24573

Концепции, направления и формы основных практик групповой работы

Доклад

Психология и эзотерика

В Тгруппах акцентируются на анализе развития группы – что происходит в группе когда она проходит стадии своего развития. Условия формирования сильного Взрослого: изучение своего Ребенка его страхов; изучение своего Родителя его требований установок; изучение Ребенка своего партнера; откладывать свои импульсивные реакции. Дают возмть учкам обратить внимание на течение своего непосредственного опыта побуждают опознать и принять ранее игнорируемые аспекты самости. Включает в себя: инициацию действия максимальное преувеличение...

Русский

2013-08-09

57.5 KB

1 чел.

4. Концепции, направления и формы основных практик групповой работы.

Поведенческий тренинг. Цель: коррекция и расширение репертуара поведенческих стереотипов. Помогают уч-кам избавиться от непригодного повед. и научиться более эффективному. Примеры: развитие умений жизненно важных навыков, планирование карьеры, принятие решений, уверенность в себе, навыки общения, родительские навыки. Упражнения: простые позитивные упражнения – заучивание адекватных реакций, метод пресыщения (клиент усиливает упражнение в том, что он и так хорошо делает, до тех пор, пока это не надоест его физиологии), метод релаксации (Джекобсон), систематическая десенсибилизация, парадоксальная интенция.

Тренинг Т-группы. Цели: снижение порогов психологической защиты, развитие навыков межличностного общения на основе открытости и искренности, развитие самопознания, изучение факторов влияющих на гр процессы, задачи исследования гр динамики (нормы, структура, сплоченность, стадии развития гр). Это наиболее распространенный вариант обучающих групп. Их ещё называют тренинговыми группами, группами тренинга чувствительности. Группы такого типа возникли под непосредственным влиянием теории групп К. Левина. В этих группах, не ставятся лечебные цели. В Т-группах  акцентируются на анализе развития группы – что происходит в группе, когда она проходит стадии своего развития. Основной целью участников Т-группы является совершенствование навыков межличностного общения. Они учатся понимать, что с ними происходит в группе, как функционирует сама группа, как участники постепенно  могут принять на себя роль ведущего. В качестве отдаленной цели Т-групп указывается стремление перенести приобретенные знания о динамике группы и межличностных отношениях непосредственно в свою жизненную среду.

Транзактный анализ. Цели: исследование природы межличностных отношений, улучшение коммуникативной организации, преодоление личностных ограничений. Помогает уч-кам избавиться от "сценариев" и "игр" в своих отношениях; заново оценить свои прежние решения и принять новые, обоснованные более сознательным знанием. Транзакция – единица социального взаимодействия, основная единица для описания поведения. Э.Берн разработал концепцию 3-х эго-состояний: Ребенок, Родитель, Взрослый. Условия формирования сильного Взрослого: изучение своего Ребенка, его страхов; изучение своего Родителя, его требований, установок; изучение Ребенка своего партнера; откладывать свои импульсивные реакции. Техники: Анализ "сценариев", моделирование семьи, ролевые игры, структурный анализ.

Гештальт-терапия. Цели: осознание субъективного опыта «здесь и теперь», овладение спос-ю жить в полной мере, а не рассуждая о жизни, расширение сознания своей идентичности, личностный рост. ГТ работает с чувствами. Дают возм-ть уч-кам обратить внимание на течение своего непосредственного опыта, побуждают опознать и принять ранее игнорируемые аспекты самости. Важные принципы: актуальность, осознанность, ответственность. Чтобы установить контакт с самим собой, своими переживаниями используют 2 подхода: Супрессивная техника (отказ, отмена) чтобы ее осуществить нужно перестать чем-либо заниматься, играть в привычные игры. Нужно говорить о реальном субъективном отношении к жизни. Экспрессивная техника. Включает в себя: инициацию действия (максимальное преувеличение инициативы), завершенность эксперессии (терапевт инициирует выражение клиента 4 подходами: простое выражение экспрессии, преувеличение и развитие, передача своими словами невербальной эксперессии, способ завершения гештальта путем проигрывания своего воспоминания), прямоты эксперсии (провести игру «Да, но» при этом союз «но» заменить на союз «и»). Техники: Конфронтация, "пустой стул", игра диалогов, фантазирование, техника репетирования, анализ сновидений, техники регулируемого воображения и многие другие, предназначенные для осознания реакций чувств и тела.

Психодраматический подход  – метод групповой терапии с использованием драм. импровизации с целью исследования своего внутреннего мира, развития творческого потенциала и изменения отношения к бытию. Цели: осознание собственного жизненного опыта, соц. ролей, актуализация творч. потенциала, коррекция и терапия на основе инсайта и катарсиса – подъем духа. Освобождаются подавляемые чувства, предоставляется помощь участникам в нахождении новых, более эффективных способов поведения, новых возможностей решения конфликтов; побуждается переживание доминирующих сторон самости участников. Основные элементы ПТ: протагонист (тот член гр, который на данном гр занятии оказывается центральным субъектом психодрам действия); ведущий (организует деятельность гр, управляет процессом, побуждает участников к исследованию своих психологических проблем); вспомогательное «Я» (участники избранные протагонистом для роли в своей драме); зрители (те члены группы, которые в данный момент времени не принимают непосредственного участия в качестве исполнителей); сцена (пространство, выбранное протагонистом). Основные фазы ПТ: разогрев (разминка); действие (игра), обмен чувствами. Основные техники психодрамы: дублирование (временное присоединение к протагонисту в качестве Альтер-эго), зеркало (протагонист со стороны наблюдает за постановкой, а его роль исполняет другой участник группы), самопредставление, шаг в будущее, монолог, и т.д.

