24576

Работа психолога с соматическими больными

Доклад

Психология и эзотерика

Внутренняя картина болезни ВКБ А. Лурия ввел понятие ВКБ субъективные внутренние переживания ощущения болезненных проявлений отношение к себе и болезни страхи тревоги жалобы действия и поступки и т. Компоненты внутренней картины болезни: 1. Болевая сторона болезни уровень ощущений чувственный уровень локализация болей и других неприятных ощущений их интенсивность и т.

Русский

2013-08-09

58 KB

6 чел.

7. Работа психолога с соматическими больными.

Блок диагностики.

Внутренняя картина болезни (ВКБ) – А.Р. Лурия ввел понятие ВКБ – субъективные внутренние переживания, ощущения болезненных проявлений, отношение к себе и болезни, страхи, тревоги, жалобы, действия и поступки и т.д.; это отражение внутренней картины здоровья (ВКЗ). ВКБ предполагает восприятие человеком самого себя как страдающего, как требующего участия другого человека – лечащего. Она обладает высокой степенью устойчивости.

Компоненты внутренней картины болезни:

1. Болевая сторона болезни (уровень ощущений, чувственный уровень) – локализация болей и других неприятных ощущений, их интенсивность и т.д.

2. Эмоциональная сторона болезни связана с различными видами эмоционального реагирования на отдельные стороны, симптомы, заболевание в целом и его последствия.

3. Интеллектуальная сторона болезни (рационально-информационный уровень) связана с представлениями и знаниями больного о его заболевании, размышлениями о его причинах и последствиях.

4. Волевая сторона болезни (мотивационный уровень) связана с  определенным отношением больного к своему заболеванию,  необходимостью изменения поведения и привычного образа жизни,  актуализацией деятельности по возвращению и сохранению здоровья

Психологические предпосылки к развитию соматического заболевания: взаимосвязи психофизиологии и психоаналитики (любые факторы: например психосоциальные), войны, экологические катастрофы, терроризм, изменение социального статуса, уход на пенсию, поступление в школу, конфликтные ситуации, микросоциальные факторы (нарушенные семейные отношения, алкоголизм или наркомания в семье).

Блок лечения: Гармонизация ВКБ. Сколько сущ-ет больных – столько сущ-ет и отношений к болезни. Лурия выделил 3 осн. типа отнош-я к болезни: 1) анозогнозический (разные формы субъективной недооценки объективно сущ-щих расстройств. Развивается при медленно текущих заболеваниях, симптомы которых долгое время остаются скрытыми. 2) гипернозогнозический (при внезапном, быстропротекающем заболеваними) – катастрофическая боязнь, тревога; 3) адекватная (гармоничн.)

Нужно провести диагностику ВКБ с помощью опросников (Методика для психологич.диагн-ки типов отн-я к болезни НИИ им. Бехтерева)  и проективных методик (Незаконченные предложения Сиднея – Сакса, ЦТО или попросить нарисовать свою болезнь). Методика позволяет выявить 12 типов отнош-я к болезни: 1. Гармоничный, 2. Анозогнозический (недооценивает забол-е или не думает о нем, отрицает очевидные факты), 3. Эргопатический (уход от болезни в работу, избирательное отношение к лечению), 4. Тревожный (тревога о себе и обо всем, что связано с болезнью, поиск информации, бегают к разным врачам, беспокойство, угнетенное настроение), 5. Ипохондрический (сосредоточены на своих болезненных и неприятных ощущениях, преувеличение тяжести заболенвания, очень любят лечиться, но абсолютно не верят в лечение), 6. Неврастенический («раздражительная слабость» – не могут переносить неприятные ощущения, испытывают агрессию, когда им ст-ся больно, могут излить свое раздражение на первого повавшегося), 7. Апатический (очень пассивны, утрата интереса ко всему, что их волновало, может выполнять процедуры только при настойчивом контроле со стороны), 8. сенситивный (озабочен, какое мнение производит его болезнь на окружающих, бояться, что из-за болезни нарушатся отношения с окружающими), 9. Эгоцентрический (уход в болезнь, демонстрация болезни с целью завладения окружающим вниманием), 10. Паронояльный (твердо уверенны, что их болезнь это рез-т чьего-то злого умысла, подозрительны к лекарствам, процедурам), 11. Дисфорический (угрюмый, мрачный, завидует здоровым людям, подозрителен, вспышкт агрессивности, требует во всем ему угождать), 12. Меланхолический (не верит  в успех лечения).

Для более продуктивной работы можно поговорить с лечащим врачом.

