24576

Работа психолога с соматическими больными

Доклад

Психология и эзотерика

Внутренняя картина болезни ВКБ А. Лурия ввел понятие ВКБ субъективные внутренние переживания ощущения болезненных проявлений отношение к себе и болезни страхи тревоги жалобы действия и поступки и т. Компоненты внутренней картины болезни: 1. Болевая сторона болезни уровень ощущений чувственный уровень локализация болей и других неприятных ощущений их интенсивность и т.

Русский

2013-08-09

58 KB

7 чел.

7. Работа психолога с соматическими больными.

Блок диагностики.

Внутренняя картина болезни (ВКБ) – А.Р. Лурия ввел понятие ВКБ – субъективные внутренние переживания, ощущения болезненных проявлений, отношение к себе и болезни, страхи, тревоги, жалобы, действия и поступки и т.д.; это отражение внутренней картины здоровья (ВКЗ). ВКБ предполагает восприятие человеком самого себя как страдающего, как требующего участия другого человека – лечащего. Она обладает высокой степенью устойчивости.

Компоненты внутренней картины болезни:

1. Болевая сторона болезни (уровень ощущений, чувственный уровень) – локализация болей и других неприятных ощущений, их интенсивность и т.д.

2. Эмоциональная сторона болезни связана с различными видами эмоционального реагирования на отдельные стороны, симптомы, заболевание в целом и его последствия.

3. Интеллектуальная сторона болезни (рационально-информационный уровень) связана с представлениями и знаниями больного о его заболевании, размышлениями о его причинах и последствиях.

4. Волевая сторона болезни (мотивационный уровень) связана с  определенным отношением больного к своему заболеванию,  необходимостью изменения поведения и привычного образа жизни,  актуализацией деятельности по возвращению и сохранению здоровья

Психологические предпосылки к развитию соматического заболевания: взаимосвязи психофизиологии и психоаналитики (любые факторы: например психосоциальные), войны, экологические катастрофы, терроризм, изменение социального статуса, уход на пенсию, поступление в школу, конфликтные ситуации, микросоциальные факторы (нарушенные семейные отношения, алкоголизм или наркомания в семье).

Блок лечения: Гармонизация ВКБ. Сколько сущ-ет больных – столько сущ-ет и отношений к болезни. Лурия выделил 3 осн. типа отнош-я к болезни: 1) анозогнозический (разные формы субъективной недооценки объективно сущ-щих расстройств. Развивается при медленно текущих заболеваниях, симптомы которых долгое время остаются скрытыми. 2) гипернозогнозический (при внезапном, быстропротекающем заболеваними) – катастрофическая боязнь, тревога; 3) адекватная (гармоничн.)

Нужно провести диагностику ВКБ с помощью опросников (Методика для психологич.диагн-ки типов отн-я к болезни НИИ им. Бехтерева)  и проективных методик (Незаконченные предложения Сиднея – Сакса, ЦТО или попросить нарисовать свою болезнь). Методика позволяет выявить 12 типов отнош-я к болезни: 1. Гармоничный, 2. Анозогнозический (недооценивает забол-е или не думает о нем, отрицает очевидные факты), 3. Эргопатический (уход от болезни в работу, избирательное отношение к лечению), 4. Тревожный (тревога о себе и обо всем, что связано с болезнью, поиск информации, бегают к разным врачам, беспокойство, угнетенное настроение), 5. Ипохондрический (сосредоточены на своих болезненных и неприятных ощущениях, преувеличение тяжести заболенвания, очень любят лечиться, но абсолютно не верят в лечение), 6. Неврастенический («раздражительная слабость» – не могут переносить неприятные ощущения, испытывают агрессию, когда им ст-ся больно, могут излить свое раздражение на первого повавшегося), 7. Апатический (очень пассивны, утрата интереса ко всему, что их волновало, может выполнять процедуры только при настойчивом контроле со стороны), 8. сенситивный (озабочен, какое мнение производит его болезнь на окружающих, бояться, что из-за болезни нарушатся отношения с окружающими), 9. Эгоцентрический (уход в болезнь, демонстрация болезни с целью завладения окружающим вниманием), 10. Паронояльный (твердо уверенны, что их болезнь это рез-т чьего-то злого умысла, подозрительны к лекарствам, процедурам), 11. Дисфорический (угрюмый, мрачный, завидует здоровым людям, подозрителен, вспышкт агрессивности, требует во всем ему угождать), 12. Меланхолический (не верит  в успех лечения).

Для более продуктивной работы можно поговорить с лечащим врачом.

Психотерапия психосоматич.расстройств. Коррекция эмоциональных и семейных нарушений: 1.Суггестивная психотер. (внушение в гипнот. или бодр. сост., исп-ся для отвлечения от болезн. переживаний.), 2. Система творческого самовыражения (обращение к целоствной личности), 3. игровая терапия (индивид., семейн., групповая, поведенч., спонтанная или направленная), 4. Психоанализ (если в основе забол-я лежат подавленные или вытесненные комплексы, переживания. Применяется в комплексе с релаксац.техниками в индивид.работе), 5. Рациональная и разъясняющая терапия (логическое возд-е на психику больного с целью изменить его неправильное представление о проявлениях болезни и степение ее тяжести), 6. Поведенческая терапия (исправление болезненных форм повед-я позитивным или негативным подкреплением), парадоксальная интенция (при наличии симптомов, повторения которых пациент боится, т.о. больной дистанцируется от ревожащих симптомов), 7. Арт-терапия.