Гуманистический подход. Цели: осознание смыслов и ценностей своего существования, принятия ответственности за совершение жизненных и поведенческих выборов, развитие аутентичности (соответствие самому себе), личностный рост и самоактуализация. ГП рассматривает людей как целостных целеустремленных индивидов, права которых имеют значение потому что эти люди существуют. Поэтому каждый человек имеет право продолжить существование, получить от этого удовольствие и сомореализацию. Техника недирективной беседы по Роджерсу (3 принципа): не давать советов, не высказывать своего отношения к тому, что чел подает как очень значимое для него, не комментировать, не давать интерпретаций.

Экзистенциальный подход.  Здесь нет определенных методик, есть ключевые понятия (экзист. невроз и экзист. встреча). Цели – создаются условия для расширения самосознания и устранения препятствий в процессе совершенствования личности; участникам предоставляется помощь в раскрытии свободы выбора и умении пользоваться ею; побуждается принятие ответственности за свой выбор; предоставляется помощь в понимании своей жизни как "бытия а мире". Экзист. невроз – неспособность индивида увидеть смысл жизни, вследствие вытесненной травмы, слабого Эго, психологического стресса. Экзист встреча – решающее внутр переживание для тех, кто встречается. Типичные встречи такого рода – встречи с мудрецом или чел, который обладает большим жизненным опытом, либо встреча с героем. Реконструкция внутр мира переживаний осуществляется с помощью понятийной схемы, в основе которой лежит анализ структуры человеческого дазайна (бытия).

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53056. Работа на уроках над фразеологизмами 54 KB
  На доске рисунок Незнайки и запись: Переливать из пустого в порожнее. брать себя в руки спустя рукава заварить кашу выходить из себя засучить рукава расхлёбывать кашу первым делом на худой конец в лучшем случае в последнюю очередь К данному выражению нарисовать рисунок: Спустя рукава А к какой части речи относится слово рукава 6. Составьте по данным словам и рисунку выражения фразеологизмы...
53057. Внедрение аутентичных фразеологизмов в процессе обучения французскому языку 71.5 KB
  Знание французских пословиц и поговорок помогает учащимся усвоить образный строй языка развивает память приобщает к народной мудрости. Работая над пословицами и поговорками интерпретируя их посвоему учащиеся постигают вариативность языка его выразительные средства и образное содержание воспринимают и что особенно ценно присваивают язык творчески откликаются привнося кроме адекватного понимания свое личное отношение. Такие упражнения позволяют учащимся почувствовать эмоциональную выразительность французского языка развивают память...
53058. FREE TIME ACTIVITY. THEME PARKS 149 KB
  EDUCATIONAL OBJECTIVES: COMMUNICATIVE COMPETENCES GOOD BREEDING AIM: LOVE TO THE NATIVE TOWN SKILLS DEVELOPMENT AIM: COMMUNICATION EQUIPMENT: DIDACTIC MATERIALS, RECORDS, PLACARDS, MULTIMEDIA
53059. АНГЛІЙСЬКА БЕЗ КОРДОНІВ підручник з англійської мови для студентів нефілологічних спеціальностей 19.12 MB
  Книга призначена для студентів усіх напрямів підготовки нефілологічних спеціальностей. Мета підручника – розвиток усних і писемних навичок, ознайомлення та засвоєння культурологічних особливостей країн, мову яких вивчають у межах дисципліни “Англійська мова”. Цей підручник знадобиться всім, хто прагне підвищити рівень володіння англійською мовою.
53060. Характер мого друга. My friend’s character 53.5 KB
  1) Remember that you are known by the company you keep; so always surround yourself with people of good character. 2)Remember well and bear in mind, a trusty friend is hard to find. Peggy A. Cavender 3)A smile and thank-you will not cost you a dime. But not doing either may cost you later. 4)When wealth is lost nothing is lost
53061. Friends and Friendship 34 KB
  Presentation: Friends, friendship… How much can we say about these special words. Friendship is a feeling that is between friends but what these feelings are. So pupils, today we continue to speak about friends and friendship. But first I want you to answer some questions
53064. ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ГРАФИКОВ ФУНКЦИЙ 41.5 KB
  Построить графики функций: у=2х3 у=2х3 у=2х. Один ученик строит графики на компьютере программа на диске. Затем отвечают на вопрос учителя: Как можно получить графики функций у =2х3 и у=2х3 с помощью графика у=2х Вывод записать в тетрадь. Слайд 6 Построить в готовой системе координат графики функций у=3х1 у=3х у=3х2 используя параллельный перенос.