24572

Групповая динамика как базовый элемент психотехнологии работы с группой

Доклад

Психология и эзотерика

Групповая динамика – это совокупность групповых действий и интеракций возникающих в результате взаимоотношений и взаимодействий членов группы их деятельности и влияния членов на окружение и представляет собой развитие или движение группы во времени. Важной общей чертой тренингов является их стадиальность обусловленная социальнопсихологическими закономерностями развития малой группы. Стадии развития группы: 1. Знакомство участников группы друг с другом и тренером.

Русский

2013-08-09

54.5 KB

7 чел.

3. Групповая динамика как базовый элемент психотехнологии работы с группой.

Групповая динамика – это совокупность групповых действий и интеракций, возникающих в результате взаимоотношений и взаимодействий членов группы, их деятельности и влияния членов на окружение, и представляет собой развитие или движение группы во времени.

Важной общей чертой тренингов является их стадиальность, обусловленная социально-психологическими закономерностями развития малой группы. Стадии развития группы:

1. Знакомство участников группы друг с другом и тренером. Включает: 1) обмен приветствиями, 2) обмен краткой информацией о себе. Характеристики стадии: происходит формирование структуры группы – каждому участнику группы присваивается своя роль; создаются правила деятельности; группа готовится к решению своих задач.

2. Стадия агрессии (фрустрационная). Стадия начинается с выявления претензий участниками группы на какую-либо социальную роль (лидера, эксперта, оппозиционера и т.д.)  Распределение ролей может вызывать борьбу (психологическую), что и обусловливает обозначение стадии как агрессии. Постепенно идет структурирование группы по ролям, с учетом соответственного желания участника.

3. Устойчивой работоспособности. Основные социальные ниши заполнены. Участники группы не чувствуют необходимости работать на свой авторитет, на повышение своего статуса с точки зрения, оценивания престижности той или иной роли

4. Распада группы. Связана с окончанием тренинга.

К факторам групповой динамики, затрудняющим и способствующим развитию группы, относятся сопротивление, факторы «роста/перемен», конфликт, конфронтация.

Сопротивление (противодействие тому, чтобы бессознательное стало сознательным) является неизбежным спутником работы тренинговой группы, способным серьезно нарушить групповой процесс. Сопротивление изменениям, отказу от привычных стереотипов общения является естественным. Причина сопротивления участников работе группы – их тревога и страх. Причиной сопротивления участников работе группы могут быть и действия терапевта (например, недостаточная предварительная подготовка участников к работе в группе, неквалифицированное руководство группой, конфликты между ко-терапевтами, авторитарный стиль руководства группой, отсутствие доверия к терапевту).

Факторы «роста/перемен» (по И. Ялому):

1. Вселение надежды – основан на вере, на авторитете ведущего, ведущий привлекает внимание к тем позитивным изменениям, которые действительно могут происходить с некоторыми участниками.

2. Фактор уникальности переживаний – люди преувеличивают уникальность своей проблемы и в то же время другие кажутся им благополучными, поэтому групповой процесс открывает участниками реальную возможность улучшить свой контакт с окружающим миром.

3. Информационный - информация от тренера, советы от других участников. Наименее эффективны дидактическая информация и советы.

4. Альтруизм. Лучший способ помочь человеку – позволить ему помочь вам, т.к. людям необходимо ощущать себя нужными и полезными

5. Коррекция опыта первичной семьи. Психотерапевтическая группа во многих отношениях похожа на семью. Многие участники группы реагируют на терапевтов как на родителей, а на других участников группы – как на братьев и сестер, особ. на более поздних стадиях работы группы. Это дает возможность терапевту увидеть стереотипы поведения участников, сложившиеся под влиянием воспитания в семье.

6. Развитие навыков социализации – участники групп приобретают соц. навыки, приобретают умения чутко реагировать на нужды окружающих и помогать им; владение методами разрешения конфликтов, правильное понимание чувств других людей, адекватное выражение этого понимания, люди реже занимают позицию судьи.

7. Имитационное поведение – поведенческий стереотип устанавливается в группе

8. Межличностное научение – люди взаимодействуя друг с другом руководствуются не реальностью, а субъективными представлениями о другом человеке. Группа формирует в сознании участников желание научаться и общаться с окружающими, быть с ними более честными, больше им доверять.

9. Сплоченность группы  - привлекательность группы для ее участников, когда они дарят друг другу эмпатию, близость, интимность.

10. Коррегирующий эмоциональный опыт и катарсис – возможность открыто сказать о том, что беспокоит (и позитивные, и негативные переживания), вместо того чтобы сдерживаться.

11. Экзистенциальный фактор. В каждой психотерапевтическй группе участникам приходится сталкиваться с тем, что поддержка со стороны др. или опека, которые ожидают от терапевта, всегда имеют границы. Жизнь группы позволяет увидеть, что ответственными за нее должны быть сами участники, равно как и за свою жизнь за пределами группы.

Конфронтация - наиболее действенная форма коммуникации, которая может не только способствовать развитию, но и наносить ущерб. О конфронтации  говорят, когда действие одного человека побуждают другого задуматься над своим поведением, проанализировать его и изменить.

Конфликт - очень часто конфликт в группе возникает тогда, когда участники открывают свои чувства, делятся впечатлениями. Один из видов конфликтной ситуации, связанный с лидерством или доминированием над окружающими, получил название "величина контроля". На этой стадии группового процесса на первый план выходят соревнование и соперничество. В том случае, когда конфликты изучаются вербально, лидер может вмешаться в групповое взаимодействие, поощряя участников внимательно выслушивать друг друга или прямо и открыто высказываться. Конфликты могут также исследоваться и на физическом уровне. Физическое взаимодействие, например борьба или любое состязание подобного вида, предоставляет возможность для разрядки чувств враждебности тем членам группы, которые пытаются достаточно долго разрешить конфликт на вербальном уровне, но избегают физических действий.