Оптимизация взаимоотношений больного с медработниками. Т.к. образ врача соответствует образу родителя или учителя, то нужно провести коррекцию эмоционального состояния больного и построить доверительные отношения между больным и врачом.

Отношение между врачом и больным м/б партнерским или авторитарным, соответственно общение при партнерском отношении будет более межличностным, а при авторитарном отношении общение будет техническим (анализы, осмотры и т.д.)

Блок катамнеза: Социальная адаптация хронически больных и инвалидов. Нужно помочь научиться жить со своим заболеванием. Направить на социально-психологические тренинги. Создать группы таких больных и обменяться опытом. Попросить помощи у социальных служб.

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52690. Підприємницький дохід 58 KB
  Прибуток є основним стимулом створення і діяльності підприємства адже за рахунок нього окуповуються витрати на виробництво та збут товару оплачується робота працівників. Давайте пригадаємо формулу прибутку: Прибуток = доход витрати З неї випливає що добиватися збільшення прибутку можна двома способами: зменшуючи витрати на виробництво збільшуючи доход від реалізації продукції Отже слід ретельно вивчити обидва способи. Що таке витрати Виробничі витрати це фактичні витрати виробника на придбання й використання всіх необхідних...
52691. Влияние проектной деятельности на повышение качества знаний учащихся 57.5 KB
  Ученик это не сосуд который надо заполнять знаниями а факел который нужно зажечь Л. Качество современного образования соответствие требованиям общества определяется не только тем что ребенок знает и чему научился в школе сколько способностям и умениям добывать новые знания и использовать их в нових условиях. Все что я познаю я знаю для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить вот основной тезис современного...
52692. Правовое воспитание младших школьников 41.5 KB
  Вечная задача педагогики воспитание умного доброго честного и сильного человека сегодня как никогда остро встает перед школой. Начальная школа это время формирования человекаличности. Основываясь на положения следующих государственных нормативноправовых актов: Общая декларация прав человека; Декларация прав ребенка; Конвенция ООН о правах ребенка; Конституция Украины; Национальная программа Дети Украины . основной целью можно считать: познакомить учащихся младших классов с основными...
52693. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе 68.5 KB
  А так как дети находятся в школе до вечера важное значение имеет воспитание у детей потребности в здоровье как жизненно важной ценности сознательного стремления к ведению здорового образа жизни. Здоровье одна из сущностных характеристик человека наряду с духовностью интеллектуальностью определяющая степень жизнеспособности устойчивости организма в соответствие среде обитания возможности реализовать свои биологические и социальные требования. На первый план выступает не только задача физического развития детей сохранения и укрепления...
52694. Суть та структура проектно-технологтчної діяльності учнів 78.5 KB
  Суть та структура проектно-технологтчної діяльності учнів В останні десятирічча в центрі уваги психолого-педагогічної науки знаходиться вивчення особливостей і можливостей людини умов цілеспрямованої дії на розвиток її творчого потенціалу створення повноцінного навчаючого і розвиваючого середовища. Вона допомагая сформувати в учнів життєво важливі основи технологічних знань і вмінь залучити їх до різних видів практичної діяльності з...
52695. Новое время: встреча Америки и Европы. 4-й класс 44 KB
  Зачем люди отправлялись в путешествия ответы детей Что вы знаете об открытии Америки ответы детей слайд 1 см. На пути Колумба оказалась земля которую он принял за Индию слайд 2. Фернан Магеллан был португальцем слайд 3. Даниэль Дефо 16601731 написал знаменитый приключенческий роман âЖизнь и удивительные приключения Робинзона Крузоâ восславивший труд и волю к жизни слайд 4.
52696. Венерические болезни и меры профилактики 31.5 KB
  Проблемное обучение Тема: Венерические болезни и меры профилактики. Цель: сформировать понятия венерические болезни гонорея сифилис генитальный герпес знание мер профилактики симптомов возбудителей болезни. Планируемый результат: знать понятия венерические болезни гонорея сифилис генитальный герпес знание мер профилактики симптомов возбудителей болезни. На всем Земном шаре люди сталкиваются независимо от их желания с такой проблемой как венерические болезни а столкнувшись с ней не очень компетентны в данной области.
52697. Сценарій свята, присвяченого останньому дзвонику «Хай доля ваша буде дзвінка та крилата»! 111 KB
  Хай відкривають двері у майбутнє. На все життя запамятайте мить чудову Ми радо запрошуємо на свято 53 випуск Манвелівської середньої загальноосвітньої школи щоб їх благословити на доросле життя В Під рушниками оберегами Хай перший ваш проляже шлях Хай біжить він не по тернах по квітучих вже полях випускники зупиняються В. Побажаємо щастя хай доля стелиться їм світлим полотном танцюристи передають рушники батькам які роблять почесний коридор.