24572

Групповая динамика как базовый элемент психотехнологии работы с группой

Доклад

Психология и эзотерика

Групповая динамика – это совокупность групповых действий и интеракций возникающих в результате взаимоотношений и взаимодействий членов группы их деятельности и влияния членов на окружение и представляет собой развитие или движение группы во времени. Важной общей чертой тренингов является их стадиальность обусловленная социальнопсихологическими закономерностями развития малой группы. Стадии развития группы: 1. Знакомство участников группы друг с другом и тренером.

Русский

2013-08-09

54.5 KB

7 чел.

3. Групповая динамика как базовый элемент психотехнологии работы с группой.

Групповая динамика – это совокупность групповых действий и интеракций, возникающих в результате взаимоотношений и взаимодействий членов группы, их деятельности и влияния членов на окружение, и представляет собой развитие или движение группы во времени.

Важной общей чертой тренингов является их стадиальность, обусловленная социально-психологическими закономерностями развития малой группы. Стадии развития группы:

1. Знакомство участников группы друг с другом и тренером. Включает: 1) обмен приветствиями, 2) обмен краткой информацией о себе. Характеристики стадии: происходит формирование структуры группы – каждому участнику группы присваивается своя роль; создаются правила деятельности; группа готовится к решению своих задач.

2. Стадия агрессии (фрустрационная). Стадия начинается с выявления претензий участниками группы на какую-либо социальную роль (лидера, эксперта, оппозиционера и т.д.)  Распределение ролей может вызывать борьбу (психологическую), что и обусловливает обозначение стадии как агрессии. Постепенно идет структурирование группы по ролям, с учетом соответственного желания участника.

3. Устойчивой работоспособности. Основные социальные ниши заполнены. Участники группы не чувствуют необходимости работать на свой авторитет, на повышение своего статуса с точки зрения, оценивания престижности той или иной роли

4. Распада группы. Связана с окончанием тренинга.

К факторам групповой динамики, затрудняющим и способствующим развитию группы, относятся сопротивление, факторы «роста/перемен», конфликт, конфронтация.

Сопротивление (противодействие тому, чтобы бессознательное стало сознательным) является неизбежным спутником работы тренинговой группы, способным серьезно нарушить групповой процесс. Сопротивление изменениям, отказу от привычных стереотипов общения является естественным. Причина сопротивления участников работе группы – их тревога и страх. Причиной сопротивления участников работе группы могут быть и действия терапевта (например, недостаточная предварительная подготовка участников к работе в группе, неквалифицированное руководство группой, конфликты между ко-терапевтами, авторитарный стиль руководства группой, отсутствие доверия к терапевту).

Факторы «роста/перемен» (по И. Ялому):

1. Вселение надежды – основан на вере, на авторитете ведущего, ведущий привлекает внимание к тем позитивным изменениям, которые действительно могут происходить с некоторыми участниками.

2. Фактор уникальности переживаний – люди преувеличивают уникальность своей проблемы и в то же время другие кажутся им благополучными, поэтому групповой процесс открывает участниками реальную возможность улучшить свой контакт с окружающим миром.

3. Информационный - информация от тренера, советы от других участников. Наименее эффективны дидактическая информация и советы.

4. Альтруизм. Лучший способ помочь человеку – позволить ему помочь вам, т.к. людям необходимо ощущать себя нужными и полезными

5. Коррекция опыта первичной семьи. Психотерапевтическая группа во многих отношениях похожа на семью. Многие участники группы реагируют на терапевтов как на родителей, а на других участников группы – как на братьев и сестер, особ. на более поздних стадиях работы группы. Это дает возможность терапевту увидеть стереотипы поведения участников, сложившиеся под влиянием воспитания в семье.

6. Развитие навыков социализации – участники групп приобретают соц. навыки, приобретают умения чутко реагировать на нужды окружающих и помогать им; владение методами разрешения конфликтов, правильное понимание чувств других людей, адекватное выражение этого понимания, люди реже занимают позицию судьи.

7. Имитационное поведение – поведенческий стереотип устанавливается в группе

8. Межличностное научение – люди взаимодействуя друг с другом руководствуются не реальностью, а субъективными представлениями о другом человеке. Группа формирует в сознании участников желание научаться и общаться с окружающими, быть с ними более честными, больше им доверять.

9. Сплоченность группы  - привлекательность группы для ее участников, когда они дарят друг другу эмпатию, близость, интимность.

10. Коррегирующий эмоциональный опыт и катарсис – возможность открыто сказать о том, что беспокоит (и позитивные, и негативные переживания), вместо того чтобы сдерживаться.

11. Экзистенциальный фактор. В каждой психотерапевтическй группе участникам приходится сталкиваться с тем, что поддержка со стороны др. или опека, которые ожидают от терапевта, всегда имеют границы. Жизнь группы позволяет увидеть, что ответственными за нее должны быть сами участники, равно как и за свою жизнь за пределами группы.

