24573

Концепции, направления и формы основных практик групповой работы

Доклад

Психология и эзотерика

В Тгруппах акцентируются на анализе развития группы – что происходит в группе когда она проходит стадии своего развития. Условия формирования сильного Взрослого: изучение своего Ребенка его страхов; изучение своего Родителя его требований установок; изучение Ребенка своего партнера; откладывать свои импульсивные реакции. Дают возмть учкам обратить внимание на течение своего непосредственного опыта побуждают опознать и принять ранее игнорируемые аспекты самости. Включает в себя: инициацию действия максимальное преувеличение...

Русский

2013-08-09

57.5 KB

1 чел.

4. Концепции, направления и формы основных практик групповой работы.

Поведенческий тренинг. Цель: коррекция и расширение репертуара поведенческих стереотипов. Помогают уч-кам избавиться от непригодного повед. и научиться более эффективному. Примеры: развитие умений жизненно важных навыков, планирование карьеры, принятие решений, уверенность в себе, навыки общения, родительские навыки. Упражнения: простые позитивные упражнения – заучивание адекватных реакций, метод пресыщения (клиент усиливает упражнение в том, что он и так хорошо делает, до тех пор, пока это не надоест его физиологии), метод релаксации (Джекобсон), систематическая десенсибилизация, парадоксальная интенция.

Тренинг Т-группы. Цели: снижение порогов психологической защиты, развитие навыков межличностного общения на основе открытости и искренности, развитие самопознания, изучение факторов влияющих на гр процессы, задачи исследования гр динамики (нормы, структура, сплоченность, стадии развития гр). Это наиболее распространенный вариант обучающих групп. Их ещё называют тренинговыми группами, группами тренинга чувствительности. Группы такого типа возникли под непосредственным влиянием теории групп К. Левина. В этих группах, не ставятся лечебные цели. В Т-группах  акцентируются на анализе развития группы – что происходит в группе, когда она проходит стадии своего развития. Основной целью участников Т-группы является совершенствование навыков межличностного общения. Они учатся понимать, что с ними происходит в группе, как функционирует сама группа, как участники постепенно  могут принять на себя роль ведущего. В качестве отдаленной цели Т-групп указывается стремление перенести приобретенные знания о динамике группы и межличностных отношениях непосредственно в свою жизненную среду.

Транзактный анализ. Цели: исследование природы межличностных отношений, улучшение коммуникативной организации, преодоление личностных ограничений. Помогает уч-кам избавиться от "сценариев" и "игр" в своих отношениях; заново оценить свои прежние решения и принять новые, обоснованные более сознательным знанием. Транзакция – единица социального взаимодействия, основная единица для описания поведения. Э.Берн разработал концепцию 3-х эго-состояний: Ребенок, Родитель, Взрослый. Условия формирования сильного Взрослого: изучение своего Ребенка, его страхов; изучение своего Родителя, его требований, установок; изучение Ребенка своего партнера; откладывать свои импульсивные реакции. Техники: Анализ "сценариев", моделирование семьи, ролевые игры, структурный анализ.

Гештальт-терапия. Цели: осознание субъективного опыта «здесь и теперь», овладение спос-ю жить в полной мере, а не рассуждая о жизни, расширение сознания своей идентичности, личностный рост. ГТ работает с чувствами. Дают возм-ть уч-кам обратить внимание на течение своего непосредственного опыта, побуждают опознать и принять ранее игнорируемые аспекты самости. Важные принципы: актуальность, осознанность, ответственность. Чтобы установить контакт с самим собой, своими переживаниями используют 2 подхода: Супрессивная техника (отказ, отмена) чтобы ее осуществить нужно перестать чем-либо заниматься, играть в привычные игры. Нужно говорить о реальном субъективном отношении к жизни. Экспрессивная техника. Включает в себя: инициацию действия (максимальное преувеличение инициативы), завершенность эксперессии (терапевт инициирует выражение клиента 4 подходами: простое выражение экспрессии, преувеличение и развитие, передача своими словами невербальной эксперессии, способ завершения гештальта путем проигрывания своего воспоминания), прямоты эксперсии (провести игру «Да, но» при этом союз «но» заменить на союз «и»). Техники: Конфронтация, "пустой стул", игра диалогов, фантазирование, техника репетирования, анализ сновидений, техники регулируемого воображения и многие другие, предназначенные для осознания реакций чувств и тела.

Психодраматический подход  – метод групповой терапии с использованием драм. импровизации с целью исследования своего внутреннего мира, развития творческого потенциала и изменения отношения к бытию. Цели: осознание собственного жизненного опыта, соц. ролей, актуализация творч. потенциала, коррекция и терапия на основе инсайта и катарсиса – подъем духа. Освобождаются подавляемые чувства, предоставляется помощь участникам в нахождении новых, более эффективных способов поведения, новых возможностей решения конфликтов; побуждается переживание доминирующих сторон самости участников. Основные элементы ПТ: протагонист (тот член гр, который на данном гр занятии оказывается центральным субъектом психодрам действия); ведущий (организует деятельность гр, управляет процессом, побуждает участников к исследованию своих психологических проблем); вспомогательное «Я» (участники избранные протагонистом для роли в своей драме); зрители (те члены группы, которые в данный момент времени не принимают непосредственного участия в качестве исполнителей); сцена (пространство, выбранное протагонистом). Основные фазы ПТ: разогрев (разминка); действие (игра), обмен чувствами. Основные техники психодрамы: дублирование (временное присоединение к протагонисту в качестве Альтер-эго), зеркало (протагонист со стороны наблюдает за постановкой, а его роль исполняет другой участник группы), самопредставление, шаг в будущее, монолог, и т.д.

