работы: а) активное слушание, б) оказание взаимопомощи, в) доверительность и конфиденциальность, г) принятие личной ответственности за работу группы в целом и т.д.

Научившись и развив в себе необходимые качества, члены группы в дальнейшем смогут оказывать позитивное влияние и на свое ближайшее окружение - друзей, членов семьи.

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

22249. Расчет допусков размеров, входящих в размерные цепи 39 KB
  Составляющее звено звено размерной цепи изменение которого вызывает изменение исходного или замыкающего звена. Увеличивающие если с увеличением составляющего звена увеличивается размер исходного или замыкающего звена. Уменьшающие если с уменьшением составляющего звена уменьшается размер исходного или замыкающего звена. Компенсирующее звено предварительно выбранное звено размерной цепи изменение размера которого достигается требуемая точность замыкающего звена.
22250. Мониторинг в нейроанестезиологии и нейрореаниматологии 213 KB
  Мониторинг при операциях на стволе мозга Мониторинг при сосудистых операциях. Мониторинг в нейрореаниматологии оценка уровня сознания мониторинг витальных функций контроль ВЧД длительный контроль транскраниальная допплерография оценка метаболизма мозга Обеспечение безопасности больного находящегося в состоянии анестезии является одной из основных обязанностей анестезиолога. В нейрохирургии этот метод часто применяется при вмешательствах н сосудах головного мозга. Нейрофизиологический мониторинг Впервые регистрацию биоэлектрической...
22251. ТАКТИКА ВЕДЕНИЯ НАРУШЕНИЙ МОЗГОВОГО КРОВООБРАЩЕНИЯ 69.5 KB
  Частоту нарушений мозгового кровообращения НМК трудно установить так как определенное количество больных погибает вне клиники или не госпитализируется. Как бы то ни было НМК составляют около 5 объема скоропомощной практики. Сегодня подход к лечению НМК должен быть динамичным коллективным и мультидисциплинарным. Тактикой скоропомощного ведения пациента с подозрением на НМК кроме диагностики причины заболевания и оценки тяжести состояния должно быть срочное обеспече ние максимальной оксигенации головного мозга с целью минимизации...
22252. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ИНТЕНСИВНОЙ ТЕРАПИИ ПОСТРАДАВШИХ С СОЧЕТАНОЙ ЧЕРЕПНО-МОЗГОВОЙ ТРАВМОЙ 127 KB
  По данным к примеру клиники Военнополевой хирургии Военномедицинской академии за последние 10 лет частота поступления пострадавших с такой характеристикой повреждений составляет около . Анализ исходов течения травматической болезни у этой категории пострадавших свидетельствует о высокой степени неблагоприятных исходов напрямую коррелирующей с тяжестью ЧМТ степенью полисегментарности повреждения выраженностью шоковой реакции организма в целом. Интенсивная терапия пострадавших III группы нетяжелая ЧМТ и...
22253. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ИНТЕНСИВНОЙ ТЕРАПИИ ТЯЖЕЛОЙ ЧЕРЕПНО-МОЗГОВОЙ ТРАВМЫ 124.5 KB
  et al: Blood pressure and intracranial pressurevolume dynamics in severe head injury: relationship with cerebral blood now. et al: Ultra early evaluation of regional cerebral blood flow in severely headinjured patients using xenon enhanced computed tomography. et al: Megadose steroids in severe head injury.: Longchain versus medium and longchain triglyceridebased fat emulsion in parenteral nutrition of severe head trauma patients.
22254. ПРОТОКОЛ ДЕЙСТВИЙ ПРИ МАССИВНОЙ ВОЗДУШНОЙ ЭМБОЛИИ 26.5 KB
  Удалить аортальную канюлюудалить воздух из места канюляции аорты. Удалить воздух из артериальной канюли и магистрали. Кровь нагнетается в ВПВ при температуре 20240 С со скоростью 12 л мин или более и воздух вместе с кровью дренируется к помпе из места канюляции в области корня аорты. Во время ретроградной перфузии через ВПВ периодически выполняется компрессия сонных артерий для эвакуации воздуха из позвоночных артерий ретроградным путем.
22255. Черепно-мозговая травма (ЧМТ) 48 KB
  Изучение расстройств дыхания при тяжелой ЧМТ важно прежде всего потому что развиваясь в остром периоде травмы дыхательная недостаточность ДН не только усугубляет тяжесть состояния больных но и является одной из причин летального исхода. Велико социальное значение ЧМТ. Оно обусловлено: преимущественным поражением лиц в возрасте до 50ти лет наиболее активных в социальном и трудовом отношении; как причина смертности и инвалидности у лиц молодого возраста ЧМТ опережает сердечнососудистые и онкологические заболевания; 3 полное...
22256. АНАТОМИЯ, КЛИНИЧЕСКАЯ ФИЗИОЛОГИЯ ЦНС 51 KB
  Содержимое супратенториальной части представлено большими полушариями головного мозга которые функционально чрезвычайно важны. Важную роль во вторичном повреждении головного мозга отводят фальксу и вырезке тенториума что связано с дислокацией и вклинением структур мозга более подробно. даление при увеличении лобной доли вклинение под фалькс результат: cingulate gyrus ишемия в бассейне ПМА вырезка намета мозжечка стволовые отделы сознание ножки мозга с чувствительными и двигательными путями глазодвигательный нерв проксимальный...
22257. АНЕСТЕЗИОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ У БОЛЬНЫХ С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМИ АРТЕРИАЛЬНЫМИ АНЕВРИЗМАМИ 115.5 KB
  Эта патология имеет врожденную этиологию однако аневризмы могут возникать и как приобретенная патология развиваясь вторично при дегенеративных процессах; часто встречаются у гипертоников [II] 21 больных с церебральными артериальными аневризмами АА имеют более чем одну аневризму [7]. Примерно 1 3 больных погибают или остаются глубокими инвалидами после первого же кровоизлияния а из оставшихся больных только 1 3 остаются функционально полноценными [9]. предложили клиническую систему градации состояния больных с САК.