Конфронтация - наиболее действенная форма коммуникации, которая может не только способствовать развитию, но и наносить ущерб. О конфронтации  говорят, когда действие одного человека побуждают другого задуматься над своим поведением, проанализировать его и изменить.

Конфликт - очень часто конфликт в группе возникает тогда, когда участники открывают свои чувства, делятся впечатлениями. Один из видов конфликтной ситуации, связанный с лидерством или доминированием над окружающими, получил название "величина контроля". На этой стадии группового процесса на первый план выходят соревнование и соперничество. В том случае, когда конфликты изучаются вербально, лидер может вмешаться в групповое взаимодействие, поощряя участников внимательно выслушивать друг друга или прямо и открыто высказываться. Конфликты могут также исследоваться и на физическом уровне. Физическое взаимодействие, например борьба или любое состязание подобного вида, предоставляет возможность для разрядки чувств враждебности тем членам группы, которые пытаются достаточно долго разрешить конфликт на вербальном уровне, но избегают физических действий.

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

31105. Затраты и результаты 63.5 KB
  В экономической теории и практике различают понятия затраты и издержки производства. Поэтому издержки производства зависят и от уровня затрат во многом обусловленных используемой технологией и от цен на ресурсы. В краткосрочном периоде часть издержек фирмы остается постоянной в долговременном периоде все издержки являются переменными зависящими от объема выпуска. Средние величины: средние общие АТС средние постоянные АFС и средние переменные VC издержки используются в принятии решений в текущем и будущих периодах.
31106. Рынок. Сущность рынка и его функции 100 KB
  Рыночная экономика – это такая экономическая система, в которой решения принимаются самостоятельными экономическими субъектами децентрализовано на основе свободы выбора. Рынок – это форма взаимоотношений между экономическими субъектами: продавцами и покупателями
31107. Спрос как экономическая категория. Факторы, оказывающие влияние на изменение спроса 80 KB
  Факторы оказывающие влияние на изменение спроса Механизм рынка делает производителей – участников конкурентного процесса заинтересованными в удовлетворении потребностей но только тех которые выражаются через спрос. Индивидуальный – спрос отдельного покупателя характеризуется ценой спроса и величиной объемом спроса. Цена спроса – это максимальная цена по которой покупатель еще способен приобрести данный товар. Объем спроса это максимальное количество конкретного товара которое покупатель готов приобрести в рассматриваемом периоде...
31108. Основные положения теории потребительского поведения 64.5 KB
  Основные положения теории потребительского поведения Теория потребительского поведения исходит из совокупности гипотез: о свободе выбора и суверенитете потребителя о рациональности потребителя. Первая из гипотез означает не только наличие права и возможности для потребителя выбирать желаемое благо но и способности воздействовать на производителя. Таким образом суверенитет потребителя проявляется в возможности влиять на производителя через выражение своего отношения к товару его количеству и качеству. Теория рационального поведения...
31109. Макроэкономическая нестабильность: безработица и инфляция 40.77 KB
  Определенный уровень безработицы считается нормальным или оправданным.Уровень безработицы – процентное отношение незанятых к рабочей силе ккоторой не относятся студенты пенсионеры заключенные а также юноши идевушки до 16 лет.Общий уровень безработицы – процентное отношение безработных к общейрабочей силе включающей лиц занятых на действительной военной службе. ТИПЫ БЕЗРАБОТИЦЫ Фрикционная безработица Если человеку предоставляется свободы выбора рода деятельности и местаработы в каждый данный момент некоторые работники оказываются...
31110. Финансы и финансовая политика государства 40.07 KB
  Финансы Российской Федерации это экономические отношения по созданию распределению и использованию фондов денежных средств государства его территориальных подразделений а также предприятий и организаций необходимых для обеспечения расширенного воспроизводства и социальных нужд в процессе которых происходит распределение и перераспределение совокупного общественного продукта и контроль за удовлетворением общественных потребностей. Совокупность входящих в состав финансов Российской Федерации звеньев в их взаимосвязи образуют финансовую...
31111. Денежный рынок и денежно-кредитная политика государства 185.53 KB
  Деньги и их функции Деньги представляют собой всеобщее средство платежа при покупке товаров и услуг а также при уплате налогов других обязательных платежей. Как правило в каждой стране имеются свои деньги национальная валюта которая вводится государством. По своей природе деньги например рубль являются долговой распиской обязательством центрального банка страны обеспеченным всеми его активами. Деньги выполняют ряд функций.
31113. Сущность и главные тенденции мировой экономики 112.5 KB
  Россия на мировом рынке выступала прежде всего как экспортер зерна и другой сельскохозяйственной продукции а также древесины в Западную Европу и поставщик готовых изделий в соседние азиатские страны а также как импортер западноевропейских готовых изделий материалов и полуфабрикатов. Затем процесс перемещения экономических ресурсов стал более комплексным: капитал предпринимательские способности и технологию стали не только импортировать но и экспортировать среднеразвитые страны включая Россию а в экспорте рабочей силы активное участие...