24571

Профилактика наркозависимости и аддиктивного поведения средствами групповой психокоррекции

Доклад

Психология и эзотерика

Зависимость – состояние периодической или хронической интоксикации вызываемое повторным употреблением психоактивного вещества разделяемой на психическую и физическую зависимость. Психическая зависимость характеризуется овладевающим желанием или неодолимым влечением к употреблению психоактивного вещества тенденцией к увеличению его дозы для достижения желаемого эффекта и возникновением вызванных употреблением индивидуальных и социальных проблем разрешаемых через повторное употребление; отнятие вещества вызывает психический дискомфорт и...

Русский

2013-08-09

60.5 KB

4 чел.

2. Профилактика наркозависимости и аддиктивного поведения средствами групповой психокоррекции

Аддиктивное поведение – термин, описывающий злоупотребление изменяющими психическое состояние веществами (табак, алкоголь, наркотики и не входящие в список наркотиков вещества) без сформированной физической и психической зависимости; обозначает не болезнь, а нарушение поведения.

Зависимость – состояние периодической или хронической интоксикации, вызываемое повторным употреблением психоактивного вещества, разделяемой на психическую и физическую зависимость. Психическая зависимость характеризуется овладевающим желанием или неодолимым влечением к употреблению психоактивного вещества, тенденцией к увеличению его дозы для достижения желаемого эффекта и возникновением вызванных употреблением индивидуальных и социальных проблем, разрешаемых через повторное употребление; отнятие вещества вызывает психический дискомфорт и тревогу. Физическая зависимость – состояние, когда употребляемое вещество становится постоянно необходимым для поддержания нормального функционирования организма, включается в схему его жизнеобеспечения; при отнятии возникает проявляющийся на всех уровнях функционирования синдром отнятия, заявляющий о себе соматическими, неврологическими и психическими расстройствами.

В зависимости от контингента, с которым проводится профилактическая работа, различают первичную, вторичную и третичную профилактику. Первичная профилактика – это комплекс мероприятий, направленных на предотвращение употребления психоактивных веществ. Она рассчитана на все население в целом, но прежде всего на детей и подростков.

В процессе первичной профилактики принципиально важно выработать у детей установку на противодействие внешнему давлению со стороны нарко-рекламы, нарко-дилеров, девиантной группы и просто сверстников-провокаторов. Важно выработать и закрепить (в поведенческом тренинге) навыки самостоятельного решения на основе рациональной рефлексии и критичной оценки провокационной ситуации.

Основными акцентами большинства профилактических программ являются: 1. осознание имеющихся у личности ресурсов, способствующих формированию здорового образа жизни; 2. актуализация и развитие этих ресурсов; 3. развитие стратегий и навыков поведения, ведущего к здоровой самоактуализации.

Противонаркотические программы работы с подростками и школьниками старших классов включают в себя: 1. распространение информации, адекватной психологическим особенностям адресата, о причинах, формах и последствиях употребления наркотиков; 2. формирование навыков анализа и критической оценки информации, формирующей установки на отклоняющееся поведение (информация из источников сомнительного происхождения: некоторые молодежные журналы и сайты Интернета, некоторые ТВ-программы - особенно продукция рекламного бизнеса);

Вторичная профилактика ориентирована на «группу риска». Основным объектом ее воздействия являются начинающие потребители наркотических и других психоактивных веществ. Цель вторичной профилактики — раннее выявление начинающих потребителей и оказание им помощи во избежание возникновения у них выраженных клинических признаков зависимости.

Третичная профилактика - это оказание помощи клиентам, у которых сформирована психическая и/или физическая зависимость от наркотика. Ее цель – предупреждение дальнейшего распада личности и поддержание дееспособности человека посредством формирования терапевтической реабилитационной среды, создания «групп взаимопомощи» и т.п.

В применении к подростковой наркологии эта классификация может быть расшифрована следующим образом. Первичная профилактика – предотвращение аддиктивного поведения подростков. Вторичная – предотвращение рецидивов после лечения ранних форм алкоголизма и наркомании. Третичная – реабилитация в тяжких случаях неоднократных рецидивов и безуспешного лечения

