24572

Групповая динамика как базовый элемент психотехнологии работы с группой

Доклад

Психология и эзотерика

Групповая динамика это совокупность групповых действий и интеракций возникающих в результате взаимоотношений и взаимодействий членов группы их деятельности и влияния членов на окружение и представляет собой развитие или движение группы во времени. Важной общей чертой тренингов является их стадиальность обусловленная социальнопсихологическими закономерностями развития малой группы. Стадии развития группы: 1. Знакомство участников группы друг с другом и тренером.

Русский

2013-08-09

54.5 KB

7 чел.

3. Групповая динамика как базовый элемент психотехнологии работы с группой.

Групповая динамика – это совокупность групповых действий и интеракций, возникающих в результате взаимоотношений и взаимодействий членов группы, их деятельности и влияния членов на окружение, и представляет собой развитие или движение группы во времени.

Важной общей чертой тренингов является их стадиальность, обусловленная социально-психологическими закономерностями развития малой группы. Стадии развития группы:

1. Знакомство участников группы друг с другом и тренером. Включает: 1) обмен приветствиями, 2) обмен краткой информацией о себе. Характеристики стадии: происходит формирование структуры группы – каждому участнику группы присваивается своя роль; создаются правила деятельности; группа готовится к решению своих задач.

2. Стадия агрессии (фрустрационная). Стадия начинается с выявления претензий участниками группы на какую-либо социальную роль (лидера, эксперта, оппозиционера и т.д.)  Распределение ролей может вызывать борьбу (психологическую), что и обусловливает обозначение стадии как агрессии. Постепенно идет структурирование группы по ролям, с учетом соответственного желания участника.

3. Устойчивой работоспособности. Основные социальные ниши заполнены. Участники группы не чувствуют необходимости работать на свой авторитет, на повышение своего статуса с точки зрения, оценивания престижности той или иной роли

4. Распада группы. Связана с окончанием тренинга.

К факторам групповой динамики, затрудняющим и способствующим развитию группы, относятся сопротивление, факторы «роста/перемен», конфликт, конфронтация.

Сопротивление (противодействие тому, чтобы бессознательное стало сознательным) является неизбежным спутником работы тренинговой группы, способным серьезно нарушить групповой процесс. Сопротивление изменениям, отказу от привычных стереотипов общения является естественным. Причина сопротивления участников работе группы – их тревога и страх. Причиной сопротивления участников работе группы могут быть и действия терапевта (например, недостаточная предварительная подготовка участников к работе в группе, неквалифицированное руководство группой, конфликты между ко-терапевтами, авторитарный стиль руководства группой, отсутствие доверия к терапевту).

Факторы «роста/перемен» (по И. Ялому):

1. Вселение надежды – основан на вере, на авторитете ведущего, ведущий привлекает внимание к тем позитивным изменениям, которые действительно могут происходить с некоторыми участниками.

2. Фактор уникальности переживаний – люди преувеличивают уникальность своей проблемы и в то же время другие кажутся им благополучными, поэтому групповой процесс открывает участниками реальную возможность улучшить свой контакт с окружающим миром.

3. Информационный - информация от тренера, советы от других участников. Наименее эффективны дидактическая информация и советы.

4. Альтруизм. Лучший способ помочь человеку – позволить ему помочь вам, т.к. людям необходимо ощущать себя нужными и полезными

5. Коррекция опыта первичной семьи. Психотерапевтическая группа во многих отношениях похожа на семью. Многие участники группы реагируют на терапевтов как на родителей, а на других участников группы – как на братьев и сестер, особ. на более поздних стадиях работы группы. Это дает возможность терапевту увидеть стереотипы поведения участников, сложившиеся под влиянием воспитания в семье.

6. Развитие навыков социализации – участники групп приобретают соц. навыки, приобретают умения чутко реагировать на нужды окружающих и помогать им; владение методами разрешения конфликтов, правильное понимание чувств других людей, адекватное выражение этого понимания, люди реже занимают позицию судьи.

7. Имитационное поведение – поведенческий стереотип устанавливается в группе

8. Межличностное научение – люди взаимодействуя друг с другом руководствуются не реальностью, а субъективными представлениями о другом человеке. Группа формирует в сознании участников желание научаться и общаться с окружающими, быть с ними более честными, больше им доверять.