Гуманистический подход. Цели: осознание смыслов и ценностей своего существования, принятия ответственности за совершение жизненных и поведенческих выборов, развитие аутентичности (соответствие самому себе), личностный рост и самоактуализация. ГП рассматривает людей как целостных целеустремленных индивидов, права которых имеют значение потому что эти люди существуют. Поэтому каждый человек имеет право продолжить существование, получить от этого удовольствие и сомореализацию. Техника недирективной беседы по Роджерсу (3 принципа): не давать советов, не высказывать своего отношения к тому, что чел подает как очень значимое для него, не комментировать, не давать интерпретаций.

Экзистенциальный подход.  Здесь нет определенных методик, есть ключевые понятия (экзист. невроз и экзист. встреча). Цели – создаются условия для расширения самосознания и устранения препятствий в процессе совершенствования личности; участникам предоставляется помощь в раскрытии свободы выбора и умении пользоваться ею; побуждается принятие ответственности за свой выбор; предоставляется помощь в понимании своей жизни как "бытия а мире". Экзист. невроз – неспособность индивида увидеть смысл жизни, вследствие вытесненной травмы, слабого Эго, психологического стресса. Экзист встреча – решающее внутр переживание для тех, кто встречается. Типичные встречи такого рода – встречи с мудрецом или чел, который обладает большим жизненным опытом, либо встреча с героем. Реконструкция внутр мира переживаний осуществляется с помощью понятийной схемы, в основе которой лежит анализ структуры человеческого дазайна (бытия).

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

73240. Объяснение основного психического эффекта 273.44 KB
  Автор пропагандирует материал этой статьи для преподавания в школах. Как можно видеть, тут нет ничего сложного, особенно если сравнить с материалом по химии или молекулярной генетике, какой уже преподаётся. Нельзя не понимать, чем дух отличается от тела; учить этому надо начинать ещё в школе. Те, кто согласен с этим мнением – поддержите инициативу автора.
73241. Коррекция гиперактивного поведения детей младшего школьного возраста (с синдромом дефицита внимания) 430.5 KB
  Раскрыть проблемы гиперактивного поведения младших школьников в исследованиях отечественных и западных психологов; осуществить выбор методов коррекции гиперактивного поведения младших школьников с синдромом дефицита внимания; провести эмпирическое исследование по коррекции гиперактивного поведения младших школьников с синдромом дефицита внимания и проанализировать его результаты.
73242. Управління зовнішньоекономічноюю діяльністю ПАТ «ПБК «Радомишль» 647 KB
  Визначити суть та зміст управління зовнішньоекономічною діяльністю; охарактеризувати елементи управління зовнішньоекономічною діяльністю; розглянути показники ефективності управління зовнішньоекономічної діяльності; висвітлити загальну характеристику підприємства; провести діагностику фінансово-господарської діяльності підприємства; оцінити рівень управління ЗЕД підприємства...
73243. Українська держава як суб’єкт міжнародних відносин та напрямки її зовнішньоекономічної політики 994.5 KB
  Аналіз міжнародних економічних відносин України з Бельгією Грузією та Казахстаном дозволить дізнатися про співпрацю та динаміку її змін нашої держави з даними країнами на протязі 2007-2011 років. Метою курсової роботи є визначення сучасного стану та питомої ваги зовнішньоекономічних зв’язків що впливають на міжнародні економічні відносини України з Бельгією Грузією та Казахстаном а також пошук шляхів для економічної інтеграції з даними країнами. Завданнями даної роботи є: проведення діагностики економічної ситуації у обраних...
73244. Амортизационная политика предприятия и оценка ее эффективности 83 KB
  Амортизационная политика является составной частью общей научно –технической политики государства. Устанавливая норму амортизации, порядок ее начисления и использования, государство регулирует темпы и характер воспроизводства в отраслях, а именно через норму амортизации задается скорость обесценивания, а через ее –скорость обновления производственных фондов.
73245. Розумове виховання молодших школярів у навчальному процесі 144 KB
  Розумове виховання потрібне людині не тільки для праці, а й для повноти духовного життя. Уміти творчо мислити і бути розумною повинна бути кожна людина, бо розум конче необхідний в усіх сферах людського життя. Тому справжнє розумове виховання орієнтує людину на життя в усіх його складностях.
73246. Опыт издания журнала «Мир Фантастики» 115 KB
  Журналы о фантастике и фэнтези не эксклюзивная русская находка. Первые журналы с подобной тематикой появились ещё до второй мировой войны, на пике интереса к техническим достижениям, казавшимися простым обывателям, чем-то сверхъестественным. Но в России на постоянной основе не один из подобных журналов до конца прошлого века не издавался.
73247. Композиционная структура сценария 124.2 KB
  В практике досуговых программ, представлений существует такое понятие, как «ход». Его называют иногда драматургическим, режиссерским, сценарным или авторско-режиссерским.
73248. Контент-анализ на примере исследования газеты «Вечерний Ростов» 940 KB
  Материалы, публикуемые в газете, имеют однобокую тематическую направленность. Подробно освещаются такие темы как торговля, общественный транспорт, городское хозяйство, деятельность правоохранительных органов, происшествия, новости культуры и искусства. В тоже время в газете практически не представлены темы экономики, финансов, промышленности