Особенности подростковой психики: поведение, аффективная и когнитивная сферы

Подходя психологически, особенно с точки зрения возрастной психологии, к группе риска по отношению к наркозависимости следует отнести всех детей и подростков в возрастном диапазоне от 10 до 16 лет, независимо от их личностно-психологических особенностей. Убедительных данных о преимущественной представленности каких-то специфических особенностей личности или строго определенных акцентуаций характера в преморбиде подростков, больных наркоманией пока не существует. Для категории «группы риска» характерны личностные особенности, обусловленные во многом психологией самого этапа возрастного развития. В сфере поведения этап характеризуется нестабильностью отношений с окружающими, ограниченным репертуаром реакций на фрустрацию, низкой стрессовой толерантностью, высоким уровнем притязаний при недостаточно критичной оценке своих возможностей. В аффективной сфере характерны: эмоциональная лабильность, склонность к тревожным и депрессивным реакциям, нестабильность самооценки. В мотивационной сфере: высокая потребность в самоутверждении, в принадлежности к референтной группе. В когнитивной сфере: «аффективная» (основанная на эмоциях) и «селективная» (основанная на деталях, вырванных из контекста) логика, «генерализация» (склонность к обобщениям на основании единичных фактов), чрезмерная категоричность суждений (по типу «всё или ничего»). Морфологические и физиологические изменения в организме, обусловленные пубертатом, повышают риск психосоматических заболеваний, оказывают существенное влияние на самочувствие (тревога, повышенная утомляемость) и настроение подростков. Среди специфических факторов риска особо значимы следующие: дисгармоничные отношения в семье; неадекватный тип воспитания; неблагоприятные отношения в школьном коллективе, неблагополучная среда общения вне школы; хронические соматические заболевания, и психологические травмы.

Формирование  социально-психологической компетентности и жизненных навыков.

Социально-психологическая компетентность обеспечивает умение отказываться от рискованных предложений, видеть положительные и отрицательные стороны явлений, взаимодействовать со сверстниками, дружить, уметь пережить потерю друга, выражать правильно свои чувства и др.

Под жизненными навыками понимают наиболее важные социальные умения личности Формирование жизненных навыков включает обучение: эффективному общению; уверенности в себе; умению управлять своими чувствами; выбору друзей и построению позитивных отношений со сверстниками; укреплению связей с семьей и другими значимыми взрослыми; решению проблем; критическому мышлению; принятию решений; осознанию негативных влияний и давления со стороны сверстников и сопротивлению им; постановке целей; оказанию помощи окружающим.

Принципы коммуникативного взаимодействия в группе. В группе, в которой проводится профилактическая работа, очень важно установление доверительных, открытых, эмоционально и социально поддерживающих отношений. Занятия со школьниками (особенно с младшими) следует проводить преимущественно в игровой форме, но при этом такие занятия должны содержать потенциал серьезной интеллектуальной и психологической работы. Необходимо придерживаться определенных правил групповой работы: а) активное слушание, б) оказание взаимопомощи, в) доверительность и конфиденциальность, г) принятие личной ответственности за работу группы в целом и т.д.

Научившись и развив в себе необходимые качества, члены группы в дальнейшем смогут оказывать позитивное влияние и на свое ближайшее окружение - друзей, членов семьи.

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

3142. Металлургия стали 1.75 MB
  Курс лекций по дисциплине «Металлургия стали» предназначен для самостоятельного изучения и закрепления теоретических знаний студентами на начальном этапе обучения по специальностям металлургического направления. Подробно изложены все основные раздел...
3143. Практика применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации 734.28 KB
  Практика применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации В книге собраны наиболее часто встречающиеся на практике вопросы применения Арбитражного процессуального кодекса РФ. Работа написана в форме вопросов и ответов, что позвол...
3144. Задачи пожарно-технической экспертизы и методы их решения 1001.5 KB
  Введение В современных условиях борьбы с преступностью возрастает роль доказательственной информации, получаемой в процессе проведения судебных экспертиз. Особенно актуально это положение для расследования уголовных дел, сопряженных с пожарами, поск...
3145. Формирование стратегии и сценарный анализ в условиях неопределенности 293.34 KB
  Предисловие В разрабатываемом нами алгоритме последовательность формирования стратегического поведения к следующим четырем блокам (см. рис. 1). 1) «анализ» (оценка внешнего и внутреннего окружения, определение миссии, формулировка целей). 2) «планир...
3146. Педагогическая психология и ее особенности 1.15 MB
  В электронном учебнике представлены основные проблемы педагогической психологии: психологические особенности процесса обучения и образовательной деятельности человека, психологические особенности педагогов и обучающихся, психологические особенности ...
3147. Принципы уголовного законодательства: понятие, система, проблемы законодательной регламентации 800 KB
  Принципы уголовного законодательства: понятие, система, проблемы законодательной регламентации Предисловие До Уголовного кодекса РФ (далее - УК РФ) 1996 года ни один уголовно-правовой акт не содержал норм, закрепляющих принципы уголовного законодате...
3148. Реструктуризация и санация предприятия 1.38 MB
  В учебном пособии рассмотрены основные аспекты комплексной программы реструктуризации и санации, сущность и задачи санационной возможности, причины возникновения финансовой несостоятельности и банкротства предприятий. Последовательно раскрываются...
3149. Юридическая психология 1.28 MB
  Мы начинаем изучать курс «Юридическая психология». Эта отрасль психологической науки призвана внести значительный вклад в решение многопрофильных задач укрепления правовой основы российского государства и общества....
3150. Автомобили. Теория 3.6 MB
  Эксплуатационные свойства АТС Развитие науки об эксплуатационных свойствах АТС. Роль русских ученых в развитии науки о законах движения АТС. Основные эксплуатационные свойства и их определения. Условия эксплуатации АТС. Чуть-чуть...