24576

Работа психолога с соматическими больными

Доклад

Психология и эзотерика

Внутренняя картина болезни ВКБ А. Лурия ввел понятие ВКБ субъективные внутренние переживания ощущения болезненных проявлений отношение к себе и болезни страхи тревоги жалобы действия и поступки и т. Компоненты внутренней картины болезни: 1. Болевая сторона болезни уровень ощущений чувственный уровень локализация болей и других неприятных ощущений их интенсивность и т.

Русский

2013-08-09

58 KB

6 чел.

7. Работа психолога с соматическими больными.

Блок диагностики.

Внутренняя картина болезни (ВКБ) – А.Р. Лурия ввел понятие ВКБ – субъективные внутренние переживания, ощущения болезненных проявлений, отношение к себе и болезни, страхи, тревоги, жалобы, действия и поступки и т.д.; это отражение внутренней картины здоровья (ВКЗ). ВКБ предполагает восприятие человеком самого себя как страдающего, как требующего участия другого человека – лечащего. Она обладает высокой степенью устойчивости.

Компоненты внутренней картины болезни:

1. Болевая сторона болезни (уровень ощущений, чувственный уровень) – локализация болей и других неприятных ощущений, их интенсивность и т.д.

2. Эмоциональная сторона болезни связана с различными видами эмоционального реагирования на отдельные стороны, симптомы, заболевание в целом и его последствия.

3. Интеллектуальная сторона болезни (рационально-информационный уровень) связана с представлениями и знаниями больного о его заболевании, размышлениями о его причинах и последствиях.

4. Волевая сторона болезни (мотивационный уровень) связана с  определенным отношением больного к своему заболеванию,  необходимостью изменения поведения и привычного образа жизни,  актуализацией деятельности по возвращению и сохранению здоровья

Психологические предпосылки к развитию соматического заболевания: взаимосвязи психофизиологии и психоаналитики (любые факторы: например психосоциальные), войны, экологические катастрофы, терроризм, изменение социального статуса, уход на пенсию, поступление в школу, конфликтные ситуации, микросоциальные факторы (нарушенные семейные отношения, алкоголизм или наркомания в семье).

Блок лечения: Гармонизация ВКБ. Сколько сущ-ет больных – столько сущ-ет и отношений к болезни. Лурия выделил 3 осн. типа отнош-я к болезни: 1) анозогнозический (разные формы субъективной недооценки объективно сущ-щих расстройств. Развивается при медленно текущих заболеваниях, симптомы которых долгое время остаются скрытыми. 2) гипернозогнозический (при внезапном, быстропротекающем заболеваними) – катастрофическая боязнь, тревога; 3) адекватная (гармоничн.)

Нужно провести диагностику ВКБ с помощью опросников (Методика для психологич.диагн-ки типов отн-я к болезни НИИ им. Бехтерева)  и проективных методик (Незаконченные предложения Сиднея – Сакса, ЦТО или попросить нарисовать свою болезнь). Методика позволяет выявить 12 типов отнош-я к болезни: 1. Гармоничный, 2. Анозогнозический (недооценивает забол-е или не думает о нем, отрицает очевидные факты), 3. Эргопатический (уход от болезни в работу, избирательное отношение к лечению), 4. Тревожный (тревога о себе и обо всем, что связано с болезнью, поиск информации, бегают к разным врачам, беспокойство, угнетенное настроение), 5. Ипохондрический (сосредоточены на своих болезненных и неприятных ощущениях, преувеличение тяжести заболенвания, очень любят лечиться, но абсолютно не верят в лечение), 6. Неврастенический («раздражительная слабость» – не могут переносить неприятные ощущения, испытывают агрессию, когда им ст-ся больно, могут излить свое раздражение на первого повавшегося), 7. Апатический (очень пассивны, утрата интереса ко всему, что их волновало, может выполнять процедуры только при настойчивом контроле со стороны), 8. сенситивный (озабочен, какое мнение производит его болезнь на окружающих, бояться, что из-за болезни нарушатся отношения с окружающими), 9. Эгоцентрический (уход в болезнь, демонстрация болезни с целью завладения окружающим вниманием), 10. Паронояльный (твердо уверенны, что их болезнь это рез-т чьего-то злого умысла, подозрительны к лекарствам, процедурам), 11. Дисфорический (угрюмый, мрачный, завидует здоровым людям, подозрителен, вспышкт агрессивности, требует во всем ему угождать), 12. Меланхолический (не верит  в успех лечения).

Для более продуктивной работы можно поговорить с лечащим врачом.