Психотерапия психосоматич.расстройств. Коррекция эмоциональных и семейных нарушений: 1.Суггестивная психотер. (внушение в гипнот. или бодр. сост., исп-ся для отвлечения от болезн. переживаний.), 2. Система творческого самовыражения (обращение к целоствной личности), 3. игровая терапия (индивид., семейн., групповая, поведенч., спонтанная или направленная), 4. Психоанализ (если в основе забол-я лежат подавленные или вытесненные комплексы, переживания. Применяется в комплексе с релаксац.техниками в индивид.работе), 5. Рациональная и разъясняющая терапия (логическое возд-е на психику больного с целью изменить его неправильное представление о проявлениях болезни и степение ее тяжести), 6. Поведенческая терапия (исправление болезненных форм повед-я позитивным или негативным подкреплением), парадоксальная интенция (при наличии симптомов, повторения которых пациент боится, т.о. больной дистанцируется от ревожащих симптомов), 7. Арт-терапия.

Оптимизация взаимоотношений больного с медработниками. Т.к. образ врача соответствует образу родителя или учителя, то нужно провести коррекцию эмоционального состояния больного и построить доверительные отношения между больным и врачом.

Отношение между врачом и больным м/б партнерским или авторитарным, соответственно общение при партнерском отношении будет более межличностным, а при авторитарном отношении общение будет техническим (анализы, осмотры и т.д.)

Блок катамнеза: Социальная адаптация хронически больных и инвалидов. Нужно помочь научиться жить со своим заболеванием. Направить на социально-психологические тренинги. Создать группы таких больных и обменяться опытом. Попросить помощи у социальных служб.

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

58006. Функція у = х2 її властивості, графік 64.5 KB
  Функція у = х2 її властивості графік Мета: домогтися засвоєння учнями властивостей функції у = х2 і властивостей її графіка та способу застосування графіка функції у = х2 для графічного розвязання рівнянь виду х2 = а; формувати вміння відтворювати зміст вивчених понять відпрацювати навички роботи з графіком функції...
58007. Від атома до Галактики 158 KB
  Мета уроку: Узагальнити і систематизувати знання учнів по темі „Степінь з цілим показником”. Формувати в учнів вміння встановлювити головне. Самостійно застосовувати набуті знання в стандартних і не стандартних ситуаціях, а також вміння аналізувати певні математичні твердження, робити висновки.
58008. Чотирикутники. Подібність трикутників. Теорема Піфагора. Площі многокутників Розв’язування прямокутних трикутників 175.5 KB
  Мета уроку: Вдосконалення компентентності учнів з теми: Подібність трикутників, теореми Піфагора; площі многокутників; розв’язування прямокутних трикутників. Формувати вміння застосовувати їх під час розв’язування практичних (прикладних) задач; активізувати пізнавальну діяльність учнів;
58009. Геометрические преобразования 144 KB
  Цель урока: Показать исключительную роль принципа симметрии в научном познании мира в человеческом творчестве и научить различать многообразные проявления симметрии в окружающем мире. Задачи: дать представление о симметрии в геометрии; научить распознавать виды симметрии...
58010. Географічні відкриття на уроках математики 141 KB
  Мета: освітня: підвищення мотивації до вивчення предметів шкільного курсу; повторення тем з математики: пропорції відсотки масштаб; розвинути в учнів уміння реалізовувати практичні звязки курсу математики і географії з майбутньою професією...
58011. Герб и его символика 49 KB
  Художественно-литературное название урока: Рисунок является источником и душой всех видов изобразительного искусства и корнем любой науки итальянский художник Микеланджело Тема урока: Герб и его символика Каждое искусство имеет как бы два...
58012. ES HERBSTET SCHON 365.5 KB
  Цілі уроку: Практична: опрацювати нову лексику по темі «Пори року», активізувати лексичний матеріал в усному і писемному мовленні, навчити учнів говорити про погоду восени, описувати осінній ліс, розвивати навички читання і аудіювання. Освітня: розширити знання учнів про природу рідного краю.
58013. Гидросфера. Обобщающий урок 80.5 KB
  Развивать познавательный интерес и географическое мышление учащихся; воспитывать географическую культуру и эстетическое восприятие географических объектов через литературные произведения.
58014. Гістотехнології. Основні напрямки біотехнології 80.5 KB
  Мета: розглянути один з нових напрямів біотехнології який займається створенням біологічних замісників тканин і органів; формувати поняття тканинна інженерія розвивати інтелектуальні здібності логічне мислення; виховувати бережливе ставлення до живих організмів та власного здоровя...