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

23048. Імпульсні цифрові схеми 2.62 MB
  Формувачі імпульсів. 1 зображено схему формувача імпульсів на логічних елементах ІНЕ. 1 Недоліком цієї схеми є те що для формування імпульсів досить великої тривалості потрібно використати велику кількість логічних елементв. 2 Для формування імпульсів з синусоїдальної напруги часто застосовується тригер Шмітта рис.
23049. Схеми на операційних підсилювачах. Інвертуюче увімкнення ОП 2.04 MB
  Завдяки своєму високим коефіцієнту підсилення та вхідному опору а також низькому опору вихідному операційні підсилювачі ОП дуже широко застосовуються у схемотехніці особливо в мішаних аналоговоцифрових схемах. Додавши до ОП коло зворотнього звязку можна отримати підсилювач практично з будьяким коефіцієнтом підсилення. Коефіцієнт підсилення такої схеми у межах лінійності ОП рівний Rc Rin. Параметри ОП дозволяють добирати Rc та Rin у широкому діапазоні опорів отримуючи різні коефіцієнти підсилення.
23050. Цифро-аналогові перетворювачі 1.33 MB
  1 зображено схему 4розрядного ЦАП. 1 Лічильник U3A та пробні джерела складають тестову схему яка послідовно подає на вхід ЦАП цифрові коди від 0 0000 до 15 1111. Зростаючий код на виході ЦАП буде перетворюватися на лінійно зростаючу напругу. 2 зображено схему дослідження 8розрядного інтегрального ЦАП.
23051. Ознайомлення з основними можливостями пакета програм автоматизованого проектування електронних схем MicroSim PSPICE 8.0 1.35 MB
  Система автоматизованого проектування MicroSim PSPICE використовує один з найбільш вдалих кодів схемотехнічного моделювання SPICE Simulation Program with Integrated Circuit Emphasis який був розроблений на початку 70х років фахівцями Каліфорнійського університету США. Фактично зазначений код став стандартним для моделювання електронних схем і застосовується також у інших відомих системах моделювання схем зокрема MicroCap а вхідний формат мови завдань SPICE підтримується практично усіма пакетами автоматизованого проектування електронних...
23052. Електронний ключ на біполярному транзисторі 482 KB
  Каскад виконує логічну операцію заперечення оскільки високий рівень напруги на вході забезпечує введення транзистора у режим насичення коли напруга на навантаженні буде низькою. При введенні наведеної вище схеми дослідження ключового каскаду застосовуються джерела сталої напруги живлення VCC та імпульсної вхідної напруги VIN. Перелічимо основні параметри даних джерел: Як джерело сталої напруги живлення застосовується стандартна модель VSRC що міститься у бібліотеці source. Основними є такі її параметри: DC стала напруга що її виробляє...
23053. Електронні ключі на МДН-транзисторах 1.07 MB
  Вважайте що напруга живлення дорівнює 10 В амплітуда вхідного імпульсу 10 В тривалість цього імпульсу 500 нс його період 1000 нс. Тривалості фронту і спаду імпульсу задайте дуже малими наприклад по 0. Поясніть зміни у тривалості спаду вихідного імпульсу та рівні напруги логічного нуля на виході. Параметри джерел вважайте такими: напруга живлення 20 В амплітуда вхідного імпульсу 20 В тривалість цього імпульсу 500 нс його період 1000 нс.
23054. Базовий елемент транзисторно-транзисторної логіки (ТТЛ) 1016 KB
  Насправді опором навантаження для виходу ТТЛсхеми звичайно є вхідний опір наступної ТТЛсхеми. Оскільки у реальних ситуаціях на один вихід треба під’єднувати досить багато входів важливим є такий параметр схеми як навантажувальна здатність тобто максимальна кількість входів яку можна навантажити на вихід без втрати працездатності схеми. Оскільки транзистори в даній схемі працюють у режимах насичення та відсікання має місце досит значна інерційність схеми потрібен певний час для переведення транзисторів з одного граничного стану в...
23055. Моделювання цифрових логічних схем 178.5 KB
  Перелічимо деякі логічні ІМС 74ї серії: 74x00 базовий елемент 2ІНЕ 74x10 логічний елемент 3ІНЕ 74x20 логічний елемент 4ІНЕ 74x30 логічний елемент 8ІНЕ 74x02 логічний елемент 2АБОНЕ 74x27 логічний елемент 3АБОНЕ 74x08 логічний елемент 2І 74x32 логічний елемент 2АБО 74x04 інвертор логічний елемент НЕ 74x51 логічний елемент 2І2АБОНЕ 74x86 логічний елемент Виключне АБО на 2 входи Пакет OrCAD дозволяє провести суто цифрове моделювання для даного вузла схеми якщо до цього вузла під’єднані лише входи та виходи...
23056. Роль та повноваження Ради національної безпеки України в системі забезпечення національної безпеки 40.5 KB
  Роль та повноваження Ради національної безпеки України в системі забезпечення національної безпеки. Це випливає із Закону України Про Раду національної безпеки.подає пропозиції Президентові України щодо .визначення стратегічних національних інтересів України концептуальних підходів та напрямів забезпечення національної безпеки і оборони у політичній економічній соціальній військовій науковотехнологічній екологічній інформаційній та інших сферах проектів державних програм доктрин .