Психотерапия психосоматич.расстройств. Коррекция эмоциональных и семейных нарушений: 1.Суггестивная психотер. (внушение в гипнот. или бодр. сост., исп-ся для отвлечения от болезн. переживаний.), 2. Система творческого самовыражения (обращение к целоствной личности), 3. игровая терапия (индивид., семейн., групповая, поведенч., спонтанная или направленная), 4. Психоанализ (если в основе забол-я лежат подавленные или вытесненные комплексы, переживания. Применяется в комплексе с релаксац.техниками в индивид.работе), 5. Рациональная и разъясняющая терапия (логическое возд-е на психику больного с целью изменить его неправильное представление о проявлениях болезни и степение ее тяжести), 6. Поведенческая терапия (исправление болезненных форм повед-я позитивным или негативным подкреплением), парадоксальная интенция (при наличии симптомов, повторения которых пациент боится, т.о. больной дистанцируется от ревожащих симптомов), 7. Арт-терапия.

Оптимизация взаимоотношений больного с медработниками. Т.к. образ врача соответствует образу родителя или учителя, то нужно провести коррекцию эмоционального состояния больного и построить доверительные отношения между больным и врачом.

Отношение между врачом и больным м/б партнерским или авторитарным, соответственно общение при партнерском отношении будет более межличностным, а при авторитарном отношении общение будет техническим (анализы, осмотры и т.д.)

Блок катамнеза: Социальная адаптация хронически больных и инвалидов. Нужно помочь научиться жить со своим заболеванием. Направить на социально-психологические тренинги. Создать группы таких больных и обменяться опытом. Попросить помощи у социальных служб.

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

73008. Изучение устройства, принципа действия и методики выполнения измерений с помощью измерителя R, L, C типа Е7-11 и моста сопротивлений МКМВ 90.5 KB
  Цель работы изучить устройство и принцип действия измерителя моста сопротивлений МКМВ. Ознакомиться с назначением техническими характеристиками измерителя RLC универсального типа Е711 и моста сопротивлений МКМВ.
73010. Методика навчання роботі з ОС Windows 496 KB
  Учень повинен пояснювати: відмінність між системним службовим та прикладним програмним забезпеченням; поняття ядра операційної системи інтерфейсу користувача драйвера та утиліти; поняття файлової системи; відмінності між поширеними файловими системами...
73011. Методика створення комп’ютерних презентацій 93 KB
  Мета. Розглянути основні методичні особливості вивчення теми в ШКІ, опрацювати методичні рекомендації у педагогічно-методичній, науковій літературі, розробити дидактичне забезпечення до вивчення навчального матеріалу з даної теми.
73012. Методика навчання роботі з архіваторами і з антивірусними програмами 102 KB
  Мета. Розглянути основні методичні особливості вивчення теми в ШКІ, опрацювати методичні рекомендації у педагогічно-методичній, науковій літературі, розробити дидактичне забезпечення до вивчення навчального матеріалу з даної теми.
73013. Методика навчання роботі з графічним редактором 349.5 KB
  Учень повинен пояснювати: поняття векторного і растрового зображення; поняття колірної системи; відмінність між роздільною здатністю монітора та роздільною здатністю зображення; описувати: властивості поширених форматів графічних файлів таких як BMP GIF JPEG...
73014. СТВОРЕННЯ І РЕАЛІЗАЦІЯ ПРОГРАМ НА ВВЕДЕННЯ ТА ВИВЕДЕННЯ ДАНИХ 49.5 KB
  Завдання: У середовищі програмування С++ виконати такі дії: створити програму на виведення текстової інформації; створити програму на введення-виведення числової інформації; створити програму на введення-виведення інформації різних типів; зберегти програму на диску.
73015. ИЗМЕРЕНИЕ НАРУЖНЫХ И ВНУТРЕННИХ РАЗМЕРОВ ДЕТАЛЕЙ НА ОПТИМЕТРАХ 2.5 MB
  Цель работы: ознакомиться с принципом автоколлимации; изучить устройства и принцип работы оптиметровой трубки; изучить конструкцию вертикального и горизонтального оптиметров; приобрести практические навыки измерения внутренних и наружных размеров с помощью оптиметров.
73016. ИЗМЕРЕНИЕ НАРУЖНЫХ РАЗМЕРОВ ДЕТАЛИ ИНСТРУМЕНТОМ С РЫЧАЖНО-МЕХАНИЧЕСКОИ И ЗУБЧАТЫМИ ПЕРЕДАЧАМИ 1.6 MB
  Цель работы: изучить устройство и принцип работы мерительного инструмента с рычажно-механической и зубчатыми передачами; приобрести практические навыки измерения наружных размеров с помощью индикаторной и рычажной скоб; рычажного микрометра.