9. Сплоченность группы  - привлекательность группы для ее участников, когда они дарят друг другу эмпатию, близость, интимность.

10. Коррегирующий эмоциональный опыт и катарсис – возможность открыто сказать о том, что беспокоит (и позитивные, и негативные переживания), вместо того чтобы сдерживаться.

11. Экзистенциальный фактор. В каждой психотерапевтическй группе участникам приходится сталкиваться с тем, что поддержка со стороны др. или опека, которые ожидают от терапевта, всегда имеют границы. Жизнь группы позволяет увидеть, что ответственными за нее должны быть сами участники, равно как и за свою жизнь за пределами группы.

Конфронтация - наиболее действенная форма коммуникации, которая может не только способствовать развитию, но и наносить ущерб. О конфронтации  говорят, когда действие одного человека побуждают другого задуматься над своим поведением, проанализировать его и изменить.

Конфликт - очень часто конфликт в группе возникает тогда, когда участники открывают свои чувства, делятся впечатлениями. Один из видов конфликтной ситуации, связанный с лидерством или доминированием над окружающими, получил название "величина контроля". На этой стадии группового процесса на первый план выходят соревнование и соперничество. В том случае, когда конфликты изучаются вербально, лидер может вмешаться в групповое взаимодействие, поощряя участников внимательно выслушивать друг друга или прямо и открыто высказываться. Конфликты могут также исследоваться и на физическом уровне. Физическое взаимодействие, например борьба или любое состязание подобного вида, предоставляет возможность для разрядки чувств враждебности тем членам группы, которые пытаются достаточно долго разрешить конфликт на вербальном уровне, но избегают физических действий.

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

83180. Несиметричні короткі замикання 71.15 KB
  Найбільш частим виглядом КЗ є несиметричні КЗ – однофазні, двофазні, двофазні на нейтраль. Вони є граничним випадком несиметричного навантаження. При несиметричних коротких замиканнях сталі струми короткого замикання досягають максимальних значень.
83181. Вентиляция, отопление и кондиционирование воздуха в производственных помещениях 68.08 KB
  Классификация систем кондиционирования. Вот некоторые задачи которые послужат для достижения этой цели: Выяснить значение кондиционирования воздуха. Классифицировать системы кондиционирования воздуха.
83182. Последствия советско-афганской войны 18.28 KB
  Военная служба была обязательна. У мальчиков, которые насчитали 18 или 19 лет возраста, не было выбора, кроме как служить в течение 2 - 3 лет. Новички для Афганистана получили бы 8-10 недели обучения прежде чем быть посланным в их отделения. Это обучение, конечно, не покрывало всю необходимую подготовку.
83183. Моя будущая профессия – инженер-строитель 22.28 KB
  Задачи: Рассмотреть разные профили инженера строителя Раскрыть основные проблемы дорожного строительства Когда мы задумываемся о своей будущей профессии в первую нас интересует ее полезность и практичность. Возьмём сферу дорожного строительства и на её примере рассмотрим основные функции строительства в общем так как из всех сфер строительства нашей...
83184. Франчайзинг товарный и производственный 36 KB
  Итак что же скрывает в себе это слово Под франчайзингом понимается ведение бизнеса под арендованным товарным знаком. Одна из первых успешных франчайзинговых систем была применена компанией Generl Motors. На сегодняшний день можно выделить три основных вида франчайзинга.
83186. Economics in our life 14.92 KB
  Much time was spent by people on the study of economics. This is a very ancient science. It existed even before emergence of electricity, cars and means of communications. But economics as the academic discipline is rather new.
83187. The problems of young people 15.64 KB
  All people have problems. Some people have a lot of problems, others have one or two. And no matter how old you are, you will still face difficulties in your life. We can solve some problems but some problems are very hard to solve.There are a lot of teenagers in our country.
83188. Війни виграють не генерали, війни виграють шкільні учителі 38 KB
  Мені здається, що сьогодні вчити і виховувати дітей складніше, ніж колись. Життя стало непередбачуванішим, з’явилося багато нової інформації, техніки, змінилося ставлення до деяких моральних цінностей. Я впевнена, що професія вчителя – одна з найважливіших у нашому суспільстві.